УДК 323.2, 327.7, 328.1 Елена МАСЛОВА, Мария ШИБКОВА
ПОЗИЦИИ ИТАЛЬЯНСКИХ ПАРТИЙ ПО ВОПРОСАМ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ
Аннотация. С введением режима "взаимных санкций" со стороны ЕС и России, перед Италией встала непростая задача: с одной стороны, стране необходимо быть последовательным проводником общей европейской политики (особенно, в свете председательства страны в ЕС во второй половине 2014 г., т.е. в период формирования позиции ЕС в отношении украинского кризиса и воссоединения Крыма с Россией). С другой стороны - отстаивать национальные интересы, которым из-за режима санкций нанесён ущерб, исчисляемый миллиардами евро. Раскол итальянских политических сил по вопросу санкций в отношении России в полной мере отразился на результатах голосования. В статье авторы проводят анализ голосования итальянских политических партий по резолюциям, затрагивающим вопрос антироссийских санкций (с 2012 по 2016 г.). При этом, анализируется позиция итальянских политических сил как на общеевропейском уровне (голосования в Европейском парламенте), так и на национальном (голосования в Палате депутатов). На основании полученных результатов, авторы приходят к выводу, что правящая Демократическая партия последовательно проводит политику антироссийских санкций как на национальном уровне, так и общеевропейском. Партия Лига Севера и Движение пяти звёзд - основные политические оппоненты - напротив последовательно выступают за отмену или смягчение санкций в отношении России. Партии "Вперёд, Италия" свойственно менять свою позицию в зависимости от политической конъюнктуры.
Ключевые слова: российско-итальянские отношения, Италия, внешняя политика Италии, антироссийские санкции.
© Маслова Елена Александровна — кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры интеграционных процессов МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76; 125009, г. Москва, Моховая ул., дом 11, стр. 3. E-mail: [email protected] Шибкова Мария Олеговна - преподаватель кафедры романских языков, аспирант МГИМО МИД России. Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76. E-mail: [email protected]
Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение НИР научными группами под руководством молодых учёных (КМУ-4).
Авторы данной публикации являются победителями конкурса научных статей молодых ученых-европеистов, посвященного 25-летию Ассоциации европейских исследований (АЕВИС), в 2017 году.
В июне 2017 г. исполняется 155 лет установления дипломатических отношений между Российской империей и объединённым Итальянским королевством [Зонова, 2016; 2012; 1998; 1974]. Ныне документами, служащими политико-правовой основой контактов Российской Федерации и Итальянской Республики, являются Договор о дружбе и сотрудничестве 1994 г. (ратифицирован в 1997 г.) и План действий в отношениях между ними от 1998 г. В Договоре подчёркивается, что Россия и Италия будут развивать отношения как дружественные государства, поддерживая при этом постоянный многоуровневый диалог.
Несмотря на охлаждение отношений между Россией и Западом, сегодня для России и Италии они остаются отношениями привилегированного стратегического партнёрства [Маслова, 2017; Арбатова, 2015].
Италия, с одной стороны, являясь членом НАТО и одной из стран-основательниц Европейского Союза, придерживается общей позиции Брюсселя, прислушиваясь к США, с другой стороны, руководство стремится развивать особые отношения с Россией, ориентируясь на собственные интересы. Такая позиция вписывается во внешнеполитическую стратегию страны периода Второй республики начиная с середины 1990-х гг. Италия стремится акцентировать свою роль как в региональной, так и в глобальной политике, отказываясь от традиционного восприятия себя как "средней державы" и позиционируясь в качестве "моста" между полюсами мировой политики, в частности, между Евросоюзом и Россией [Маслова, 2016, 2012, Барабанов, 2002].
Таким образом, Италия оказывается "зажата" между общеевропейскими и ат-лантистскими ценностями и обязательствами, с одной стороны, и свои интересами, с другой, которые она не отказывается отстаивать. На сегодняшний день ключевыми вопросами итальянский внешней политики являются ситуация в Ливии и Сирии. Цель Италии состоит в том, чтобы заручиться поддержкой России и сыграть, по выражению итальянцев, много "матчей", в которых России хотела бы играть ведущую роль. В обмен Италия предлагает своё содействие в смягчении линии Брюсселя в отношении России.
Ливийский и сирийский сюжеты связаны с миграционным кризисом, а также энергетической безопасностью страны. Уровень энергозависимости Италии от поставок из-за рубежа очень высок, поэтому страна заинтересована в энергетическом сотрудничестве с Россией. В целом, интенсивные торгово-экономические связи России и Италии мотивированы, прежде всего, потребностью Италии в поставках российских энергоносителей и российской заинтересованностью в итальянских потребительских товарах и технологиях.
Стремление Италии находить баланс между национальными интересами и интересами Европейского Союза отражается на результатах голосования итальянских партий в национальном и европейском парламенте. Мы проанализировали результаты голосования крупнейших политических партий Италии, представленных в обоих (Демократическая партия, Движение пять звёзд, "Вперёд, Италия", Лига Севера, Новый правый центр и "Левые, экология, свобода") по резолюциям, так или иначе затрагивающим вопрос санкций в период с 2014 по 2016 г. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Результаты голосования партий в Европейском парламенте _и итальянской Палате депутатов_
Резолюции Европейского парламента ДП Д53 ВИ ЛС НПЦ ДЕЦ
Резолюция о ситуации на Украине (17.07.2014) V- 23 V- 0 V- 7 V- 0 V- 0 V- 0
? - 6 ? - 8 ? - 5 ? - 1 ? - 2 ? - 0
х - 0 х - 9 х - 0 х - 4 х - 0 х - 0
Резолюция о ситуации на Украине и состоянии V- 28 V- 16 V- 8 V- 4 V- 1 V- 0
отношений между ЕС и Россией (18.09.2014) ? - 1 ? - 1 ? - 4 ? - 1 ? - 1 ? - 1
х - 0 х - 0 х - 0 х - 0 х - 0 х - 0
Резолюция о состоянии отношений между ЕС V- 20 V- 0 V- 1 V- 0 V- 1 V- 0
и Россией (10.06.2015) ? - 9 ? - 2 ? - 11 ? - 0 ? - 1 ? - 0
х - 0 х - 15 х - 0 х - 5 х - 0 х - 2
Резолюция о военно-стратегической обстанов- V- 4 V- 0 V- 2 V- 0 V- 0 V- 0
ке в бассейне Черного моря после незаконной ? - 25 ? - 3 ? - 10 ? - 1 ? - 2 ? - 0
аннексии Крыма Россией (11.06.2015) х - 0 х - 14 х - 0 х - 4 х - 0 х - 1
Резолюция о ситуации с соблюдением прав V- 25 V- 0 V- 6 V- 0 V- 1 V- 0
человека в Крыму, в особенности, в отношении ? - 4 ? - 1 ? - 6 ? - 0 ? - 1 ? - 0
крымских татар (04.02.2016) х - 0 х - 16 х - 0 х - 5 х - 0 х - 1
Резолюция о стратегических коммуникациях V- 2 V- 0 V- 1 V- 0 V- 2 V- 0
ЕС как противодействии пропаганде ? - 27 ? - 0 ? - 8 ? - 0 ? - 0 ? - 0
(23.11.2016) х - 0 х - 17 х - 3 х - 5 х - 0 х - 2
Резолюции парламента Италии ДП Д53 ВИ ЛС НПЦ лэс
Резолюция 1-00591 - против санкций V- 0 V- 55 V- 39 V- 14 V- 2 V- 0
(10.09.2014) ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 19
х - 212 х - 0 х - 0 х - 0 х - 17 х - 0
Резолюция 1-00913 - против санкций V- 0 V- 57 V- 1 V- 0 V- 0 V- 19
(18.06.2015) ? - 0 ? - 0 ? - 1 ? - 0 ? - 0 ? - 0
х - 217 х - 0 х - 38 х - 14 х - 21 х - 0
Резолюция 1-00914 - против санкций V- 0 V- 56 V- 0 V- 0 V- 0 V- 19
(22.06.2015) ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0
х - 217 х - 0 х - 40 х - 14 х - 21 х - 0
Резолюция 1-00916 - против санкций V- 0 V- 57 V- 1 V- 0 V- 0 V- 19
(22.06.2015) ? - 0 ? - 0 ? - 38 ? - 14 ? - 3 ? - 0
х - 217 х - 0 х - 2 х - 0 х - 18 х - 0
Резолюция 1-00920 - за санкции V- 216 V- 0 V- 0 V- 0 V- 15 V- 0
(23.06.2015) ? - 0 ? - 0 ? - 1 ? - 0 ? - 2 ? -19
х - 0 х - 57 х - 39 х - 14 х - 3 х - 0
Резолюция 1-01086 - против санкций V- 0 V- 69 V- 32 V- 10 V- 0 V- 19
(18.12.2015) ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 1 ? - 0 ? - 0
х - 219 х - 0 х - 0 х - 0 х - 13 х - 0
Резолюция 1-01089 - против санкций V- 0 V- 71 V- 31 V- 11 V- 0 V- 19
(21.12.2015) ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0 ? - 0
x - 219 x - 0 x - 0 x - 0 x - 13 x - 0
Обозначения: ДП - Демократическая партия, 29 депутатов (28 входят во фракцию "Прогрессивный альянс социалистов и демократов", 1 - неприсоединившийся),
Д53 - Движение пять звёзд, 17 депутатов (все входят во фракцию "Европа за свободу и прямую демократию"),
ВИ - "Вперёд, Италия", 12 депутатов (все входят во фракцию "Европейская народная партия", ЛС - Лига Севера, 5 депутатов (все входят во фракцию "Европа наций и свобод"), НПЦ - Новый правый центр, 2 депутата (все входят во фракцию "Европейская народная партия"), ДЕЦ - Другая Европа с Ципрасом, 2 депутата (все входят во фракцию "Европейские объединенные левые / Лево-зелёные Севера"),
ЛЭС - "Левые, экология, свобода" (сравниваются c ДЕЦ на европейском уровне, так как разделяют общую идеологическую платформу), V - голосов за резолюцию, ? - голосов воздержавшихся от голосования, х - голосов против резолюции.
Позиции итальянских политических партий при голосовании в Европейском парламенте
За основу анализа поведения итальянских политических партий на наднациональном уровне нами были взяты результаты голосования по шести резолюциям Европейского парламента, касающимся санкций, введённых Советом ЕС 17 марта 2014 г. в отношении Российской Федерации. Напомним, что введение санкций в рамках осуществления общей внешней политики и политики безопасности, а также статьи 215 Договора о Европейском Союзе, не входит в полномочия Европейского парламента, однако последний последовательно поддерживает решения Совета ЕС, принимая соответствующие резолюции. Несмотря на то, что общий результат голосования по данным резолюциям свидетельствует о единодушии европейских парламентариев в отношении этих санкций, более детальный анализ результатов голосов представителей различных национальных партий, входящих в общеевропейские фракции, позволяет сделать выводы о позиции политических сил каждой отдельной страны по данному вопросу.
Первая резолюция Европейского парламента о ситуации на Украине положила начало традиции резких критичных оценок действий России в контексте украинского кризиса и одобрения наложенных на неё санкций. Так, документ приветствовал "подготовительную работу Совета, Европейской службы внешних связей и стран-членов по введению дальнейших санкций, которые должны будут охватить экономический, финансовый, энергетический сектор, а также эмбарго на поставки вооружений и технологий двойного назначения" [European Parliament resolution, 17.07.2014]. Вместе с тем, европейским институтам поручалось проработать меры по сокращению зависимости от поставок газа из России, которая, по выражению авторов резолюции, использует энергетические ресурсы в качестве инструмента внешней политики, проявляет себя как ненадёжный торговый партнёр.
Итальянские европарламентарии в целом одобрили данный документ, однако представители Демократической партии и их политические оппоненты в своём голо-
совании не были единодушны. Так, половина депутатов Движения пять звёзд, а также большая часть членов Лиги Севера высказались против резолюции, что свидетельствовало об отсутствии на тот момент выработанной по данному вопросу позиции.
Вторая резолюция, одобренная Европейским парламентом в сентябре 2014 г., приветствуя достигнутые в Минске договорённости, выдвигала обвинения в адрес России в их нарушении и ведении "гибридной войны" против Украины. В тексте подтверждалась приверженность ЕС принципу территориальной целостности и осуждалась "аннексия" Крыма Россией, в связи с чем Совету ЕС предлагалось пересмотреть отношения "стратегического партнёрства" с Российской Федерацией. В документе поддерживались введённые Советом ЕС в отношении России санкции, он призывал не отменять их до тех пор, пока Россия полностью не выведет свои войска с территории Украины, а также обозначить "готовность ввести дальнейшие санкции за любые действия России, направленные на нарушение режима прекращения огня или эскалацию напряжённости на Украине" [European Parliament resolution, 18.09.2014]. Кроме того, депутаты одобряли решение Франции отказаться от поставки "Мистралей" и предлагали другим странам-членам ввести экспортное эмбарго на товары, не охваченные санкциями ЕС, в особенности в части вооружений и технологий двойного назначения.
Резолюция уже была поддержана всеми итальянскими партиями, однако об особой позиции Италии свидетельствует положительное голосование по двум важнейшим поправкам. Первая касалась включения положения о "варьируемости и обратимости европейских санкций в зависимости от изменения реальной ситуации", а вторая, расколовшая Европарламент почти надвое (53% - "за", 40% - "против"), - о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом. Благодаря этим поправкам тон резолюции в отношении России заметно смягчился.
Интерес представляет рассмотрение резолюции, в которой шла речь о том, что "Россия из-за своих действий в Крыму и Восточной Украине не может больше считаться стратегическим партнёром, так как стратегическое партнёрство должно основываться на взаимном доверии и уважении международного права" [European Parliament resolution, 10.06.2015]. Условием возобновления сотрудничества в ней называлось уважение Россией территориальной целостности Украины, а снятие санкций увязывается с возвращением Крыма Украине. Кроме того, парламент выражал озабоченность по поводу "российской пропаганды" и поручал комиссии проработать вопрос финансирования проектов, направленных на борьбу с ней.
При голосовании по данному документу некоторые итальянские партии проявили жёсткость: против резолюции высказалось и Движение пять звёзд, и Лига Севера, и депутаты от Другой Европы с Ципрасом. Партия "Вперёд, Италия" воздержалась от голосования. Движение пять звёзд, Лига Севера, Другая Европа с Ципрасом в полном составе возражали против включения в резолюцию положения "из-за своих действий в Крыму", а в поправке по вопросу "противодействия российской пропаганде" к ним присоединилась и правящая Демократическая партия, а также Новый правый центр. По-прежнему настороженное отношение проявила "Вперёд, Италия", большинство депутатов которой воздержалось от голосования и по поправкам.
В июне 2015 г. Европарламентом была принята ещё одна резолюция, на этот раз касавшаяся военно-стратегической обстановки в бассейне Чёрного моря "после незаконной аннексии Крыма Россией". Уже по названию можно судить о содержании документа, в котором фигурировали положения о том, что "изменяющееся военно-
стратегическое положение в бассейне Чёрного моря, а также российская аннексия Крыма силовым путём символизируют масштабные и систематические вызовы постбиполярной архитектуре европейской безопасности, основанной на нормах международного права" [European Parliament resolution, 11.06.20151. Санкционное давление на Россию предлагалось продолжить и усилить, как и оказание помощи Украине в обеспечении её обороны.
Итальянские евродепутаты не поддержали проект этого документа. Демократическая партия, "Вперёд, Италия" и Новый правый центр от голосования воздержались, тогда как Движение пять звёзд и Лига Севера практически стопроцентно высказались против. Решающую роль сыграли голоса итальянских депутатов в блокировании поправки о возможности поставок Украине оборонительных вооружений в случае невыполнения Россией Минских договорённостей, предложенной немецкими христианскими демократами.
Следующая Резолюция касалась прав человека в Крыму. В ней содержалось утверждение о "беспрецедентном уровне нарушений прав человека в отношении жителей Крыма, в особенности крымских татар, не подчиняющихся навязываемому курсу так называемых местных властей, особенно, под предлогом борьбы с экстремизмом и терроризмом" [European Parliament resolution, 04.02.20161. Евродепутаты вновь подтвердили свою поддержку территориальной целостности Украины, сохранении ограничительных мер вплоть до возвращения Крыма в юрисдикцию Украины, а также экспортного эмбарго товаров из Крыма без украинского свидетельства об их происхождении. Голосование итальянских депутатов в этот раз не стало неожиданностью. В его поддержку выступили все депутаты от Демократической партии, половины представителей "Вперёд, Италия" и Нового правого центра. Депутаты, представлявшие Движение пять звёзд, Лигу Севера и левых отказались это делать.
Сюрприз преподнесло голосование итальянцев по резолюции о стратегических коммуникациях ЕС и противодействию пропаганде. В документе основными угрозами европейской солидарности называется антиевропейская пропаганда России и Исламского государства, в частности, критикуется стремление России ослабить Европейский Союз, политическую независимость и территориальную целостность его стран-членов. Кроме того, Россия открыто обвинялась в "поддержке антиеэсовских сил, в особенности праворадикалов, популистов, а также сил, отрицающих базовые ценности либеральных демократий" [European Parliament resolution, 23.11.20161. В качестве ответа на подобные действия России Европейский парламент предлагает совершенствовать методы и технологии подачи информации в киберпространстве, разоблачать "кремлёвскую пропаганду" и работающие на неё "псевдоновостные агентства", а также предоставлять через максимально большое количество источников "правдивую и интересную информацию о ЕС".
Поставив в один ряд Россию и Исламское государство, авторы резолюции лишились большого количества союзников (резолюцию поддержали 44% европарла-ментариев, высказались против 26%, воздержалось 30%), в том числе и среди итальянских евродепутатов. Оппозиция, включая Движение пять звёзд, Лигу Севера, Другую Европу с Ципрасом в полном составе, а также троих депутатов от "Вперёд, Италия" проголосовали против резолюции, одобрительно высказались правоцентристы, тогда как демократы предпочли воздержаться.
Таким образом, предварительные итоги анализа голосования представителей итальянских партий в Европейском парламенте могут быть сведены к следующему:
□ Демократическая партия последовательно поддерживала продление антироссийских санкций, воздерживаясь, однако, от резких оценок действий России, а также демонстрируя готовность скорейшего снятия санкций в случае изменения ситуации;
□ наиболее последовательную пророссийскую позицию демонстрировали Движение пять звёзд, Лига Севера и Другая Европа с Ципрасом;
□ полностью евросолидарный Новый правый центр разделяет общую линию ЕС на продолжение давления на Россию;
□ центристской позиции придерживается "Вперёд, Италия", демонстрируя солидарность со своей фракцией.
Голосование в итальянском парламенте
Рассмотрим теперь поведение итальянских партий при голосовании в Палате депутатов по резолюциям похожего содержания.
Первая резолюция, внесённая на рассмотрение в сентябре 2014 г., то есть практически сразу после введения Советом ЕС санкций против России, вызвала бурное обсуждение в итальянском парламенте. Голосование по ней, состоялось только 25 июня 2015 г. и выявило беспрецедентно большое число противников участия Италии в санкциях в отношении России. Против санкций в отношении России проголосовали все оппозиционные партии, отдав в поддержку резолюции в общей сложности 125 голосов против 265 возражавших, состоявших практически из одних представителей правящей Демократической партии (212 голосов).
Сам документ был, по сути, ответом на российское ограничение на импорт из стран-членов ЕС от 7 августа 2014 г. В резолюции содержатся данные предварительных расчётов возможных убытков для экономики Италии, оцениваемых на тот момент в 200 млн евро. Авторы документа видели угрозу не только для экспорта, объёмы которого заметно сократятся, но и для торговых и распределительных сетей, вынужденных, подстраиваясь под новые условия, урезать количество рабочих мест. В общем, по мнению депутатов, введённое Российской Федерацией эмбарго, больно ударит по итальянскому сельскому хозяйству, которое и так пострадало в 2014 г. в связи с мягкой зимой и дождливым летом, а также постоянным падением объёмов внутреннего потребления. На этом фоне меры, предпринимаемые Европейской комиссией для поддержания продовольственного сектора стран-членов ЕС, являются малоэффективными, т.к. покрывают только часть понесённых убытков. В заключительной части резолюции содержится призыв к итальянскому правительству на правах председательства в ЕС (с 1 июля по 31 декабря 2014 г.) стать проводником политической линии, направленной на политико-дипломатическое разрешение украинского кризиса и немедленное снятие антироссийских санкций, а также "в любом случае, отказаться от поддержки санкций, в корне противоречащих национальным интересам" [Atto Camera, 10.09.2014]. Кроме того, в документе подчёркивается необходимость добиться от Европейской комиссии более адекватных мер поддержки европейских производителей, пострадавших от российских контрсанкций.
Вынесение на голосование следующих четырёх резолюций связано с решением постоянных представителей стран-членов при ЕС 17 июня 2015 г. продлить антироссийские санкции до 31 декабря 2016 г. и предстоявшим заседанием Совета ЕС на уровне министров иностранных дел, впоследствии утвердившим пролонгацию санкций. Три из четырёх резолюций, в разной манере осуждающих санкционный
режим и указывающих иа его тяжёлые последствия для Италии, были ожидаемо отклонены в связи с отрицательным голосованием демократов, пользующихся прерогативой партии большинства, и только четвёртая резолюция, носящая компромиссный характер, опять же благодаря демократам была принята.
Так, Движение пять звёзд с интервалом в четыре дня представило две резолюции, содержащие одинаковые требования, но подкреплённые разной аргументацией. Первый, довольно объёмный документ апеллировало к экономическим мотивам отмены санкций. В частности, авторы указывают на колоссальные потери, понесённые итальянской экономикой, размеры которых в зависимости от источника статистики колеблются от 188 млн до 3,7 млрд евро. Политика ЕС в целом и итальянского правительства в частности называется в документе "близорукой", т.к. чиновники оказались не в состоянии адекватно оценить очевидные последствия введения ограничительных мер в отношении России, тогда как меры поддержки со стороны Европейской комиссии исчисляются 125 млн евро и не могут покрыть ущерба, измеряемого миллиардами. Выход авторы предложенной резолюции видели в отмене санкций на уровне ЕС, одностороннем выходе Италии из санкционного режима, а также в дополнительной помощи пострадавшим секторам экономики.
Во второй резолюции авторы ушли от экономической статистики и сделали акцент на политико-дипломатической деятельности России на международной арене, её роли в обеспечении мира, международной и региональной безопасности, а также "неэффективности нынешней стратегии, основанной только на санкциях" [Atto Camera, 22.06.2015].
Третья резолюция, подготовленная депутатами от партии "Левые, экология, свобода" акцентировала внимание на том, что Россия пострадала от европейских санкций несравнимо меньше, чем Евросоюз от её ответных мер. Более того, в документе указывается, что изначально введение санкций было "поспешным и необдуманным выбором, слишком зависимым от выбора НАТО и США, а также от намерения Германии расширить своё влияние на Восток" [Atto Camera, 22.06.2015]. При этом реального эффекта от ограничительных мер не ощущается ни одной из сторон, включая и Украину, на которую ЕС обращает внимание только в силу её стратегического положения как страны-транзитёра газа, тогда как реальная защита интересов её граждан вовсе не является приоритетом. В заключение авторы резолюции также требует отмены или ослабления санкций, а также дипломатического разрешения украинского конфликта, одним из вариантов которого может быть выстраивание отношений с Украиной по типу "финской модели".
Все три документа были отклонены Палатой депутатов, причём если голосование правящей Демократической партии, а также вторившего ей Нового правого центра вопросов не вызывает, то выбор оппозиции заслуживает особого внимания. Авторы резолюций, Движение пять звёзд и "Левые, экология, свобода" стали единственными партиями, единогласно поддержавшими документы. Партия "Вперёд, Италия" проголосовала против жёстких резолюций и воздержалась при голосовании по второй резолюции Движения пяти звёзд. Такую же линию поведения выбрала и Лига Севера. Это свидетельствует как о традиционной фрагментированно-сти итальянской политической системы, так и о неспособности оппозиции выступать единым фронтом.
Ответом на критичные резолюции стал документ, внесённый на голосование группой депутатов, среди которых были и представители Демократической партии. Резолюция, принятая благодаря поддержке демократов и Правого центра, признаёт
потери, понесённые Италией от санкций и контрсанкций, однако констатирует "существование геополитических мотивов, являющихся приоритетными по сравнению с мотивами экономическими, так как они представляют собой ответственную и содержательную реакцию на военно-политические инициативы российского правительства по отношению к Украине" [Atto Camera, 23.06.2015]. Авторы, признавая традиционно дружеский характер отношений Италии и России, а также указывая на неэффективность методов давления на неё, считают санкционный режим неизбежным, а односторонний отказ Италии от его исполнения невозможным, так как это будет означать легитимацию незаконных действий России на территории Украины.
Документ предлагает правительству продолжать усилия, направленные на принуждение России и Украины к соблюдению минских договорённостей, оказывать в этом поддержку Европейскому Союзу, придерживаться линии, выбранной международным сообществом. Резолюция, в отличие от предыдущих, не получила поддержки оппозиции.
Последняя "волна" парламентской активности в Италии была вызвана продлением на шесть месяцев (до 31 июля 2016 г.) ограничительных мер в отношении России в декабре 2015 г. Две предложенные Движением пять звёзд и партией "Левые, экология, свобода" резолюции вновь призывали отказаться от санкций, а также добиться от ЕС помощи отраслям экономики, бизнесменам и предприятиям, терпящим убытки. Предложенные резолюции отличались друг от друга аргументацией. Движение пять звёзд потребность возобновления диалога с Россией объясняло необходимостью осуществления совместных мер в борьбе с Исламским государством и её ролью в сирийском конфликте [Atto Camera, 18.12.2016].
В документе, предложенном левыми, были упомянуты предпосылки текущего кризиса в отношениях России с Западом - расширение НАТО, что "с одной стороны, принесло много преимуществ членам альянса, но с другой, бесспорно, существенным образом способствовало ухудшению отношений с Россией" [Atto Camera, 21.12.2015]. Проект резолюции содержал требование не допустить эскалации украинского конфликта и исключить возможность участия НАТО в его урегулировании.
Обе резолюции были поддержаны оппозицией, но не были приняты вследствие перевеса голосов Демократической партии и Нового правого центра.
В общем и целом по итогам рассмотрения результатов голосования в национальном парламенте можно сделать следующие выводы:
□ правящая Демократическая партия последовательно проводит политику поддержки антироссийских санкций и блокирует любые попытки подрыва этой политики со стороны оппозиции;
□ оппозиция Демократической партии склонна выступать против антироссийских санкций, объясняя это их несоответствием итальянским интересам;
□ в оппозиции наблюдается раскол на два полюса, один из которых состоит из правых сил - "Вперёд, Италия" и Лиги Севера, а второй - из "Левые, экология, свобода" и тяготеющим к ним по своим взглядам Движения пять звёзд;
□ полюса проявляют единодушие лишь в неприятии предложений правящей коалиции.
Подводя итоги
Результаты голосования в итальянском и европейском парламентах говорят о разных стратегиях в зависимости от площадки. Так, Демократическая партия тяготеет "влево" в Европарламенте, а в национальном придерживается центристских позиций. "Вперёд, Италия" чаще демонстрирует правые взгляды дома, чем в Евро-
пейском парламенте, где её поведение похоже, скорее, на Новый правый центр и ощутимо отличается от Лиги Севера. Последняя, в свою очередь, ведет себя примерно одинаково как в европейском, так и в национальном парламенте, наряду с Движением пять звёзд и левыми.
Правящая Демократическая партия блокировала снятие санкций на национальном уровне и воздерживалась от поддержки антироссийских резолюций в Европар-ламенте. Оппозиция, выступающая практически единым фронтом в Палате депутатов, отступает от этих правил в Европе, за исключением Лиги Севера и Движения пять звёзд. Поведение этих двух партий объясняется их общей более радикальной позицией по отношению к центристским силам как в Италии, так и в ЕС, поэтому изменение своих взглядов на наднациональном уровне грозит им потерей электората и статуса альтернативных прогрессивных сил. Тем не менее, учитывая текущую внутриполитическую ситуацию в Италии, довольно уязвимое положение Демократической партии вследствие провалившегося референдума и возможных внеочередных выборов, именно эти партии, не связанные обязательствами с ЕС и имеющие возможность высказывать свою точку зрения по любым вопросам, могут получить существенную поддержку населения и войти в новый национальный политический мэйнстрим, что вполне может изменить позицию итальянского правительства в вопросе о санкциях в отношении России.
Список литературы
Арбатова Н.К. (2015) Российско-итальянсие отношения в контексте внешней политики Италии // Италия в началеXXI века. М.: ИМЭМО РАН. C. 120-127.
Барабанов О.Н. (2002) Италия после "холодной войны": от средней державы к миру протагонистов. М., МГИМО. 159 с.
Зонова Т.В. (2016) История внешней политики Италии. М., Международные отношения. 352 с.
Зонова Т.В. (2012) Российско-итальянские отношения: история и современность. Вестник МГИМО-Университета, №1. С. 51-57.
Зонова Т.В. (1998) Россия и Италия: история дипломатических отношений. М.: МГИМО-Университет. 64 с.
Зонова Т.В. (1974) СССР и Италия: 50 лет дипломатических отношений. М.: АПН. 120 с.
Маслова Е.А. (2017) Российско-итальянские отношения // Внешняя политика России. 1991-2016. Иод общ. ред. и с предисл. акад. А.В. Торкунова; отв. ред. Е.М. Кожокин, А.Л. Чечевишников. М.: МГИМО-Университет.
Маслова Е.А. (2016) Внешняя политика Италии между европеизмом и атлантизмом. Международные процессы, №4.
Маслова Е.А. (2012) Идеологические основы внешней политики Италии периода Второй Республики. Диссертация на соискание уч. степени канд. полит. наук. М.: МГИМО. 241 с.
References
Atto Camera. Testo della Mozione 1-00591. (10.09.2014). URL: http://parlamento17.openpolis.it/atto/documento/id/63048
Atto Camera. Testo della Mozione 1-00916. (22.06.2015). URL: http://parlamento17.openpolis.it/atto/documento/id/120156
Atto Camera. Testo della Mozione 1-00914. (22.06.2015). URL: http://parlamento17.openpolis.it/atto/documento/id/120154
Atto Camera. Testo della Mozione 1-00920. (23.06.2015). URL: http://parlamento17.openpolis.it/atto/documento/id/120541
Atto Camera. Testo della Mozione 1-01086. (18.12.2016). URL: http://parlamento17.openpolis.it/atto/documento/id/169450
Atto Camera. Testo della Mozione 1-01089. (21.12.2015). URL: http://parlamento17.openpolis.it/atto/documento/id/170622
Arbatova N.K. (2015) Rossijsko-ital'yanskie otnosheniya v kontekste vneshnej politiki Italii // Italiya v nachale XXI veka. M.: IMEMO RAN. s. 120-127.
Barabanov O.N. (2002) Italiya posle holodnoj vojny: ot srednej derzhavy k miru protagonistov. M., MGIMO. 159 s.
European Parliament resolution on Ukraine (17.07.2014). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2014-0009
European Parliament resolution on the situation in Ukraine and the state of play of EU-Russia relations (18.09.2014). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2014-0025
European Parliament resolution on the state of EU-Russia relations (10.06.2015). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2015-0225
European Parliament resolution on the strategic military situation in the Black Sea Basin following the illegal annexation of Crimea by Russia (11.06.2015). URL:
http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2015-0232
European Parliament resolution on the human rights situation in Crimea, in particular of the Crimean Tatars (04.02.2016). URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P8-TA-2016-0043&language=EN&ring=P8-RC-2016-0173.
European Parliament resolution on EU strategic communication to counteract propaganda against it by third parties (23.11.2016). URL:
http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&language=EN&reference=P8-TA-2016-0441
Maslova, E.A. (2017) Rossijsko-ital'yanskie otnosheniya. In: Vneshnyaya politika Rossii. 1991-2016. Pod obshh. red. i s predisl. akad. A.V. Torkunova; otv. red. E.M. Kozhokin, A.L. Chechevishnikov. M.: MGIMO-Universitet.
Maslova, E.A. (2016) Vneshnyaya politika Italii mezhdu evropeizmom i atlantizmom. Mezhdunarodnye protsessy, №4.
Maslova E.A. (2012) Ideologicheskie osnovy vneshnej politiki Italii perioda Vtoroj Respub-liki. Dissertaciya na soiskanie uch. stepeni kand. polit. nauk. M.: MGIMO. 241 s.
Zonova T.V. (2016) Istoriya vneshnej politiki Italii. M., Mezhdunarodnye otnosheniya. 352 s.
Zonova T.V. (2012) Rossijsko-ital'yanskie otnosheniya: istoriya i sovremennost'. Vestnik MGIMO-Universiteta, №1. S. 51-57.
Zonova T.V. (1998) Rossiya i Italiya: istoriya diplomaticheskih otnoshenij. M.: MGIMO-Universitet. 64 s.
Zonova T.V. (1974) SSSR i Italiya: 50 let diplomaticheskih otnoshenij. M.: APN. 120 s.
Attitudes of the Italian Parties to the Sanctions against Russia
Authors. Maslova E., Candidate of Political Sciences, Senior Lecturer at the Department of Integration Processes, MGIMO-University; Senior Researcher at the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. Address: 76, Vernadsky avenue, Moscow, 119454; Mokhovaya str., 11-3, Moscow, 125009. E-mail: elena.maslova21 @gmail.com
Shibkova M., Post-doctoral student, Lecturer at the Department of Romance Languages, MGIMO-University. Address: 76, Vernadsky avenue, Moscow, 119454. E-mail: [email protected]
Abstract: With the imposition of reciprocal Russia-EU sanctions, Italy faced a challenging choice. On the one hand, the country was expected to consistently carry out the common European policy (especially in the light of the Italian 2014 EU presidency during the evolving crisis in Ukraine). On the other hand, Italy was interested in protecting its national interests, which were affected by the sanctions. The divisions over the sanctions impacted the results of different votes. The article presents the analysis of the voting among the political parties on parliamentarian resolutions, related to 2012-2016 anti-Russian sanctions (voting in the European Parliament and in the Chamber of Deputies). The findings of the research show that the ruling Democratic party has been supporting anti-Russian policies at the European and national levels. Its major opponents "Lega Nord" and "Five Star Movement" are advocates of lifting or easing the sanctions. The party "Forza Italia" tends to be inconsistent and dependent on the political fluctuations.
Key words: Russian-Italian Relations, Italy, Italy's foreign policy, anti-Russian sanctions.