УДК 311.2-047.44:314.72
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УРОВНЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 2015 ГОДУ
В.В. Нехаев
Проведено исследование основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований Тульской области за 2015 год. Проанализированы статистические данные, проведено ранжирование и классификация городских округов и муниципальных районов, построена карта социально-экономического развития муниципальных образований региона.
Ключевые слова: муниципальные образования, экономика, социальная сфера, рейтинг, классификация, карта.
Проведение оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований диктуется необходимостью определения степени эффективности развития и повышения информационной прозрачности муниципальных образований Тульской области. Принципиально важным является то, что исследование построено на основе показателей официальной статистки и не использует экспертные оценки.
Для составления рейтинга социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Тульской области (далее -рейтинг) выбраны относительные показатели, поскольку сравнение абсолютных данных некорректно из-за значительных различий масштабов деятельности муниципалитетов. А именно:
- объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями промышленного производства на душу населения;
- продукция сельского хозяйства на душу населения;
- инвестиции в основной капитал на душу населения;
- ввод жилья на душу населения;
- оборот розничной торговли на душу населения;
- среднемесячная начисленная заработная плата;
- собственные доходы местных бюджетов на душу населения;
- уровень зарегистрированной безработицы.
Основным принципом обработки статистических данных является сравнительный анализ рассматриваемых показателей 26 муниципальных образований по итогам 2015 года и расчет сводного показателя, позволяющего позиционировать муниципальное образование среди других территорий Тульской области.
На первом этапе с целью снижения размерности и повышения сопоставимости проведена дифференциация значений показателей по десятипроцентным группам (10 % значений с наилучшими показателями получи-
ли 10 баллов, последующие 10 % - 9 баллов соответственно и т.д.). По уровню зарегистрированной безработицы наилучшим значением является наименьшее значение уровня безработицы.
На втором этапе проведен расчет сводного рейтинга, как сумма баллов всех показателей по муниципальному образованию, и предложена классификация городских округов и муниципальных районов по уровню социально-экономического развития территорий региона.
По результатам проведенного ранжирования выявлено, что на первой позиции рейтинга располагается городской округ город Тула и это является вполне закономерным. Единственный фактор, по которому Тула не получила максимальный балл - объем продукции сельского хозяйства. Это связано с тем, что в областном центре проживает большое количество людей, и объем произведенной продукции на одного человека значительно ниже, чем в малозаселенных муниципальных районах региона.
За муниципальным образованием город Тула следуют городской округ город Новомосковск и Щекинский район. Эти муниципальные образования показали примерно одинаковый уровень развития по результатам исследования, но, тем не менее, между ними есть и отличия. Несмотря на более высокие показатели объема отгрузки промышленной продукции город Новомосковск уступает Щекинскому району по уровню зарегистрированной безработицы.
Рабочий поселок Новогуровский продемонстрировал высокие значения по социально-экономическим показателям, а также самый низкий уровень безработицы. По результатам расчета определено, что даже при отсутствии производства сельскохозяйственной продукции и ввода жилья, рабочий поселок смог занять четвертую позицию в рейтинге.
На пятом месте в рейтинге оказался городской округ город Ефремов. Вместе с городскими округами г. Новомосковск и р.п. Новогуровский они образуют промышленный кластер Тульской области и при уверенных средних позициях по другим показателям, является ведущим по социально-экономическим показателям развития.
Муниципальные образования Заокский и Кимовский районы поделили между собой шестое и седьмое места в рейтинге. На эти позиции благоприятно повлияли высокие объемы ввода жилья, розничной торговли и низкие уровни безработицы.
На восьмом месте расположился Ясногорский муниципальный район, что было обусловлено уверенными позициями по объему инвестиций, отгрузке промышленной продукции и вводу в эксплуатаций жилых помещений.
Еще один крупный городской округ Тульской области, г. Алексин, расположился на девятой позиции настоящего рейтинга. Это обусловлено более низкими по сравнению с вышеперечисленными городскими округами показателями социально-экономического развития.
Замыкает десятку лидеров Веневский муниципальный район. Данный
район имеет высокий уровень ввода жилья, который соответствует уровню в городском округе г. Тула. Кроме того, Веневский муниципальный район является одним из самых сбалансированных по своей структуре баллов.
Из-за относительно высокого уровня зарегистрированной безработицы, низкого объема производства сельскохозяйственной продукции и оборота розничной торговли муниципальное образование Узловской район не попал в список 10 наиболее развитых муниципальных образований Тульской области.
Что касается городского округа г. Донской, оказавшегося во второй двадцатке рейтинга - свою относительно низкую позицию он заслужил «благодаря» наименьшему уровню производства продукции сельского хозяйства и низкому значению заработной платы среди городских округов.
Следует также отметить низкие рейтинги Суворовского и Богоро-дицкого муниципальных районов. На позиции этих районов существенно повлияли высокий уровень безработицы и незначительные инвестиции, что не обеспечило такого существенного развития, как в других муниципальных районах.
Замыкает настоящий рейтинг территории Белевского и Каменского районов, муниципальные образования которых занимают две нижние позиций. Большинство показателей этих муниципальных районов демонстрируют самые низкие значения социально-экономического развития.
В целом, в данном рейтинге наблюдается зависимость между количеством набранных баллов и расположением муниципальных образований. Наиболее высокие баллы получили территории, расположенные недалеко от областного центра. И наоборот, районы, расположенные вдали от Тулы, заняли относительно низкие позиции.
Оценка степени различия городских округов и муниципальных районов Тульской области по состоянию экономики и социальной сферы позволили осуществить статистическую классификацию муниципальных образований по трем уровням, качественное содержание которых сводится к следующему:
- первую группу образуют муниципальные образования с достаточно высокой суммой набранных рангов показателей (превышающей среднюю сумму рангов на 20 % и более);
- вторая группа включает муниципальные образования со средней величиной суммы набранных рангов показателей (отклоняющейся от средней суммы рангов не более чем на 20 %);
- третья группа состоит из муниципальных образований с относительно низкой суммой набранных рангов показателей (которая ниже средней суммы рангов).
В составе перечисленных групп между муниципальными образованиями присутствуют различия, свидетельствующие о наличии среди них лидеров, середняков и отстающих.
По итогам 2015 года в состав первой группы вошли наиболее развитые муниципальные образования: городские округа город Тула, город Новомосковск, город Ефремов, город Алексин, рабочий поселок Новогу-ровский, Щекинский, Заокский, Кимовский и Ясногорский муниципальные районы. Для городов и районов этой группы, в основном, характерны высокая численность населения, развитое промышленное производство, значительные объемы инвестиций, строительных работ, сравнительно высокие размеры заработной платы населения и низкий уровень зарегистрированной безработицы.
Во вторую группу попали 8 муниципальных образований: городские округа город Донской, Славный, Узловской, Богородицкий, Веневский, Суворовский, Куркинский и Воловский муниципальные районы. В этой группе в равной мере развиты все рассматриваемые виды деятельности, обеспечивающие средние уровни состояния экономики и социальной сферы.
Как следствие, третья группа включает Дубенский, Киреевский, Одоевский, Белевский, Тепло-Огаревский, Арсеньевский, Чернский, Плав-ский и Каменский муниципальные районы. Для территории этих районов присущи преимущественно сельскохозяйственная специализация и низкие уровни социально-экономических показателей.
Карта Тульской области по уровню социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов за 2015 год
На определение положения муниципального образования среди других территорий самыми действенными факторами стали показатели демографии, строительства и инвестиций, заработной платы и собствен-
ных доходов местных бюджетов. В меньшей степени оказали влияние такие показатели, как объем отгрузки промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции и уровень зарегистрированной безработицы.
По результатам проведенной классификации муниципальных образований построена карта Тульской области по уровню социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов в 2015 году, которая может быть использована для разработки дифференцированной социально-экономической политики, направленной на улучшение жизни населения региона.
Список литературы
1. Тульская область в цифрах. 2015: статистический сборник. Тула: Туластат, 2016. 126с.
2. Основные показатели социально-экономического положения городских округов и муниципальных районов Тульской области. 2015: статистический бюллетень. Тула: Туластат, 2016. 36с.
3. Федеральная служба государственной статистики. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst70/DBInet.cgi (дата обращения 14.10.2016).
4. Хлынин Э.В. Определение основных потребностей и причин обновления основного капитала предприятия // Дайджест-финансы. 2011. № 11. С. 27-32.
5. Сорвина О.В. Определение основных факторов управления производственными затратами предприятия // Финансы и кредит. 2012. № 34. С. 60-69.
Нехаев Виктор Викторович, д-р ист. наук, проф., канд. юр. наук, [email protected], Россия, Тула, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области.
THE POSITIONING OF MUNICIPALITIES IN TULA REGION IN TERMS OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT IN 2015
V. V. Nekhaev
A study of the main indicators of socio-economic development of municipalities of the Tula region in 2015. Analyzed statistical data, the ranking and classification of urban districts and municipal districts, a map of socio-economic development of municipal formations of the region.
Key words: municipal education, the economy, social issues, rating, classification, map.
Nekhaev Victor Victorvich, doctor historical sciences, professor, candidate of legal sciences, tulastat@,inbox.ru, Russia, Tula, Territorial body of Federal state statistics service of the Tula region