Научная статья на тему 'Прагматический потенциал вопросительных конструкций в заголовке публицистического текста (на материале интернет-СМИ)'

Прагматический потенциал вопросительных конструкций в заголовке публицистического текста (на материале интернет-СМИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
729
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ЗАГОЛОВОК / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ТЭК / PRAGMATIC POTENTIAL / INTERROGATIVE CONSTRUCTIONS / HEADING / PUBLICISTIC TEXT / INTERNET MASSMEDIA / ENERGY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каневская Яна Евгеньевна

В данной статье на материале электронных СМИ анализируется назначение вопросительных конструкций, включенных в заголовки публикаций. Автор выявляет высокий прагматический потенциал вопросительных предложений, выполняющих функции привлечения внимания, информирования, эмоционального воздействия, текстообразования и некоторые другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pragmatic potential of interrogative constructions in heading of the publicistic text (based on internet massmedia)

This article examines the purpose of question structures included in the titles of publications on the material of electronic media. The author reveals a high pragmatic potential of interrogative sentences, which perform the functions of attracting attention, notification, emotional impact, text-formation and some others.

Текст научной работы на тему «Прагматический потенциал вопросительных конструкций в заголовке публицистического текста (на материале интернет-СМИ)»

Я.Е. Каневская

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЗАГОЛОВКЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на материале интернет-СМИ)

В данной статье на материале электронных СМИ анализируется назначение вопросительных конструкций, включенных в заголовки публикаций. Автор выявляет высокий прагматический потенциал вопросительных предложений, выполняющих функции привлечения внимания, информирования, эмоционального воздействия, текстооб-разования и некоторые другие.

Ключевые слова: прагматический потенциал, вопросительные конструкции, заголовок, публицистический текст, интернет-СМИ, ТЭК.

Заголовок - особая часть журналистского материала, которая одновременно является частью и публикации, и полосы (в интернет-СМИ - веб-страницы), и всего издания (сайта, портала). При этом заголовок сохраняет относительную самостоятельность: он может быть прочитан вне связи с журналистским материалом и, взятый сам по себе, уже несет читателю определенную информацию1.

Как и журналистский материал в целом, заголовок направлен на достижение ряда прагматических целей, среди которых -информирование аудитории, формирование или изменение ее картины мира, влияние на общественное мнение. Цели достигаются при помощи различных языковых средств2. В данной статье анализируется прагматика использования в заголовках интернет-публикаций такого экспрессивного средства, как вопросительная конструкция.

Для проведения исследования методом сплошной выборки были отобраны вопросительные заголовки материалов, размещенных на сайтах, посвященных сфере ТЭК (топливно-энергетического комплекса). К анализу заголовков данных изданий было решено обратиться, так как топливно-энергетический комплекс -

© Каневская Я.Е., 2016

один из самых важных жизнеобеспечивающих экономических секторов страны. От положения в нем во многом зависит успешность проводимых экономических реформ. Нефть и торговля ею лежат в основе международных отношений, являются причиной конфликтов между странами и коалициями. Проблемы и тенденции развития рынка нефти - одна из самых актуальных тем.

Вопросительные конструкции, встречающиеся в анализируемых источниках, имеют риторический характер: журналист не рассчитывает на ответ со стороны адресата3. «Риторический вопрос -это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя/слушателя к тому или иному явлению...»4.

Однако необходимо учитывать, что риторический вопрос в заголовке публицистического текста имеет существенную специфику. Например - один из исследуемых заголовков: «Зачем "Газпром" рвется в электроэнергетику?»5. Вопрос задается не только с целью привлечь внимание читателя к политике корпорации. Предполагается, что в тексте журналистского материала содержится ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Выбор заголовка обусловлен стремлением редакции помочь аудитории сориентироваться в журналистском материале, настроить читателя на получение определенной информации.

В ходе исследования были выявлены несколько типов вопросительных конструкций, характерных для сайтов, посвященных сфере ТЭК.

К первому типу относятся вопросы, являющиеся частью

чужой речи: экономический обозреватель Сергей Черкасов: «Когда кончится нефть?»6; нефтяной эксперт Вячеслав Кулагин: «Что даст Кашаган России и Азербайджану?»1. В этих случаях вопросительные конструкции передают эмоции цитируемого автора, его отношение к тому, о чем говорится. Такой заголовок выполняет одновременно функции экспрессивной вопросительной конструкции и цитаты. Вопрос, заданный экспертом, интригует аудиторию и усиливает ее интерес к публикации.

Ко второму типу принадлежат вопросительные конструкции, включенные в журналистский текст. Как и вопросы, заданные от лица специалиста, они относятся к разряду «обещающих», то есть настраивают читателя на получение важной для него и, безусловно, достоверной информации: Заголовки-вопросы Что будет, если Украина не отдаст долг?8; Зачем США снимают запрет на экспорт нефти?9; Что принесет прокладка нефтепровода?10. Некоторые из подобных заголовков имитируют диалог с читателем (Нефть дешевая... подумайте, а надолго?11),

позволяя ему почувствовать себя равноправным участником коммуникации.

Общие вопросы с частицей ли требуют утвердительного или отрицательного ответа: Слезет ли Россия с нефтяной иглы?12; Слезем ли мы с нефтяной иглы?13; Будет ли альтернатива российской трубе?и. Читатель вправе ожидать от следующих далее материалов четкости и определенности ответа. Дополнительную экспрессию эти заголовки приобретают благодаря использованию метафор и метонимии.

Наряду с общевопросительными журналисты применяют част-новопросительные конструкции. В изученных источниках среди вопросительных слов количественно преобладает наречие зачем и синонимичное ему словосочетание с какой целью: Зачем России нужен договор ЕАЭС?15; Зачем государству нефтепровод?16; Зачем нам море, пахнущее нефтью?17; С какой целью Россия скупает золото?18.

Особенность вопросительного предложения со словом зачем заключается в том, что оно нередко используется как средство не постановки вопроса, а возражения и проявления негативного отношения к каким-либо действиям. Так, заголовок Зачем нам море, пахнущее нефтью? сигнализирует об уверенности автора в том, что рассматриваемый проект не просто не нужен России - он, по мнению автора материала, опасен (в статье журналист ссылается именно на такое экспертное мнение).

Наряду с названными выше вопросительные конструкции выполняют текстообразующую функцию. Так, отвечая на поставленный в заголовке вопрос Какой нефтепровод лучше для Иркутской области?19, журналист анализирует и сопоставляет проекты строительства нефтепроводов компаниями «Транснефть» и «ЮКОС».

Вопрос К чему приведет снижение цены на нефть ?20 заставляет автора привести мнения финансистов Financial Times из России, Ирана, Шотландии и Саудовской Аравии относительно возможных итогов падения цены на «черное золото». Заголовки со словом как в значении каким образом? (Как стоимость нефти влияет на цены в магазинах?21; Как связана стоимость нефти и цена на бензин?22) также нацеливают читателя на получение необходимой информации, привлекают внимание к материалу, выполняют текс-тообразующую функцию.

Однократно встретившийся в изучаемом источнике вопрос с местоимением что и частицей же: Что же будет с нефтью, Родиной и с нами?23 - представляет собой трансформированный прецедентный текст и в силу повышенной эмоциональности передает

озабоченность и даже внушает страх. Это вполне соответствует содержанию статьи, в которой эксперты рисуют страшную для россиян экономическую картину (один из разделов публикации называется «Ой, что будет!»). Другой пример эмоционально заряженного вопросительного заголовка: Неужели газ стал позицией свободной торговли в СНГ?24

Из всех рассмотренных в данной статье вопросительных заголовков риторический вопрос в строгом смысле представляет собой лишь один - Зачем нам море, пахнущее нефтью? Остальные вопросы ставятся для того, чтобы стимулировать поиск ответа на них, а значит - подтолкнуть аудиторию к прочтению публикации в целом. Фактически тот же вопрос, как следует из содержания статей, ставится журналистом перед экспертами, которые предлагают на него ответ, преподносимый интернет-изданием как не вызывающий сомнений.

Таким образом, вопросительные предложения - заголовки интернет-СМИ служат для достижения следующих прагматических целей:

- привлечение внимания;

- формирование читательского интереса к журналистскому материалу;

- информирование аудитории о существовании той или иной проблемы;

- указание на ненужность/нецелесообразность какого-либо процесса;

- воздействие на эмоции читателя;

- организация текста публикации.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что прагматический потенциал вопросительных конструкций в позиции заголовка достаточно велик. Это, как ни странно, не учитывается рядом таких ведущих интернет-ресурсов, как «КоммерсантЪ», «Огонек», «КП», в заголовках которых вопросительных конструкций обнаружено не было.

Примечания

1 Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: ИКАР, 2004. С. 102.

2 См.: Каневская Я.Е. Прагматический потенциал отрицательных конструкций в публицистическом тексте (на материале журнала «КоммерсантЪ - Власть») // Вестник РГГУ. Сер. «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 4. С. 117-122.

3 «Вопросительными называют предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо» (Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова: В 2 т. Т. 2: Синтаксис. М.: Наука, 1982. С. 386).

4 Розенталь Д.Э. Русский язык: Справочник-практикум. М: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005. С. 702.

5 Neftegaz.ru. [Электронный ресурс] URL: http://neftegaz.ru/analisis/view/7422 (дата обращения: 15.03.2016).

6 Политическая Россия: Общественно-политический интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http://politrussia.com/ekonomika/kogda-konchitsya-neft-781/ (дата обращения: 15.03.2016).

7 Rubaltic.ru: Аналитический портал. URL: http://ia-centr.ru/expert/16565/ (дата обращения: 15.03.2016).

8 Major-expert.ru: Аналитический портал. URL: http://yablor.ru/blogs/chto-budet-esli-ukraina-ne-otdast-d/5299270 (дата обращения: 17.03.2016).

9 Правда.ТВ: Свободная социальная аналитическая площадка. URL: http://www. pravda-tv.ru/2015/12/16/195191/zachem-ssha-snimayut-zapret-na-eksport-nefti (дата обращения: 17.03.2016).

10 Neftegaz.ru. [Электронный ресурс] URL.: http://neftegaz.ru/news/view/26029 (дата обращения: 15.03.2016).

11 Pikabu: Российский информационный портал. URL.: http://pikabu.ru/story/ neft_deshevayapodumayte_a_nadolgo_4023169 (дата обращения: 15.03.2016).

12 Аналитик. Политика и экономика: Военно-политический интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http://www.news-usa.ru/slezet-li-rossiya-s-neftyanoj-igly.html (дата обращения: 18.03.2016).

13 Столетие: Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы. [Электронный ресурс] URL: http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/ slezem_li_my_s_neftanoj_igly_499.htm (дата обращения: 18.03.2016).

14 Информационно-аналитический портал компании «Миррико». URL: http:// www.mirrico.ru/press/articles/index.php7ID-840 (дата обращения: 18.03.2016).

15 Аналитик. Политика и экономика: Военно-политический интернет-журнал. [Электронный ресурс] URL: http://www.news-usa.ru/zachem-rossii-nuzhen-dogovor-eaes.html (дата обращения: 18.03.2016).

16 Сайт информационного агентства «Au92». URL: http://au92.ru/msg/20030303_ rtmjxym.html (дата обращения: 19.03.2016).

17 Око планеты: Информационно-аналитический портал. URL: http://oko-planet. su/finances/financescrisis/270273-s-kakoy-celyu-rossiya-skupaet-zoloto.html (дата обращения: 19.03.2016).

18 Ежедневные новости. [Электронный ресурс] URL: http://daily.novostivl.ru/ archive/?f=lf&t=050304c07 (дата обращения: 20.03.2016).

19 Сайт информационного агентства «Байкал Инфо». [Электронный ресурс] URL: http://baikal-info.ru/sm/2004/14/003002.html (дата обращения: 20.03.2016).

20 Ведомости. [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru/finance/ articles/2014/09/22/k-kakim-politicheskim-posledstviyam-privedet-snizhenie-ceny (дата обращения: 20.03.2016).

21 Медуза: Независимое общественно-политическое сетевое издание. [Электронный ресурс] URL: https://meduza.io/cards/kak-tseny-na-neft-vliyayut-na-nashu-zhizn (дата обращения: 21.03.2016).

22 Там же.

23 Сайт информационно-аналитического агентства «Посольский приказ». [Электронный ресурс] URL: http://www.posprikaz.ru/2012/07/chto-zhe-budet-s-neftyu-rodinoj-i-s-nami/ (дата обращения: 21.03.2016).

24 Сайт «Политика и деньги». [Электронный ресурс] URL: http://politdengi.com. ua/v-mire/22620.html (дата обращения: 21.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.