Научная статья на тему 'ПОЗИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ: АЛЕН ФИНКЕЛЬКРАУТ И ЮЛИАН НИДА-РЮМЕЛИН'

ПОЗИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ: АЛЕН ФИНКЕЛЬКРАУТ И ЮЛИАН НИДА-РЮМЕЛИН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МИГРАЦИЯ / МИГРАНТЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / АЛЕН ФИНКЕЛЬКРАУТ / ЮЛИАН НИДА-РЮМЕЛИН / ФРАНЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / EUROPEAN UNION / MIGRATION / MIGRANTS / PUBLIC INTELLECTUALS / INTELLIGENTSIA / ALAIN FINKIELKRAUT / JULIAN NIDA-RUMELIN / FRANCE / GERMANY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ашмарина А.А.

Проблема массовой миграции широко обсуждается в кругах европейских интеллектуалов. Безусловно, мнения представителей интеллигенции о состоянии миграционной политики и регулировании миграционных процессов в странах Европы разнятся. Автор исследует взгляды известных европейских мыслителей и публичных интеллектуалов - Алена Финкелькраута (Франция) и Юлиана Нида-Рюмелин (Германия). Целью статьи является рассмотрение позиции двух представителей интеллигенции объединенной Европы с точки зрения отношения стержневых государств Европейского Союза (Франция и Германия) к проблеме миграции, в том числе в период миграционного кризиса в Европе. Автор ставит следующие задачи: дать краткую характеристику рассматриваемого периода - миграционного кризиса в Европе с конца 2014 г. по 2018 г.; проанализировать суждения французского философа А. Финкелькраута, касающиеся мигрантов, и выделить основные пункты его позиции; изучить отношение немецкого мыслителя Юлиана Нида-Рюмелин к мигрантам и миграционной политике и выявить ключевые положения его позиции; дать оценку суждениям европейских интеллектуалов в контексте восприятия мигрантов и миграционных процессов. Автор применил методы индукции и дедукции, метод контент-анализа и сравнительный метод. В статье делается вывод о различиях и общих чертах суждений отдельных представителей интеллектуальной элиты Европейского Союза. При рассмотрении процессов миграции А. Финкелькраут обращается к культурной составляющей, Ю. Нида-Рюмелин - к экономической сфере. В целом оба мыслителя приветствуют политическое регулирование миграционных процессов в Европейском Союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITION OF INTELLECTUALS OF THE EUROPEAN UNION ON THE ATTITUDE TOWARDS MIGRANTS: ALAIN FINKIELKRAUT AND JULIAN NIDA-RUMELIN

The problem of mass migration is widely discussed in the circles of European intellectuals. Of course, the views of intelligentsia members on the state of migration policy and regulation of migration processes in Europe are different. In this article the author examines positions of two prominent European thinkers and public intellectuals: Alain Finkielkraut (France) and Julian Nida-Rumelin (Germany). The aim of the article is to consider views of these intelligentsia members of the United Europe in terms of the attitude of France and Germany to the problem of migration, including period of the migration crisis in Europe. To achieve this purpose, the author set the following tasks: to give a brief description of the period under consideration - the migration crisis in Europe since the end of 2014 up to 2018, to analyze the view of the French philosopher Alain Finkielkraut in relation to migrants and to highlight the main points of his position, to study the attitude of the German thinker Julian Nida-Rumelin to migrants and migration policy and to identify the key provisions of his position, to assess the judgments of European intellectuals in the context of the perception of migrants and migration processes. The author applied the methods of induction and deduction, the method of content analysis and comparative method. In the article the author draws a conclusion about the differences and common features of the judgments of individual representatives of the intellectual elite of the European Union. Alain Finkielkraut considers migration and migrants from the point of view of the cultural component; Julian Nida-Rumelin refers to the economic sector while considering the migration processes. In general, both thinkers welcome the political regulation of migration processes in the European Union.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ: АЛЕН ФИНКЕЛЬКРАУТ И ЮЛИАН НИДА-РЮМЕЛИН»

А. А. Ашмарина

ПОЗИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ: АЛЕН ФИНКЕЛЬКРАУТ И ЮЛИАН НИДА-РЮМЕЛИН

Введение

В конце 2014 — начале 2015 года страны Европейского союза были вынуждены решать проблему, ставшую угрозой стабильности всего региона. Массовое прибытие иммигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки стало именоваться феноменом неконтролируемой миграции1. Приезжающие в Евросоюз иммигранты стремились попасть в развитые страны объединенной Европы, выступая в качестве просителей убежища. При этом часть мигрантов предпочли пересекать границы ЕС любым способом, не пренебрегая нелегальными маршрутами. Кроме того, не все иностранные граждане проходили регистрацию в специализированных органах, как того требовало Дублинское соглашение.

На развитие миграционного кризиса в Европейском союзе повлиял ряд факторов, как внешних:

— рост конфликтогенности в странах Ближнего Востока и Африки, которые являются основными странами-донорами мигрантов в период наплыва приезжих в ЕС;

— ухудшение условий жизни в странах исхода и уменьшение финансирования помощи потенциальным беженцам в соседних государствах;

так и внутренних:

— отсутствие общего миграционного режима и консенсуса при решении миграционных проблем на общеевропейском уровне;

© Ашмарина А. А., 2019

Ашмарина Александра Алексеевна — аспирант кафедры истории и теории международных отношений Института международных отношений и мировой истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. al.west@yandex.ru

Ashmarina Alexandra Alekseevna — post-graduate student of the Department of history and theory of international relations of the Institute of international relations and world history, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.

— нехватка материальных и кадровых ресурсов для обеспечения приема, регистрации и распределения всех прибывающих иммигрантов.

Ситуация, сложившаяся в ЕС после начала миграционного кризиса, продемонстрировала низкую эффективность существующих инструментов контроля иммиграции и общеевропейского регулирования миграционной политики. Немалую роль в провале миграционного курса сыграло противостояние интересов стран — членов ЕС по вопросам приема и распределения мигрантов по системе квот. Сторонники глобалистов в ЕС прогнозировали усиление роли наднациональных органов для более эффективного регулирования вопросов, связанных с общеевропейской миграционной политикой, а также для установления общего миграционного режима. Приверженцы реализма, отстаивающие суверенитет государств-наций, оказали сопротивление осуществлению «общей воли», в том числе и при принятии Глобального пакта ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции2.

Миграционный кризис раскрыл необходимость реального сотрудничества европейских государств по решению проблемы с иммигрантами для формирования политического курса, основанного на консенсусе и учете интересов и возможностей всех участников интеграционного проекта.

Ален Финкелькраут: столкновение цивилизаций

Французский философ и публичный интеллектуал Ален Финкелькраут известен как исследователь, занимающийся проблемами антисемитизма, французского колониализма, ассимиляции иммигрантов, межэтнических конфликтов, идентичности. В своей книге «L'Identité Malheureuse» он заявил об угрозе, нависшей над французской цивилизацией. Свои опасения мыслитель связывает с формированием мультикультурной и постнациональной Франции3. Несмотря на то, что такая модель представляется либеральными политиками как образ идеального будущего страны, Ален Финкелькраут отрицает утверждение о смешивании культур в ходе осуществления политики мульти-культурализма. Напротив, по его словам, происходит активизация процесса «деления» населения на различные социальные общности, которые практически не коммуницируют между собой, поскольку испытывают недоверие друг к другу.

Выросший в семье польских эмигрантов, Финкелькраут говорит о том, что он сам может дискутировать на такие темы намного смелее и свободнее, чем коренные французы. Происходит это из-за преобладающего в республике дискурса, во многом ограничивающего размышления и право голоса тех, кто является этническими французами. Часть коренных французов, проживающих в Париже, начали чувствовать себя «в меньшинстве» среди множества других культур, многие переехали из пригородов Парижа, где сосредоточены общины мигрантов, в провинции. С одной стороны, данная ситуация вызывает определенные сомнения, поскольку во Франции всегда были мигранты. Однако Ален Финкелькраут отмечает, что постоянная массовая миграция в республику началась после Первой мировой войны, и тогда неотъемлемой частью политики властей являлось стремление ассимилировать иностранных граждан во французское общество. Мыслитель вспоминает о французской школьной системе, которая послужила основным инструментом и для его полноценного включения в жизнь Франции. Однако в настоящее время мигранты не проходят полный процесс интеграции, а система ассимиляции, существовавшая ранее, по словам Финкелькраута, «рухнула под воздействием доминирующей идеологии, которая уравнивает всё»4. Более того, среди мигрантов нарастают враждебные настроения по отношению к принимающему обществу. Таким образом, философ рассуждает о «столкновении цивилизаций» внутри государства5.

И здесь Финкелькраут выводит следующее умозаключение: Франция является цивилизацией, куда постоянно приезжают мигранты. Но как им приспособиться к жизни в новом для них мире сейчас? Принять язык, культуру и ценности светской Европы или притеснить права местного населения, чтобы получить часть своих прав и свобод?

Рассуждая о правах мигрантов во Франции, мыслитель затрагивает проблему восприятия ислама в Европе6. По его мнению, запрет на ношение хиджаба во Франции является не агрессией по отношению к мусульманам, а лишь призывом к уважению культуры принимающей страны. Кроме того, ислам станет неотъемлемой частью Европы только в процессе его «европеизации». Нет ничего плохого в том, полагает Финкелькраут, чтобы осознавать свои отличия от других; наоборот, это позволяет понимать не только

свои потребности и желания, но и окружающий мир, который всегда неоднороден, и приспособиться к этому миру, к существую-

7

щей цивилизации .

В интервью 2014 года, когда миграционный кризис только зарождался, Алена Финкелькраута спросили, как он относится к автоматическому праву на гражданство Франции по рождению на территории страны — праву почвы. Мыслитель ответил, что не хотел бы его отменять, но подчеркнул, что данное право также не способствует интеграции мигрантов. У тех, кто получил гражданство при рождении, «уходит желание стать французом». Более того, Финкелькраут заметил у французского общества опасения по поводу отсутствия контроля над миграцией, другими словами, что иммиграция «стала тем, что происходит само по себе», и поэтому для иммигранта уже не является целью «стать французом» в полной мере. При этом страна также не управляет этим процессом, в лучшем случае, сопровождает8.

Финкелькраут положительно высказался о позиции итальянского правительства, отметив необходимость уважения прав, свобод и мудрости народов Европы, которые отказываются принять политику продвижения мультикультурализма. Популизм, процветающий в Италии и ряде других стран Европы, является, по мнению философа, реакцией на проблему трансформации демографической ситуации региона. И власти отказываются разбираться с этой проблемой9.

Юлиан Нида-Рюмелин: честное экономическое

сотрудничество стран приема и стран исхода мигрантов

Немецкий философ и бывший министр культуры Германии Юлиан Нида-Рюмелин, ныне профессор философии и политической теории в Мюнхенском университете им. Людвига-Максимилиана. В марте 2017 года вышла его работа «Über Grenzen denken. Eine Ethik der Migration».

Рассуждения мыслителя проходят в контексте структуральной рациональности: человек, индивидуальное и коллективное самоопределение становятся возможными только в случае защищенности структур. Такими структурами являются семья, кооперация, культурные и политические сообщества, а также, что особенно важно, государственность, которая в случае сохранения политики открытых дверей подвергается наибольшей опасности10.

Нида-Рюмелин выступает за «политическое управление миграцией, и против нерегулируемого глобального рынка рабочей силы»11. Германия, по словам интеллектуала, также заинтересована в управляемой миграции. Однако Нида-Рюмелин акцентирует внимание на двустороннем политическом управлении процессами миграции, как со стороны стран приема мигрантов, так и стран их исхода, которое могло бы регулироваться как международно-правовым соглашением (в идеале), так и двусторонними договорами. А страны Европейского союза, в частности Германия, по мнению философа, нуждаются в принятии конкретных законов, обеспечивающих контроль над иммиграцией для легализации въезда тех людей, кто видит возможность лучшей жизни и развития в объединенной Европе12. В июле 2018 года свою позицию по принятию такого закона высказали социал-демократы ФРГ. Они представили «Spiegel»13 документ, содержащий пять пунктов для формирования обновленной миграционной политики Германии, с которыми Юлиан Нида-Рюмелин выразил полное согласие:

1) борьба с причинами бегства из стран исхода: финансовая помощь странам, находящимся за пределами Евросоюза, поспособствует ослаблению наплыва мигрантов;

2) общенациональный внутренний пограничный контроль поставил под угрозу открытые границы и право на свободу передвижения граждан, являющиеся одним из значимых достижений объединенной Европы. А потому отдельные страны не могут принимать единоличные решения о высылке иммигрантов;

3) поддержка Италии и Греции, как стран с внешними границами ЕС, чрезвычайно важна, особенно в сфере регистрации, размещения, осуществления процедуры предоставления убежища и репатриации. Кроме того, должны быть четкие указания для приема мигрантов Германией, в случае превышения количества ходатайств об убежище;

4) поддержка решений, принятых на саммите ЕС в Брюсселе 28—29 июня 2018 года, однако нельзя строить «закрытые лагеря» в Европе и транзитных странах Северной Африки, поскольку это противоречит принципам гуманизма;

5) гуманитарная иммиграция и трудовая иммиграция должны четко различаться, дальнейшая легализация миграции поможет

урегулировать ситуацию с нелегальными миграционными потоками. Должен быть принят иммиграционный закон, который бы контролировал миграционные процессы, выделяя иммиграцию квалифицированной рабочей силы.

ЕС нуждается в мигрантах-специалистах, но должен выплачивать компенсацию странам, откуда они прибывают. Такой тезис развивает Юлиан Нида-Рюмелин в своем размышлении о выстраивании разумного миграционного режима. «Африка нуждается в честном экономическом сотрудничестве с Европой, доступе к аграрному европейскому рынку, совместных предприятиях, инфраструктуре, иностранных инвестициях, новых формах сотрудничества в целях развития, центрах обучения и подготовки, а не в усилении потока мигрантов в Европу»14.

В отличие от Алена Финкелькраута Нида-Рюмелин говорит о том, что изменения социально-политического климата заметны лишь среди низших слоев общества, а ксенофобия развивается, в основном, в тех районах, где иностранные граждане составляют весьма низкий процент от коренного населения. Совместное проживание мигрантов и коренных жителей, утверждает Нида-Рюмелин, ведет к пониманию преимуществ миграции и ее принятию гражданами страны приема15.

Стоит подчеркнуть, что Нида-Рюмелин большое внимание уделил формированию и аккумулированию правил для эффективного выстраивания миграционной политики. В своей работе «Über Grenzen denken. Eine Ethik der Migration» он выделил семь подобных постулатов16:

1. Миграционная политика должна соответствовать принципам гуманности и справедливости для поддержания мирового порядка.

2. Миграционная политика государства, то есть, принимающего общества должна быть выстроена таким образом, чтобы коренное население воспринимало мигрантов как несущих пользу обществу, а не угрозу.

3. При принятии политических решений в области миграции должно учитываться право коллективного самоопределения гражданских сообществ.

4. Выстраиваемая миграционная политика не должна обострять социальное неравенство и создавать угрозу социальному государству, она призвана обеспечить правильное восприятие

мигрантов всеми слоями населения. В противном случае велика вероятность усиления правопопулистских и националистических идей — прямая угроза демократии.

5. Миграционная политика должна ориентироваться на экономическую миграцию и компенсировать кадровые потери в странах происхождения мигрантов.

6. Для регулирования глобальных миграционных потоков важно установить справедливый экономический порядок, в том числе распределение ресурсов, предоставленных мировым сообществом, не для решения миграционных проблем, а для помощи бедным регионам, которые и являются основными странами происхождения мигрантов.

7. Обществу не нужно требовать от миграционной политики то, чего оно не приемлет в своем окружении, общество должно практиковать в своем окружении то, что оно хотело бы видеть в миграционной политике.

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы: европейские интеллектуалы по-разному восприняли повышение уровня миграционных потоков, а также рассматривали мигрантов и миграцию с различных точек зрения.

Ален Финкелькраут обратил внимание на этнический состав мигрантов, приезжающих в ЕС и, в частности, во Французскую республику. Для него важна культурная составляющая: что мигранты привнесут в принимающее общество? Что французы могут дать в ответ? И смогут ли они правильно «подать» свою культуру и ценности для восприятия иностранцами? Практика показывает, что с годами процесс интеграции мигрантов во Франции ухудшился. Приезжие больше не хотят воспринимать язык, культуру и традиции принимающей стороны. Они культивируют собственное мировоззрение и объединяются в отдельные социальные общности, не поддаваясь ассимиляции. Финкелькра-ут наблюдает нарастание противоречий в мультикультурной республике. Мыслитель делает акцент на столкновении принимающей цивилизации с цивилизациями, пришедшими извне, но обосновавшимися на территории Франции.

Юлиан Нида-Рюмелин рассматривает миграцию в основном экономическую, трудовую. Для него важно показать, что иммигранты — источник благосостояния Германии, дешевый трудовой ресурс. В связи с этим он раскритиковал Европейский союз после блокировки процесса принятия закона об иммиграции в Германии, который бы легализовал часть миграционных процессов на пользу экономике страны. Ради узаконивания прибытия экономических мигрантов философ готов пожертвовать ресурсами мирового сообщества, определяя их истинное предназначение в качестве помощи бедным странам, из которых в основном поступают мигранты. В ходе оказания странам исхода необходимой экономической поддержки, по мнению Нида-Рюмелин, поток беженцев постепенно снизится, и в Германию будут стремиться по большей части квалифицированные трудовые мигранты.

Тем не менее, оба публичных интеллектуала высказываются за политическое управление миграционными процессами. Для Алена Финкелькраута это выработка государственных механизмов и инструментов для активизации процессов интеграции мигрантов в принимающее общество, для Юлиана Нида-Рюмелин — выстраивание миграционной политики, подразумевающей ориентирование на экономическую миграцию, поддержку квалифицированной иностранной рабочей силы и установление справедливого экономического порядка путем обеспечения помощи бедным странам вне Европейского союза.

Примечания

1 Ашмарина А. А. Политика Франции в условиях европейского миграционного кризиса // Развитие государства и общества: идеи, субъекты, институты и практики: материалы V Всерос. форума молодых политологов / под общ. ред. И. А. Помигуева, Р. В. Савенкова. М., 2018. С. 30—31.

2 Ашмарина А. А. Глобальный Пакт ООН по миграции: вызовы для Европейского Союза // Ломоносов — 2019: материалы Междунар. мо-лодеж. науч. форума / отв. ред. : И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М., 2019.

3 French philosopher Finkielkraut. There is a clash of civilizations. Part 1: There is a clash of civilizations // Spiegel Online. URL:

https://www.spiegel.de/international/world/interview-french-philosopher-finkielkraut-on-muslims-and-integration-a-937404.html (дата обращения: 16.05.2019).

4 Finkielkraut: «I Gilet gialli e il nuovo odio antisemita che lega banlieue e islamisti» // Divisione la Repubblica. URL: https://rep.repubblica.it/ pwa/intervista/2019/02/19/news/francia_antisemitismo_alain_finkielkraut-219568260/ (дата обращения: 16.05.2019).

5 Ibid.

6 French philosopher Finkielkraut. There is a clash of civilizations. Part 2: This has nothing to do with aggression // Spiegel Online. URL: https://www.spiegel.de/international/world/interview-french-philosopher-finkielkraut-on-muslims-and-integration-a-937404-2.html (дата обращения: 16.05.2019).

7 Ibid.

8 French Philosopher Finkielkraut. There Is a Clash of Civilizations. Part 1.

9 Finkielkraut: «I Gilet gialli e il nuovo odio antisemita che lega banlieue e islamisti».

10 Нида-Рюмелин Ю. Открытые границы подвергнут опасности государственность во всем мире // Международная политика и общество. URL: https://www.ipg-joumal.io/intervju/statja/show/otkrytye-granicy-podvergnut-opasnosti-gosudarstvennost-vo-vsem-mire-275/ (дата обращения: 16.05.2019).

11 Там же.

12 Nida-Rümelin J. Africa does not need even more emigration to Europe // International Politics and Society. URL: https://www.ips-journal.eu/regions/europe/article/show/africa-does-not-need-even-more-emigration-to-europe-2862/ (дата обращения: 16.05.2019).

13 Von Christian Teevs. SPD schaltet sich mit Fünf-Punkte-Plan in Unionsstreit ein // Spiegel Online. URL: https://www.spiegel.de/politik/ deutschland/fluechtlinge-spd-schaltet-sich-mit-fuenf-punkte-plan-in-streit-zwischen-cdu-und-csu-ein-a-1215992.html (дата обращения: 16.05.2019).

14 Там же.

15 Нида-Рюмелин Ю. Указ. соч.

16 Nida-Rümelin J. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.