Работы молодых ученых
УДК 159.9.
Э01: 10.28995/2073-6398-2019-2-144-166
Феномен переживания «второй молодости» в пожилом возрасте: анализ автобиографических источников
Антон С. Новиков
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, В.Новгород, Россия, antnovik777@gmail.com
Аннотация. В статье представлена методика изучения автобиографических текстов пожилых людей, сохранявших высокую профессиональную продуктивность. Сформулированы критерии отбора источников, выделены шесть основных параметров анализа текстов: описание изменений физического состояния, переживание «второй молодости», продолжение профессиональной деятельности, осмысление опыта прожитых лет, подготовка к смерти и изменение социального статуса. В каждом параметре выделены частные характеристики. Всего получено 24 характеристики , позволяющих описывать индивидуальные траектории восприятия собственного старения. Методика применена на шести автобиографических источниках, представлен подробный анализ каждого из них. Получены выводы, раскрывающие как общие тенденции, так и индивидуальные стратегии восприятия старости людьми, сохранявшими высокую профессиональную продуктивность. Установлено, что на рубеже 55 лет у пожилого человека может возникать переживание "второй молодости", которое проявляется в открытии им для себя иных возможностей, нового этапа собственной жизни.
Ключевые слова: пожилой возраст, психологический витаукт, восприятие старения, автобиографические тексты, "вторая молодость"
Для цитирования: Новиков А. С. Феномен переживания «второй молодости» в пожилом возрасте: анализ автобиографических источников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №2. С. 144-166. 001: 10.28995/2073-6398-2019-2-144-166
©Новиков А.С. 2019
Phenomenon of the "second youth" experience in old age: analysis of autobiographical sources
Anton S. Novikov
Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Novgorod the Great, Russia, antnovik777@gmail. com
Abstract. A method for studying the autobiographical texts of older people who have maintained high professional productivity is presented in the article. Criteria for the selection of sources are formulated, six main parameters of text analysis are highlighted: description of changes in physical condition, experience of the "second youth", continuation of professional activity, comprehension of the experience of past years, preparation for death and change of social status. In each parameter, particular characteristics are highlighted. A total of 24 characteristics of the analysis were obtained, allowing to describe individual trajectories of the perception of self-aging. The technique is applied on six autobiographical sources; a detailed analysis of each of them is presented. Conclusions have been obtained that reveal both general trends and individual strategies for the perception of old age by people who have maintained high professional productivity. It has been established that at the turn of 55 years, an elderly person may go through the experience of a "second youth", which is manifested in the discovery by a person of new opportunities, a new stage in his own life.
Keywords: elderly age, psychological vitauct, perception of aging, autobiographical texts, "second youth"
For citation: Novikov AS. Phenomenon of the "second youth" experience in old age: analysis of autobiographical sources. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2019; 2:144-166. DOI: 10.28995/2073-6398-2019-2-144166
Введение
В течение последних десятилетий в России происходят масштабные изменения демографической ситуации. Одно из них - изменение возрастного состава населения. В таблице 1 приведены подтверждающие это данные федеральной службы государственной статистики [1-3].
Таблица 1
Изменение показателей возрастного состава населения Российской Федерации
Показатель 2010 2018
Количество жителей в возрасте 65 и более лет 12,9% 14,6%
Количество жителей пенсионного возраста 30,7 млн. человек (каждый пятый) 37, 4 млн. человек (каждый четвертый)
Разность между числом детей и подростков и числом людей старше трудоспособного возраста 7,9 млн. человек 10,1 млн. человек
Перевес людей старшего возраста в субъектах федерации В 62 субъектах В 70 субъектах (данные 2017 года)
Исходя из международных критериев, население России относится к старому (доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7%).
Прогноз федеральной службы государственной статистики предполагает дальнейшее усиление данной демографической тенденции [4].
Однако эта тенденция наблюдается не только в России, она характерна для многих стран Европы и Северной Америки.
Подобные демографические сдвиги позволяют в ближайшем времени ожидать крупных социальных изменений и даже потрясений, для разрешения которых потребуется тщательное изучение возможностей и специальных средств сохранения профессиональной продуктивности людей в старшем и пожилом возрасте.
Делая смелый прогноз, можно предположить, что подобно тому, как на рубеже 18-19 века в этапах развитии личности выделился подростковый возраст, в будущем к концу 21-го века нас ждет появление нового возрастного периода, но уже в жизни пожилых людей.
В связи с этим в науке всё более актуализируется тема психологии пожилого возраста. Один из главных аспектов этой темы - профессиональная продуктивность при старении.
Исследователи отмечают, что этап старения отличается расплывчатостью границ и ярко выраженной вариативностью, индивидуальностью протекания [5,6]. В научный оборот введены понятия дивергентного и конвергентного типа старения [7], но и приведенные понятия развиваются, внутри них ученые выделяют особые подтипы [8]. Также разрабатывается понятие позитивного, успешного старения [6].
При этом в фокусе исследования, как правило, находятся личностные и поведенческие характеристики пожилых людей. Значительную роль в том, как протекает данный период, играет восприятие самим человеком своего старения, как он реагирует на происходящие с ним изменения, какую жизненную стратегию выбирает. Именно такого рода сложный процесс обуславливает повышенный исследовательский интерес к внутреннему миру пожилых людей, их мыслям и переживаниям. Особенно в тех ситуациях, когда человек длительное время сохраняет профессиональную продуктивность.
Одним из источников изучения данных переживаний могут служить автобиографические тексты. Они отличаются неформальным
характером и отсутствием жесткой структуры, отражают индивидуальность проживания человеком своей старости, причем дают возможность увидеть это со стороны его внутреннего мира, его субъективных переживаний.
В рамках данного исследования была предпринята попытка обращения к автобиографическим источникам с целью изучения особенностей восприятия пожилого возраста людьми, сохранявшими в этот период профессиональную продуктивность.
Были сформулированы критерии отбора автобиографических источников, предложена методика их анализа, выделены основные темы переживаний пожилого возраста, сформулированы параметры для описания индивидуальных траекторий восприятия человеком своего старения.
Методика исследования
Исследование проводилось на основе автобиографий и мемуаров, а также общих биографических сведений, доступных в открытых источниках.
Отбор биографий производился по следующим критериям:
- наличие данных о том, что в пожилом возрасте человек сохранял профессиональную продуктивность;
- подбор людей из разных профессиональных и социально-культурных групп, а также живших в разные исторические периоды;
- наличие соответствующих автобиографических текстов.
В результате для исследования были отобраны следующие автобиографические тексты:
1. Агата Кристи (Кристи А. «Автобиография») [9].
2. Питер Устинов (Устинов П.» О себе любимом») [10].
3. Юрий Никулин (Никулин Ю. Н. «Почти серьезно») [11].
4. Николай Лосский (Лосский Н.О. «Воспоминания: Жизнь и философский путь») [12].
5. Викентий Вересаев (Вересаев В.В. «Записи для себя») [13].
6. Николай Амосов (Амосов Н.М. «Голоса Времен») [14].
На первом этапе были составлены краткие биографические описания, подтверждающие, что выбранные для исследования люди продолжали профессиональную деятельность в позднем зрелом и пожилом возрасте (табл. 2).
Таблица 2
_Краткие биографические описания выбранных для исследования людей_
Агата Кристи
54
Продолжение литературной деятельности (написан роман " Смерть приходит в
года конце ")
58 лет Участие в археологической экспедиции
75 лет Написание автобиографии
80 лет Постепенное завершение литературной деятельности (написан роман "Пассажир из Франкфурта")
Питер Устинов
56 лет Написание автобиографии
56 лет Активное продолжение актерской карьеры (роль Ирода в фильме "Иисус из Назарета")
63 года Последняя режиссерская работа (фильм "Лев и Ястреб")
71 год Выбран на должность руководителя Даремского университета (руководил 12 лет)
82 года Последняя работа в кино (фильм "Лютер")
Юрий Никулин
55 лет Написание первой версии мемуаров (впоследствии дополнялись и переиздавались)
60 лет Завершение артистической карьеры, переход на должность режиссера цирка на Цветном бульваре
62 года Последняя крупная киноработа (фильм "Чучело)"
63 года Занятие должностей директора и художественного руководителя цирка
72 года Работа на телевидении в качестве одного из ведущих передачи "Белый попугай"
Николай Лосский
52 года Эмиграция из СССР, активная преподавательская деятельность
75 лет Чтение лекций по философии в Свято-Сергиевском богословском институте
149 Антон С. Новиков
77 лет Переезд в США, получение гражданства, продолжение преподавательской деятельности
Викентий Вересаев
55 лет Издание романа "В тупике"
55-70 лет Углубление в биографическую (биографии "Пушкин в жизни", "Гоголь в Жизни", "Спутники Пушкина") и автобиографическую прозу
Николай Амосов
55 лет Назначение на должность заместителя директора по науке Киевского научно-исследовательского института туберкулеза и грудной хирургии
57 лет Завершение работы в качестве заведующего кафедры грудной хирургии Института усовершенствования врачей, начало публицистической деятельности (издание книги ""Мысли и сердце")
70 лет Назначение на должность директора Института сердечно-сосудистой хирургии
80 лет Начало "эксперимента" по замедлению старения путем регулярных физических нагрузок
88 лет Постепенное завершение публицистической деятельности
Анализ автобиографических текстов производился средствами тематического анализа [15]. Были выделены фрагменты текстов, описывающие значимые изменения и переживания выбранных исследуемых.. Затем данные фрагменты были систематизированы, проиндексированы и объединены в следующие темы.
1. Изменение физического состояния
Осознание изменений внешности (Ф1); Ухудшение здоровья (Ф2); Принятие своего возраста, изменений внешности и физического состояния (Ф3); Смирение с ограничениями, вызванными ухудшением здоровья (Ф4); Отрицание возрастных изменений, протест против ухудшения физического состояния (Ф5); Стремление замедлить старение (Ф6)
2. Переживание "второй молодости"
Переживание второй молодости (М1); Переживание удовольствия от жизни, обострение восприятия жизни (М2); Открытие для себя новых перспектив, построение планов на будущее (М3); Вовлечение в новую деятельность, стремление к новым впечатлениям (М4)
3. Продолжение профессиональной деятельности
Продолжение активной профессиональной деятельности, стремление сохранить профессиональную активность (П1); Изменение характера профессиональной деятельности, уход в кабинетную работу, на руководящую должность (П2); Адаптация к новой профессиональной роли (П3); Нежелание прекращать профессиональную деятельность (П4)
4. Осмысление опыта прожитых лет
Подведение итогов (И1); Нахождение нового жизненного смысла (И2)
5. Подготовка к смерти
Ожидание смерти (С1); Смирение с приближением смерти (С2) Восприятие смерти как избавления от страданий, желание «уйти достойно» (С3); Восприятие смерти как нового опыта (С4)
6. Изменение социального статуса
Осознание изменений своего социального статуса (Ст1); Переживание одиночества (Ст2); Стремление к уединенности, покою в кругу близких (Ст3); Успешная адаптация к изменению социальной или культурной среды (Ст4) Результаты
Ниже приведены выдержки из автобиографических источников, обработанные средствами тематического анализа. Для каждого источника были выделены наиболее часто встречающиеся темы и индексы, составлены краткие описания переживаний автора по поводу своего пожилого возраста. Агата Кристи
В возрасте 55 лет Агата Кристи работа вместе с мужем в археологической экспедиции на раскопках Нимруда (Ирак). Она описывает этот период своей жизни как переживание «второй молодости». Эмоциональная и интеллектуальная сфера остаются сохранными, в то же время появляется больше свободного времени, ощущается прилив новых идей, открытие новых возможностей. В то же время эти возможности серьезно ограничены ухудшившимся здоровьем, что Агата Кристи воспринимает как данность. Однако в то же время проблемы со здоровьем обостряют восприятие жизни, ценность простых мгновений.
В возрасте 75 лет, написав автобиографию, Кристи подвела внутренний итог своей жизни и смирилась с приближением смерти. Она переживает страх тяжелой болезни, нежелание стать обузой для близких людей и воспринимает смерть как избавление.
Наиболее характерные темы: "вторая молодость" (М1,М2), изменения физического состояния (Ф2,Ф4), подготовка к смерти (С1, С2).
Тематический анализ источника (А. Кристи "Автобиография"). Переживание "второй молодости"
«Я с большим удовольствием пережила вторую молодость (М1), наступающую, когда заканчивается жизнь чувств и личных отношений и вдруг обнаруживаешь, скажем, лет в пятьдесят, что перед тобой открыта полноценная новая жизнь, наполненная размышлениями, открытиями, чтением (М2)» [9 с. 586].
«Вдруг понимаешь, что теперь посещать художественные выставки, концерты, оперу так же увлекательно, как в двадцать или двадцать пять (М1)» [9 с. 586].
«Какое-то время назад все силы уходили на личную жизнь, теперь ты снова свободна ( М1) и с удовольствием оглядываешься вокруг (М2). Можно наслаждаться отдыхом, можно наслаждаться вещами (М2)» [9 с. 586].
«Ты еще достаточно молода, чтобы получать удовольствие от путешествий по новым местам (М4), хотя уже и не так непритязательна в отношении бытовых условий, как прежде. В тебе словно происходит прилив жизненной энергии и новых идей» (М3) [9 с. 586].
Изменение физического состояния
«Но следом идет расплата надвигающейся старостью: у тебя почти постоянно где-нибудь что-нибудь болит (Ф2) - то прострел в пояснице, то всю зиму мучает ревматизм шейных позвонков так, что повернуть голову - сущая мука, то артрит в коленках не дает долго стоять на ногах и спускаться под гору - все это неотвратимо, и с этим нужно смириться (Ф4)» [9 с. 586].
Переживание "второй молодости"
«Зато именно в эти годы острее, чем когда бы то ни было в молодости, испытываешь признательность за дар жизни (М2). Это сродни реальности и насыщенности мечты - а я все еще безумно люблю мечтать (М1)» [9 с. 586].
Осмысление опыта прожитых лет
«В нынешнем году, уже в этом месяце, выйдет книга моего мужа «Нимруд и то, что в нем сохранилось». <...> Это работа всей его жизни - он упорно шел к ней начиная с 1921 года. Я горжусь им и очень рада за него. Чудом кажется, что нам обоим удалось сделать в жизни то, что мы хотели (И1)» [9 с. 588-589].
Продолжение профессиональной деятельности
«Доналд Уайзмен, один из наших эпиграфистов, прикрепил на дверь моей комнаты табличку, оповещавшую, что это «Бейт Агата» -«Дом Агаты», и в этот «Агатин домик» я удалялась ежедневно, чтобы немного поработать (П1). Но большая часть дня уходила на фотографирование или реставрацию и чистку находок (П2) из слоновой кости». )» [9 с. 591].
Эпилог
Осмысление опыта прожитых лет, переживание "второй молодости"
«Желание написать автобиографию, как я уже говорила, снизошло на меня неожиданно в моем нимрудском «Бейт Агата».
Теперь, перечитав написанное, я осталась довольна. Я сделала именно то, что хотела, - совершила путешествие. Не столько назад, через прошлое, сколько вперед - к_началу всего, к той себе, которой еще предстояло взойти на борт корабля, предназначенного пронести меня сквозь годы (И2, М3)» [9 с. 597].
Подготовка к смерти
«Теперь, когда я дожила до семидесяти пяти, думаю, наступило время остановиться: если речь идет о жизни, все уже сказано (С1).
Теперь я живу в долг, жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду в иной мир, чем бы он ни оказался (С1). К счастью, об этом человеку уже заботиться не надо.
Я готова к встрече со смертью (С2). Я была исключительно счастлива в этой жизни (И1). Со мной и сейчас мой муж, дочь, мой внук, зять - те, кто составляют мой здешний мир. И еще не настал момент, когда я стану для них только обузой (С3)» [9 с. 597].
«Хорошо, конечно, писать такие возвышенные слова. А что если я проживу лет до девяноста трех, сведу с ума всех близких тем, что не буду слышать ни слова, стану горько сетовать на несовершенство слуховых аппаратов, задавать бесчисленное множество вопросов, тут же забывать, что мне ответили, и спрашивать снова то же самое? Буду яростно ссориться с сиделкой и обвинять ее в том, что она хочет меня отравить, или сбегать из лучшего заведения для благородных старых дам, обрекая свою бедную семью на бесконечные тревоги? А когда наконец схвачу бронхит, все вокруг станут шептать: «Бедняжка, но нельзя не признать, что это для всех будет избавлением.»
Это действительно будет избавлением - для них; и это лучшее, что может случиться (С3)» [9 с. 598].
Изменение физического состояния, частичное сохранение переживаний "второй молодости"
«А пока, удобно расположившись, я все еще жду вызова в приемной у смерти и наслаждаюсь жизнью. Правда, с каждым годом приходится что-то вычеркивать из списка удовольствий (Ф3).
Дальние прогулки пешком - долой! И - увы! - морские купания тоже. Жареное филе, яблоки и свежую ежевику (неприятности с зубами). Чтение мелкого шрифта. Но многое еще и остается (М2). Опера и концерты, чтение, наслаждение, которое испытываешь, ложась в постель и засыпая, самые разные сны, молодежь, которая приходит навестить меня и бывает удивительно мила (М2). А самое,
пожалуй, лучшее, сидеть на солнышке, тихо дремать и... вот мы и добрались до главного - вспоминать! «Я вспоминаю. Я вспоминаю дом, где я родился.»
Подобно поэту, и я всегда мысленно возвращаюсь в дом, где родилась, - в Эшфилд». [9 с. 598].
Осмысление опыта прожитых лет
«Ребенок, вставая из-за стола, говорит: «Спасибо тебе, Господи, за хороший обед». Что сказать мне в свои семьдесят пять? Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована(И1)» [9 с. 600].
Питер Устинов
В 56 лет Петр Устинов описывает свой пожилой возраст как период «вознаграждений», к нему пришла известность, он был номинирован на награды. В то же время он продолжает активную профессиональную деятельность, воплощая образы стариков.
Устинов иронично оценивает отрицание пожилыми людьми своего возраста, стремление быть моложавыми. Сам он признает происходящие с ним возрастные изменения и в то же время ищет преимущества в своем новом возрасте. С его точки зрения, удел стариков - быть наставниками подрастающего поколения, при этом важно, чтобы наставник был сильной личностью, поскольку молодые люди неизбежно будут «пробовать его на прочность». И старик должен соответствовать этой новой для него социальной роли.
Наиболее характерные темы и индексы: осмысление опыта прошлых лет (И1, И2), изменение физического состояния (Ф3), продолжение профессиональной деятельности (П1).
Тематический анализ источника (П. Устинов "О себе любимом"). Осмысление опыта прожитых лет
«Я вступал в возраст вознаграждения. На моем столе стояли два женоподобных джентльмена и мужеподобные дамы (И1). Это были награды «Эмми», которые я получил за исполнение ролей доктора Джонсона и Сократа» [10 с. 252]. Изменение физического состояния
«Мужчинам моего возраста и моей профессии свойственно делать вид, что они моложе, чем на самом деле (Ф3). В Голливуде я узнаю только половину своих знакомых: лысым вшивают пышные шевелюры, волосатые прячут уши под уютными завитками каштановых локонов. И на всех полинялые джинсы и цепи с кусками золота на шеях. Они уже не пожилые мужчины, а моложавые, загорелые, подтянутые, без намека на седину (Ф3)» [10 с. 253].
Изменение физического состояния, осмысление опыта прожитых лет
«А ведь молодежи нужны старики (И2). Им нужны мужчины, которые не стесняются своего возраста, не превращаются в жалкие карикатуры на самих себя (Ф3). Я где-то читал, что родители - это кости на которых дети точат зубки (И2). Это относится также к ректорам и учителям. А кому нужны кости мягкие, самопроизвольно отдающие мозг жадному языку. Они должны быть твердыми и - почему бы и нет? - даже несокрушимыми. Я стал таким, каким был им нужен (И2)» [10 с. 253].
Продолжение профессиональной деятельности
«А впереди меня ждали «Горячие миллионы» с великолепной Мэгги Смит. Меня ожидали три фильма на диснеевской студии. <...>Впереди было «Бегство Логана», в котором я сыграл девяностолетнего старика (П1)» [10 с. 254].
Юрий Никулин
После шестидесяти лет Юрий Никулин перестал выступать на арене и перешел на должность директора цирка. Он не сразу привык к новой для него профессиональной роли, частично делегировал деловые вопросы коллегам.
На новой должности Юрий Никулин сохранял активность, ездил в командировки, в целом отмечал нехватку времени. Можно отметить признаки переживания «второй молодости»: стремление получить новые впечатления, прочитать новую книгу, многое успеть.
В то же время изменяется восприятие времени, проведенного в покое, в кругу близких - оно начинает цениться сильнее. Осознается приближение смерти, приходит примирение с этой перспективой.
Наиболее характерные темы и индексы: продолжение профессиональной деятельности (П1, П2, П3), изменение социального статуса (Ст1, Ст3), "вторая молодость" (М4).
Тематический анализ источника (Ю. В. Никулин «Почти серьезно»).
Продолжение профессиональной деятельности, изменение социального статуса
«Больше я не выхожу на арену. Еще мог бы поработать, но, как сказал Леонид Утесов, лучше уйти со сцены на три года раньше, чем на один день позже (Ст1). Я постоянно живу в Москве, как часто мы об этом раньше мечтали, — пожить побольше дома среди близких, друзей (Ст3).
Уйдя с манежа, я занимался режиссерской работой, а потом стал директором своего любимого цирка на Цветном бульваре (П2)» [11 с. 572].
«Я же до сих пор не могу всерьез почувствовать себя директором (П3). Конечно, многое осваиваю: банковские документы, хозяйственные проблемы, кадровые, но в основном занимаюсь проблемами творческими (П2, П3). Мне легче, я это понимаю, чем многим моим коллегам, директорам других цирков. У меня есть директор — распорядитель Михаил Седов, отвечающий за всю организационную часть, и другие помощники.
День директора. Он не такой, как день клоуна. Другие заботы (П3). Мне кажется, я мало изменился по характеру. Да, я — человек ленивый, что там скрывать. Но обязательный. Если кому-нибудь обещал, стараюсь выполнить» [11 с. 572].
«Чем были заполнены еще эти годы, когда я перестал быть клоуном? Ездил с группой артистов в Швецию, США и Канаду, смотрел программы других цирков, бывал на выпускных экзаменах в Государственном училище эстрадного и циркового искусства (П2).
В кино сыграл роль дедушки в фильме «Чучело» (П1), созданном удивительным человеком, с которым меня связывает многолетняя дружба, — Роланом Быковым. Я рад успеху фильма» [11 с. 573].
Переживание "второй молодости"
«Больше всего в последние годы страдал из-за нехватки времени. Порой что-то отложишь на завтра и с ужасом думаешь: а завтра это же практически через несколько часов! Только проснешься, сделаешь зарядку, выпьешь кофе и нужно куда-то бежать, встречаться, что-то обговаривать, кого-то убеждать (М4). Вырвешься домой на обед, а тут уже вечер. И завтра кажется не далеким, а близким, сиюминутным. Неделя проходит, как час. Месяц - как неделя. Годы летят!
Как и прежде, по привычке, записываю все дела на завтра на большом картонном листе. Получается примерно двадцать — двадцать пять пунктов. Если к концу дня вечером зачеркну половину — и то хорошо! Нужно успеть за день побывать в нескольких местах, встретиться с различными людьми, хочется посмотреть фильмы и спектакли, прочесть книгу. Как все успеть?! (М4)» [11 с. 574].
Изменение физического состояния
«Иногда, встречаясь с незнакомыми людьми, замечаю — они пристально рассматривают меня и, наверное, думают: вот он какой, Никулин, — седой, постаревший (Ф1)» [11 с. 574].
Изменение социального статуса
«Сейчас, когда не выступаю на манеже, стали чуть свободнее вечера, по субботним и воскресным дням уезжаю на дачу. Всегда был
противником дачи, но с возрастом отношение к ней изменилось. Когда изредка выдаются свободные дни, тоже уезжаю за город. Там можно действительно отдохнуть, побыть с женой и никуда не торопиться (Ст3)» [11 с. 574].
Подготовка к смерти
«Больно было провожать в последний путь армейского друга Ефима Лейбовича, о нем я не раз вспоминал в этой книге. Провожать в последний путь всегда грустно. И что лукавить, конечно, думаешь: придет и твой черед (С1)» [11 с. 574]
Николай Лосский
В пожилом возрасте Николай Лосский продолжал заниматься философской и педагогической деятельностью. В возрасте около 77 лет он переехал в США, где был вынужден адаптироваться к новой среде, сдавать экзамены для эмигрантов. Отмечается сохранение интеллектуальной и эмоциональной сфер, активные контакты с коллегами, деловые поездки, стремление к продолжению профессиональной деятельности.
На рубеже 90 лет стало сказываться серьезное ухудшение здоровье, произошло угасание интеллекта. Лосский смирился с приближением смерти и стал ждать ее как освобождения.
Наиболее характерные темы и индексы: продолжение профессиональной деятельности (П1), изменение социального статуса (Ст4).
Тематический анализ источника (Н. О. Лосский «Воспоминания: Жизнь и философский путь»)
Продолжение профессиональной деятельности
«Я продолжал жить в Нью-Хевене вместе с сыном и ездил в течение академического года каждую неделю на два дня в Нью-Йорк. Я читал в Академии два курса, один на русском, другой на английском языке. По-английски я прочитал три свои книги, переведенные на английский язык, но еще не напечатанные (П1): Достоевский и его христианское миропонимание; История русской философии; Христианская эстетика» [12 с. 296].
«Условия для занятий философией в Нью-Хевене были очень благоприятны (П1). Жизнь в этом культурном не слишком большом городе — спокойная, не утомительная. Библиотека Йельского университета чрезвычайно богата, в ней более четырех с половиною миллионов книг, и пополняется она все время очень интенсивно. Даже русский отдел в ней весьма богат» [12 с. 297].
Изменение социального статуса, переживание "второй молодости"
«В 1951 году исполнилось пять лет со времени моего въезда в США, и я, сдав экзамен, стал гражданином США. Для достижения
этой цели необходимо сдать экзамен, на котором задаются вопросы о главных событиях истории Соединенных Штатов и о конституции этого государства. Чтобы быть уверенным в себе, я не удовлетворился брошюрою, в которой изложены эти необходимые сведения, и поступил в школу для подготовки к гражданству. <...>. Для получения свидетельства надо было учиться десять недель, приходя на один час два раза в неделю (М4). Через пять недель я усвоил все, что нужно знать для экзамена, и моя учительница занималась со мною беседами о разных политических и социальных вопросах, а, кроме того, давала мне на дом и в классе различные книги, полезные для знакомства с разными сторонами истории и быта США (Ст4). Все в школе были заинтересованы тем, что явился в нее восьмидесятилетний ученик, бывший профессор (М4). Начальник школы и учительницы приходили знакомиться со мною» [12 с. 308].
Примечания Б.Н. Лосского (описаны последние годы жизни Н. О. Лосского)
Изменение физического состояния
«С потрясения, нанесенного отцу смертью брата Владимира, начался постепенный упадок его здоровья и состояния духа (Ф2)» [12 с. 332].
Подготовка к смерти
«В начале июня он прилетел в Париж, и когда мы с Магдалиной (вдовой старшего брата) его встретили и довезли до ее квартиры, он нам очень твердо объявил, как бы «раз навсегда», что его организм разрушен, и главное, единственное, о чем он молится, есть скорейшее ниспослание ему смерти (С3). К этому он прибавил, что лежать хотел бы на русском кладбище SteGenevieve, вблизи от могилы сына Владимира (С2)» [12 с. 332].
Викентий Вересаев
Записи Викентия Вересаева о себе в пожилом возрасте охватывают период от 54 до 73 лет. В начале пожилого возраста Вересаев подводит некоторый итог прожитым годам и переживает состояние «второй молодости» - охваченность новыми идеями, новыми планами, желанием работать. Это сопровождается, с одной стороны, отрицанием своего возраста, переживаниями о проблемах со здоровьем, с другой, - мыслями о приближении смерти и желанием подготовить-ся к ней, чтобы уйти достойно. Комплекс этих переживаний сопровождает писателя около 20 лет.
В 73 три года он осознает упадок своих физических сил и невозможность умственной работы и смиряется с этим.
Наиболее характерные темы и индексы: "вторая молодость" (М3), подготовка к смерти (С1, С2, С4).
Тематический анализ источника (В. В. Вересаев «Записи для себя»).
Осмысление опыта прожитых лет
«Из дневника. 13 февраля 1923 г. - На жизнь свою оглядываюсь с благодарностью. Судьба была ко мне благосклонна, даже больше, -баловала меня. И самый ценный дар: она дала мне способность знать свое место и не переоценивать себя. Поэтому я почти избавлен был от самых тяжелых страданий, - зависти и обид самолюбия (И1)» [13 с. 448].
Переживание "второй молодости"
«Смотрю вперед: много ждет радостного. Кончу роман, возьмусь за работу над Пушкиным (М3)» [13 с. 448].
Подготовка к смерти
« И вот вдруг заметил в себе: еще чего-то радостно жду. Чего именно?
Смерти! (С4)
Как странно. Смерти я никогда не боялся, страха смерти никогда не мог понять. Но недавно почувствовал: жду ее, как большого, поднимающего, ослепительно-яркого события. Вовсе не в смысле избавления от жизненной тяготы,-- жизнь я люблю. Просто сама по себе смерть сияет в сумрачной дали будущего яркою точкою (С1, С2).
А недавно заметил в себе еще вот что. Человек умер неожиданно, сразу, - от разрыва сердца, или трамвай раздавил.
- Хорошо так умереть, - без мучений, без ожидания надвигающейся смерти!
Нет, по-моему, вовсе не хорошо. Смертные муки... Так ли они страшны? А может быть, при неожиданной смерти мы лишаемся переживания такого блаженства, перед которым ничтожны все смертные муки? (С4)» [13 с. 448-449].
Изменение физического состояния
«Из дневника. 10 декабря 1927 года. От врача.-- Это было для меня совершенно неожиданно: сердце увеличено на три сантиметра, аорта поражена склерозом и расширена, общий артериосклероз (Ф2). А я себя считал совсем здоровым! Хотя уже месяца три даже при обыкновенной ходьбе, не только при подъеме на лестницу, "чувствую" свое сердце. Но в общем очень гордился, что никто не дает мне моих лет,-по отсутствию седых волос, физической крепости, общей живости (Ф5)» [13 с. 451].
Подготовка к смерти
«И вот теперь,-- что же? Значит,-- первый звонок? Странно: нисколько это меня не огорчает и не пугает. Никогда я не мог понять страха смерти, хотя все больше любил жизнь (С2). И вот только одно
неприятно: при такой болезни можно умереть неожиданно. Этого мне не хочется. Мне бы хотелось медленно подойти к смерти, хотя бы с мучениями . Я с замиранием жду этого, как чего-то безмерно сладостного и великого (С4). И уж совсем, конечно, не хочу умереть с распавшеюся и разлагающеюся психикой (Ф5)» [13 с. 452].
Переживание "второй молодости"
« Но другое горько. Мне кажется, я только теперь научился думать, писать, жить, обращаться с людьми . Теперь-то бы только и развернуть жизнь и работу (М3). А артерии в мозгу уже склерозиру-ются (Ф2)» [13 с. 448].
« Да, все это очень внушительно. Мне идет шестьдесят третий год. Но я еще не чувствую надвигающейся смерти, в душе бодро и крепко. Огромная охота работать (М1). Играю в теннис. Чувствую себя в душе настолько молодым, что иногда мелькает мысль: да не ошибка ли, что у меня в паспорте год рождения показан 1867 (М1) и что вот эти дряхлые, сгорбленные, такие бесспорные старики - мои ровесники?» [13 с. 458].
Изменение социального статуса, продолжение профессиональной деятельности
«А все-таки все это уже очень близко и передо мною. Вчера ходил у себя по саду, подвязывал виноградные лозы к тычкам и думал: скоро, скоро уже придется жить "на пенсии", - на духовной пенсии, с "заслуженным правом не работать" (Ст1). И не мог себе представить: как же это я тогда буду жить? Греться на солнышке, вспоминать былое и вот так ходить по саду, дрожащими руками подвязывать лозы, И больше ничего. Какая нелепость! (П4)» [13 с. 458].
Изменение физического состояния, подготовка к смерти
« Я хочу кричать, вопить: дайте мне право свободно распоряжаться собою! Примите мое завещание, исполните его. Если я окажусь негодным для жизни, если начнет разлагаться мое духовное существо,-- вы, друзья, вы, кто любит меня,-- докажите делом, что вы мне друзья и меня любите. Сделайте так, чтобы мне достойно уйти из жизни, если сам я буду лишен возможности сделать это! (С3)» [13 с. 457].
«Тут самое главное: человеку должна быть дана возможность встретить смерть достойно (С3)» [13 с. 458].
«9 сентября 1940 г. - Давление крови у меня непрерывно растет, и все меры мало помогают . Сейчас - 210. Совершенно не могу физически работать, что меня всегда так живило. Мало и трудно могу работать умственно: сейчас же начинаются боли в голове (Ф2). Что ж! Семьдесят три года. Пора и честь знать (Ф4). Удивительно, как смерть меня мало пугает! (С2)» [13 с. 459].
Николай Амосов
Пожилой возраст Николая Амосова прошел под девизом борьбы со старением. Имея изначально слабое сердце, Амосов поставил себе цель, как можно дольше задержать угасание своего организма. Он боялся снижения интеллекта и потери возможности продолжать научную деятельность.
Амосов долгое время продолжает научную работу и публицистическую деятельность, при этом осознает утрату былого авторитета, происходящие вокруг социальные изменения, снижение своих возможностей.
Также Николай Амосов очень трезво оценивает свое здоровье, в возрасте 84 лет смиряется с перспективой смерти и в то же время строит новые планы, пишет новые книги.
В девяносто лет Амосов поддерживает себя физической активностью, выполняет разработанный им самим комплекс упражнений.
Наиболее характерные темы и индексы: изменение физического состояния (Ф5, Ф6), продолжение профессиональной деятельности (П2), подготовка к смерти (С2, С3), "вторая молодость" (М3).
Тематический анализ источника (Н. М. Амосов «Голоса Времен»),
Изменение физического состояния
«Опечалился, но придумал гипотезу для объяснения (Ф5). Старение запрограммировано в генах: от него уменьшается функция всех органов, напрягаться не хочется - иди на пенсию. Когда человек перестает работать, он детренируется, функция еще снижается, и это еще ускоряет старение. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно заставить себя сильно увеличить физическую нагрузку. Так, через физкультуру я предполагал остановить старение и даже в какой-то степени омолодиться (Ф6).
Так родился "Эксперимент"
Знал, что сердце неполноценное: увеличено в полтора раза, 8 лет живу со стимулятором, есть маленький аортальный порок, и бывает стенокардия. Риск? Да, но что мне терять? Стареть без сопротивления? Противно (Ф6)» [14].
«Большие нагрузки несомненно полезны. Два года чувствовал себя хорошо, моложе лет на десять (Ф6). Все внутренние органы, кроме сердца, и теперь служат отлично. За это говорят анализы и отсутствие заболеваний» [ 14].
«Я не рассчитывал на значительное омоложение, больше - на замедление старения .Думаю, что надежды оправдались. Если бы сердце было здоровое, (и был бы разумный!) мог бы продержаться до 90 лет (Ф6). Правда "гены старости" коварны, и очень индивидуальны» [14].
Продолжение профессиональной деятельности
«Самое страшное для ученого - ослабление памяти, потеря способности к творчеству. Эта перспектива меня беспокоит больше, чем трудности при ходьбе. Получил ли я доказательства активации мышления? Трудно сказать с уверенностью, но скорее "да", чем "нет. " Судите сами. За три последних года я написал три брошюры и три книги (П2)» [14].
Переживание "второй молодости"
«Во всяком случае, от эксперимента у меня было самое главное -уверенность в будущем. Жил, не оглядываясь на возраст: с интересом, хотя и без операций, без лекций, без институтской текучки (М3). Теперь будущее сократилось. Но работа продолжается: мои темы неисчерпаемы, а остановка - мысли - смерти подобна (М3)» [14].
Продолжение профессиональной деятельности, изменение физического состояния
«Мне уже 84. Зиму и весну зверски работал над рукописью "Воспоминаний" и, кажется, даже полегчало, стал быстрее ходить (П2). Обрадовался, но случился прокол. Вот такой: поднимался по лестнице в Доме Ученых, опаздывал, спешил в наш Клуб и - упал в обморок (Ф2)» [14].
Подготовка к смерти
«Такое, скажу вам, было приятное ощущение! И последняя мысль: - Умирать не страшно (С2).Так, что все имеет свои прелести. В том числе и болезнь сердца: упал - и умер! (С2, С3)
Ничего не произошло, кроме переполоха с вызовом скорой помощи. Отошел через 15 минут, семинар и мое выступление были удачные» [14]. «Но "звонок" был. Нужно готовиться к худшему: "Не потерять лицо" (С3)» [14].
«Конец не состоялся. Но опыт "приближения" - близкого - "Туда" -приобрел. Оказалось: не страшно (С2). Вернулся, дописал пережитое, и опять торопливо - нужно было срочно сдавать в печать» [14].
Продолжение профессиональной деятельности
«Торопился писать: ранней весной я почувствовал приближение конца. Не то чтобы хотел "оставить след" - не заблуждался на свой счет - оставлять нечего. Нужно было держать себя, сопротивляться: перед чем? Хотел написать "перед смертью", но очень напыщенно звучит. Скажем - перед "чем-то". Для этого работа - лучшее средство. Книжку дописал перед самым отъездом на операцию, не успел даже перечитать (П2)» [14].
«Главное не в этом. Оно - в работе над прежними темами по философии: разум, психика, общество, будущее. Все нужно пересмотреть через призму самоорганизация, Сижу за компьютером по несколько
часов. Не чувствую оскудения разума, разве что память стала чуть хуже. Вот теперь Вера Борисовна Бигдан приобщает к Интернету. Страничку для меня открыла. Надеюсь не отстать от прогресса. Плюс - занятие для замены общения (П2)» [14].
Изменение социального статуса
«Я не обманываю себя: моя жизнь нужна разве что жене (Ст1). Перешел на пенсию, но два раза в месяц хожу пешком в институт -отрабатываю потребность общения: бывшие пациенты, друзья, ученики, "чайники" - изобретатели завиральных идей» [14].
Изменение физического состояния
«Снова начал осторожно бегать. 17 июня сняли швы. Постепенно восстановил бег и объём гимнастики с гантелями. Шаткость походки, к сожалению, остаётся. Победить старость не удаётся. Однако, умственная работоспособность сохраняется. Эксперимент продолжается (Ф6)» [14].
Выводы
Анализ автобиографических текстов показал, что, несмотря на то, что выбранные для исследования люди имели разный жизненный опыт, разные взгляды на жизнь, принадлежали к разным социальным группам, у них обнаруживаются общие особенности переживания пожилого возраста.
Сохранение интеллектуальной и эмоциональной сферы: описанные люди демонстрируют способность к активной мыслительной деятельности и новые профессиональные достижения в течение длительного времени. Они отмечают, что их чувства и эмоции не угасли, а переживаются так же ярко как в молодости. При этом происходит обострение восприятия жизни, люди начинают ценить её самые простые аспекты.
Осознание необходимости примирения с ухудшением физического состояния. Переживается людьми по-разному: от внутреннего протеста и стремления замедлить старение до принятия и смирения.
Осмысление своей жизни, подведение итогов прожитых лет. В начале пожилого возраста эти итоги воспринимаются как промежуточные, в период угасания физических сил - как окончательные.
Стремление продолжать профессиональную деятельность. Распространенный способ продолжения работы при ухудшении физического состояния - переход на кабинетную работу: литературная деятельность, написание научных трудов, занятие административных должностей.
Появление размышлений о смерти, стремление подготовиться к «достойному уходу» или ожидание смерти как нового опыта.
В рамках данного исследования особый интерес вызывает явление переживания описанными людьми «второй молодости». Оно в боль-
шей или меньшей степени представлено во всех рассмотренных источниках.
Данное переживание наступает примерно на рубеже 55 лет. Его появлению способствует сочетание двух условий.
Первое. Благодаря достижениям прошлых лет человек стал более свободен в социальном и профессиональном плане - завоевал авторитет, стал материально независим, прошел самую напряженную стадию образования семьи и воспитания детей. У него появляется возможность самому распоряжаться своим временем.
Второе. Эмоциональная и интеллектуальная сфера человека не претерпела заметного ухудшения по сравнению с периодом его молодости. Он ясно мыслит и остро чувствует.
Сочетание этих двух условий приводит к появлению у пожилого человека переживания «второй молодости», которое включает в себя следующие составляющие:
- чувство свободы, открытия новых возможностей, начала нового этапа жизни;
- подъем сил, восприятие себя "вновь молодым";
- желание работать, добиваться новых успехов;
- стремление продолжать профессиональную деятельность;
- при подведении итогов прожитых лет эти итоги воспринимаются как "промежуточные";
- построение планов на будущее;
- стремление к новым впечатлениям, новому опыту.
Одновременно с этим переживание "второй молодости" включает в
себя осознание ограничений, накладываемых физическим состоянием. Если ранее над человеком довлели ограничения социальные, то теперь - это ограничения биологические.
В рассмотренных текстах наблюдаются два вида реакций пожилого человека на ухудшение физического состояния:
- признание и смирение, изменение образа жизни в соответствии с физическими изменениями;
- внутренний протест и активизация действий по сохранению физической формы, стремление замедлить старение.
Интересным представляется переживание, описанное Питером Устиновым, который сформулировал социальную роль пожилого человека как наставника для молодежи. При этом предполагается, что молодежь всегда будет оспаривать его авторитет, и потому наставник-старик обязательно должен быть сильной личностью. В рамках данного исследования, это переживание рассматривается как один из вариантов открытия пожилым человеком нового жизненного этапа.
Было отмечено, что описанные составляющие встречаются у разных людей в различном соотношении. Поэтому после дополнительного качественного анализа было предложено четыре типа проживания пожилыми людьми "второй молодости".
1) Переживание чувства свободы и начала нового жизненного этапа, стремление к получению ярких впечатлений (А.Кристи, В.Вересаев).
2) Подведение жизненных итогов, чувство начала нового жизненного этапа, принятие социальной роли наставника (П.Устинов).
3) Стремление продолжать профессиональную деятельность, смена режима работы и смирение с изменением физического состояния (Ю. Никулин, Н.Лосский).
4) Стремление продолжать профессиональную деятельность, смена режима работы и протест против изменения физического состояния (Н. Амосов, В.Вересаев).
Благодарности
Выражаю благодарность заведующей кафедрой психологии Новгородского государственного университета Марине Борисовне Калашниковой за поддержку в проведении исследования, ценные советы и помощь, оказанную при написании данной статьи.
Acknowledgements
I want to thank Professor Marina Kalashnikova, Head of the Department of Psychology, for all her support, comments and critical review.
Литература
1. Распределение населения Российской Федерации по полу и возрастным группам (на 1 января 2018 г.) [Элекгрнный ресурс]: Электрон. дан. (1 файл, 40 Кб)- М., 2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/nasvoz2018.xls (дата обращения 9.02.2019).
2. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2010 г. [Электронный ресурс]: Бюллетень. - Электрон. дан. - М.,2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_111/Main.htm (дата обращения 9.02.2019).
3. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2017 г. [Электронный ресурс]: Бюллетень. - Электрон. дан. - М.,2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_111/Main.htm (дата обращения 9.02.2019).
4. Демографический ежегодник России. 2017. - М.: Росстат, 2017. - 263 с.
5. Ермолаева М.В. Стоит ли бояться старости? //Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - Вып. 1 (38). - с. 123—132.
6. Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю., Криулина А.В. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - Т. 7. - Вып. 36. - 2014. URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1020-golovey36.html (дата обращения 9.02.2019).
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
8. Александрова М.Д. Старение человека и его индивидуальные проявления. -Вестник СПбГУ. - Сер. 16. - Вып. 2. - 2014. - с. 81 - 86.
9. Кристи А. Автобиография/пер. И. Дорониной, В. Чемберджи. - СПб.: Лим-бус Пресс, Культура, 1997. - 608 с.
10. Устинов П. О себе любимом / пер.Т.Черезовой. - М.: Захаров АСТ, 1999. -336 с.
11. Никулин Ю. Н. Почти серьезно... - М.: Вагриус, 1992. - 576 с.
12. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь [Электронный ресурс] / / Электронная библиотека "ImWerden". - Мюнхен, 2018. URL: http://imwerden.de/pdf/lossky_vospominanija.pdf (дата обращения 9.02.2019).
13. Вересаев В.В. Собрание сочинений в четырех томах. Т.4. - М.: Правда, 1985. - 496 с.
14. Амосов Н.М. Голоса времен [Электронный ресурс] // Сайт посвященный Н.М. Амосову. - 2018. URL: http://ukrainiancomputing.org/AMOSOV/voices1_r.html (дата обращения 9.02.2019).
15. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: "Юрайт", 2016. - 423 с.
References
1. RaspredelenienaselenijaRossijskojFederaciipopoluivozrastnymgruppam (na 1 janvarja 2018 g.) [Distribution of the population of the Russian Federation by sex and age groups (as of January 1, 2018) (In Russ.)]. Moscow, 2018. - Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/nasvoz2018.xls (Accessed 9 February 2019).
2. Chislennost' naselenijaRossijskojFederaciipopoluivozrastuna 1 janvarja 2010 g. [The population of the Russian Federation by sex and age as of January 1, 2010 (In Russ.)]. Moscow, 2018. - Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_111/Main.htm (Accessed 9 February 2019).
3. Chislennost' naselenija Rossijskoj Federacii po polu i vozrastu na 1 janvarja 2017 g. [The population of the Russian Federation by sex and age on January 1, 2017 (In Russ.)]. Moscow,2018. - Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_111/Main.htm (Accessed 9 February 2019).
4. Demograficheskij ezhegodnik Rossii. 2017 [Demographic Yearbook of Russia. 2017 (In Russ.)].Moscow, Rosstat publ., 2017, p. 263.
5. Ermolaeva MV. Stoit li bojatsja starosti? [Is it worth it to afraid of old age? (In Russ.)]. IN: Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija [Actual problems of psychological knowledge (In Russ.)], 2016, no 1(38), pp. 123 — 132.
6. Golovei LA., Strizhitskaya OYu., Kriulina AV. Pozitivnoe funkcionirovanie lichnosti v pozhilom vozraste: kompleksnyj podhod [Personality positive functioning in elderly people: a complex approach (In Russ.)]. IN: Psihologicheskie issledovanija [Psychological research (In Russ.)], 2014, vol. 7, no. 36. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1020-golovey36.html (Accessed 9 February 2019).
7. Anan'ev BG. Chelovek kak predmet poznanija [Man as a subject of knowledge (In Russ.)]. - St. Petersburg, Питер publ., 2001, p. 288.
8. Aleksandrova MD. Starenie cheloveka i ego individual'nye projavlenija [ (In Russ.)]. IN: Vestnik SPbGU [SPbSU Bulletin (In Russ.)], 2014, series 16, no. 2. - pp. 81 - 86.
9. Kristi A. Avtobiografija [Autobiography (In Russ.)]. - St. Petersburg, Limbus Press publ., Kul'tura publ., 1997, p. 608.
10. Ustinov PO. sebe ljubimom [About dear yourself (In Russ.)]. Moscow, Zaharov AST publ, 1999. p. 336.
11. Nikulin JuN. Pochti ser'ezno... [Almost serious... (In Russ.)]. Moscow, Vagrius publ, 1992, p. 576.
12. Losskij NO. Vospominanija: Zhizn' i filosofskij put' [Life and philosophical way (In Russ.)]. Munich, 2018. Available at: http://imwerden.de/pdf/lossky_vospominanija.pdf (Accessed 9 February 2019).
13. Veresaev VV. Sobranie sochinenij v chetyreh tomah [Collected works in four volumes (In Russ.)].. Vol. 4. Moscow, Pravda publ, 1985, p. 496.
14. Amosov NM. Golosa vremen [Voices of time (In Russ.)]. Available at:: http://ukrainiancomputing.org/AMOSOV/voices1_r.html (Accessed 9 February 2019).
15. Busygina NP. Kachestvennye i kolichestvennye metody issledovanij v psihologii: uchebnikdljabakalavriataimagistratury [Qualitative and quantitative research methods in psychology: a textbook for undergraduate and graduate programs (In Russ.)]. Moscow, Jurajt publ., 2016, p. 423.
Информация об авторе
Антон С. Новиков, студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, В.Новгород, Россия; 173003, Россия, Великий Новгород , ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41;antnovik777@gmail.com
Information about the author
Novikov S. Anton Ph.D. Student, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Novgorod the Great, Russia; bld. 41,Bolshaya Sankt-Peterburgskaya str., Novgorod the Great, Russia, 173003; antnovik777@gmail.com