Научная статья на тему 'Комплекс упражнений для формирования профессионально ориентированной лексической компетенции'

Комплекс упражнений для формирования профессионально ориентированной лексической компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1393
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / УПРАЖНЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / LEXICAL UNIT / EXERCISE / SYSTEM OF EXERCISES / FORMATION OF LEXICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданько Ольга Ивановна

Поднимается вопрос о проблеме усвоения профессионально ориентированной лексики и формирования лексической компетенции у студентов технического высшего учебного заведения. Автор предлагает комплекс лексических упражнений, которые могут помочь овладеть лексикой на уровне слова, словосочетания, предложения и сверхфразового единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SET OF EXERCISES TO FORM PROFESSIONALLY ORIENTED LEXICAL COMPETENCE

This article is devoted to the problem of professionally oriented vocabulary learning and lexical competence forming of the students at technical institution of higher education. The author offers a system of vocabulary exercises which can help to learn vocabulary on the level of a word, word-combination, sentence and supersegmental units.

Текст научной работы на тему «Комплекс упражнений для формирования профессионально ориентированной лексической компетенции»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева И.А. Управление самостоятельной работой студентов. - М.: Компания Спут-ник+, 2006. - 99 с.

2. Зимняя КА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

3. Воробьёва С.Р. Мотивационные стратегии поведения личности при изучении иностранного языка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 21 с.

4. . . -

дентов неязыкового ВУЗа: Дис. канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 176 с.

5. Новиков ДА. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

Ефименко Светлана Владимировна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371496.

Efimenko Svetlana Vladimirovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education „Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК: 378.02:372.8

О.И. Жданько

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

Поднимается вопрос о проблеме усвоения профессионально ориентированной лексики и формирования лексической компетенции у студентов технического высшего учебного заведения. Автор предлагает комплекс лексических упражнений, которые могут помочь овладеть лексикой на уровне слова, словосочетания, предложения и сверхфразового единства.

Лексическая единица; упражнение; система упражнений; формирование лексической .

O.I. Zhdanko

A SET OF EXERCISES TO FORM PROFESSIONALLY ORIENTED LEXICAL

COMPETENCE

This article is devoted to the problem of professionally oriented vocabulary learning and lexical competence forming of the students at technical institution of higher education. The author offers a system of vocabulary exercises which can help to learn vocabulary on the level of a word, word-combination, sentence and supersegmental units.

Lexical unit; exercise; system of exercises; formation of lexical competence.

Одним из условий практического овладения иностранным языком на образовательном уровне бакалавриата является накопление у студентов запаса профессионально ориентированной лексики, словосочетаний, фраз и выражений, которые

позволяют им, прежде всего, читать и понимать тексты профессиональной направленности на иностранном языке.

Усвоение лексического материала - это знание специальной инженерной терминологии на иностранном языке. Лексическая компетенция объединяет лексические умения и навыки - это способность студентов определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках, определять структуру значения слова, определять специфически национальное в значении слова [2]. Такое овладение может быть реализовано в организации работы с лекси-, -, .

Упражнение является элементарной единицей обучения, так как это организованные учебные действия студентов, которые ограничены языковым материалом и взаимосвязаны по целям [3]. В педагогике и методике преподавания существует много классификаций упражнений в зависимости от цели, объекта действия, способу и условиям выполнения. Лексическое упражнение - это повторное выполнение действий с определенным лексическим материалом с целью его усвоения. Однако лексическая компетенция формируется в процессе выполнения не отдельных

, - . Система лексических упражнений - это организованные и взаимообусловленные действия студентов с лексическими единицами, которые направлены на овладение профессионально ориентированной лексикой для формирования и совершенствования коммуникативной компетенции. В последнее время появился термин «каталог упражнений», который включает в себя достаточное количество подготовительных и речевых упражнений, и студенты могут выполнять не все представленные упражнения, а лишь те, которые на их взгляд (или взгляд преподавателя) необходимы для усвоения профессионально ориентированного лексического материала и формирования лексической компетенции.

Г оворя о системе лексических упражнений, следует подробнее остановиться на языковых (подготовительных) и речевых упражнениях. Оба вида упражнений -это тренировка лексического материала на уровне слова, словосочетания, предложения и сверх фразового единства, которые могут выполняться студентами в письменной или устной форме, на занятиях в аудитории или самостоятельно (что ), , .

Подготовительные лексические упражнения направлены, прежде всего, на усвоение лексического материала - усвоение формы и значения новой лексической единицы. Однако многие методисты предпочитают термин «условно» « », -ражнение должно быть аналогом речевой деятельности, а уже само название говорит о том, что эти упражнения направлены на создание условий, адекватных естественному общению на иностранном языке с использованием изучаемых лексиче-.

К таким упражнениям можно отнести следующие:

♦ дифференцировочные упражнения, направленные на выделение общих и

отличительных признаков изучаемых лексических единиц:

1) догадайтесь о значении слов сходных с русскими и проверьте точность догадки по словарю;

2) подберите английские словосочетания к русским;

3) определите значение слова по словообразовательным элементам (вы-

);

4) определите значение слова по словообразовательным элементам (вы-

);

5) образуйте как можно больше однокоренных слов;

Раздел II. Проблемы педагогики и методики обучения иностранным языкам

♦ имитативные (имитационные, повторительные) упражнения, которые ис-

, , -мы новых лексических единиц, а также для создания ассоциаций:

1) , ;

2) , , ;

3) ,

;

4) , -

;

5) ,

;

♦ подстановочные (конструктивные) упражнения направлены на автоматизацию механизма выбора при построении сообщений по аналогии, когда новые лексические единицы употребляются в известных уже грамматиче-

:

1) ;

2) -

;

3) -;

4) , в соответствии с контекстом;

5) ;

6) вставьте недостающие в словах словообразовательные элементы (суф-

, , ) ;

♦ трансформационные упражнения предполагают определенную трансформацию реплики или ее части, направленные на замену, расширение или

:

1) ;

2) ( -);

3) , ;

4)

;

репликах усвоенных лексических единиц.

Речевые упражнения направлены на использование усвоенного лексического материала в речи - на формирование лексической компетенции. Речевые упражнения приближены к естественному процессу общения и характеризуются обобщен, , . выполняться с опорой на ключевые слова, картинки, тему, текст, ситуацию и т.д. К таким упражнениям можно отнести следующие: упражнение в описании (опи-, , , -таж и т.д.); упражнения в выражении отношения, оценки (выразите свое отношение к научному открытию, объясните научный факт, докажите свою точку зрения, опровергните точку зрения собеседника и т.д.); перескажите текст своими словами (используя новую лексику) и др.

,

студентами значения лексической единицы, ее написания и произношения, знания грамматических форм слова, синонимов и антонимов и овладение правилами соче-

таемости с другими лексическими единицами. Упражнения являются неотъемлемой частью формирования и совершенствования профессионально ориентированной

. -ствования лексических умений и навыков. Однако важно учитывать, что для обеспечения организации процесса усвоения необходима систематичность упражнений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляхо-вицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высш. школа, 1982. - С. 194.

2. . . :

фаз. курс нем. яз.): дисс. ... уч. ст. д.п.н. - М., 2006. - С. 347.

3. - . . .

обучения языкам. - М.: «Стелла», 1996. - С. 127.

Жданько Ольга Ивановна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: +78634371496.

Zhdanko Olga Ivanovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371496.

УДК 378.22

..

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ-УЧАСТНИЦАХ БОЛОНСКОГО

ПРОЦЕССА

Рассматривается динамика Болонского процесса, анализируются изменения в образовательных системах стран-участниц, связанные с переходом на трехуровневую систему , -вания в России и во Франции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

; ; -; ECTS; ; , .

O.A. Zablotskaya

IMPLEMENTATION OF THE BOLOGNA THREE-CYCLE DEGREE STRUCTURE IN THE 46 SIGNATORY COUNTRIES

The article provides a comparative overview of the main issues related to the implementation of the Bologna three-cycle degree structure in all 46 countries of the emerging European Higher Education Area at the end of the first Bologna decade. An accent is put on higher education degree structures and qualifications offered by higher education institutions of Russia and France.

Bologna process; three-cycle structure; duration of cycles; bachelor; licence; master; doctor; specialist; ECTS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.