, *■.
83
Проблемы практической психологии
■>
Л.П.Гурьева
Позитивная и традиционная психология (в исследованиях М. Селигмана и российских психологов)
На основе анализа работ американского психолога М. Селигмана и известных российских психологов рассматриваются особенности применения термина «позитивный» к оценке значимости психический явлений, что дает возможность углублять и обсуждать результаты их исследования.
Ключевые слова: позитивная психология, традиционная психология, значимость психических явлений, оптимизм, удовлетворенность, счастье.
О позитивной психологии в России известно уже не одно десятилетие. Однако позитивная психология относилась профессиональными психологами скорее к околонаучному, чем к традиционному знанию. Однако книга М. Селигмана «Новая позитивная психология» (2006), показывает, что в позитивной психологии США получило развитие также научное направление, соотносимое с рядом положений российской традиционной психологии, и, по крайней мере, стимулирующее научную дискуссию.
М. Селигман считает, что в отличие от традиционной психологии, которая занимается в основном коррекцией психических отклонений, позитивная психология изучает те черты характера и особенности человеческого поведения, которые характерны для удовлетворенных жизнью, счастливых людей. Представители гуманистической психологии, такие, как А. Маслоу и К. Роджерс, в свое время развивали подобную психологическую теорию, но без полноценных научных исследований их теория так и осталась теорией. Исследования нового поколения психологов под руководством М. Селигмана стали базироваться уже не столько на гипотезах, сколько на научных экспериментах, позволяющих лучше понять
Проблемы практической психологии
такие феномены, как счастье, позитивное мышление, оптимизм и удовлетворенность жизнью [9].
В данной статье на основе анализа работ М. Селигмана и известных российских психологов рассматриваются особенности применения термина «позитивный» к оценке психический явлений, что дает возможность углублять и обсуждать их исследование. Дело в том, что термин «позитивный» в той или иной мере содержит оценку значимости психических процессов и свойств личности. В российской психологии оценка значимости психических явлений выделяется и анализируется как особо актуальная проблема. психолог, осуществляя исследование, в начале, в его процессе или результате, должен определить, что он считает позитивным. Рассмотрим выделенные в данной работе возможные варианты таких оценок.
1. Позитивное может иметь качественные и количественные параметры.
М. Селигман раскрывает содержание понятия «позитивная психология» через качественный анализ, критикуя идеи З. Фрейда о вытесненных детских комплексах. коррекция в этом случае обращена в глубинные проблемы прошлого и потому, с точки зрения Селигмана, не позитивна: «...люди хотят не только избавится от недугов, им необходимо найти цель и смысл жизни» [7, с. 9]. По его мнению, надо изучать и развивать у людей положительные свойства характера, их достоинства. Вместе с тем он приводит тесты, по которым количественно в баллах можно оценить оптимизм и счастье.
Российский психолог Д.А. Леонтьев, анализируя современные тенденции развития психологии как науки в разных странах, в том числе и в России, отмечает переход «от количественного подхода к качественному». Связанная с классической моделью науки измерительная парадигма подразумевает вычленение четко дифференцированных друг от друга переменных, каждой из которых соответствует своя количественная мера. Однако человеческую реальность образуют жизненные миры, смыслы, цели и другие элементы, которые нельзя описать через набор количественных показателей; она требует качественной характеристики содержаний [4].
2. Позитивное - это не негативное, позитивное - это то, что противопоставляется каким-либо отрицательным явлениям.
Например, положительные эмоции противопоставляются отрицательным, оптимизм - пессимизму. М. Селигман относит к положительным эмоциям радость, веселье, удовлетворение и счастье, к отрицательным - страх, гнев, печаль, тревогу [7, с. 331]. Изучая две категории людей - оптимистов и пессимистов - в течение двадцати пяти лет, он выявил определяющую
черту пессимистов - их веру в то, что неудачи будут длиться долго, погубят все, что бы они не делали, и виноваты в них они сами. Оптимисты же, когда на них обрушиваются аналогичные удары судьбы, относятся к своим неудачам прямо противоположным образом. Они верят, что поражение носит временный характер, что его причины разового свойства, и не они в нем повинны, а обстоятельства, невезение и т.д. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и борются с ней с удвоенной энергией [8, с. 12].
В традиционной российской психологии также изучаются положительные и отрицательные психические явления, в частности, при анализе мотивационно-эмоциональной сферы личности Л.С. Выготский (1930) писал: «Эмоция, или волнение, возникает в нас всякий раз, когда равновесие наше со средой оказывается нарушенным. Если это нарушение сказывается в нашем усилении, в относительном превосходстве нашем над теми трудностями, перед которыми мы поставлены, в нас возникает обычно положительная эмоция - радость, гордость и т.п. Если наоборот, равновесие нарушается не в нашу пользу, если... мы... осознаем свою беспомощность, ... в нас возникает отрицательная эмоция - гнев, страх, печаль» [1, с. 46-47]. С.Л. Рубинштейн (1946) отмечает, что эмоция с внутренней необходимостью зарождается из соотношения - положительного или отрицательного - результатов действия к потребности, являющейся ее мотивом, исходным побуждением [5]. А.Н. Леонтьев (1971) в своей теории деятельности считает, что «присущая эмоциям функция положительного или отрицательного санкционирования относится не к осуществлению отдельных актов, а к соотношению достигаемых эффектов с направлением, которое задано деятельности ее мотивом. Само по себе успешное выполнение того или иного действия вовсе не ведет необходимо к положительной эмоции; оно может породить и тяжелое эмоциональное переживание, остро сигнализирующее о том, что со стороны мотивационной сферы человека достигнутый успех оборачивается поражением» [6, с. 165].
3. Позитивное может включать и негативное в зависимости от конкретных условий.
Например, исследуя деятельность юриста, М. Селигман обнаружил позитивное значение пессимизма, связанного с осторожностью, которую должен проявлять юрист для успешного решения профессиональных задач: «Умение предвидеть опасный поворот событий в деле клиента оборачивается склонностью строить мрачные прогнозы в быту... Беда юристов в том, что они не могут найти решение, в общем, непростой задачи: как оставаясь оптимистом в профессии, не стать им в жизни?»
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
[7, с. 234-235]. Задача позитивной психологии, по мнению Селигмана, состоит в том, чтобы оказать помощь юристам, сохраняя пессимизм на работе, стать оптимистами в обычной жизни.
В целом ряде работ российских психологов, исследующих проблемы проявления способностей человека в различных видах деятельности, показано, что значимость способностей, как одного из «достоинств» человека, определяется их соответствием именно данному виду деятельности, ее требованиям, зафиксированным в «психограмме» профессии. Например, в одних видах деятельности долговременная память может быть менее значимой, чем память кратковременная, репродуктивное мышление более значимым, чем творческое и т.д.
4. Позитивное, так же как и негативное, могут иметь различные уровни развития.
М. Селигман при определении «уровня жизнерадостности» предлагает выполнить «Эмоциональный тест Фордайса», в котором рассматриваются различные уровни переживания счастья или несчастья: в высшей степени счастливый; очень счастливый; довольно-таки счастливый; серединка на половинку; иногда счастливый; нейтральный (ни счастливый, ни несчастный); слегка несчастный (чуть ниже нейтрального уровня); пожалуй, несчастный (жизнь немного тосклива); довольно-таки несчастный (испытываю легкую подавленность); глубоко несчастный (депрессия, подавленность); в высшей степени несчастный (острая депрессия сопровождает меня постоянно) [7, с. 319-320].
Выделение уровней развития психических явлений проводится также в целом ряде работ российских психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров и др.) Показано, что уровни развития психических явлений могут дифференцироваться по различным критериям и поэтому можно составлять их разные типологии. Например, психические явления могут отличаться по степени интенсивности их проявления, по степени личностной или социальной значимости, рассматриваться в связи с определением понятия норма и психических отклонений от нее. Поуровневый анализ дает возможность классифицировать психические явления, выделять их типы,например, при описании самооценки; при дифференциации определения понятий творчество и креативность; при выделении типов эмоциональных процессов, таких как тревожность и агрессивность или «настроение, ситуативные эмоции, аффекты и устойчивые чувства» (А.Н. Леонтьев). Оценка значимости каждого типа и уровня психического явления подразумевается либо определяется в зависимости от его значения для выполняемой деятельности.
Ввиду того, что в структуре оптимизма также выделяются различные уровни, можно констатировать, что такое личностное достоинство, как оптимизм, не обязательно сделает легкомысленного человека счастливым. В связи с этим и позитивная психология как наука о счастье имеет скорее не абсолютное, а относительное значение, т.е. смотря где, когда и в каких обстоятельствах. Вместе с тем, исследование уровней развития психических явлений дает возможность выявления их дополнительных характеристик и значимости для определенных видов деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, К.М. Гуревич, В.Н. Дружинин, В.С. Ильин, С.Я. Рубинштейн и др.).
5. Позитивное как устойчивое или ситуативное, изменчивое.
М. Селигман рассматривает удовлетворенность ситуативную, кратковременную, связанную с получением удовольствий, которая считается им менее значимой, чем удовлетворенность продолжительная, обусловленная погружением «в поток» выполняемой по призванию деятельности. «...люди слишком привыкли получать удовольствие, не затрачивая усилий. Жителям развитых стран всегда доступны телевидение, наркотики, шопинг, секс без любви, спортивные зрелища и шоколад... Наши достоинства и добродетели остаются невостребованными и увядают. И только стремление к духовному удовлетворению позволяет жить полноценно. Один из основных симптомов депрессии - поглощенность собой. В отличие от постоянной оглядки на свои чувства духовное удовлетворение... вытаскивает нас из поглощенности собой, и чем глубже мы погружаемся в “поток”, тем меньше рискуем впасть в депрессию» [7, с. 162-163].
Российские психологи также различают и исследуют устойчивые и изменчивые психические явления. А.Н. Леонтьев считает, что «возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных “эмоциональных констант”. Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об их амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева)» [2, с. 170]. Значимость устойчивых и ситуативных, изменчивых психических процессов для выполнения деятельности и формирования личности изучали и другие российские психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Божович, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев и др.)
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
6. Позитивное как прямой и как побочный результат деятельности, ее последствия.
М.Селигман приводит данные исследования М. Чиксентмихали, посвященные сравнению эмоциональных состояний людей, целью которых являются получение кратковременных удовольствий, и людей, погруженных в «поток» достаточно трудной, но отвечающей их призванию деятельности. «Для людей, которые смотрят по телевизору комедии, типично состояние легкой депрессии. Постоянное предпочтение доступных удовольствий духовному удовлетворению чревато печальными последствиями. За последние сорок лет во всех развитых странах резко возросло число людей, страдающих депрессивными состояниями» [7, с. 159, 161].
Представление о прямом и побочном продукте деятельности сформулировал российский психолог Я.А. Пономарев [5]. Например, переживание состояния удовлетворенности после успеха может рассматриваться как его побочный результат. На основе этого подхода можно также выявить различные соотношения прямого и побочного продукта. Для гурмана переживание удовольствия от еды, так же как и при других формах зависимости, может стать самоцелью и выступать как прямой позитивный результат, побочным продуктом которого, «последствиями» могут стать негативные явления: ожирение, насмешки окружающих, распад семьи и т.д. кроме того, последствия могут быть отсроченными и приобретать со временем противоположную валентность.
7. Позитивное как позитивный смысл жизни.
М.Селигман пишет: «Если Вы хотите, чтобы ваша жизнь была исполнена глубокого смысла, используйте свои индивидуальные достоинства для служения высшей цели... истинно счастливая и осмысленная жизнь включает в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели» [9, с. 339].
С.Л. Рубинштейн выделяет «общественный смысл» и «личностный смысл» действий человека: «В контексте различных конкретных общественных ситуаций одно и то же действие может приобрести объективно различный общественный смысл. В контексте целей и мотивов действующего субъекта оно приобретает для него тот или иной личностный смысл, определяющий внутреннее смысловое содержание действия, которое не всегда совпадает с его объективным значением, хотя и не может быть оторвано от него» [6, т. 2, с. 8-9]. Исследования смысла и смыслообра-зования продолжаются в работах Д.А. Леонтьева, которые посвящены
всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности: аспектов проблемы смысла, форм его существования в отношениях человека с миром, в сознании и деятельности человека, в структуре личности, в межличностном взаимодействии, в артефактах культуры и искусства [3].
В заключении можно сделать следующие выводы.
Проведенный в данной статье анализ вариантов содержания термина «позитивный» в работах М. Селигмана и в традиционной российской психологии вносит определенный вклад в решение актуальной проблемы оценки значимости психических явлений. Позитивное как оценка значимости может иметь качественные и количественные параметры; его содержание может быть различным: противопоставляться негативному, быть результатом преодоления негативного, либо негативное может оцениваться как позитивное в конкретных условиях; позитивное может быть прямым или побочным результатом деятельности, ее непосредственным и отсроченным последствием; быть устойчивым или ситуативным, изменчивым; иметь различные уровни развития и проявляться в позитивном смысле жизни.
Ввиду того, что в структуре оптимизма, также как и в других психических явлениях, выделяются различные уровни, можно констатировать, что такое личностное достоинство, как оптимизм, не всегда может быть позитивным, т.к. может приводить человека к легкомысленным поступкам и поэтому не обязательно сделает человека счастливым. В связи с этим и позитивная психология как наука о счастье имеет скорее не абсолютное, а относительное значение, т.е. человек может становиться счастливым, но это зависит от места, времени и обстоятельств.
Рассматривая соотношение традиционной и позитивной психологии, М. Селигман акцентирует внимание на изучении психических отклонений в традиционной психологии, которой противопоставляется позитивная психология, исследующая здоровых людей. Он пишет: «...сейчас необходимо восстановить баланс. т.е. уравновесить знания о психических болезнях знаниями о здоровой психике... Мы рассматриваем позитивную психологию как особое направление традиционной науки, изучающее не болезни и расстройства, а положительные явления. Позитивная психология не заменяет традиционную, а дополняет ее» [7, с. 330, 343]. Наш анализ показал, что понятие «традиционная психология» может употребляться в широком значении, как наука, включающая изучение и нормы, и отклонения, и положительных процессов, и отрицательных, и, что особенно важно, их взаимосвязь.
Сопоставительный анализ исследований М. Селигмана и российских психологов, проведенный в данной статье, показывает, что позитивная
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
психология может и в нашей стране рассматриваться как особое направление традиционной научной психологии, по крайней мере, она стимулирует научную дискуссию. Вместе с тем, необходимо дифференцированно подходить к оценке оккультно-эзотерических, манипулятивных работ в области позитивной психологии.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2003.
4. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постне-классическая психология. 2005. № 1. С. 51-71.
5. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М., 1989.
7. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. М., 2006.
8. Селигман М. Как научиться оптимизму / Пер. с англ. М., 1997.
9. Селигман, Мартин. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Селигман (дата обращения: 21.08.2012).