Научная статья на тему 'ПРАГМАТИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНОВ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОПЫТ И РЕАЛИИ'

ПРАГМАТИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНОВ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОПЫТ И РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОН / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОБРАТИМСКИЕ СВЯЗИ / ГУМАНИТАРНЫЕ КОНТАКТЫ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олейников И. В.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей взаимодействия Иркутской области Российской Федерации с регионами стран Европейского Союза. Рассмотрена динамика сотрудничества на субнациональном уровне, выявлены макроэтапы. Проанализировано влияние процессов мировой политики на международные связи регионов. Освещена деятельность губернаторов Иркутской области - С. Г. Левченко и И. И. Кобзева - на европейском направлении. Международная деятельность областного правительства становится элементом внутрирегиональной повестки, партийной борьбы. Сделан вывод, что власть и бизнес Иркутской области видели в международных контактах с европейскими партнёрами дополнительный имиджевый ресурс для развития региона, а европейская бюрократия рассматривала возможность реализации проектов в отдалённом регионе Сибири как ресурс для повышения «нормативной эффективности», распространения норм и ценностей, расширения сферы влияния. Присутствует негативное влияние взаимной санкционной политики, зависимость региональной власти от внешнеэкономической политики крупных вертикально интегрированных холдингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Олейников И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAGMATIC INTERACTION BETWEEN THE IRKUTSK OBLAST AND THE REGIONS OF THE EUROPEAN UNION: EXPERIENCE AND REALITIES

The purpose of the study is to identify the features of interaction between the Irkutsk Oblast of the Russian Federation and the regions of the European Union states. On the basis of customs statistics, analysis of materials of regional mass media, analytical literature, the dynamics of cooperation at the subnational level is considered, macro-stages are identified. The influence of the processes of world politics on the international connections of the regions is analyzed. The activity of the governors of the Irkutsk Oblast - S.G. Levchenko and I.I. Kobzev on the European direction is highlighted. It is noted thatthe international activity of the regional government is becoming an element of the intraregional agenda and party struggle. It is concluded that the government and business of the Irkutsk Oblast saw international contacts with European partners as an additional image resource for the development of the region, and the European bureaucracy considered the possibility of implementing projects in a remote region of Siberia as a resource for increasing “normative efficiency”, spreading norms and values, expanding the sphere of influence. There is a negative impact of mutual sanctions policy, the dependence of regional authorities on the foreign economic policy of large vertically integrated holdings. The humanitarian vector of interaction between the Irkutsk Oblast and the regions of the European Union countries continues to be implemented, but without intensive development - the already established contacts through twin cities and university ties are mainly maintained.

Текст научной работы на тему «ПРАГМАТИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНОВ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОПЫТ И РЕАЛИИ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 186-191. УДК 327(571.53:4)

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(2).186-191

И. В. Олейников

ПРАГМАТИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕГИОНОВ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОПЫТ И РЕАЛИИ

Цель исследования заключается в выявлении особенностей взаимодействия Иркутской области Российской Федерации с регионами стран Европейского Союза. Рассмотрена динамика сотрудничества на субнациональном уровне, выявлены макроэтапы. Проанализировано влияние процессов мировой политики на международные связи регионов. Освещена деятельность губернаторов Иркутской области - С. Г. Левченко и И. И. Кобзева - на европейском направлении. Международная деятельность областного правительства становится элементом внутрирегиональной повестки, партийной борьбы. Сделан вывод, что власть и бизнес Иркутской области видели в международных контактах с европейскими партнёрами дополнительный имиджевый ресурс для развития региона, а европейская бюрократия рассматривала возможность реализации проектов в отдалённом регионе Сибири как ресурс для повышения «нормативной эффективности», распространения норм и ценностей, расширения сферы влияния. Присутствует негативное влияние взаимной санкционной политики, зависимость региональной власти от внешнеэкономической политики крупных вертикально интегрированных холдингов.

Ключевые слова: Иркутская область; регион; Европейский Союз; международное сотрудничество; побратимские связи; гуманитарные контакты; административные связи.

Сотрудничество Иркутской области с регионами стран Европейского Союза (далее также - ЕС) на протяжении десятилетий испытывает влияние общей динамики на внешнем контуре взаимодействия как Российской Федерации с собственно интеграционной структурой ЕС, так и России и отдельных стран зарубежной Европы. В Иркутске на протяжении десятилетий работают филиалы европейских фирм, консульские структуры стран Европы, реализуются административные, экономические и гуманитарные контакты, побратимские связи, но роль области в сотрудничестве с компаниями из Западной Европы незначительна [1, с. 19]. Существует богатый исторический контекст, формирующий рамку сотрудничества, - сложная история польской ссылки в Сибирь в XIX в. оказывает влияние на современное взаимодействие посредством исторической памяти. Наряду с указанными аспектами присутствуют явные и скрытые факторы, негативно влияющие на интенсификацию внешних связей сибирского региона с регионами стран Европейского Союза.

Анализируя динамику взаимодействия на субнациональном уровне, можно выделить два макроэтапа:

• 1993-2014 гг.: время активного сотрудничества Иркутской области со странами и регионами Европейского Союза. Взаимодействие осуществлялось на административном уровне (программа ТАСК, формирование побратимских связей Иркутска с городами и территориями европейских стран: Пфорцхайм (Германия, 1999 г.), департамент Верхняя Савойя (Франция, 2001 г.), коммуна Стрёмсунд (Швеция, 2001 г.), провинция Порденоне (Италия, 2005 г.), Вильнюс (Литва, 2010 г.), Карловарский край (Чехия, 2011 г.), Приморско-горанская жупания (Хорватия, 2013 г.)1, - двусторонние визиты, интенсивное участие администрации Иркутской области в инвестиционных мероприятиях в странах ЕС), на уровне экономического сотрудничества (вовлечение европейских транснациональных корпораций в инвестиционные проекты на территории Иркутской области, реализация эксподипломатии - Байкальский экономический форум) и посредст-

вом гуманитарных контактов (проекты межуниверситетского сотрудничества и мобильности TEMPUS и «Эразмус Мундус», реализовывавшиеся на общероссийском уровне [2], инициативы сотрудничающих городов в рамках парадипломатии - обучение школьников, организация концертов и выставок [3, с. 83-85], деятельность сообщества «Байкал - Леман», выездные мероприятия и презентации области за рубежом).

• С 2014 г. по настоящее время, постепенное затухание активных контактов Иркутской области с европейскими партнёрами, переход к застою в силу изменившегося контекста российской внешней политики (декларация «поворота на Восток» на официальном уровне и в экспертных кругах) и жёстких нормативных подходов стран ЕС. Международная деятельность правительства Иркутской области становится элементом внутрирегиональной повестки - внешняя активность используется во внутриполитической борьбе в рамках региона. Присутствует и негативное воздействие двусторонней санкци-онной риторики стран ЕС и Российской Федерации, зависимость от экономической политики крупных российских вертикально интегрированных корпораций, на которую не способно воздействовать правительство региона. В этой ситуации гуманитарные контакты постепенно стагнируют, а программы партнёрства существуют во многом благодаря первичным импульсам, полученным ранее.

В 1990-2000-е гг. определяющим в мировой политике был дискурс глобализации, кооперации, конвергенции - в том числе и на региональном уровне. Российские чиновники, предприниматели и представители научного и университетского сообщества (как интеллектуалы, так и бюрократы) из Иркутской области позитивно относились к передовому европейскому опыту и были заинтересованы в активизации контактов с партнёрами из стран зарубежной Европы; этому способствовал взятый ранее курс на развитие взаимодействия со странами Запада, так называемая «козыревская дипломатия». С российской стороны присутствовал и элемент имиджевого сотрудничества в административной сфере. Со стороны государств Европейского Союза интерес заключался в распространении нормативной повестки - для

официальной бюрократии, получении новых перспективных рынков сырьевых ресурсов и сбыта продукции - для бизнеса.

С 2014 г. в мире постепенно начал разворачиваться противоположный дискурс -фрагментации, деглобализации, или «глобализации национализма», - который был использован региональными бюрократиями сибирских регионов, бравших за основу изменившееся внешнеполитическое позиционирование Российской Федерации в отношении стран Запада, а крупный и средний бизнес стал прагматично приспосабливаться к новым условиям и факторам санкционной политики. Гуманитарное взаимодействие стало замедляться в силу изменения российских правовых норм - принятия закона об иностранных агентах, поэтому многие общественные и научно-образовательные структуры не смогли взаимодействовать с европейскими фондами и организациями, постепенно приостанавливавшими свою деятельность на территории России. Государства Европы и ЕС в этой ситуации не изменили прежние жёсткие нормативные подходы в силу наличия имперской и цивилизаторской миссии [4, с. 48-49]. Таким образом, обоюдные действия сторон способствовали постепенному свёртыванию активной совместной реализации административных, экономических и гуманитарных программ на субнациональном уровне.

Иркутская область представляет собой хороший пример для иллюстрации вышеуказанных процессов, так как с осени 2015 г. губернатором являлся С. Г. Левченко, избиравшийся от партии КПРФ. Таким образом, партия власти «Единая Россия» в регионе длительное время была оппозиционной, что обуславливало затяжной системный конфликт между Законодательным собранием Иркутской области и областным правительством.

В ноябре 2018 г. при поддержке Франко-российской торгово-промышленной палаты в Париже и Лионе состоялась презентация потенциала Иркутской области в экономической и инвестиционной сферах2. Делегацию возглавил непосредственно губернатор С. Г. Левченко, были проведены встречи с бизнесменами Лиона и региона Овернь-Рона-Альпы по вопросам взаимодействия в сфере медицинских технологий. Фирма

«АТФ Имплантс» из Верхней Савойи планировала реализовать инвестиционную программу по строительству в Иркутской области завода по производству эндопротезов, а компания «Абисс-Имплантс» намеревалась создать производство сетчатых имплантов. Отмечались успехи в сфере высшего образования региона с Францией (Русско-французский факультет Байкальского государственного университета, взаимодействие Иркутского государственного университета с университетом Верхней Савойи), культуры - в Иркутске на протяжении ряда лет успешно действовало отделение «Альянс Франсез».

Спустя два месяца, в январе 2019 г., состоялась презентация потенциала Прианга-рья в австрийской Федеральной палате экономики. Региональных чиновников привлекли австрийские технологии в области деревообработки (компания «Эггер»), очистки воды (концерн «ВТЕ Вассертекник ГМБХ»), медицины - обсуждалась поставка медицинской техники в областные учреждения здра-воохранения3. Шёл диалог о перспективах взаимодействия в туристической сфере. Инициативы «красного губернатора» от КПРФ на европейском направлении столкнулись с системными возражениями внутри региона. Проблема высоких расходов областного бюджета на командировки губернатора и чиновников областного региона стала предметом жёсткой критики со стороны представителей провластного Общероссийского народного фронта (далее - ОНФ), отметивших, что деловая активность региональных властей важна, но в их отчётах нет данных об экономической эффективности проведённых зарубежных презентаций. Такая позиция связана с тем, что Иркутскую область на тот момент возглавлял губернатор от КПРФ, и политическая оппозиция в лице «Единой России» и ОНФ не упускала случая для критики инициатив областного правительства в областных и федеральных средствах массовой информации, используя для этого субнациональную составляющую связей региона.

Тенденции последнего времени, 20202021 гг., в субнациональном сотрудничестве Иркутской области на европейском направлении не способствуют активизации взаимодействия в силу продолжающегося «коро-

накризиса»4. Так, по состоянию на 2020 г. объём экспорта из области в Германию составил 72 170,9 тыс. долл. США, в Нидерланды - 250 378,2 тыс. долл. США, в Польшу - 94 601,3 тыс. долл. США5. Основа экспорта - древесина и целлюлозно-бумажные изделия, топливно-энергетические товары и металлы. Объём импорта в регион отличается: из Германии - 76 845,6 тыс. долл. США, Финляндии - 90 706,9 тыс. долл. США, Франции - 26 077,7 тыс. долл. США6. Из указанных стран ввозилась преимущественно машинотехническая продукция, продукция химической промышленности. Среди задач по развитию внешнеэкономического и международного сотрудничества на ближайшее время основными видятся: «...преодоление негативного влияния на внешнеторговую деятельность Иркутской области сложной эпидемиологической ситуации во всём мире, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции; восстановление объёмов несырьевого неэнергетического экспорта региона и расширение номенклатуры экспортных поставок»7. Крупный и средний бизнес Иркутской области, реализующий продукцию на экспортных рынках стран Европы и получающий выручку по заключённым контрактам в валюте, продолжает закупать необходимое для производства оборудование в странах Европейского Союза.

Констатируем, что происходит системное замедление международных связей региона, в том числе и на европейском направлении, активность нового губернатора Иркутской области - провластного И. Кобзева -в указанной ситуации связана в основном с администрированием текущих вопросов: внутриполитической жизни региона, электоральных процессов и чрезвычайных ситуаций. В этой связи ресурс развития, предлагаемый парадипломатией и международным сотрудничеством на областном уровне, остаётся фактически невостребованным. В 2021 г. были организованы визиты в регион чрезвычайных и полномочных послов Португалии и Великобритании в Российской Федерации в связи с открытием Года Байкала в Иркутской области (март 2021 г.), Генерального консула ФРГ в г. Новосибирске (март 2021 г.), встреча с делегацией Россий-

ско-Германской внешнеторговой палаты (апрель 2021 г.), визит делегации Посольства Германии в Росии во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом (май-июнь 2021 г.)8. Однако договорённости, достигнутые в ходе визитов, носят рамочный характер и, к сожалению, не способствуют интенсивной реализации инвестиционных проектов на территории области.

Положительным фактором в сотрудничестве с европейскими партнёрами является необходимость празднования памятных дат, связанных с юбилеями установления побра-тимских отношений между Иркутском и зарубежными городами. Ресурс исторической памяти влияет на трансформацию общественных пространств - так, с 2020 г. в Иркутске создаётся сквер, посвящённый двадцатилетию взаимодействия между Иркутском и немецким городом Пфорцхаймом9.

Подводя итог, следует подчеркнуть тот факт, что в последние годы Иркутская область, являясь регионом, в основном поставляющим сырьё и продукцию первого передела, вовлекается во всё более возрастающую конкуренцию с другими субъектами Российской Федерации за привлечение иностранных инвестиций и туристических потоков, в том числе из стран Европейского Союза. К примеру, мощный рекреационный кластер ОЭЗ «Байкальская гавань», созданный на Байкале в Республике Бурятия, в доковидный период оттягивал на себя значительное количество туристов из стран ЕС.

Таким образом, власть и бизнес Иркутской области в рамках указанных выше макроэтапов взаимодействия с партнёрами из государств Европейского Союза прагматично видели в международных контактах с европейскими партнёрами дополнительный имиджевый ресурс для развития региона и (по большей мере) возможность получения средств из ресурсов Правительства РФ под гипотетические и реальные проекты, совместно реализуемые с властями и бизнесом стран и регионов ЕС. Присутствовал и фактор «бюрократического туризма» чиновников Иркутской области в страны ЕС (проведение выставок, презентаций) без серьёзной отдачи. Европейская бюрократия (как и чиновники стран ЕС), в свою очередь, рассматривала возможность реализации проектов в отдалён-

ном регионе Сибири как ресурс для повышения «нормативной эффективности», распространения норм и ценностей ЕС, расширения сферы экономического и культурного влияния, увеличения финансовой поддержки со стороны институтов Европейского Союза; инвестиционные же проекты европейских компаний, первоначально реализовывавшиеся в Иркутской области в 1990-е гг., были свёрнуты в силу непрозрачной правовой системы и политических рисков к концу первого десятилетия XXI в. Международная деятельность областного правительства периодически становится элементом внутрирегиональной повестки, партийной борьбы. Присутствует негативное влияние взаимной санкцион-ной политики, попытка смены внешнеполитических приоритетов на федеральном уровне, зависимость от внешнеэкономической политики крупных вертикально интегрированных холдингов, на которую региональное правительство повлиять не способно. Под влиянием факторов пандемии международные связи региона на европейском направлении замедляются.

Гуманитарный вектор взаимодействия Иркутской области и регионов стран Европейского Союза продолжает реализовывать-ся, но без интенсивного развития - в основном поддерживаются уже установленные контакты по линии городов-побратимов, университетские связи, тем не менее, формирующие векторы для дальнейшего долговременного сотрудничества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Международные отношения // Официальный портал г. Иркутска. - URL: https://admirk.ru /Pages/internationalrelationships.aspx (дата обращения: 29.08.2021).

2 Иркутская область презентует инвестиционный потенциал в Париже и Лионе // Международная жизнь. - 19.11.2018. - URL: https:// interaffairs.ru/news/show/21015 (дата обращения: 11.09.2021).

3 На презентации потенциала Иркутской области в Австрии были представлены перспективные направления сотрудничества // Иркутская область : офиц. портал. - 16.01.2019. - URL: http://irkobl.ru/news/660444/?sphrase_id=13956204 (дата обращения: 11.09.2021).

4 Стремоухое Д. Международная активность российских губернаторов: между автономией и зависимостью // Riddle. - 01.11.2020. - URL:

https://www.ridl.io/ru/mezhdunarodnaj a-aktivnost-rossijskih-gubernatorov-mezhdu-avtonomiej-i-zavisimostju/ (дата обращения: 29.08.2021).

5 Статистическая информация об итогах внешней торговли Иркутской области за 2020 год // Сибирское таможенное управление : офиц. сайт. - 12.03.2021. - URL: https://stu.customs. gov.ru/document/text/270993 (дата обращения: 15.09.2021).

6 Там же.

7 Международная деятельность и межрегиональные связи // Иркутская область : офиц. пор-

тал. - 21.07.2021. - URL: https://irkobl.ru/region /economy/narodlink/ (дата обращения: 15.09.2021).

8 Там же.

9 Петрова И. Презентация Сквера дружбы // Восточно-Сибирская правда. - 27.08.2019. -URL: https://www.vsp.ru/2019/08/27/prezentatsiya-skvera-druzhby/ (дата обращения: 29.08.2021).

10 Ковыктинский проект ТНК-BP - иностранный инвестор не вписывался в схему реализации развития природных ресурсов, сформировавшуюся у России. См.: [5, с. 202].

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейников И. В. Взаимодействие Иркутской области со странами Европейского союза в начале XXI в.: проблемы и перспективы развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2013. - Т. 8. - С. 19-24.

2. Фоминых А. Е. Оценки эффективности сотрудничества Европейского союза и России в области высшего образования: опыт программы Темпус // Европа и Европейский союз глазами ученых / под ред. Л. В. Дериглазовой. - Томск : Изд-во ТГУ, 2018. - С. 275-291.

3. Котельникова Н. А. Иркутск в процессах международного сотрудничества в 2012 г.: анализ деятельности органов местного самоуправления в реализации побратимских связей // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2013. - № 2 (11) - С. 8290.

4. Игумнова Л. О. Имперская идентичность Европейского союза и России // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - № 6 (32). - С. 45-55.

5. Артемьев И. Н. Проблема противостояния государственной собственности на недра и частной собственности на добытые из недр полезные ископаемые // Федерализм. - 2009. - № 4 (56). - С. 199-203.

Сведения об авторе

Олейников Илья Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения Иркутского государственного университета, доцент кафедры международных отношений и таможенного дела Байкальского государственного университета (Иркутск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 664003, Россия,

Иркутск, ул. К. Маркса, 1;

664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина, 11

E-mail: ilyavasilich@yandex.ru

РИНЦ AuthorlD: 704732

ORCID: 0000-0002-5277-1945

WoS ResearcherlD: 0-1582-2016

Информация о статье

Дата поступления 5 октября 2021 г.

Дата принятия в печать 29 апреля 2022 г.

Для цитирования

Олейников И. В. Прагматичное взаимодействие Иркутской области и регионов стран Европейского Союза: опыт и реалии // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 2 (34). С. 186-191. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(2).186-191.

I.V. Oleynikov

PRAGMATIC INTERACTION BETWEEN THE IRKUTSK OBLAST AND THE REGIONS OF THE EUROPEAN UNION: EXPERIENCE AND REALITIES

The purpose of the study is to identify the features of interaction between the Irkutsk Oblast of the Russian Federation and the regions of the European Union states. On the basis of customs statistics, analysis of materials of regional mass media, analytical literature, the dynamics of cooperation at the subnational level is considered, macro-stages are identified. The influence of the processes of world politics on the international connections of the regions is analyzed. The activity of the governors of the Irkutsk Oblast - S.G. Levchenko and I.I. Kobzev on the European direction is highlighted. It is noted that

the international activity of the regional government is becoming an element of the intraregional agenda and party struggle. It is concluded that the government and business of the Irkutsk Oblast saw international contacts with European partners as an additional image resource for the development of the region, and the European bureaucracy considered the possibility of implementing projects in a remote region of Siberia as a resource for increasing "normative efficiency", spreading norms and values, expanding the sphere of influence. There is a negative impact of mutual sanctions policy, the dependence of regional authorities on the foreign economic policy of large vertically integrated holdings. The humanitarian vector of interaction between the Irkutsk Oblast and the regions of the European Union countries continues to be implemented, but without intensive development - the already established contacts through twin cities and university ties are mainly maintained.

Keywords: Irkutsk Oblast; region; European Union; international cooperation; twin cities contacts; humanitarian contacts; administrative connections.

REFERENCES

1. Oleynikov I.V. Vzaimodeistvie Irkutskoi oblasti so stranami Evropeiskogo soyuza v nachale XXI v.: problemy i perspektivy razvitiya [Irkutsk region - European Union international cooperation in the early 21st century: problems and prospects of development]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Politologiya. Religiovedenie" [The Bulletin of Irkutsk State University. Series "Political Science and Religion Studies"], 2014, vol. 8, pp. 19-24. (in Russian).

2. Fominykh A.E. Otsenki effektivnosti sotrudnichestva Evropeiskogo soyuza i Rossii v oblasti vysshego obrazovaniya: opyt programmy Tempus [Estimating the efficiency of the EU-Russia cooperation in higher education: Tempus programme experience]. Deriglazova L.V. (ed.). Evropa i Evropeiskii soyuz glazami uchenykh [Europe and the European Union through the eyes of scholars], Tomsk, Tomsk State University Publ., 2018, pp. 275-291. (in Russian).

3. Kotel'nikova N.A. Irkutsk v protsessakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva v 2012 g.: analiz deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya v realizatsii pobratimskikh svyazei [Irkutsk in the processes of international cooperation in 2012: analysis of the twin-city policy pursued by the local government]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Politologiya. Religiovedenie" [The Bulletin of Irkutsk State University. Series "Political Science and Religion Studies"], 2013, no. 2 (11), pp. 82-90. (in Russian).

4. Igumnova L.O. Imperskaya identichnost' Evropeiskogo soyuza i Rossii [Imperial Identity of the European Union and Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Tomsk State University Journal of History], 2014, no. 6 (32), pp. 45-55. (in Russian).

5. Artem'ev I.N. Problema protivostoyaniya gosudarstvennoi sobstvennosti na nedra i chastnoi sobstvennosti na dobytye iz nedr poleznye iskopaemye [The problem of contradiction between state ownership on the subsoil and private ownership of mineral resources produced fom mineral deposits]. Federalizm [Federalism], 2009, no. 4, pp. 199-203. (in Russian).

About the author

Ilya V. Oleynikov - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Political Science, History and Regional Studies of the Irkutsk State University, Associate Professor of the Department of International Relations and Customs of the Baikal State University (Irkutsk, Russia)

Postal address: 1, K. Marksa ul., Irkutsk, 664003, Russia;

11, Lenina ul., Irkutsk, 664003, Russia E-mail: ilyavasilich@yandex.ru RSCI AuthorID: 704732 ORCID: 0000-0002-5277-1945 WoS ResearcherID: 0-1582-2016

Article info

Received October 5, 2021

Accepted April 29, 2022

For citations

Oleynikov I.V. Pragmatic Interaction Between the Irkutsk Oblast and the Regions of the European Union: Experience and Realities. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 2 (34), pp. 186-191. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(2). 186-191 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.