Научная статья на тему 'ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

411
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДОПОЛНЕННАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / АНАЛИТИКА БОЛЬШИХ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюков Андрей Викторович, Лесевицкий Алексей Владимирович, Юсупова Юлия Касимовна

В статье осуществляется рассмотрение позитивных и негативных сторон процесса цифровизации системы образования. Современное человечество переживает очередной этап глобальной смены научно-технологического уклада. Подобные фундаментальные изменения коснулись большинства стран антропогенной цивилизации, повлияли на все стороны человеческого бытия: социальноэкономическую сферу, политический макрокосм, процессы, происходящие в культуре, и, безусловно, парадигму всей сложившейся многоуровневой системы образования. Стоит заметить, что подобное диалектическое развитие имеет объективно-тотальный и неотменяемый характер: остановить процесс смены образовательной парадигмы невозможно. Авторы рассматривают значительное количество положительных последствий внедрения в педагогический процесс широкого спектра цифровых технологий. Аналитика больших данных, всеохватное использование искусственного интеллекта и «интернета вещей», апробирование возможностей виртуальной и дополненной реальностей в рамках педагогического процесса, использование элементов 3-D печати в обучении - все вышеперечисленные элементы позволяют существенно расширить технологический и дидактический инструментарий, используемый в рамках современной парадигмы образования. С другой стороны, авторы рассматривают ряд негативных тенденций, обусловленных всеохватным внедрением в педагогический процесс цифровых технологий. Среди весьма тревожных паттернов подобного диалектического процесса можно назвать следующие довольно существенные риски: риск создания в рамках образовательной системы индивида с «одномерным сознанием» (Г. Маркузе), тенденцию деструкции мировоззренческой матрицы личности под воздействием процесса цифровизации, риск деструктивной трансформации роли педагога с последующей полной заменой последнего на «гаджеты» и программные оболочки с «искусственным интеллектом», риск диктата «технократов-разработчиков» образовательного контента, риск негативного влияния на здоровье обучающихся широчайшего спектра цифровых технологий и пр. Авторы делают выводы о том, что процесс цифровизации системы образования имеет как многочисленные положительные аспекты, так и некоторые достаточно тревожные тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюков Андрей Викторович, Лесевицкий Алексей Владимирович, Юсупова Юлия Касимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF THE SPHERE OF EDUCATION

The articles check the reasoning of positive and negative sides of the process of digitalization of educational systems. Modern humanity is going through the next stage of the global change of the scientific and technological way of life. Such fundamental changes have affected most countries of anthropogenic civilization, affected all aspects of human existence: the socio-economic sphere, the political macrocosm, the processes taking place in culture, and, of course, the paradigm of the entire multi-level education system. It is worth noting that such dialectical development has an objectively total and irrevocable character: it is impossible to stop the process of changing the educational paradigm. The authors send out a significant number of living places inside in the pedagogical process of hiroka spectrum of digital technologies. Big data analytics, multi-level use of artificial intelligence and the «Internet page», testing of the possibilities of virtual and augmented reality in ram aching prossess, the use of 3-D wrapping elements in the environment-all of the above elements allow you to expand the capabilities and expand the capabilities of the technological process didactic tools used within the agreed paradigm of representation. With other parties, the authors send out about unregulated tenders, disadvantaged in all existing digital technologies in the pedagogical process. During all three available patterns of such a dialectical process, the following carefully existing risks can be indicated: the risk of creation within the framework of an educated system is individualized with the "creation of the same name" (G. Marcuse), the tendency of the destruction of the world-reflecting matrix of identity under the prize is extolled the process of digitalization, the risk of destructive transformation of the role with a consistent field replacement with «gadgets» and exchange programs with «artificial transformation», riskor, «riskor-intellectual - intelligent speaker». authoritative content, the risk of a negative attitude at the level of the widest spectrum of digital technologies formed, etc. The authors conclude that the process of digitalization of systems represents both multi-valued multi-purpose aspects and uncoded available tray tenders.

Текст научной работы на тему «ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 63-75. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 13. P. 63-75.

Научная статья УДК 37.013.73

doi: 10.24412/2712-827Х-2023 -13-63-75

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

1 2 Андрей Викторович Крюков , Алексей Владимирович Лесевицкий ,

Юлия Касимовна Юсупова

1 КГАПОУ «Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова», Пермь, Россия 2'3 Пермский филиал Финансового университета, Пермь, Россия

1 andreywk@mail. ru

2 lesev100@mail.ru

3 Juliaseliv@yandex.ru

Аннотация. В статье осуществляется рассмотрение позитивных и негативных сторон процесса цифровизации системы образования. Современное человечество переживает очередной этап глобальной смены научно-технологического уклада. Подобные фундаментальные изменения коснулись большинства стран антропогенной цивилизации, повлияли на все стороны человеческого бытия: социально-экономическую сферу, политический макрокосм, процессы, происходящие в культуре, и, безусловно, парадигму всей сложившейся многоуровневой системы образования. Стоит заметить, что подобное диалектическое развитие имеет объективно-тотальный и неотменяемый характер: остановить процесс смены образовательной парадигмы невозможно. Авторы рассматривают значительное количество положительных последствий внедрения в педагогический процесс широкого спектра цифровых технологий. Аналитика больших данных, всеохватное использование искусственного интеллекта и «интернета вещей», апробирование возможностей виртуальной и дополненной реальностей в рамках педагогического процесса, использование элементов 3-D печати в обучении - все вышеперечисленные элементы позволяют существенно расширить технологический и дидактический инструментарий, используемый в рамках современной парадигмы образования. С другой стороны, авторы рассматривают ряд негативных тенденций, обусловленных всеохватным внедрением в педагогический процесс цифровых технологий. Среди весьма тревожных паттернов подобного диалектического процесса можно назвать следующие довольно существенные риски: риск создания в рамках образовательной системы индивида с «одномерным сознанием» (Г. Маркузе), тенденцию деструкции мировоззренческой матрицы личности под воздействием процесса цифровизации, риск деструктивной трансформации роли педагога с последующей полной заменой последнего на «гаджеты» и программные оболочки с «искусственным интеллектом», риск диктата «технократов-разработчиков» образовательного контента, риск негативного влияния на здоровье обучающихся широчайшего спектра цифровых технологий и пр. Авторы делают выводы о том, что процесс цифровизации системы образования имеет как многочисленные положительные аспекты, так и некоторые достаточно тревожные тенденции.

Ключевые слова: цифровизация, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность, образовательный контент, аналитика больших данных.

Для цитирования: Крюков А.В., Лесевицкий А.В., Юсупова Ю.К. Позитивные и негативные аспекты процесса цифровизации сферы образования // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 13. С. 63-75. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-63-75

Original article

POSITIVE AND NEGATIVE ASPECTS OF THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF THE SPHERE OF EDUCATION

© Крюков А.В., Лесевицкий А.В., Юсупова Ю.К., 2023

1 2 3

Andrey V. Kryukov , Alexey V. Lesevitsky , Yulia K. Yusupova

1 KSAPOU "Perm Aviation College named after A.I. A. D. Shvetsova, Perm, Russia

2 3

' Perm branch of the Financial University, Perm, Russia

1 andreywk@mail. ru

2 lesev100@mail.ru

3 Juliaseliv@yandex.ru

Abstract. The articles check the reasoning of positive and negative sides of the process of digitalization of educational systems. Modern humanity is going through the next stage of the global change of the scientific and technological way of life. Such fundamental changes have affected most countries of anthropogenic civilization, affected all aspects of human existence: the socio-economic sphere, the political macrocosm, the processes taking place in culture, and, of course, the paradigm of the entire multi-level education system. It is worth noting that such dialectical development has an objectively total and irrevocable character: it is impossible to stop the process of changing the educational paradigm. The authors send out a significant number of living places inside in the pedagogical process of hiroka spectrum of digital technologies. Big data analytics, multi-level use of artificial intelligence and the «Internet page», testing of the possibilities of virtual and augmented reality in ram aching prossess, the use of 3-D wrapping elements in the environment-all of the above elements allow you to expand the capabilities and expand the capabilities of the technological process didactic tools used within the agreed paradigm of representation. With other parties, the authors send out about unregulated tenders, disadvantaged in all existing digital technologies in the pedagogical process. During all three available patterns of such a dialectical process, the following carefully existing risks can be indicated: the risk of creation within the framework of an educated system is individualized with the "creation of the same name" (G. Marcuse), the tendency of the destruction of the world-reflecting matrix of identity under the prize is extolled the process of digitalization, the risk of destructive transformation of the role with a consistent field replacement with «gadgets» and exchange programs with «artificial transformation», riskor, «riskor-intellectual - intelligent speaker». authoritative content, the risk of a negative attitude at the level of the widest spectrum of digital technologies formed, etc. The authors conclude that the process of digitalization of systems represents both multi-valued multi-purpose aspects and uncoded available tray tenders.

Keywords: civilization, artificial intelligence, augmented and virtual reality, imaginative content, big data analytics

For citation: Kryukov A.V., Lesevitsky A.V., Yusupova Yu.K. Positive and negative aspects of the process of digitalization of the education sector. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;13:63-75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-13-63-75

Введение

Современное человечество переживает очередной этап глобальной смены научно-технологического уклада. Подобные фундаментальные изменения коснулись большинства стран антропогенной цивилизации, повлияли на все стороны человеческого бытия: социально-экономическую сферу, политический макрокосм, процессы, происходящие в культуре, и, безусловно, парадигму всей сложившейся многоуровневой системы образования. Стоит заметить, что подобное диалектическое развитие имеет объективно-тотальный и неотменяемый характер: остановить процесс смены образовательной парадигмы невозможно. С другой стороны, у образовательного сообщества есть все инструменты, чтобы контролировать ход данного цивилизационного развития, мягко корректируя его, обсуждая возникающие диалектические противоречия и нивелируя их остроту. Проектированием и созданием теоретической модели перехода к цифровой экономике занимались многие крупные социальные философы и футурологи, экономисты и политологи. Например, Э. Тоффлер [Тофлер 2004], Ф.Фукуяма [Фукуяма 2004], Дж. Гэлбрэйт [Гэлбрейт 2004], К. Шваб [Шваб 2018] и др. Более того, когда Э. Тоффлер в своей монографии «Шок будущего» описывал слабо вербализированные контуры будущей цифровой экономики, многие сформулированные им тезисы казались фантастическими. Настал XXI век, и мы на многочисленных примерах существующих реалий убедились, что будущее, которое еще в 80-е гг. века прошлого описывал американский мыслитель, уже настало.

По нашему мнению, система образования играет определяющую роль в переходе всего человечества к новому технологическому укладу, созданию глобальной сетевой инфраструктуры и высокоэффективной цифровой экономики, ибо именно благодаря образовательной среде подобные фундаментальные изменения и стали возможны. В рамках нашей статьи мы будем рассматривать вышеуказанную тему, исходя из диалектической амбивалентности философских категорий, предложенных Георгом Гегелем, т.е. на общецивилизационном глобальном уровне («всеобщее»), а также в сегменте индивидуальных изменений самого человека («единичное»), исключив категорию «особенное».

Основная часть

Отметим также, что все перечисленные ниже аспекты «цифровой революции» будут влиять на систему образования либо сами будут неким продуктом данной системы. На уровне общечеловеческого цивилизационного развития экономики и социальной сферы можно выделить следующие характерологические тренды нового технологического уклада 4.0.

1. Аналитика больших данных. Фундаментальное изменение информационного сегмента человеческой цивилизации, дающее возможность консолидировать огромные массивы информации, хранить их, передавать с большой скоростью от одного контрагента к другому, обобщать и систематизировать, создавать информационные классификационные базы и динамические ряды. Современные суперкомпьютеры способны в очень сжатые сроки обрабатывать огромные массивы данных: «Если в 2018 году весь объем хранимой человечеством цифровой информации был равен чуть более 20 зеттабайтам, то уже к 2025 году он вырастет более чем в 8 раз и достигнет цифры болеет 160 зеттабайт» [Мальцев 2019: 32-33]. Использование аналитики больших данных уже изменило повседневную жизнь в определённых кругах. Подключение к цифровой сети физических объектов создаёт новую комфортную среду, одним из ключевых элементов которой является человек, управляющий этим миром. Преобразование на этой основе учебного пространства открывает для образования достаточно интересные перспективы. Человек, изменяя свою среду обитания, трансформируется вместе с нею и сам. Значительно повышается уровень его информационной компетентности. Учебный кабинет или лаборатория с помощью Интернета вещей может быть преобразована в продуктивный многофункциональный узел. «Умный дом» сможет не только удовлетворять наши бытовые потребности, но и способствовать решению образовательных задач. Ученик, вооруженный гаджетами и другими инновационными объектами, подключёнными к цифровой сети, находящимися в шаговой доступности, либо самостоятельно, либо под руководством преподавателя, погружается в удивительных мир знаний с помощью современных технологий. Одним касанием руки он получает доступ к аналитическим данным и мировым библиотекам, проникает в виртуальные музеи и взаимодействует с искусственным интеллектом. Значительно ускоряются процессы получения, преобразования и обмена информацией. При этом, безусловно, важен и методический аспект. Не следует забывать о том, что любой функциональный компонент должен быть грамотно встроен в образовательный процесс. Будь это виртуальные интерактивные доски или обыкновенный сотовый телефон.

2. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники (РТ). По мнению одного из наиболее влиятельных идеологов глобальной цифровой парадигмы К. Шваба, искусственный интеллект способен радикальным образом переформатировать современные социально-экономические и политические процессы, а в перспективе во многих отношениях заменить и человека, превзойти его в способности мыслить, анализировать окружающую действительность, выдвигать научные гипотезы и др. Экономическая выгода от данного парадигмального процесса очевидна: «По всему миру появляется все больше учебных программ и исследований в области искусственного интеллекта и робототехники. Обрабатывая наборы данных, слишком большие для анализа человеком, приложения,

созданные на основе искусственного интеллекта, решают такие проблемы, как моделирование климата, расчет возможных сценариев ядерной угрозы и управление крупномасштабными сетями датчиков. Также они способны собирать новую финансово значимую информацию, анализируя большие объемы доступных данных» [Шваб 2018: 145]. Использование искусственного интеллекта открывает перед образованием огромные возможности. В ближайшее время он может стать привычным обитателем педагогической микросреды, способным протянуть в случае необходимости руку помощи. Холодный разум определит наше эмоциональное состояние, подберёт необходимые учебные материалы, оценит в дальнейшем наши знания и возможности. В диалоговой форме он уже применяется в образовании. Голос электронного помощника слышится практически повсюду. Любой обыватель, не сведущий в науке, может задать ему вопрос из интересующей его области знания и получить достойный и адекватный ответ. Исчезают посредники в приобретении знаний. Не нужно звонить профессору или искать необходимую для работы книгу в библиотеке, записываясь в очередь. Искусственный интеллект, встроенный в образовательный процесс, сможет решить наши проблемы, поможет выстроить дорожную карту, станет надежным путеводителем в мир знаний. На каждом этапе обучения современные обучающие программы помогут скорректировать образовательную траекторию и обойти любые подводные камни. Исчезает непредсказуемый человеческий фактор. Выступая в роли виртуального собеседника, искусственный интеллект не выгорает на работе и не грустит из-за отсутствия понимания и недостатка материальных благ.

3. Интернет вещей. Концепт сетевого информационного взаимодействия технических средств между собой и внешней средой, исключающий или, по крайней мере, минимизирующий участие человека. Данная парадигма нашла широчайшее применение уже в настоящее время в значительном количестве сегментов современного общества. Например, данный вид технологического взаимодействия нашел свое применение в таких направлениях, как управление производством, контроль дорожного движения, управление ресурсами, процессы оптимизации и автоматизации логистических цепочек, развитие навигации, обеспечение общественной безопасности и пр.

В большинстве сегментов будущего информационного общества люди перестанут быть нужными, изменится сам характер труда человека будущего. Деятельность приобретёт творческий и креативный характер, рутинную же работу будут выполнять роботы: «По прогнозам лондонской компании INS, занимающейся анализом рынков, число IOT-устройств вырастет с 15,4 млрд. в 2015 году до 75,4 млрд. в 2025 году. Это в 5 раз повысит использование технологий во всех аспектах нашей жизни, свяжет элементы глобальной экономики неизвестными ранее способами и, вероятно, положит начало экономике, в которой будут участвовать только машины» [Шваб 2018: 120]. Продвижение подобного рода технологий может существенно облегчить труд преподавателя. Оно позволит избавить его от рутинной работы по проверке контрольных и домашних заданий, переключить на более творческие мероприятия. Возможно, это приведёт к значительным и интересным переменам. В качестве исторического примера можно привести древнегреческое общество классического периода, периода наивысшего расцвета культуры. В это время тяжёлую и монотонную работу выполняли рабы, а свободные афинские граждане занимались творческим непринуждённым трудом. Это явилось, по мнению ряда исследователей, одним из факторов, определивших невиданный ранее подъём культуры, достижения которой производят впечатление до сих пор. Возможно, если переложить на плечи искусственного интеллекта обременительные для современного преподавателя обязанности (проверка ВПР, контрольные работы, сопровождающая образовательный процесс различного рода отчётность, делопроизводство, коррекционная работа с неуспевающими) и освободить его время для творчества на благо просвещения, можно будет изменить в лучшую сторону облик современного образования.

4. Виртуальная (ВР) и дополненная реальность (ДР). Важнейший технологический элемент нового цифрового общества. Виртуальная реальность позволяет моделировать любые объекты, продуцируемые фантазией технократов, воздействуя на наши органы чувств при помощи специальных инновационных приспособлений. Создание симулякров, то есть виртуальных копий без оригинала, является важнейшей темой размышлений представителей философии постмодерна (Ж. Бодрийяр). В свою очередь, дополненная и смешанная реальность - это средство, при помощи которого объективно существующий мир дополняется, но не нивелируется и исчезает полностью, как в случае с виртуальной реальностью: «Технологии ВР, ДР и СР - это не просто новые способы испытывать на себе цифровые среды. Данные технологии представляют собой платформы и системы, в которых можно обеспечить создание, обмен и распространение ценностей. Предлагая совершенно новый канал восприятия мира и взаимодействия с ним, они становятся одной из самых мощных преобразующих мир технологий Четвертой промышленной революции. Однако из-за эффекта присутствия они более, чем другие цифровые каналы, будут размывать границу между искусственными технологиями, внешним миром и ролью человеческой интуиции и субъективности. Изменяя механизм нашего взаимодействия с Интернетом и цифровыми средами, ВР и ДР поднимают важнейшие вопросы о мироощущении современного человека» [Шваб 2018: 205]. Виртуальная реальность способна радикально менять не только экономический и социальный уклад современной цивилизации, но и, безусловно, систему образования. Данная подтема более детально будет раскрыта ниже. В относительно недавнее время человек ещё не был знаком с виртуальной реальностью. Всё изменилось с появлением современных технологий. Различного рода симуляторы известны теперь чуть ли не каждому школьнику, увлечённому компьютерными играми. Прибегая домой и, забрасывая рюкзак под стол, многие дети погружаются в удивительный мир компьютерных приключений. Пришло время перемен и в образовании. Многие преподаватели стремятся сделать процесс образования интересным и увлекательным, задумываются об использовании игровых элементов деятельности. Виртуальная реальность в этом случае способна послужить не только развлекательным, но и образовательным целям. При наличии необходимого оборудования ученики смогут посетить виртуальные музеи, окунуться в прошлое, оказаться в тех местах, где происходили знаменитые исторические события, и даже пообщаться с выдающимися историческими личностями. Современные технологии позволят реконструировать любую интересующую нас эпоху и реальность. Надев виртуальные очки, из учебного кабинета можно будет перенестись в современную научную лабораторию, а используя симуляторы, забраться в самолёт и выполнить в небе «мёртвую петлю». При этом процесс образования становится более увлекательным, окрашивается в цвета игровой деятельности. Знакомая для подростков компьютерная среда, в которой они чувствуют себя привычно и комфортно, становится и образовательной средой.

5. Применение нейротехнологий. Антропологический сегмент изменений в рамках цифровой экономики, который напрямую коснется значительного числа жителей нашей планеты. Согласно замыслам идеологов новой цифровой революции, биотехнологии и нейротехнологии позволят значительно увеличить продолжительность жизни, улучшить ее качество, укрепить индивида по отношению к негативному воздействию внешней среды, а также получить невиданную ранее возможность объединения элементов искусственного интеллекта с живой материей. В перспективе появится возможность «выращивания» человека с соответствующими генетическими качествами в пробирке «на заказ». Данная процедура стала возможной благодаря фундаментальным исследованиям в области генной инженерии ДНК и РНК. Биотехнологии будут способны решать проблемы голода, так как общеизвестно, что около одного миллиарда современных людей на нашей планете не имеют достаточного количества пищи для своего физиологического жизнеобеспечения: «Для того чтобы прокормить человечество в следующие пятьдесят лет, потребуется столько же пищевых ресурсов, сколько было произведено за предыдущие десять тысяч лет» [Шваб 2018:

182]. Ещё в древности философы и учёные задумывались о природе человека, его развитии и самосовершенствовании, искали факторы и обстоятельства, способствующие его духовному росту, задумывались о несовершенстве человеческой натуры, пытались её исправить. Размышляли о влиянии на общество религии и государства, надеялись на прочность моральных устоев, выводили понятие категорического императива. Но человек продолжал оставаться загадкой как для самого себя, так и для окружающих. Наверное, так бы всё и продолжалось, если бы не научно-технический прогресс. Открытие цепочки ДНК, генная инженерия, X и Y хромосома... Эти открытия ломают привычные стереотипы и открывают новые горизонты перед исследователями данного феномена. В чём природа гениальности, как сделать человека успешным, как преодолеть препятствия на жизненном пути, как добиться выдающихся результатов в учёбе и трудовой деятельности? На многие из этих вопросов био- и нейротехнологиии уже готовы дать нам ответ. Они предлагают нам свой рецепт. От смелых научных экспериментов в рамках генной инженерии до учёта психологических особенностей и создания благоприятной среды, повышающей нашу работоспособность. Таким образом, как показывает наука, эволюция человека продолжается до сих пор. Каким он будет - человек середины XXI века? Будет ли он походить на наших современников, куда нас приведут лабиринты научно-технического прогресса? Станем ли мы умнее и человечнее благодаря чипу, внедрённому в наш мозг? На эти вопросы может дать ответ только время.

6. Трехмерная печать. Это важная часть современных прикладных технологий в рамках осуществления концепта цифровой экономики. Данная инновация способна радикальным образом преобразовать современный мир. При помощи 3D-принтеровможно будет не только создавать инновационные товары любой сложности, но и, например, применять подобные технологии в медицине: «Печать живых тканей или биопечать также стали быстро развиваться. Вероятно, в будущем будет возможна печать целых органов» [Шваб 2018: 168]. Изобретение 3-0 принтера также имеет революционное значение для системы образования. Данное оборудование позволит обеспечить образовательный процесс, как учебными принадлежностями, так и методическими пособиями. Если ранее учащимся приходилось всматриваться в изучаемый предмет либо на иллюстрации в учебнике, либо на экране компьютера, то с изобретением 3-0 принтера появилась возможность материализовать встречающиеся в учебном процессе образы. Учебный процесс приобретает практико-ориентированную направленность. В необходимых для образовательных целей масштабах может быть создан разнообразный методический материал, включающий в себя различного рода наглядные пособия от простейших макетов до сложнейших механизмов. На уроках истории «оживают» солдаты наполеоновской армии, в руках у будущих авиалюбителей оказывается модель современного самолёта, на уроках по зоологии учащиеся обмениваются фигурками редчайших животных и ископаемых динозавров. Открываются новые перспективы для научно-исследовательской деятельности учащихся. Если ранее ученикам приходилось использовать различного рода вспомогательный материал для создания своих проектов, выполняя их, по преимуществу, вручную, то, благодаря современным технологиям, данный процесс, с одной стороны, значительно упрощается, а с другой, становится для увлечённых виртуальными мирами учащихся более интересным и захватывающим. Созданный на экране компьютера образ в считанные минуты приобретает новую осязаемую трёхмерную форму. Учебный процесс, современные технологии и творческий потенциал учащихся сливаются в единое целое, формируя новую образовательную парадигму, устремлённую в таинственное и одновременно по-своему прекрасное будущее.

Рассмотрим влияние процесса цифровизации в аспекте онтологической трансформации самой личности.

Каким образом новая парадигма цифрового образования способна изменить человека? Какие новые экзистенциальные вызовы его ожидают? Какие опасности подстерегают личность в процессе цифровой трансформации в пост^ото?

1. Определенной тревожной тенденцией глобального процесса цифровизации образования является риск деструкции мировоззренческой матрицы личности, превращения человека в своеобразного программируемого биоробота. Из средств, обеспечивающих более эффективный процесс обучения, цифровые технологии теоретически могут превратиться в главную и самодостаточную цель подобных фундаментальных изменений. Данные технологии способны вытеснить на периферию педагогического процесса самого человека, превратить его в «кибернетическую личность», вступившую в симбиоз со своим персональным компьютером или планшетом. Это важнейший «вызов» современной педагогики, т.к. проблема сохранения человечности в самом человеке приобретает первостепенное значение в XXI веке: «Моноцеребральная личность настолько сильно вписана в автоматизированную систему, что механизмы, созданные руками человека, становятся также объектами его нарциссизма. Он обожает машины, как самого себя. Практически между ними складываются некоторого рода симбиозные отношения» [Фромм 1994: 303].

Стоит заметить, что проблема воздействия цифровых технологий на внутренний мир человека являлась важнейшей темой социально-философских размышлений Э. Фромма. Выдающийся психолог предупреждает общество о том, что тотальная технологизация и цифровизация экзистенции личности может привести к весьма плачевным последствиям: превращению человека в своеобразную машину с деструктивными (разрешительными) персоналистическими чертами: «Вряд ли стоит особенно уточнять, что перечисленные черты очень во многом соответствуют характеру «кибернетической личности». Особенно в таких моментах, как неразличение живой и неживой материи, отсутствие привязанности (любви) к другим людям, использования языка не для общения, а манипулирования, и также преимущественный интерес не к людям, а к машинам и механизмам» [там же: 304].

Виртуальное механистическое взаимодействие в рамках педагогического процесса не способно полностью заменить теплоту живого общения преподавателя и обучающихся, ограничивает саму возможность социализации молодежи. По Э. Фромму, вследствие тотального развития цифровых технологий произойдет необратимое отчуждение личности от социума, других людей и, что самое страшное, от своего подлинного «Я», личность может превратиться в биоробота, куклу, которой будут умело манипулировать акторы (выгодополучатели) цифрового процесса. Неофрейдист предупреждает: «Однако при рассмотрении характера предельно отчужденного кибернетического человека ни в коем случае нельзя упустить из виду еще один важный аспект: шизоидные или шизофренические черты этого человека» [там же: 302].

На наш взгляд, ученику необходимо научиться выстраивать парадигму общения с другими в реальном, а не виртуальном процессе взаимодействия. Реальное межличностное взаимодействие является не только важнейшим компонентом социализации личности, выстраивания гармоничного педагогического процесса, но и фундаментальным фактором сохранения психического здоровья человека. Достаточно негативно относился к процессу технологизации всех сфер современного социума О. Шпенглер [Шпенглер 1993].

2. Весьма тревожной тенденцией процесса тотальной информатизации является проблема уменьшения и трансформации роли педагога, ибо возрастает значимость «самообучения с помощью цифровых технологий» [Дидактическая концепция... 2019: 63]. Существуют не всегда обоснованные страхи образовательного сообщества, заключающиеся в том, что постепенно НТР способна полностью вытеснить педагогов из процесса обучения. В будущем формировать личность будут не живые люди, а «роботы-интеллектуалы» и сертифицированные государством программы - симуляторы. Стоит заметить, что данный процесс может быть обусловлен экономическими факторами.

Внедрение цифровых технологий в педагогический процесс дает возможность значительной экономии бюджетных средств любой образовательной организации, позволяя, например, без относительного вреда для итоговых результатов, значительно сократить фонд оплаты труда. Вузы, колледжи и школы будущего будут занимать площади размером с однокомнатные квартиры, в которых будут располагаться мощные серверы, а весь учебный процесс будет перенесен в виртуально-симуляционную сферу. Фонд оплаты труда, который высвобождается в результате подобной цифровой трансформации, можно будет направить на совершенствование программного обеспечения инновационного процесса обучения, а также на улучшение иных материально-технических составляющих образовательной организации. Но определенную тревогу порождает следующий момент: способно ли будет государство трудоустроить значительную часть интеллигенции, потерявшей работу?

Один из идеологов «цифровой цивилизации» К. Шваб в своей программной монографии «Технологии четвертой промышленной революции» перечисляет чрезвычайно длинный список профессий, которые либо вообще исчезнут, либо будут предельно трансформированы: «Даже если юристы и врачи не будут заменены полностью, интеллектуальные приложения, способные синтезировать и анализировать примеры из практики и диагностические снимки, изменят эти профессии. Усиление влияния искусственного интеллекта и робототехники на рынок труда ожидается как в развитых, так и развивающихся странах мира. В США риску автоматизации подвергаются от 10 до 50 % всех рабочих мест. В Китае компания FOXCONN за два года заменила роботами 60 тыс. рабочих на ее фабриках» [Шваб 2018: 150].

В этой связи чрезвычайно возрастает социальная роль государства, которое должно будет трудоустроить значительное число преподавателей, которые останутся без работы в ближайшем будущем, ибо пауперизированные интеллектуалы, оставшиеся без средств к существованию, теоретически могут стать достаточно мощным фактором политической нестабильности. Однако стоит заметить, что люди интеллигентных профессий станут жертвами безработицы в последнюю очередь, первых же жертв технологизации процесса труда чрезвычайно рельефно описывал еще в XIX веке в своей классической работе К. Маркс: «Когда машина постепенно овладевает известной сферой производства, она производит хроническую нищету в конкурирующих с нею слоях рабочих» [Маркс 1978: 441]. Как должен чувствовать себя педагог, которого заменят «умные роботы»? Не секрет, что большинство преподавателей трудится в образовательной системе отнюдь не ради своего материального благополучия, а по причине большого интереса к своей профессии, важным является ощущение своей значимости в рамках процесса обучения. В этой связи понятны некоторые опасения, связанные с ускоренным развитием процесса цифровизации, ибо внедрение в педагогический процесс искусственного интеллекта может продуцировать процесс сокращения рабочих мест. Для многих преподавателей «вымывание» из профессии может оказаться тяжелым психоэмоциональным ударом по его личностной самоидентификации и самооценке.

Однако значительное число исследователей воздействия цифровизации на систему образования отмечает, что полностью исключить педагога из процесса обучения не представляется возможным. Вопрос качества обучения напрямую связан с участием живых людей в процессе диалогового взаимодействия между педагогом и обучающимся. Как показывает практика, обучение, исключающее преподавателя из данного процесса, содержит в себе значительные недостатки: «Характерным в этом отношении является признание международной группы футурологов о том, что обучение «от человека к человеку», по всей видимости, и впредь будет оставаться ключевым фактором развития, самой эффективной формой обучения и в случае направляемого и в случае «самоуправляемого обучения». Таким образом, если не созданы условия для специальной (педагогической) подготовки обучающихся к эффективному использованию ресурсов образовательной среды, существует риск превращения онлайн-обучения в «суррогатное обучение» или обучение «второго сорта» [Дидактическая концепция. 2019: 64].

3. Одной из негативных тенденций цифровизации образовательного процесса является риск диктата разработчиков цифровых средств. В данном аспекте проблема может заключаться в отсутствии диалектической взаимосвязи между коллективным образовательным сообществом и представителями «цифрового истеблишмента», разработчиками «образовательного контента», программного обеспечения подобного типа. При всем уважении к представителям 1Т-профессий, они не являются специалистами в области педагогики, то есть с действующими практиками, погруженными в сложный и творческий педагогический процесс.

Нам представляется, что нужна длительная апробация подобных цифровых программ, вводимых в процессе обучения, ибо только в тесном взаимодействии между действующими преподавателями и 1Т-сообществом возможно появление качественного программного обеспечения. По мнению некоторых авторов, исследующих данную проблему, необходимо появление новой специальности методиста-архитектора цифровых средств обучения, деятельность которого будет направлена на «выявление актуальных дефицитов практики учебного процесса и формирования технического задания на языке, понятном для разработчиков» [Дидактическая концепция. 2019: 57].

4. Важной проблемой глобальной цифровизации процесса образования является риск киберпреступности. Современная цифровая педагогическая среда является огромным виртуальным архивом, в котором хранятся персональные данные каждого обучающегося. На наш взгляд, данная информация должна иметь исключительно закрытый характер, что связано с такими конфиденциальными сегментами личных данных, как состояние здоровья, психологическое состояние обучающегося, его мировоззренческие и аксиологические установки, наличие или отсутствие социально значимых контактов, специфика мышления и другие сугубо индивидуальные особенности уникальной личности.

В этой связи довольно прогнозируемыми являются риски, связанные с потенциальной возможностью утечки этих данных, причем наиболее важной представляется опасность «похищения» персональных данных киберпреступниками, находящимися вне юрисдикции Российской Федерации. Цифровая информационная война может осуществляться в разных сегментах современной человеческой цивилизации. По данной причине «разработчики» цифрового педагогического контента значительное внимание должны будут уделить вопросам кибербезопасности, пресечения любых возможностей «утечки» личных данных обучающегося субъекта, причем как в техническом плане, так и в организационно-педагогическом. Кроме этого, необходимо отметить, что процесс цифровизации порождает необходимость трансформации правовой сферы современного общества, учета воздействия четвертой технологической революции на данный сегмент социума в аспекте кибербезопасности [Воронов, Гоголев, Земскова 2019; Воронов, Гоголев 2017].

5. Достаточно тревожным моментом, связанным с цифровизацией процесса обучения, являются риски ухудшения здоровья студентов вследствие излишне интенсивного применения технологий электронного образования. Существуют принятые в Российской Федерации нормативы СанПин, формирующие регламент так называемых здоровьесберегающих технологий, которые являются одним из важных элементов качества образования по нормативным требованиям документов Министерства образования и Министерства просвещения Российской Федерации для всех иерархических звеньев непрерывного образования в системе школа-СПО-Вуз. В частности, эти нормативы касаются ежедневного интервала времени, который обучающийся может провести перед экраном компьютера или другого электронного устройства.

Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютеров для учеников 1-2 кл. не более 20 минут в день, 3-4 классов - 25 минут, в 9 кл. - 30 минут, в 11 классе - 35 минут в день [Постановление. 2020].

Помимо этих, обусловленных СанПином ограничений, существует ряд дополнительных довольно тревожных аспектов. По мнению многих исследователей, проблемы негативного воздействия цифровых технологий на физическое и психическое здоровье обучающихся, тотальная компьютеризация образовательного процесса изменила антропологический облик индивида как биосоциального существа. Например, доктор медицинских наук А.С. Тихон отметила, что интенсивное использование компьютеров и планшетов в обучении значительно ухудшает здоровье детей и подростков: «Длительная работа за компьютером ведет к ухудшению зрения, гиподинамии, социальной изоляции. Вредное влияние электронных устройств на обучающегося проявляется в электромагнитном облучении организма. Большие дозы вредных физических воздействий, которые могут накапливаться в течение нескольких лет в конечном счете могут вызвать серьезные последствия. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской и подростковой психике» [Тихон 2020: 37].

Многие авторы выделяют следующие негативные факторы, воздействующие на душевное здоровье обучающихся субъектов:

а) Формирование компьютерной зависимости, когда обучающийся индивид не представляет своей жизни вне вожделенной возможности пребывания в «виртуальной реальности». Ошибочно думать, что аддиктивную зависимость формируют только игры и развлекательный контент. По мнению ученых, любое длительное пребывание в виртуальном мире способно порождать такую зависимость.

б) Искажение восприятия объективной реальности, негативные тенденции эмоционального фона молодого человека. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависящие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках детей, которые дни напролет просиживают возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха: «На рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы» [там же].

Кроме того, возникали трудности во взаимоотношениях с другими личностями, нарушались естественные механизмы социализации человека. Индивид, с головой ушедший в виртуальную или дополненную реальность, теряет естественные механизмы выстраивания нормальных социальных взаимоотношений с другой персоной. Более того, подобное «информационное отчуждение» в перспективе может продуцировать реактивные психозы, похожие на шизофрению: «В некоторых клинических случаях, как указывает автор, социальная изоляция подобного круга может также участвовать в генезисе развития настоящей шизофрении, придавая последней черты своеобразия» [Кузнецов 1972: 31].

6. Тревожным трендом цифровизации процесса образования являются управленческие риски, когда возможна «подмена» цифровизации для воспитания, обучения и развития человека, формирования у него социально и профессионально значимых компетенций, востребованных цифровым обществом, - «цифровизацией для решения утилитарных задач, связанных с удешевлением образовательного процесса, с его упрощением и повышением его управляемости» [Дидактическая концепция. 2019: 68].

Экономическая установка, связанная с минимизацией издержек, работающая, например, на любом производстве, категорически не может быть эффективной в рамках педагогического процесса, где инвестирование консолидированного бюджета образовательной организации в зарплаты сотрудников, является важнейшим фактором роста качества предоставляемых услуг.

Удешевление образовательного процесса обязательно скажется на кадровом потенциале будущих поколений россиян, что в условиях современного противостояния с «коллективным Западом» может существенно ослабить национальную безопасность нашего государства. Помимо этого, весьма тревожным аспектом является формализация процесса цифровизации образовательной деятельности, когда количеством компьютеров и наличием «электронных досок» стремятся подменить ситуацию живого межличностного общения

между обучающими и обучающимися. Фактор живой коммуникации, по оценкам большинства представителей образовательного сообщества, до сих пор является наиболее эффективным элементом педагогического процесса, чтобы избежать «игнорирование или недооценку содержательных, смысловых показателей социального и дидактического качества» [там же: 69].

7. Вследствие геополитического конфликта 2022 года между Россией и «коллективным Западом» уместно поставить вопрос об «инновационном возврате» к некоторым элементам образовательной системы, разработанной в СССР, которая показала свою уникальную эффективность в рамках диалектики «мобилизационного проекта». Перед нашим государством стоит важнейшая задача ускоренного импортозамещения, технологической и производственной автаркии, способности системы образования эффективно решать подобные сложные и многоуровневые задачи.

По нашему субъективному мнению, процесс цифровизации должен быть важнейшим элементом формирования личности с университетским типом культуры и мировоззрения, дающим возможность получать весь багаж знаний, доступный для человека на сегодняшний день. Нам представляется, что необходимо формирование таких образовательных стандартов, которые способствовали бы восприятию целостной картины мира, преодолению социальных барьеров и отчуждения, давали бы каждому обучающемуся (на любом уровне) широчайшие возможности для наиболее полной реализации индивидуального «жизненного проекта». По нашему мнению, это означает определенное «дистанцирование» от опыта западной системы образования и возврат к лучшим образцам советской педагогики, доказавшей всему миру свою уникальную эффективность.

Мобилизация экономической системы, предельное сокращение технологической зависимости от «коллективного Запада» предполагает использование цифровых технологий с целью формирования высокоинтеллектуальной личности с развитым критическим мышлением, которая будет способна эффективно и адекватно отвечать на все вызовы постиндустриальной эры. На наш взгляд, узкопрофильные программы специалитета, выпускающие на рынок труда индивидов с «секуляризованной картиной мира», т.е. с «мозаичным мировоззрением», являющихся компетентными только в одной области, должны быть пересмотрены, т.к. России предстоит тяжелейшая созидательная работа по выстраиванию автаркийной и полностью самодостаточной цивилизации.

Заключение

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основные тенденции

развития цифровой цивилизации в аспекте ее воздействия на систему образования. Стоит заметить, что трансформация образовательной системы имеет диалектическое развитие, контуры которой еще не проявились в полной мере. Однако уже сейчас мы можем осуществлять футурологическую прогностику будущих инноваций, обусловленных противоречиями. В данной работе процесс цифровизации и его воздействие на образование был рассмотрен с использованием гегелевских диалектических категорий. Авторами обозначены как многочисленные позитивные аспекты внедрения цифровых технологий в образовательную среду, так и некоторые весьма тревожные тенденции подобного общемирового процесса, прежде всего, в его антропологическом и социально-психологическом измерениях.

Список литературы

1. Воронов А.М., Гоголев А.М., Земскова Т.С. Правовое администрирование на пороге четвертой промышленной революции // Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции. Материалы VI Московского юридического форума XVI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. М.: Изд-во «Московская государственная юридическая академия», 2019. С. 109-115.

2. Воронов А.М., Гоголев А.М. К предмету административного права современной России // Вестник Финансового университета. 2017. Т. 21. № 1 (97). С. 125-130.

3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2004. 602 с.

4. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Издательство «Перо», 2019. 98 с.

5. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. 335 с.

6. Мальцев В.А. Карл Маркс и большие данные. М.: Родина, 2019. 342 с.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I. Кн. I. М.: Политиздат, 1978. 908 с.

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». [Электронный ресурс] URL. https://base.garantru/75093644/#p_489 (дата обращения: 02.05.2022).

9. Тихон А.С., Негативное влияние компьютера и интернета на психику и здоровье детей // Web of Scholar. 2020. № 1 (43). С. 36-39.

10. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2004. 557 с.

11. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.

13. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ, 2004. 588 с.

14. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2018. 320 с.

15. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. 663 с.

References

1. Voronov A.M., Gogolev A.M., Zemskova T.S. Pravovoe administrirovanie na poroge chetvertoj promyshlennoj revolyucii [Legal administration on the threshold of the fourth industrial revolution]. V

sbornike: Rossijskaya pravovaya sistema v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii. Materialy VI Moskovskogo yuridicheskogo foruma XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2019. pp. 109-115. (In Russ.).

2. Voronov A.M., Gogolev A.M. K predmetu administrativnogo prava sovremennoj Rossii [On the subject of administrative law in modern Russia] Vestnik Finansovogo universiteta, 2017, vol. 21. no. 1 (97), pp. 125-130. (In Russ.).

3. Gelbrejt Dzh. Novoe industrial'noe obshchestvo [New industrial society]. Moscow, AST, 2004, 602 p. (In Russ.).

4. P. N. Bilenko, V. I. Blinov, M. V. Dulinov, E. Yu. Esenina, A. M. Kondakov, I. S. Sergeev. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Didactic concept of digital vocational education and training; under scientific ed]. Moscow, Izdatel'stvo «Pero», 2019, 98 p. (In Russ.).

5. Kuznecov O.N., Lebedev V.I. Psihologiya i psihopatologiya odinochestva [Psychology and psychopathology of loneliness]. Moscow, Medicina, 1972, 335 pp. (In Russ.).

6. Mal'cev V.A. Karl Marks i bol'shie dannye [Karl Marx and Big Data]. Moscow, Rodina, 2019, 342 pp. (In Russ.).

7. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj ekonomii [Criticism of political economy]. Moscow, Politizdat, 1978, 908 pp. (In Russ.).

8. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28 sentyabrya 2020 g. N 28 «Ob utverzhdenii sanitarnykh pravil SP 2.4.3648-20» «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k organizatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detei i molodezhi». [Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated September 28, 2020 N 28 "On approval of sanitary rules SP 2.4.3648-20" "Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and rehabilitation of children and youth"]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/75093644/#p_489 (accessed: 02.01.2023).

9. Tihon A.S., Negativnoe vliyanie komp'yutera i interneta na psihiku i zdorov'e detej [The negative impact of the computer and the Internet on the psyche and health of children]. Web of Scholar, 2020,no. 1 (43). pp. 36-39. (In Russ.).

10. Toffler E. Shok budushchego [Future shock]. Moscow, AST, 2004, 557 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Fromm E. Psihoanaliz i etika [Psychoanalysis and ethics]. Moscow, Respublika, 1993, 415 p. (In

Russ).

12. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness]. Moscow, Respublika, 1994, 447 p. (In Russ.).

13. Fukuyama F. Konec istorii i poslednij chelovek [The End of History and the Last Man]. Moscow, AST, 2004, 588 p. (In Russ.).

14. Shvab K. Tekhnologii Chetvertoj promyshlennoj revolyucii [Technologies of the Fourth Industrial Revolution]. Moscow, Eksmo, 2018, 320 p. (In Russ.).

15. Shpengler O. Zakat Evropy [Decline of Europe]. Moscow, Mysl', 1993, 663 p. (In Russ.).

Информация об авторах А.В. Крюков — преподаватель, Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова, Пермский филиал финансового университета;

А.В. Лесевицкий — преподаватель, Пермский филиал финансового университета;

Ю.К. Юсупова — преподаватель, Пермский филиал финансового университета.

Information about the author A. V. Kryukov — teacher, Perm Aviation Technical School named after A.D. Shvetsov, Perm Branch of the Financial University;

A. V. Lesevitsky — teacher, Perm Branch of the Financial University;

Yu.K. Yusupova — teacher, Perm Branch of the Financial University.

Статья поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 20.11.2022; принята к публикации 25.12.2022.

The article was submitted 10.10.2022; approved after reviewing 20.11.2022; accepted for publication 25.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.