ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-200-212 УДК 378.01
ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ -ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Григоренко Екатерина Владимировна,
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры философии Сибирского федерального университета, Россия, 660049, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а ORCID: 0000-0002-6139-4694. [email protected]
Аннотация
В статье анализируется прагматическая концепция истины в аналитической философии. Акцентируются ее основные идеи: общность мыслей, практическая применимость. В работе представлены основные идеи представителей прагматической концепции истины: Дж. Остина, П. Грай-са, П. Стросона. Прагматическая концепция истины является одной из основных в аналитической философии языка. Она характеризуется идеями практичности и востребованности знания, определяемостью истины человеком. В этой концепции истинной идеей является та, которая решает определенные вопросы, а ложной выступает практически неосуществимая идея. В работе доказывается гипотеза, что именно прагматическая концепция формирования истинного значения является наиболее приемлемой для его понимания и развития. Также утверждается, что стремление к единству мыслей и их практическая применимость являются главными и востребованными идеями в процессе формирования, понимания и употребления значения. Представлена идея о том, что прагматическая концепция истинного знания направлена на решение вопросов коммуникации, речевого общения, установления диалога между собеседниками. В отличие от нее, кор-респондентная и когерентная концепции истины характеризуются строгим соответствием понятия предмету, а также четким соотношением между собой понятий в предложении. В работе доказывается, что именно прагматическая концепция дает возможность для формирования, интерпретации и реализации значения в общении, предоставляя тем самым индивидуальную возможность для использования собственных идей и стремлений. Здесь нужно отметить, что корреспондентная и когерентная концепции представляют модель, в которой выражен образец описания и характеристики материального мира. Таким образом, модель идеального языка, выражая строгую схему восприятия, интерпретации и понимания действи-
тельности, ограничивает человеку возможности для индивидуального понимания и реализации сформулированных идей. В статье рассматривается вопрос о несостоятельности корреспондентной и когерентной концепций истины, поскольку они не предоставляют возможности для рассуждений, для самостоятельного поиска истины каждым из нас и для развития речевого общения. Также утверждается, что именно идеи прагматической концепции истины — общность идей, стремление к передаче знаний друг другу, реализуемость идей — выступают основой коммуникации и являются главными в развитии речевого общения. В настоящем исследовании использованы герменевтический, аналитический и прагматический методы.
Ключевые слова: прагматизм, концепция, теория, истина, коммуникация, общая идея, метод, речевой акт, понимание, язык.
Библиографическое описание для цитирования:
Григоренко Е.В. Прагматическая концепция истины — теория коммуникации в аналитической философии // Идеи и идеалы. — 2021. — Т. 13, № 2, ч. 1. — С. 200—212. — Б01: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-200-212.
Один из ярких представителей корреспондентной концепции истины в аналитической философии языка — Готлоб Фреге. Помимо идей данной концепции, мыслитель использовал идеи и закономерности построения предложений когерентной концепции истины. Идеи этих концепций философ выразил в своей работе «О смысле и значении». Эти идеи представлены с помощью формирования предложений посредством строгого соединения слов, понятий и их соотношения с предметами.
Модель идеального языка выражена у философа с помощью значения имени, которое обозначает предмет, а представление является субъективным, смысл характеризует объективное знание.
Отсутствие коммуникации выражается, по Г. Фреге, через использование правил формирования предложений: основное предложение необходимо связывать с придаточным, основываясь на общей идее; придаточное предложение возможно заменить другим в том случае, если оно содержит такой же смысл, который имеет главное предложение. Здесь связывание между собой главного и придаточного предложений по определенным правилам грамматики в целях формирования истинностного знания представляет один из принципов когерентной концепции истины.
Г. Фреге является представителем корреспондентной концепции истины, направленной на формирование предложений, характеризующих существование объективного мира. Философ представляет полное описание определенной ситуации посредством создания логико-грамматической модели, выражая идею о том, что с ее помощью возможно познать и понять действительность. При этом конкретные предложения должны строго отображать действительность и основываться на правилах фор-
мирования предложений и их четкой взаимосвязи друг с другом. Помимо корреспонденции, Г. Фреге использует когерентную концепцию истины, представленную через строгое связывание между собой предложений для формирования истинностного значения.
Основываясь на анализе истинного знания Г. Фреге, необходимо сказать о том, что логическая семантика философа направлена на формирование и реализацию правил характеристики и понимания действительности посредством предложений. Эти правила, как утверждает мыслитель, являются основными и общими для всех людей, их можно использовать в процессе познания и понимания действительности. Но при этом речи об индивидуальном отношении субъекта к реализации понятий, предложений нет, это считается неистинным пониманием мира, нарушением правил описания и представлением заведомо ложного знания.
Анализируя концепцию истины философа, необходимо сказать о том, что сформулированные правила препятствуют формированию общих понятий в процессе диалога, единому решению вопроса в процессе коммуникации и развитию общения, так как этого они не предусматривают, утверждая, что мышление одинаково, всем необходимо придерживаться изначально заданных общих схем в процессе мышления, и, избегая их, можно нарушить процесс восприятия, анализа и понимания в решении исследуемых вопросов.
Одним из представителей корреспондентной концепции истины в аналитической философии также был Бертран Рассел. В концепции мыслителя выражены правила формирования понятий, дескрипций, представляющие схемы описания и понимания человеком действительности. В этом учении стремление к формированию общих идей посредством диалога и развитию речевого общения Б. Расселом не рассматривалось.
Атомы выражают характеристики предметов, а также свойства и отношения, существующие в материальном мире. Таким образом, атом характеризует материальный предмет. Данная идея в полной мере представляет корреспондентную концепцию, где истина формируется на основе соответствия понятия предмету.
Б. Рассел вводит понятие факта, который описывает отношение к другому предмету и представляет свое свойство и характеристики, он характеризуется определенным предложением. Факты относятся к объективному миру, они не создаются человеческими мыслями или убеждениями.
Мыслитель для построения философской системы использует предложения, которые могут быть вопросительными или направленными на реализацию просьбы, протеста. Здесь Б. Рассел, как и Г. Фреге, представляет правила описания действительности: любой пропозиции необходимо представлять повествовательное предложение, никаких выражений желаний, либо вопросов быть не может.
Главной особенностью в описании действительности у Б. Рассела выступает теория дескрипций. По утверждению философа, правильный анализ характеризуется именно данной теорией, дающей полное описание объекта.
Специфика учения философа направлена на формирование понятия, которое четко описывало бы объект. Таким образом, идея, направленная на строгое соответствие понятия объекту, характеризует мыслителя как представителя корреспондентной концепции истины, где понятия, имена соответствуют всему происходящему в материальном мире.
Подводя итоги на основе исследования философского учения Б. Рассела, необходимо заключить: факты, пропозиции, дескрипции, имена и символы являются главными факторами описания и понимания действительности, они не допускают каких-либо расхождений в познании и выступают общей схемой интерпретации и анализа всего происходящего каждым из нас. Данные идеи представляют корреспондентную концепцию истины, направленную на строгое описание мира.
Важно отметить, что вопросы коммуникации, обмена информацией и ее обсуждение Б. Рассел не исследует. Обсуждение и анализ вышеперечисленных идей отрицательно влияет на развитие диалога и не способствует обсуждению вопросов собеседниками, что ведет к отрицанию формирования общих идей и их пониманию в процессе речевого общения.
Один их ярких представителей корреспондентной концепции истины в аналитической философии языка — Людвиг Витгенштейн. Рассматриваемая концепция формирует логико-онтологическую модель, в основе которой стремление представить характеристику и основные формы описания действительности с помощью Фактов и Пропозиций. Эти формы выражают общие схемы восприятия и понимания человеком всего существующего в материальном мире. Вопросы коммуникации, обсуждения собеседниками каких-либо вопросов и формирования совместной идеи посредством ее обсуждения философ отрицает, поскольку вышеперечисленные факторы препятствуют созданию общих идей и принятию единой схемы восприятия и понимания материала каждым из нас.
Общая система познания выражается мыслителем с помощью того, что мир характеризуется как совокупность Фактов. Только посредством данных форм познания возможно показать реальное существование предметов в действительности, а также их взаимосвязь и происходящие изменения. Данная характеристика представляет один из аспектов корреспон-дентной концепции истины, где Факт четко соответствует предмету.
Также процесс описания действительности философ выражает посредством Имени в рамках конкретной Пропозиции. Имя представлено в рамках двух концепций истины — корреспондентной и когерентной.
В том случае, когда характеризуется процесс, где Имя должно соответствовать предмету, — это один из принципов корреспонденции; если Имя взаимосвязано с другими Именами только целостной Пропозиции, то данный признак выражает когерентную концепцию истинного знания.
Таким образом, с помощью пропозиции Л. Витгенштейн представляет определенную картину реальности. Пропозиция направлена на строгое соответствие миру и всему происходящему в нем и выражает корре-спондентную концепцию истины. От этого признака зависит истинность и ложность предложения, когда истинное предложение характеризуется полным своим соответствием реальному существованию вещей, а ложным является предложение, представленное с ошибками и нарушениями и не выражающее сути всего происходящего.
В логико-онтологической модели Л. Витгенштейн представляет идею о том, что только с помощью Пропозиций возможно дать разностороннюю характеристику всего существующего в материальном мире (всех процессов, явлений) и отразить изменения, происходящие в нем. В связи с этим, исследуя данную языковую модель описания и понимания действительности, человек получает объективную информацию о мире и его существовании.
Концепция раннего Л. Витгенштейна представляет корреспондентную концепцию истины, характеризующуюся стремлением к истинному описанию объективного мира и адекватному его познанию. Помимо данной характеристики действительности, философ использует одну из идей когерентной концепции истинного значения, где оно формируется с помощью четкого соответствия между собой высказываний и предложений.
Таким образом, вопросы коммуникации в рамках обсуждения определенного вопроса в раннем учении Л. Витгенштейна не рассматриваются, так как не представляют интереса из-за возможности индивидуального подхода к знанию, а это противоречит строгому описанию и истинному пониманию человеком действительности.
В связи с лингвистическим поворотом модель идеального языка, представленная в рамках корреспондентной и когерентной концепций истины, сменяется прагматической, сформированной в пределах модели естественного языка, характеризующейся единством идей у собеседников, реализацией знания и развитием коммуникации.
В.А. Ладов в работе «Формальный реализм», анализируя особенность прагматистской концепции истины, отмечает одну из ее особенностей — «.. .полезностьвысказываний для практической жизни человека» [6, с. 59, 60]. Данный аспект отождествляется с понятием истины.
Одно из требований прагматической концепции истины — обязательное наличие общего заключения, достигнутого всеми, оно является истинным.
Согласно Ч. Пирсу, именно опыт и научный метод являются хорошими методами, они показывают, раскрывают и отображают всё происходящее в действительности, и только с их помощью можно достичь согласия в понимании истины.
В работе У. Джеймса «Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления» прагматистский метод характеризуется практичностью применения знания. По утверждению философа, особенность этого метода состоит в построении алгоритма действий, способствующих решению определенной проблемы. «Из каждого слова вы должны извлечь его практическую наличную стоимость (practical cash-value), должны заставить его работать в потоке вашего опыта. Оно выступает не столько как решение, сколько как программа для дальнейшей работы, в частности как указание на те методы, с помощью которых может быть изменена данная нам действительность» [5, с. 228]. Таким образом, истинно такое знание, которое способствует изменению всего происходящего.
Отличительными чертами прагматической концепции истины в аналитической философии являются: формирование значения каждым субъектом; представление истины посредством реализуемости знания; истина приемлема для всех познающих, т. е. выступает общеупотребительным выражением для всех людей, занимающихся исследованием определенного вопроса (новое понимание конвенции как основы для интерпретации и реализации значения языкового выражения).
Один из представителей прагматистской концепции истины как основы коммуникации в аналитической философии языка — Дж. Остин. Эта теория раскрывается мыслителем в работе «Слово как действие».
Идеи прагматизма философ выражает через стремление к формированию коммуникации на основе определенных речевых актов.
Условием для формирования истинного знания, по утверждению философа, является конвенциональная процедура, направленная на конкретный результат. Она состоит из произнесения конкретных слов определенными людьми в отдельных ситуациях. Процедура должна выполняться всеми участниками правильно, полностью и соответствовать их поступкам. Если данные правила не выполняются, то перформативное высказывание не является успешным и нужным, т. е. истинным.
Дж. Остин отмечает, что важным условием истинности высказывания всегда является успешность его употребления. «С высказыванием (конста-тивом) "Джон (сейчас) бежит" связано утверждение "Я (сейчас) утверждаю, что Джон (сейчас) бежит", а истинность этого последнего может зависеть от успешности употребления высказывания "Джон (сейчас) бежит" точно так же, как истинность высказывания "Я (сейчас) приношу свои извинения", зависит от успешности употребления высказывания "Прошу прощения"» [7].
Классифицируя речевые акты на локутивный, иллокутивный и перло-кутивный, философ подтверждает прагматическую концепцию истины, в
которой каждый из речевых актов предназначен для осуществления своей идеи. Локутивный акт характеризует процесс говорения, изложения информации, иллокутивный представлен приказами, наставлениями, перло-кутивный связан с выражением действия.
Помимо отмеченных речевых актов, Дж. Остин говорит о пяти общих классах — речевых актах, связанных с иллокутивными высказываниями: о вердиктивах, экзерситивах, комиссивах, бехабитивах и экспозитивах. Каждый из речевых актов связан с реализацией своих идей и задач в процессе общения.
Таким образом, идея, направленная на то, чтобы слово выражало действие, характеризует Дж. Остина как виднейшего представителя прагматизма, где истиной является мысль, способная направить и изменить процесс коммуникации, а также понимание субъектом значения языка.
Необходимо сказать о том, что при описании и анализе речевых актов философ использует правила их осуществления, они направлены на реализацию идей собеседников и изменения речевого общения, что подтверждает концепцию прагматизма. В данной концепции истинным выступает то высказывание, которое изменяет к лучшему речевое общение, таковым является иллокутивный акт.
Таким образом, прагматическая концепция истины Дж. Остина представлена посредством формирования речевых актов и обозначения их применения в процессе коммуницирования для понимания обсуждаемых собеседниками вопросов.
Один из представителей прагматической концепции истины, выразивший ее в своей работе «Логика и речевое общение», — американский философ Пол Грайс. Мыслитель формулирует правила речевого общения, способствующие коммуникации и формированию собеседниками единого решения рассматриваемой проблемы. Правила основываются на принципе кооперации, состоящем из категорий количества, качества, отношения и способа.
Категория количества характеризует количество переданной человеком информации, категория качества отражает стремление субъекта к объективному выражению идеи, категория отношения характеризуется стремлением познающего придерживаться обсуждаемой темы, а категория способа представлена мыслителем посредством стремления к ясности и четкости высказываний.
Помимо представленных постулатов, философ отмечает также эстетические, социальные и моральные. Сформулированные постулаты соблюдаются участниками диалога, а также могут формировать неконвенциональные импликатуры.
Одним из главных моментов в учении П. Грайса является определение цели речевого общения, которая играет основную роль в развитии коммуникации.
Согласно учению мыслителя, цель общения — это передача информации собеседниками друг другу, а также изменение знаний об обсуждаемых вопросах говорящими и управление поведением друг друга.
Прагматизм находит выражение у П. Грайса посредством воздействия говорящего на других участников диалога в целях достижения ими общего знания либо согласия в достижении идеи.
По утверждению философа, определенные высказывания говорящего направляют слушающего на то, что последний может понять высказанную ему мысль, согласиться с ней и начать реализовывать ее вместе с собеседником. Эта идея представляет прагматическую концепцию истинного знания, где стремление к реализации общих идей посредством строгих правил демонстрирует их истинность, поскольку они регулируют общение и способствуют пониманию собеседниками друг друга.
Таким образом, П. Грайс в работе «Логика и речевое общение» представляет прагматическую концепцию истины. Условиями для формирования истинного знания выступают общность достигаемой собеседниками идеи, изменение понимания содержания и схемы ее реализации в процессе диалога.
Один из представителей прагматической концепции истины в аналитической философии — Питер Фредерик Стросон.
Философ в работе «Значение и истина» анализирует особенность формирования значения с целью исследовать формирование истинного знания. Здесь мыслитель представляет прагматическую концепцию истины, выраженную посредством стремления говорящего убедить собеседника в истинности высказываемой им идеи.
Согласно концепции мыслителя, значения предложений определенного языка полностью или в большей степени детерминированы правилами, задающими условия истинности. Основой для формирования истинного значения является процесс коммуникации-интенции, где истина определяется с основой на высказываниях каждого субъекта.
Метод убеждения говорящим слушающего в процессе коммуникации представляет одну из идей прагматической концепции истины, где убеждение имеет практический характер, поскольку направлено на изменение речевого общения и развитие коммуникации: «.. .вместе с теоретиком коммуникации соглашаются с тем, что для разъяснения понятия утверждения требуется понятие убеждения (признавая, что высказать утверждение — значит выразить некоторое убеждение; высказать истинное утверждение —
значит выразить корректное убеждение, а убеждение является корректным в том случае, если вещи, к которым относится убеждение, таковы, как считает носитель убеждения)» [10]. Метод убеждения, направленный на отстаивание субъектом своего понимания идеи, представляет идею прагматизма, выражающую истинность и нужность утверждений каждого отдельного человека в процессе общения.
Стремление П. Стросона использовать метод убеждения, основанного на стремлениях и знаниях субъекта, но при этом способствующего единому решению вопроса собеседниками, выражает прагматическую концепцию истинного знания.
Основываясь на вышеизложенном, необходимо сделать следующий вывод: проанализированные учения Дж. Остина, П. Грайса, П. Стросона представляют яркие примеры прагматической концепции истины в аналитической философии. В этой концепции главными условиями формирования и интерпретации значения языка выступают конвенции, направленные на создание и реализацию общих идей.
Общие стремления и установки, способствующие пониманию говорящего и слушающего в процессе коммуникации, являются главными условиями формирования истины в концепции П. Стросона. Дж. Остин отстаивает позицию формирования общей конвенции, являющейся главным условием формирования и реализации практического знания собеседниками. П. Грайс условием истины считает правила речевого общения.
Таким образом, анализируя работы философов, необходимо сказать о том, что прагматическая концепция истины более приемлема для речевого общения и коммуникации, так как формулирует правила диалога между собеседниками, предоставляя возможность каждому из его участников интерпретировать и понимать язык и убеждать в этом собеседников в процессе обсуждения.
По итогам проведенной работы необходимо заключить, что прагматическая концепция истинного знания является в большей мере востребованной для диалога и развития речевого общения, в отличие от корре-спондентной и когерентной концепций. Эти две концепции исключают процесс формирования значения каждым из нас и индивидуальный подход. Они направлены на то, чтобы представить алгоритм интерпретации, понимания и употребления языка, что не направляет собеседника к стремлению интерпретировать и передать слушающему свою позицию в решении обсуждаемого вопроса в процессе диалога, которая в процессе обсуждения стремится стать общей.
Выводы могут быть сформулированы следующим образом: прагматическая концепция истинного знания представляет индивидуальное решение и индивидуальный подход к пониманию обсуждаемого вопроса и спо-
собствует развитию коммуникации, предлагая индивидуальному знанию стать общим и быть основой речевого общения.
Яркий пример развития языка и речевого общения представил П. Грайс, именно у него правила коммуникации могут быть сформулированы и реализованы на основе идей и стремлений собеседников, что развивает диалог и способствует индивидуальному пониманию субъектом языковых выражений. Учение Дж. Остина акцентирует внимание на нужности речевых актов, которые меняют свой статус и значения в зависимости от своего предназначения в процессе коммуницирования. Эта концепция прежде всего характеризуется спецификой речевых актов и их направленностью. Согласно П. Стросону, одной из главных характеристик прагматического метода является общность идей и установок, направленных на понимание обсуждаемой собеседниками идеи.
В связи с этим корреспондентная и когерентная концепции истины акцентируют внимание на формировании идеальной модели языка, связанной со строгими характеристиками действительности, а также с четким алгоритмом ее понимания и реализации представлений о ней.
Необходимо отметить, что именно прагматическая концепция истины в аналитической философии является основой коммуникации, в процессе которой осуществляется диалог, обмен информацией, интерпретация и понимание значения языка. Здесь прагматическая концепция истины является теорией коммуникации, где главными ее условиями выступают формирование общих суждений и обмен ими в процессе диалога собеседниками, а также реализация знания, направленная на то, чтобы решить обсуждаемый вопрос.
Литература
1. Аналитическая философия / В. А. Ладов, М.В. Лебедев, Н.И. Петякше-ва, В.А. Суровцев, А.З. Черняк, Я.В. Шрамко. — URL: http://yanko.lib.ru/books/ philosoph/blinov-ladov-lebedev%3Danalytic_philosophy.htm (дата обращения: 06.05.2021).
2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — URL: http://db3.nsc. ru:8080/jspui/bitstream/SBRAS/9305/3/vitg.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
3. ГрайсГ.П. Логика и речевое общение. — URL: http://kant.narod.ru/grice.htm (дата обращения: 06.05.2021).
4. Аналитическая философия: избранные тексты / сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Грязнова. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 181 с.
5. Джеймс У. Воля к вере: пер. с англ. / сост. Л.В. Блинников. — М.: Республика, 1997. — 431 с.
6. Ладов ВА. Формальный реализм. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. — 132 с.
7. Остин Дж. Слово как действие // Classes.ru. Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 17. Теория речевых актов. — URL: https://classes.ru/grammar/159. new-in-linguistics-17/source/worddocuments/_1.htm (дата обращения: 06.05.2021).
8. Рассел Б. Философия логического атомизма. — Томск: Водолей, 1999. — 192 с.
9. Сёрл Дж. Что такое речевой акт? — URL: http://www.philology.ru/linguistics1/ searle-86.htm (дата обращения: 06.05.2021).
10. Стросон П.Ф. Значение и истина. — URL: http://kant.narod.ru/strawson.htm (дата обращения: 06.05.2021).
11. Стросон П.Ф. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. - 328 с.
12. Философия языка: пер. с англ. / ред.-сост. Дж.Р. Сёрл. — Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 208 с.
13. Фреге Г. Логика и логическая семантика. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 512 с.
Статья поступила в редакцию 16.08.2020. Статья прошла рецензирование 21.09.2020.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-200-212
THE PRAGMATIC CONCEPT OF THE TRUTH - COMMUNICATION THEORY IN ANALYTICAL PHILOSOPHY
Grigorenko Ekaterina,
Cand. of Sc. (Philosophy), Associate Professor,
Associate Professor, Department of Philosophy, Siberian Federal University, 82а Prospekt Svobodny, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation ORCID: 0000-0002-6139-4694. [email protected]
Abstract
The article analyzes the pragmatic concept of truth in analytical philosophy. Attention is focused on its main ideas — generality of thoughts, practical use. The paper presents the main ideas of representatives of the pragmatic concept of truth: J. Austin, H. P. Grice, P. Strawson. The pragmatic concept of truth is one of the main concepts in the analytical philosophy of language. This concept is characterized by the ideas of practicality and demand of knowledge, the definability of truth by a person. According to this concept, the true idea is the one that solves certain issues, and the false idea is an almost impossible idea. The paper proves the hypothesis that it is the pragmatic concept of true meaning formation that is most acceptable for its understanding and development, rather than the corresponding one aimed at matching the concept to the object. It is also stated that the desire for unity of thoughts and their practical applicability are the main and popular ideas in the process of forming, understanding and using meaning. The author presents the idea that the pragmatic concept of true knowledge is aimed at solving issues of communication, speech communication, and establishing a dialogue between interlocutors. In contrast to this concept, the corresponding and coherent concepts of truth are characterized by a strict correspondence of the concept to the subject, as well as a clear relationship between the concepts in the sentence. The paper proves that it is the pragmatic concept that makes it possible to form, interpret and implement meanings in communication, thus providing an individual opportunity to use their own ideas and aspirations. Here it should be noted that the corresponding or coherent concepts represent a model in which a sample of the description and characteristics of the material world is expressed. Thus, the model of an ideal language, expressing a strict scheme of perception, interpretation and understanding of reality, restricts a person's ability to individually understand and implement the formulated ideas. The article presents a version of the failure of the corresponding, coherent concepts of truth, since they do not provide a person with the opportunity for reasoning, for the independent search for truth by each of us and the development of speech communication. It is also argued that it is the ideas of the pragmatic concept of truth — the community of ideas, the desire to transfer knowledge to each other, the realizability of ideas that are the basis of communication and are the main ones in the development of speech communication. The subject of the article is the pragmatic concept of truth, its main ideas and representatives in analytical philosophy. Methods used in the research: hermeneutical, analytical and pragmatic.
■ Keywords: pragmatism, concept, theory, truth, communication, general
idea, method, speech act, understanding, language.
Bibliographic description for citation:
Grigorenko E. The Pragmatic Concept of the Truth — Communication Theory in Analytical Philosophy. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2021, vol. 13, iss. 2, pt. 1, pp. 200-212. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13-2.1-200-212.
1. Ladov VA., Lebedev M.V, Petyaksheva N.I., Surovtsev VA., Chernyak A.Z., Sh-ramko Ya.V Analiticheskayafilosofiya [Analytical philosophy]. Available at: http://yanko. lib.ru/books/philosoph/blinov-ladov-lebedev%3Danalytic_philosophy.htm (accessed 06.05.2021).
2. Wittgenstein L. Logiko-filosofskii traktat [Tractatus Logico-Philosophicus]. (In Russian). Available at: http://db3.nsc.ru:8080/)spui/bitstream/SBRAS/9305/3/vitg.pdf (accessed 06.05.2021).
3. Grice H.P. Logika i rechevoe obshchenie [Logic and speech communication]. (In Russian). Available at: http://kant.narod.ru/grice.htm (accessed 06.05.2021).
4. Gryaznov A.F., comp. Analiticheskaya filosofiya: izbrannye teksty [Analytical philosophy. Selected texts]. Moscow, MSU Publ., 1993. 181 p.
5. James W Volya k vere [The Will to faith]. Moscow, Respublika Publ., 1997. 431 p. (In Russian).
6. Ladov VA. Formal'nyi realizm [Formal realism]. Tomsk, TSU Publ., 2011. 132 p.
7. Oustin J. Slovo kak deistvie [Word as action]. Classes.ru. Novoe v zarubezhnoi lingvis-tike. Vyp. 17. Teoriya rechevykh aktov [Classes.ru. New in foreign linguistics. Iss. 17. Theory of speech acts]. (In Russian). Available at: http://www.classes.ru/grammar/159.new-in-linguistics-17/source/worddocuments/_1.htm (accessed 06.05.2021).
8. Russell B. Filosofiya logicheskogo atomizma [Philosophy of logical atomism]. Tomsk, Vodolei Publ., 1999. 192 p. (In Russian).
9. Searle J. Chto takoe rechevoi akt? [What is a speech act?]. (In Russian). Available at: http://www.philology.ru/linguistics1/searle-86.htm (accessed 06.05.2021).
10. Strawson P.F. Znachenie i istina [The Meaning and truth]. (In Russian). Available at: http://kant.narod.ru/strawson.htm (accessed 06.05.2021).
11. Strawson P.F. Individuals. An Essay in Descriptive Metaphysics. London, Routledge, 1996 (Russ. ed.: Stroson P.F. Individy. Opyt deskriptivnoi metafiziki. Kaliningrad, Immanuel Kant Baltic Federal University Publ., 2009. 328 p.).
12. Searle J., comp. Filosofiyayazyka [Philosophy of language]. Ed. 2-e. Moscow, Editorial URSS Publ., 2010. 208 p. (In Russian).
13. Frege G. Logika i logicheskaya semantika [Logic and logical semantics]. Moscow, Aspect-Press, 2000. 512 p.
The article was received on 16.08.2020.
The article was reviewed on 21.09.2020.
References