Научная статья на тему 'ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА'

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / специальности / образовательные программы. / education / specialties / educational programs.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Григорян, Н А. Шахназарян

Позиционирование специальностей в высшем образовании играет важную роль в привлечении студентов и определении конкурентоспособности учебного заведения. Метод портфельного анализа позволяет систематически оценивать академическую программу, учитывая такие факторы, как спрос на рынке труда, структура курсов и др. В рамках исследования будет проведен анализ специальностей Российско-Армянского университета – с учетом их актуальности, потребности рынка труда и степени соответствия современным образовательным требованиям. Результаты данного анализа помогут определить стратегические направления развития учебного заведения и обеспечат информацией для принятия более обоснованных решений по организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А А. Григорян, Н А. Шахназарян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONING OF THE SPECIALTIES OF THE RUSSIAN–ARMENIAN UNIVERSITY USING PORTFOLIO ANALYSIS METHODS

The positioning of specialties in higher education plays an important role in attracting students and determining the competitiveness of an educational institution. The portfolio analysis method allows you to systematically evaluate the academic program, taking into account factors such as demand in the labor market, course structure, etc. The study will analyze the specialties of the Russian-Armenian University, taking into account their relevance, the needs of the labor market and the degree of compliance with modern educational requirements. The results of this analysis will help determine the strategic directions of the educational institution's development and provide information for making more informed decisions on the organization of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА»

DOI 10.24412/cl-37234-2024-1-378-391

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

А.А. Григорян, Н.А. Шахназарян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт экономики и бизнеса (ИЭБ) [email protected], [email protected]

АННОТАЦИЯ

Позиционирование специальностей в высшем образовании играет важную роль в привлечении студентов и определении конкурентоспособности учебного заведения. Метод портфельного анализа позволяет систематически оценивать академическую программу, учитывая такие факторы, как спрос на рынке труда, структура курсов и др. В рамках исследования будет проведен анализ специальностей Российско-Армянского университета - с учетом их актуальности, потребности рынка труда и степени соответствия современным образовательным требованиям. Результаты данного анализа помогут определить стратегические направления развития учебного заведения и обеспечат информацией для принятия более обоснованных решений по организации образовательного процесса.

Ключевые слова: образование, специальности, образовательные программы.

Введение

Получение образования играет важную роль в жизни каждого человека. С точки зрения развития оно способствует развитию личности и интеллекта. С экономической точки зрения образование способствует прогрессу конкурентоспособности страны.

Конечно же, в последнее время у большинства людей изменилось отношение к высшему образованию. Для кого-то это просто получение диплома, для кого-то это пустая трата времени, а кто-то решает совмещать процесс получения образования с работой уже на втором курсе, т.к. считает, что работа важнее, а от университета ему нужен только диплом. Все это может привести к тому, что в будущем в стране появятся неквалифицированные специалисты, что, естественно, отразится на конкурентоспособности страны.

Актуальность исследования данной проблемы заключается в том, что получение образования в XXI веке претерпело значительные изменения в связи с развитием технологий и с изменением потребностей на рынке труда.

Цель данного исследования заключается в анализе и определении позиции специальностей Российско-Армянского университета, с использованием методов портфельного анализа.

Для исследования данной проблемы были выполнены следующие задачи:

1. Анализ и оценка востребованности специальностей Российско-Армянского университета;

2. Оценка позиций специальностей Российско-Армянского университета с использованием матрицы БКГ;

3. Разработка возможных стратегических направлений для развития специальностей Российско-Армянского университета.

Материал и методы

Для исследования данной проблемы были предоставлены все необходимые данные по количеству поступивших по специальностям бакалавриата с 2018 уч. года. Все данные предоставлены со стороны Учебной части Российско-Армянского университета. Следует отметить то, что данное исследование касается только русского сектора, очного отделения бакалавриата.

Рассмотрим количество поступивших студентов в 2018-2019 уч.г. Ниже (Табл. 1) представлены сведения о приеме студентов в период данного учебного года.

Таблица 1 Результаты приема на обучение по программам бакалавриата на 2018 - 2019 уч.год

Наименование направления подготовки (специальности) по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 Код направления подготовки (специальности) Подано заявлений на обучение Принято В том числе

за счет бюджетных ассигнований по договорам об оказании платных образовательных услуг всего за счет бюджетных ассигнований по договорам об оказании платных образовательных услуг

федерального бюджета бюджета субъекта РФ местного бюджета

всего

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Программы бакалавриата - всего X 1017 1309 421 294 0 6 121

в том числе по направлениям: Прикладная математика и информатика 01.03.2002 80 92 48 30 0 0 18

Инфокоммуникационные технологии и системы связи 11.03.2002 38 42 14 12 0 0 2

Конструирование и технология электронных средств 11.03.2003 41 41 11 10 0 0 1

Электроника и наноэлектроника 11.03.2004 43 44 11 9 0 1 1

Психология 37.03.01 20 24 8 6 0 0 2

Экономика 38.03.01 88 121 36 28 0 1 7

Менеджмент 38.03.02 89 118 42 26 0 1 15

Юриспруденция 40.03.01 48 86 35 25 0 1 9

Зарубежное регионоведение 41.03.01 60 69 16 14 0 0 2

Политология 41.03.04 53 65 15 14 0 0 1

Международные отношения 41.03.05 82 116 30 17 0 2 11

Реклама и связи с общественностью 42.03.01 56 69 19 15 0 0 4

Журналистика 42.03.02 89 125 37 17 0 0 20

Туризм 43.03.02 78 108 26 23 0 0 3

Филология 45.03.01 68 88 22 17 0 0 5

Лингвистика 45.03.02 76 91 51 31 0 0 20

Философия 47.03.01 8 10 0 0 0 0 0

Анализируя Табл. 1, можем заметить, что на тот период времени было подано 2326 заявлений на обучение, из которых большинство заявлений пришлось на направления: «Журналистика» - 214 заявлений, «Экономика» - 209 заявлений и «Менеджмент» - 207. Интересно заметить то, что большинство из данных лидирующих направлений по подачам заявлений не занимают тех же лидирующих позиций по количеству поступивших студентов. Эти лидирующие позиции занимают такие направления, как: «Лингвистика» - 51 студент, «Прикладная информатика и математика» - 48 студентов, «Менеджмент» -42. Считаем, что эта разница обусловлена преобладанием бесплатных мест у лидирующих направлений. такое изменение между подачей заявлений и количеством поступивших студентов по направлениям зависит от того, что именно у лидирующих направлений по количеству поступивших студентов имеется большое количество бесплатных мест.

Рассмотрим, какие изменения произошли в 2019-2020 уч.году. Ниже (Табл. 2) представлены сведения о приеме студентов в период данного учебного года.

Таблица 2 Результаты приема на обучение по программам бакалавриата на 2019 - 2020уч.год

Наименование направления подготовки (специальности) по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 Код направления подготовки (специальности) Подано заявлений на обучение Принято В том числе

за счет бюджетных ассигнований по договорам об оказании платньгх образовательного услуг всего лица с ОВЗ, инвалиды , дети-инвалиды за счет бгоджетньгх ассигнований по договорам об оказании платньгх образовательные услуг

федерального бюджета бюджета субъекта РФ местного бюджета

всего лица с ОВЗ, инвалиды, дети-инвалиды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Программы бакалавриата - всего X 1820 2026 625 4 329 4 0 12 284

в том числе по направлениям: Прикладная математика и информатика 01.03.2002 174 179 80 1 35 1 0 2 43

Инфокоммуникационные технологии и системы связи 11.03.2002 50 49 15 1 13 1 0 1 1

Конструирование и технология электронных средств 11.03.2003 43 42 11 1 11 1 0 0 0

Электроника и наноэлектроника 11.03.2004 55 53 13 0 13 0 0 0 0

Психология 37.03.01 33 38 20 0 15 0 0 0 5

Экономика 38.03.01 176 202 50 0 28 0 0 0 22

Менеджмент 38.03.02 195 217 65 1 26 1 0 2 37

Юриспруденция 40.03.01 135 151 73 0 30 0 0 3 40

Зарубежное регионоведение 41.03.01 97 104 30 0 21 0 0 0 9

Политология 41.03.04 74 86 16 0 14 0 0 0 2

Международные отношения 41.03.05 158 178 40 0 16 0 0 3 21

Реклама и связи с общественностью 42.03.01 116 130 31 0 13 0 0 0 18

Журналистика 42.03.02 130 145 54 0 19 0 0 0 35

Туризм 43.03.02 134 148 35 0 25 0 0 0 10

Гостиничное дело 43.03.03 0 40 0 0 0 0 0 0 0

Филология 45.03.01 91 93 20 0 16 0 0 0 4

Лингвистика 45.03.02 129 139 70 0 32 0 0 1 37

Философия 47.03.01 30 32 2 0 2 0 0 0 0

Первое, что сразу бросается в глаза в данной Табл., это количество поданных заявлений на обучение, что на 1520 превышает количество поданных заявлений предыдущего года и составляет 3846. Лидирующими направлениями

по поданным заявлениям являются: «Менеджмент» - 412 поданных заявлений, «Экономика» - 378 поданных заявлений и «Прикладная математика и информатика» - 353 заявления. Направление «Журналистика», которое в предыдущем году заняло первое место в ТОП-3 по количеству поданных заявлений, в этом учебном году заняло седьмое место, уступив еще места таким направлениям, как «Международные отношения», «Юриспруденция» и «Туризм».

Нужно еще отметить, какие интересные изменения произошли в количестве поданных заявлений. Рассмотрим, что изменилось по количеству поступивших студентов. В данном уч. году количество поступивших студентов на 204 превышает количество студентов, поступивших в прошлом году, и составляет 625. По количеству поступивших студентов лидирующими направлениями являются: «Прикладная математика и информатика» - 80 студентов, «Юриспруденция» - 73 студента и «Лингвистка» - 70 студентов.

Что же мы здесь наблюдаем? Топ-3 направлений по количеству поданных заявлений и Топ-3 направлений по количеству принятых первокурсников практически полностью отличаются друг от друга1. По Табл. можно заметить, что именно у направления «Прикладная математика и информатика» имеется максимальное количество бесплатных мест, и можно сделать вывод, что одной из причин выбора данного направления в пользу других являются места за счет бюджетных ассигнований.

По направлению «Юриспруденция» почти такая же ситуация. Раннее мы рассмотрели, что такие направления, как «Международные отношения» и «Юриспруденция» занимают по количеству поданных заявлений 4-ое и 5-ое места, соответственно. Интересно то, что по данным направлениям принимаются опять-таки одинаковые профильные вступительные экзамены2. Помимо того, что здесь опять можно выделить разницу в количестве бесплатных мест, думаем, что важной составляющей в данном случае являются еще и другие обстоятельства. Большинство поступающих на данное направление студентов не всегда понимают, куда они поступили, и думают только о том, что получив диплом юриста, они займут высокое место в обществе, и везде будут громко заявлять: «Я юрист!». Это и приводит к тому, что количество студентов на данном направлении увеличивается.

1 Первоначально следует учесть то, что на направления «Прикладная математика и информатика», «Менеджмент» и «Экономика» абитуриенты сдают одинаковые вступительные экзамены, поэтому изначально подают свои документы сразу на все эти три направления.

2 Например, «История Армении», «Обществознание» и «История России».

Таблица 3 Результаты приема на обучение по программам бакалавриата на 2020 - 2021 уч.год

Наименование направления подготовки (специальности) по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 Код направления подготовки (специальности) Подано заявлений на обучение Принято В том числе

бюджетных по договорам об образовательных всего с ОВЗ, инвалиды , дети-инвалиды за счет бюджетных ассигнований по договорам об образовательных

федерального бюджета бюджета субъекта РФ бюджета поступившие пределах квоты приема лиц, имеющих особое право

всего лица с ОВЗ, инвалиды, дети-инвалиды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Программы бакалавриата - X 1925 2011 721 2 333 2 0 4 8 384

в том числе по направлениям: Прикладная математика и информатика 01.03.2002 207 211 105 0 35 0 0 0 1 70

Инфокоммуникационные технологии и системы связи 11.03.2002 33 35 7 0 7 0 0 0 0 0

Конструирование и технология электронных средств 11.03.2003 25 2 12 0 11 0 0 0 0 1

Электроника и 11.03.2004 45 47 17 0 15 0 0 0 0 2

Психология 37.03.01 55 56 31 1 16 1 0 0 2 15

Экономика 38.03.01 220 226 64 0 30 0 0 0 0 34

Менеджмент 38.03.02 241 251 65 0 26 0 0 0 0 39

Юриспруденция 40.03.01 163 175 82 0 27 0 0 0 1 55

Зарубежное регионоведение 41.03.01 74 79 31 0 22 0 0 1 2 8

Политология 41.03.04 91 97 19 0 15 0 0 0 0 4

Международные отношения 41.03.05 174 186 49 0 15 0 0 1 0 33

Реклама и связи с общественностью 42.03.01 168 173 51 1 17 1 0 1 1 33

Журналистика 42.03.02 78 82 40 0 16 0 0 0 0 24

Туризм 43.03.02 141 148 49 0 22 0 0 1 0 26

Гостиничное дело 43.03.03 45 48 4 0 2 0 0 0 0 2

Филология 45.03.01 18 48 16 0 16 0 0 0 0 0

Лингвистика 45.03.02 128 128 72 0 34 0 0 0 1 38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Философия 47.03.01 19 19 7 0 7 0 0 0 0 0

Перейдем к показателям следующего уч. года, а именно: 2020-2021.

Пронализировав данную Таблицу (Табл. 3), мы можем заметить, что количество поданных заявлений на обучение в данном уч. году составляет 3936, что на 90 заявлений больше предыдущего года. Следует заметить также то, что впервые с данного уч. года действует новое направление - «Гостиничное дело». Лидирующими направлениями по поданным заявлениям являются: «Менеджмент» - 492 поданных заявлений, «Экономика» - 446 и «Прикладная математика и информатика» - 418 заявлений. То есть данная тройка лидеров точно совпадает с прошлогодней тройкой лидеров. Интересно также то, что тройка лидеров по количеству поступивших студентов не изменилась с прошлого года. По-прежнему первые три позиции занимают такие направления, как: «Прикладная математика и информатика» - 105 студентов, «Юриспруденция» - 82 студента и «Лингвистика» - 72 студента. Так как данная картина идентична с картиной полученных результатов прошлого года, то не будем останавливаться на повторном объяснении.

Рассмотрим показатели 2021-2022 уч.года в Табл., которая изображена ниже (Табл. 4).

Таблица 4 Результаты приема на обучение по программам бакалавриата на 2021 - 2022 уч.год

Наименование направления по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 Код направления Подано заявлений на обучение Принято В том числе на обучение

бюджетных по договорам об всего с ОВЗ, инвалиды, за счет бюджетных ассигнований по договорам об

федерального бюджета РФ бюджета

всего с ОВЗ, инвалиды,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Программы бакалавриата — X 1834 2132 574 5 322 3 0 11 241

в том числе по направлениям: Прикладная математика и 01.03.2002 152 179 88 1 35 1 0 3 50

Инфок оммуник ационны е 11.03.2002 41 45 6 0 5 0 0 0 1

Конструирование и технология электронных средств 11.03.2003 41 45 10 0 10 0 0 0 0

Электроника и наноэлектроника 11.03.2004 40 45 12 0 12 0 0 0 0

Психология 37.03.01 39 47 24 0 17 0 0 0 7

Экономика 38.03.01 157 183 42 0 29 0 0 0 13

Менеджмент 38.03.02 167 201 63 1 25 0 0 0 38

Юриспруд енция 40.03.01 160 197 64 0 26 0 0 1 37

Зарубежное регионоведение 41.03.01 84 98 31 2 26 1 0 0 5

Политология 41.03.04 89 109 14 1 11 1 0 0 3

Международные отношения 41.03.05 195 231 26 0 17 0 0 2 7

Реклама и связи с обществ енн остью 42.03.01 177 209 44 0 20 0 0 1 23

Журналистика 42.03.02 63 70 19 0 15 0 0 0 4

Туризм 43.03.02 154 188 31 0 21 0 0 1 9

Гостиничное дело 43.03.03 90 106 10 0 7 0 0 0 3

Филология 45.03.01 47 54 19 0 14 0 0 1 4

Лингвистика 45.03.02 75 91 63 0 26 0 0 2 35

Философия 47.03.01 21 24 0 0 0 0 0 0 0

Востоковедение и африканистика 58.03.01 42 10 8 0 6 0 0 0 2

Рассматривая данную Таблицу, в глаза сразу бросается количество поступивших студентов, общее количество которых составляет 574, что на 147 студентов меньше, чем в прошлом году и на 51 - чем в позапрошлом году. Чем же связаны такие низкие показатели поступивших студентов?

Прежде чем перейти к ответу на данный вопрос, рассмотрим еще несколько данных.

Здесь мы видим, что открылось новое направление «Востоковедение и африканистика», на которое поступило 8 студентов. Так же меняется Топ-3 направлений по количеству поданных заявлений на обучение. Первое место занимают «Международные отношения» - 426 заявлений, затем - «Реклама и связи с общественностью» - 386, и, наконец, «Менеджмент» - 368 заявлений. Топ-3 направлений по количеству поступивших студентов занимают: «Прикладная математика и информатика» - 88 студентов, «Юриспруденция» - 64 студента, третье место между собой разделяют «Менеджмент» и «Лингвистика» - по 63 студента.

Последствия пандемии «COVID-19» имели значительное воздействие на сферу образования. Считаем, что самой значительной проблемой стало то, что студенты перестали уделять много времени учебе, т.к. в прошлом уч.году дистанционно легко могли сдать все экзамены - как и в школах, так и в ВУЗах.

Это привело к тому, что, несмотря на максимальное количество поданных заявлений за последние 3 уч. года, а именно: 3966 заявлений, в университет поступило всего 574 студента. Помимо этого, пандемия привела к тому, что большинство абитуриентов предпочли онлайн-курсы взамен четырех лет обучения бакалавриата. Следует также выделить то количесто студентов, которые не хотели поступать в университет и обучаться дистанционно, тратя немалую сумму на обучение.

А теперь рассмотрим показатели следующего учебного года, а именно: послековидного 2022-2023 уч.года (Табл. 5).

Таблица 5 РеЗУЛЬТаТЫ приема на речение по программам бакалавриата на 2022 - 2023 учгод

Наименование направления подг отовки (специальности) по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 Код направления подготовки (специ альн о сти) Подано заявлений на обучение Принято В том числе на обучение

но"™, по договорам об образов атель ных услуг всего из них лица с возмо жно стям и здоровья (далее - ОВЗ), дети-инв алиды за счет бюджетных ассигнований по договорам об образовательных услуг

федерально г о Федерации м™

всего лОиВцаЗ ,с

1 3 4 7 8 9 10 11 12 13 16

Программы бакалавриата — всего (в рамках однопрофильного конкурса) х 1733 2121 698 3 190 1 0 9 499

Прикладная математика и информатика 01.03.2002 163 180 111 0 32 0 0 4 75

Ин фокоммуник ационны е 11.03.2002 39 41 10 0 7 0 0 0 3

Конструирование и технология электронных средств 11.03.2003 31 33 4 0 3 0 0 0 1

Электроника и наноэлектроник а 11.03.2004 45 48 8 1 3 1 0 0 5

Психология 37.03.01 29 41 20 0 3 0 0 0 17

Экономика 38.03.01 179 211 42 0 17 0 0 0 25

Менеджмент 38.03.02 201 243 75 0 15 0 0 0 60

Торговое дело 38.03.06 65 80 5 0 2 0 0 0 3

Юриспруденция 40.03.01 127 160 93 0 33 0 0 3 57

Зарубежное регионоведение 41.03.01 67 79 25 0 3 0 0 0 22

Политология 41.03.04 72 90 6 0 2 0 0 0 4

Международные отношения 41.03.05 155 194 45 0 13 0 0 0 32

Реклама и связи с общественн остью 42.03.01 111 144 60 1 9 0 0 0 51

Журналистика 42.03.02 81 106 39 0 7 0 0 0 32

Сервис 43.03.01 36 51 0 0 0 0 0 0 0

Туризм 43.03.02 102 132 31 1 3 0 0 0 28

Гостиничное дело 43.03.03 32 48 8 0 0 0 0 0 8

Филология 45.03.01 66 85 25 0 7 0 0 0 18

Лингвистика 45.03.02 90 105 85 0 31 0 0 2 52

Философия 47.03.01 14 16 0 0 0 0 0 0 0

Востоковедение и африканистика 58.03.01 28 34 6 0 0 0 0 0 6

Заявлений в этом уч. году подали на 112 меньше, чем в предыдущем, т.е. общая подача заявлений на обучение по программе бакалавриата русского сектора составила 3854. Количество поступивших студентов в этом уч.году превышает количество поступивших студентов прошлого года на 124 студента и составляет 698. Стоит заметить, что именно с этого года начинает действовать направление «Торговое дело», которое набрало 5 студентов.

Лидирующими направлениями по поданным заявлениям являются: «Менеджмент» - 444 поданных заявления, «Экономика» - 390 поданных заявлений и «Международные отношения» - 349 поданных заявлений. Также первые три позиции по количеству поступивших студентов занимают такие направления как: «Прикладная математика и информатика» - 111 студентов, «Юриспруденция» - 93 студента и «Лингвистка» - 85 студентов.

Как было замечено, в этом году произошло значительное увеличение поступивших студентов. Давайте разберемся, с чем это связано.

1. Увеличение количества программ обучения, гибкие условия поступления привели к увеличению числа первокурсников;

2. Рост спроса на IT-специалистов ежегодно приводит к тому, что повышается спрос на соответствующее направление.

3. В рейтинг лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии 2022г. вошли 5 вузов из Армении3. Российско-Армянский (Славянский) университет с 131-го поднялся на 128-е место. Ереванский государственный университет (ЕГУ) занял 173-е место (в прошлом году было 179-е). Армянский государственный экономический университет разделил места с 241-го по 250-е с вузами России, Украины, Польши, Болгарии, Латвии и Таджикистана. Государственный университет архитектуры и строительства разделил 251-300 места с университетами России, Украины, Беларуси, Польши, Казахстана и Узбекистана. Американский университет Армении (AUA) спустился в рейтинге с 251-300 на 301-350-е место4. Т.е. Российско-Армянский университет занял первое место среди всех университетов РА и увеличил свою популярность среди студентов.

Для предоставления полного анализа, нам осталось рассмотреть показатели нынешнего, 2023-2024 уч. года. Данные приведены в Табл. 6.

В данном учебном году было подано в общем 3200 заявлений, 679 студентов поступили на первый курс. Как и в вышерассмотренных учебных годах, рассмотрим лидирующие направления по подачам заявлений и также лидирующие направления по количеству поступивших студентов.

По данным таблицы можно заметить, что первую тройку по подачам заявлений занимают: «Международные отношения» - 332 заявления, «Менеджмент» - 330 и «Экономика» - 323. А первую тройку направлений по количеству поступивших студентов занимают: «Менеджмент» - 92 студента, «Юриспруденция» - 87 и «Лингвистика» - 82.

3 Такие данные приводит Британская аналитическая компания в области высшего образования "QuacquareШ ЗутопйБ".

4 Армянские университеты в рейтинге QS: https://ru.armeniasputnik.am/20211215/ar-myanskie-universitety-podnyalis-v-reytinge-qs-36493240.html

Таблица 6 Результаты приема на обучение по программам бакалавриата на 2023 - 2024уч.год

Подано заяв лений на обучение Принято В том числе н обучение

Наименование направления из них лица с за счет бюджетных ассигнований

Код по договорам об ограничен- федерального по договорам об

(специальности) по перечням, утв. приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 (специальности) бюджетных всего и здоровья (далее — ОВЗ), всего ОВЗ , бюджета Российской Федерации бюджета

1 3 4 7 8 9 10 11 12 13 16

Программы бакалавриата — всего (в рамках однопрофильного конкурса) X 1253 1947 679 0 194 0 0 8 477

Прикладная математика и информатика 01.03.2002 96 132 62 0 24 0 0 2 36

Электроника и наноэлектроника 11.03.2004 45 47 22 0 15 0 0 0 7

Инфокоммуникаци онные 11.03.2002 42 50 19 0 12 0 0 0 7

Конструирование и технология электронных средств 11.03.2003 0 39 7 0 4 0 0 0 3

Экономика 38.03.01 128 195 56 0 22 0 0 0 34

Менеджмент 38.03.02 128 202 92 0 22 0 0 1 69

Торговое дело 38.03.06 48 75 10 0 5 0 0 0 5

Туризм 43.03.02 92 97 21 0 8 0 0 0 13

Гостиничное дело 43.03.03 49 50 9 0 3 0 0 0 6

Сервис 43.03.01 0 42 0 0 0 0 0 0 0

Юриспруд енция 40.03.01 114 153 87 0 18 0 0 0 69

Международные отношения 41.03.05 146 186 38 0 4 0 0 1 33

Политология 41.03.04 72 91 4 0 2 0 0 0 2

Лингвистика 45.03.02 93 112 82 0 21 0 0 2 59

Филология 45.03.01 66 84 22 0 9 0 0 0 13

Зарубежное регионоведение 41.03.01 71 75 28 0 4 0 0 0 24

Психология 37.03.01 48 66 33 0 12 0 0 0 21

Философия 47.03.01 13 9 5 0 5 0 0 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журналистика 42.03.02 2 90 26 0 0 0 0 2 24

Реклама и связи с общественностью 42.03.01 0 126 49 0 3 0 0 0 46

Востоковедение и африканистика 58.03.01 0 26 7 0 1 0 0 0 6

Проанализировав все вышеприведенные данные, мы оказались ближе к нашей цели и выполнили первую, поставленную перед нами задачу.

Теперь перейдем к выполнению второй задачи, а именно: отобразим все полученные данные на графиках и диаграммах и составим матрицу БКГ.

С этой целью рассмотрим количество поданных заявлений за последние 6 лет (График 1).

Объяснять график нестоит, т.к. выше при анализе таблиц все объяснения подробно изложены и описаны. А теперь рассмотрим динамику количества поданных заявлений, по направлениям специальностей (см. График 2).

Рассматривая результат 6 лет, мы видим, что направление «Менеджмент» занимает первое место по количеству поданных заявлений, которое в общем количестве составляет 2253 заявления, затем «Экономика» - за шесть лет -2086 заявлений и 3-е место за направлением «Международные отношения» -2001. Но важнее количества поданных заявлений является только фактическое количество поступивших студентов, которое рассмотрим ниже (График 3).

А теперь проанализируем динамику количества студентов, поступивших по направлениям специальностей (см. График 4).

Направления «Менеджмент», «Экономика» и «Международные отношения», которые за последние 6 лет набрали максимальное количество поданных заявлений, не входят в список тех направлений, которые набрали максимальное количество студентов за эти последние годы. В этот список входят: «Прикладная математика и информатика» - 494 студена, «Юриспруденция» - 434 студента и «Лингвистика» - 423 студента.

Для оценки позиций и перспектив развития специальностей РАУ используем метод портфельного анализа, в частности матрицу БКГ. Основой для построения матрицы послужили следующие данные: общие данные поданных заявлений по направлениям за 2018-2024 (ось Y), взяты общие данные поступивших по направлениям за последние 6 лет (ось X)5.

5 Чтобы определить долю, которую занимает направление в рамках специальностей Российско-Армянского университета, необходимо количество поступивших по направлениям за шесть лет разделить на общее количество поступивших в университет за шесть лет. Чтобы было яснее, приведем пример: за шесть лет на направление

Результат полученных данных отражается на Матрице БКГ, которая изображена снизу на рисунке (Рис. 1).

В соответствии с логикой матрицы БКГ, имеются 4 квадранта:

1. «Знаки вопроса» - это категория, отличающаяся быстрым ростом рынка и малой долей. Может быть перспективной, если в нее вкладывать необходимые средства, или через время перейти в категорию «собак».

2. «Звезды». Товары, занимающие большую долю рынка, который быстро растет. Это самые рентабельные и конкурентоспособные продукты. Для поддержания таких же позиций требуют значительного финансирования.

3. «Дойные коровы». Продукция с высокой долей медленно растущего рынка. Самые стабильные виды товаров/услуг, прибыль от реализации которых значительно превышает расходы на поддержание текущих позиций. Именно эти товарные категории дают средства, которые компании могут перенаправлять на исследования, разработки новых товаров.

4. «Собаки». Продукты, которые занимают малую долю рынка с медленными темпами роста. Это - товары, которые не имеют перспектив развития в прибыльные направления, а только отвлекают ресурсы. В большинстве случаев такие категории лучше закрывать.

«Прикладной математики и информатики» поступило 494 студента, общее количество поступивших за шесть лет составило 3718, т.е. 494 делим на 3718 и получаем 0.13, т.е. 13%.

В нашем случае, направления с высоким количеством поступлений и высоким количеством заявлений будут «Звездой»; с высоким количеством поступлений, но с малым количеством заявлений будут «Дойной коровой»; с низким количеством поступлений, но с высоким количеством заявлений -«Знаком вопроса»; с низким количеством поступлений и с низким количеством заявлений - «Собакой». По матрице БКГ видим, что единственное направление, которое полностью занимает позицию «Звезды», это «Менеджмент», что говорит о том, что это - самое быстрорастущее и рентабельное направление. Направления «Юриспруденция» и «Прикладная математика и информатика» понемногу занимают позицию «Дойной коровы», что говорит о небольшом спаде роста. «Лингвистика» большей долей занимает позицию «Дойной коровы». Именно эти направления дают средства, которые университет может перенаправлять на разработки новых программ.

Таким образом, по данной матрице стало возможно определить позиции направлений специальностей Российско-Армянского университета.

На основе позиционирования и анализа специальностей Российско-Армянского университета нами разработаны предложения по развитию тех специальностей, которые имеют перспективу развития

Если специальность находится на грани закрытия, можно рассмотреть несколько стратегий:

1. Реформирование программы обучения: Пересмотреть учебные планы и программы, чтобы сделать специальность более актуальной и привлекательной для студентов.

2. Партнерство с индустрией: Сотрудничество с компаниями и индустрией может обеспечить студентам больше возможностей для стажировок, практики и реального опыта работы, что сделает специальность более привлекательной для будущих студентов.

3. Маркетинг и привлечение студентов: Проведение информационных кампаний, участие в ярмарках профессий, привлечение внимания через социальные сети и другие средства могут помочь увеличить интерес к специальности.

4. Исследование рынка труда: Проведение анализа спроса на специалистов данной области может помочь определить, какие именно навыки и знания нужны рынку, и адаптировать программу обучения в соответствии с этими требованиями.

5. Анализ причин упадка популярности: Понимание причин снижения интереса к специальности поможет разработать более целенаправленные стратегии для ее восстановления.

Комбинация этих стратегий поможет способствовать развитию соответствующих специальностей и повысить их привлекательность для потенциальных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данные, предоставленные Учебной частью Российско-Армянского университета.

2. Армянские университеты в рейтинге QS [Эл. ресурс]: https://ru.armeniasputnik.am/20-211215/armyanskie-universitety-podnyalis-v-reytinge-qs-36493240.html

3. Матрица БКГ [Эл. ресурс]: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-matri0/o-D1%81za-bkg/

POSITIONING OF THE SPECIALTIES OF THE RUSSIAN-ARMENIAN UNIVERSITY USING PORTFOLIO ANALYSIS METHODS

A. Grigoryan., N. Shahnazaryan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Economics and Business (IEB)

ABSTRACT

The positioning of specialties in higher education plays an important role in attracting students and determining the competitiveness of an educational institution. The portfolio analysis method allows you to systematically evaluate the academic program, taking into account factors such as demand in the labor market, course structure, etc.

The study will analyze the specialties of the Russian-Armenian University, taking into account their relevance, the needs of the labor market and the degree of compliance with modern educational requirements. The results of this analysis will help determine the strategic directions of the educational institution's development and provide information for making more informed decisions on the organization of the educational process. Keywords: education, specialties, educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.