Научная статья на тему 'ПPОГНОЗИPОВAНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПPОГНОЗИPОВAНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / МЕТОД ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ / ЭКСПЕРТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОГНОЗ / ПРОГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина Зульфия Абдулловна

Анализ научных публикаций показал, что прогнозирование экстраполирует в будущее тенденции и закономерности тех или иных явлений, процессов. Социально-педагогическое прогнозирование не нашло в практике должной разработки и апробации, что заложено в его неадекватной сложности и многогранности. В педагогическом прогнозировании важной чертой является оптимистическое прогнозирование с надеждой на успех. Социальное воспитание остается малоизученным, а его прогнозирование в научных исследованиях не осуществляется. Цель исследования - прогнозирование развития региональной системы социального воспитания в городе Омске. Для прогнозирования использован метод экспертной оценки. Изучалось мнение 786 экспертов, в качестве которых привлекались преподаватели вузов и ссузов г. Омска. Оценке подвергались динамика произошедших изменений в социальном воспитании Омска за пять лет, динамика изменений индивидуальной помощи и социального опыта в ближайшей пятилетней перспективе, выявлялись необходимые ресурсы для улучшения социального воспитания, определены факторы, влияющие на ухудшение состояния социального воспитания. Респондентами был высказан ряд мнений относительно путей развития регионального социального воспитания. Отмечалось, что оно в большей степени имеет зависимость от региональных особенностей. Для более значимого развития системы социального воспитания нужна поддержка местных органов самоуправления, их включенность в понимание существующих проблем в области социального воспитания. Полученные результаты могут применяться для дальнейшего моделирования, проектирования и планирования работы по социальному воспитанию в регионе. Методика организации исследования может представлять интерес для разработки аналогичных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECASTING THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF SOCIAL UPBRINGING

The analysis of scientific publications has shown that forecasting extrapolates trends and patterns of certain phenomena and processes into the future. Socio-pedagogical forecasting has not been properly developed and tested in practice, which is inherent in its inadequate complexity and versatility. An important feature in pedagogical forecasting is optimistic forecasting with the hope of success. Social upbringing remains poorly understood, and its forecasting in scientific research is not carried out. The purpose of the study is to forecast the development of the regional system of social upbringing in the city of Omsk. The method of expert assessment was used for forecasting. The opinion of 786 experts who work as teachers of higher educational institutions and secondary specialized educational institutions of the city of Omsk was studied. The dynamics of the changes in the social upbringing in Omsk over five years, the dynamics of changes in individual assistance and social experience in the next five years were assessed; the necessary resources to improve social upbringing and the factors influencing the deterioration of the state of social upbringing were identified. The respondents expressed a number of opinions regarding the ways of development of regional social upbringing. It was noted that it is more dependent on regional specific features. For a more meaningful development of the system of social upbringing, the support of local governments and their involvement in the existing problems in the field of social upbringing is required. The findings of the current study can be used to further model, design and plan the work on social upbringing in the region. The methodology according to which the study was organized may be of interest for conducting similar studies.

Текст научной работы на тему «ПPОГНОЗИPОВAНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (34). Сентябрь 2022 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.035 ББК 74.200

DOI 10.51955/2312-1327_2022_3_215

ПPОГНОЗИPОВAНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Зульфия Абдулловна Аксютина, orcid. org/0000-0003-2548-4673, кандидат педагогических наук, доцент Омский государственный педагогический университет,

ул. Партизанская, 4А Омск, 644099, Россия aksutina_zulfia@mail. ru

Аннотация. Анализ научных публикаций показал, что прогнозирование экстраполирует в будущее тенденции и закономерности тех или иных явлений, процессов. Социально-педагогическое прогнозирование не нашло в практике должной разработки и апробации, что заложено в его неадекватной сложности и многогранности. В педагогическом прогнозировании важной чертой является оптимистическое прогнозирование с надеждой на успех. Социальное воспитание остается малоизученным, а его прогнозирование в научных исследованиях не осуществляется. Цель исследования - прогнозирование развития региональной системы социального воспитания в городе Омске.

Для прогнозирования использован метод экспертной оценки. Изучалось мнение 786 экспертов, в качестве которых привлекались преподаватели вузов и ссузов г. Омска. Оценке подвергались динамика произошедших изменений в социальном воспитании Омска за пять лет, динамика изменений индивидуальной помощи и социального опыта в ближайшей пятилетней перспективе, выявлялись необходимые ресурсы для улучшения социального воспитания, определены факторы, влияющие на ухудшение состояния социального воспитания.

Респондентами был высказан ряд мнений относительно путей развития регионального социального воспитания. Отмечалось, что оно в большей степени имеет зависимость от региональных особенностей. Для более значимого развития системы социального воспитания нужна поддержка местных органов самоуправления, их включенность в понимание существующих проблем в области социального воспитания. Полученные результаты могут применяться для дальнейшего моделирования, проектирования и планирования работы по социальному воспитанию в регионе. Методика организации исследования может представлять интерес для разработки аналогичных исследований.

Ключевые слова: прогнозирование, метод экспертной оценки, эксперты, социальное воспитание, региональная система, прогноз, прогностика.

FORECASTING THE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF

SOCIAL UPBRINGING

Zulfiya A. Aksyutina, orcid. org/0000-0003-2548-4673, Candidate of Sciences in Pedagogy, associate professor Omsk State Pedagogical University, Partizanskaya St., 4А Omsk, 644099, Russia aksutina_zulfia@mail. ru

© З.А. Аксютина, 2022

Abstract. The analysis of scientific publications has shown that forecasting extrapolates trends and patterns of certain phenomena and processes into the future. Socio-pedagogical forecasting has not been properly developed and tested in practice, which is inherent in its inadequate complexity and versatility. An important feature in pedagogical forecasting is optimistic forecasting with the hope of success. Social upbringing remains poorly understood, and its forecasting in scientific research is not carried out. The purpose of the study is to forecast the development of the regional system of social upbringing in the city of Omsk.

The method of expert assessment was used for forecasting. The opinion of 786 experts who work as teachers of higher educational institutions and secondary specialized educational institutions of the city of Omsk was studied. The dynamics of the changes in the social upbringing in Omsk over five years, the dynamics of changes in individual assistance and social experience in the next five years were assessed; the necessary resources to improve social upbringing and the factors influencing the deterioration of the state of social upbringing were identified.

The respondents expressed a number of opinions regarding the ways of development of regional social upbringing. It was noted that it is more dependent on regional specific features. For a more meaningful development of the system of social upbringing, the support of local governments and their involvement in the existing problems in the field of social upbringing is required. The findings of the current study can be used to further model, design and plan the work on social upbringing in the region. The methodology according to which the study was organized may be of interest for conducting similar studies.

Key words: forecasting, expert assessment method, experts, social upbringing, regional system, forecast, futurology.

Introduction (Введение)

Прогнозирование остается мало востребованным в педагогической практике в силу сложившейся социальной ситуации, что связано с динамично меняющейся социальной реальностью. Интенсивно меняющийся мир находит отражение в процессах социального воспитания. Наибольшие изменения происходят в региональных системах социального воспитания, которые складываются на основе учета множества факторов (мега, макро, мезо и микро). От прогнозов зависит успешность всего социального воспитания, что указывает на актуальность и значимость прогнозирования.

Цель исследования - прогнозирование развития региональной системы социального воспитания в городе Омске.

Materials and methods (Материалы и методы)

В ходе осуществления прогнозирования применялся метод экспертного опроса. Изучалось мнение 786 экспертов, в качестве которых привлекались преподаватели вузов (Омский государственный педагогический университет, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омский государственный университет путей сообщения, Омская юридическая академия, Омская гуманитарная академия) и ссузов (Омский музыкально-педагогический колледж, Омский педагогический колледж №1, Омский автотранспортный колледж, Омский авиационный колледж им. Жуковского) г. Омска. Отбор экспериментальной группы был обусловлен опросом тех респондентов, которые обладают наиболее полной информацией о состоянии социального во^т^ия.

Респондентам был предложен анкетный опрос, касающийся перспектив развития социального воспитания, c вариантами ответов:

1. Оцените динамику изменений социального воспитания в городе Омске за последние пять лет:

а) значительные перемены к лучшему;

б) незначительные перемены к лучшему;

в) не изменилось;

г) незначительные перемены к худшему;

д) значительные перемены к худшему.

2. Как вы считаете, будут ли происходить изменения в ближайшие пять лет в оказании детям индивидуальной помощи?

а) значительно изменится к лучшему;

б) незначительно изменится к лучшему;

в) не изменится;

г) незначительно изменится к худшему;

д) значительно изменится к худшему.

3. Как вы считаете, будут ли происходить изменения в ближайшие пять лет в формировании социального опыта детей?

а) значительно изменится к лучшему;

б) незначительно изменится к лучшему;

в) не изменится;

г) незначительно изменится к худшему;

д) значительно изменится к худшему.

4. Какие ресурсы необходимы для изменений в социальном воспитании детей нашего города?

а) кадровые;

б) финансовые;

в) нормативно-правовые;

г) научно-методические;

д) организационные.

5. Какие факторы могут повлиять на ухудшение динамики социального воспитания?

а) мегафакторы;

б) макрофакторы;

в) мезофакторы;

г) микрофакторы;

д) все.

При ответе на вопросы 1-3 эксперты выбирали один ответ из предложенных вариантов, а отвечая на вопросы 4 и 5, выбиралось несколько ответов.

Discussion (Дискуссия)

Обращаясь к педагогическому прогнозированию, вслед за И. А. Мавриной отметим, что: «прогнозирование ... предназначено для исследования проблем, назревающих в образовании посредством

экстраполяции в будущее тенденций и закономерностей развития, которые хорошо известны, а затем определяются возможные пути решения возникающих проблем посредством проработки нормативной составляющей» [Маврина, 2007, с. 19-20].

Социально-педагогическое прогнозирование, по мнению Ф. А. Белова, пока не находит должной разработки и апробации. Он пишет: «Все известные прецеденты рассматривают либо отдельные частные вопросы прогнозирования ..., либо используют единичные методы ... при наличии весьма широкого спектра общих методов научного прогнозирования» [Белов, 2020, с. 49]. Данный аспект позволяет говорить о перспективности применения педагогического прогнозирования и его вида - социально-педагогического - в практике исследований различных явлений действительности. Однако, в осуществлении социально-педагогического прогнозирования есть определенного рода затруднения. Вполне возможно, что затруднения с применением педагогического прогнозирования в исследованиях связано с неадекватной сложностью и многогранностью прогнозирования [Султанова, 2014, с. 118]. Вместе с тем, как утверждает В. Н. Калягин, «предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны» [Калягин, 2014, с. 30], что также накладывает отпечаток на затруднения в его осуществлении.

Особую роль в педагогическом прогнозировании, по мнению Н. П. Юдиной, имеет «телеономическая устремленность науки», а успешность прогнозирования обусловлена глубиной представлений об изучаемом объекте, что возможно только на основе глубокого познания истории педагогики [Юдина, 2019]. Можно согласиться с Н. В. Горбуновой, определяющей педагогическое прогнозирование как «предвидение будущих изменений в образовании, определение путей совершенствования личности, проектирование развития педагогического процесса» [Горбунова, 2019б, с. 82].

Анализируя методы педагогического прогнозирования, ею выделяется метод экспертных оценок. Она указывает на многоаспектность применения метода экспертной оценки, обращение к нему как методу, продукту и результату прогностики. «Реализация данного метода предусматривает формирование экспертной группы, разработку методики оценивания, применение специальных методов квалификации и анализа полученных результатов» [Горбунова, 2019а, с. 18].

Ю. М. Царапкина, С. А. Цыплакова и Н. В. Быстрова отмечают, что педагогическое прогнозирование имеет собственный понятийный аппарат, к которому они относят педагогические понятия: моделирование, проектирование, планирование, конструирование [Царапкина и др., 2019, с. 333]. Т. Н. Савоськина дополняет понятийное поле педагогического прогнозирования такими понятиями, как прогностика, прогнозирование и прогноз [Савоськина, 2013, с. 333].

Э. В. Кузнецова, затрагивая философообразующие вопросы образования, обращает внимание на парадигмальный вектор, под которым понимает

«схематическое воспроизведение сущности процесса в свете тех или иных мировоззренческих установок» [Кузнецова, 2014, с. 99]. К парадигмальным векторам педагогического прогнозирования ею отнесены следующие направления развития: естественно-объективное, финально-волюнтаристское и ретроспективно-культурное [Кузнецова, 2014].

Осуществляя прогнозирование в процессе социализации детей,

A. Л. Леутина, обнаруживает увеличивающуюся потребность в педагогическом прогнозировании. Она полагает, что это ответ педагогической общественности на вызовы времени [Леутина, 2015].

В работе по педагогическому прогнозированию А. С. Косогова и Н. В. Калинина высказали мысль о том, что «прогнозирование предоставляет большие возможности для преодоления негативных тенденций интерпретации и решения глобальных проблем во всех сферах жизни, в том числе и в образовании» [Косогова и др., 2021, с. 28]. При этом «преобразовательная функция педагогического прогнозирования рассматривается в качестве приоритетной, его основным направлением является моделирование успешных траекторий личностного развития воспитанников в аспекте их жизненного самоопределения [Панова, 2022, с. 41].

Отметим, что особое положение в педагогическом прогнозировании занимают идеи В. И. Загвязинского, считавшего, что одной из важнейших черт педагогического труда является «оптимистическое прогнозирование, способность предвидеть, предвосхищать педагогическую действительность, причем предвосхищать с неизменной надеждой на успех, с верой в возможности и способности каждого ученика» [Загвязинский, 1987, с. 3].

Подводя итоги теоретического анализа научных публикаций по педагогическому прогнозированию, отметим, что социальное воспитание остается малоизученным, оно не стало предметом педагогического прогнозирования в научных исследованиях. За рубежом аспекты прогнозирования социального воспитания не осуществляются. Лишь в 2011 году нами было проведено прогнозирование развития социально-педагогической подготовки к социальному воспитанию. Экспертов просили высказаться о том, что они думают о перспективах и путях развития подготовки к социальному воспитанию в стране. Прогноз был оптимистичным, и он оправдался в том, что проблематика социального воспитания остается актуальной. Однако, за прошедшее время профессиональная подготовка к нему не стала столь широкой, как прогнозировалось [Аксютина, 2011, с. 13-31]. Явно сложилась необходимость прогнозирования развития системы социального воспитания.

Проведенный теоретический анализ публикаций и опора на научные труды Б. С. Гершунского [Гершунский, 1986; Гершунский, 1974],

B. И. Загвязинского [Загвязинский, 2007], И. А. Липского [Липский, 1993], А. А. Пертусевича и Н. К. Голубева [Пертусевич и др., 2009], связанных с прогнозированием, позволяет определить алгоритм прогнозирования социального воспитания, созданный с учетом концептов социального воспитания А. В. Мудрика, который будет включать:

— сбор данных, характеризующих динамику явления в определённом временном промежутке (оценку изменений социального воспитания в городе Омске за прошедшие пять лет);

— выявление тенденций изменения отдельных характеристик социального воспитания (индивидуальная помощь, социальный опыт);

— определение ресурсной базы изменения явления;

— определение прогнозируемых факторов, которые влияют или могут повлиять на исследуемый объект.

Results (Результаты)

Выясним, как пойдет развитие региональной системы социального воспитания, если его факторы и сопутствующие условия останутся неизменными.

Первоначально приведем анализ ответов на первый вопрос о динамике изменений социального воспитания в городе Омске. Ответы экспертов приведены на рис. 1.

Значительные Нзначительные Не изменилось Незначительные Значительные

перемены к перемены к перемены к перемены к

лучшему лучшему худшему худшему

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рисунок 1 - Динамика изменений социального воспитания в городе Омске за

прошедшие пять лет

Подавляющее большинство респондентов оценило социальное воспитание как позитивно изменившееся (75,87%), незначительные перемены к лучшему обнаруживает 4,19% экспертов, а 2,09% не обнаруживают изменений в социальном воспитании. Важным для исследования является тот факт, что пессимальной оценки изменений дано не было. 17,85% экспертов на вопрос не ответили. Эти результаты подтверждают актуальность исследований в области социального воспитания и необходимость его более системного построения.

При прогнозировании социального воспитания в контексте оказания индивидуальной помощи (рис. 2) на ближайшие пять лет было выявлено, что 87,16% экспертов указывают на то, что будут происходить изменения к лучшему. Незначительные перемены к лучшему прогнозируют 19,23% экспертов.

Вместе с тем, 11 экспертов (3,86%) посчитали, что изменений не будет. 9,79% экспертов дают пессимальный прогноз в оказании индивидуальной помощи с незначительными ухудшениями. Эксперты считают, что в регионе недостаточно специалистов, способных оказывать индивидуализированную помощь.

При прогнозировании социального воспитания в контексте формирования социального опыта у детей (рис. 3) на ближайшее время было выявлено, что 75,87% экспертов (596 чел.) указывают на то, что данный процесс будет претерпевать значительно лучшие изменения.

Незначительные перемены к лучшему прогнозируют 4,89% экспертов. Однако, 9,8% экспертов посчитало, что изменений не будет, и 9,44% экспертов дали пессимальный прогноз формирования социального опыта у детей. Эксперты указывают, что в регионе сложилась определенная система, способствующая формированию необходимого социального опыта. Однако этот опыт явно недооценивается.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Значительные перемены к лучшему

Нзначительные перемены к лучшему

Не изменится

Незначительные перемены к худшему

Значительные перемены к худшему

Рисунок 2 - Динамика изменений индивидуальной помощи в городе Омске в

ближайшие пять лет

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Значительные перемены к лучшему

I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Незначительные перемены к лучшему

Не изменится

Незначительные перемены к худшему

Значительные перемены к худшему

Рисунок 3 - Динамика изменений в формировании социального опыта в городе

Омске в ближайшие пять лет

При выборе необходимых для развития социального воспитания ресурсов экспертам давалась возможность их неограниченного выбора (рис. 4). 95,45% экспертов указало на необходимость наличия кадровых ресурсов, которые, по их мнению, недостаточны. Эксперты указывали, что в школах нет специалистов, имеющих профессиональную подготовку в области воспитания, за исключением социальных педагогов, что явно недостаточно. Учителя, по их мнению, не готовы к выполнению воспитательных функций в полном объеме. Эксперты выделяют изменения ориентиров воспитания с гуманизации на патриотизацию. Необходимость в более четко выстроенном организационном ресурсе отметило 96,15% экспертов. Недостаточность финансовых ресурсов отметило 92,3% экспертов. Это прослеживается в том, что образовательные организации продолжают финансировать крайне слабо.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

6?

с/

/

/

•Р

Р

/

•Г

С?»

Рисунок 4 - Необходимые ресурсы для изменений в социальном воспитании

детей

В условиях динамично изменяющейся воспитательной реальности большое значение эксперты отдают научно-методическому обеспечению воспитательного процесса - 89,51%. Эксперты полагают, что в условиях пандемии стало более наглядно, что воспитательная работа образовательных организаций очень сильно ослабла, а новой альтернативы педагоги предложить не могут в силу слабого владения дистанционными технологиями в области воспитания. Дефицитарность нормативно-правового ресурса отмечена 70,97% экспертов.

При выявлении факторов, способствующих повлиять на ухудшение динамики социального воспитания, были предложены традиционные факторы социализации (рис. 5).

Отметим, что респонденты делали выбор нескольких факторов. 96,85% экспертов выделили мезофакторы (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) как самые критические в ухудшении ситуации социального воспитания; 89,51% указали на макрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации и т.д.); 54,54% высказались о разрушительности влияния

мегафакторов (космос, планета, мир); микрофакторы обозначили 34,32% экспертов. Из них 9,79% экспертов считают, что рискам ухудшения социального воспитания могут способствовать все факторы социализации.

Охарактеризуем кратко социальное воспитание в городе. Омск - город с миллионным населением, в котором выстроена определенная инфраструктура социального воспитания, традиционная для российских регионов. Бурное развитие города связано с эвакуацией промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны, что наложило отпечаток и на современную среду социального воспитания. Социальные проблемы прошлых лет привели к спаду деятельности крупных промышленных предприятий и их резкому сокращению, что привело к экономическому кризису всего региона.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Мегафакторы Макрофакторы Мезофакторы Микрофакторы

Рисунок 5 - Факторы, влияющие на ухудшение состояния социального

воспитания

В последние годы молодежь стала ориентироваться на миграцию в более благополучные регионы. Имея разветвленную сеть образовательных учреждений разного уровня, регион не может в полной мере обеспечить потребности подрастающего поколения в самореализации, в обеспечении перспективного развития. Существенной проблемой детского населения остается зависимое поведение, связанное с наркоманией и токсикоманией. Региональными особенностями социального воспитания являются патриотическая ориентация, недостаточное развитие инфраструктуры досуговой деятельности детей и их занятости в свободное время.

В ходе экспертного опроса респондентами был высказан ряд мнений относительно путей развития регионального социального воспитания. Отмечалось, что оно в большей степени имеет зависимость от регионального своеобразия. Для более значимого развития системы социального воспитания нужна поддержка местных органов самоуправления, их включенность в понимание существующих проблем в области социального воспитания. Также эксперты отмечали, что инфраструктура социального воспитания должна включать в себя все ресурсы социальной среды, в том числе негосударственные

организации и частный сектор экономики. Требуются решения по развитию инфраструктуры детского досуга. Кроме того, необходимо создать систему мониторинга социальных заказов для разработки рекомендаций всем участникам социального воспитания.

В целом прогноз развития регионального социального воспитания имеет оптимистичную окраску, с надеждой на то, что формирование социального опыта и оказание индивидуальной помощи будут продолжаться.

Conclusion (Заключение)

В ходе проведенного теоретического исследования обнаружено, что социально-педагогическое прогнозирование не нашло в практике должной разработки, что заложено в его неадекватной сложности и многогранности.

Полученные результаты указывают, что эксперты обнаружили позитивные изменения за последние пять лет в динамике социального воспитания города. Стали появляться новые оборудованные спортивные площадки, выделенные велосипедные дорожки. Эти тенденции частично решают проблему досуга и занятости детей в весенне-летний период. Проблема досуга и занятости детей в зимний период остается нерешенной. Наметившиеся тенденции в развитии инфраструктуры социального воспитания явно требуют более осмысленного планирования.

Неблагоприятные факторы социального воспитания, имеющиеся в регионе и связанные с экономическим спадом, снижением благосостояния населения, потерей перспективы, сказываются на необходимости оказания индивидуальной помощи. Большинство экспертов указывают на то, что будут происходить изменения к лучшему. Ожидания связаны с тем, что дальнейшее развитие должны претерпевать социально-психологические службы образовательных организаций, которые были ликвидированы при переходе на подушевое финансирование и вновь восстановлены из-за кризисного состояния детей. Надо понимать, что разрушить службу можно за короткий срок, а восстановление требует продолжительного времени. В городе учтены сделанные ошибки. Показано, что есть необходимость в расширении инфраструктуры по оказанию индивидуальной помощи подрастающему поколению.

Эксперты считают, что будут происходить изменения к лучшему и в ходе формирования социального опыта у подрастающего поколения. Так, в городе получают развитие детские общественные инициативы в деятельности детских общественных организаций. Новое наполнение претерпевает социальное проектирование, распространяющееся в практике действующих детских общественных организаций города, которых в настоящее время насчитывается 136. Необходимо дальнейшее развитие такой системы социального воспитания, где будет проходить целенаправленное формирование необходимого социального опыта у подрастающего поколения.

В силу кризисного экономического состояния города, которое имеется уже более двадцати лет, явно видна дефицитарность ресурсов для реализации социального воспитания. При этом отметим, что эксперты указывают на

недостаточность всех ресурсов (кадровых, организационных, финансовых, научно-методических, нормативно-правовых). Дефицитарность кадровых ресурсов для осуществления воспитания, требует новых подходов к решению данного вопроса.

Эксперты достаточно единодушны в том, что все факторы, влияющие на социализацию и социальное воспитание, могут негативно повлиять на процессы социального воспитания. Данные тенденции требуют внедрения постоянного мониторинга социальной ситуации развития подрастающего поколения в городе Омске с целью прогнозирования, профилактики и преодоления возникающих рисков.

Внедрен разработанный алгоритм прогнозирования регионального социального воспитания, созданный с учетом концептов социального воспитания А. В. Мудрика, который отвечает требованиям полноты.

Полученные эмпирические данные могут использоваться в дальнейшем моделировании, проектировании и планировании работы по социальному воспитанию в регионе. Методика организации исследования может представлять интерес для разработки аналогичных исследований.

Библиографический список

Аксютина З. А. Прогноз развития социально-педагогической подготовки // В мире научных открытий. 2011. № 11 (23). С. 13-31.

Белов Ф. А. Краткий обзор состояния теории и практики педагогического прогнозирования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-12. С. 45-50.

Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. ун-те, 1986. 200 с.

Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. ун-те, 1974. 208 с.

Горбунова Н. В. Методы педагогического прогнозирования // Педагогический вестник. 2019а. № 11. С. 16-18.

Горбунова Н. В. Педагогическое прогнозирование: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019б. № 65-1. С. 79-82.

Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования / Прогнозирование, моделирование и проектирование в структуре социально-педагогического исследования. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. С. 47-54.

Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. 77 с.

Калягин В. Н. Социально-педагогическое прогнозирование в обеспечении безопасности военной службы в частях внутренних войск // Мир образования - образование в мире. 2014. № 2 (54). С. 30-34.

Косогова А. С. Особенности транслирующей функции преподавателя, направленной на развитие у студентов способностей к педагогическому прогнозированию / А. С. Косогова, Н. В. Калинина // Современные проблемы науки и образования. 2021. №5. С. 28. Кузнецова Э. В. Парадигмальные векторы педагогического прогнозирования // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 3. С. 98-101. Леутина А. Л. Социальное и педагогическое прогнозирование в процессе социализации детей // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 44-55.

Липский И. А. Прогнозирование в военной педагогике. М.: ГАВС, 1993. 216 с.

Маврина И. А. Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и

методике обучения математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 70 с.

Панова О. Б. Педагогическое прогнозирование социально-нормативного поведения несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 1 (236). С. 35-42.

Пертусевич A. A. Диагностика в педагогическом исследовании / A. A. Пертусевич, Н. К. Голубев. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. 268 с.

Савоськина Т. Н. Понятийное поле социально-педагогического прогнозирования // Вестник университета. 2013. № 19. С. 289-292.

Султанова Т. А. Общенаучные подходы к определению сущности педагогического прогнозирования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 118-121. Царапкина Ю. М. Методология педагогического прогнозирования / Ю. М. Царапкина, С. А. Цыплакова, Н. В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 332-334.

Юдина Н. П. Историко-педагогическое знание в структуре педагогического прогнозирования // Историко-педагогический журнал. 2019. № 3. С. 6-10.

References

Aksyutina, Z. A. (2011). Forecast of the development of socio-pedagogical training. In the world of scientific discoveries, No. 11 (23), pp. 13-31. (In Russian)

Belov, F. A. (2020). A brief overview of the state of theory and practice of pedagogical forecasting.

Trends in the development of science and education, No. 61-12, pp. 45-50. (In Russian)

Gershunsky, B. C. (1974). Prognostic methods in pedagogy, 208 p. (In Russian)

Gershunsky, B. C. (1986). Pedagogical prognostics: methodology, theory, practice, 200 p. (In

Russian)

Gorbunova, N. V. (2019a). Methods of pedagogical forecasting. Pedagogical Bulletin, No. 11. pp. 16-18. (In Russian)

Gorbunova, N. V. (2019b). Pedagogical forecasting: theoretical aspect. Problems of modern pedagogical education, No. 65-1, pp. 79-82. (In Russian)

Kalyagin, V. N. (2014). Socio-pedagogical forecasting in ensuring the security of military service in the units of the internal troops. The world of education - education in the world, No. 2 (54). pp. 3034. (In Russian)

Kosogova, A. S. (2021). Features of the broadcasting function of a teacher aimed at developing students' abilities for pedagogical forecasting. Kosogova, A. S., Kalinina, N. V., Modern problems of science and education, No. 5. p. 28. (In Russian)

Kuznetsova, E. V. (2014). Paradigmatic vectors of pedagogical forecasting. Bulletin of the Center for International Education of Moscow State University. Philology. Cultural studies. Pedagogy. Methodology, No. 3. pp. 98-101. (In Russian)

Leutina, A. L. (2015) Social and pedagogical forecasting in the process of socialization of children.

Education and science, No. 1 (120). pp. 44-55. (In Russian)

Lipsky, I. A. (1993). Forecasting in military pedagogy, 216 p. (In Russian)

Mavrina, I. A. (2007). Forecasting and modeling in scientific research on the theory and methodology of teaching mathematics. Omsk, Publishing House of OmSPU, 70 p. (In Russian) Panova, O. B. (2022). Pedagogical forecasting of socio-normative behavior of juvenile convicts. Vedomosti of the penitentiary system, No. 1 (236), pp. 35-42. (In Russian)

Pertusevich, A. A. (2009). Diagnostics in pedagogical research. Pertusevich, A. A., Golubev, N. K., Omsk, Publishing House of OmSPU, 268 p. (In Russian)

Savoskina, T. N. (2013). Conceptual field of socio-pedagogical forecasting. Bulletin of the University, No. 19, pp. 289-292. (In Russian)

Sultanova, T. A. (2014). General scientific approaches to the definition of the essence of pedagogical forecasting. Theory and practice of social development, No. 3. pp. 118-121. (In Russian)

Yudina, N. P. (2019). Historical and pedagogical knowledge in the structure of pedagogical forecasting. Historical and pedagogical journal, No. 3. pp. 6-10. (In Russian) Zagvyazinsky, V. I. (1987). Pedagogical foresight, 77 p. (In Russian)

Zagvyazinsky, V. I. (2007). Modeling in the structure of socio-pedagogical design. Forecasting, modeling and design in the structure of socio-pedagogical research, pp. 47-54. (In Russian) Zarapkina, Yu. M. (2019). Methodology of pedagogical forecasting Zarapkina, Yu. M., Tsyplakova, S. A., Bystrova, N. V., Problems of modern pedagogical education, No. 62-1, pp. 332-334. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.