Научная статья на тему 'Пожилой человек и цифровое пространство: точки соприкосновения'

Пожилой человек и цифровое пространство: точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1976
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTINUING EDUCATION / THIRD AGE / DIGITAL SPACE / PSYCHOLOGICAL READINESS / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Даринская Лариса Александровна, Молодцова Галина Ивановна, Москвичева Наталья Львовна

В статье рассматривается проблема вовлечения пожилых людей в цифровое пространство. Обобщены данные отечественных и зарубежных исследований этой проблематики, приведены результаты пилотажного исследования вопроса о том, насколько сами пожилые люди готовы и хотят быть сопричастными актуальным тенденциям развития информационного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the problem of involvement of elderly people in the digital space. The findings of national and foreign researches of this issue are summarized, the results of the pilot study of the question of extent to which elderly people are ready to be a part of current trends of information society development are described

Текст научной работы на тему «Пожилой человек и цифровое пространство: точки соприкосновения»

Л. А. Даринская (г. Санкт-Петербург) Н. Л. Москвичева (г. Санкт-Петербург) Г. И. Молодцова (г. Санкт-Петербург) ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК И ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

ELDERLY PEOPLE AND DIGITAL SPACE: COMMON POINTS

В статье рассматривается проблема вовлечения пожилых людей в цифровое пространство. Обобщены данные отечественных и зарубежных исследований этой проблематики, приведены результаты пилотажного исследования вопроса о том, насколько сами пожилые люди готовы и хотят быть сопричастными актуальным тенденциям развития информационного общества Ключевые слова: непрерывное образование, третий возраст, цифровое пространство, психологическая готовность

The article discusses the problem of involvement of elderly people in the digital space. The findings of national and foreign researches of this issue are summarized, the results of the pilot study of the question of extent to which elderly people are ready to be a part of current trends of information society development are described

Keywords: continuing education, third age, digital space, psychological readiness

В XXI веке человечество столкнулось с проблемой увеличения продолжительности жизни людей пожилого возраста, доля которых в составе населения развитых стран уже составляет до 20%. Возникла необходимость качественного переосмысления понятия «третий возраст», что связано с активной интеграцией пожилых людей в общественную жизнь. Понимание старения как периода аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала, становления человеческой целостности (Б. Г. Ананьев] способствовало возникновению новой модели старости, определяемой не только увеличением периода жизни человека, но и позитивным изменением ее качества, включающего значительные возможности индивидуально-личностного развития, зависящие от условий окружающего мира.

Стремительное развитие цифровых технологий привело к широкому распространению различных форм обучения пожилых. Психолого-педагогические исследования в разных странах выявили не только определенные сложности в ходе освоения пожилым человеком новых технологий, но и возникающие при этом позитивные эффекты. Установлено, что использование цифровых техноло-

гий требует постоянного координирования множества новых действий, уменьшения физических, мышечных нагрузок, трудных для пожилого человека, и замены их более легкими физически, но динамическими нагрузками, предполагающими высокий процесс интеграции включенных в деятельность визуальных, аудиальных и тактильных зон возбуждения, выводящих человека на более сложные задачи по самоуправлению [1]. Большинство людей в возрасте до 70-75 лет в значительной мере сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал, обладают хорошей организацией памяти, а трудности в обучении связаны преимущественно с состоянием здоровья [2].

Исследователи подчеркивают позитивное влияние цифровых технологий на личностное и социальное развитие пожилых людей: устойчивое чувство достижения, повышение уровня знания своих прав, рост возможностей поддерживать и развивать социальные отношения, личное удовлетворение [3], чувство независимости [4], сопричастность к благополучию других людей, экономию денег и времени [5]. Освоение цифрового пространства значительно повышает мобильность пожилых людей, расширяет воз-

можности для общения, посещения выставок, экскурсий, экспедиций, спектаклей; совершения покупок, организации путешествий, заказа билетов в театр, просмотра расписаний, прогноза погоды, телепрограмм, обеспечивает дистанционный доступ к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Тем не менее, возникает вопрос, каким образом вовлечь пожилых людей в новую для них сферу деятельности? И хотят ли они быть вовлеченными?

Современные исследования показывают, что, несмотря на указанные преимущества, связанные с использованием цифровых технологий, многие представители третьего возраста не готовы принять их [6]. Негативное отношение пожилых людей часто связано с опасением нарушить повседневный порядок, а также отсутствием интереса или желания учиться новому в целом [7]. Принятие и усвоение у пожилых людей всего нового во многом обусловливается тем, насколько оно принято другими членами социальной системы, совместимо с их ценностями и потребностями [8]. Отношение к цифровым технологиям тесно связано с образом жизни пожилых людей, предыдущими личными обстоятельствами (например, страхом перед техникой], образованием, экономическим и социальным статусом и др. [9].

Выявлены различные типы внешних барьеров вовлечения пожилых людей в цифровое пространство: сложность и высокая стоимость оборудования, отсутствие поддержки во время учебного процесса, несоответствующие дидактические подходы в формировании необходимых навыков, слишком высокая скорость инструкций, сложность пользовательского интерфейса, отсутствие поддержки со стороны семьи и др., - заставляющие пожилых людей осознавать собственную беспомощность [10].

Последние годы в центре внимания исследователей разных стран находится «цифровой разрыв» (Digital Divide], означающий, что доступ к Интернет-технологиям и соответствующие навыки (или их отсутствие] помещают человека на ту или иную сторону информационного пространства. Исследования показывают, что пожилые люди, по сравнению с более молодыми, чаще используют устаревшие технологии, сложнее принимают новые [11]. Например, недавний французский национальный опрос показал, что

среди пожилых людей, родившихся до 1930 г., только 8,4% используют Интернет, среди людей, родившихся между 1930 и 1949 гг., пользователей Интернета 32, 9%, а среди рожденных после 1990 г. - почти 100% [12].

Теоретической основой изучения готовности пожилых людей к освоению цифрового пространства может выступить разработанная российскими исследователями психологическая концепция цифровой компетентности, включающей не только основанную на непрерывном овладении компетенциями (знания, умения, мотивация, ответственность] способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфо-коммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера], но также и его готовность к такой деятельности. Концепция учитывает потребности и желания человека, степень его готовности к развитию (мотива-ционная сфера], отношение к интернету, степень понимания и принятия норм и правил цифрового мира и готовность им следовать (ценностная сфера], позволяет прогнозировать возможное поведение человека в интернете при столкновении с новыми возможностями и опасными ситуациями [13].

Таким образом, актуальность психолого-педагогических исследований проблемы вовлечения пожилых людей в цифровое пространство очевидна. Выявлено противоречие между теми преимуществами, которые могут предоставить пожилому человеку современные цифровые технологии, и отсутствием психолого-педагогических условий, способствующих вовлечению представителей третьего возраста в цифровое пространство.

Для того чтобы выявить типичные сложности пожилых людей при взаимодействии с «цифрой» и определить индивидуальные психологические характеристики, выступающие фасилитаторами или барьерами в этом взаимодействии, нами было проведено пилотажное исследование. Ведущий метод исследования - полуструктурированное интервью, содержащее вопросы о степени вовлеченности пожилых людей в цифровое пространство. Цель опроса - узнать, в какой мере пожилые люди знакомы с разными видами современной цифровой техники, возможностями сети Интернет, насколько умеют ими пользоваться. Как пожилые люди разных

возрастных групп оценивают свои возможности в освоении цифровых технологий? Каждый участник опрашивался индивидуально, ответы фиксировались в специальных бланках.

В опросе участвовали 68 респондентов в возрасте от 58 до 84 лет, средний возраст 69, 62±7,4, из них 51 женщина, 17 мужчин. Респонденты относительно молодого возраста, 58-64 года, выступавшие сравнительной группой, составляли 16,2% выборки; в другие группы входили респонденты более старших возрастов: 65-69 лет - 48,5%; 70-79 лет - 22,1%; 80 лет и старше - 13,2%, что в целом соответствует соотношению возрастного состава пожилого городского населения. Все опрошенные проживают в городах (Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Элиста].

Анализ фактического использования пожилыми людьми цифровых технологий и возможностей глобальной сети Интернет показал, что 100% опрошенных имеют мобильный телефон, подавляющее большинство респондентов (76,5%] пользуются им минимум 1 раз в день, 13,2% - 2-3 раза в неделю; а 5,8% респондентов - еще реже.

В использовании дополнительных возможностей мобильного телефона, кроме разговоров с родными и близкими, между респондентами существуют различия. В группе 58-64 лет около половины опрошенных обмениваются смс-сообщениями, чуть более трети (36,4%) - делают и отсылают фото, выходят в Интернет для поиска информации (27,3%) и общения в соцсетях (18,2%). С повышением возраста респондентов использо-

вание телефона для обмена смс и фото снижается примерно на 10% в каждой последующей возрастной группе и значительно уменьшается использование мобильного Интернета. Однако в нашей выборке даже в старших возрастных группах достаточно активно используются возможности гаджета, не связанные с Интернетом: более трети участвовавших в опросе респондентов 70-79 лет и почти пятая часть респондентов старше 80 лет обмениваются смс, 21,4 % опрошенных 70-79 лет и 11,1% опрошенных старше 80 лет фотографируют и обмениваются фото.

Большинство опрошенных (77,9%) ответили, что у них (или у родных, с которыми они вместе проживают) имеется компьютер (ноутбук, планшет), 73,5% указали, что эта техника имеет доступ к интернету. Представленные в таблице 1 данные позволяют определить приоритеты пожилых людей в использовании компьютерной техники (в правом столбце приведены только значимые результаты применения критерия Хи-квадрат Пирсона). Наиболее популярны: поиск полезной информации (32,4%), общение с родными и друзьями посредством Skype и аналогичных программ (27,9%), просмотр фотографий и видео без выхода в Интернет (20,6%), использование Интернета для развлечений, просмотра видео и пр. (20,6%). Небольшая часть респондентов выходит в Интернет для отправки и приема сообщений электронной почты (13,2%), для пользования госуслугами, совершения платежей или покупок (10,3%), для общения в соцсетях (7,4%), совсем незначительная часть опрошенных (1,5%) - для участия в обсуждениях (форумах и т.п).

Вопросы/пункты интервью В целом по выборке Возрастные группы Крит. хи-квадрат

58-64 лет 65-69 лет 70-79 лет Старше 80 лет Значимость р

Пользуются компьютером/ноутбуком/ планшетом 48,5 54,5 55,9 35,7 33,3

Для чего Вы используете компьютер*:

Поиск информации 32,4 36,4 41,2 21,4 11,1

Skype и др.программы общения 27,9 45,5 26,5 14,3 33,3

Просмотр фото и видео (без Интернета) 20,6 27,3 20,6 21,4 11,1

Развлечения в Интернете 20,6 27,3 20,6 28,6 -

Таблица 1.

Использование возможностей компьютерной техники и глобальной сети Интернет респондентами разных возрастных групп (%)

Электронная почта 13,2 27,3 14,7 - 11,1

Госуслуги, платежи 10,3 18,2 8,8 7,1 11,1

Общение в соцсетях 7,4 18,2 8,8 - -

Обсуждения, форумы 1,5 - 2,9 - -

Основная причина, побудившая пользоваться компьютером*

Общаюсь с родными и друзьями 32,4 36,4 41,2 9,1 33,3

Узнаю новости 29,4 26,3 29,4 35,7 22,2

Оплачиваю счета 8,8 15,2 8,8 - 11,1

Самообразование 7,05 18,2 2,9 7,1 -

Чувствую себя независимым 4,4 9,1 6,9 7,1 -

Чувствую себя менее одиноким 2,9 - 2,9 - 11,1

Вы включены в какие-либо социальные сети? В какие?

Да 51,5 80,0 58,8 21,4 45,6 0,029

Одноклассники 29,4 63,6 35,3 - 11,1 0,003

ВКонтакте 17,6 18,2 17,6 14,3 22,2

Бкуре 23,5 36,4 23,5 7,1 33,3

Фейсбук 2,9 9,1 2,9 - -

УШег 5,8 4,4 1,4 - -

Как видно из таблицы 1, количество опрошенных, пользующихся компьютерной техникой, в более молодых возрастных группах составляет около половины (среди них больше всего пользователей социальных сетей, электронной почты и порталов госуслуг, совершения платежей], а в двух старших группах число пользователей снижается, но составляет тем не менее около трети опрошенных. В группе 70-79 лет популярны развлечения - просмотр видео, игры, а для людей старше 80 лет, участвовавших в опросе, максимально значимы программы типа 8куре для общения с родственниками.

В целом, основной причиной, по мнению респондентов, обратиться к интернету чаще всего является общение с родственниками, друзьями, знакомыми (32,4%), на втором месте - чтение новостей (29,4%). Значительно меньше респондентов указали на необходимость оплачивать счета (8,8%), а также возможность самообразования (5,9%). Еще реже выбирались ответы «Чувствую себя независимым» (4,4%) и «Чувствую себя менее одиноким, потому что есть связь с другими людьми» (2,9%), что позволяет предположить, что в представлениях респондентов пользование Интернетом не может способствовать преодолению одиночества, приобре-

тению независимости и нового качества жизни. Подтверждает это и тот факт, что лишь 11,8% опрошенных заявили, что хотели бы приобрести друзей с помощью социальных сетей, 44,1% ответили отрицательно на этот вопрос и 25% затруднились с ответом. Интересно, что поиск новостей и информации являлся ведущей причиной выхода в Интернет в группе 70-79 лет, тогда как на следующем возрастном этапе на ведущее место выходит общение с родными.

Анализ восприятия пожилыми людьми своих возможностей в освоении цифровых технологий показал, что их представления неоднозначны. Так, более трети опрошенных (36,8%) считают, что среди их сверстников пользуется Интернетом «мало пожилых людей, не более 15-20%», около трети респондентов (29,4%) считают, что пользуются Интернетом «от 20% до 40% пожилых людей», чуть менее четверти респондентов (23,5%) ответили, что таковых достаточно много, «от 40% до 60%».

В таблице 2 показано, что пожилые люди оценивают собственные потенциальные возможности в освоении цифровых технологий достаточно оптимистично. В целом, большинство респондентов (67,7%) считают, что «могли бы больше пользоваться современ-

ными возможностями цифрового пространства, если бы кто-то помогал в его освоении», при этом треть из них дали однозначный положительный ответ («да»), осталь-

ные ответили менее решительно («скорее, да»). Отрицательно («скорее, нет» и «нет») ответили в сумме всего около четверти респондентов.

Таблица 2.

Представления пожилых людей о своих возможностях в освоении цифровых технологий (%)

Вопросы/пункты интервью В целом по вы- Возрастные группы Крит. хи-квадрат

борке 58-64 65-69 70-79 80 лет и р

года лет лет старше

«Могли бы Вы больше пользоваться современными возможностями цифрового пространства, если бы Вам кто-то помогал в его освоении?»

Да 26,5 18,2 32,4 28,6 11,1

Скорее, да 41,2 63,6 32,4 50,0 33,3

Скорее, нет 14,7 9,1 20,6 0 22,2

Нет 8,8 0 5,9 14,3 22,2

Затруднились ответить 8,8 9,1 8,8 7,2 11,1

Кто, по Вашему мнению, мог бы больше всего помочь Вам в освоении цифровых технологий*

Внуки, правнуки 69,1 63,6 76,5 64,3 55,6

Ваши дети, другие родственники 60,3 63,6 67,6 28,6 77,8

Специальные организованные курсы для обучения пожилых людей 16,2 18,2 17,6 21,4 -

Окружающие Вас более молодые коллеги, соседи, знакомые и др. 10,3 18,2 11,8 7,1 -

Такие же пожилые люди, которые умеют пользоваться цифровыми техноло- 4,4 - 8,8 - -

гиями

Представители молодежных организаций, волонтеры 2,9 - - - 22,2

Что является для Вас наибольшей проблемой при освоении цифровых технологий? *

Недостаток знаний в этой области 50,0 54,5 58,8 35,7 33,3

Недостаточность умений / Слишком сложные процедуры 23,5 - 20,6 35,7 44,4

Неуверенность в собственных способностях освоить цифровые технологии 16,2 - 5,9 35,7 44,4 0,003

Проблемы, связанные со здоровьем (снижение зрения, низкая скорость печатания) 13,2 9,1 8,8 7,1 44,4 0,032

Финансовые затраты 11,8 18,2 2,9 28,6 11,1

Недостаточность технической поддержки, помощи 7,4 - 5,9 33,3 7,4 0,012

Какие эмоции возникают у Вас при пользовании цифровыми технологиями?*

Я радуюсь, когда что-то получается, и думаю, что этого достаточно. 48,5 54,5 52,9 50,0 22,2

Я радуюсь, когда что-то получается, но сожалею, что не освоил больше воз- 26,5 27,3 20,6 28,6 44,4

можностей.

Я огорчаюсь, когда не получается, и переживаю. 8,8 18,2 2,9 7,1 22,2

Я раздражаюсь, когда не получается. 5,9 - 2,9 - 33,3 0,002

Помочь пожилым людям в освоении цифровых технологий могут, по их мнению, прежде всего их дети, другие родственники (60,3% ответов) и внуки (69,1%), при этом в группе 65-69 лет помощь ожидается как от детей, других родственников, так и от внуков, а в следующей возрастной группе (70-79 лет) наибольшие надежды возлагаются именно на внуков. Специально организованные курсы для обучения информационным технологиям указали 16,2% опрошенных, при этом наиболее популярен этот ответ у 70-79-летних (21,4%), помощь окружающих более молодых людей наиболее приемлема для группы 58-64-летних (18,2%), а помощь волонтерских объединений наиболее часто упоминали представители самой старшей группы (22,2%).

В целом по выборке основными препятствиями в освоении цифровых технологий пожилые люди называют недостаток знаний и умений (50%) и сложность цифровых процедур (23,5%), а также неуверенность в собственных силах (16,2%). Субъективный барьер - собственная неуверенность - становится все более значимым в каждой последующей возрастной группе: у 58-64-летних таких ответов не встречалось, в следующей группе они составили 5,9%, у 70-79-летних - 35,7%, а в группе старше 80 лет - уже 44,4%. Проблемы, связанные со здоровьем и финансовыми затратами, упоминались относительно реже (13,2% и 11,8% соответственно), при этом проблемы здоровья наиболее значимы для самой старшей группы, а финансовый вопрос и недостаточность технической поддержки среди участников опроса более всего тревожил 70-79-летних респондентов.

Как видно из таблицы 2, переживания, возникающие у пожилых людей при взаимодействии с цифровыми технологиям, амбивалентны. Преобладают позитивные эмоции, особенно если что-то «получилось». При этом большая часть респондентов счита-

ет, что «этого уже достаточно» (48,5%), но более четверти опрошенных (26,5%) одновременно сожалеют, что не освоили больше возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями. Огорчение при неудачах испытывают, в среднем, 8,8% респондентов, и наиболее часто негативные эмоции возникают в самой молодой и самой старшей группах респондентов. В группе старше 80 лет среди эмоций чаще упоминается раздражение и, в целом, наблюдается самое противоречивое отношение к гаджетам.

Таким образом, в результате проведенного пилотажного исследования можно говорить о том, что от половины до трети опрошенных пожилых людей разных возрастных групп пользуются различными видами цифровых технологий. Причины вовлечения в цифровой мир различаются: ведущими выступают стремление к общению с родственниками, друзьями и поиск новостей, однако для более молодых важна возможность самообразования. Пожилые люди испытывают амбивалентные переживания при взаимодействии с цифровой техникой, тем не менее у них преобладают позитивные эмоции. Большинство респондентов оптимистично оценивают собственные возможности в освоении цифровых технологий. В качестве помощников называют чаще всего детей, внуков, других родственников, а специально организованные курсы для обучения наиболее приемлемы для возрастной группы 70-79 лет.

Полученные данные позволяют сделать вывод о востребованности разработок научно обоснованных программ обучения пожилых людей цифровым технологиям и необходимости корректировать имеющиеся программы с учетом психолого-педагогического фактора, включать в обучение психологическое сопровождение, способствующее вовлечению пожилых людей в цифровой мир с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Литература

1. Ярославцева Е. И. Интерактивность цифровых коммуникаций и экспериментальные тенденции в современном образовании // Социология образования. - 2011. - № 8. - С. 43-53.

2. Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: учеб. пособ. для студентов вузов. - М., 2004. - 157 с.

3. Bradley N., & Poppen W. (2003) Assistive technology, computers and Internet may decrease sense of isolation for homebound elderly and disabled persons. Technology and Disability, 15(1), 19-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tatnall, A., & Lepa, J. (2003) The Internet, e-commerce and older people: an actor-network approach to researching reasons for adoption and use. Logistics Information Management, Vol. 16 Iss:1, pp. 56-63.

5. Gatto, S.L., &Tak, S.H.(2008) Computer, Internet, and E-mail Use Among Older Adults: Benefits and Barries. Educational Gerontology, 34: 9, 800-811.

6. Wu, Y-H., Cristancho-Lacroix, V., Fassert, Ch., Faucounau, V., de Rotrou, J., & Rigaud, A-S. (2014) The Attitudes and Perceptions of Older Adults with Mild Cognitive Impairment Towards an Assistive Robot. Journal of Applied Gerontology, 2014/1/9.

7. Morris, A., Goodman, J., & Brading, H. (2007) Internet use and non-use: views of older users. Journal Universal Access in the Information Society, Vol. 6 Iss 1, pp. 43-57.

8. Heinz, M., Martin, P., Margrett, J.A. et al, (2013) Perception of technology among older adults. Journal Gerontol Nurs 39(1): 42-51.

9. Tak, S.H., Beck, C., &McMahon, E. (2007) Computer and Internet access for long-term residents: perceived benefits and barriers. J Gerontol Nurs, 33(5), 32-40.

10. Ala-Mutka, K., Malanowski, N., Punie, Y., &Cabrera, M. (2008) Active Ageing and Potential of ICT for Learning. Institute for Prospective Technological Studies(IPTS), JRC, European Commission. EUR 23414 EN. http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC45209.pdf; Goodall, K., Ward, P., &Newman, L. (2010) Use of information and communication technology to provide health information: what do older migrants know, and what do they need to know? Qual Prim Care. 18 (1): 27-32.

11. Czaja, Charness, Fisk, et al, (2006). Factors predicting the use of technology: findings from the Center for Research and Education on Aging and Technology Enhancement (CREATE). Psychol Aging. 21(2): 333-352; Olson, K., O'Brien, M., Rogers, W., & Charness, N., (2011). Diffusion of technology: Frequency of use for younger and older adults. Ageing International, 36(1), 123-145.

12. Gombault, V. (2013) L'internet de pluse, l' internaute de plus en plus mobile: http://www.insee.fr/fr

13. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. - М.:

Фонд Развития Интернет, 2013. - 144 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.