Научная статья на тему 'Роль вопросительных высказываний в современном массмедиальном дискурсе'

Роль вопросительных высказываний в современном массмедиальном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССМЕДИАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / МАССОВАЯ АУДИТОРИЯ / РЕСПОНДЕНТ / ЖУРНАЛИСТ / ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / MASS-MEDIA DISCOURSE / MASS AUDIENCE / RESPONDENT / JOURNALIST / INTERROGATIVE UTTERANCES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дубских Ангелина Ивановна

Цель настоящего исследования состоит в выявлении выработанных в массмедиальном дискурсе приемов употребления вопросительных высказываний. Дана характеристика моделей построения вопросительных высказываний. Анализу подвергается их функциональная и стилистическая направленность. Описаны функции вопросительных высказываний в роли заголовков материалов массмедиального дискурса. Вопросно-ответные построения усиливают эмоциональность и выразительность языка, способствуют экспликации авторского отношения, помогают установить диалог с реципиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERROGATIVE UTTERANCES IN MODERN MASS-MEDIA DISCOURSE

The purpose of the study is to consider the methods of using interrogative utterances in mass-media discourse. The characteristic of models for constructing interrogative utterances is presented. Their functional and stylistic focus is analyzed. The functions of interrogative utterances as headings of materials in mass-media discourse are described. Question-answer constructions strengthen the emotionality and expressiveness of the language, facilitate the explication of the author’s relationship, and help establish a dialogue with the recipients.

Текст научной работы на тему «Роль вопросительных высказываний в современном массмедиальном дискурсе»

Дубских Ангелина Ивановна

РОЛЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МАССМЕДИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Цель настоящего исследования состоит в выявлении выработанных в массмедиальном дискурсе приемов употребления вопросительных высказываний. Дана характеристика моделей построения вопросительных высказываний. Анализу подвергается их функциональная и стилистическая направленность. Описаны функции вопросительных высказываний в роли заголовков материалов массмедиального дискурса. Вопросно-ответные построения усиливают эмоциональность и выразительность языка, способствуют экспликации авторского отношения, помогают установить диалог с реципиентами. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/12-4/21 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(78): в 4-х ч. Ч. 4. C. 79-81. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/12-4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 8.81

Цель настоящего исследования состоит в выявлении выработанных в массмедиальном дискурсе приемов употребления вопросительных высказываний. Дана характеристика моделей построения вопросительных высказываний. Анализу подвергается их функциональная и стилистическая направленность. Описаны функции вопросительных высказываний в роли заголовков материалов массмедиального дискурса. Вопросно-ответные построения усиливают эмоциональность и выразительность языка, способствуют экспликации авторского отношения, помогают установить диалог с реципиентами.

Ключевые слова и фразы: массмедиальный дискурс; массовая аудитория; респондент; журналист; вопросительные высказывания.

Дубских Ангелина Ивановна, к. филол. н.

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова [email protected]

РОЛЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МАССМЕДИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

Массмедиальный дискурс является важнейшим орудием формирования и отражения общественного мнения. Обращение к самым разным кругам массового адресата актуализирует поиск особых речевых средств воздействия на него. Учеными отмечается высокая роль оценки, являющейся одной из отличительных признаков массмедиального дискурса. К другим чертам данного дискурса относятся наличие массового получателя, высокая динамика в получении, обработке и транслировании информации, демократичность и экспли-цитность в отношении использования различных стилей с целью оказания максимального влияния на адресата, эмоциональность и образность изложения материала [3; 4]. Кроме этого, увеличение степени воздействия на аудиторию достигается путем включения в тексты разнообразных средств диалогичности. Интенция отправителей текстов заключается, таким образом, в создании иллюзии диалога с адресатами: задаются вопросы, определяется круг проблем, над которыми необходимо поразмышлять. Наряду с интерактивной связью реализации этой цели способствуют вопросительные высказывания, представляющие собой одно из речевых средств, делающих возможным такой диалог.

Частое употребление вопросительных высказываний в массмедиальном дискурсе объясняется его специфическими особенностями. Во-первых, данные высказывания многозначны и могут быть представлены различными типами иллокутивных актов: эротетивом, репрезентативом, директивом. Во-вторых, вопрос ориентирован на дальнейший ответ и этим способствует дальнейшему развертыванию текста. В-третьих, иллокутивная сила вопросительного высказывания помогает установить контакт с реципиентом, поскольку актуализирует его внимание [1; 2].

Целью настоящего исследования является рассмотрение выработанных в массмедиальном дискурсе приемов употребления вопросительных высказываний.

Одним из распространенных способов изложения материала в массмедиальном дискурсе является вопросно-ответная форма. Среди таких построений можно выделить три модели: 1) вопрос - ответ; 2) сообщение - вопрос - ответ; 3) сообщение - вопрос. Различие этих моделей прослеживается не только на структурном, но и на функциональном уровне.

Модель «вопрос - ответ» часто начинает абзац: "Scheidung vor der Hochzeit? Verbittert und illusionslos startet Ankara in die Beitrittsgespräche mit der Europäischen Union" [10]. / «Развод до свадьбы? Ожесточенно и без иллюзий приступает Анкара к переговорам о присоединении к Европейскому союзу» (здесь и далее перевод автора статьи. - А. Д.). Коммуникативная функция подобных вопросительных высказываний направлена на формулировку и представление основной темы одного или нескольких абзацев. Другая функция вопросно-ответного комплекса данной модели заключается в разделении сложных, развернутых предложений на несколько более коротких, простых: "Die Familie genießt den besonderen Schutz des Staates, aber was bedeutet Schutz? Wie ist er am besten umzusetzen in der Realität? Mit sehr viel Geld" [5]. / «Семья наслаждается особой защитой государства, но что означает защита? Как она лучше всего реализуется в реальности? С большим количеством денег». Подобная экономия языковых средств делает излагаемый материал более доступным для восприятия.

По своей коммуникативной направленности в тексте к этой модели близка вторая: «сообщение - вопрос -ответ». Вопрос в ней вытекает из сообщения, ответ может быть либо категоричным, немногословным, либо развернутым, разъясняющим: "Doch als Frankreichs Staatspräsident Jacoues Chirac am vergangenen Freitagmittag mit seiner Gastgeberin Angela Merkel zusammentraf, war keine Rede mehr davon. Streit? Bloß kein Streit! Nur sorgfältig inszenierte Harmonie" [7]. / «Но когда в прошлую пятницу президент Франции Жак Ширак встретил принимающую гостей Ангелу Меркель, не было и речи об этом. Спор? Только не спор! Лишь тщательно спланированная гармония». Такой «разъясняющий диалог» представляет собой цепь вопросно-ответных построений, которые служат формой эмоционального подчеркнутого репрезентатива.

Третья модель «сообщение - вопрос» отличается от первых двух функциональной и стилистической направленностью. В структуре высказывания они обычно занимают последнюю позицию. Вопрос, вытекающий из предшествующего сообщения, может выражать размышление, сомнение, предположение и другие субъективно-модальные оттенки значений. Стилистический эффект усиливается, если абзац завершается не одним,

80

ISSN 1997-2911. № 12 (78) 2017. Ч. 4

а группой вопросов: "Vater, Mutter, ein, zwei, viele Kinder, Mutter bleibt zu Hause, Vater bringt das Geld - das ist nicht mehr die Regel. Das ist der Sonderfall. Heißt das, die Familie ist vom Aussterben bedroht? Oder muss sich die Vorstellung ändern, was eine richtige Familie ist?" [5]. / «Отец, мать, один, два, много детей, мать остается дома, отец приносит деньги - это уже не правило. Это особый случай. Означает ли это, что семье угрожает исчезновение? Или должно измениться представление, что такое настоящая семья?». Вопросы в данных примерах носят модально-оценочный характер, что является особенностью массмедиального дискурса.

Таким образом, выделенные три модели вопросно-ответных построений различаются не только своей структурой, но и выполняемыми функциями и стилем. Если первые две служат для подчеркивания, выделения важных в смысловом отношении частей текста, то третья способствует экспликации авторского отношения к высказываемой мысли, инспирирует адресата подумать вместе с автором, согласиться или не согласиться с ним.

Другим распространенным приемом массмедиального дискурса является лексически подчеркнутый вопрос. В этом случае для усиления воздействующего эффекта используется не только вопросительная форма, но и сочетания, указывающие на вопрос (diese Frage, dieselbe Frage, andere Frage, die Frage stellen / этот вопрос, тот же вопрос, другой вопрос, задавать вопрос): "Eine andere Frage lautet: Hätten Sie bei bestimmten Berufen Schwierigkeiten, eine Frau als Autoritätsperson anzuerkennen?" [11]. / «Другой вопрос: есть ли у Вас трудности с признанием женщины авторитетным лицом в определенных профессиях?». Подобные построения имеют четкую структуру и способ ее оформления: сочетание, указывающее на вопрос, отделяется двоеточием от самого вопроса. Такие конструкции используются в полемических текстах и являются средством эффективного и целенаправленного воздействия на адресата.

Также в массмедиальном дискурсе широко распространен прием, когда вопросы ставятся один за другим, за счет чего растет внутреннее напряжение текста: "Wie beeinflussen Brüder und Schwestern einander? Wo liegen die Wurzeln ihrer Hassliebe? Fühlen sich die Mittleren wirklich von zwei Seiten gedeckelt wie ein Sandwich? Was ist unverwechselbar an Zwillingen? Sind Einzelkinder ärmer dran, sind Brüder toller? Und: Welchen Geschwisterkult treiben andere Völker?" [9]. / «Как братья и сестры влияют друг на друга? Где корни их любви и ненависти? Действительно ли средние чувствуют себя зажатыми с двух сторон как сэндвич? Что неповторимо у близнецов? Что лучше: быть единственным ребенком или иметь братьев? И: какой культ братьев и сестер у других народов?». Подобные вопросительные комплексы является броским выразительным средством, наглядно передающим протекающее размышление автора.

Эмоционально-воздействующий эффект достигается употреблением вопросов с анафорическим началом. Это создает ритмическую организацию текста, что способствует также логическому усилению авторской темы: "Kann wirklich etwas getan werden? Kann das funktionieren? Kann der Staat überhaupt etwas bewirken bei der privatesten aller Entscheidungen?" [5]. / «Можно ли что-то действительно сделать? Может ли это работать? Может ли государство влиять на принятие решений по самым личным вопросам?».

Особое место в массмедиальном дискурсе отводится вопросительным высказываниям в названиях материалов различного вида. Заголовок - важный элемент оформления, он выполняет различные функции: номинативную, информативную, рекламную.

Вопросительные высказывания являются распространенным типом заглавий. Они настраивают адресата на непринужденный разговор, устанавливают более тесный контакт между журналистом и реципиентом. Особую окраску имеют вопросы с обращением: "Was war da los, Herr Bürgermeister?" [13]. / «Что происходит, г-н Мэр?».

Часто для привлечения внимания аудитории и вовлечения ее в процесс репрезентируемой информации используются заголовки-вопросы, адресованные непосредственно реципиенту: "Was für ein Europa wollen wir?" [12]. / «Какую Европу мы хотим?». Посредством вопросов такого типа наиболее эффективным образом устанавливается диалог автора и адресата, налаживается обратная связь с ним.

Другой тип газетных заголовков построен по модели «вопрос - разъяснение»: "Kann das noch Zufall sein? Die Hurrikane 'Katrina' und 'Rita' entfachen in den USA eine neue Klimaschutz-Debatte" [8]. / «Может ли это быть случайностью? Ураганы "Катрина" и "Рита" вызывают в США новую дискуссию по защите климата». Конструкции заголовков подобного типа задают общий тон материала, делают для массового получателя понятным и доступным авторский замысел.

Часто заголовок имеет преамбулу, располагающуюся перед вопросительным высказыванием: "Die stille Revolution. Durch eine tolerante Auslegung des Korans versucht König Mohammed VI sein Land zu modernisieren. Wird es zum Modellstaat für einen demokratischen Islam?" [6]. / «Тихая революция. Через толерантное толкование Корана король Мохаммед VI пытается модернизировать свою страну. Станет ли она образцовым государством для демократического ислама?». Заголовки данной модели актуализируют внимание адресата, побуждая его самому ответить на вопрос перед знакомством с предлагаемой темой, сравнить свое мнение с мнением адресанта, вступая в диалог с ним.

Таким образом, частотное использование вопросно-ответных построений в массмедиальном дискурсе объясняется стремлением журналиста установить диалог с аудиторией, вызвать ее ответную реакцию. Вопросно-ответные высказывания представлены различными типами иллокутивных актов: эротетивом, репрезентативом, директивом. Три выделенные модели вопросно-ответных высказываний, участвующих в построении текста, выполняют различные функции. Было установлено, что модели «вопрос - ответ» и «сообщение - вопрос - ответ» формируют основную тему оного или нескольких абзацев, актуализируют семантически важные части текста. Модель «сообщение - вопрос» содействует экспликации авторского отношения, помогает установить диалог с реципиентами. Участвуя в организации текста, вопросно-ответные высказывания способствуют созданию его внутреннего напряжения, вовлекая аудиторию в диалог с автором. Выступая в функции заголовков, они задают общий тон материала, акцентируют внимание массового получателя на поставленной проблеме.

Список источников

1. Дубских А. И. Диалогичность как способ организации текста на газетной полосе // Проблемы диалогизма словесного искусства: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2007. С. 26-28.

2. Дубских А. И. Речевые стратегии адресанта в диалогических текстах публицистического стиля // Актуальные проблемы научного знания в XXI веке: материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч. Барнаул - Рубцовск: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2007. Ч. 1. С. 10-15.

3. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров: автореф. дисс. ... д. филол. н. СПб., 2004. 26 с.

4. Колокольцева Т. Н. Роль диалога в современном коммуникативном пространстве // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000. С. 50-57.

5. Der Familienkrach [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-50666676.html (дата обращения: 26.08.2017).

6. Die stille Revolution [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-45280059.html (дата обращения: 27.08.2017).

7. Dornige Freundschaft [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-50666687.html (дата обращения: 05.09.2017).

8. Kann das noch Zufall sein? [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-42008777.html (дата обращения: 10.09.2017).

9. Rivalen fürs Leben [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-45280085.html (дата обращения: 15.09.2017).

10. Scheidung vor der Hochzeit? [Электронный ресурс]. URL: http://magazin.spiegel.de/EpubDelivery/spiegel/pdf/42008758 (дата обращения: 26.08.2017).

11. Volle Deckung [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-45280019.html (дата обращения: 28.08.2017).

12. Was für ein Europa wollen wir? [Электронный ресурс]. URL: http://www.tagesspiegel.de/kultur/reisefreiheit-was-fuer-ein-europa-wollen-wir/20273334.html (дата обращения: 15.09.2017).

13. Was war da los, Herr Bürgermeister? [Электронный ресурс]. URL: http://www.focus.de/finanzen/steuern/steuerversch wendung/was-war-da-los-herr-tybussek-wie-eine-kleinstadt-6-5-millionen-euro-versenkte_aid_824522.html (дата обращения: 28.08.2017).

THE ROLE OF INTERROGATIVE UTTERANCES IN MODERN MASS-MEDIA DISCOURSE

Dubskikh Angelina Ivanovna, Ph. D. in Philology Nosov Magnitogorsk State Technical University lina_masu@mail. ru

The purpose of the study is to consider the methods of using interrogative utterances in mass-media discourse. The characteristic of models for constructing interrogative utterances is presented. Their functional and stylistic focus is analyzed. The functions of interrogative utterances as headings of materials in mass-media discourse are described. Question-answer constructions strengthen the emotionality and expressiveness of the language, facilitate the explication of the author's relationship, and help establish a dialogue with the recipients.

Key words and phrases: mass-media discourse; mass audience; respondent; journalist; interrogative utterances.

УДК 8142

В статье рассматриваются российские, казахстанские и американские политические интернет-комментарии в лингвоперсонологическом аспекте. Основная цель работы состоит в выявлении параметров текстопорож-дения исследуемого объекта. Результаты показали, что при порождении российских и американских интернет-комментариев доминирует фактор персонности (субъективности), обусловленный параметрами субъективности языковой личности, а в казахстанских преобладают текстовые (объективные) факторы.

Ключевые слова и фразы: лингвоперсонология; виртуальная языковая личность; интернет-комментарий; субъективные и объективные текстопорождения; параметризация; политический дискурс.

Ергалиева Самал Жанаткызы

Кемеровский государственный университет [email protected]

ПАРАМЕТРИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ, КАЗАХСТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЕВ)

Одной из характерных черт современной лингвистики является изучение роли человеческого фактора в продуцировании речи. Развитие компьютерных сетей, информационно-коммуникационных технологий и последовавшее за этими процессами расширение сфер человеческой коммуникации оказали бесспорное влияние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.