Научная статья на тему 'Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг'

Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / ECONOMIC DOMINANCE / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / EXPORT-ORIENTED ECONOMICS / ЛИДЕРСТВО В ИННОВАЦИЯХ И ИНВЕСТИЦИЯХ / LEADERSHIP / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / FOREIGN TRADE / ТОРГОВЫЙ ПРОФИЦИТ / TRADE SURPLUS / ТОРГОВЫЙ ДЕФИЦИТ / TRADE DEFICIT / ЭКСПОРТНАЯ КВОТА / EXPORT QUOTA / ИМПОРТНАЯ КВОТА / IMPORT QUOTA / КОЭФФИЦИЕНТ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИМПОРТА / COEFFICIENT OF IMPORT DEPENDENCE / INNOVATION AND INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головкина Светлана Ивановна

Статья посвящена описанию внешнеторговых позиций Германии на международном и региональном уровнях. В работе определены основные направления экономического доминирования Германии на сегодняшний день в мире. Автором предлагается анализ внешнеторгового оборота Германии, ее экспорта, импорта в динамике. Особое внимание уделяется рассмотрению торговых отношений Германии с ведущими экономическими партнерами, как в ЕС, так и в мире. Представленный обзор экспорта и импорта ФРГ касается не только групп стран, но и отраслей экономики. Экономическое доминирование Германии поддерживается не только активной внешней торговлей, но и деятельностью ФРГ в лоббистских группировках ВТО. Оригинальность авторского подхода заключается в том, что в нем представлен анализ дальнейшего продвижения стратегии экспортной ориентации открытой экономики ФРГ в рамках национальной политики реиндустриализации при ведущих позициях в мировой экономике немецких информационных, экологических и биотехнологий, а также технологий по использованию возобновляемых источников энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Position of Germany in International and Regional Trade: Analysis of Dominance - 2009-2014

The article describes the German foreign trade position in the international and regional levels. The paper defines main directions of economic dominance of Germany in the world today. The author presents an analysis of the foreign trade turnover in Germany, its export and import dynamics. Particular attention is paid to the trade relations with Germany's leading economic partners, both in the EU and around the world. This review of export and import of Germany applies to groups of countries and industries. The economic dominance of Germany is supported by foreign trade activities in Germany and lobbying groups of the WTO. The originality of the author's approach is that it presents an analysis of further promotion of the German open economy export-oriented strategy through reindustrialization of national policy at the leading positions in the world economy of the German information, environmental and biotechnology, as well as on the use of renewable energy technologies.

Текст научной работы на тему «Позиции Германии в международной и региональной торговле: анализ доминирования - 2009-2014 гг»

ПОЗИЦИИ ГЕРМАНИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ: АНАЛИЗ ДОМИНИРОВАНИЯ — 2009—2014 гг.

Головкина Светлана Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент. Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического ^ ™ университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Л . 1! [email protected]

Статья посвящена описанию внешнеторговых позиций Германии на международном и региональном уровнях. В работе определены основные направления экономического доминирования Германии на сегодняшний день в мире. Автором предлагается анализ внешнеторгового оборота Германии, ее экспорта, импорта в динамике. Особое внимание уделяется рассмотрению торговых отношений Германии с ведущими экономическими партнерами, как в ЕС, так и в мире. Представленный обзор экспорта и импорта ФРГ касается не только групп стран, но и отраслей экономики. Экономическое доминирование Германии поддерживается не только активной внешней торговлей, но и деятельностью ФРГ в лоббистских группировках ВТО. Оригинальность авторского подхода заключается в том, что в нем представлен анализ дальнейшего продвижения стратегии экспортной ориентации открытой экономики ФРГ в рамках национальной политики реин-дустриализации при ведущих позициях в мировой экономике немецких информационных, экологических и биотехнологий, а также технологий по использованию возобновляемых источников энергии.

Ключевые слова: экономическое доминирование; экспортоориентированная экономика; лидерство в инновациях и инвестициях; внешнеторговый оборот; торговый профицит; торговый дефицит; экспортная квота; импортная квота; коэффициент зависимости от импорта.

На протяжении посткризисного, досанкционного периода 2009— 2014 гг. Германия была и осталась крупнейшей экономикой Евросоюза, одним из ведущих государств в международной торговле товарами и услугами. Даже в санкци-онное время уровень безработицы в Германии по итогам 2016 года составил всего 6,5% (США — 9,0%, Канада, Великобритания — 7,8%). Молодежная безработица, подбирающаяся к 60% в странах Южной Европы, в Германии находилась на самом низком уровне. По уровню жизни страна занимает 6 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала. Бюджет страны сбалансирован, госдолг и стоимость заимствований для бюджета — не самые высокие в Европе. Профицит бюджета ФРГ составил в 2016 году 0,6% ВВП. ВВП Германии по данным за 2015 год составил 3371,0 млрд долларов США.

ФРГ прочно связана с мировым хозяйством и имеет высокий уровень зависимости от мировой эко-

номической конъюнктуры. Такой показатель как экспортные квоты ведущих немецких концернов, входящих в мировые биржевые индексы, достигает 50% и более (Daimler, Bayer, и т. д.). Мелкий и средний бизнес высокоспециализированный и сфокусированный на производстве нишевых товаров и услуг, выходит за счет своих уникальных продуктов на мировой экспорт до 80%.

При такой открытости экономики и зависимости от мирового рынка, ФРГ стремится поддерживать свое экономическое доминирование на высоком уровне и по разным направлениям. Экономическое доминирование ФРГ в Европе прослеживается по следующим позициям.

1) Германия является наиболее крупным и технологически продвинутым в мировом производстве производителем товаров в стратегически важных отраслях экономики: автомобиле-, авиа-, судо-. машино-, станко-, приборостроении; электротехнике; произ-

водстве сельскохозяйственной и медицинской техники и оборудования для пищевой промышленности, химико-фармацевтической промышленности; производстве измерительных приборов, двигателей, приводов и различных аппаратов; пищевой и легкой промышленности. Таким образом, на сегодняшний день Германия производит достаточно большую долю товаров, обеспечивающих экономическую безопасность не только ФРГ, но и других стран мира.

2) Свои ведущие позиции Германия сохраняет в мировом экспорте большинства из перечисленных выше товарных наименований. По объему экспорта в 2003—2008 гг. ФРГ занимала лидирующие позиции. В кризисный 2009 год уступила место Китайской Народной Республике. С 2012 года немецкий экспорт снова растет большими темпами. За 2016 годторговый баланс ФРГ зафиксировал самое высокое значение. Торговый профицит государства достиг отметки

в 253 млрд евро ($270 млрд). Объем экспорта товаров и услуг вырос на 1,2% в годовом выражении, за это же время импорт увеличился на 0,6%.

3) ФРГ сохраняет лидерство в Евросоюзе и в области инноваций, финансируемых как за счет национальных государственных и частных вложений, так и за счет лидерства в выделении финансирования ЕС для исследований в области инноваций [1]. Германия выделяется наибольшим количеством патентных заявок в Европейское патентное ведомство среди стран ЕС. Немецкие исследователи участвуют в более чем 2/3 европейских проектов, финансируемых за счет научно-исследовательской программы ЕС, и страна стала одним из лидеров в сфере био- и нанотехнологий*.

4) ФРГ является не только лидером в производстве большой группы товаров и товарном экспорте, но и в сфере инвестиций. Причем Германия, как и предоставляет больший объем инвестиций другим государствам, нежели остальные члены ЕС, так и получает достаточное количество инвестиций из-за рубежа за счет развитого бизнеса, высоких технологий и многих других достоинств экономики Германии [2]. К примеру, объем ежегодных прямых немецких инвестиций за последнее время составляет более 1 трлн евро. Немецкие инвесторы все больше обращают внимание на развивающиеся рынки стран БРИКС — Бразилии, России, Индии, КНР и Южноафриканской Республики. Также Внешнеторговые палаты Германии рекомендуют немецким экспортерам и инвесторам обратиться на ази-

атские рынки Индонезии, Малайзии и Филиппин. Федеральный союз германской промышленности (БО/) также утвердил несколько государств, наиболее привлекательных на сегодняшний день для Германии. Это латиноамериканские государства Чили, Колумбия и Перу, а также страны арабского мира и восточноафрикан-ского региона**.

5) Германия — крупнейший кредитор в еврозоне. Она предоставила самые существенные средства для финансирования помощи государствам-банкротам — Греции, Португалии, Ирландии и Испании.

6) Германия является основным донором в бюджет ЕС. Кроме того, страна платит больше в бюджет ЕС, чем получает от него. Немецкий вклад в бюджет ЕС является инвестицией, которая возвращается основными доходами. Благодаря единому рынку, почти две трети немецкого экспорта идут в страны Европы, в это же время экспорт в новые страны ЕС растет гораздо быстрее, чем экспорт в остальные страны мира. Европейские инвестиции в пользу Евросоюза приносит пользу всем членам ЕС. Например, немецкая компания Бергер Бау ГмбХ получила отдельный контракт стоимостью 125 млн евро на строительство части скоростной дороги в Польше. Этот проект значительно софинансирован ЕС***.

Что касается сельского хозяйства и развития сельских регионов, то на эти цели идет большая часть средств от Евросоюза (порядка 51%). Сельскохозяйственная политика ЕС поддерживает фермеров и способствует охране

окружающей среды, а также стимулирует сельскую экономику. Развитие сельского хозяйства почти полностью финансируется за счет ЕС. Но общая сельскохозяйственная политика претерпела крупную реформу, в результате чего его доля в бюджете ЕС упала с 70% в 1985 году до около 40% сегодня, и падение будет продолжаться до 2020 года. Новая реформа, которая вступила в силу с 2014, укрепляет европейскую конкурентоспособность сельского хозяйства. Также это сокращает разрыв для стран, получающих меньше денег на развитие с/х, чем в среднем по ЕС.

Вторая по величине доля денег, которые получает Германия, тратится на ее регионы за счет Европейский региональной политики. Эта политика направлена на сокращение экономических, социальных и территориальных различий между регионами Европы. Она инвестирует в проекты, поддерживающие создание рабочих мест, конкурентоспособность, экономический рост, улучшение качества жизни и устойчивого развития.

Совокупный внешнеторговый оборот Германии постепенно растет (табл. 1).

Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ составил 11,2 трлн евро за последние пять лет, в т. ч. 2,4 трлн евро в 2013 году, включая: товарооборот — 9,2 и 2,0 трлн евро соответственно, оборот услуг — 2,0 и 0,4 трлн евро соответственно; соотношение между оборотами товаров и услуг составляет 82 : 18. Остановимся подробнее на торговле товарами ФРГ с остальным миром.

* Официальный сайт Европейской комиссииURL: http://ec.europa.eu/budget/mycountry/DE/index_en.cfm (дата обращения: 11.04.2016).

** Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 17.04. 2016г.).

*** Официальный сайт Европейской комиссииURL: http://ec.europa.eu/budget/mycountry/DE/index_en.cfm (дата

обращения: 11.04.2016).

По данным Федерального статистического ведомства Германии за период с 2005 по 2016 гг. и экспорт, и импорт товаров ФРГ увеличивался, за исключением кризисных 2008—2009 гг. Это говорит об экспортной ориентированности Германии в последние годы.

Более подробно, динамику экспорта и импорта можно увидеть в таблице 2.

Экспорт товаров из ФРГ составил порядка 6 трлн евро за 2009— 2014 гг., в т. ч. 1,13 трлн евро в 2014 году, импорт товаров в ФРГ - 5,08 и 0,92 трлн евро соответственно. Среднегодовые темпы прироста экспорта и импорта товаров за 2013 год несколько

упали по сравнению с предыдущими годами, но за 2014—2015 год ситуация выровнялась. Также и согласно данным Евростата на 2015 год, торговый баланс, как и в предыдущие годы положительный (219 712 млн евро) (табл. 3).

В 2014 году внешнеторговый оборот Германии с 20 основными торговыми партнерами (16 европейских стран, Китай, Япония, США, Россия) составил -79%, экспорт товаров из ФРГ — 78%, импорт товаров в ФРГ — 81%.

Из 20 торговых партнеров профицитный внешнеторговый баланс с 12 странами, дефицитный — с 8 странами.

По экспорту наиболее важными торговыми партнерами являются:

♦ Франция (100 млрд евро),

♦ США (88 млрд евро),

♦ Великобритания (76 млрд евро). По импорту лидирующие позиции занимают:

♦ Нидерланды (89 млрд евро),

♦ Китай (73 млрд евро),

♦ Франция (64 млрд евро) (рис. 1, 2).

Подавляющее большинство товаров экспортируется и импортируется в страны Евросоюза: Бельгия, Австрия, Швеция, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Польша.

Можно отметить, что на протяжении уже многих лет самым

Таблица 1

Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ за период 2009—2013 гг.*

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 Изменение Удельный вес

2013/2009 2013/2012 2009 2013

млрд евро %

Совокупный внешнеторговый оборот ФРГ, в т. ч.: 1 822 2 129 2 365 2 431 2 435 133,7 100,2 100,0 100,0

Товарооборот 1 468 1 749 1 964 2 002 1 990 135,6 99,4 80,6 81,7

Оборот услуг 354 380 401 429 445 125,7 103,7 19,4 18,3

* Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru (дата обращения: 17.04. 2016г.)

Таблица 2

Динамика экспорта/импорта Германии за период 2009—2014 гг.*

Год Фактическое значение Изменение к предыдущему году

экспорт импорт внешнеторговый баланс экспорт импорт внешнеторговый баланс

Млн евро %

2009 803 312 664 615 138 697 -18,4 -17,5 -22,2

2010 951 959 797 097 154 863 18,5 19,9 11,7

2011 1 061225 902 523 158 702 11,5 13,2 2,5

2012 1 095 766 905 925 189 841 3,3 0,4 19,6

2013 1 093 812 896 155 197 656 -0,2 -0,9 4,1

2014 1 133 540 916 636 216 905 3,7 2,1 9,7

* Портал внешнеэкономической информацииhttp://www.ved.gov.ru/exportcountries/de/about_de/ved_de/ (дата обращения: 19.05. 2016г.)

Таблица 3

Показатели торговли Германии за 2015 г.*

Экспорт Импорт Торговый баланс Индекс экспорта Индекс импорта

Млн евро %

1 134 766 915 054 219 712 107,9 104,1

* Портал внешнеэкономической информацииhttp://www. ved.gov.ru/exportcountries/de/about_de/ved_de/ (дата обращения: 19.05. 2016г.)

стабильным партнером на мировом рынке для Германии является Франция: с 1975года она остается главным покупателем товаров ФРГ.

Федеральное статистическое ведомство Германии приводит сводную статистику внешней торговли за 2014 год (рис. 3).

Можно отметить, что Франция по-прежнему остается лидером внешней торговли Германии, и в основную десятку лидеров входят все те же страны,что и за предыдущие годы.

Если рассматривать торговлю Германии относительно континентов, то ведущие позиции, безусловно, занимает Европа (табл. 4, 5). Экспорт составил 770 млрд евро в 2014 году, что на 3% больше, чем в предшествующем 2013. По импорту торговля Европы в 2014 году также осталась в положительной динамике, хоть и сбавляет обороты относительно 2010— 2011 гг. (+2,6 изменения к 19,9 — 13,2 соответственно).

На втором месте среди партнеров Германии по континентам идет Азия за счет отношений с Китаем, Японией. На долю Азии приходится 16,9% экспорта и 18,5% импорта в 2014 году.

На третьем месте по доле экспорта и импорта выделяется Америка: 12 и 8% соответственно. Причем стоит отметить, что экспорт в страны Америки (в основном, в США) увеличивается с каждым годом (+3,9% прироста в 2013 г.), в то время как импорт из этих стран в последние годы сокращается (-6,9% прироста в 2013 г., -1,7 в 2014 г.)

Роли Африки и Австралии/ Океании не так значительны (показатели первого континента не превышают 23 млрд евро по экспорту, и около 20 млрд евро по импорту, второго — 10 млрд евро

по экспорту и чуть менее 3 млрд евро по импорту). Экспорт и импорт из стран Австралии и Океании за последние года резко упал (-6,9 и -17,1% соответственно в 2013 г.), и это несмотря на то, что Федеральный союз германской промышленности советует ориентироваться именно на этот рынок, как уже было изложено выше.

Если говорить отдельно о торговле со странами Евросоюза, то доля и экспорта и импорта сохраняет

ведущие позиции, хоть и несколько сокращается с каждым годом (табл. 6). Причем на долю Еврозо-ны из них приходится только 36,7% экспорта и 38,3% импорта по данным на 2014 год. Доля стран, не входящих в зону евро, находится на практически неизменном уровне (к примеру, по импорту с 18,4% в 2009 г. до 19,9% в 2014 г.)

Далее рассмотрим основные показатели внешней торговли ФРГ (табл. 7). Экспортная и импортная

Бельгия Польша Швеция Италия Австрия КНР Нидерланды Великобритания США Франция

1 42 6

42

147

1 53

15 □ Экспорт

67 6 100

71

7

188

1 1

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 1. Наиболее важные торговые партнеры Германии за 2014 г. (в млрд евро)* * Федеральное статистическое ведомство URL: www.destatis.de (дата обращения 01.04.2016).

Австрия Швеция Бельгия Россия Великобритания Италия США Франция КНР Нидерланды

48

49

I 64

Ц73

□ Импорт

0 20 40 60 80 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Наиболее важные торговые партнеры Германии за 2014 г. (в млрд евро)* * Федеральное статистическое ведомство URL: www.destatis.de (дата обращения 01.04.2016).

Франция Нидерланды Китай США

Великобритания Италия Австрия Польша Швеция Бельгия

Ü169

I 161,3

] 153,9

Ц 92,7

□ 87,3 ] 85,6

82,1

] 103

126,4

□ Внешнеторговый баланс (экспорт+импорт)

i i и

20

40

60

80

100

120

140

160

180

Рис. 3. Внешняя торговля Германии за 2014 г.* * Федеральное статистическое ведомство URL: www.destatis.de (дата обращения 01.04.2016).

89

6

144,7

0

квоты представляют собой соотношение между экспортом/импортом и валовым внутренним продуктом (соотношение экспорта = экспорт/ВВП; соотношение импорта = импорт/ВВП). Коэф-

фициент зависимости от импорта — доля импорта ко всему внутреннему спросу, т. е. (импорт/ (ВВП - экспорт - импорт)).

Экспортная квота за представленные 5 лет выросла на 6,2%.

Так как экспортная квота больше 30%, то можно говорить об открытой экономике Германии, а значит действительно большой вовлеченности в международные экономические связи.

Таблица 4

Торговые партнеры Германии - экспорт по группам стран*

Фактическое значение Изменение к предыдущему году

млрд евро %

2010 2011 2012 2013 2014 2014 2011 2012 2013

Всего 951,9 1 061 1 095 1 093 1 133 18,5 11,5 3,3 -0,2

Европа 675,0 752,2 751,0 748,8 770,9 15,2 11,4 -0,2 -0,3

Африка 19,9 20,7 21,9 22,0 22,6 14,6 3,7 5,8 0,6

Америка 99,55 110,4 128,7 130, 135,6 26,3 11,0 16,6 1,7

Азия 148,2 167,5 179,6 179,5 191,4 31,0 13,0 7,2 -0,1

Австралия и Океания 8,9 9,5 10,7 9,9 9,6 25,5 5,6 13,2 -6,9

* Журнал Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2015. URL: https://www.destatis.de/EN/Homepage.html (дата обращения 10.04.2016).

Таблица 5

Торговые партнеры Германии - импорт по группам стран*

Фактическое значение Изменение к предыдущему году

млрд евро %

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 2011 2012 2013

Всего 665 797 902 9 059 896 917 -17,5 19,9 13,2 0,4 -1,1

Европа 463 542 623 629 634 650 -18,2 16,8 15,0 1,0 0,7

Африка 14,2 17,0 21,9 24,1 22,9 20,1 -31,1 19,7 28,8 10,0 -5,3

Америка 60,5 71,7 80,6 80,6 75,0 73,7 -18,1 18,5 12,4 0,0 -6,9

Азия 123 164 173 168 161 169 -12,6 33,1 5,9 -3,0 -4,1

Австралия и Океания 2 747 3 134 4 026 4 054 3 359 2 913 -5,9 14,1 28,4 0,7 -17,1

* Журнал Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2015. URL: https://www.destatis.de/EN/Homepage.html (дата обращения 10.04.2016).

Таблица 6

Доля торговли с ЕС во внешней торговле Германии*

Экспорт, % Импорт, %

ЕС Еврозона Прочие ЕС Еврозона Прочие

2009 62,6 42,8 19,8 57,3 38,9 18,4

2010 60,2 40,8 19,4 55,8 37,7 18,2

2011 59,4 39,6 19,7 56,1 37,5 18,6

2012 56,8 37,1 19,8 55,7 37,4 18,3

2013 57,0 36,8 20,2 57,5 38,4 19,1

2014 58,2 36,7 21,5 58,2 38,3 19,9

* Журнал Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2015. URL: https://www.destatis.de/EN/Homepage.html (дата обращения 10.04.2016).

Таблица 1

Экспортная, импортная квоты, коэффициент зависимости от импорта*

Год Экспортная квота, % Импортная квота, % k зависимости от импорта, % Внешнеторговая квота, %

2009 33,8 28,0 29,7 5,8

2010 38,2 31,9 34,1 6,2

2011 40,7 34,6 36,8 6,1

2012 41,1 34,0 36,6 7,1

2013 40,0 32,7 35,3 7,2

* Журнал Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2015. URL: https://www.destatis.de/EN/Homepage.html (дата обращения 10.04.2016).

Экспорт ФРГ в указанный период складывается из пяти ведущих отраслей:

♦ автомобилестроение,

♦ машиностроение,

♦ химическая промышленность,

♦ электроника и оптика,

♦ электрооборудование. Импорт ФРГ в указанный период представлен следующими отраслями:

♦ нефте-/газодобычей,

♦ оборудованием для обработки данных,

♦ машиностроением. В импорте в ФРГ шло сокращение электроники, металлургии и нефте-/га-зодобычи.

Говоря о размерах компаний, занимающихся в Германии экспортом или импортом товаров, то можно отметить, что всего лишь 95 компаний (с оборотом свыше 1 млрд евро) имеют общую долю 38,6% всего экспорта страны [3]. Всего 89 аналогичных компаний имеют долю 33,5% в импорте страны. Всего организаций, занимающихся импортом практически в 2 раза больше, чем экспортом. Что примечательно, доля компаний с оборотом в 50 —100 млн евро гораздо меньше и по экспорту и по импорту, чем компаний с оборотом в 10—50 млн евро (табл. 8).

Придерживаясь политики экономического доминирования, Германия является активным членом Всемирной торговой организации с 1 января 1995 года и членом ГАТТ с 1 октября 1951 года. В ВТО на данный момент существует целый ряд особых лоббистских групп, и Германия принимает активное участие в двух из них: W52 Sponsors (109 стран — членов ВТО) и FriendsofAmbition (NAMA) (35 стран — членов ВТО). Вклад в бюджет ВТО составляет на 2015 год — 8,394%. Количество споров в 2014 году у Германии в качестве заявителя — 93, в качестве ответчика — 79. Нерешенные уведомления в Центральном реестре ВТО: по анти-демпингу — 108, по компенсационным пошлинам — 10. По данным ВТО Германия является 3-ей страной в мире по экспорту и товаров и услуг, и 3 страной по импорту. Теневой сектор экономики составляет приблизительно 15% от ВВП*.

ВЫВОД

Германия, являясь в настоящий момент экономическим лидером ЕС в сфере производства, инноваций, инвестиций, а так же в сфере экспорта целого ряда промышленных, сельскохозяйственных

товаров и услуг, усиленно защищает свою экспортоориентиро-ванную модель открытой экономики и считает невозможным ослабление позиций своих ведущих отраслей, таких как автомобилестроение, химическая промышленность, деловые услуги для поддержания отстающих отраслей [4]. При этом необходимо отметить, что за 2009—2014 гг. значение отдельных отраслей экономики изменилось, значительно повысился вес сферы услуг и отдельных промышленных отраслей.

Внешнеторговая политика, проводимая правительством Германии в 2009—2014 гг. на международном и региональном уровнях была направлена на расширение не ресурсных, а товарных экспортных потоков. Основные торговые партнеры Германии — страны, которые в свою очередь (Франция, Австрия, Швеция, Великобритания, США и пр.) сами являются крупными экспортерами, нуждаются в немецких товарах и зависят от немецкого экспорта.

Ведущие позиции в мире занимают немецкие инновации: информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Таблица 8

Внешняя торговля Германии по размеру предприятий за 2014 г.*

Компании с оборотом... Экспорт Импорт

Предприятия Оборот Предприятия Оборот

количество % млрд евро % количество % млрд евро %

Всего 338 786 100 1 094 100 683 669 100 896 100

до 100 000 240 045 70,9 4 0,4 561 612 82,1 8 0,8

100 000 - 500 000 47 491 14,0 11 1,0 66 878 9,8 16 1,8

500 000 - 1 млн 13 841 4,1 10 1,0 16 982 2,5 13 1,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 млн - 10 млн 28 154 8,3 96 8,8 29 972 4,4 98 10,9

10 млн - 50 млн 6 813 2,0 154 14,1 6 241 0,9 139 15,5

50 млн - 100 млн 1 216 0,4 90 8,2 957 0,1 70 7,8

100 млн - 1 млрд 1 131 0,3 305 27,9 938 0,1 254 28,3

свыше 1 млрд 95 0,0 422 38,6 89 0,0 300 33,5

* Журнал Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2015. URL: https://www.destatis.de/EN/Homepage.html (дата обращения 10.04.2016).

Германия остается одной из немногочисленных стран-членов ЕС, которая с начала XXI века смогла не только сохранить высокую долю промышленности (22,5%), но и увеличить объем промышленной продукции на 23,5%. Понятно, что опыт Германии внесет важный вклад в пересмотр модели развития ЕС в сторону реиндустриализа-ции согласно европейской программе по поддержке и развитию производственных отраслей, например, машиностроения будущего — Ног'^оп-2020 [5].

Реиндустриализация как сохранение и развитие промышленного фундамента является для Германии осознаной экономической стратегией поддержания экономического лидерства не только в Европе, но и в мире. По технологичным направлениям, перечисленным выше, за счет создания высоконаучных и технологичных производственных кластеров на территории своей страны, ФРГ на сегодняшний день сумела монополизировать на мировом рынке нишевые позиции по целому

ряду инновационных товаров и услуг.

2009—2014 гг. — это послекри-зисный и досанкционный период развития Германии, в который страна сохранила основные направления экономического лидерства и укрепила свой производственный базис. С 2015 года, с введением экономических санкций, в экономической и внешнеторговой политике Германии обозначились новые явления и тенденции, что станет предметом следующего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллова Т.В. Инновационная модернизация производственных фондов экспортно-ориентированных предприятий как ключевой фактор экономического роста // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 62—67.

2. КрасюкИ.А Место инноваций в развитии страны и торговли// Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 56—62.

3. Козлова Н.А. Актуальность применения адаптивного подхода к управлению маркетингом в условиях сокращения бюджетов // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 38—45.

4. ЗубаревА.М., Жилинкова И. Н. Грузовое автомобилестроение РФ и ФРГ на внутренних и внешних рынках: положение и направления развития торговой политики / Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПбПУ, 2016. С. 329—332.

5. Головкина С.И. Регулирование информационной инфраструктуры предпринимательской деятельности. Автореф. дис-сер. на соискание ученой степени канд. экон. наук / Санкт-Петербургский торгово-экономический институт. СПб., 2004. 19 с.

Position of Germany in International and Regional Trade: Analysis of Dominance - 2009—2014 Golovkina Svetlana Ivanovna,

candidate of economic Sciences, associate professor of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia ([email protected])

The article describes the German foreign trade position in the international and regional levels. The paper defines main directions of economic dominance of Germany in the world today. The author presents an analysis of the foreign trade turnover in Germany, its export and import dynamics. Particular attention is paid to the trade relations with Germany's leading economic partners, both in the EU and around the world. This review of export and import of Germany applies to groups of countries and industries. The economic dominance of Germany is supported by foreign trade activities in Germany and lobbying groups of the WTO. The originality of the author's approach is that it presents an analysis of further promotion of the German open economy export-oriented strategy through reindustrialization of national policy at the leading positions in the world economy of the German information, environmental and biotechnology, as well as on the use of renewable energy technologies.

Keywords: economic dominance; export-oriented economics; leadership; innovation and investment; foreign trade; trade surplus; trade deficit; export quota; import quota; coefficient of import dependence.

REFERENCES

1. Kirillova, T.V. (2016) Innovative modernization of production facilities of export-oriented enterprises as a key factor of economic growth. Sovremennaya nauka: aktualnie problemi teoriiipraktiki[Modern science: actual problems of theory and practice], Series: law and Economics, 2016, no. 4, pp. 62—67.

2. Krasyuk, I.A. (2016) The role of innovation in the country's development and trade. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, no. 12-1, pp. 56—62.

3. Kozlova, N.A. (2016) The relevance of the application of the adaptive management approach marketing in the face of shrinking budgets. Prakticheskiy marketing [Practical marketing], 2016, no. 12-1, pp. 38—45.

4. Zubarev, A.M.; Jelinkova, I.N. (2016) Trucks of the Russian Federation and Germany on the domestic and foreign markets: situation and directions of development of trade policy. The week of science ofSPbSPUmaterials of scientific conference with international participation, Saint Petersburg, Saint Petersburg Polytechnic University Peter the Great Publ., 2016, pp. 329—332.

5. Golovkina, S.I. (2004) Regulation of the information infrastructure of entrepreneurship. Abstract. dissertations. on competition of a scientific degree Cand. Ekon. Sciences, St. Petersburg trade-economic Institute, Saint-Petersburg, 2004, 19 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.