Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / онлайн-тестирование / абитуриент / веб-приложение / профориентационная методика / career guidance / online testing / applicant / web application / career guidance methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябухина Елена Александровна, Сафонов Владимир Иванович, Фирсова Светлана Анатольевна

В представленной статье рассматривается разработанная авторами методика профориентационного тестирования абитуриентов вузов, реализованная в виде веб-приложения, размещаемого на сайте вуза. Результатом работы приложения является выдача рекомендации по выбору направлений подготовки, осуществляемых в вузе. Предлагаемая методика основана на применении классических тестов, предназначенных для определения области профессиональной подготовки, а также их сочетаний, образующих многомерные матрицы предпочтений и интегрирующих результаты отдельных тестирований. Разработанное веб-приложение прошло апробацию во время проведения приемной кампании. Его использование позволило абитуриентам более обоснованно и осознанно подойти к выбору будущей профессии. К достоинствам данного приложения можно отнести возможность его применения в других вузах после соответствующей настройки перечня специальностей конкретного вуза, а также возможность включения дополнительных профориентационных тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябухина Елена Александровна, Сафонов Владимир Иванович, Фирсова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF OPTIONS FOR CHOOSING FUTURE PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY APPLICANTS BY MEANS OF ORGANIZING ONLINE-TESTING

The presented article considers the methodology of career guidance testing of university applicants developed by the authors, implemented in the form of a web application posted on the university website. The result of the application is the issuance of a recommendation on the choice of areas of training carried out at the university. The proposed methodology is based on the use of classical tests designed to identifying the field of professional training, as well as their combinations, forming multidimensional preference matrices and integrating the results of individual tests. The developed web application was tested during the student admission campaign. Its use allowed applicants to approach the choice of their future profession more mindfully. The advantages of this application include the possibility of its use in other universities after the appropriate setting of the list of specialties of a particular university, as well as the possibility of including additional career guidance tests.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-48-57 УДК 378.1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОНЛАЙН-ТЕСТИРОВАНИЯ

Е.А. Рябухина, В.И. Сафонов, С.А. Фирсова

Статья поступила в редакцию 28 июня 2024 г.

В представленной статье рассматривается разработанная авторами методика профориента-ционного тестирования абитуриентов вузов, реализованная в виде веб-приложения, размещаемого на сайте вуза. Результатом работы приложения является выдача рекомендации по выбору направлений подготовки, осуществляемых в вузе. Предлагаемая методика основана на применении классических тестов, предназначенных для определения области профессиональной подготовки, а также их сочетаний, образующих многомерные матрицы предпочтений и интегрирующих результаты отдельных тестирований. Разработанное веб-приложение прошло апробацию во время проведения приемной кампании. Его использование позволило абитуриентам более обоснованно и осознанно подойти к выбору будущей профессии. К достоинствам данного приложения можно отнести возможность его применения в других вузах после соответствующей настройки перечня специальностей конкретного вуза, а также возможность включения дополнительных профориентационных тестов.

Ключевые слова: профориентация, онлайн-тестирование, абитуриент, веб-приложение, профо-риентационная методика.

IDENTIFICATION OF OPTIONS FOR CHOOSING FUTURE PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY APPLICANTS BY MEANS OF ORGANIZING ONLINE-TESTING

E.A. Ryabukhina, V.I. Safonov, S.A. Firsova

The presented article considers the methodology of career guidance testing of university applicants developed by the authors, implemented in the form of a web application posted on the university website. The result of the application is the issuance of a recommendation on the choice of areas of training carried out at the university. The proposed methodology is based on the use of classical tests designed to identifying the field of professional training, as well as their combinations, forming multidimensional preference matrices and integrating the results of individual tests. The developed web application was tested during the student admission campaign. Its use allowed applicants to approach the choice of their future profession more mindfully. The advantages of this application include the possibility of its use in other universities after the appropriate setting of the list of specialties of a particular university, as well as the possibility of including additional career guidance tests.

Key words: career guidance, online testing, applicant, web application, career guidance methodology.

В настоящее время на выбор абитуриентами будущей профессии влияет множество факторов - ее востребованность, материальный фактор, престижность, всплеск моды на определенные профессии и т.д. В связи с этим многие абитуриенты испытывают затруднения в определении своих профессиональных интересов, способностей и целей, что может

привести к неверному выбору направления образования и, как следствие, неудовлетворенности работой и последующей смене сферы деятельности, а также низкой производительности на рабочем месте [8, с. 12-18; 9, с. 21].

В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ № 650 от 31.08.2023 организации общего образования при

осуществлении мероприятий по профессиональной ориентации вправе взаимодействовать с учреждениями, имеющими ресурсы для проведения таких мероприятий, например, с вузами, которые на своих официальных сайтах могут размещать материалы для проведения онлайн-тестирования абитуриентов с целью определения области профессиональной подготовки, наиболее отвечающей их склонностям, способностям и увлечениям.

Тема автоматизации профориентаци-онного тестирования для выявления сферы будущей деятельности, наиболее соответствующей личностным характеристикам, уровню знаний, мотивации абитуриента, не является новой в педагогике и психологии. Рассмотренные исследования условно можно разделить на две категории. К первой категории относятся работы, посвященные тестированию школьников на базе учреждений общего образования. Как отмечают Е.В. Кусакина, Е.А. Самарина и Ю.В. Фролов, внедрение системы «Психодиагностика образовательного учреждения», реализованной на базе платформы 1С, позволило повысить качество и эффективность профориентационной работы в общеобразовательной школе, а также сохранить контингент обучающихся старших классов [6, с. 250-252]. А.А. Царско, Р. Белгибаев, Т.А. Костюкова представили результаты исследований, показавшие высокую эффективность и целесообразность применения цифровой экосистемы «HR+» в профориентационной диагностике современных подростков [10, с. 131]. Проведенный П.И. Новиковым анализ современных автоматизированных систем про-фориентационной деятельности в образовательных организациях выявил наиболее востребованные разработки в этом направлении, например, «Фоксфорд», «Адукар», «Учёба.ру» [7, с. 481-482].

К.Г. Кузнецов и О.Л. Кувшинова представляют методику оценки готовности к профессиональному самоопределению «Психологическая готовность к выбору профессии», а также приводят результаты проверки достоверности данной методики и структуру значимых факторов [5, с. 99-109].

Вторая категория представлена работами, в которых рассматривается тестирование абитуриентов на базе вуза. Так, автоматизированная система, предложенная В.В. Андреевым, Ю.С. Тарасовой и Е.А. Мартемьяновой, предназначена для диагностики индивидуального стиля деятельности студентов преимущественно творческих специальностей на основе ассоциативного цветового пространства, однако предложенная методика в значительной мере не свободна от «человеческого фактора» как при ответе, так и при оценке результатов [1, с. 10-15]. Представленная А.Е. Ващак и А.Н. Дорогобед информационная система профориента-ционного тестирования для абитуриентов, поступающих в университет, реализована с использованием платформы для создания опросов Google Forms [3, с. 30-36]. На основе сравнения нескольких общеизвестных методик, Е.А. Брукалюк, А.А. Ше-пило и Е.А. Искра разработали собственный алгоритм профориентационного тестирования в виде онлайн-анкеты на специализированном сервисе [2, с. 29]. Суть алгоритма заключается в определении для каждой области деятельности набора параметров по четырем направлениям (школьные предметы, личные качества, цели и ценности, условия работы), определенным на основании экспертных оценок. Основные аспекты разработки мобильного приложения для подбора направления подготовки, наиболее соответствующего способностям и профессиональным интересам абитуриентов, вы-

бравших IT-сферу, рассмотрены И.В. Гав-риловой и Е.А. Непрокиной [4, с. 52-53]. Авторами И.В. Янченко, В.И. Коковой, М.А. Буреевой и О.А. Дорониной разработано программное обеспечение информационной системы профориентационно-го тестирования на основе широко используемых и прошедших успешную апробацию тестов профессиональной ориентации [11, с. 113-116].

Таким образом, в настоящее время для проведения автоматизированного профо-риентационного тестирования используется различный цифровой инструментарий: программно-информационные системы, веб-приложения, мобильные приложения. Однако основное внимание в рассмотренных исследованиях уделяется определению достаточно широкой сферы профессиональной деятельности, в то время как абитуриенту необходимо точнее определиться с направлениями подготовки для последующей подачи документов при поступлении в вуз, поскольку для каждого направления характерна специфическая совокупность личностных характеристик и уровней познавательных процессов. В соответствии с этим в данной статье предлагается разработанная авторами программно-информационная система, реализованная в виде веб-приложения, которая выдает рекомендации абитуриенту по выбору конкретного

направления подготовки в определенном вузе на основе результатов прохождения классических профориентационных методик и их сочетания, что обусловило актуальность исследования. Система прошла апробацию в рамках приемной кампании 2024 года в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева и показала востребованность в разработках подобного рода.

В качестве материалов, используемых при проведении данного исследования, применялись: перечень специальностей и направлений подготовки Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва; классические методики профориентационного тестирования: «Дифференциальный диагностический опросник» Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Методика определения профессионального личностного типа» Дж. Голланда, «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши.

Методами исследования являлись современные технологии проектирования и разработки программного обеспечения, обработки и хранения данных, а также их статистического анализа.

На рисунке 1 представлен интерфейс главной страницы разработанного веб-приложения «РгоАТ» для проведения профориентационного тестирования.

Рисунок 1 - Интерфейс веб-приложения ProfIT

Как можно видеть, приложение позволяет организовать профиль пользователя для хранения данных о нем, провести тестирование по предлагаемым методикам и осуществить просмотр полученных результатов.

Для проведения тестирования по какой-либо методике нужно нажать кнопку «Пройти» в соответствующем разделе. Появится окно с набором тестовых вопросов, на которые пользователь должен дать ответы. После этого есть возможность просмотра полученных результатов. Например, согласно методике, предложенной Е.А. Климовым, испытуемый в каждой из пар предлагаемых видов деятельности выбирал только один. Интерпретация выбранных вариантов соответ-

ствует максимальному количеству набранных баллов по следующему перечню типов профессий: «человек - природа» (профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством); «человек - техника» (технические профессии); «человек - человек» (обслуживание людей, общение); «человек - знак» (профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками); «человек - художественный образ» (творческие профессии).

На рисунке 2 для примера показаны результаты конкретного пользователя, прошедшего тестирование по дифференциальному диагностическому опроснику Е.А. Климова.

Программно-информационная система для проведения профориентационных тестов ProfiT

Профиль Доступные тесты МОИ результаты Выход

л |

Результаты:

Дифференциальный диагностический опросникЕ. А. Климова

Количество вопросов: 30

| Посмотреть направления подготовки | У

V

Человек-природа Отвержение 2 7%

Ч ел овек-техн ика Средняя склонность 7 23%

Ч ел овен-чел овек Склонности нет 5 17%

Человек-знаковая система 1 Ярко выраженная 1 1 1 склонность 10 33%

Человек-художественный образ Средняя склонность 5 20%

Рисунок 2 - Результаты тестирования по опроснику Е.А. Климова Humanities researches of the Central Russia № 3 (32), 2024

Из рисунка 2 следует, что наибольшую склонность данный испытуемый проявил к профессиям, относящимся к типу «человек - знаковая система», а наименьшую -к типу «человек - природа». Следовательно, большее внимание абитуриенту нужно уделить тем направлениям подготовки и специальностям, которые непосредственно связаны с типом «человек -знаковая система», что наиболее соответствует его интересам и склонностям.

Затем система проводит соотношение полученных результатов тестирования с

направлениями подготовки и специальностями, которые предлагаются вузом для поступления. На рисунке 3 можно видеть направления подготовки и специальности, привязанные к конкретным типам профессий. Для удобства восприятия рекомендаций реализовано выделение разными цветами, например, красным цветом - менее походящие для данного абитуриента направления и специальности, ярко-зеленым цветом - предпочтительные.

Программно-информационная система для проведения профориентационнык тестов РгоНТ

Профиль Доступные тесты МОИ резуЛЫЭТЫ Выход Результаты:

Дифференциальный диагностический опросникЕ. А. Климова Количество вопросов: 30

Посмотреть направления подготовки

Человек-природа 1 Человек-техника | Человек-человек Чел овек-э наковал система Человек-яудожественньсй образ

Свернуть | Развернуть | | Развернуть щ | Развернуть | | Развернуть |

2/7% 7/23% 5/17% 10/33% 6/20%

36.05.01 Ветеринария 0S.03.01 37.03.01 06.03.03 53.03.04

35.03.04 Агрономия 0S.0b.01 39.03.01 21.03.02 51.03.02

35.03.10 Ландшафтная архитектура 13.03.01 39.03.02 51.03.06 35.03.10

19.03.03 Продукты питания животного 13.03.02 41.03.04 09.03.01 07.03.01

36.03.02 Зоотехния 23.03.03 44.03.01 10.03.01 42.03.01

05.03.02 География 3S.03.06 44.03.01 27.03.01 44.03.01

05.03.06 Экология и природопользование 20.03.01 44.03.01 01.03.05 54.03.01

43.03.03 Туризм 1S.03.01 44.03.01 27.03.02

06.03.01 Биология 11.03.04 31.05.01 38.03.01

19.03.01 Биотехнология 13.03.02 31.05.02 38.03.03

06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика 43.03.01 31.05.03 01.03.02

18.03.01 Химическая технология 12.03.03 40.03.01 02.03.02

33.05.01 Фармация 11.05.01 40.05.02 09.03.04

04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия 27.03.01 45.03.02 06.05.01

15.03.04 45.05.01 07.03.01

15.03.05 43.03.03 12.03.03

45.03.01 11.05.01

42.03.02 04.05.01

42.03.01 33.05.01

38.03.03 43.03.01

38.03.04 38.05.01

15.03.04

15.03.05

Рисунок 3 - Соотношение результатов тестирования (по Е.А. Климову)

и направлений подготовки

Отметим, что в приложении предусмотрен просмотр не только кодов направлений подготовки и специальностей, но и их названий, для чего нужно нажать кнопку «Развернуть». Если требуется скрыть эти названия, чтобы не загро-

мождать экран информацией, то следует нажать кнопку «Свернуть».

Следующая методика (тест Голланда) направлена на определение профессионального личностного типа. Она рассматривает шесть типов личности: реалистичный, исследовательский, артистичный,

социальным, предприимчивым и традиционный. Человек обладает предрасположенностью и способностями к тому роду деятельности, который соотносится с указанными типами.

На рисунке 4 для примера показаны результаты конкретного пользователя, прошедшего тестирование по методике определения профессионального личностного типа Дж. Голланда.

Программно-информационная система для проведения профориентационных тестов РгоЯТ

Профиль Доступные тесты Мои результаты Выход Результаты:

Методика определения профессионального личностного типа Дж.Голланда Количество вопросов: 42

Посмотреть направления подготовки

Реалистичный 7 17%

Исследовательский 7 17%

Артистичный 4 10%

Социальный 3 19%

П редг р и имчи вы й Q 14%

Традиционный 10 24%

Рисунок 4 - Результаты тестирования по методике Дж. Голланда

Из рисунка 4 следует, что у данного испытуемого наиболее ярко проявляется традиционный профессиональный личностный тип личности. Следовательно, большее внимание абитуриенту нужно уделить тем направлениям подготовки и специальностям, которые связаны с переработкой числовой информации, работой по инструкции и заданным алгоритмам и др. Менее всего у данного испытуемого, согласно полученным результатам, выражен артистичный тип личности, то есть ему не следует выбирать профессии, непосредственно связанные с изобрази-

тельным искусством, музыкой, литературой, где решаются проблемы, требующие художественного вкуса и воображения.

Система проводит соотношение полученных результатов тестирования с направлениями подготовки и специальностями, которые предлагаются вузом для поступления. На рисунке 5 можно видеть соответствие направлений подготовки и специальностей с профессиональными личностными типами. Для удобства восприятия также используются разные цвета.

Программно-информационная система для проведения профориентационных тестов РгоЯТ

Профиль Доступные тесты МОИ результаты Выход Результаты:

Методика определения профессионального личностного типа Дж.Голланда

Количество вопросов: 42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реалистичный Иоследовател ьский Артистичный Социальный Предприимчивый Тр а д и ци онный

| Развернуть | | Развернуть | | Развернуть | | Развернуть | | Развернуть | Свернуть

7/17% 7/17% 4/10% 8/19% 6/14% 10/24% 1

36.05.01 12.03.03 53.03.04 51.03.06 01.03.05 09.03.01 Информатика и вычислительная техника

35.03.04 18.03.01 51.03.02 37.03.01 27.03.02 10.03.01 Информационная безопасность

35.03.10 04.05.01 39.03.01 38.03.01 27.03.01 Стандартизация и метрология

19.03.03 11.05.01 39.03.02 38.03.03 01.03.02 Прикладная математика и информатика

36.03.02 06.03.01 41.03.04 02.03.02 "" 1 _ .

07.03.01 19.03.01 44.03.01 09.03.04 Программная инженерия

08.03.01 06.05.01 31.05.01

08.05.01 31.05.02

05.03.02 31.05.03

05.03.03 33.05.01

05.03.06 40.03.01

21.03.02 40.05.02

43.03.03 44.03.01

13.03.01 45.03.02

13.03.02 45.05.01

23.03.03 44.03.01

35.03.06 45.03.01

20.03.01 42.03.02

11.03.04

13.03.02

43.03.01

15.03.04

Рисунок 5 - Соотношение результатов тестирования (по Дж. Голланду)

и направлений подготовки

Кроме получения результатов по конкретным методикам, абитуриенту доступна их интеграция. Результаты, полученные по разным методикам, соотносятся, на основе чего формируются более точные рекомендации по выбору направлений подготовки и специальностей. Для при-

мера, на рисунке 6 показаны результаты интегрированной обработки результатов тестирования, проведенного по двум методикам: дифференциальному диагностическому опроснику (Е.А. Климов) и определению профессионального личностного типа (Дж. Голланд).

Программно-информационная система для проведения профориентационных тестов РгоНТ

Профиль Доступные тесты МОИ результаты Выход Результаты:

Дифференциальный диагностический опросникЕ. А. Климова +

Методика определения профессионального личностного типа Дж.Голланда

Количество вопросов: 30+42

Посмотреть направления подготовки

Е.А. Климов Чел овек-п рирода Человек-техника Человек-Человек Человек-знаковая система Человек-художественный образ

Дж. Голланд % 2/7% 7/23% 5/17% 10/33% 6/20%

Реалистичный 7/17% 24% 40% 34% 50% 37%

Исследовательский 7/17% 24% 40% 34% 50% 37%

Артистичный 4/10% 17% 33% 27% 43% 30%

Социальный 8/19% 26% 42% 36% 52% 39%

П р едп риимчивый 6/14% 21% 17% 31% 47% 34%

Традиционный 10/24% 31% 47% 41% 57% 44%

Рисунок 6 - Результаты интегрированной обработки результатов тестирования

Для наглядности ознакомления пользователей с результатами предусмотрена подсветка значений: если более 50%, то значения выделяются зеленым цветом,

если менее 20%, то красным цветом. При выделении пользователем нужной ячейки с данными в процентах и нажатии на кнопку «Посмотреть направления подго-

товки» появляется соответствующим список. Например, если абитуриенту нужно просмотреть те направления подготовки и специальностей, которые находятся на пересечении профессионального личностного типа «традиционный» и типа профессии «человек - знаковая система»,

то он выбирает ячейку со значением «57%» и нажимает соответствующую

П " "

кнопку. В результате этих действий приложение выводит для ознакомления сформированный перечень рекомендуемых специальностей (рисунок 7).

Программно-информационная система для проведения профориентационнык тестов ProfiT

Профиль Доступные тесты МОИ реЗуЛЫЭТЫ Выход Результаты:

Дифференциальный диагностический опросникЕ. А. Климова

4

Методика определения профессионального личностного типа Дж.Голланда

Количество вопросов: 30+42

Вернуться к таблице

Человек-знаковая система -[-Традиционный 57%

09.03.01 Информатика и вы числительная техника

10.03.01 Информационная безопасность

27.03.01 Стандартизация и метрология

01.03.02 Прикладная математика и информатика

02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии

09.03.04 Программная инженерия

Рисунок 7 - Перечень рекомендуемых специальностей

Аналогично возможно получение абитуриентом интегрированных результатов всех реализованных в рассматриваемом приложении методик определения предпочтений в профессиях.

Таким образом, если говорить о практических результатах применения разработанной системы, то она предоставляет следующие возможности абитуриентам и их родителям: точнее понять свои предпочтения в плане будущей профессиональной подготовки; получить перечень направлений подготовки и специальностей для их анализа. Работникам приемной комиссии

система поможет: подготовить более предметную информацию о поступлении неопределившимся абитуриентам; сформировать у абитуриентов перечень предпочтений до посещения приемной комиссии; составить профессиональные маршруты для проведения Дней открытых дверей. Представленная система профориентаци-онного тестирования абитуриентов вузов реализована как веб-приложение, что позволяет использовать ее дистанционно и без особых сложностей наращивать ее функционал, оперативно внося необходимые изменения и дополнения.

Список литературы

1. Андреев В.В. Автоматизация профориентационного тестирования на основе ассоциативного цветового пространства // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2019. - № 2(125). - С. 9-17. DOI 10.46960/1816-210X_2019_2_9.

2. Брукалюк Е.А. Онлайн-анкетирование как современный и эффективный способ профориентационного исследования // Инструменты проектного управления и анализа данных в системах поддержки принятия решений: Сборник материалов III Международной конференции, Донецк, 29 апреля 2022 года. - Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2022. - С. 27-31.

3. Ващак А.Е. Информационная система профориентационной работы с абитуриентами, поступающими на кафедру ВТИСИТ. Подсистема «Профориентационное тестирование» // Информационные технологии

в управлении и экономике. - 2020. - № 4(21). - С. 29-37.

4. Гаврилова И.В. Разработка мобильного приложения «Профориентация» для абитуриентов ИТ-направлений кафедры бизнес-информатики и информационных технологий // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2023. - Т. 14. - № 1. - С. 51-53.

5. Кузнецов К.Г. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - № 1(48). - С. 88-111. DOI 10.52944/PORT.2022.48.1.006.

6. Кусакина Е.В. Автоматизированная система по проведению профориентационного тестирования в образовательных организациях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16, № 3. - С. 243-256. DOI 10.22363/2312-8631-2019-16-3-243-256.

7. Новиков П.И. Использование автоматизированных систем для проведения профориентационных тестирований в образовательных организациях // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции (школы-семинара) молодых ученых, Тольятти, 18-20 апреля 2023 года. -Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2023. - С. 478-483.

8. Провоторова Н.В. Результаты внедрения педагогической модели формирования профессиональной готовности будущих госслужащих к инновационной деятельности // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2024. - Т. 19. - № 2. - С. 18-29. DOI: 10.21209/2658-7114-2024-19-2-18-29.

9. Провоторова Н.В. Формирование профессиональной готовности к инновационной деятельности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления: теория и практика: монография; ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». - Луганск: Книта, 2023. - 249 с.

10. Царско А.А., Белгибаев Р., Костюкова Т.А. Использование цифровых технологий в профориентации старшеклассников поколения Z посредством экосистемы HR+ Р. Белгибаев, Т.А. Костюкова // Мир человека в фокусе психологических метапрактик: Материалы VIII Сибирского психологического форума, Томск, 21-22 ноября 2022 г. - Томск: ТГУ, 2022. - С. 130-132.

11. Янченко И.В. Разработка программного обеспечения информационной системы профориентационного тестирования // Перспективы науки. - 2023. - № 5(164). - С. 112-117.

References

1. Andreev V.V. Avtomatizaciya proforientacionnogo testirovaniya na osnove associativnogo czvetovogo pros-transtva // Trudy* NGTU im. R.E. Alekseeva. - 2019. - № 2(125). - S. 9-17. DOI 10.46960/1816-210X_2019_2_9.

2. Brukalyuk E.A. Onlajn-anketirovanie kak sovremenny'j i e'ffektivny'j sposob proforientacionnogo issledo-vaniya // Instrumenty' proektnogo upravleniya i analiza danny'x v sistemax podderzhki prinyatiya reshenij : Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj konferencii, Doneczk, 29 aprelya 2022 goda. - Doneczk: Doneczkij nacional'ny'j texnicheskij universitet, 2022. - S. 27-31.

3. Vashhak A.E. Informacionnaya sistema proforientacionnoj raboty' s abiturientami, postupayushhimi na kafedru VTISIT. Podsistema «Proforientacionnoe testirovanie» // Informacionnye texnologii v upravlenii i e'konomike. - 2020. - № 4(21). - S. 29-37.

4. Gavrilova I.V. Razrabotka mobilnogo prilozheniya «Proforientaciya» dlya abiturientov IT-napravlenij kafedry' biznes-informatiki i informacionny'x texnologij // Aktual'ny'e problemy' sovremennoj nauki, texniki i obrazovaniya. - 2023. - T. 14. - № 1. - S. 51-53.

5. Kuzneczov K.G. Metodika ocenki gotovnosti shkol'nikov k professional'nomu samoopredeleniyu // Profes-sional'noe obrazovanie i ry'nok truda. - 2022. - № 1(48). - S. 88-111. DOI 10.52944/PORT.2022.48.1.006.

6. Kusakina E.V. Avtomatizirovannaya sistema po provedeniyu proforientacionnogo testirovaniya v obra-zovatel'ny'x organizaciyax // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. - 2019. - T. 16, № 3. - S. 243-256. DOI 10.22363/2312-8631-2019-16-3-243-256.

7. Novikov P.I. Ispol'zovanie avtomatizirovanny'x sistem dlya provedeniya proforientacionny'x testirovanij v obrazovatel'ny'x organizaciyax // Prikladnaya matematika i informatika: sovremenny'e issledovaniya v oblasti estestvenny'x i texnicheskix nauk: Sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (shkoly'-seminara) molody'x ucheny'x, Tolyatti, 18-20 aprelya 2023 goda. - Tolyatti: Tol'yattinskij gosudar-stvenny'j universitet, 2023. - S. 478-483.

8. Provotorova N.V. Rezul'taty' vnedreniya pedagogicheskoj modeli formirovaniya professional'noj gotovnosti

budushhix gossluzhashhix k innovacionnoj deyatel'nosti // Uchyony'e zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2024. - T. 19. - № 2. - S. 18-29. DOI: 10.21209/2658-7114-2024-19-2-18-29.

9. Provotorova N.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti k innovacionnoj deyatel'nosti budushhix spe-cialistov sfery' gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya: teoriya i praktika: monografiya; GOU VO LNR «LGPU». - Lugansk: Knita, 2023. - 249 s.

10. Czarsko A.A., Belgibaev R., Kostyukova T.A. Ispol'zovanie cifrovy'x texnologij v proforientacii starsheklassnikov pokoleniya Z posredstvom e'kosistemy' HR+ R. Belgibaev, T.A. Kostyukova // Mir cheloveka v fokuse psixologicheskix metapraktik: Materialy' VIII Sibirskogo psixologicheskogo foruma, Tomsk, 21-22 noy-abrya 2022 g. - Tomsk: TGU, 2022. - S. 130-132.

11. Yanchenko I.V. Razrabotka programmnogo obespecheniya informacionnoj sistemy' proforientacionnogo testirovaniya // Perspektivy' nauki. - 2023. - № 5(164). - S. 112-117.

Для ссылки: Рябухина Е.А., Сафонов В.И., Фирсова С.А. Определение вариантов выбора будущей профессиональной подготовки абитуриентов вуза средствами организации онлайн-тестирования // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №3 (32). - С. 48-57.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-332-48-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.