практическая Культурология
Письмо в редакцию
«практическая культурология» как ресурс реформирования отрасли культуры
Абсолютно все, без единого исключения, учебники (учебные пособия) по культурологии, даже лучшие из них, снабжённые издательской аннотацией — «подготовлено в соответствии с Федеральными требованиями государственного образовательного стандарта (дисциплина — «культурология»)» страдают, как минимум, двумя существенными недостатками.
Во-первых, разделы (главы, параграфы), освещающие отечественную историю культуры и искусства, останавливаются на начале 90-х гг. прошлого века. Современный период — с середины 90-х гг. ХХ в. до наших дней или вообще не освещается, или характеризуется самыми общими публицистическими фразами, дающими в лучшем случае представление о социально-политической, но никак не о культурной обстановке в стране в этот период.
Во-вторых, во всей без исключения учебной литературе будущие выпускники вузов и ссузов, входящих в систему Министерства культуры РФ, не найдут ни слова о том, что ожидает их, когда, получив диплом, они через неделю-другую придут на практическую работу в органы управления, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры.
Какова современная социокультурная ситуация в стране, что собой представляют основные направления государственной культурной политики, а, главное, как конкретно, практически осуществляется модернизация, реформирование отрасли культуры в наши дни? Как, прежде всего, на региональном уровне, в крупнейших мегаполисах и столицах регионов, в крупных библиотечных, музейных, условно говоря, «холдингах» реализуются инновационные проекты и программы, прорывные технологии управления? Ответов на эти вопросы в учебной литературе нет. Накопленный с начала 2000 г. и по наши дни опыт разработки и внедрения инновационных программ («Концепция культурной политики Пермского края»,
«Стратегическая программа Екатеринбург — мегаполис культуры и искусства», кардинальное реформирование культурного пространства столицы, предпринятое Департаментом культуры г. Москвы, создание «Гоголь-центра», Музейно-выставочного объединения «Манеж», Культурного центра «ДК АМО ЗИЛ», превращение кинотеатров и библиотек в культурно-досуговые центры столичных округов, новая концепция Государственного Театра Наций и многие другие новаторские начинания) — всё это нуждается в изучении, обобщении и всемерном распространении.
В учебной литературе наших дней, адресованной студентам вузов и ссузов, обо всём этом, о том, с чем они столкнутся с первых шагов своей самостоятельной деятельности в учреждениях культуры, в учебной литературе, повторим, ни слова.
Немногочисленные учебники и пособия «Экономика культуры», «Экономика и менеджмент культуры», «Менеджмент в сфере культуры», датируются 2005-2007 гг. и, естественно, процессы культурных преобразований, о которых речь шла выше, здесь даже не упоминаются.
Сама реальная социокультурная ситуация в условиях новых рыночных отношений, модернизации всех отраслей жизнедеятельности общества, а главное — уже накопленный и накапливаемый опыт работы учреждений и органов управления в этих непростых условиях — всё это ставит в повестку сегодняшнего дня потребность в создании, как минимум, пособия — «Практическая культурология».
Практическая (можно назвать и инновационная) культурология, как завершаемый раздел культурологии традиционной — призвана дать развернутый анализ состояния культурной сферы 2000-2013 гг. (постсоветского периода), чего абсолютно нет в сегодняшних учебниках, призвана обозначить пути реформирования отечественной культуры в условиях глобализации, единого мирового культурного пространства, в условиях идеологического и культурного плюрализма современной культурной политики государства, коренным образом отличающейся от политики партии в области культуры советского периода.
Практическая (инновационная) культурология должна обобщить те позитивные наработки, которые имеются в деятельности органов управления и в учреждениях культуры.
Практическая (инновационная) культурология призвана преодолеть нередко встречающиеся в творческой среде работников культуры умонастроения, выражающиеся в уверенности, что все беды культуры в «остаточном подходе» и произволе «руководящих чиновников».
Считаем целесообразным на страницах вашего издания завести отдельную рубрику «Практическая культурология», в которой бы работники органов управления, руководители учреждений культуры выступили с новыми, прорывными, инновационными предложениями, поделились опытом внедрения современных технологий управления.
Выпускникам ссузов и вузов осенью выходить на практическую работу в органы управления или музей, библиотеку, культурно-досуговый центр, где их ждут проекты и проблемы, новые управленческие решения, необходимость решать не «планетарные» вопросы, о которых говорилось в курсах культурологии (они же — «Теория и история культуры»), а конкретные, практические, прагматические, о чём за годы обучения им никто не говорил...
Было бы также целесообразно обсудить, каким мы представляем себе будущее учебное пособие для студентов старших курсов «Практическая культурология», которое конкретно помогло бы в их будущей деятельности по совершенствованию отрасли на уровне региона, муниципального образования, данного учреждения культуры (музеи, библиотеки, культурно-досуговые центры, парки культуры и другие очаги культуры).
Е S.
Проекты и предложения, требующие исключительно кардинального увеличения «в разы» бюджетного государственного финансирования культуры, не принимаются.
67
для списка литературы:
Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 26 октября.
Федеральный закон №273-Ф3. «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 декабря.
Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)» // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. №№ 7-8.
Культурная политика Пермского края // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 1.
Ярошевская Т. Л. и др. Стратегическая программа «Екатеринбург — мегаполис культуры и искусства» // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 1.
Екатерининская А. А., Мальцева М. А. Концепция развития Государственного театра Наций // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 2.
Пугач О. В. Концепция просвещённого саморегулирования. Интервью с директором Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького Ольгой Викторовной Захаровой // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 10.
Мельвиль Е. Х. Формирование государственного задания в учреждениях культуры клубного типа // Справочник руководителя учреждения культуры. 2012. № 11.
Мединский В. К Табакову и Любимову езжу сам — зачем утруждать мэтров хождением в Министерство // Комсомольская правда. 2013. 8 февраля.
Капков С. Кто с вами, мастера культуры? // Московский комсомолец. 2013. 26 января.
Теория больших дел. Три дня с Сергеем Капковым // Афиша. 2012. 16 ноября.
Миронов Н. Столичные кинотеатры превратятся в досуговые центры // Комсомольская правда. 2013. 7 февраля.
Зеленцова Е. Директор КЦ «ДК АМО ЗИЛ». «У меня был шок!» // Культура. 2012. № 42.
Официальные документы, как и публикации инновационных проектов и их комментариев, указанные выше, ни разу даже не называются в учебной литературе, в том числе — датированной 2013 г.
Ю. А. Лукин, доктор философских наук,
профессор, зав. кафедрой
гуманитарных наук
Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма
Е. Д. Дерябина, кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма
68