Полякова Н.П. ©
Соискатель кафедры психолого-педагогических основ специального образования ГБОУ «Московский городской педагогический университет»; учитель русского языка и литературы КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат» Минобразования Чувашии
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕННЦИИ
Аннотация
В данной статье обосновывается значимость познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе формирования лингвистической компетенции. Определяется, что компоненты, входящие в их состав, представляют собой метазнания, метаумения, рефлексивные знания и рефлексивные умения, являющиеся структурными элементами данной.
Ключевые слова: познавательные, регулятивные универсальные учебные действия; формирование лингвистической компетенции; ФГОС слепых; русский язык.
Keywords: informative, regulatory universal educational actions; formation of linguistic competence; FGOS blind; Russian.
С 1 сентября 2016 г. в силу вступает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) слепых, предусматривающий в связи с неоднородностью данной категории и разнохарактерностью их особых образовательных потребностей, адресную направленность. В связи с чем ФГОС НОО предоставляет возможность разработки четырех вариантов (1, 2, 3, 4) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее АООП НОО).
Вариант 1 АООП НОО предполагает получение слепыми, достигшими уровня общего развития, имеющими необходимые компенсаторные способы деятельности для систематического обучения, полностью соответствующего по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образования, в те же сроки (четыре года), что и учащиеся массовых школ.
АООП НОО варианта 2 обеспечит получение слепыми, не достигшими уровня общего развития нужного для поступления в школу, не имеющими сформированных компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но обладающими большими потенциальными возможностями, в пролонгированные календарные сроки (5 лет), сопоставимого по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием учащихся массовых школ, образования.
Слепой с интеллектуальной недостаточностью в ходе реализации варианта 3 АООП НОО получит образование в течение пяти лет, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием учащихся массовых школ.
Получение образования с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей слепому с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в пятилетней срок обеспечит АООП НОО варианта 4 [3].
ФГОС НОО слепых определено, что в соответствии со спецификой своей уставной деятельности, образовательная организация имеет право разработать один или все варианты АООП НОО.
© Полякова Н.П., 2015 г.
Итак, в центре внимания данной работы находятся положения программ вариантов 1и
2. Они предполагают формирование у слепых при удовлетворении их особых образовательных потребностей, развитии индивидуальных способностей каждого, положительной мотивации, универсальных учебных действий (далее УУД) и ключевых компетенций (социальная, личностная, специальная - «умения учиться», жизненная).
«Универсальные учебные действия» - это умение учиться, т.е. способность слепых учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, приобретаемая в результате сознательного и активного присвоения нового, относительно объективного, социального опыта на ограниченной сенсорной основе.
Представленные программы направленны на обеспечение преемственности образования на всех его уровнях. Что подразумевает дальнейшее формирование у слепых, обучавшихся на начальном уровне по программам вариантов 1 и 2, личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Соответственно, в процессе изучения русского языка в основной школе на основе УУД учащиеся овладеют языковой, лингвистической, коммуникативной и
культуроведческой компетенциями.
Рассмотрим процесс формирования лингвистической компетенции с точки зрения необходимых для его осуществления ключевых действий.
«Лингвистическая компетенция» - это знание основ науки о русском языке, его уровней (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), базовых понятий; представления об устройстве, развитии и функционировании языка; элементарные сведения о лингвистике, о её методах, об этапах становления, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка; учебно-языковые умения (опознавательные, классификационные, аналитические); метазнания (знания о знаниях, приёмах и средствах восприятия и смысловой переработки информации), метаумения; рефлексивные умения и знания (знания о приёмах рефлексии, корректировке собственной учебно-познавательной деятельности). Она служит развитию личности слепого школьника, формируется на основе осознания речевого опыта и всех сохранных анализаторов, активизирует его познавательную деятельность.
В содержательном плане предложенное понятие можно подразделить на значимые по равноценности компоненты: собственно языковедческие знания, метазнания, метаумения, рефлексивные знания и рефлексивные умения.
Л. В. Черепановой метазнания определяются как знания о знаниях, приёмах и средствах восприятия и смысловой переработки информации.
метаумения ею трактуются как способность:
- понимать, сходство и различие научных взглядов, точек зрения лингвистов в области изучаемого вопроса, проблемы;
- задавать рефлексивный вопрос;
- изменять содержание и структуру деятельности в зависимости от целей решаемых и поставленных задач;
- понимать характер учебной задачи, смысл алгоритма действий;
- оценивать качество и полноту выполненного задания на основе сопоставления с образцом (алгоритмом, инструкцией);
- определять, основываясь на фактах, ложность или истинность утверждений;
- находить причину затруднения, влияющую на выполнение учебных действий, решение учебной задачи;
- к само мотивации для изучения понятия, языкового факта;
- выявлять наличие необходимых, имеющихся в определениях, понятиях признаков, нужных для осуществления с ними различных операций;
- оценивать степень соответствия созданного определения, понятия заданным требованиям;
- понимать необходимость действий по опознанию, анализу, группировке языковых фактов и понятий;
- понимать смысл операций по ограничению, обобщению, делению, классификации языковых фактов и понятий;
- понимать смысл и сущность последовательности операций при сравнении понятий, подведении под понятие языковой единицы и выведении из него следствия.
Рефлексивные знания автором истолковываются как знания о приёмах рефлексии, корректировки собственной учебно-познавательной деятельности. Помимо того Л. В. Черепановой в основу лингвистической компетенции включены рефлексивные умения [4].
Следует заметить, что интерпретируемые структурные элементы содержат в себе те умения, которые, как правило, относят к регулятивным и познавательным действиям. Это становится очевидным при разбивке данных групп УУД на составляющие их единицы.
В блок регулятивных УУД входят действия, обеспечивающие учащихся возможностью управления собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоенного.
Познавательные УУД представляют собой совокупность действий, способствующих исследованию, поиску и отбору необходимой информации и её структурированию; моделированию изучаемого содержания; построению различного характера речевых высказываний; осмысленному чтению разного рода учебной и научной литературы; применению логических действий и операций; ориентировке в способах решения задач.
Как следствие, при формировании познавательных и регулятивных действиях будет происходить овладение учащимися метаумениями, метазнаниями, рефлексивными умениями и рефлексивными знаниями. Они, в свою очередь в процессе формирования лингвистической компетенции выступят в качестве факторов, способствующих синтезу лингвистического, когнитивного развития школьника. Это обеспечит включение в структуру лингвистической компетенции, предметных (предметные знания, учебно-языковые умения, навыки и способы деятельности), общепредметных (общепредметные знания, умения, навыки и способы деятельности), регуляторных (рефлексия, самоанализ, самооценка и самокоррекция деятельности, подразумевающие самостоятельное управление школьником собственной учебно-познавательной деятельностью) составляющих. На базе чего станет возможной реализация процесса целенаправленного и поэтапного овладение лингвистическими и общепредметными знаниями, умениями и способами познавательной деятельности.
Всё выше сказанное позволяет заключить, что познавательные и регулятивные действия имеют ключевое значение в процессе формирования лингвистической компетенции.
Большая часть разделов и тем курса «Русский язык», содержит материал, требующий опоры на элементы, входящие в их состав. Работа со справочной литературой предполагает сформированность действий по поиску, отбору и структурированию нужной информации. Организация самостоятельной учебной деятельности строится на умениях, обеспечивающих постановку и принятие учебной задачи, выбор наиболее адекватного и соответствующего ситуации способа её решения. Осуществление различных операций со средствами языка базируется на логических действиях (анализ, синтез, сравнение, классификация). Формулировка умозаключения, вывода, обобщения должна производиться в словесной, схематичной, модельной форме. Осознание учащимися сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций подразумевает сформированность учебнопредметных действий. Вся учебная деятельность в целом основывается на умениях самоконтроля.
Представленная совокупность умений определяется как знания о знаниях, приёмах и средствах восприятия и смысловой переработки информации, как обще учебные познавательные навыки и умения, применяемые при изучении любого предмета и в
повседневной жизни, как знания о приёмах рефлексии, корректировки собственной учебнопознавательной деятельности.
Они являются компонентами лингвистической компетенции, и именно на их базе ведётся овладение знаниями о самой науке «русский язык», об его разделах; ключевыми понятиями; элементарными знаниями о методах, об этапах развития, об выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка; учебно-языковыми умениями и навыками.
Нужно подчеркнуть, что лингвистическая компетенция у слепых школьников должна формироваться не изолированно при использовании какого-то специально для этих целей предназначенного материала. Такую деятельность необходимо осуществлять в рамках всего учебного процесса параллельно с формированием столь же не маловажных языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Процесс формирования познавательных и регулятивных действий, обладающий в ключе решаемой задачи значимостью, не должен исключать работу по дальнейшему развитию личностных, коммуникативных действий.
Личностные действия в рамках осуществляемой работы выступают в качестве фактора, обеспечивающего личностно-смысловое (система важнейших мотивов и ценностных ориентиров) развитие.
Коммуникативные действия в спектре реализовываемой деятельности становятся орудием, позволяющим проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие
способности при общении со сверстниками и учителем.
Таким образом, особая роль при формировании лингвистической компетенции принадлежит познавательным и регулятивным УУД. В их основу заложены компоненты, составляющие метаумения, метазнания, рефлексивные умения и рефлексивные знания. Которые являются структурными единицами лингвистической компетенции и служат для овладения собственно языковедческим материалом.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 124 с.
2. Полякова, Н. П. Сущностные характеристики модели формирования лингвистической компетенции / Н. П. Полякова // Международный научно-исследовательский журнал International research journal. - 2015. - №8 (39) часть 5 сентябрь. - С. 29-35.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования слепые [электронный ресурс] / fgos-ovz.herzen.spb.ru.
4. Черепанова, Л. В. Методы и приёмы развития у школьников рефлексии (на материале лингвистической компетенции) / Л. В. Черепанова // Русская словесность. - 2004. - №8. - С. 62 -71.