Научная статья на тему 'Познавательная стратегия «Усвоение лексики из социокультурного пространства» как средство повышения автономности студентов'

Познавательная стратегия «Усвоение лексики из социокультурного пространства» как средство повышения автономности студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
242
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / УСВОЕНИЕ ЛЕКСИКИ ИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА / СМЫСЛОВАЯ ДОГАДКА / LEARNING STRATEGY / WORD PICK-UPPING / GUESSING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иголкина Наталья Ивановна

Рассматривается проблема формирования и развития у студентов способов усвоения знаний и выработки навыков, повышающих их автономность. Важную роль играет такой прием расширения лексического запаса, как усвоение лексики из социокультурного пространства. Предлагается алгоритм работы для эффективного формирования умения усваивать лексику из социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иголкина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING STRATEGY OF «WORD PICK-UPPING» AS A MEANS OF RAISING STUDENTS' INDEPENDENCE

The problem of forming and developing in students the ability of knowledge acquisition and skill formation aimed at raising their independence. The method of enlarging the vocabulary by means of word pick-upping is considered to play an important role. The pattern of work for effective forming the skill of word pick-upping is suggested

Текст научной работы на тему «Познавательная стратегия «Усвоение лексики из социокультурного пространства» как средство повышения автономности студентов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 811.111(072.8)

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ «УСВОЕНИЕ ЛЕКСИКИ ИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА»

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н.И. Иголкина

Аннотация. Рассматривается проблема формирования и развития у студентов способов усвоения знаний и выработки навыков, повышающих их автономность. Важную роль играет такой прием расширения лексического запаса, как усвоение лексики из социокультурного пространства. Предлагается алгоритм работы для эффективного формирования умения усваивать лексику из социокультурного пространства.

Ключевые слова: познавательная стратегия, усвоение лексики из социокультурного пространства, смысловая догадка.

В условиях перехода к реализации Болонских соглашений усиливаются требования к повышению автономности студентов. Перед преподавателями иностранных языков стоит задача не только обеспечить качественный учебный процесс, но и помочь обучаемым адаптироваться в новых условиях. В этой ситуации особенно актуальна проблема формирования и развития у студентов способов усвоения знаний и выработки навыков, повышающих их автономность.

Анализируя и описывая способы осуществления учебной и познавательной деятельности, исследователи оперируют разными терминами. В отечественных работах по педагогике и лингводидактике используют следующие термины: «познавательные действия» [1], «познавательные стратегии» [2], «учебные стратегии» [3], «стратегии овладения языком» [4]. В работах зарубежных исследователей в рамках теории усвоения второго языка (Second Language Acquisition) используется устоявшийся термин «language learning strategies» [5, 6]. В данной статье мы будем оперировать термином «познавательные стратегии», т.к., на наш взгляд, он более универсален, чем понятия «познавательные действия» и «учебные стратегии», и при этом ближе тому, который применяется за рубежом -«learning strategies».

Исследователи выделяют два основных подхода обучения лексике: намеренное и случайное [7]. Еще один подход обучения лексике заключается в формировании у обучаемых таких умений, которые позволяют ему самостоятельно расширять свой словарный запас (independent strategy de-

velopment). Данный подход реализуется через использование такой познавательной стратегии, как «догадка по контексту» (guessing from context) и через формирование у студентов умений работать со словарями [8]. Мы полагаем, что распространение английского языка в культурах разных стран позволяет говорить о ещё одном приёме расширения лексического запаса при изучении/усвоении английского языка в рамках упомянутого выше подхода, а именно усвоении лексики из социокультурного пространства, или «word pick-upping».

Английский язык является официальным языком многих стран мира. Поэтому преподаватели английского языка не могут пройти мимо данного явления и часто используют заимствования и вкрапления как источник и средство расширения лексического запаса своих учеников. Традиционно в отечественной методике преподавания иностранных языков принято обращать внимание обучаемых на интернациональные слова. Упражнения на развитие догадки о значении интернациональных слов часто встречаются в учебных пособиях по формированию и развитию умений читать литературу на иностранном языке [9]. Однако интернациональные слова не являются единственным источником знаний о лексическом составе английского языка. Мы полагаем, что таким источником также являются имена собственные и лексика, проникновение которой связано с появлением в окружающей среде товаров, услуг и явлений культуры из других стран [10].

Как показывают наши наблюдения, не имея предварительно сформированной установки, обучаемые не рассматривают иноязычную лексику и вкрапления в качестве источника пополнения своего словарного запаса. Даже на довольно продвинутом этапе изучения языка студенты могут испытывать затруднения не только с переводом следующих слов, но и не всегда могут догадаться об их значении из контекста: to bump, to enter, a fairy, an escape/to escape, confidence, to contain, safe, to save, to protect. При этом студенты активно используют в быту такие слова, как протектор, сейф, контейнер, бампер, конфиденциальный, а работая на компьютере, каждый раз выполняют операции ввода (to enter), сохранения информации (to save), выхода (to escape). И проблема здесь не только в том, что у обучаемого не сформировано умение догадываться о значении незнакомого слова, а в том, что не сформирована установка на восприятие этих слов в реальной среде.

Как показывают исследования, для того чтобы обучаемый мог догадаться о значении слова из контекста, необходимо, чтобы ему были известны 19 из 20 слов и при этом он знал приблизительно 3000 общеупотребительных слов [11]. Также, как показывает наш опыт, у обучаемого должно быть сформировано умение догадываться о значении слова из контекста. Умение догадываться о значении слова из контекста и проводить ассоциации со знакомыми словами свойственны тем обучаемым, кого принято называть способными к языку (good language learners). В слу-

чае с менее способными обучаемыми необходимо целенаправленно обучать студентов этим познавательным стратегиям.

Существенное отличие такой стратегии, как усвоение лексики из социокультурного пространства (word pick-upping) от угадывания значения слова из контекста (guessing) заключается в том, что первая способствует непосредственному расширению словарного запаса, тогда как вторая помогает справиться с коммуникативной ситуацией при чтении текста или восприятии текста на слух. По мнению некоторых исследователей, угадывание значения по контексту не всегда приводит к усвоению лексической единицы [12].

Важным достоинством описываемой стратегии является то, что она продуктивна на любом этапе изучения английского языка. В первую очередь это связано с тем, что в социокультурном пространстве постоянно появляются новые реалии и обозначающие их слова (например, товары, услуги, торговые марки, о которых нас информируют рекламные ролики). Но особенно эта стратегия эффективна на начальном этапе обучения так называемых false beginners, т.к. позволяет за короткий срок значительно увеличить словарный запас обучаемого.

В качестве эффективного способа формирования умения усваивать лексику из социокультурного пространства хорошо себя зарекомендовал следующий алгоритм работы:

1. Студентам демонстрируются иноязычные слова и/или вкрапления и ситуация, в которой они используются (реклама, имена собственные, предметы быта и т.д.).

2. Студенты получают домашнее задание составить словарь таких слов и выражений.

3. В течение определенного времени (в зависимости от сроков обучения) занятие начинается с того, что студенты делятся друг с другом теми словами, которые они смогли найти, таким образом пополняя словарь друг друга.

4. На определенном этапе студентам предлагаются тексты, в которых предложено выделить слова, входящие в их словарь.

Пример выполненного задания:

Components of Culture

As our account of the Pitcairn Islanders testifies, culture provides individuals with a set of common understandings that they employ in fashioning their actions. In doing so, it binds the separated lives of individuals into a larger whole, making society possible by providing a common framework of meaning. Only by sharing similar perspectives with one another can we weave integrated webs of ongoing interaction. Culture allows us to «know» in rather broad terms what we can expect of others and what they can expect of us. Simultaneously, culture affords a kind of map or a set of guideposts for finding our way about life. It provides a configuration of dos and don'ts, a complex of

patterned mental stop-and-go signs that tell us about the social landscape: «Notice this», «Ignore that», «Avoid this action» and «Do that».

If we know a people's culture - their design for living - we can understand and predict a good deal of their behavior. Let us examine more carefully a number of key components of culture.

from «Culture and social structure» by F. Gardener

Приведем примеры некоторых ссылок на современные реалии: to provide - обеспечивать (провайдер), to separate - отделять (сепаратист), to share - разделять (shareware), to know - знать (know how - ноу хау).

Применение данного алгоритма зарекомендовало себя в качестве эффективного способа формирования и развития умения усваивать лексику из социокультурного пространства, или «word pick-upping».

Наш опыт преподавания английского языка показывает, что формирование у студентов умения усваивать лексику из социокультурного пространства не только облегчает процесс овладения иностранным языком, но и помогает освоить другие познавательные стратегии: направленное внимание (directed attention), селективное внимание (selective attention), самоуправление (self-management), дедукция (deduction), поиск ключевых слов (key words), смысловая догадка (guessing). Овладение описываемой стратегией способствует снятию психологических комплексов у студентов, связанных с чувством неуверенности в своих способностях.

Необходимо подчеркнуть, что, говоря об усвоении лексики из социокультурного пространства, мы делаем акцент на том, что это не столько методический прием, сколько способ получения знаний, которому необходимо обучать студентов для обеспечения их автономности. В таком случае навыки, приобретенные при работе с иноязычной лексикой, позволяют выработать у обучаемых умение самостоятельно анализировать лексический материал, что помогает не только лучше понять значение многих заимствованных слов, но и является необходимым условием для дальнейшего продвижения в усвоении языка.

Литература

1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

2. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М.: Профит Стайл, 2007. 528 с.

3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб.: Изд-во Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»; Cambridge University Press, 2001. 224 с.

4. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2007. 746 с.

5. O’Malley J.M., Chamot A.U. Learning Strategies in Second Language Acquisition. Cambridge: CUP, 1994.

6. OxfordR. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. New York: Newbury House, 1990.

7. Huckin T., Haynes M., Coady J. (Eds.) Second language reading and vocabulary learning. Norwood, N.J.: Ablex, 1993.

8. Hunt A., Beglar D. Current Research and Practice in Teaching Vocabulary. URL: http://language.hyper.chubu.ac.jp/jalt/pub/tlt/98/jan/hunt.html

9. Узунова Л.М. Учись читать газету на английском языке: Сб. упражнений для учащихся VI классов с углубленным изучением англ. яз. М.: Просвещение, 1988. 79 с.

10. Иголкина Н.И., Сокиркина Л.И. Иноязычная лексика в русском социокультурном пространстве как источник пополнения лексического запаса английского языка у студентов // Актуальные проблемы довузовского образования: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Са-рат. гос. техн. ун-та, 2000. С. 79-83.

11. Lui N., Nation I.S.P. Factors affecting guessing vocabulary in context // RELC Journal. 1985. Vol. 16 (1). Р. 33-42.

12. Kelly P. Guessing: No substitute for systematic learning of lexis // System. 1990. Vol. 18. P. 199-207.

LEARNING STRATEGY OF «WORD PICK-UPPING» AS A MEANS OF RAISING STUDENTS’ INDEPENDENCE Igolkina N.I.

Summary. The problem of forming and developing in students the ability of knowledge acquisition and skill formation aimed at raising their independence. The method of enlarging the vocabulary by means of word pick-upping is considered to play an important role. The pattern of work for effective forming the skill of word pick-upping is suggested.

Key words: learning strategy, word pick-upping, guessing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.