А. А. Ашмарина
ПОЗИЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К МИГРАНТАМ: АЛЕН ФИНКЕЛЬКРАУТ И ЮЛИАН НИДА-РЮМЕЛИН
Введение
В конце 2014 — начале 2015 года страны Европейского союза были вынуждены решать проблему, ставшую угрозой стабильности всего региона. Массовое прибытие иммигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки стало именоваться феноменом неконтролируемой миграции1. Приезжающие в Евросоюз иммигранты стремились попасть в развитые страны объединенной Европы, выступая в качестве просителей убежища. При этом часть мигрантов предпочли пересекать границы ЕС любым способом, не пренебрегая нелегальными маршрутами. Кроме того, не все иностранные граждане проходили регистрацию в специализированных органах, как того требовало Дублинское соглашение.
На развитие миграционного кризиса в Европейском союзе повлиял ряд факторов, как внешних:
— рост конфликтогенности в странах Ближнего Востока и Африки, которые являются основными странами-донорами мигрантов в период наплыва приезжих в ЕС;
— ухудшение условий жизни в странах исхода и уменьшение финансирования помощи потенциальным беженцам в соседних государствах;
так и внутренних:
— отсутствие общего миграционного режима и консенсуса при решении миграционных проблем на общеевропейском уровне;
© Ашмарина А. А., 2019
Ашмарина Александра Алексеевна — аспирант кафедры истории и теории международных отношений Института международных отношений и мировой истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. al.west@yandex.ru
Ashmarina Alexandra Alekseevna — post-graduate student of the Department of history and theory of international relations of the Institute of international relations and world history, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
— нехватка материальных и кадровых ресурсов для обеспечения приема, регистрации и распределения всех прибывающих иммигрантов.
Ситуация, сложившаяся в ЕС после начала миграционного кризиса, продемонстрировала низкую эффективность существующих инструментов контроля иммиграции и общеевропейского регулирования миграционной политики. Немалую роль в провале миграционного курса сыграло противостояние интересов стран — членов ЕС по вопросам приема и распределения мигрантов по системе квот. Сторонники глобалистов в ЕС прогнозировали усиление роли наднациональных органов для более эффективного регулирования вопросов, связанных с общеевропейской миграционной политикой, а также для установления общего миграционного режима. Приверженцы реализма, отстаивающие суверенитет государств-наций, оказали сопротивление осуществлению «общей воли», в том числе и при принятии Глобального пакта ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции2.
Миграционный кризис раскрыл необходимость реального сотрудничества европейских государств по решению проблемы с иммигрантами для формирования политического курса, основанного на консенсусе и учете интересов и возможностей всех участников интеграционного проекта.
Ален Финкелькраут: столкновение цивилизаций
Французский философ и публичный интеллектуал Ален Финкелькраут известен как исследователь, занимающийся проблемами антисемитизма, французского колониализма, ассимиляции иммигрантов, межэтнических конфликтов, идентичности. В своей книге «L'Identité Malheureuse» он заявил об угрозе, нависшей над французской цивилизацией. Свои опасения мыслитель связывает с формированием мультикультурной и постнациональной Франции3. Несмотря на то, что такая модель представляется либеральными политиками как образ идеального будущего страны, Ален Финкелькраут отрицает утверждение о смешивании культур в ходе осуществления политики мульти-культурализма. Напротив, по его словам, происходит активизация процесса «деления» населения на различные социальные общности, которые практически не коммуницируют между собой, поскольку испытывают недоверие друг к другу.
Выросший в семье польских эмигрантов, Финкелькраут говорит о том, что он сам может дискутировать на такие темы намного смелее и свободнее, чем коренные французы. Происходит это из-за преобладающего в республике дискурса, во многом ограничивающего размышления и право голоса тех, кто является этническими французами. Часть коренных французов, проживающих в Париже, начали чувствовать себя «в меньшинстве» среди множества других культур, многие переехали из пригородов Парижа, где сосредоточены общины мигрантов, в провинции. С одной стороны, данная ситуация вызывает определенные сомнения, поскольку во Франции всегда были мигранты. Однако Ален Финкелькраут отмечает, что постоянная массовая миграция в республику началась после Первой мировой войны, и тогда неотъемлемой частью политики властей являлось стремление ассимилировать иностранных граждан во французское общество. Мыслитель вспоминает о французской школьной системе, которая послужила основным инструментом и для его полноценного включения в жизнь Франции. Однако в настоящее время мигранты не проходят полный процесс интеграции, а система ассимиляции, существовавшая ранее, по словам Финкелькраута, «рухнула под воздействием доминирующей идеологии, которая уравнивает всё»4. Более того, среди мигрантов нарастают враждебные настроения по отношению к принимающему обществу. Таким образом, философ рассуждает о «столкновении цивилизаций» внутри государства5.
И здесь Финкелькраут выводит следующее умозаключение: Франция является цивилизацией, куда постоянно приезжают мигранты. Но как им приспособиться к жизни в новом для них мире сейчас? Принять язык, культуру и ценности светской Европы или притеснить права местного населения, чтобы получить часть своих прав и свобод?
Рассуждая о правах мигрантов во Франции, мыслитель затрагивает проблему восприятия ислама в Европе6. По его мнению, запрет на ношение хиджаба во Франции является не агрессией по отношению к мусульманам, а лишь призывом к уважению культуры принимающей страны. Кроме того, ислам станет неотъемлемой частью Европы только в процессе его «европеизации». Нет ничего плохого в том, полагает Финкелькраут, чтобы осознавать свои отличия от других; наоборот, это позволяет понимать не только
свои потребности и желания, но и окружающий мир, который всегда неоднороден, и приспособиться к этому миру, к существую-
7
щей цивилизации .
В интервью 2014 года, когда миграционный кризис только зарождался, Алена Финкелькраута спросили, как он относится к автоматическому праву на гражданство Франции по рождению на территории страны — праву почвы. Мыслитель ответил, что не хотел бы его отменять, но подчеркнул, что данное право также не способствует интеграции мигрантов. У тех, кто получил гражданство при рождении, «уходит желание стать французом». Более того, Финкелькраут заметил у французского общества опасения по поводу отсутствия контроля над миграцией, другими словами, что иммиграция «стала тем, что происходит само по себе», и поэтому для иммигранта уже не является целью «стать французом» в полной мере. При этом страна также не управляет этим процессом, в лучшем случае, сопровождает8.
Финкелькраут положительно высказался о позиции итальянского правительства, отметив необходимость уважения прав, свобод и мудрости народов Европы, которые отказываются принять политику продвижения мультикультурализма. Популизм, процветающий в Италии и ряде других стран Европы, является, по мнению философа, реакцией на проблему трансформации демографической ситуации региона. И власти отказываются разбираться с этой проблемой9.
Юлиан Нида-Рюмелин: честное экономическое
сотрудничество стран приема и стран исхода мигрантов
Немецкий философ и бывший министр культуры Германии Юлиан Нида-Рюмелин, ныне профессор философии и политической теории в Мюнхенском университете им. Людвига-Максимилиана. В марте 2017 года вышла его работа «Über Grenzen denken. Eine Ethik der Migration».
Рассуждения мыслителя проходят в контексте структуральной рациональности: человек, индивидуальное и коллективное самоопределение становятся возможными только в случае защищенности структур. Такими структурами являются семья, кооперация, культурные и политические сообщества, а также, что особенно важно, государственность, которая в случае сохранения политики открытых дверей подвергается наибольшей опасности10.
Нида-Рюмелин выступает за «политическое управление миграцией, и против нерегулируемого глобального рынка рабочей силы»11. Германия, по словам интеллектуала, также заинтересована в управляемой миграции. Однако Нида-Рюмелин акцентирует внимание на двустороннем политическом управлении процессами миграции, как со стороны стран приема мигрантов, так и стран их исхода, которое могло бы регулироваться как международно-правовым соглашением (в идеале), так и двусторонними договорами. А страны Европейского союза, в частности Германия, по мнению философа, нуждаются в принятии конкретных законов, обеспечивающих контроль над иммиграцией для легализации въезда тех людей, кто видит возможность лучшей жизни и развития в объединенной Европе12. В июле 2018 года свою позицию по принятию такого закона высказали социал-демократы ФРГ. Они представили «Spiegel»13 документ, содержащий пять пунктов для формирования обновленной миграционной политики Германии, с которыми Юлиан Нида-Рюмелин выразил полное согласие:
1) борьба с причинами бегства из стран исхода: финансовая помощь странам, находящимся за пределами Евросоюза, поспособствует ослаблению наплыва мигрантов;
2) общенациональный внутренний пограничный контроль поставил под угрозу открытые границы и право на свободу передвижения граждан, являющиеся одним из значимых достижений объединенной Европы. А потому отдельные страны не могут принимать единоличные решения о высылке иммигрантов;
3) поддержка Италии и Греции, как стран с внешними границами ЕС, чрезвычайно важна, особенно в сфере регистрации, размещения, осуществления процедуры предоставления убежища и репатриации. Кроме того, должны быть четкие указания для приема мигрантов Германией, в случае превышения количества ходатайств об убежище;
4) поддержка решений, принятых на саммите ЕС в Брюсселе 28—29 июня 2018 года, однако нельзя строить «закрытые лагеря» в Европе и транзитных странах Северной Африки, поскольку это противоречит принципам гуманизма;
5) гуманитарная иммиграция и трудовая иммиграция должны четко различаться, дальнейшая легализация миграции поможет
урегулировать ситуацию с нелегальными миграционными потоками. Должен быть принят иммиграционный закон, который бы контролировал миграционные процессы, выделяя иммиграцию квалифицированной рабочей силы.
ЕС нуждается в мигрантах-специалистах, но должен выплачивать компенсацию странам, откуда они прибывают. Такой тезис развивает Юлиан Нида-Рюмелин в своем размышлении о выстраивании разумного миграционного режима. «Африка нуждается в честном экономическом сотрудничестве с Европой, доступе к аграрному европейскому рынку, совместных предприятиях, инфраструктуре, иностранных инвестициях, новых формах сотрудничества в целях развития, центрах обучения и подготовки, а не в усилении потока мигрантов в Европу»14.
В отличие от Алена Финкелькраута Нида-Рюмелин говорит о том, что изменения социально-политического климата заметны лишь среди низших слоев общества, а ксенофобия развивается, в основном, в тех районах, где иностранные граждане составляют весьма низкий процент от коренного населения. Совместное проживание мигрантов и коренных жителей, утверждает Нида-Рюмелин, ведет к пониманию преимуществ миграции и ее принятию гражданами страны приема15.
Стоит подчеркнуть, что Нида-Рюмелин большое внимание уделил формированию и аккумулированию правил для эффективного выстраивания миграционной политики. В своей работе «Über Grenzen denken. Eine Ethik der Migration» он выделил семь подобных постулатов16:
1. Миграционная политика должна соответствовать принципам гуманности и справедливости для поддержания мирового порядка.
2. Миграционная политика государства, то есть, принимающего общества должна быть выстроена таким образом, чтобы коренное население воспринимало мигрантов как несущих пользу обществу, а не угрозу.
3. При принятии политических решений в области миграции должно учитываться право коллективного самоопределения гражданских сообществ.
4. Выстраиваемая миграционная политика не должна обострять социальное неравенство и создавать угрозу социальному государству, она призвана обеспечить правильное восприятие
мигрантов всеми слоями населения. В противном случае велика вероятность усиления правопопулистских и националистических идей — прямая угроза демократии.
5. Миграционная политика должна ориентироваться на экономическую миграцию и компенсировать кадровые потери в странах происхождения мигрантов.
6. Для регулирования глобальных миграционных потоков важно установить справедливый экономический порядок, в том числе распределение ресурсов, предоставленных мировым сообществом, не для решения миграционных проблем, а для помощи бедным регионам, которые и являются основными странами происхождения мигрантов.
7. Обществу не нужно требовать от миграционной политики то, чего оно не приемлет в своем окружении, общество должно практиковать в своем окружении то, что оно хотело бы видеть в миграционной политике.
Выводы
Таким образом, можно сделать следующие выводы: европейские интеллектуалы по-разному восприняли повышение уровня миграционных потоков, а также рассматривали мигрантов и миграцию с различных точек зрения.
Ален Финкелькраут обратил внимание на этнический состав мигрантов, приезжающих в ЕС и, в частности, во Французскую республику. Для него важна культурная составляющая: что мигранты привнесут в принимающее общество? Что французы могут дать в ответ? И смогут ли они правильно «подать» свою культуру и ценности для восприятия иностранцами? Практика показывает, что с годами процесс интеграции мигрантов во Франции ухудшился. Приезжие больше не хотят воспринимать язык, культуру и традиции принимающей стороны. Они культивируют собственное мировоззрение и объединяются в отдельные социальные общности, не поддаваясь ассимиляции. Финкелькра-ут наблюдает нарастание противоречий в мультикультурной республике. Мыслитель делает акцент на столкновении принимающей цивилизации с цивилизациями, пришедшими извне, но обосновавшимися на территории Франции.
Юлиан Нида-Рюмелин рассматривает миграцию в основном экономическую, трудовую. Для него важно показать, что иммигранты — источник благосостояния Германии, дешевый трудовой ресурс. В связи с этим он раскритиковал Европейский союз после блокировки процесса принятия закона об иммиграции в Германии, который бы легализовал часть миграционных процессов на пользу экономике страны. Ради узаконивания прибытия экономических мигрантов философ готов пожертвовать ресурсами мирового сообщества, определяя их истинное предназначение в качестве помощи бедным странам, из которых в основном поступают мигранты. В ходе оказания странам исхода необходимой экономической поддержки, по мнению Нида-Рюмелин, поток беженцев постепенно снизится, и в Германию будут стремиться по большей части квалифицированные трудовые мигранты.
Тем не менее, оба публичных интеллектуала высказываются за политическое управление миграционными процессами. Для Алена Финкелькраута это выработка государственных механизмов и инструментов для активизации процессов интеграции мигрантов в принимающее общество, для Юлиана Нида-Рюмелин — выстраивание миграционной политики, подразумевающей ориентирование на экономическую миграцию, поддержку квалифицированной иностранной рабочей силы и установление справедливого экономического порядка путем обеспечения помощи бедным странам вне Европейского союза.
Примечания
1 Ашмарина А. А. Политика Франции в условиях европейского миграционного кризиса // Развитие государства и общества: идеи, субъекты, институты и практики: материалы V Всерос. форума молодых политологов / под общ. ред. И. А. Помигуева, Р. В. Савенкова. М., 2018. С. 30—31.
2 Ашмарина А. А. Глобальный Пакт ООН по миграции: вызовы для Европейского Союза // Ломоносов — 2019: материалы Междунар. мо-лодеж. науч. форума / отв. ред. : И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М., 2019.
3 French philosopher Finkielkraut. There is a clash of civilizations. Part 1: There is a clash of civilizations // Spiegel Online. URL:
https://www.spiegel.de/international/world/interview-french-philosopher-finkielkraut-on-muslims-and-integration-a-937404.html (дата обращения: 16.05.2019).
4 Finkielkraut: «I Gilet gialli e il nuovo odio antisemita che lega banlieue e islamisti» // Divisione la Repubblica. URL: https://rep.repubblica.it/ pwa/intervista/2019/02/19/news/francia_antisemitismo_alain_finkielkraut-219568260/ (дата обращения: 16.05.2019).
5 Ibid.
6 French philosopher Finkielkraut. There is a clash of civilizations. Part 2: This has nothing to do with aggression // Spiegel Online. URL: https://www.spiegel.de/international/world/interview-french-philosopher-finkielkraut-on-muslims-and-integration-a-937404-2.html (дата обращения: 16.05.2019).
7 Ibid.
8 French Philosopher Finkielkraut. There Is a Clash of Civilizations. Part 1.
9 Finkielkraut: «I Gilet gialli e il nuovo odio antisemita che lega banlieue e islamisti».
10 Нида-Рюмелин Ю. Открытые границы подвергнут опасности государственность во всем мире // Международная политика и общество. URL: https://www.ipg-joumal.io/intervju/statja/show/otkrytye-granicy-podvergnut-opasnosti-gosudarstvennost-vo-vsem-mire-275/ (дата обращения: 16.05.2019).
11 Там же.
12 Nida-Rümelin J. Africa does not need even more emigration to Europe // International Politics and Society. URL: https://www.ips-journal.eu/regions/europe/article/show/africa-does-not-need-even-more-emigration-to-europe-2862/ (дата обращения: 16.05.2019).
13 Von Christian Teevs. SPD schaltet sich mit Fünf-Punkte-Plan in Unionsstreit ein // Spiegel Online. URL: https://www.spiegel.de/politik/ deutschland/fluechtlinge-spd-schaltet-sich-mit-fuenf-punkte-plan-in-streit-zwischen-cdu-und-csu-ein-a-1215992.html (дата обращения: 16.05.2019).
14 Там же.
15 Нида-Рюмелин Ю. Указ. соч.
16 Nida-Rümelin J. Op. cit.