УДК 351/354 ГРНТИ 14.25.01
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛАМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ОМСКА)
Е.М. Аксентьева*, В.И. Зырянов Институт современной политики, г. Москва Россия, г. Москва, ул. Космонавта Волкова, 5, корп. 1 *Государственный академический университет гуманитарных наук Россия, 119049, г. Москва, Мароновский переулок, 26; [email protected]
В статье представлены результаты исследования официальных сайтов школ г. Омска с точки зрения представленности на них концептуальной документации о развитии школы (программы развития) и других косвенных признаков стратегического управления. Раскрывается актуальность стратегического управления для школ г. Омска и целесообразность повышения уровня его позиционирования на официальных сайтах. В ходе исследования были получены такие результаты, как рейтинг школ по качеству сайтов, инструментарий стратегического управления и обобщенные данные. Даны предложения по улучшению управления системой образования на разных уровнях.
Ключевые слова: программа развития, концептуальные документы, концепция развития, стратегия развития, сайт общеобразовательной организации.
STRATEGIC POSITIONING OF MANAGEMENT OF SCHOOLS IN THE INTERNET (USING OMSK AS AN EXAMPLE)
E.M. Aksentieva*, V.I. Zyryanov
Institute of Contemporary Politics, Moscow
Russia, Moscow, ul. Kosmonavta Volkova, 5, korp. 1
*State Academic University of Human Sciences
Russia, 119049, Moscow, Maronovkiy pereulok, 26; [email protected]
The article summarizes a study for the official websites of schools in Omsk from the point of view of representation of conceptual documentation about the development of the school (development program) and other indirect signs of strategic management. The article reveals the importance of strategic management for schools in Omsk and the usefulness of improving the level of its positioning on the official websites. During the study, the following results were obtained: schools^ ranking on the quality of the web sites, strategic management tools and summarized data. The authors provide suggestions for improving the management of the education system at different levels.
Keywords: a development program, conceptual documentation, concepts of development, a strategy of development, a site of a general education establishment.
Цель исследования - определение уровня позиционирования стратегического управления школами в сети Интернет.
Актуальность. Современные условия жизни меняются все быстрее и быстрее, и эти изменения всё серьёзнее касаются каждого человека. Например, политическая ситуация, при которой периодически растет напряжение отношений с Евросоюзом и США, с одной стороны, и развиваются отношения со странами Востока и Южной Америки, с другой, формирует новые условия для экономики нашей страны. А новая экономика, в свою очередь, требует новых компетенций, развития собственного потенциала и повышения конкурентоспособности. А в некоторых отраслях мы должна стать независимыми, самодостаточными. Политическая напряженность даёт сильный импульс развитию отрасли военной промышленности, импортозамещению, подъему уровня производства. Появляются всё новые и новые требования как к качеству компетенций, так и к их уровню, появляется необходимость в кардинально новых профессиях или в новой специализации уже имеющихся. Перед системой образования встают новые задачи. Это процесс естественного развития, и так происходило всегда. Но специфика настоящего времени - в скорости изменений, которые требуют адекватной реакции. А система не успевает реагировать. Сегодня нужны смелость, активность в использовании новых технологий, методик, инновационных подходов, и, главное, нужен системный стратегический подход в управлении.
Какое будущее без стратегии?
Стратегическое видение управления приобретает сегодня новое значение и особую ценность для любых субъектов деятельности. Но, на взгляд авторов, для образовательных субъектов оно имеет особое значение, потому что у образования должна быть авангардная роль.
Ставки на образование в сложившихся условиях высоки, в связи с этим возрастает роль стратегического управления системой образования в целом, и каждой образовательной организацией в отдельности. Важная духовная задача образования - представлять образ человека будущего, которого она должна сформировать в итоге. Новое поколение может быть способно не только решать поставленные жизнью задачи, но и формировать наше будущее. То есть уже сегодня мы должны закладывать будущее.
Школа - основной внешний институт, после семьи, который формирует человека непосредственно. На взгляд авторов, школа — «фабрика» будущего. Для каждой «фабрики» будущего в настоящем должна быть своя индивидуальная стратегия развития, свой путь, отраженный в соответствующем документе. Школа должна уловить специфику данной территории и использовать её для своей работы (и стратегии). Школа - главный внешний институт прямого воздействия на развитие каждого человека. Она не задает формат человека, она выбирает методы для реализации этого формата в тех условиях, в которых находятся она и учащиеся в ней. Стратегия школы — частное применение общей политики государства и системы образования.
Директор - главный стратег в школе. Директор школы задает тон управления. Можно отметить два полярных варианта управления школой с точки зрения стратегии.
Вариант 1. Функциональный. Директор управляет школой в режиме оперативного решения поступающих проблем и задач, таким образом, занимает позицию функционера (администратор, чиновник). В данной ситуации решаются задачи, поставленные вышестоящими органами, и проблемы, поставленные жизнью.
Вариант 2. Концептуальный. Директор видит школу и её будущее концептуально. В соответствии с этим он не только ежедневно «кладет кирпичи», он не только «строит стены», он «возводит Храм — храм будущего». Директор выступает в роли мастера, творца, а не ремесленника.
Среда Интернета - эффективный способ позиционирования стратегического управления школами. Современная школа в стремлении быть прогрессивной обязана учитывать особенности современного поколения, более того, она должна их опережать. Современные школьники - это дети, так называемое поколение Y. Это поколение во многом отличается от предыдущих. Это поколение выросло в период формирования информационного общества, бурного технического развития, под воздействием расширяющихся и глубоко проникающих в жизнь средств коммуникации, в котором надо уметь находить то, что действительно важно. Непрерывное обучение становится нормой.
На сегодняшний день Интернет — это наиболее современный, простой, доступный,
Таблица 1
Присутствие (позиционирование) в сети Интернет элементов стратегического управления в школах г. Омска
Основание для рейтинга Уровень присутствия стратегического управления/критерии оценки Оценка, баллы Количество школ Школы, %
Общий балл по всем составляющим Высокий уровень 11, 10, 9 28 19
Средний уровень 8, 7, 6 49 33
Низкий уровень 5, 4, 3 44 30
Очень низкий уровень 2, 1, 0 27 18
Наличие программы развития на официальном сайте школы Актуальная программа развития 4-5 62 42
Устаревшая программы развития 2-3 18 12
Отсутствие программы развития на сайте 0-1 68 46
Наличие косвенных признаков стратегического видения развития на сайте школы Наличие устойчивых признаков 3 73 49
Слабое присутствие 2 21 14
Незначительное присутствие 1 36 24
Отсутствие признаков 0 18 12
эффективный для школы инструмент ком-муницирования, позиционирования и самопрезентации. И школы, чтобы быть в тренде новаций, по сути, обязаны быть в фарватере использования такого ресурса.
По данным Фонда общественного мнения, численность пользователей Интернет-сети неуклонно растет с каждым годом. В 2012 году ежемесячная аудитория в России составляла 51 %, в 2014 г. - 66,6 %, а в Омской области - 53 %. Среди поколения Y этот показатель составляет 86 %.
Предоставляя возможность ознакомиться с концептуальными документами своего развития в интернете, школа:
- демонстрирует индивидуальность и собственную уникальность, которая в последующем будет частью идентификационной картины выпускника (будет ли он гордиться полученным образованием или нет);
- формирует свой собственный имидж и демонстрирует наличие концептуального видения;
- дает возможность родителям сделать правильный выбор, определяясь со школой, а значит, и школа приобретает более замо-тивированного ученика.
В данном исследовании авторы изучили то, как используют данную возможность
школы, то есть каким образом представлены концептуальные документы и другие косвенные признаки стратегического видения развития школы на сайте школы.
Позиционирование в сети Интернет элементов стратегического управления в школах и вузах г. Омска. Весной 2015 г. авторами статьи было проведено исследование сайтов школ г. Омска на предмет наличия на них программы развития школы и косвенных признаков стратегического управления школой. Было исследовано 148 сайтов школ г. Омска (что составляет около 90 % всех школ города), находящихся в открытом доступе в сети Интернет. В результате исследования были получены следующие результаты.
Общий балл складывается из трех составляющих:
1) наличие актуальной программы развития на сайте школы (от 0 до 5 баллов);
2) наличие на сайте школы косвенных признаков стратегического управления, таких как участие школы в инновационных проектах, экспериментальных площадках, внедрение передового опыта и др. Стратегия — это всегда развитие, а развитие не может быть без инноваций, новшеств (от 0 до 3 балов);
3) средний балл ЕГЭ по школе за 2013-2014 уч. год (по рейтингу омских школ - версия ОмГТУ) (от 0 до 3 баллов).
В исследовании были собраны инструменты различного самовыражения школ. В результате сформирован список около 60 наименований, который представляет собой методическую ценность и, как предполагают авторы, характерен для города Омска и региона, в свою очередь характеризуя большое разнообразие методов и форм работы школ.
Авторами было проведено подобное исследование в 2013 году, в котором изучалось присутствие концептуальных документов на сайтах вузов Омского региона.
Уровень присутствия в сети Интернет элементов
стратегического управления школами г. Омска {апрель-май 2015}
■ Высокий уровень Средний уровень ШНизкий уровень Ы Очень низкий уровень
Необходимо отметить схожесть этих результатов, что говорит, на взгляд авторов, об общей тенденции. Некоторые выводы приведены ниже.
Стратегические направления -ориентиры развития системы образования на федеральном и региональном уровнях.
Представленность концептуальных документов на сайтах вузов г. Омск. {2013 г.}
Главные ориентиры для системы образования обозначили так называемые майские Указы Президента РФ. Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (и другие документы, подробнее представленные ниже).
На ежегодном областном августовском совещании в городе Омске министр образования РФ Дмитрий Ливанов обозначил для педагогического сообщества профильных министерств и ведомств несколько приоритетных, или стратегических направлений, задач, актуальных именно в данный момент, с учетом быстро меняющихся условий:
1. Принятие всевозможных мер по обеспечению единства общности образовательного пространства в стране, единство образования, согласованность общих целей.
2. Принятие мер по повышению качества образования в условиях ограниченных ресурсов.
3. Развитие дополнительного образования.
4. Сохранение приоритетности образования.
5. Общественная открытость системы образования по оценке качества образования. На II Общероссийском родительском собрании 27 августа 2015 г. особенно была отмечена роль родительского сообщества.
6. Стимулирование инновационной и экспериментальной деятельности системы образования.
7. Выработка концепции развития обучения по отдельным дисциплинам.
Основные документы, определяющие нормативную базу:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
3. Указ президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;
4. Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Постановление Правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 «Об
утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
6. Резолюция областного августовского совещания работников системы образования Омской области «Стратегические направления развития воспитания в системе образования Омской области» от 26 августа 2015 года
Выводы и предложения
Результаты, полученные в ходе исследования Выводы Предложения
1. Сформирован рейтинг школ по теме исследования Публичность является сильным мотивом 1. Сделать рейтинг публичным. Разместить итоги материалов на официальных сайтах Министерства образования Омской обл., департамента образования г. Омска, Евразийского центра стратегий в образовании. 2. Сделать рейтинг ежегодным. 3. Отметить лучшие школы. 4. Учитывать в присвоении директору его квалификации.
2. Создан инструментарий стратегического управления и позиционирования на сайте более 60 позиций 1. Выявлены и обобщаются наиболее сильные инновационные и, наоборот, слабые, инструменты, используемые при формировании программы развития 2. Создана база данных инструментов 1. Формирование «методологической копилки» стратегического позиционирования. 2. Публикация на сайтах и открытых источниках в Интернете. 3. Подготовка методического пособия и распространение этого опыта.
3. Исследование демонстрирует отношение к сайтам и к стратегиям Грамотное позиционирование школы — это часть её стратегии развития. Нет программы развития на сайте - нет рабочей стратегии 1. Размещать на сайте школ основные идеи стратегии, миссию, цели, краткую концепцию. 2. Использовать сайт для формирования имиджа и выражения собственной индивидуальности. 3. Концепция продвижения школ г. Омска посредством сети Интернет, в т. ч. по вопросам стратегического управления.
4. Почти половина школ (54 %) имеет высокий и средний уровень позиционирования стратегического управления на сайтах, из них 19 % имеют очень высокий уровень Это высокий показатель 1. Изучить опыт этих школ по данной тематике. 2. Распространить передовой опыт в Омской области. 3. Выйти с предложением по обобщению такого передового опыта на федеральный уровень.
5. 46 % школ города демонстрирует низкий и очень низкий уровень позиционирования стратегического управления на сайтах школ Возможно отсутствие реального стратегического управления и программы развития как таковых Департаменту и Министерству образования Омской области сделать стратегическое управление одним из приоритетных вопросов оценки школ
6. В сравнении результатов по школам и вузам просматриваются общие тенденции. (см. График 1) Наблюдаются общие тенденции в отношении к стратегическому управлению и его позиционированию, характерные для всей системы образования в регионе. Разработка общих стандартов: школа—вуз
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Аксентьева Е.М. Представленность концептуальных документов развития на сайтах высших учебных заведений // Человеческий капитал и профессиональное образование / РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 1 (5). - С. 16.
2. Аксентьева Е.М., Зырянов В.И. Некоторые преимущества малых вузов // Методы и средства подготовки конкурентоспособных специалистов: теория и практика: материалы VI ме-ждунар. науч.-методич. конф. / Евраз. ин-т экономики, менеджмента, информатики. — Омск: НОУ ВПО «ЕврИЭМИ», 2012. - C. 104-108.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%F2%E5% E3%E8%FF .— Загл. с экрана.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F6%E5%EF %F6%E8%FF .— Загл. с экрана.
5. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Программа .— Загл. с экрана.
6. Рейтинг Омских школ по версии ОмГТУ
[Электронный ресурс] — http://www.omgtu.ru/club/ rating/index.php
7 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
8. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.
9. Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 10 июля 2013 г. № 582.
10 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р.
11 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: Указ Президента Рос. Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.
12 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 599.
REFERENCES
1. Aksentieva E.M. Predstavlennost' kontseptual'nyh dokumentov razvitiya na saytah vysshih uchebnyh zavedeniy // Chelovecheskiy kapital i professional'noe obrazovanie / REU im. G.V. Plehanova. - 2013. - № 1 (5). - S. 16.
2. Aksentieva E.M., Zyryanov V.I. Nekotorye preimuschestva malyh vuzov // Metody i sredstva podgotovki konkurentosposobnyh spetsialistov: teor-iya i praktika: materialy VI mezhdunar. nauch.-me-todich. konf. / Evraz. in-t ekonomiki, menedzhmenta, informatiki. - Omsk: NOU VPO "EvrlEMI", 2012. - S. 104-108.
3. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopedi-ya [elektronny resurs] - Rezhim dostupa: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%F2%E5% E3%E8%FF . - Zagl. s ekrana.
4. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopedi-ya [elektronny resurs] - Rezhim dostupa: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F6%E5%EF %F6%E8%FF . - Zagl. s ekrana.
5. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya [elektronny resurs] - Rezhim dostupa: http:// ru.wikipedia.org/wiki/nporpaMMa.- Zagl. s ekrana.
6. Reyting Omskih shkol po versii OmGTU [elektronny resurs] - http://www.omgtu.ru/club/rat-ing/index.php
7. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'ny zakon ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ (red. ot 31.12.2014)
8. О strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'ny zakon Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ.
9. Ob utverzhdenii pravil razmescheniya na ofitsial'nom sayte obrazovatel'noy organizatsii v infor-matsionno-telekommunikatsionnoy seti Internet i ob-novleniya informatsii ob obrazovatel'noy organizatsii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 10 iyulya 2013 g. № 582.
10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossi-yskoy Federatsii na period do 2025 goda: rasporyaz-henie ot 29 maya 2015 g. № 996-r
11. О natsional'noy strategii deystviy v intere-sah detey na 2012-2017 gg.: Ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 1 iyunya 2012 g. № 761.
12. О merah po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: Ukaz Prezi-denta Ros. Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 599.
Статья поступила в редакцию 20 августа 2015 г.
Аксентьева Екатерина Михайловна - аспирантка Государственного академического университета гуманитарных наук; организатор Клуба деканов экономических факультетов Омского региона (2012-2013), участник общественной экспертизы Стратегии социально-экономического развития Омского региона - 2025 в мае 2013 г.
Зырянов Владимир Ильич - директор Института современной политики, учредитель группы «Евразийские стратегии»; автор методов модульного планирования развития территорий, модульного планирования стратегий, организационно-политического аудита территорий.
© Е.М. Аксентьева, В.И. Зырянов, 2015