pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Региональное стратегическое планирование
«ЖИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ», ИЛИ КАК ВОВЛЕЧЬ НАСЕЛЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ
Юрий Петрович ДУСЬа', Екатерина Ярославовна ВЛАСКИНАь
а доктор экономических наук, профессор, декан факультета международного бизнеса,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск, Российская Федерация
dous@univer.omsk.su
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 2473-4501
ь ведущий экономист департамента стратегического социально-экономического планирования,
Институт территориального планирования «Град», Омск, Российская Федерация
galak.ekaterina@mail.ru
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 04.12.2017 Получена в доработанном виде 20.12.2017 Одобрена 09.01.2018 Доступна онлайн 13.04.2018
УДК 332.145
R23, R28, R58, Z13,
Z18
Ключевые слова: жители, население, стратегия социально-экономического развития, муниципальное образование, комплексное социологическое исследование
Аннотация
Предмет. Статья посвящена проблеме вовлечения населения в процессы стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации.
Цели. Выявить систему инструментов, позволяющих жителям принимать непосредственное участие в разработке документов стратегического планирования на уровне субъектов и муниципальных образований Российской Федерации. Методология. Использованы такие методы, как социологическое исследование, сравнительный анализ, качественная оценка документов стратегического планирования.
Результаты. Рассмотрены наиболее часто используемые инструменты вовлечения граждан в процесс управления развитием территории региона и муниципального образования, в том числе анкетирование и интернет-опрос. Установлено, что используемый инструментарий не позволяет обеспечить равномерный охват разных групп населения. Предложено дополнительно использовать комплексные социологические исследования, позволяющие существенно улучшить ситуацию. Комплексные социологические исследования состоят из трех блоков: полуструктурированное интервью с экспертами, опрос населения и общественное участие.
Выводы. Эффективное применение механизмов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях для управления социально-экономическим развитием территории требует привлечения к их разработке местных жителей. На основе комплексных социологических исследований возможно обеспечить высокую степень репрезентативности используемых данных для разработки стратегических документов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Дусь Ю.П., Власкина Е.Я. «Житель всегда прав», или Как вовлечь население в управление
развитием территории. - 2018. - Т. 16, № 4. - С. 612 - 623.
https://doi.Org/10.24891/re.16.4.612
Не вызывает сомнений, что разработка стратегии социально-экономического развития региона или муниципального образования (далее также - стратегия, ССЭР) в первую очередь предусматривает сбор исходных
данных, качественной и количественной информации, необходимой для разработки документа стратегического планирования. Источниками подобной информации обычно выступают:
- заказчик в лице органов регионального/местного самоуправления (если разработкой стратегии занимается консалтинговая компания/эксперт);
- органы статистики (как правило, обладающие проверенными количественными данными по различным сферам социально-экономического состояния региона и муниципального образования за определенный временной промежуток);
- средства массовой информации (наиболее актуальные данные о ситуации на территории, интервью различных экспертов и пр.);
- сеть Интернет (официальный сайт региона/муниципального образования, городские форумы, группы городского округа/муниципального района в социальных сетях и др.);
- натурные обследования территории (например, изучение дорожного трафика для выявления проблем передвижения по территории, изучение комфортности городской среды и т.п.);
- опросы населения, экспертов, местных сообществ (информация из «первых уст», наиболее свежие и достоверные данные о территории).
Хотелось бы подробно остановиться именно на последнем из перечисленных источников информации - на местных жителях, мнению которых, как ни странно, далеко не всегда уделяется должное внимание именно при разработке документов стратегического планирования. В большинстве подобного рода документов говорится только об участии населения в реализации планов и реже - об участии в разработке. А ведь житель - это одновременно производитель и потребитель благ и ресурсов, которыми располагает территория. Местное население составляет большинство рабочей силы, производящей товары и услуги в городском округе. В то же время жители пользуются различными услугами и товарами для обеспечения жизнедеятельности, предъявляют спрос на
качественное благоустройство жилищных территорий, общественных пространств, на доступную социальную инфраструктуру. Для локального бизнес-сообщества и органов местного самоуправления горожанин - это заказчик, чье мнение должно быть первоочередным при принятии решений по управлению развитием муниципального образования. Таким образом, слова губернатора Московской области
А.Ю. Воробьева, выбранные в качестве заголовка, как нельзя лучше отражают ключевую идею данной статьи. Политолог Р. Даль отмечал, что «все члены общества при прочих равных условиях достаточно компетентны для участия в выработке коллективных решений, обязательных для ассоциации и в значительной мере затрагивающих их благо или интересы. В любом случае никто не подготовлен настолько лучше других, чтобы на него следовало возложить разработку
коллективных и связывающих решений» [1]. Именно местный житель знает свой город лучше всех, именно с ним необходимо работать в первую очередь при формировании стратегических долгосрочных документов. Необходимо, чтобы уже сегодня человек понимал, каким образом будет развиваться его город, мог сопоставить свои цели и задачи с общегородскими, понять, в каком доме он хочет жить.
Заинтересованность и активное участие населения в жизни города позволяют также бороться с важнейшими проблемами современного социально-экономического развития России, включая утечку человеческого капитала [2]. Открытость современного мира приводит к миграции высококвалифицированных специалистов за границу в страны, где общественная атмосфера для них более благоприятна. В то же время отсутствие сети мониторинга, по мнению Н.П. Салохина [3], не позволяет определить качество самоуправления и его соответствие потребностям граждан, поэтому органам местного самоуправления необходимо постоянно вовлекать жителей в процессы принятия управленческих решений на территории, начиная от формулирования
миссии города, постановки долгосрочных целей и задач до определения дизайна отдельных элементов благоустройства общественных пространств.
В свою очередь, тема необходимости разработки на разных уровнях власти в Российской Федерации документов стратегического планирования, в которых формулируются видение, миссия, цели, задачи развития территории, определяются целевые показатели на долгосрочную перспективу, была подробно раскрыта в работах О.О. Смирновой [4, 5]1, а также В.С. Бочко [6], Е.М. Бухвальда [7, 8], М.В. Глигич-Золотаревой [9]. Анализ процессов стратегического планирования на
региональном и муниципальном уровнях представлен в работах В.У. Галустова2, А.Л. Гапоненко [10], И.Н. Ильиной, Е.Е. Плисецкого, Г.С. Копыченко, Е.Г. Рыбиной [11], Д.Ю. Лапыгина [12] и др.
Существует достаточно доводов в пользу того, что главная конкурентная борьба в современном мире разворачивается не среди фирм и корпораций за рынки сбыта, а среди городов - за представителей креативного класса, за профессионалов, умеющих нешаблонно мыслить, что подробно рассмотрено Р. Флоридой [13]. Экономический рост городов напрямую зависит от того, насколько город привлекателен для представителей креативного класса, выберут ли они его своим местом жительства, поскольку у таких людей очень высокие требования к качеству городской среды. Названный автор считает, что именно место жительства является определяющим фактором, влияющим на нашу жизнь. С Р. Флоридой согласен Д.В. Климов, отмечающий в своей монографии, что в современных условиях конкуренцию административно-территориальных элементов за активы выигрывает не тот, кто производит
1 Смирнова О.О. Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства на примере финансовых рынков стран Азиатско-тихоокеанского региона и Америки. М.: МНЭПУ, 2011. 166 с.
2 ГалустовВ.У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 388-392.
товары, а тот, кто среди прочего привлекает наиболее квалифицированные кадры [14]. Например, в принятой недавно Методике определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации3 для расчета индекса учитывается степень привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды.
Министр экономического развития Республики Крым Андрей Мельников недавно на совещании с руководителями экономических служб администраций городских округов и муниципальных районов Республики Крым отметил, что стратегия социально-экономического развития должна отвечать условиям конкретного региона, и разрабатывать ее следует с позиции «как привести свой дом в порядок»4. Таким образом, еще раз подтверждается мысль, что город, район, регион - это, в первую очередь, дом для проживающих на территории людей, и только потом - объект управления. Осознание города как своего личного дома позволяет более четко определить цели и задачи, создать реально работающий документ.
Идея участия всех жителей в процессе принятия территориальных управленческих решений не нова. Например, в Германии еще в начале ХХ века, в период формирования Союза поселений Рурской области и преобразования Рурской агломерации, каждый генеральный план обсуждался совместно с общинами и корректировался, и только после этого становился частью обязательных законодательных постановлений, издаваемых Союзом5. При трансформации старого порта в Дюссельдорфе в преуспевающий деловой
3 Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.10.2017 № 1494/пр «Об утверждении Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации».
4 Стратегия развития должна отвечать условиям конкретного региона. URL:
http://minek.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/377112.htm
5 Любовный В.Я. Рурская агломерация: проблемы, пути
и методы развития // Управление развитием территории. 2015. № 4. С. 64-74.
район каждый проект презентовался вначале горожанам, а затем уже начиналось строительство по наиболее понравившимся им проектам.
Тенденция тесного взаимодействия с населением в последнее время стала набирать обороты и в российской практике градостроительства. Ранее в нашей стране местные сообщества редко рассматривались как важный субъект процесса по управлению развитием территории. Л.И. Рыженко в своей работе [15] на примере поселений выделяет три основные группы субъектов, определяющие их развитие: население (местная общественность, общественные организации, российское общество в целом), власть (орган местного самоуправления -мэрия, субъект Федерации, иногда Федеральный центр), бизнес-сообщества разного уровня. Автор отмечает, что любой субъект развития должен учитывать в своей деятельности интересы населения, более того, использовать их как дополнительный ресурс при реализации своих проектов. Единственной точкой соприкосновения разработчиков, органов власти и жителей до недавнего времени оставалась только п р о ц е д у р а п у б л и ч н ы х с л у ш а н и й , п р е д у с м о т р е н н а я р о с с и й с к и м законодательством с целью утверждения той или иной разработанной градостроительной документации. Зачастую данная процедура является лишь формальностью и вызывает недовольство у граждан, так как они участвуют только на последнем этапе разработки документа - в его утверждении, что не позволяет вносить существенные корректировки в случае необходимости.
Недавно на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации в первом чтении был принят проект Федерального закона № 133118-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной
деятельности6. Данный проект Федерального закона предусматривает не просто замену термина «публичные слушания» на термин «общественные обсуждения». Общественные обсуждения позволяют обеспечивать возможность участия в них всех категорий граждан, в том числе путем предоставления доступа к информационным системам, с использованием которых проводятся такие общественные обсуждения, в м н о г о ф у н к ц и о н а л ь н ы х ц е н т р а х предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) в помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций. Процедура согласования проектных решений становится более открытой и доступной, что позволяет п р и в л е ч ь б о л ь ш е е ко л и ч е с т в о заинтересованных лиц к планированию развития территории и вынести на утверждение согласованный не только с вышестоящими органами, но и с местными акторами документ.
В связи с тем, что на уровне муниципального образования разработка стратегии социально-экономического развития и плана мероприятий по ее реализации не является обязательной7, общепринятых правил разработки и согласования данных документов нет. Но в соответствии с Федеральным законом от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления всех видов муниципальных образований наделены правом разработки стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по реализации указанных стратегий. По аналогии с региональными стратегиями социально-экономического развития на практике большинство муниципалитетов определяют порядок разработки, корректировки и утверждения указанных документов
6 Законопроект о замене публичных слушаний общественными обсуждениями принят в первом чтении. URL: http://itpgrad.ru/node/2533
7 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации».
стратегического планирования нормативным правовым актом (далее - НПА) муниципального образования. В подобных НПА процесс согласования и утверждения стратегий имеет общие черты с соответствующими процедурами по генеральному плану городского округа. Соответственно, если ранее документы выносились на публичные слушания, то теперь - на общественные обсуждения.
Органы местного самоуправления в своем НПА о порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования городского округа имеют право более подробно и разнообразно регламентировать работу со стейкхолдерами, но пока все ограничивается только общепринятыми процедурами. Оптимальным вариантом вовлечения населения в процесс разработки стратегий представляется включение законодательно необходимых общественных обсуждений в процедуру общественного участия, о которой сказано далее.
Наиболее часто встречающимся способом обеспечения участия населения в разработке стратегий является проведение анкетирования жителей, при котором экономисты и проектировщики сталкиваются с законами смежной гуманитарной науки - социологии. Вначале составляется программа
исследования, в которой определяются его цели и гипотезы. Затем, с использованием методов статистики, рассчитывается репрезентативная выборка для исследования, позволяющая отразить мнение всей генеральной совокупности. Далее
определяются методы сбора данных; в случае разработки стратегий применяются, как правило, опросные методы - интервью и анкетирование8. Относительно новой практикой совместного проектирования является общественное участие, принципы и организационные этапы которого также изложены в статье Е.Я. Галак.
8 Галак Е.Я. Комплексные социологические исследования в управлении развитием территории муниципального образования // Практика муниципального управления. 2015. № 3. С. 13-19.
Все перечисленное в совокупности позволяет проводить комплексные социологические исследования с целью разработки стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Термин «комплексное социологическое исследование» был введен с целью структурирования всех этапов взаимодействия проектировщиков и жителей на основе практического опыта с учетом всех правил проведения указанных процедур. Комплексное социологическое исследование предполагает наиболее полный и разносторонний охват всех групп населения и их вовлечение в планирование развития территории9.
В данной статье на примере проектов по разработке документов стратегического и территориального планирования
муниципальных образований Республики Крым раскрываются три блока комплексного социологического исследования: полуструктурированное интервью с экспертами, опрос населения, общественное участие. Методы реализации каждого элемента исследования могут варьироваться в зависимости от цели и вида разрабатываемой документации. Еще одним примером выступает Стратегия социально-
экономического развития городского округа г. Когалыма до 2020 г. и на период до 2030 г., при разработке которой также использовалось поэтапное комплексное социологическое исследование. Данный пример был подробно описан одним из авторов в ранее опубликованной работе [16]. Далее приводятся подробные практические примеры реализации этапов комплексного социологического исследования и результаты проведения подобной работы.
В разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 г., как следует из материалов А.В. Федорова10,
9 Власкина Е.Я. Комплексные социологические исследования для развития территории // Практика муниципального управления. 2016. № 3. С. 29-34.
10 Федоров А.В. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года: материалы Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: инструменты и ресурсы реализации».
URL: https://forumstrategov.ru/upload/documents/Fedorov.pdf
представленных на Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: инструменты и ресурсы реализации», активно участвовала
общественность, представленная комитетами Ульяновской Городской Думы, Управлением администрации, администрациями районов города, Общественной палатой, районными и отраслевыми советами и другими организациями. В результате в утвержденной стратегии появились проекты, относящиеся к различным сферам городской жизни и предложенные активными гражданами: Умный транспорт, Безопасный район - жизнь без страха, Зеленый город, Педагогический дебют, Танцевальный Ульяновск и др.
Дальнейшее активное развитие применяемых инструментов по вовлечению местных сообществ в разработку стратегических документов является важнейшей задачей ученых, руководителей и практиков. Развитие информационных технологий предоставляет в данном направлении безграничные возможности, где многое определяет квалификация специалистов, ответственных за разработку проектов. В последнее время особенно популярным стало проведение интернет-опросов населения на тему оценки эффективности органов местного
самоуправления (в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 и постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317), что соответствует второму блоку комплексного
социологического исследования11. Используя современный инструментарий, можно осуществлять мониторинг текущей социально-экономической ситуации на территории и опрашивать население о планах на будущее для учета в прогнозах.
При разработке стратегий на первом этапе обязательно проводится комплексный анализ социально-экономической ситуации в городском округе, в рамках которого, помимо интернет-опросов, могут использоваться и другие ИТ-технологии как инструмент по вовлечению в работу местных жителей.
11 Власкина Е.Я. Как эффективно провести интернет-опрос населения // Практика муниципального управления. 2016. № 12. С. 18-25.
К примеру, при разработке мастер-плана
г. Омска в рамках второго блока комплексного
социологического исследования при работе с
населением активно использовались
интерактивные карты, что позволило
дифференцировать территорию города в
зависимости от эмоционального восприятия
" 12
горожанами отдельных территории12. Примененная геоинформационная система «Где-Где?!» (далее - ГИС «Где-Где?!»), представляющая собой интерактивную платформу для изучения восприятия городской среды, легла в основу разработки ментальной карты. Эта карта помогла выявить сформированные в городе неформальные районы и сформулировать критерии оценки качества городской среды. Система ГИС «Где-Где?!» состоит из нескольких онлайн карт города, на которых жители могут указать предпочтительные территории, выделить проблемные с той или иной точки зрения места на карте, оставить территориально прикрепленные комментарии о текущей ситуации и предложения по дальнейшему развитию. Интерактивные карты позволяют не только собирать важную часть исходных данных; такие карты можно использовать далее в проекте в качестве инструмента для обсуждения проектных решений,
сформулированных в процессе работы, что делает такой инструмент незаменимым при проведении новой законодательной процедуры - общественных обсуждений.
Интересным представляется также опыт использования WIKI-портала для сбора различной информации, необходимой для формирования документов стратегического планирования13. WIKI-портал может
использоваться как инструмент для работы с экспертами и населением соответственно на первом и втором этапах комплексного социологического исследования. Разработчик, например, может представить на этом ресурсе вводные данные или результаты первичного анализа территории, а любой желающий после регистрации на странице имеет возможность вносить правки. Таким образом,
12 Омск. Карты. URL: http://itpgrad.ru/node/2343
13 Институт «Град» запустил WIKI-портал Мастер-плана.
URL: http://itpgrad.ru/node/2174
заинтересованные субъекты способны поделиться с разработчиками интересными фактами, предложить ссылки на дополнительные материалы, обосновать свою точку зрения. Подобное взаимодействие позволит за короткое время собрать большое количество разнородных исходных данных, что сделает конечный документ более качественным.
Говоря о работе с жителями в сети Интернет, нельзя забывать о многочисленных социальных сетях, в которых можно создавать группы поддержки проекта и проводить тематические обсуждения работы над документом в режиме реального времени в рамках третьего блока комплексного социологического исследования -
общественное участие. Можно использовать уже действующие группы, где сформирована целевая аудитория местных жителей, объединенных по тем или иным интересам. Для распространения информации о подготовке документов стратегического планирования возможно создание отдельного сайта о проекте с краткой и красочной информацией о проектной команде, этапах работы, законодательных ограничениях, результатах обсуждений.
Возможности информационных технологий, безусловно, существенно упрощают доступ к информации и позволяют вовлекать в процесс совместной разработки стратегий различные группы акторов, проживающих на определенной территории. Но, несмотря на повсеместное использование сети Интернет, часть населения может все-таки остаться неохваченной. Не стоит забывать о проведении «живых» встреч, обсуждений, стратегических сессий, воркшопов и т.п. Необходимо использование метода реального планирования в третьем блоке комплексного социологического исследования. Метод предполагает создание трехмерного макета территории, его дальнейшее использование на открытых собраниях и в электронном виде для сбора предложений горожан14. Преимущество этого метода заключается в том, что
14 Реальное планирование: будущее Омска. URL: http://itpgrad.ru/node/2197
компромисс или консенсус достигается гораздо быстрее, так как усилия участников процесса направлены на достижение общей цели - улучшение среды жизнедеятельности. Такое планирование позволяет любому желающему стать на время проектировщиком, создать из подручных материалов (пенопласта, бумаги, кубиков, стикеров и пр.) необходимый объект и разместить его на карте города. Например, при работе над концептуальным мастер-планом г. Омска на одной из центральных городских площадей в преддверии Дня города была организована площадка «Будущее Омска». Итогом совместного творчества стал целый город, состоящий из сотни природных и рукотворных объектов, которые горожане хотели бы видеть. Выяснилось, что жителям не хватает живой природы (парков и скверов) в центре города, разнообразия учреждений культуры и бассейнов.
На примере столицы РФ также накоплен богатый опыт работы органов власти с жителями. В г. Москве, как и в Красноярском крае, Рязанской области и Тульской области, пока отсутствует стратегия социально-экономического развития региона как отдельный оформленный документ. Тем не менее в ежегодном отчете о результатах деятельности правительства Москвы и об основных параметрах проекта бюджета г. Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов мэр С. Собянин отметил, что необходимо вместе с москвичами оценить пройденный за последние семь лет непростой путь, обсудить проблемы и задачи на перспективу и уже с учетом пожеланий горожан определить приоритеты и стратегию развития города15.
Суммируя все изложенное, стоит подчеркнуть, что комплексное социологическое
исследование является универсальным инструментом для сбора мнений наиболее широкого круга лиц в целях их учета при разработке стратегий социально-
экономического развития региона и
15 Беспрецедентное повышение социальных выплат, развитие транспорта, реновация.
URL: https://duma.mos.ru/ru/0/news/novosti/bespretsedentnoe-povyishenie-sotsialnyih-vyiplat-razvitie-transporta-renovatsiya
муниципального образования. Методы работы с населением на разных этапах исследования могут различаться в зависимости от специфики территории, имеющихся исходных данных, активности местных жителей, доступных способов связи. Измерить количественно эффекты от вовлечения населения в процессы формирования документов стратегического планирования довольно сложно и напрямую невозможно. Необходимо отметить, что в стратегиях социально-экономического развития в зависимости от видения, миссии, согласованных с жителями, определенных целей и задач формируются целевые показатели, достижение которых в конкретный период времени является отражением реализации стратегий. Таким образом, пусть косвенно, но оценить вклад жителей в правильность выбранного пути развития
территории возможно. Основными же эффектами все-таки остаются «качественный рост» документа стратегического п л а н и р о в а н и я , е г о п р и н я т и е общественностью, понимание населением того, к чему стремятся город и регион в будущем. Проводимые исследования являются своеобразным мостиком между проектировщиками и стейкхолдерами на территории, способствуют повышению открытости и прозрачности процесса, укрепляют доверительные отношения между органами исполнительной власти и гражданами. Главная цель этой работы -сделать стратегии социально-экономического развития региона и муниципального образования реально функционирующими, а не формальными документами, для чего необходимо обеспечить постоянный обмен информацией с конечными потребителями.
Список литературы
1. Даль Р. Демократия и ее критики / Пер. с англ., под ред. М.В. Ильина. М.: РОССПЭН, 2003. 576 с. URL: http://igf.chuvsu.ru/bibl/dal-r.-demokratiya-i-ee-kritiki-universitetskaya-biblioteka.-2003.pdf
2. Дусь Ю.П., Разумов В.И., Рыженко Л.И. Влияние особенностей и трендов российской социодинамики на экономику // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2011. № 2. С. 31-41. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54755/1/vestnik_2011_2_004.pdf
3. Салохин Н.П. Самоуправление трансформирующейся России в контексте синергетики. Омск: ОмГТУ, 2017. 384 с.
4. Смирнова О.О. Современный взгляд на историю формирования в России методологии и инструментария государственного стратегического планирования. В кн.: Социально-экономическое развитие территорий и хозяйственных комплексов в России и за рубежом. М.: Перо, 2012. 204 с.
5. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации. М.: Наука, 2013. 302 с.
6. Бочко В.С. Стратегическое планирование развития территории - нарождающаяся экономическая форма ответа на вызовы рынка и глобализации // Экономика региона. 2005. № 1. С. 20-38. https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskoe-planirovanie-razvitiya-territorii-narozhdayuschayasya-ekonomicheskaya-forma-otveta-na-vyzovy-rynka-i-globalizatsii
7. Бухвальд Е.М. «Вытянет» ли стратегическое планирование российскую экономику? // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 8-9. С. 9-26. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2014-8/1-bukhvald.pdf
8. Бухвальд Е.М. Система стратегического планирования как ключевой инструмент модернизации российской экономики // Научно-технические ведомости Санкт-
Петербургского государственного политехнического университета. 2014. № 3. С. 10-16. URL: http://ntv.spbstu.ru/economics/issues/E2014/
9. Глигич-Золотарева М.В. Старые проблемы и новые подходы к стратегическому планированию в России // Федерализм. 2014. № 3. С. 83-94.
10. Гапоненко А.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона // Пространственная экономика. 2005. № 4. С. 40-53.
URL: http://spatial-economics.com/images/spatial-econimics/4_2005/gaponenko4_2005.pdf
11. Ильина И.Н., Плисецкий Е.Е., Копыченко Г.С., Рыбина Е.Г. Оценка качества разработки региональных стратегий развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4. С. 178-196. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/v/otsenka-kachestva-razrabotki-regionalnyh-strategiy-razvitiya-v-rossii
12. Лапыгин Д.Ю. Стратегический анализ факторов развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 12. С. 47-60.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskiy-analiz-faktorov-razvitiya-regiona
13. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства. М.: Strelka Press, 2014. 368 с.
14. Климов Д.В. Основы проектирования урбанизированных комплексов. М.: АСВ, 2012. 272 с.
15. Рыженко Л.И. Методы управления развитием поселений. Омск: СибАДИ, 2010. 396 с.
16. Власкина Е.Я. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: прихоть или необходимость? // ЭКО. 2016. № 11. С. 129-140.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 Regional Strategic Planning
eISSN 2311-8733
THE INHABITANT IS ALWAYS RIGHT, OR HOW TO INVOLVE THE POPULATION IN THE MANAGEMENT OF TERRITORY DEVELOPMENT
Yurii P. DUS' Ekaterina Ya. VLASKINAb
a Omsk State University, Omsk, Russian Federation
dous@univer.omsk.su
ORCID: not available
b ITP Grad, Omsk, Russian Federation
galak.ekaterina@mail.ru
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 4 December 2017 Importance This article discusses the problem of involvement of the population in Received in revised form strategic planning in the regions and municipalities of the Russian Federation. 20 December 2017 Objectives The article aims to identify a system of tools that allow residents to participate
Accepted 9 January 2018 directly in the development of strategic planning documents of subjects and municipal Available online entities of the Russian Federation.
13 April 2018 Methods For the study, we used the methods of sociological research, comparative
analysis, and qualitative assessment of strategic planning documents. JEL classification: R23, R28, Results The article finds that the tools used now do not allow for uniform coverage of R58, Z13, Z18 different population groups. It offers to use additionally various comprehensive
sociological researches to considerably improve the situation. A comprehensive Keywords: inhabitants, sociological research consists of three blocks, i.e. a semi-structured interview with experts,
population, strategy, socio- population survey, and public participation.
economic development, Conclusions Comprehensive sociological research helps to collect opinions of a wide
municipal unit, complex range of actors and provide a high representativeness of used data for development of
sociological research strategic documents.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Dus' Yu.P., Vlaskina E.Ya. The Inhabitant Is Always Right, or How to Involve the Population in the Management of Territory Development. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 4, pp. 612-623. https://doi.org/10.24891/re.16A612
References
1. Dahl R.A. Demokratiya i ee kritiki [Democracy and Its Critics]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2003, 576 p. URL: http://igf.chuvsu.ru/bibl/dal-r.-demokratiya-i-ee-kritiki-universitetskaya-biblioteka.-2003.pdf (In Russ.)
2. Dus' Yu.P., Razumov V.I., Ryzhenko L.I. [Influence of peculiarities of and trends in social changes in Russia on the economy]. Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie = Bulletin of Ural Federal University. Series: Economics and Management, 2011, no. 2, pp. 31-41.
URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54755/1/vestnik_2011_2_004.pdf (In Russ.)
3. Salokhin N.P. Samoupravlenie transformiruyushcheisya Rossii v kontekste sinergetiki [Self-government of transforming Russia in the context of synergy]. Omsk, OmSTU Publ., 2017, 384 p.
4. Smirnova O.O. Sovremennyi vzglyad na istoriyu formirovaniya v Rossii metodologii i instrumentariya gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya. V kn.: Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie territorii i khozyaistvennykh kompleksov v Rossii i za rubezhom
[A modern view on the history of formation of methodology and tools for State strategic planning in Russia. In.: Socio-economic development of territories and economic complexes in Russia and abroad]. Moscow, Pero Publ., 2012, 204 p.
5. Smirnova O.O. Osnovy strategicheskogo planirovaniya Rossiiskoi Federatsii [Fundamentals of strategic planning of the Russian Federation]. Moscow, Nauka Publ., 2013, 302 p.
6. Bochko V.S. [Strategic planning of territory's development is an emerging economic form of response to market challenges and globalization]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2005, no. 1, pp. 20-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskoe-planirovanie-razvitiya-territorii-narozhdayuschayasya-ekonomicheskaya-forma-otveta-na-vyzovy-rynka-i-globalizatsii (In Russ.)
7. Bukhval'd E.M. [Will strategic planning "pull off" the Russian economy?]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2014, no. 8-9, pp. 9-26. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2014-8/1-bukhvald.pdf (In Russ.)
8. Bukhval'd E.M. [Strategic planning system as a key tool for modernizing the Russian economy]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta = St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology, 2014, no. 3, pp. 10-16. URL: http://ntv.spbstu.ru/economics/issues/E2014/ (In Russ.)
9. Gligich-Zolotareva M.V. [Old problems and new approaches to strategic planning in Russia]. Federalizm = Federalism, 2014, no. 3, pp. 83-94. (In Russ.)
10. Gaponenko A.L. [Strategic planning of the social and economic development of the region]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2005, no. 4, pp. 40-53. URL: http://spatial-economics.com/images/spatial-econimics/4_2005/gaponenko4_2005.pdf (In Russ.)
11. Il'ina I.N., Plisetskii E.E., Kopychenko G.S., Rybina E.G. [Quality assessment of regional strategies for development in Russia]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2016, no. 4, pp. 178-196. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-kachestva-razrabotki-regionalnyh-strategiy-razvitiya-v-rossii (In Russ.)
12. Lapygin D.Yu. [Strategic analysis of the development of the region]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 12, pp. 47-60.
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskiy-analiz-faktorov-razvitiya-regiona (In Russ.)
13. Florida R. Kto tvoi gorod? Kreativnaya ekonomika i vybor mesta zhitelstva [Who's Your City?: How the Creative Economy Is Making Where to Live the Most Important Decision of Your Life]. Moscow, Strelka Press Publ., 2014, 368 p.
14. Klimov D.V. Osnovy proektirovaniya urbanizirovannykh kompleksov [Basic design of urban complexes]. Moscow, ASV Publ., 2012, 272 p.
15. Ryzhenko L.I. Metody upravleniya razvitiem poselenii [Methods of management of settlements' development]. Omsk, SibADI Publ., 2010, 396 p.
16. Vlaskina E.Ya. [Strategic planning on the municipal level: Whim or necessity?]. EKO = ECO, 2016, no. 11, pp. 129-140. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.