Научная статья на тему 'ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛОВНОСТЬ'

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛОВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТ / ЧЕЛОВЕК / МОЛОДОСТЬ / КУЛЬТ МОЛОДОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курносенко Андрей Анатольевич, Килясханов Магомед Хизриевич, Гришай Владимир Николаевич, Бакланов Игорь Спартакович

В статье рассматривается пожилой возраст как социально-психологическая условность. Специфика рассматриваемого вопроса о пожилом возрасте и «молодости души», на сегодняшний день, актуальна, так как на мировоззрение современного человека оказывает огромное влияние так называемый «культ молодости». Помимо естественных процессов старения имеет место и воспроизводство модели старости в социальной среде, что связано как с личной оценкой человеком своего возраста в качестве пожилого, так и с реализацией моделей отношений и взаимодействий с пожилым человеком окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED AGE AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONVENTION

In article advanced age as social and psychological convention is considered. The specifics of a case in point on advanced age and «soul youth», today, are relevant as it has on outlook of the modern person a huge impact, a socalled «cult of youth». Besides natural processes of aging also reproduction of model of an old age in the social environment takes place that is connected as with personal assessment by the person of the age as elderly, and with realization of models of the relations and interactions with the elderly person by people around.

Текст научной работы на тему «ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛОВНОСТЬ»

УДК 159

ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛОВНОСТЬ

••••••

ADVANCED AGE AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CONVENTION

Курносенко Андрей Анатольевич

кандидат социологических наук, доцент, начальник, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России milena.555@mail.ru

Andrey A. Kurnosenko

Candidate of sociological sciences,

Associate Professor, Chief,

Head department of economic security

and anti-corruption of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

milena.555@mail.ru

Килясханов Магомед Хизриевич

кандидат философских наук, доцент, представитель МВД России в Республике Таджикистан milena.555@mail.ru

Гришай Владимир Николаевич

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры экономики, Ессентукский институт управления, бизнеса и права milena.555@mail.ru

Magomed H. Kilyaskhanov

Candidate of philosophical sciences,

Associate Professor,

Representative the Ministry

of Internal Affairs

of the Russian Federation

in the Republic of Tajikistan

milena.555@mail.ru

Vladimir N. Grishay

Doctor of sociological sciences, Professor, Professor of department of economy, Yessentuki institute of management, business and right milena.555@mail.ru

Бакланов Игорь Спартакович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, Северо-Кавказский федеральный университет milena.555@mail.ru

Igor S. Baklanov

Doctor of Philosophy, Professor, Professor of department of philosophy, North Caucasian federal university milena.555@mail.ru

Аннотация.

Ключевые

слова:

Annotation.

В статье рассматривается пожилой возраст как социально-психологическая условность. Специфика рассматриваемого вопроса о пожилом возрасте и «молодости души», на сегодняшний день, актуальна, так как на мировоззрение современного человека оказывает огромное влияние так называемый «культ молодости». Помимо естественных процессов старения имеет место и воспроизводство модели старости в социальной среде, что связано как с личной оценкой человеком своего возраста в качестве пожилого, так и с реализацией моделей отношений и взаимодействий с пожилым человеком окружающими.

пожилой возраст, возраст, человек, молодость, культ молодость, человек. In article advanced age as social and psychological convention is considered. The specifics of a case in point on advanced age and «soul youth», today, are relevant as it has on outlook of the modern person a huge impact, a socalled «cult of youth». Besides natural processes of aging also reproduction of model of an old age in the

social environment takes place that is connected as with personal assessment by the person of the age as elderly, and with realization of models of the relations and interactions with the elderly person by people around. Keywords: advanced age, age, person, youth, cult youth, person.

Пожилой возраст и молодость - понятия относительные, так как образ жизни человека, переходя на новый цикл развития, кардинально меняется. Один человек не противятся переходу к пожилому возрасту и воспринимает данные перемены как должное. Другой же, осознавая безвозвратный уход молодости, считает данное событие катастрофой - такой индивид, зачастую, всеми силами пытается сохранить и удержать состояние молодости. Третий индивид -рассматривает молодость как состояние души, но не тела, как особое мироощущение (мировоззрение). Для такого типа людей возраст не влияет на их отношение к самой жизни, для них -это, всего лишь, цифра. Ведь, нередко встречается, что и у молодого поколения присутствуют отрицательные качества старости.

Специфика рассматриваемого вопроса о пожилом возрасте и «молодости души», на сегодняшний день, актуальна, так как на мировоззрение современного человека оказывает огромное влияние, так называемый «культ молодости». По этому поводу Л.И. Кемалова подчеркивает, что: «...при общей тенденции к старению населения все больше насаждается культ молодости, что проявляется в желании сохранить ее как можно дольше, поскольку иначе человек может оказаться невостребованным социумом» [3]. И, действительно, как особое состояние и как совокупность определенных качеств, молодость сегодня оказывается особенно востребованной, так как в быстроменяющемся мире, умение перестраиваться, чтобы соответствовать ритму жизни, необходима быстрая реакция на происходящие перемены. И чтобы не оказаться на обочине жизни, выброшенными за ненадобностью, и молодежь, и люди зрелого возраста стремятся сохранить как можно дольше качества и свойства молодости.

Представители античной философии понятия «пожилой возраст» и «старость» трактуют по-разному. Так, философы Гораций, Эпиктет, М. Аврелий, Аристотель и другие - понятие «старость» отождествляли с понятием «болезнь». По их мнению, пожилой возраст - это время увядания, упадка сил, инволюции и т.д., то есть, они считали, что душа вянет со старением тела. Гораций, пожилых людей называл: «тяжелыми людьми», «порицателями молодости», «алчными», - в его работах пожилой возраст представлен в мрачных тонах и основная тема в его произведениях - это «.потеря или, как минимум, уменьшение ощущения жизненного счастья.».

Аристотель, также как и Гораций, в своем сочинении создал негативный портрет пожилого человека. Он долгую жизнь именует как «несчастьем» и не находит в пожилом возрасте ничего положительного, считая, что в этот период человека покидают как духовные способности, так и умственные и физические силы [1].

Другие же философы, такие как Цицерон, Сенека, Эпикур, Конфуций, Платон и другие -интерпретируют пожилой возраст, как период совершенства. Они считают, что в пожилом возрасте человек обретает «внутреннюю свободу», «мудрость», «духовную зрелость». Так, Цицерон восхвалял философию, повинуясь которой человек может в любом возрасте жить без тягот. Он подчеркивал, что такая философия помогает человеку нести бремя старости мудро и спокойно, делая ее приятной и тихой.

По Платону, пожилой возраст характеризуется захваченностью состарившегося человека страхом - это позволяет выйти за рамки последнего и тем самым, добиться преобладания разумной души: «.видения своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия». Данный тип пожилого возраста предполагает, в качестве новой реальности, принятие человеком завершающего этапа своего жизненного пути, то есть переход к пожилому типу жизнедеятельности.

Представление о старости кардинально изменилось с распространением христианства. Потому как, с приходом христианства произошло закрепление однозначно-высокого ценностного статуса старости в обществе, образ которой обрел личностное измерение и перестал быть безличностным. Так, в философии Н.А. Бердяева понятия «человек» и «духовность» тождественны, следовательно, через человеческую личность раскрывается его духовность [2, c. 30]. По его мнению, двойственность человека делает его одновременно и царем, и рабом природы, и лишь духовность (качество человеческого духа), определяет в природе центральное положение человека. Как отмечает философ, дух изнутри сращивается с душой, являясь для душевных субстанций трансцендентной реальностью «извне и издалека предстоящей».

Душа, по мнению Бердяева, имеет иное качественное состояние, чем материя и тело, она принадлежит природе. Тело же человека состоит из материи, но являясь вместилищем души и духа, и будучи пронизанным духовной энергией первожизни, тело с душой, как необходимый элемент человеческого всеединства, составляют единое целое.

Таким образом, на протяжении многих веков, выдающиеся философы, феномены «пожилой возраст» и «старость» связывали с такими темами как душа и тело, бытие и небытие, человек и природа, человек и Бог, жизнь и смерть, духовная энергия и смысл жизни, и другое. Подводя итог высказываний античных философов, относительно пожилого возраста и процессов старения, стоит заметить как отрицательные, так и положительные мнения и позиции.

В современной социальной философии вопрос о старости и пожилом возрасте, также актуален. Ни для кого не секрет, что физическое старение присуще каждому, без исключения, человеку и бессмысленно сопротивляться данному явлению. Отсутствие так называемой культуры старения, то есть страх старения, приводят к тому, что человек боится старости, интерпретируя это тем, что он становится ненужным. Авосприятие обществом старости, как периода ненужности (пассивности), часто ассоциируется с болезнями либо бедностью. Но есть и положительная сторона, страх перед старением мотивирует человека к стремлению как можно дольше сохранять молодость. Так, А.Э. Хасуев отмечает: «...границы молодости индивидуальны и для каждого человека, их сложно загнать под стандартные общепризнанные рамки» [4].

Что примечательно в контексте идеи условности возраста, наблюдая за людьми разных возрастов, мы можем интерпретировать тот факт, что некоторые люди и в восьмидесятилетнем возрасте активнее и моложе духовно, чем тридцатилетние индивиды. Человек становится старым, как только он теряет интерес к жизни, перестает мечтать и искать познаний. Отсюда следует, что возраст человека определяется его образом мыслей.

Ученые, говоря о старении души, имеют в виду когнитивно-ментальный блок мозга. В последние годы нейробиологи в поиске инструментов «вечной молодости мозга» достигли больших результатов. И сегодня у них «под прицелом» находится человеческая память, привязанности, страхи, эмоции, поведение, устремления и т.д.

Ученые уже очень многого добились в понимании того как мозг «противится» нашей свободе от старых шаблонов поведения. Системно-векторная психология Ю. Бурлана показывает, что, будучи активным психически, получая свое удовольствие от жизни, человек стареет гораздо медленнее и проживает качественно другую жизнь. Системно-векторная психология наглядно показывает - реализация наших внутренних желаний не подпускает старость к нашему порогу.

С точки зрения системно-векторной психологии, энергия дается людям на поиск новых возможностей: если появилось желание искать эти возможности, получать новые знания, то энергия тут же просыпается. Но если не интересоваться новым, больше не хотеть наращивать новые сигнальные пути для мыслей - в это время мозг теряет пластичность и в душе возникает внутренняя пустота. Человеку кажется, что самые главные, интересные, будоражащие события жизни уже в прошлом, а в будущем ничего важного не произойдет, то есть наступает пессимизм.

Центральное значение для нас, в данном случае, имеет то, что старость можно рассматривать и как объективное явление, и как субъективный, конструируемый по внешним образцам процесс. Полагание границ, которые накладывает на человека возраст, приводит к тому, что меняется поведенческая составляющая, снижается и ограничивается социальная активность. Иными словами, помимо естественных процессов старения имеет место и воспроизводство модели старости в социальной среде, что связано как с личной оценкой человеком своего возраста в качестве пожилого, так и с реализацией моделей отношений и взаимодействий с пожилым человеком окружающими. В этом плане гипотезы системно-векторной психологии, в сочетании с анализом социального аспекта старости позволяют рассматривать последнюю в качестве сочетания объективно-физиологических и социально-конструируемых аспектов, в котором второе оказывает существенное влияние на первое. Это позволяет заключить о том, что одним из важных путей разрешения проблемы старости должна стать борьба с преждевременным конструированием моделей старения, как утраты дееспособности. С учетом того, что существенная доля аспектов возраста имеет характер условности, целесообразно формировать конструктивные типы социально-возрастных условностей.

Литература:

1. Аристотель. Собрание сочинений в 4 томах. - М. : Мысль. - 1976. - Т. 1. - 550 с.

2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М. : Республика, 1994. - С. 30.

3. Кемалова Л.И. К вопросу о границах молодости // Журнал: Инновационная наука. - 2017. -№ 02-2. - С. 284-286.

4. Хасуев А.Э. Социально-философский анализ понятий молодежь и молодость // Журнал: Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 1574-1578.

Literature:

1. Aristotle. Collected works in 4 volumes. - M. : Thought. - - 1976. - Т. 1. - 550 р.

2. Berdyaev N.A. The philosophy of free spirit. - M. : Republic, 1994. - Р. 30.

3. Kemalova L.I. To the question of the borders of youth // Journal: Innovative science. - 2017. -№ 02-2. - Р. 284-286.

4. Khasuev A.E. Social and philosophical analysis of the concepts of youth and youth // Journal: Fundamental research. - 2015. - № 2. - Р. 1574-1578.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.