Научная статья на тему 'Позиции России, Армении и Грузии по геополитическим проблемам в Закавказье'

Позиции России, Армении и Грузии по геополитическим проблемам в Закавказье Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА ЗАКАВКАЗЬЯ / GEOPOLITICS OF TRANSCAUCASIA / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / STRATEGIC INTERESTS OF RUSSIA / АРМЕНИИ / ARMENIA / ГРУЗИИ. / GEORGIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Элибегова А.Г.

В геополитическом ландшафте Кавказ играет роль одного из важнейших плацдармов, за который ведут борьбу различные государства и разнообразные политические силы. Сегодня Иран и Россия занимают важное геополитическое положение, что, безусловно, является прочной основой для выработки общей позиции по ключевым вопросам в регионе Южного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role played by the Caucasus on the geopolitical landscape is that of one of the most significant bases, which various countries and political forces struggle to control. Today both Iran and Russia hold an important place in the geopolitical scene, which undoubtedly serves as a firm base for working out a common position on key-issues in the South Caucasus.

Текст научной работы на тему «Позиции России, Армении и Грузии по геополитическим проблемам в Закавказье»

Позиции России, Армении и Грузии по геополитическим проблемам в Закавказье

Взаимоотношения Закавказских республик являются одной из актуальных и сложных проблем современной геополитики. Одни аналитики полагают, что геополитическое значение Закавказья определяется неразрывной связью нефти и политики, по мнению других, все конфликты на Кавказе отражали и отражают столкновение двух глобальных геополитических сил, противоположных геополитических интересов: России и США, или, более широко, России и Североатлантического союза1.

Историческое участие России в играх Большого Кавказа имеет современную проекцию, развитие событий в регионе позволяет многим экспертам прогнозировать формирование новых геополитических конфигураций, например таких геополитических осей, как Москва -Ереван - Тегеран и Вашингтон - Анкара - Баку. Свое место в подобном геополитическом раскладе Грузия явно ищет во второй конфигурации, а Армения - весьма определенно в первой.

Армения играет особую геополитическую роль, как надежный союзник России служит важнейшим барьером на пути турецкой экспансии на север и восток в регионы среднеазиатского тюркского мира. В 1992 г. между РФ и Арменией был подписан Договор о совместной охране внешних границ СНГ Российские военные принимают участие в подготовке кадров для национальной армии Армении. В 1997 г. в Москве был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Арменией. Армения — член интеграционных проектов ОДКБ (сфера безопасности) и ЕвразЭС (экономическая сфера).

1

Шевелев В.Н. Кавказ в контексте геополитического мышления// Русская Цивилизация. -11.10.2007г.// http://www.rustrana.ru/ article. php?nid=26681

Военно-политическое сотрудничество между Арменией и Россией носит стратегический характер. Армения, по сути, единственное государство на Юге Кавказа, которое благожелательно относится к военному присутствию России на своей территории. 102-я российская база — крупнейший военный объект Вооруженных сил РФ на Южном Кавказе. В 1995 г. между Россией и Республикой Армения был подписан Договор о создании на армянской территории российской военной базы

л

сроком на 25 лет. База располагается в Гюмри, на границе с Турцией1. Четыре российских погранотряда также охраняют 370 км армяно-турецкой и 50 км армяно-иранской границы. Функционирование 102-й базы напрямую зависит и от политической ситуации в соседней Грузии. Армения не имеет общей границы с Россией, выход по суше осуществляется только через Иран.

В торгово-экономических отношениях России с Арменией в последние годы наблюдается позитивная динамика развития. Россия выходит на позиции крупнейшего зарубежного инвестора в экономику Армении. Перспективы развития российско-армянского торгово-экономического сотрудничества связаны с выполнением уже имеющихся договоренностей, прежде всего по соглашению «имущество в счет долга». В России состоялась ратификация межправительственного соглашения между РФ и РА о передаче российской стороне в счет госдолга Армении ряда промышленных предприятий Армении. Это беспрецедентное соглашение между двумя странами, поскольку Армения является единственным государством на постсоветском пространстве, погасившим весь внешний долг перед Россией2.

Однако подобная позиция Москвы по отношению к своему главному

1 Лукин М. Все российские базы//Власть, 21.05.2007, № 19 (723).

2 Газарян К. Стратегическое партнерство России и Армении//Материал по итогам научного семинара «Постсоветское пространство в системе международных отношений». 22.05.2008 // www. iacentre. ru/expert/1213/.

союзнику в Закавказье вызывает справедливое недоумение в общественных кругах Армении. Озабоченность армянской стороны вполне объяснима: страну в течение 15 лет блокируют Азербайджан и Турция с востока и запада на своих участках, на юге Иран находится под угрозой международных санкций, а Грузия - в состоянии блокады со стороны России. В результате Армения может оказаться отрезанной от мира из-за неудобного географического положения, а также чужих политических ошибок. Грузия, учитывая последствия ею же спровоцированного недавнего конфликта с Россией, вполне может оказаться в состоянии жесткой блокады не только со стороны России.

Сегодня российский газ поступает в Армению по уязвимому маршруту, через Грузию. В 2007 г. вступил в строй газопровод Иран-Армения. Эта ветка имеет важное стратегическое значение не только для Армении, но и для всей транспортной энергетической ситуации в регионе. Определенная часть этого газопровода принадлежит «Газпрому», который уже контролирует всю газотранспортную структуру Армении.

Обострение отношений между Грузией и Россией существенным образом может повлиять на всю геополитическую ситуацию в регионе. В ходе военного конфликта России с Грузией американские официальные круги часто характеризовали последнюю как демократическое государство, а в свое время президент Дж. Буш назвал эту бывшую советскую республику «маяком свободы». Однако история грузинской демократии куда сложнее, чем можно предположить исходя из риторики американской администрации. После того как в 2003 г. грузинская «революция роз» привела к власти президента М. Саакашвили и его команду, администрация Буша сократила финансирование общественных организаций гражданского общества в этой стране, направив все ресурсы на укрепление центральных органов власти. В результате центральная власть в Грузии усилилась, а иные

государственные и неправительственные институты ослабли и возможности для выражения народного протеста сократились. В ноябре 2007 г. власти, по данным правозащитной организации Human Rights Watch, избыточно применили силу для разгона в основном мирных демонстраций в столице страны Тбилиси и Саакашвили ненадолго ввел в Грузии чрезвычайное положение. Грузинские власти предприняли дальнейшие попытки ограничить помощь неправительственным организациям, прямо заявив иностранным спонсорам, что в дальнейшем их техническая поддержка «будет осуществляться в соответствии с прямыми запросами правительства».

«Грузия - полудемократическое государство. Мы поменяли одну полудемократическую систему на другую. Необходимо понимать: случившееся - это появление еще одного однопартийного государства», - отмечает Л. Митчелл, работавший в Грузии по линии Национального демократического института в 2002-2004 гг. Помощник заместителя госсекретаря США М. Брайза признал, что Грузии «еще очень далеко до завершения процесса демократической эволюции. По ряду направлений ей еще предстоит пройти длинный путь».

Из общей суммы в 67 млн. долл., которую администрация Буша запросила на помощь Грузии в 2009 финансовом году, на военную помощь предлагается выделить больше (15,2 млн.), чем на программы по поддержке демократии (14,8 млн.). До того, как разразился конфликт с Россией, грузинский контингент в составе возглавляемых США коалиционных сил в Ираке был третьим по величине1.

В связи с августовскими событиями 2008 г. необходимо отметить, что цели России и Абхазии существенно различаются: если главная цель Абхазии - независимость, то главная цель России - укрепление своего влияния на Южном Кавказе. Абхазы любят подчеркивать, что они

См.: Kessier G. Georgian Democracy. A Complex Evolution // The Washington Post, 2008, 24 August.

не хотят становиться частью России, нацелены на «ассоциированные отношения» с Россией, а не на «ассоциированное членство» в ней. Интересы выживания нации, напротив, подталкивают Южную Осетию к более тесным связям с Россией. Для южных осетин объединение с РФ означало бы объединение с Северной Осетией, что считается единственной гарантией сохранения малочисленных осетин, живущих к югу от Большого Кавказа1. Об этом свидетельствуют и подписанные после признания Россией Абхазии и Южной Осетии как независимых государств соглашения между Россией и новообразованными независимыми государствами о размещении на их территории российских военных баз.

Нынешнее обострение ситуации во многом следствие принятого грузинскими властями решения о выводе российских военных баз с территорий, подконтрольных властям Грузии. В соответствии с российско-грузинским соглашением военные базы России были выведены с территории Грузии в течение 2007 г. Решение о досрочном выводе частей тбилисского гарнизона приняло руководство Минобороны России. Часть вооружений и военной техники перебрасывалась на базу в Гюмри в Армении. Всего подлежало выводу 97 единиц техники, 353 т груза и более 350 человек личного состава. Различными официальными и неофициальными российскими источниками были озвучены материальные затраты, необходимые для передислокации военной техники, военного персонала и имущества двух баз: 200-300 млн. долл. Заключенное российско-грузинское соглашение от 25 января 2005 г. о реструктуризации грузинского долга России (более 94 млн. долл.) также не повлияло на непреклонность Грузии в отношении вывода российских военных баз2.

1 Попеску Н. Подо льдом замерзших рек//Коммерсант, 2006, 17 ноября.

2 Dr. Smith M.A. Russian Foreign Policy. A Chronology//April-June 2005, CSRC.UK, p 29.

Из-за вывода российских баз из Ахалкалаки пострадало в первую очередь население Джавахети, полностью состоящее из армян, поскольку российские базы являлись единственным гарантом их безопасности, учитывая возможные угрозы из сопредельных районов Турции, а также для многих были единственным источником доходов. Очевидно, что планы расселения турок-месхетинцев в Джавахети могут спровоцировать очередные армяно-турецкий и грузино-турецкий конфликты.

Вплоть до 1994 г. США и Россия соблюдали некую негласную договоренность: конфликты контролировала Москва, а Вашингтон курировал нефть. Со временем прозападная стратегия Грузии и Азербайджана привела к ограничению роли России в регионе. Баку и Тбилиси по сути стали «соперниками» России в борьбе за маршрут транзита энергоресурсов Каспия. В неприятии прозападного нефтяного курса Баку с Москвой солидарен и Тегеран, не желая допустить превращения Азербайджана в плацдарм Запада и НАТО, поскольку это автоматически отсекает Иран от потенциального стратегического партнера - России1. С одной стороны, Азербайджан участвует в прозападном ГУАМ, с другой - говорит о стратегической заинтересованности в партнерстве с Российской Федерацией. ГУАМ - региональная организация, созданная в 1997 г. с участием Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы с целью сотрудничества в сфере экономики, торговли, транспорта, безопасности и других областях. Также явное недовольство Москвы вызывает сотрудничество Азербайджана и Грузии в энергетической сфере (нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан) и транспортных проектах (Керчь - Поти - Батуми).

Ввиду стремительного изменения геополитической картины мира

Кулиев Г. Геополитические коллизии Кавказа// Центральная Азия и Кавказ// http://www.ca-c.org/iournal/cac-04-1999/st 05 киНеу^МтI.

регион Южного Кавказа стал ареной моделирования и апробации новых многополярных политических реалий. Разразившийся мировой финансовый кризис, а также августовские события 2008 г. существенным образом изменили весь геополитический расклад сил в регионе. Пошатнулся устоявшийся за последние 15 лет баланс сил, представляющих в регионе интересы мировых держав. Недостаточное внимание России к региону в период после распада СССР предоставило широкий спектр возможностей для проникновения в Закавказье идеологии атлантизма, активно продвигаемой союзником США в регионе -Турцией. В итоге произошло четкое разделение государств в регионе на два блока: пророссийский и прозападный. Однако ситуация кардинально изменилась после грузино-юго-осетинского конфликта. Очевидным образом западная дипломатия показала всю несостоятельность своей политики в регионе и неспособность справиться с огромным пластом проблем, возникших вслед за признанием Абхазии и Южной Осетии как независимых государств. И. локомотивом этих кардинальных изменений выступила именно Россия, накопившая ощутимый политический и финансовый ресурс для защиты и реализации собственных интересов в регионе. Кто выиграл в этой ситуации? В первую очередь, это надежные союзники и партнеры России в регионе: Армения и Иран, поскольку защита их интересов, по мнению автора, является основным гарантом стабильности в регионе и предотвращает дальнейшую эскалацию назревающих конфликтов.

А.Г. ЭЛИБЕГОВА аспирантка кафедры политических наук гуманитарно-социального факультета РУДН

Элибегова А. Г. Позиции России, Армении и Грузии по геополитическим проблемам в Закавказье. В геополитическом ландшафте Кавказ играет роль одного из важнейших плацдармов, за который ведут борьбу различные государства и разнообразные политические силы. Сегодня Иран и Россия занимают важное геополитическое положение, что, безусловно, является прочной основой для выработки общей позиции по ключевым вопросам в регионе Южного Кавказа.

Ключевые слова: геополитика Закавказья, стратегические интересы России, Армении, Грузии.

Elibegova A.G. Positions of Russia, Armenia and Georgia on geopolitical problems in Transcaucasia. The role played by the Caucasus on the geopolitical landscape is that of one of the most significant bases, which various countries and political forces struggle to control. Today both Iran and Russia hold an important place in the geopolitical scene, which undoubtedly serves as a firm base for working out a common position on key-issues in the South Caucasus.

Key words: geopolitics of Transcaucasia, strategic interests of Russia, Armenia, Georgia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.