Научная статья на тему 'Познавательный разрыв как явление современного социума'

Познавательный разрыв как явление современного социума Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА / THE THEORY OF THE NETWORK SOCIETY / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ / COGNITIVE GAP / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / DIGITAL DIVIDE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сокольская Валерия Валерьевна

В статье рассмотрены особенности взаимодействия в сетевом обществе, в качестве исходного феномена выступает познавательный разрыв (цифровое неравенство в доступе к информации) как явление современного социума. Выделена специфика познавательного барьера в техногенном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательный разрыв как явление современного социума»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

COGNITIVE GAP AS A PHENOMENON OF MODERN SOCIETY

Sokol'skaja V.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО

СОЦИУМА Сокольская В. В.

Сокольская Валерия Валерьевна /Sokol'skaja Valerija — кандидат социологических наук, доцент,

кафедра управления и права, Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассмотрены особенности взаимодействия в сетевом обществе, в качестве исходного феномена выступает познавательный разрыв (цифровое неравенство в доступе к информации) как явление современного социума. Выделена специфика познавательного барьера в техногенном мире.

Abstract: in the article examines the features of the interaction of social actors in the information society. An initial phenomenon is considered to be a phenomenon of modern society as the cognitive gap (the digital divide in access to information). Its multifaceted nature is analyzed as well as, the factors that contribute to the emergence of the digital divide, types of digital divide, possible ways to overcome it and specific cognitive barriers of the anthropogenic world.

Ключевые слова: теория сетевого общества, познавательный разрыв, информационные технологии, цифровое неравенство.

Keywords: the theory of the network society, cognitive gap, information technology, digital divide.

Общество в постиндустриальную эпоху рассматривается как социум, где знание становится главным ресурсом, основным вектором социального и экономического развития.

В 1995 году был опубликован доклад ЮНЕСКО «К обществам знания», в котором утверждается, что безграничный доступ к информации имеет определяющее значение для улучшения качества жизни людей, укрепления социальных связей. По мнению ряда разработчиков концепции общества знания (Г. Бехманн, П. Дракер и др.), все сферы жизнедеятельности ориентированы на достижения в области информационных и коммуникативных технологий [1, 2], анализ формирования системы взаимодействий в техногенных средах становится все более актуальным.

В западноевропейской и американской научной литературе перспективы формирования глобального социума связываются с цифровой культурой интерактивного общества и в существенной мере определяются интенсивным развитием сетевых технологий [4, 5].

В 2010 г. М. Кастельс, положивший начало теории сетевого общества, опубликовал новое предисловие к третьему изданию «Информационной эпохи: экономика, общество и культура», в котором социолог проанализировал новейшие тенденции сетевого общества, которые произошли за десять лет с момента первого издания книги, а также внес существенные коррективы в свою теорию.

Социолог впервые озвучил свою теорию общества сетевых структур еще 20 лет назад. Уже в середине прошлого века начавшаяся компьютеризация и глобализация привели его к мысли о зарождении качественно новой морфологии общества. В XXI в. процессы глобализации и компьютеризации интенсифицируются, спровоцировав радикальные, никогда ранее не зафиксированные в истории изменения в социуме.

Характерной чертой современного бытия, по мнению М. Кастельса, является «информационализм», когда «1) информация является основным ресурсом, «сырьем» экономики»; 2) информационные технологии оказывают глубокое влияние на общество и человека; 3) информационные технологии позволяют применять логику сетей к экономическим процессам и организациям; 4) информационные технологии и сетевая логика позволяют добиться чрезвычайной гибкости (процессы, организации и институты могут легко изменяться при постоянном возникновении новых форм); 5) индивидуальные технологии сливаются в одну интегрированную систему» [4].

Важно отметить отсутствие барьеров на пути к источникам знаний как важнейшую черту современного социума. Тем более значимым представляется анализ причин возникновения

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 1(25) 2017 | 114 |

цифрового неравенства и способов его преодоления в контексте эволюции информационного общества. Цифровое неравенство, или познавательный разрыв, - одна из особенностей взаимодействия социальных субъектов в информационную эру. Исследователи также обозначают это явление современной действительности как неравный доступ к знаниям, технологический дисбаланс, телекоммуникационную асимметрию, цифровой барьер, дигитальное препятствие, электронно-информационное неравенство.

Термин «познавательный разрыв» указывает на многогранную проблему, характерную для любой страны, в том числе и России. В основе феномена цифрового разрыва лежит неравномерность в уровне возможностей доступа к информации. Неравенство в уровне возможностей доступа к знаниям, таким образом, продолжает оставаться актуальной проблемой для современного социума. На предшествующих стадиях развития общества также существовало неравенство в доступе к знаниям, длительное время владение информацией было привилегией только высших каст, именно распространение массового знания - сначала в устной, потом в рукописной и печатной форме - вывело социум на новую ступень общественного развития.

В информационную эпоху познавательный разрыв имеет свою специфику. Особенностью информационного общества становится резкое изменение его масштаба, технологические препятствия приобретают теперь колоссальные размеры. Если представить, что существует возможность в количественном выражении определить цифровой разрыв между самым неинформированным членом общества и самым информированным, то, по нашим представлениям, в других социумах он составил бы считанные десятки единиц информации, в современном мире - в огромное число раз больше.

Некоторые эксперты считают, что со временем познавательный разрыв будет только увеличиваться. Население, живущее в регионах с плохо развитой сетевой инфраструктурой, имеет недостаточный доступ к Интернету, в то же время в крупных городах страны число «подключенных» стремительно увеличивается. В частности, этому способствует интенсивное распространение мобильного Интернета, которое привело к появлению новой ментальности «всегда на связи». Согласно исследованию «Wave», с 2011 по 2013 год количество пользователей социальных сетей, использующих для доступа в Сеть смартфоны, в России выросло на 120%, а использующих планшеты - на 230% [3].

Важнейшей особенностью познавательного разрыва в техногенном социуме является так называемый «технологический прыжок», который подразумевает мгновенное преодоление нескольких этапов развития путем внедрения инновационных открытий и предоставления людям возможности пользоваться новым огромным потенциалом. В частности, в России сначала XXI века население тысяч населенных пунктов, не оснащенных проводной телефонией, но подключенных к сотовой связи, получило мгновенный доступ к новейшим информационно-коммуникативным технологиям.

Сокращение цифрового разрыва является приоритетной задачей для каждого общества, так как любой человек имеет право на безграничный доступ к информации и знаниям. В условиях, когда на передний план выходит задача эффективного функционирования институтов гражданского общества, идея проектирования социальных взаимодействий выглядит как наиболее адекватная современным реалиям.

Человек теперь должен конструировать по-новому окружающий его мир, который стремительно превращается в инновационный проект. Находясь внутри этого проекта, человек должен переиначивать свои взаимодействия с миром. Особенностью информационного периода развития общества становится переход к проектированию самого человеческого бытия.

Литература

1. Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2010. 248 с.

2. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 67-100.

3. Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития // Отраслевой доклад Агентства по печати и массовым коммуникациям. Режим доступа: http://www.fapmc.ru .

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

5. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992. 176 с.

| 115 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 1(25) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.