Научная статья на тему 'Евроскептицизм в Италии: эволюция политической программы «Лиги Севера»'

Евроскептицизм в Италии: эволюция политической программы «Лиги Севера» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1868
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ITALY / ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ / EUROSCEPTICISM / РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / RUSSIAN-ITALIAN RELATIONS / "ЛИГА СЕВЕРА" / NORTHERN LEAGUE / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / PARTY SYSTEM / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / GLOBAL PROBLEMS / РЕФОРМА ЕС / EU REFORM / ВЫБОРЫ В ЕВРОПАРЛАМЕНТ / EUROPEAN PARLIAMENT ELEUIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Олег Николаевич, Шибкова Мария Олеговна

В статье рассматриваются ключевые этапы становления итальянской «Лиги Севера» как жесткой евроскептической партии правого толка. Будучи изначально последовательным сторонником процесса европейской интеграции и рассматривая переход к единой валюте как возможность, доступную только наиболее развитым северным областям Италии, которые могли бы отделиться и образовать независимое государство, «Лига Севера», лишившись основного пункта своей политической программы в 1998 г. после вступления всей Италии в экономический и валютный союз, переориентировалась на позиции евроскептицизма, которых придерживается и в настоящее время. Авторы останавливаются на основных пунктах антиевропейской программы партии: выходе Италии из еврозоны, создании Европы макрорегионов, реформировании наднациональных органов и механизмов принятия решений. Однако, сравнивая политику «Лиги Севера» с политикой французского Народного фронта и британской Партии независимости Соединенного Королевства, авторы приходят к выводу о том, что евроскептицизм для первой является лишь сигналом о смене приоритетов, а не стратегией, как для последних. Это объясняется тем, что Национальному фронту и ПНСК еще только предстоит борьба за место в национальном мэйнстриме, в то время как «Лига Севера» уже давно стала его неотъемлемой частью. Под руководством нового лидера М. Сальвини «Лиге Севера удалось выйти на 4 место в стране по результатам выборов в Европейский парламент 2014 г. и заявить о себе как о весомой силе, несогласной с политикой ЕС по ряду важных аспектов, в частности, антироссийским санкциям. Кроме того, частые визиты членов партии в Москву и открытая поддержка России по вопросу вхождения в ее состав Крыма позволяют говорить о «Лиге Севера» как о возможном проводнике российских интересов в Европейском союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Euroscepticism in Italy: Evolution of Northern League Political Program

Abstract: The article examines the key stages of the establishment of Italy’s Northern League as a rightwing hard eurosceptic party. Being initially a continual supporter of European integration and considering the transition to common currency as an opportunity available only to northern regions, which could secede and form an independent state, Northern League after losing the main point of its political agenda when the whole Italy joined the Economic and Monetary Union in 1998, became a eurosceptically-oriented party, which it is up to now. The authors dwell on the focal points of the party’s anti-EU program: Italy’s exit from the eurozone, the formation of Europe of macroregions, the reformation of supranational institutes and decision-making procedures. However, while confronting the Northern League policy with that of National Front in France and UKIP in the United Kingdom, the authors come to the conclusion that Euroscepticism for the former is just a sign of the shift in priorities rather than a strategy as for the latter. This can be explained by the fact that National Front and UKIP are still to fight for the place in the national mainstream, while Northern League has become its integral part long before. Nevertheless, under the new leadership of M.Salvini Northern League managed to become the fourth party on the national level according to the results of European parliament elections in 2014 and established itself as a significant power opponent to EU policy on a number of important issues, such as anti-Russian sanctions. Moreover, frequent visits of party members to Moscow and the party’s outspoken support of Russia on Crimea’s entrance into the Russian Federation provide an opportunity to consider Northern League a potential conductor of Russian interests in the European Union.

Текст научной работы на тему «Евроскептицизм в Италии: эволюция политической программы «Лиги Севера»»

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ В ИТАЛИИ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ЛИГИ СЕВЕРА»

О.Н. Барабанов, М.О. Шибкова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, проспект Вернадского, 76.

В статье рассматриваются ключевые этапы становления итальянской «Лиги Севера» как жесткой евроскептической партии правого толка. Будучи изначально последовательным сторонником процесса европейской интеграции и рассматривая переход к единой валюте как возможность, доступную только наиболее развитым северным областям Италии, которые могли бы отделиться и образовать независимое государство, «Лига Севера», лишившись основного пункта своей политической программы в 1998 г. после вступления всей Италии в экономический и валютный союз, переориентировалась на позиции евроскептицизма, которых придерживается и в настоящее время.

Авторы останавливаются на основных пунктах антиевропейской программы партии: выходе Италии из еврозоны, создании Европы макрорегионов, реформировании наднациональных органов и механизмов принятия решений. Однако, сравнивая политику «Лиги Севера» с политикой французского Народного фронта и британской Партии независимости Соединенного Королевства, авторы приходят к выводу о том, что евроскептицизм для первой является лишь сигналом о смене приоритетов, а не стратегией, как для последних. Это объясняется тем, что Национальному фронту и ПНСК еще только предстоит борьба за место в национальном мэйнстриме, в то время как «Лига Севера» уже давно стала его неотъемлемой частью.

Под руководством нового лидера М. Сальвини «Лиге Севера удалось выйти на 4 место в стране по результатам выборов в Европейский парламент 2014 г. и заявить о себе как о весомой силе, несогласной с политикой ЕС по ряду важных аспектов, в частности, антироссийским санкциям. Кроме того, частые визиты членов партии в Москву и открытая поддержка России по вопросу вхождения в ее состав Крыма позволяют говорить о «Лиге Севера» как о возможном проводнике российских интересов в Европейском союзе.

Ключевые слова: Италия, евроскептицизм, российско-итальянские отношения, «Лига Севера», партийная система, Европейский союз, интеграция, глобальные проблемы, реформа ЕС, выборы в Европарламент, национальная идентичность.

Выборы в Европейский парламент, состоявшиеся в мае 2014 г., были охарактеризованы СМИ как «атака на ЕС», «триумф апатии и скептицизма», «политическое землетрясение», «прорыв справа», однако, не прибегая к эмоциональным оценкам, эксперты сходятся во мнении о том, что эти выборы значительно усилили влияние евроскептически настроенных политических сил. По итогам голосования, партии правого толка вышли на первое место во Франции, Великобритании, Дании и других странах. Не стала в этом плане исключением и Италия, где укрепились позиции «Лиги Севера».

Возникнув в 1989 г. как политическая сила, представлявшая интересы северных областей и выступавшая за предоставление им независимости в связи с нежеланием обеспечивать южные области страны из-за их существенно более низкого уровня социально-экономического развития, «Лига Севера» прошла в своей эволюции несколько этапов развития, окончательно превратившись в евроскептическую в 1998 г. после вступления Италии в валютный союз.

Официально «Лига Севера» заявляет, что проводит политику в русле современных настроений, возникших в странах-членах ЕС, имея в виду, что «народы Европы хотят непосредственно участвовать в принятии политико-институциональных решений, которые их касаются»[7, с. 2]. Партия полностью их поддерживает, так как их мнение должно быть учтено для того, чтобы изменять и совершенствовать структуру и механизмы ЕС. Себе в заслугу «Лига Севера» ставит начало дискуссии среди итальянского населения на тему эффективности и современного состояния ЕС и его институтов, его будущего устройства и демократизации для того, чтобы он в полной мере отвечал нуждам граждан.

В отличие от других евроскептических политических сил, таких как Партия независимости Соединенного Королевства или Народный фронт, имеющих все признаки ультраправых партий, идеологию «Лиги Севера» не так легко определить. Дело в том, что с начала своего существования она сочетала этнорегионализм с экономическим либерализмом, в 1990-е гг. партия начала поддерживать этнонационалистиче-ский дискурс, а в конце десятилетия после начала евроскептической пропаганды партия стала придерживаться праворадикальных настроений, которые выражались в антимигрантских и антимусульманских настроениях, а также в защите христианских ценностей.

С момента основания партии до конца1990-х гг. «Лига Севера» поддерживала ЕС, поскольку в то время площадка Союза представлялась ей более перспективной для достижения своих целей, связанных с отделением Падании от Италии. Поворот партии к евроскептицизму специалисты объясняют углублением европейской интеграции и изменением внутриполитической ситуации в Италии. Так, профессор Римского университета Ла Сапиенца Н. Конти [6], а так-

же эксперты Бирмингемского университета Д. Альбертацци и Д. Макдоннелл [4] утверждают, что вступление Италии в экономический и валютный союз ЕС (ЭВС) в 1998 г. лишило «Лигу Севера» основного пункта своей политической программы - борьбы за самостоятельное присоединение к ЭВС только северных, т.е. наиболее отвечающих Маастрихтским критериям областей, а не всей Италии. При этом подчеркивалось общее неудовлетворительное состояние итальянской экономики, выражавшееся в высоком государственном долге, образовавшемся как раз из-за вечного стремления правительства субсидировать «неработающий» юг за счет зажиточного севера. В этой связи звучали «призывы к отделению северных регионов от остальной Италии и созданию на их основе новой, независимой страны - Падании, которая без особых проблем смогла бы перейти на единую европейскую валюту и стать одним из самых динамично развивающихся государств ЕС» [1, с. 64]. Однако последовавшее в 1998 г. присоединение всей Итальянской Республики к единой европейской валюте вынудило партию внести коррективы в свою политическую программу.

О том, почему «Лига Севера» отдала предпочтение именно евроскептицизму (выбор не вполне однозначный, учитывая невысокую популярность антиевропейских настроений в Италии в то время), написан ряд научных работ, в которых ученые называют в качестве главных различные причины. По мнению Н. Конти [6], «Лига Севера» сделала радикальный правый поворот в противовес своим основным соперникам в борьбе за электорат - партиям «Вперед, Италия» и «Национальный альянс», которые, напротив, встали на более мэйнстримовские позиции. Согласно другой точке зрения [4], Лига Севера, напротив, стремилась восстановить альянс с вышеуказанными партиями, для которых евроскептицизм казался более приемлемым, чем сепаратистские настроения, долгое время занимавшие центральное место в риторике партии и уступившие затем требованиям федерализации страны. Существует и мнение о том, что к евроскептицизму «Лигу Севера» подтолкнул потерпевший крах проект «Европы регионов», который мог бы стать альтернативой «Европе государств» и был бы образован с помощью «европейских институтов, вынужденных признать регионы в качестве самостоятельных субъектов интеграции» [1, с. 159].

В программных документах «Лиги Севера» пролеживаются две тенденции: с одной стороны, подчеркивается принадлежность северных областей (Падании) к европейской идентичности и их активное участие в глобальной экономике, с другой стороны, партия настаивает на необходимости защиты собственной идентичности и противостояния вмешательству институтов и механизмов извне. Это в полной мере относится и к членству в Евросоюзе, так как в партийном политическом курсе всегда существовало проти-

воречие между отнесением Падании к Европе и протекционизмом как в отношении итальянского государства, так и ЕС. В этой связи, поворот к евроскептицизму нужно рассматривать не как резкое изменение идеологии, а скорее, как смену приоритетов, где на первое место теперь вышла идея защиты от вмешательства наднациональных механизмов.

Целесообразно также рассмотреть партию с точки зрения известной классификации П. Таггарта и А. Щербяка, разделивших в свое время антибрюссельские политические силы на «жестких» и «мягких» евроскептиков. Раньше «Лигу Севера» можно было отнести к «мягким» евроскептикам, так как она заявляла, что выступает не против ЕС как такового, а против недемократической природы «континентального сверхгосударства» [10]. Более того, о том, что у «Лиги Севера» не было принципиального противостояния по отношению к ЕС как к практической форме воплощения интеграционных идей, свидетельствовал и тот факт, что в парламенте она поддержала ратификацию Ниццкого и Лиссабонского договоров. Однако в данный момент Лига Севера демонстрирует свою принадлежность к «жестким» евроскептикам, поскольку, в отличие от той же ПНСК или Национального фронта она не требует выхода Италии из ЕС, но выступает против ее членства в еврозоне, а также зоне Шенгенского соглашения. Следовательно, в целом, ее политика направлена на кардинальное изменение основ Европейского союза, а не просто на реформирование его институтов.

Тем не менее, «Лига Севера» - партия евро-филов, так как, критикуя Европейский союз, она в то же время признает европеизм Падании, называя ее «сердцем Европы» [15, с. 22]. Такие настроения в начале деятельности партии способствовали ее становлению как политической силы евроэнтузиастов, так как, выступая за отделение от Италии и получение независимости Пада-нией, она в то же время высказывала желание в дальнейшем интегрировать северные области в ЕС. Кроме того, «Лига Севера» поддерживала политический курс Европейского союза, например, общую аграрную политику, которая, по ее мнению, защищала сельское хозяйство Падании от несправедливого итальянского регулирования.

Однако даже в тот период поддержка партией ЕС не была безусловной. Европейский союз подвергался критике из-за чрезмерной централизации, разросшегося бюрократического аппарата, бесконтрольного проникновения на внутренние рынки транснациональных корпораций, вытеснявших малые и средние предприятия. В 1998 г. партия окончательно разделила симпатии к Европе как к совокупности государств с общим культурным наследием и традициями и симпатии к ЕС и его институтам, перейдя, таким образом, от евроэнтузиазма к евроскептицизму, но по-прежнему относясь при этом к еврофилам.

Нельзя забывать о том, что «Лига Севера» изначально противопоставляла Паданию как самоуправляющееся сообщество итальянскому государству-нации, использующему недемократические методы управления. Прибегая, так же как ПНСК, к популистским лозунгам, партия не раз заявляла о том, что огромная бюрократическая машина Италии лишала общества его свободы, что находило отклик у населения, разделявшего мнение о неэффективности итальянского государства и его абсолютистских механизмов. Все это сочеталось с постоянной критикой в адрес попыток правительства поднять уровень жизни на юге за счет перераспределения доходов, получаемых от промышленного производства на севере. Позднее, после смены приоритетов такие же доводы партия обрушила уже не только на Италию, но и на Европейский союз как недемократическое, подавляющее волю людей образование.

Сейчас Евросоюз видится «Лигой Севера» как централизованная организация, которая препятствует стремлению к самоуправлению Падании и других регионов Европы. Критическое отношение к Европейскому союзу выстроено практически по аналогии с критикой Италии, и теперь он также видится как организм, который несправедливо навязывает свои законы, правила и механизмы регулирования, а также управляется недемократическими институтами. Проводя параллели между ЕС и итальянским государством, «Лига Севера» смогла усилить введенные в общественный дискурс правительством С. Берлускони евроскептические настроения.

Считая себя истинно европейской силой, «Лига Севера» активно противопоставляет европейцев «другим», к которым, по ее мнению, относятся не только мигранты, но и итальянцы-южане. Отмечая настоящий «бум высадок лодок иммигрантов на итальянский берег в 2013 г.» [7, с. 29], партия выступает за то, чтобы государство, страдающее от потока нелегальных мигрантов, могло само принимать соответствующие меры для его ограничения без вмешательства и давления со стороны европейских институтов.

Евросоюз критикуется «Лигой Севера» также из-за его приверженности культурному многообразию. Партия приветствует мульти-культурализм, исторически сложившийся внутри Европы, а также культурное многообразие северных областей Италии, существующее там на протяжении столетий (имея в виду «сообщества, говорящие на сефардском языке, вальден-сов, армянских христиан, словенцев, хорватов и евреев»[15, с. 9]), но не готова интегрировать сообщества с чуждой Европе культурой, представляющей угрозу для основополагающих ценностей Падании и западного общества. Чтобы повернуть эти достаточно радикальные лозунги в более мэйнстримовское русло, «Лига Севера» в качестве альтернативы Европе как «плавильного котла» представила Европу христианских ценностей. Наиболее отчетливо это выразилось

в выступлениях партии против Конституции ЕС и Лиссабонского договора и требованиях внести в документы положение о европейских культурных ценностях, «христианских корнях континента» [8, с. 137]. Выступая против ислама в Европе, «Лига Севера» ссылается на фундаментальные различия между христианской и мусульманской культурами, описанные С. Хантингтоном.

В качестве альтернативы существующим механизмам в рамках ЕС «Лига Севера» на определенных этапах выдвигала различные форматы общеевропейского сотрудничества. Так, в 1993 г. лидер партии У Босси представил институциональную модель Европы регионов, которая должна была функционировать на базе двухпалатного законодательного органа: Европейского парламента с реальными полномочиями и совещательного органа регионов, за которыми все равно оставалось бы решающее слово. Позднее был выдвинут проект единой Европы на конфедеративной основе по примеру Швейцарии, где входящие в новое объединение члены, то есть, народы Европы сохранят достаточную степень автономии, а их культурные ценности не будут ущемляться. В настоящее время партия выступает за Европу макрорегионов, утверждая, что старые национальные границы европейских государств потеряли свою актуальность. Такие макрорегионы будут образованы по примеру Дунайского и Альпийского макрорегионов ЕС, и внутри этих единиц уже можно будет говорить о введении единой валюты.

Требования экономической свободы играют центральную роль в антиевропейской риторике «Лиги Севера». В программных документах партии всегда подчеркивалась важность экономического либерализма и успешной интеграции Падании в глобальную мировую экономику. Поворот к евроскептицизму и борьба за введение протекционистских мер не вытеснила либеральные настроения, а лишь изменила восприятие ЕС. Если раньше он вписывался в рамки захлестнувшей Европейский континент глобализации, то теперь партия рассматривает его как «картель» [18, с. 83], препятствующий налаживанию экономических отношений с новыми партнерами и не имеющий ничего общего с настоящей глобализацией.

Периодически возникающая в риторике партии модель общества, построенная на доктрине свободной воли, абсолютно не соответствует практикам ЕС, сочетающим экономический либерализм и интервенционализм, когда равные права для всех участников рынка достигаются не через свободную конкуренцию, а путем выработки норм и правил. Предложенная же Лигой модель «Европы регионов» представляет собой альтернативное экономическое сообщество, члены которого свободно конкурируют между собой без ограничений со стороны наднационального регулятора. В этом сообществе малые государства, такие как Словения, Чехия, Эстония смогут стать более успешными, так как

их рынки будут открыты для новых международных партнеров [7, с. 14].

Однако, по сути, экономический либерализм поддерживается «Лигой Севера» лишь до тех пор, пока он выгоден малым и средним предприятиям северных областей, чьи интересы старается защитить партия. Внутри Италии этот либерализм проявляется, прежде всего, в стремлении противостоять государственной поддержке больших предприятий на севере страны, таких как ФИАТ. Однако по отношению к внешним партнерам партия выступает с позиций протекционизма, требуя, например, введения тарифных барьеров для импортных товаров из Китая. Таким образом, либерализм «Лиги Севера» является не столько доктриной, сколько демонстрацией противостояния нормам ЕС, согласно которым одностороннее установление правил торговли отдельным участникам экономического и валютного союза запрещено.

Ущемление интересов малых и средних предприятий является одновременно и причиной, по которой «Лига Севера» отрицательно относится к единой европейской валюте и выступает за скорейший выход Италии из зоны евро. «Лига Севера» заявляет, что использование слишком крепкой валюты способствовало моментальному повышению цен на продукты итальянского производства и последующему вытеснению их с внутреннего, а также общеевропейского рынков и закрытию многих малых и средних предприятий из-за потери конкурентоспособности. По мнению партии, решение о введении единой валюты для совершенно разных по уровню развития экономик стран-членов ЕС лишило Европу основного инструмента по преодолению последствий кризиса, разгоревшегося в 2008 г. в США. Введение евро стало «криминальной ошибкой, которая укрепила позиции сильных и ослабила позиции тех, кто и так слаб» [7, с. 14], ведь без контроля над национальной валютой государство не обладает никакой автономией, и его статус снижается до уровня страны третьего мира, которая вынуждена подчиняться указаниям извне. Так, у нынешних стран-членов ЕС фактически связаны руки, и им «навязываются меры по сокращению зарплат и государственных расходов в качестве единственно возможного средства сдерживания роста стоимости рабочей силы в надежде сохранить конкурентоспособность на рынке» [7, с. 1]. Таким образом, подчеркивается, что на сегодняшний момент не существует иного метода противостояния диктату мер жесткой экономии, проводимых ЕС, кроме как использование собственной национальной валюты и прямое управление со стороны государства своей монетарной политикой.

В качестве экономических мер предлагается сократить европейский бюджет путем урезания государственных расходов, а также добиться перераспределения бюджетных средств ЕС в пользу секторов экономики, имеющих ключевое значение для Падании. Введение при этом

антидемпинговых мер и таможенных пошлин поможет защитить продукцию, выпускаемую национальными малыми и средними предприятиями, от несправедливой конкуренции со стороны дешевых импортных товаров из развивающихся стран.

Европейскую (или, скорее, антиевропейскую) риторику «Лиги Севера» нельзя рассматривать в отрыве от положения партии в политической жизни внутри Италии. «Лига Севера», в отличие от ПНСК или Народного фронта, проявлявших жесткость позиции для скорейшего вхождения в национальный мэйнстрим, изначально шла на компромиссы по европейскому вопросу в целях сохранения уже полученного места в итальянском мэйнстриме. Так, например, несмотря на критику Ниццкого и Лиссабонского договора, в парламенте партия голосовала за их принятие в 2002 и 2008 гг. соответственно. Дело в том, что в обоих случаях партия в то время находилась в правящей коалиции, после национальных парламентских выборов прошло всего около года, и поэтому «Лига Севера» согласилась в тот момент смягчить свою евроскептическую риторику взамен на уступки со стороны партнеров по коалиции по таким ключевым проблемам, как федерализация и иммиграция.

Перед выборами в Европейский парламент в 2009 г. представители «Лиги Севера» упоминали европейский вопрос только в контексте борьбы с нелегальной иммиграцией, требуя, чтобы ЕС помог Италии справиться с проблемой высадки на итальянское побережье жителей Африканского континента. Что же касается предложений по реформированию европейских институтов, то в предвыборной программе отмечалось лишь, что «нормы Европейского союза не позволяют Парламенту выдвигать инициативы, поэтому необходимо соблюдать принцип субсидиарно-сти»[9].

О недостаточной заинтересованности партии европейскими вопросами в тот период говорят и данные исследования, проведенного экспертами Бирмингемского университета летом 2009 г., в ходе которых сторонникам Лиги Севера было предложено выбрать три пункта из ее программы, которые наибольшим образом повлияли на их решение поддержать партию. Согласно полученным данным, 73,4% респондентов проголосовали на выборах за «Лигу Севера» из-за ее программы по федерализации Италии, 71,7% поддержали ее позицию по вопросу иммиграции и лишь 2,7% называли «позицию в отношении ЕС» одним из трех наиболее важных пунктов партийной предвыборной кампании [3, с. 1323].

Однако уже в 2011 г. внутриполитическая обстановка в Италии оказалась благоприятной для развития евроскептических идей Лиги Севера. С уходом в 2011 г. С. Берлускони с поста премьер-министра и созданием правительства технократов М. Монти «Лига Севера» стала главной оппозиционной партией в итальянском пар-

ламенте, но ее позиции по ряду вопросов были двусмысленными. Так, например, Р. Марони, бывший в то время лидером партии, высказывал яростную критику в адрес правительства, но в то же время обещал поддержку мерам, которые предлагал ЕЦБ [14].

С того момента евроскептическая риторика «Лиги Севера» пошла по нарастающей. В предвыборном манифесте 2013 г. партия предложила создать «Европу регионов» на базе макрорегионов, одновременно критикуя политику мер жесткой экономии ЕС и предлагая провести референдум по вопросу продолжения членства Италии в еврозоне [16]. Однако эти заявления были направлены не «против Европы», а «за другую Европу», отличную от той, что представляли себе правительство М. Монти и ЕЦБ. Одновременно с этим программа 2013 г. содержала также несколько проинтеграцион-ных предложений по реформам политической системы ЕС в духе лозунга: «больше Европы народов, меньше евробюрократии» [7, с. 3]: прямое избрание Председателя Европейской комиссии, расширение функций Европейского парламента, а также развитие евробондов [7, с. 3].

Неутешительные итоги выборов в национальный парламент в 2013 г., когда партия получила всего 4,1 % голосов по сравнению с 8% в 2008 г. [17], способствовали укреплению тенденции к евроскептицизму, особенно в условиях стремления «Лиги Севера» потеснить новую и стремительно набирающую популярность леворадикальную евроскептическую партию «Движение пяти звезд». Под руководством нового лидера М. Сальвини партия провела ряд антиевропейских акций, включая митинг против евро в ноябре 2013 г., и стала открыто называть Европейский союз диктатурой.

В программе, разработанной «Лигой Севера» к выборам в Европейский парламент в 2014 г. критике современного состояния ЕС уделяется большое внимание. В частности, указывается, что решения, принимаемые в рамках наднационального управления, подлежат автоматическому выполнению странами-членами без консультаций с национальными законодательными органами, и поэтому европейские государства становятся все менее демократичными, так как у них нет реального механизма влияния на политический курс ЕС, а партии, которым принадлежит большинство мест в Европейском парламенте, соглашаются со всеми принимаемыми Европейской комиссией решениями, не предлагая никаких альтернатив. Сама Европа, по мнению «Лиги Севера», превращается в «средневековую империю» [7, с. 4] довестфальского периода, при этом светская власть, или новая Священная Римская империя, находится в Брюсселе, а папский престол олицетворяет Европейский суд по правам человека, расположившийся в Страсбурге. Таким образом, существующее положение дел свидетельствует об очевидном дефиците демократии в ЕС.

В качестве выхода из сложившейся ситуации «Лига Севера» предлагает выносить каждый договор ЕС на национальный референдум, наделить Европейский парламент полномочиями по изменению или отмене по своей инициативе любой действующий европейский закон, а национальные парламенты - возможностью отклонить квалифицированным большинством законодательные акты ЕС. Кроме того, по мнению партии, Европейский парламент должен иметь полномочия выражать вотум недоверия Европейской комиссии или отдельным ее членам. Что касается степени распространения наднационального регулирования на отдельные сферы, «Лига Севера» категорически не приемлет переход в компетенцию ЕС следующих областей: обороны (общая политика безопасности и обороны ЕС, по мнению партии, дублирует уже существующие договоренности в рамках НАТО), внешней политики, валюты, налогообложения, судебного регулирования. «Лига Севера» выступает за предоставление каждому члену ЕС права на свободное прекращение участия в какой-либо из общих политик ЕС, при этом оставаясь в его составе [7, с. 6].

Завоевав на выборах в Европейский парламент 2014 г. 6,2% голосов, «Лига Севера» заняла четвертое место в Италии после Демократической партии, «Движения пяти звезд» и «Вперед, Италия». Однако учитывая коррупционные скандалы, в которых погрязла партия, а также уход с поста руководителя У Босси, многие посчитали этот результат настоящей победой нового партийного лидера М. Сальвини. Кроме того, налаживание сотрудничества «Лиги Севера» с французским Национальным фронтом закрепило за партией репутацию главной силы среди умеренных в Италии, выступающей против евро и немецкого лидерства в ЕС, с которой теперь необходимо считаться и внутри страны.

Несмотря на то, что евроскептицизм для «Лиги Севера» является не идеологией, а, скорее, инструментом, партия активно использует антибрюссельскую риторику для налаживания прямого сотрудничества со странами, к которым, по мнению партии, ЕС применяет несправедливые меры. Так, начавшееся в связи с украинским кризисом охлаждение в отношениях России и ЕС и последовавшие за этим антироссийские санкции встретили протест со стороны «Лиги Севера», которая в октябре 2014 г. открыто голосовала в Европарламенте против антироссий-

ских санкций, заявляя, что вводящий их «Евро-парламент защищает не интересы своих граждан, а интересы мировых экономических гигантов» [11], а экономика Италии из-за них потеряла порядка 5 млрд. евро, при этом половину этого ущерба понесли промышленные предприятия северных областей [11].

В октябре 2014 г. делегация итальянской оппозиционной партии во главе с лидером М. Сальвини побывала в Москве, где встретилась с руководством партии «Единая Россия», а также председателем Комитета Госдумы по международным делам А. Пушковым, которым также обозначила свое отрицательное отношение к антироссийской политике ЕС. Более того, депутаты «Лиги Севера» стали первой иностранной делегацией, которая приехала в Крым, не побоявшись возможных последствий. Поддерживая принцип права народов на самоопределение, «Лига Севера» признает легитимным вхождение Крыма в состав Российской Федерации и видит возможности для налаживания сотрудничества между итальянским севером и новым субъектом Российской Федерации.

Свою поддержку политике В. Путина партия систематически высказывает и на национальном уровне. Так, депутат «Лиги Севера» П. Гримольди стал инициатором создания парламентской группы «Друзья Путина», призвав всех итальянских парламентариев присоединиться к ней и «внести вклад в улучшение политических и экономических отношений между Италией и Россией, поскольку санкции и прекращение строительства газопровода "Южный поток" приносят неисчислимые убытки нашей экономике»

[13].

Таким образом, являясь оппозиционной силой как на внутриполитической арене Италии, так и на наднациональном уровне в рамках Европейского парламента, «Лига Севера» добивается выхода своей страны из зоны евро и демократизации Европейского союза для обеспечения более широкого участия европейских граждан в механизме принятия решений. Кроме того, заинтересованность партии в налаживании сотрудничества с Российской Федерацией открывает для нашей страны новые возможности для отстаивания правильности своего внешнеполитического курса, донесения до партнеров своей точки зрения и продвижения национальных интересов в отношениях с Европейским союзом.

Список литературы

1. Барабанов О.Н. Тенденции развития региональной политики Италии. // Вестник МГИМО. № 1 (22). 2012. С. 61-68. Режим доступа: http://vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/84805581.pdf (дата обращения: 25.04.2015)

2. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов // Полис. 1999. №5. С.155-164. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/30031/30031.pdf (дата обращения: 26.04.2015)

3. Albertazzi D., McDonnell D. The Lega Nord Back in Government // West European Politics, 2010, vol. 33, no.6, pp. 1318-1340.

4. Albertazzi D., McDonnell D. The Lega Nord in the Second Berlusconi Government. In a League of its Own // West European Politics, 2005, vol. 28, no 5, pp. 952-972.

5. Chari R. S., Iltanen S., Kritzinger S. Examining and explaining the Northern League's "U-Turn" from Europe // Government and Opposition, 2004, vol. 39, no 3, pp. 423-450.

6. Conti N. Party Attitudes to European Integration: A Longitudinal analysis of the Italian case // SEI Working Paper, 2013, no. 70. Available at: https://www.sussex.ac.uk/webteam/gateway/file.php?name=epern-working-paper-13.pdf&site=266 (Accessed 29 April 2015)

7. Elezioni Europee 25 maggio 2014. Programma Elettorale della Lega Nord. Available at: http://new.leganord. org/phocadownload/elezioni/europee/Programma%20elettorale%20europee%202014.pdf (Accessed 30 April 2015)

8. Gould A.C., Messina A.M. (eds) Europe's Contending Identities: Supranationalism, Ethnoregionalism, Religion and New Nationalism. Cambridge: Cambridge University Press, 2014, 301 p.

9. L'Europa degli "altri": programmi, comunicazione politica, contraddizioni al di fuori di PD e PDL // Officina della Storia. 22.07.2010. Available at: http://www.officinadellastoria.info/ (Accessed 24 April 2015)

10. L'Europa Fuori dalla Campagna per le Europee // L'unita. 30.05.2009. Available at: http://www.unita.it/ speciali/europee2009/l-039-europa-fuori-dalla-campagna-per-le-europee-1.49802 (Accessed 23 April 2015)

11. L'intervista con M. Salvini // Arianna Editrice. 05.11.2014. Available at: http://www.ariannaeditrice.it/articolo. php?id_articolo=49709 (Accessed 24 April 2015)

12. Lega Nord. Programma Elezioni Politiche 2013. Available at: http://www.leganordmariano.com/images/ PDF/ProgrammaPolitiche2013.pdf (Accessed 19 April 2015)

13. Lettera della Lega Nord ai Parlamentari: "Iscriviti anche tu agli amici di Putin" // La Repubblica. 12.05.2014. Available at: http://www.repubblica.it/politica/2014/12/05/news/lega_nord_promuove_in_parlamento_l_ associazione_amici_di_putin_-102198610/ (Accessed 1 May 2015)

14. No dei Lumbard a Monti: la Banda Bassotti // La Repubblica. 11.11.2011. Available at: http://ricerca.repubblica. it/repubblica/archivio/repubblica/2011/11/11/no-dei-lumbard-monti-la-banda-bassotti.html?ref=search (Accessed 26 April 2015)

15. Oneto G., Pagliarini G. 50 Buone Ragioni per l'indipendenza // Quaderni Padani, 2005, no. 61-62. Available at: http://www.laliberacompagnia.org/QP.php?cv=58 (Accessed 20 April 2015)

16. Referendum sull'Euro Inedito Asse Grillo-Lega // La Stampa. 09.09.2012. Available at: http://www.lastampa. it/2012/09/09/italia/politica/referendum-sull-euro-inedito-asse-grillo-lega-TOS577X83rRsuXclHHjLGP/ pagina.html (Accessed 29 April 2015)

17. Riepilogo nazionale, Camera dei Deputati // Corriere della Sera. 26.02.2013. Available at: http://www. corriere.it/Speciali/Politica/2013/elezioni/SEAS/politiche/camera/italia/20130224000000_20_ITALIA_IT.shtml (Accessed 19 April 2015)

18. Stagnaro C. Quell'Europa cos! no-global // Quaderni Padani, 2002, no. 43-44. Available at: http://www. laliberacompagnia.org/_old_site/pubblicazioni/qp_pdf/qp_43_44.pdf (Accessed 28 April 2015)

Об авторах

Барабанов Олег Николаевич - д.полит.н., профессор кафедры интеграционных процессов ЕУИ МГИМО МИД России. E-mail: [email protected]

Шибкова Мария Олеговна - аспирант кафедры интеграционных процессов ЕУИ МГИМО МИД России. E-mail: [email protected]

EUROSCEPTICISM IN ITALY: EVOLUTION OF NORTHERN LEAGUE POLITICAL PROGRAM

O.N. Barabanov, M.O. Shibkova

Moscow State Institute of international relations (MGIMO). Russia, 119454, Moscow, prospect Vernadskogo, 76.

Abstract: The article examines the key stages of the establishment of Italy's Northern League as a right-wing hard eurosceptic party. Being initially a continual supporter of European integration and considering the transition to common currency as an opportunity available only to northern regions, which could secede and form an independent state, Northern League after losing the main point of its political agenda when the whole Italy joined the Economic and Monetary Union in 1998, became a eurosceptically-oriented

party, which it is up to now.

The authors dwell on the focal points of the party's anti-EU program: Italy's exit from the eurozone, the formation of Europe of macroregions, the reformation of supranational institutes and decision-making procedures. However, while confronting the Northern League policy with that of National Front in France and UKIP in the United Kingdom, the authors come to the conclusion that Euroscepticism for the former is just a sign of the shift in priorities rather than a strategy as for the latter. This can be explained by the fact that National Front and UKIP are still to fight for the place in the national mainstream, while Northern League has become its integral part long before.

Nevertheless, under the new leadership of M.Salvini Northern League managed to become the fourth party on the national level according to the results of European parliament elections in 2014 and established itself as a significant power opponent to EU policy on a number of important issues, such as anti-Russian sanctions. Moreover, frequent visits of party members to Moscow and the party's outspoken support of Russia on Crimea's entrance into the Russian Federation provide an opportunity to consider Northern League a potential conductor of Russian interests in the European Union.

Key words: Italy, euroscepticism, Russian-Italian relations, Northern League, party system, European Union, integration, global problems, EU reform, European parliament elections, national identity.

References

1. Barabanov, O.N. Tendentsii razvitiia regional'noi politiki Italii [Development tendencies of the regional policy in Italy]. Vestnik MGIMO - Vestnik MGIMO - University, 2012, no. 1 (22), pp. 61-68. Available at: http:// vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/84805581.pdf (Accessed 25 April 2015)

2. Zonova, T.V. Ot Evropy gosudarstv k Evrope regionov [From Europe of states to Europe of regions]. Polis - Polis, 1999, no. 5, pp. 155-164. Available at: http://www.mgimo.ru/files/30031/30031.pdf (Accessed 26 April 2015)

3. Albertazzi D., McDonnell D. The Lega Nord Back in Government // West European Politics, 2010, vol. 33, no.6, pp. 1318-1340.

4. Albertazzi D., McDonnell D. The Lega Nord in the Second Berlusconi Government. In a League of its Own // West European Politics, 2005, vol. 28, no 5, pp. 952-972.

5. Chari R. S., Iltanen S., Kritzinger S. Examining and explaining the Northern League's "U-Turn" from Europe // Government and Opposition, 2004, vol. 39, no 3, pp. 423-450.

6. Conti N. Party Attitudes to European Integration: A Longitudinal analysis of the Italian case // SEI Working Paper, 2013, no. 70. Available at: https://www.sussex.ac.uk/webteam/gateway/file.php?name=epern-working-paper-13.pdf&site=266 (Accessed 29 April 2015)

7. Elezioni Europee 25 maggio 2014. Programma Elettorale della Lega Nord. Available at: http://new.leganord. org/phocadownload/elezioni/europee/Programma%20elettorale%20europee%202014.pdf (Accessed 30 April 2015)

8. Gould A.C., Messina A.M. (eds) Europe's Contending Identities: Supranationalism, Ethnoregionalism, Religion and New Nationalism. Cambridge: Cambridge University Press, 2014, 301 p.

9. L'Europa degli "altri": programmi, comunicazione politica, contraddizioni al di fuori di PD e PDL // Officina della Storia. 22.07.2010. Available at: http://www.officinadellastoria.info/ (Accessed 24 April 2015)

10. L'Europa Fuori dalla Campagna per le Europee // L'unita. 30.05.2009. Available at: http://www.unita.it/ speciali/europee2009/l-039-europa-fuori-dalla-campagna-per-le-europee-1.49802 (Accessed 23 April 2015)

11. L'intervista con M. Salvini // Arianna Editrice. 05.11.2014. Available at: http://www.ariannaeditrice.it/articolo. php?id_articolo=49709 (Accessed 24 April 2015)

12. Lega Nord. Programma Elezioni Politiche 2013. Available at: http://www.leganordmariano.com/images/ PDF/ProgrammaPolitiche2013.pdf (Accessed 19 April 2015)

13. Lettera della Lega Nord ai Parlamentari: "Iscriviti anche tu agli amici di Putin" // La Repubblica. 12.05.2014. Available at: http://www.repubblica.it/politica/2014/12/05/news/lega_nord_promuove_in_parlamento_l_ associazione_amici_di_putin_-102198610/ (Accessed 1 May 2015)

14. No dei Lumbard a Monti: la Banda Bassotti // La Repubblica. 11.11.2011. Available at: http://ricerca.repubblica. it/repubblica/archivio/repubblica/2011/11/11/no-dei-lumbard-monti-la-banda-bassotti.html?ref=search (Accessed 26 April 2015)

15. Oneto G., Pagliarini G. 50 Buone Ragioni per l'indipendenza // Quaderni Padani, 2005, no. 61-62. Available at: http://www.laliberacompagnia.org/QP.php?cv=58 (Accessed 20 April 2015)

16. Referendum sull'Euro Inedito Asse Grillo-Lega // La Stampa. 09.09.2012. Available at: http://www.lastampa. it/2012/09/09/italia/politica/referendum-sull-euro-inedito-asse-grillo-lega-TOS577X83rRsuXclHHjLGP/ pagina.html (Accessed 29 April 2015)

O.H. BapaôaHOB, M.O. WuÔKOBa

17. Riepilogo nazionale, Camera dei Deputati // Corriere della Sera. 26.02.2013. Available at: http://www. corriere.it/Speciali/Politica/2013/elezioni/SEAS/politiche/camera/italia/20130224000000_20_ITALIA_IT.shtml (Accessed 19 April 2015)

18. Stagnaro C. Quell'Europa cos! no-global // Quaderni Padani, 2002, no. 43-44. Available at: http://www. laliberacompagnia.org/_old_site/pubblicazioni/qp_pdf/qp_43_44.pdf (Accessed 28 April 2015)

About the authors

Oleg N. Barabanov - PhD in Political Sciences, Professor of the Department of Integration Processes at Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University). E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mariia O. Shibkova - PhD Student at the Department of Integration Processes at Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University). E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.