Научная статья на тему 'Познание мира людей с аутизмом через ландшафтную архитектуру'

Познание мира людей с аутизмом через ландшафтную архитектуру Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
541
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познание / сенсорное познание / аутизм / расстройство аутистического спектра / нарушение сенсорной интеграции / сенсорный сад / парк / сенсорные зоны / knowledge / touscency knowledge / autism / violence of sensory integration / touch garden / park / seening zones

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мария Андреевна Афонина

В статье ландшафтная архитектура рассматривается как благоприятная среда для познавательной деятельности людей с РАС. Анализируется познавательная деятельность людей с аутизмом в контексте двух ступеней познания. Дается характеристика нарушения сенсорной интеграции. Приводятся два направления работы с людьми с нарушением сенсорной интеграции. Говорится о сенсорной дифференциации пространства. Предлагаются ландшафтно-архитектурные решения сенсорной дифференциации пространства. Рассматривается объемно-пространственное решение сенсорного парка. Затрагивается тема социальной интеграции людей с ОВЗ в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мария Андреевна Афонина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowing the World of People with Autism through Landscape Architecture

In the article, landscape architecture is viewed as a favorable environment for the cognitive activity of people with autism. Through the definition of cognition and consideration of the two levels of cognitive activity, the peculiarity of cognition of people with autism is revealed. A characteristic of the violation of sensory integration is given. Two directions of work with people with violation of sensory integration are presented. It is a question of sensory differentiation of space. Landscape — architectural solutions of sensory differentiation of space are offered. The volume — spatial solution of the sensory park is considered. It affects the social integration of people with particulars in society.

Текст научной работы на тему «Познание мира людей с аутизмом через ландшафтную архитектуру»

Социально-гуманитарное обозрение

DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10022

Knowing the World of People with Autism through Landscape Architecture

Познание мира людей с аутизмом через ландшафтную архитектуру

Мария Андреевна Афонина,

магистр 1-го года обучения кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству E-mail: afonina.m.a@gmail.com

Научный руководитель: Л.В. Петрова, кандидат архитектуры, профессор

Maria Andreevna Afonina,

master of 1 year of education of the Department of Architecture of the State Educational Establishment of the State University for Land Managemen E-mail: afonina.m.a@gmail.com

Annotation. In the article, landscape architecture is viewed as a favorable environment for the cognitive activity of people with autism. Through the definition of cognition and consideration of the two levels of cognitive activity, the peculiarity of cognition of people with autism is revealed. A characteristic of the violation of sensory integration is given. Two directions of work with people with violation of sensory integration are presented. It is a question of sensory differentiation of space. Landscape — architectural solutions of sensory differentiation of space are offered. The volume — spatial solution of the sensory park is considered. It affects the social integration of people with particulars in society.

Key words: knowledge, touscency knowledge, autism, violence of sensory integration, touch garden, park, seening zones

Аннотация. В статье ландшафтная архитектура рассматривается как благоприятная среда для познавательной деятельности людей с РАС. Анализируется познавательная деятельность людей с аутизмом в контексте двух ступеней познания. Дается характеристика нарушения сенсорной интеграции. Приводятся два направления работы с людьми с нарушением сенсорной интеграции. Говорится о сенсорной дифференциации пространства. Предлагаются ландшафтно-архитектурные решения сенсорной дифференциации пространства. Рассматривается объемно-пространственное решение сенсорного парка. Затрагивается тема социальной интеграции людей с ОВЗ в общество.

Ключевые слова: познание, сенсорное познание, аутизм, расстройство аутистического спектра, нарушение сенсорной интеграции, сенсорный сад, парк, сенсорные зоны

На территориях городов России в последние пять лет ведется активная работа по адаптации пространства для передвижения и ориентации людей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Создаются пандусные спуски, устанавливаются специальные подъемные приспособления, письменная информация дублируется шрифтом Брайля и звуковым сопровождением. Данные мероприятия являются необходимой базой для создания доступной среды, но они не затрагивают особенности всех людей с ОВЗ. Архитекторы при решении пространственных задач должны ориентироваться на интересы и потребности всех пользователей, в том числе людей с ментальными нарушениями, как например, аутизм — расстройство аутистического спектра (РАС). В мировой статистике РАС диагностируется у каждого 68-го ребенка. Для того чтобы отвечать на их запрос в организации среды следует иметь представление об особенности познания и восприятия мира такими людьми.

Термин «познание» в общем значении толкуется философским тематическим словарём как «специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями» [3]. Как известно, существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств, а именно тремя основными формами чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio — разум). На этом этапе рассматриваются результаты непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром с помощью мышления, где происходит их упорядочение и предпринимается попытка

№3/2018

103

Social-humanitarian review

постичь сущность познаваемых предметов и явлений. При этом рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения [2].

Роль чувственного познания в обеспечении всего процесса познания велика и зависит от степени развития органов чувств. Именно органы чувств являются основными каналами, которые непосредственно связывают человека с внешним миром. Без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще. А их ограниченность затрудняет и осложняет процесс познания, хотя и не исключает его. Получение минимальной первичной информации оказывается необходимым для того, чтобы в той или иной степени познать объекты материального и духовного мира с разных сторон.

В сфере психологии, при изучении познавательной деятельности людей с аутизмом, особое внимание обращается на первую ступень — чувственное познание. Так как процесс чувственного познания у людей с расстройством аутистического спектра затруднен, то само восприятие и анализ сенсорного опыта может достаточно сильно искажаться. В профессиональной литературе это называется нарушением сенсорной интеграции. Данное нарушение проявляется не только у людей с РАС.

Люди с нарушением сенсорной интеграции, включая большое количество людей с аутизмом, как правило, испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей [4]. Искажение восприятия чувственного переживания проявляется в слишком (гипер) или недостаточной (гипо) чувствительности в одной или нескольких сенсорных областях. В теории диагностики рассматривается нарушение сенсорной интеграции в контексте семи чувств: зрение, слуха, осязания, вкуса, обоняния, а также равновесия, восприятия собственного тела (проприорецепция).

Рассмотрим несколько примеров нарушения сенсорной интеграции.

Нарушение сенсорной интеграции осязания. Человек с осязательной гипочувствительностью крепко сжимает людей в объятиях ради ощущения сильного давления на кожу. При этом человек с осязательной гиперчувствительностью не любит прикосновения и предпочитает только определённые предметы одежды и ткани.

Нарушение сенсорной интеграции слуха. При аудиальной гипочувствительности человек

не распознает некоторые конкретные звуки, получает удовольствие от нахождения в шумном помещении и специально создаёт громкие звуки. При гиперчувствительности шум наоборот воспринимается преувеличенно, человек постоянно избегает источники громких звуков, предпочитает тишину.

Недифференцированность сенсорного опыта вызывает стресс (сенсорную перегрузку). Это приводит к появлению защитной реакции — стереотипности поведения и реакций на внешние раздражители, а также к отсутствию стремления переживания нового опыта, интереса к познанию мира. Так, например, люди с аутизмом могут избегать контакта с окружающими людьми, убегать из шумных помещений, выбирать один и тот же маршрут, повторять строгий порядок действий, систематизировать окружающие их предметы. Чем стабильнее и проще мир вокруг, тем спокойнее себя будет чувствовать человек с РАС.

Исходя из вышеприведенных сведений и их интерпретации с точки зрения архитектурных направлений требуется знать и пути решения проблемных задач.

Применяют два пути работы с проблемами сенсорной интеграции при РАС и других формах психофизических особенностей. Первый — ограждение человека с аутизмом от всех внешних дискомфортных факторов влияния. Второй — разделение сенсорного опыта на компоненты. Первый путь имеет свои недостатки, так как он будет еще больше отдалять людей с аутизмом от внешнего мира и препятствует социализации. Человек так и будет недополучать сенсорный опыт, любые незначительные перемены в окружающей среде будут вызывать в нем все большие негативные ощущения. При этом второй путь — разделение сенсорного опыта на компоненты — наоборот должен способствовать более доступному целостному анализу окружающего мира. Это поможет обрести больший опыт взаимодействия с миром, развить вариативность реакций. Со временем острые реакции могут исчезнуть, так как они не будут восприниматься так негативно и недифференцированно.

Второй путь работы с проблемами сенсорной интеграции можно воплотить в ландшафтных объектах. При выборе определенных материалов, регулировке освещенности, учете распространения звука можно создать комфортное ландшафтное пространство для познания мира людей с нарушением сенсорной интеграции. Так, в России, начиная с 2010 года, в сфере

104

№3/2018

Социально-гуманитарное обозрение

ландшафтного дизайна появилось такое понятие как «Сенсорный сад». «Сенсорный сад — (от лат. sensus восприятие, чувство) специально организованная ландшафтная среда, включающая элементы стимуляции органов чувств человека, направленная на гармонизацию его психического и физического состояния. Наиболее видимый эффект такие сады оказывают на людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей раннего возраста, которые через сенсорное восприятие впервые познают мир, что ускоряет их интеллектуальное и эмоциональное развитие.» [1].

Эксплуатация сенсорных садов зачастую носит сезонный характер. Это связано с тем, что основным компонентом сенсорного сада является природный растительный материал. Такие сады могут занимать небольшую территорию в рамках парка или городского сада, служить дополнением к детским игровым зонам. Особенно актуально использование сенсорных садов при реабилитационных центрах и учебных заведениях.

Идеи сенсорного сада можно перенести на полноценное парковое пространство. Это позволит не только увеличить площадь отдельных сенсорных зон, но и расширить общее функциональное назначение, сформировать типологическое разнообразие.

Такие парки будут относиться к специализированным, так как они будут иметь одну доминирующую функцию — сенсорную. Это создаст предпосылки для не известных ранее композиционных приемов. Но своеобразие парка, как объекта композиции, сказывается прежде всего в том, что функция влияет на композицию, как правило, не однозначно, не односторонне, а в сложном взаимодействии с природной первоосновой [5].

Основная задача сенсорного парка — организация отдыха и развития за счет сенсорных компонентов. Сенсорные компоненты в таком парке могут быть сгруппированы в отдельные зоны с чётконаправленным сенсорным воздействием (аудиальные зона, визуальная зона), либо распределены равномерно по всему парку, выступая в роли одиночных объектов. Еще одним компонентом такого парка будет являться сенсорная тропа — это тропа, сочетающая в себе несколько разнонаправленных сенсорных элементов, расположенных линейно, имеющая четкое начало и конец, и выступающая в роли полосы препятствий. В целом пространственная

организация парка может подчиняться единому сценарию, например, все сенсорные элементы будут распределены по уровню сложности сенсорного переживания (во входной зоне все объекты одного цвета, в глубине парка используется объекты, имеющие весь цветовой спектр).

Следующая ступень по объему и количеству решаемых задач — это многофункциональный парк с интеграцией сенсорных зон или сенсорных элементов. В таком парке к сенсорной функции дополняется социальная. Появляется возможность вместе с получением сенсорного опыта воспользоваться им на площадках, например, в ремесленных мастерских. Познакомившись с текстурой глины в сенсорных объектах парка, человек с нарушением сенсорной интеграции будет с интересом участвовать в создании гончарных изделий в мастерской.

В полноценном многофункциональном парке сенсорные зоны будут лишь компонентами многостороннее развитой ландшафтной среды. Также в парке могут присутствовать социальнопросветительские зоны со сценой и выставочными павильонами, спортивные зоны с кортами и спортивными площадками, игровые площадки для маленьких детей, поляны для игр и отдыха, прогулочные тропы и места рекреации.

Парк сенсорного типа — это площадка для развития и познавательной деятельности всех посетителей, любого возраста и уровня сенсорного развития и умственных способностей. Подобный парк будет способствовать социальной вовлеченности людей с ОВЗ в жизнь общества, давая им возможность лучше понять окружающий мир.

Список литературы

1. Каспер Н. В. Сенсорный сад // Архитектура и строительство России. 2016. № 1-2.

2. Клименко А., Румынина В. Обществознание: Учеб, пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004.

3. Некрасова Н.А., Некрасов С.И, Садикова О.Г. Н20 Тематический философский словарь: Учеб, пособие. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008.

4. Причина многих симптомов аутизма — нарушения в сенсорном восприятии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// outfund.ru/ Заглавие с экрана, (дата обращения: 30.05.2018).

5. Специализированные парки и сады [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://

landscape.totalarch.com/ Заглавие с экрана, (дата обращения: 01.06.2018).

№3/2018

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.