Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Балашова Татьяна Николаевна

Актуальность и цели. В настоящее время технологии и системы искусственного интеллекта целенаправленно внедряются во все сферы деятельности общества и государства, их влияние становится все более заметным и ощутимым при реализации прав человека, в том числе и основных социальных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Системы здравоохранения, образования, оказания социальной помощи и поддержки в настоящее время интегрируют достижения информационных технологий и цифровизации, стремясь обеспечить безбарьерную среду и качественную реализацию прав человека в социальной сфере. Это в значительной степени актуализировало проблему исследования. Статья ставит своей целью выявление и исследование потенциальных угроз и рисков, возникающих в процессе реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта. Материалы и методы. Исследовательские задачи, поставленные в работе, были достигнуты посредством анализа норм Конституции РФ, действующего международного и российского законодательства в сфере регулирования цифровых технологий, использования искусственного интеллекта. Основополагающими принципами, лежащими в основе проведенного исследования, являются принцип системного подхода и диалектической взаимообусловленности. Теоретико-методологическую основу работы составили такие методы исследования, как синтез общей теории безопасности и современных теорий, анализ социальных явлений, а также сравнительно-правовой, логический, формально-юридический методы. Для решения поставленной в исследовании цели был использован комплекс таких взаимодополняющих научных методов, как системный и социально-культурный анализ, структурно-функциональный метод, анализ документов и источников. Результаты. Исследуются потенциальные и реальные угрозы и риски, с которыми сталкиваются граждане при реализации своего права на образование, которые обусловлены новой цифровой реальностью и применением технологий искусственного интеллекта. Выводы. Исследование угроз и рисков, возникающих в процессе реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, в настоящее время цифровые технологии раскрывают перед человечеством огромный потенциал возможностей, в том числе и в сфере образования. Но при этом они существенно меняют основополагающие принципы деятельности как государства, так и отдельно взятого индивида, ставя новые задачи и вызовы. Использование цифровых технологий не только предоставляет широкий выбор возможностей, обеспечивает свободу действий, мысли, но и требует защиты от кибер-угроз. Во-вторых, использование цифровых технологий в сфере образования сопряжено с целым рядом рисков, среди которых можно назвать цифровое неравенство (цифровой разрыв), риск социального расслоения общества. Злоупотребление технологиями может приводить к издевательствам в киберпространстве, криминальной деятельности, к экстремизму и терроризму. Педагоги должны готовить своих учащихся к тому, чтобы они могли противостоять новым рискам. Необходимо защитить детей от потенциально вредных последствий электронного контента. Задачей государства в этом случае является выработка комплекса мер, направленных на защиту детей от цифрового произвола в глобальной сети и вовлечения в незаконную деятельность, финансовые схемы или терроризм. В-третьих, в стратегические документы, регулирующие использование цифровых технологий и искусственного интеллекта, целесообразно включать положения, направленные на устойчивое развитие системы образования, взвешивая при этом потенциальные угрозы и риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Балашова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXERCISING THE RIGHT OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATIONAL AND DIGITAL REALITY AND AI DEVELOPMENT

Background. Currently, AI technologies and systems are being purposefully introduced into all spheres of society and the state, their influence is becoming more and more noticeable and tangible in the implementation of human rights, including basic social rights guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The systems of healthcare, education, social assistance and support are currently integrating the achievements of information technologies and digitalization, striving to ensure a barrier-free environment and high-quality implementation of human rights in the social sphere. This largely actualized the problem of the study. The purpose of the study is to identify potential threats and risks that arise in the process of realizing the right to education in the conditions of information and digital reality and the development of artificial intelligence. Materials and methods. The research tasks set in the work were achieved through the analysis of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the current international and Russian legislation in the field of regulation of digital technologies, the use of artificial intelligence. The fundamental principles underlying the conducted research are the principle of a systematic approach and dialectical interdependence. The theoretical and methodological basis of the study was formed by such research methods as the synthesis of the general theory of security and modern theories, the analysis of social phenomena, as well as comparative legal, logical, formal legal methods. To solve the purpose of the research, a set of complementary scientific methods was used, such as: system and socio-cultural analysis, structural and functional method, analysis of documents and sources. Results. The article examines the potential and real threats and risks that citizens face when exercising their right to education, due to the new digital reality and the use of artificial intelligence technologies. Conclusions. The study of threats and risks arising in the process of realizing the right to education in the conditions of information and digital reality and the development of artificial intelligence allows us to draw a number of conclusions. First, at present, digital technologies reveal to humanity a huge potential of opportunities, including in the field of education. But, at the same time, they significantly change the fundamental principles of the activity of both the state and the individual, setting new tasks and challenges. The use of digital technologies not only provides a wide range of opportunities, provides freedom of action, thought, but also requires protection from cyber threats. Secondly, the use of digital technologies in the field of education is associated with a number of risks, among which we can name digital inequality (digital divide), the risk of social stratification of society. The abuse of technologies can lead to bullying in cyberspace, criminal activity, extremism and terrorism. Teachers should prepare their students so they can face new risks. It is necessary to protect children from the potentially harmful effects of electronic content. The task of the state, in this case, is to develop a set of measures aimed at protecting children from digital arbitrariness in the global network and involvement in illegal activities, financial schemes or terrorism. Third, it is advisable to include provisions aimed at the sustainable development of the education system in the strategic documents regulating the use of digital technologies and artificial intelligence, while weighing potential threats and risks.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

ПРАВО

LAW

УДК 342.733

doi:10.21685/2072-3016-2021-4-8

Проблемы реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта

Т. Н. Балашова

Государственный университет управления, Москва, Россия zahar48@bk.ru

Аннотация. Актуальность и цели. В настоящее время технологии и системы искусственного интеллекта целенаправленно внедряются во все сферы деятельности общества и государства, их влияние становится все более заметным и ощутимым при реализации прав человека, в том числе и основных социальных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Системы здравоохранения, образования, оказания социальной помощи и поддержки в настоящее время интегрируют достижения информационных технологий и цифровизации, стремясь обеспечить безбарьерную среду и качественную реализацию прав человека в социальной сфере. Это в значительной степени актуализировало проблему исследования. Статья ставит своей целью выявление и исследование потенциальных угроз и рисков, возникающих в процессе реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта. Материалы и методы. Исследовательские задачи, поставленные в работе, были достигнуты посредством анализа норм Конституции РФ, действующего международного и российского законодательства в сфере регулирования цифровых технологий, использования искусственного интеллекта. Основополагающими принципами, лежащими в основе проведенного исследования, являются принцип системного подхода и диалектической взаимообусловленности. Теоретико-методологическую основу работы составили такие методы исследования, как синтез общей теории безопасности и современных теорий, анализ социальных явлений, а также сравнительно-правовой, логический, формально-юридический методы. Для решения поставленной в исследовании цели был использован комплекс таких взаимодополняющих научных методов, как системный и социально-культурный анализ, структурно-функциональный метод, анализ документов и источников. Результаты. Исследуются потенциальные и реальные угрозы и риски, с которыми сталкиваются граждане при реализации своего права на образование, которые обусловлены новой цифровой реальностью и применением технологий искусственного интеллекта. Выводы. Исследование угроз и рисков, возникающих в процессе реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, в настоящее время цифровые технологии раскрывают перед человечеством огромный потенциал возможностей, в том числе и в сфере образования. Но при этом они существенно меняют основополагающие принципы деятельности как государства, так и

© Балашова Т. Н., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

отдельно взятого индивида, ставя новые задачи и вызовы. Использование цифровых технологий не только предоставляет широкий выбор возможностей, обеспечивает свободу действий, мысли, но и требует защиты от кибер-угроз. Во-вторых, использование цифровых технологий в сфере образования сопряжено с целым рядом рисков, среди которых можно назвать цифровое неравенство (цифровой разрыв), риск социального расслоения общества. Злоупотребление технологиями может приводить к издевательствам в киберпространстве, криминальной деятельности, к экстремизму и терроризму. Педагоги должны готовить своих учащихся к тому, чтобы они могли противостоять новым рискам. Необходимо защитить детей от потенциально вредных последствий электронного контента. Задачей государства в этом случае является выработка комплекса мер, направленных на защиту детей от цифрового произвола в глобальной сети и вовлечения в незаконную деятельность, финансовые схемы или терроризм. В-третьих, в стратегические документы, регулирующие использование цифровых технологий и искусственного интеллекта, целесообразно включать положения, направленные на устойчивое развитие системы образования, взвешивая при этом потенциальные угрозы и риски.

Ключевые слова: права человека, право на образование, цифровые трансформации, цифровая образовательная среда, искусственный интеллект

Финансирование: статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного исследования № 20-011-00765 «Конституционно-правовой механизм реализации социальных прав и свобод с использованием искусственного интеллекта: проблемы правового регулирования, пределы и ответственность».

Для цитирования: Балашова Т. Н. Проблемы реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 4. С. 78-85. doi:10.21685/2072-3016-2021-4-8

Problems of exercising the right of education in the conditions of the informational and digital reality and AI development

T.N. Balashova

The State University of Management, Moscow, Russia

zahar48@bk.ru

Abstract. Background. Currently, AI technologies and systems are being purposefully introduced into all spheres of society and the state, their influence is becoming more and more noticeable and tangible in the implementation of human rights, including basic social rights guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The systems of healthcare, education, social assistance and support are currently integrating the achievements of information technologies and digitalization, striving to ensure a barrier-free environment and high-quality implementation of human rights in the social sphere. This largely actualized the problem of the study. The purpose of the study is to identify potential threats and risks that arise in the process of realizing the right to education in the conditions of information and digital reality and the development of artificial intelligence. Materials and methods. The research tasks set in the work were achieved through the analysis of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the current international and Russian legislation in the field of regulation of digital technologies, the use of artificial intelligence. The fundamental principles underlying the conducted research are the principle of a systematic approach and dialectical interdependence. The theoretical and methodological basis of the study was formed by such research methods as the synthesis of the general theory of security and modern theories, the analysis of social phenomena, as well as comparative legal,

logical, formal legal methods. To solve the purpose of the research, a set of complementary scientific methods was used, such as: system and socio-cultural analysis, structural and functional method, analysis of documents and sources. Results. The article examines the potential and real threats and risks that citizens face when exercising their right to education, due to the new digital reality and the use of artificial intelligence technologies. Conclusions. The study of threats and risks arising in the process of realizing the right to education in the conditions of information and digital reality and the development of artificial intelligence allows us to draw a number of conclusions. First, at present, digital technologies reveal to humanity a huge potential of opportunities, including in the field of education. But, at the same time, they significantly change the fundamental principles of the activity of both the state and the individual, setting new tasks and challenges. The use of digital technologies not only provides a wide range of opportunities, provides freedom of action, thought, but also requires protection from cyber threats. Secondly, the use of digital technologies in the field of education is associated with a number of risks, among which we can name digital inequality (digital divide), the risk of social stratification of society. The abuse of technologies can lead to bullying in cyberspace, criminal activity, extremism and terrorism. Teachers should prepare their students so they can face new risks. It is necessary to protect children from the potentially harmful effects of electronic content. The task of the state, in this case, is to develop a set of measures aimed at protecting children from digital arbitrariness in the global network and involvement in illegal activities, financial schemes or terrorism. Third, it is advisable to include provisions aimed at the sustainable development of the education system in the strategic documents regulating the use of digital technologies and artificial intelligence, while weighing potential threats and risks.

Keywords: human rights, the right to education, digital transformations, digital educational environment, artificial intelligence

Acknowledgments: the research was financed by the RFBR within the research project No. 20-011-00765 "Constitutional and legal mechanism for the implementation of social rights and freedoms using artificial intelligence: problems of legal regulation, limits and responsibility".

For citation: Balashova T.N. Problems of exercising the right of education in the conditions of the informational and digital reality and AI development. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2021;(4):78-85. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3016-2021-4-8

Процессы цифровой трансформации рассматриваются сегодня уже не как что-то фантастическое и неосуществимое - они становятся частью реальности, современным трендом, оказывающим влияние на существующие социально-экономические отношения. Не случайно, что одним из приоритетов в развитии образования в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 называется «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды».

Уже очевиден тот факт, что сегодня цифровые технологии создают и обеспечивают комплекс возможностей для улучшения качества образования. Однако интегрировать их в учебный процесс далеко не простая задача. Только лишь путем обеспечения образовательных организаций новыми цифровыми

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

технологиями невозможно добиться высоких образовательных результатов. Цифровая трансформация образования возможна при условии решения проблемы преодоления цифрового неравенства. Цифровая трансформация отрасли образования - это качественное изменение как самого образовательного процесса, так и образовательной деятельности на основе освоения прорывных информационных технологий. Использование цифровых технологий упрощает внедрение новых моделей организации и проведения учебной работы, которые ранее не использовались в силу сложности или невозможности их осуществления путем традиционных технологий взаимодействия и работы с информацией.

При этом цифровизация образования связана не только с внедрением, использованием и развитием в рамках образовательного процесса современных цифровых информационных технологий. Применение подобных технологий всегда сопряжено с целым рядом юридических, технических, организационных и иных преград, а в определенных случаях и с разного рода рисками, что вызывает необходимость их внимательного изучения и исследования.

Одним из таких серьезных барьеров цифровой трансформации образования является цифровой разрыв, который появляется во всех сферах, где внедряются цифровые технологии. Не составляют исключение школы и университеты. Подобный цифровой разрыв возникает из-за существенной разницы в возможностях доступа к информации и к образованию для разных категорий населения, а также различных социальных и возрастных групп. Кроме того, ситуация цифрового неравенства обостряет ситуацию в равенстве доступа к получению образования детьми, принадлежащими к разным социальным группам.

В настоящее время образовательные организации России в той или иной степени обеспечены необходимым электронно-цифровым оборудованием. Но при этом все еще сохраняется неравенство в доступе к нему. Ведь наличие оборудования еще не означает, что оно будет активно и эффективно использоваться в образовательном процессе.

Другим не менее серьезным барьером для внедрения цифровых технологий является доступ учащихся к сети Интернет. В настоящее время образовательный процесс уже немыслим без доступа в глобальную информационную сеть. Однако его наличие зачастую существенно различается в зависимости от региона страны, а также от типов населенных пунктов. Жители средних и крупных городов, как правило, не испытывают проблем с доступом к Интернету, чего нельзя сказать о сельской местности. Доступ к Интернету для образовательных организаций также обязателен, как и наличие телефонной связи. Но, несмотря на определенную положительную динамику, наметившуюся в работе по подключению школ к Интернету, неравенство по-прежнему сохраняется. Сегодня в российских регионах все еще остается немало образовательных учреждений, которые не имеют доступа к сети Интернет. Таким образом, мероприятия по созданию материальных условий для цифровой трансформации образования должны продолжаться.

Говоря о проблеме доступа в глобальную информационную систему учебных заведений, нельзя не коснуться также качества такого доступа.

В настоящее время пользоваться высокоскоростным Интернетом, к сожалению, могут далеко не все образовательные организации. Но больше всего эта проблема касается общеобразовательных школ, которые обладают разными возможностями доступа к информационным ресурсам. Высокоскоростной Интернет является сегодня не только средством оперативного получения необходимой информации для осуществления образовательной деятельности, но и необходимым условием для оказания качественных образовательных услуг, которые соответствовали бы требованиям современного информационного общества.

Не менее серьезными представляются и риски, с которыми сопряжена цифровая трансформация образования.

В резолюции 55/63 Генеральная Ассамблея ООН выразила обеспокоенность в связи с тем, что технический прогресс создал новые возможности для преступной деятельности, и в частности для преступного использования информационных технологий. В докладе Специального докладчика по вопросу о праве на образование, который был подготовлен во исполнение резолюции 26/17 Совета по правам человека ГА ООН, достаточно подробно освещаются проблемы и вызовы в области права на образование в эпоху цифровых технологий. В частности, в докладе отмечается, что использование цифровых технологий заключает в себе риск принижения значимости общечеловеческих ценностей в образовании и подрыва качества образования. Цифровые технологии отрицательно сказываются на функции образования, понижая способность учащихся логически и критически мыслить, принижая значимость общечеловеческих ценностей и прокладывая путь к меркантилизации образования. Злоупотребление технологиями может приводить к издевательствам в киберпространстве, криминальной деятельности и даже к терроризму. Самым серьезным риском в докладе названы сексуальные надругательства или сексуальная эксплуатация несовершеннолетних. Менее серьезными, но при этом не рассматриваемыми как положительные являются «риски, связанные с рекламными объявлениями, спамами, спонсорством, раскрытием персональных данных и контентом, который носит агрессивный, пронизанный насилием, предвзятый, расистский, порнографический, нежелательный и вводящий в заблуждение характер» [1].

В исследованиях, посвященных перспективам цифровой трансформации образования в Российской Федерации, также содержится критический анализ рисков использования цифровых технологий в обучении [2, 3]. В частности, называются такие негативные изменения в развитии мозга и сознания, как «цифровое слабоумие» или «цифровая деменция», когда нарушаются когнитивные функции мозга и поражаются его отдельные участки. Более того, именно с компьютерным обучением эксперты связывают и мировой рост аутизма. Например, по мнению О. Н. Четвериковой, сегодня «отсутствуют независимые исследования, бесспорно доказывающие, что обучение стало более эффективным благодаря внедрению в школах компьютеров и смартбродов», но при этом «замена физического мира виртуальной цифровой средой ведет к атрофии определенных участков мозга, потере когнитивных функций, утрате навыков мышления и неспособности концентрировать внимание и не только запоминать, но и даже понимать прочитанное» [4].

Н. И. Касперская - известный эксперт в области ИТ-безопасности -в своем выступлении на Парламентских слушаниях в Государственной думе РФ также обозначила основные риски «цифровой колонизации» и широкого внедрения во все сферы жизнедеятельности таких технологий, как убериза-ция, «большие данные», блокчейн, виртуальная реальность [5]. Прорыв в искусственном интеллекте, анализ «больших данных» сопряжен, по ее мнению, с «навязыванием западных технологий, деградацией собственных компетенций, потерей базовых когнитивных компетенций, снижением качества обучения, снижением личных контактов, ростом конфликтов, "утечкой" талантливой молодежи и преподавателей за границу, снижением общего уровня подготовки» [6] и др.

Вот далеко не полный перечень барьеров и рисков цифровизации образования. Цифровая трансформация образовательной сферы в Российской Федерации обусловлена преимущественно внешними факторами. Основным из них является необходимость осуществления цифровизации экономики, которая выдвигает требования к цифровым навыкам и универсальным компетент-ностям современных работников.

Цифровые трансформации системы современного российского образования представляют собой своего рода ядро, вокруг которого должны формироваться новые педагогические инновационные методики и должно происходить качественное улучшение результативности образовательного процесса. Однако в настоящее время основная проблема заключается в отсутствии четкого понимания путей реформирования российской системы образования. Использование цифровых технологий рассматривается сегодня без учета глобальных изменений, происходящих в системе образования, что порождает их неэффективность, а соответственно, не способствует повышению его качества.

Исследование угроз и рисков, возникающих в процессе реализации права на образование в условиях информационно-цифровой реальности и развития искусственного интеллекта, позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в настоящее время цифровые технологии раскрывают перед человечеством огромный потенциал возможностей, в том числе и в сфере образования. Но при этом они существенно меняют основополагающие принципы деятельности как государства, так и отдельно взятого индивида, ставя новые задачи и вызовы. Использование цифровых технологий не только предоставляет широкий выбор возможностей, обеспечивает свободу действий, мысли, но и требует защиты от кибер-угроз.

Во-вторых, использование цифровых технологий в сфере образования сопряжено с целым рядом рисков, среди которых можно назвать цифровое неравенство (цифровой разрыв), риск социального расслоения общества. Злоупотребление технологиями может приводить к издевательствам в кибер-пространстве, криминальной деятельности и даже к терроризму. Педагоги должны готовить своих учащихся к тому, чтобы они могли противостоять новым рискам. Необходимо защитить детей от потенциально вредных последствий электронного контента [1].

В-третьих, в стратегические документы, регулирующие использование цифровых технологий и искусственного интеллекта, целесообразно включать

положения, направленные на устойчивое развитие системы образования, взвешивая при этом потенциальные угрозы и риски.

Таким образом, важнейшим условием эффективного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс является осмысление возможного места этих технологий в системе российского образования и результативности их использования.

Список литературы

1. Цифровая революция в образовании: полный текст доклада Специального докладчика ООН по вопросам права на образование на русском языке. URL: http://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/pravo-na-obrazovanie/detail.php?ELEMENT_ID= 5891 (дата обращения: 26.07.2021).

2. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. [и др.]. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.

3. Каракозов С. Д., Рыжова Н. И., Уваров А. Ю. На пути к модели цифровой школы // Информатика и образование. 2018. № 7 (296). C. 4-15.

4. Цифровизация школ России и дистанционное обучение: планы и реальность. URL: https://zen.yandex.ru

5. Касперская Н. И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации. Развернутые тезисы выступления на Парламентских слушаниях в Госдуме. URL: https:// ivan4.ru/news/traditsionnye_semeynye_tsennosti/the_digital_economy_and_the_risks_of_ digital_colonization_n_kasperskaya_developed_theses_of_the_spee/ (дата обращения: 26.07.2021).

6. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование. URL: https://cyberleninka.ru

References

1. Tsifrovaya revolyutsiya v obrazovanii: polnyy tekst doklada Spetsial'nogo dokladchika OON po voprosam prava na obrazovanie na russkom yazyke = Digital revolution in education: full text of the report of the UN Special Rapporteur on the right to education in Russian. (In Russ.). Available at: http://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/pravo-na-obrazovanie/detail.php?ELEMENT_ID=5891 (accessed 26.07.2021).

2. Uvarov A.Yu., Geybl E., Dvoretskaya I.V. [et al.]. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya = Difficulties and prospects of digital transformation of education. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019:342. (In Russ.)

3. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Uvarov A.Yu. Towards a digital school model. Infor-matika i obrazovanie = Computer science and education. 2018;(7):4-15. (In Russ.)

4. Tsifrovizatsiya shkol Rossii i distantsionnoe obuchenie: plany i real'nost' = Digitaliza-tion of Russian schools and distance learning: plans and reality. (In Russ.). Available at: https://zen.yandex.ru

5. Kasperskaya N.I. Tsifrovaya ekonomika i riski tsifrovoy kolonizatsii. Razvernutye tezisy vystupleniya na Parlamentskikh slushaniyakh v Gosdume = Digital economy and risks of digital colonization. Detailed abstracts of the speech at the Parliamentary hearings in the State Duma. (In Russ.). Available at: https://ivan4.ru/news/traditsionnye_semeynye_ tsennosti/the_digital_economy_and_the_risks_of_digital_colonization_n_kasperskaya_de veloped_theses_of_the_spee/ (accessed 26.07.2021).

6. Strekalova N.B. Riski vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy v obrazovanie = Risks of introducing digital technologies in education. (In Russ.). Available at: https://cyber leninka.ru

Информация об авторах / Information about the authors

Татьяна Николаевна Балашова доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления, Государственный университет управления (Россия, г. Москва, Рязанский проспект, 99)

E-mail: zahar48@bk.ru

Tatyana N. Balashova Doctor of juridical sciences, professor, professor of the sub-department of public law and legal support of management, The State University of Management (99 Ryazanskiy avenue, Moscow, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 07.07.2021

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 10.10.2021 Принята к публикации / Accepted 25.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.