Научная статья на тему 'ПОЖАРНАЯ ОХРАНА БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ПОЖАР / ПОЖАРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ / БОРЬБА С ОГНЕМ / ВОЕНИЗИРОВАННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович

Цель. Анализ состояния пожарной охраны в межвоенный период и в начале Великой Отечественной войны. Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Результаты.Уточнены этапы развития пожарной охраны в период 1917-1941 гг., конкретизированы меры, предпринимаемые руководством страны по повышению эффективности деятельности пожарной охраны в межвоенный период, рассмотрены действия пожарной охраны на начальном этапе Великой Отечественной войны на территории БССР. Область применения исследований. Результаты могут быть использованы в ходе проведения подготовки специалистов в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, а также для ознакомления с деятельностью пожарной охраны в период 1917-1941 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRE PROTECTION SERVICE OF BELARUS IN THE INTERWAR PERIOD AND AT THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Purpose. Analysis of the state of the fire brigade in the interwar period and at the beginning of the Great Patriotic War. Methods. General scientific research methods: analysis and synthesis, comparison and generalization. Findings. The stages of development of fire protection in the period 1917-1941 were specified, measures taken by the country's leadership to increase the efficiency of fire protection in the interwar period were specified, the actions of fire protection in the initial stage of the Great Patriotic War on the territory of the BSSR were considered. Application field of research. The results can be used in the course of training specialists in the field of protection against emergencies, as well as to familiarize with the activities of the fire brigade in the period of 1917-1941.

Текст научной работы на тему «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-4.514 УДК: 614.842.83(476) «1941/1945»

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА БЕЛАРУСИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД И В НАЧАЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Хроколов В.А.

Цель. Анализ состояния пожарной охраны в межвоенный период и в начале Великой Отечественной войны.

Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результаты.Уточнены этапы развития пожарной охраны в период 1917-1941 гг., конкретизированы меры, предпринимаемые руководством страны по повышению эффективности деятельности пожарной охраны в межвоенный период, рассмотрены действия пожарной охраны на начальном этапе Великой Отечественной войны на территории БССР.

Область применения исследований. Результаты могут быть использованы в ходе проведения подготовки специалистов в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, а также для ознакомления с деятельностью пожарной охраны в период 1917-1941 гг.

Ключевые слова: пожарная охрана, пожар, пожарное вооружение, борьба с огнем, военизированная пожарная охрана, государственный пожарный надзор, война.

(Поступила в редакцию 22 апреля 2021 г.)

Введение

После в февральской революции 1917 г. задача по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов была возложена на городские и земские общественные органы самоуправления, в которых создавались пожарные комиссии. Их деятельность была направлена прежде всего на поддержание элементарной пожарной безопасности и решение текущих вопросов. Стоит отметить, что в этот период централизованное управление работой пожарных организаций не осуществлялось, что снижало эффективность борьбы с пожарами. Кроме того, низкой эффективности борьбы с пожарами способствовала малочисленность пожарной охраны и ее слабое техническое оснащение. Так, в конце XIX начале XX в. на территории Могилевской губернии имелось лишь 5 сельских пожарных дружин, в Минской губернии - 3 пожарные команды, в Витебской - 1 пожарная команда, а в Гродненской их вовсе не было [2, с. 62]. Поэтому она просто была не в состоянии бороться с охватившими страну пожарами. В связи с этим основная тяжесть борьбы с огнем легла на плечи небольших добровольных пожарных команд и дружин, которые были единственной силой в небольших городах и сельской местности. Однако и их материально-техническое обеспечение оставляло желать лучшего. Так, практически весь перечень их пожарного вооружения представлял собой конный пожарный ход, который был оснащен ручным, в редких случаях паровым насосом, гидропультом, бочкой, ручными лестницами, дымовыми масками, спасательными веревками и рукавами, но даже это оборудование имелось не везде. Например, добровольная пожарная охрана Сенно состояла из 3 человек, у которых имелось 3 ручных насоса [1, с. 120]. Такая же ситуация в 1917 г. была практически на всей территории страны, при этом в Германии уже в начале XX в. появились полностью механизированные пожарные части.

Основная часть

Переломным моментом в деятельности по обеспечению пожарной безопасности стало принятие СНК 17 апреля 1918 г. Декрета «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который положил начало созданию полноценной государственной системы обеспечения пожарной безопасности, а также определил ее принципиальные задачи и основ-

ные направления деятельности. Для повышения эффективности борьбы с огнем и обеспечения централизованного руководства Декретом был утвержден Пожарный совет в составе 23 человек. Для решения текущих дел и ведения делопроизводства Пожарного совета в его составе было образовано 3 отдела: общий отдел по пожарной части, решавший вопросы юридического и административного характера; пожарно-технический отдел, принимавший меры к обеспечению пожарных команд техникой; учебно-пожарно-инструкционный отдел, занимавшийся подготовкой кадров для пожарной охраны, вопросами статистики, противопожарной пропаганды среди населения. Кроме того, Декрет обязал все правительственные, частные и общественные организации исполнять постановления Пожарного совета и предоставлять в Комиссариат по делам страхования статистические данные, определяемые Пожарным советом [1, с. 121]. Это позволило не только обеспечить ведение статистического учета, но и оперативно решать задачи по обеспечению пожарной безопасности, в том числе путем разработки соответствующей нормативной правовой базы.

Параллельно предпринимались меры по повышению боеспособности подразделений пожарной охраны. С этой целью 20 июня 1918 г. всем противопожарным и общественным организациям был направлен циркуляр Пожарного совета, согласно которому исполнительной власти предлагалось взять под контроль обеспечение пожарно-техническим вооружением подразделений пожарной охраны, их укомплектованностью личным составом, а также контроль за содержанием в надлежащем виде источников противопожарного водоснабжения и подъездных путей к ним [1, с. 123].

В октябре 1918 г. Комиссариатом по делам страхования и борьбы с огнем издается Положение о местных органах противопожарного надзора, согласно которому при исполкомах областных, губернских, уездных, городских советов в городах с населением свыше 10 тыс. человек образовывались пожарные комитеты [1, с. 124]. На городские и уездные комитеты возлагались следующие задачи: регистрация пожарных организаций и наблюдение за их деятельностью, учет противопожарного инвентаря, контроль за его исправностью, составление местных обязательных постановлений, правил, инструкций, надзор за соблюдением требований закона и обязательных распоряжений по пожарной части, привлечение к ответственности лиц, виновных в их нарушениях, разработка мер пожарной безопасности, ведение пожарной статистики, работа с населением, а в задачи губернских местных пожарных комитетов входил общий надзор за соблюдением пожарной безопасности, разработка общих мероприятий по пожарной части и водоснабжению, издание обязательных постановлений по пожарной и строительной части, устройство школ и курсов для подготовки кадров пожарной охраны, руководство деятельностью местных пожарных комитетов, поощрение лиц, наиболее отличившихся при тушении пожаров.

Стоит отметить, что в данный период деятельность по созданию и становлению пожарной охраны испытывала ряд определенных трудностей. Прежде всего, это продолжающаяся гражданская война, в рамках которой для комплектования Красной армии проводилась мобилизация, в ходе которой в ряды армии было мобилизовано около 800 тыс. человек, в том числе пожарные. Это привело к тому, что в городах и селах практически не осталось боеспособных пожарных команд.

Более того, поскольку территория Беларуси являлась ареной боевых действий, те немногочисленные пожарные команды, которые продолжали работать в этих условиях, не имели связи с центральными органами управления и были, как правило, предоставлены сами себе. Первая попытка восстановления их полноценной деятельности была предпринята лишь в начале 1919 г. Так, 1 января 1919 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия. Красная армия 5 января заняла Минск, куда через 2 дня была перенесена столица республики. В это же время по инициативе Минского добровольного пожарного общества началась подготовка к проведению краевого пожарного съезда, который прошел в период с 27 по 29 февраля 1919 г. В итоговом постановлении съезда принято решение о ходатайстве перед правительством о создании при Совете Народного Хозяйства Главного

пожарного управления. Однако уже в день начала съезда в связи с угрозой польского наступления на Вильно было провозглашено слияние с Литвой в Литовско-Белорусскую ССР, а 8 апреля 1919 г. в новом государственном образовании объявили военное положение, и вопросы пожарной безопасности на территории Литовско-Белорусской ССР были отодвинуты на задний план [2, с. 93].

С целью разрешения существующих трудностей в организации деятельности пожарной охраны и обеспечения централизации управления 1 декабря 1918 г. СНК издал Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике», согласно которому Комиссариат страхования и борьбы с огнем был преобразован в страховой отдел Высшего Совета Народного Хозяйства (далее - ВСНХ). Президиум ВСНХ 20 мая 1919 г. своим постановлением реорганизовал его в пожарно-страховой отдел (далее - ПСО) ВСНХ [3].

Образованный ПСО имел вертикальную структуру, во главе которой находилась коллегия из 9 человек. На местах организация, руководство и управление пожарным делом возлагались на ПСО губернских Советов народного хозяйства. В пределах губерний были образованы районные ПСО, в городах и уездах - городские и уездные отделы с Пожарными советами, в волостях - пожарно-страховые отделения.

ВСНХ 3 ноября 1919 г. принимает постановление «Об изменении Положения об управлении пожарным и страховым делом в РСФСР», в котором указывалось, что государство берет на себя частичное финансирование мероприятий по организации и содержанию пожарной охраны на местах. Это было связано с тем, что руководство ПСО, в состав которого входили в основном страховые деятели, не всегда правильно понимало значение пожарной охраны в жизнедеятельности государства и не способствовало ее развитию.

Отметим, что в условиях гражданской войны была произведена переориентация заводов, выпускающих пожарно-техническое вооружение, на выпуск военной продукции, как следствие, возникли проблемы с обеспечением пожарных команд даже простейшим пожарном инвентарем. Поэтому для укрепления пожарной охраны, развития ее функциональности и укрепления материально-технической базы 12 июля 1920 г. СНК принял постановление № 100 «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». С принятием данного документа пожарное дело отделялось от страхового и передавалось в Наркомат внутренних дел. Оно вошло в состав Главного управления коммунального хозяйства НКВД в виде Центрального пожарного отдела (далее - ЦПО) с межведомственным советом [1, с. 127]. Как следствие, уже в декабре 1920 г. на территории БССР в составе НКВД республики создан пожарный подотдел. С переходом пожарной охраны в ведение НКВД в системе службы было установлено единоначалие. ЦПО руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными формированиями. НКВД четко установил круг обязанностей профессиональных пожарных команд, разработал перечень работ, возлагавшихся на них (выезд на пожары, оказание помощи при стихийных бедствиях, уборка служебных помещений и казарм), а также запретил местным органам использовать пожарные команды не по назначению. Однако пожарный подотдел НКВД БССР в условиях нехватки квалифицированных кадров, лошадей и фуража направлял усилия не столько на организацию и укрепление пожарных команд, сколько на сбор и перераспределение пожарного инвентаря среди функционирующих пожарных команд.

Летом 1920 г. в различных регионах РСФСР начали возникать крупные пожары в населенных пунктах, на промышленных объектах, в лесах. В связи с этим для предупреждения массовых пожаров и улучшения борьбы с огнем Совет труда и обороны СНК РСФСР (далее - СТО) в апреле 1921 г. принял постановление «О мерах борьбы с пожарами». В соответствии с ним при НКВД была создана специальная служба по борьбе с пожарами, которая имела право привлекать население к мероприятиям по предупреждению и ликвидации пожаров в порядке трудовой повинности.

В рамках реализации данного постановления 25 апреля 1921 г. при Совете народного хозяйства Беларуси создана Инспекция по охране промышленных предприятий от пожаров, а 24 октября 1921 г. в связи с реформированием системы НКВД пожарный подотдел был реорганизован в Белорусский пожарный отдел [2, с. 94].

Отметим, что основным видом транспорта пожарных команд в это время являлись конные обозы, однако из-за нехватки лошадей они часто простаивали. В связи с этим 18 мая 1921 г. СТО принял постановление «О производстве в месячный срок мобилизации лошадей, годных для службы в пожарных командах во всех советских учреждениях и предприятиях». Реализация данной задачи возлагалась на военное ведомство при участии Главного управления коннозаводства и коневодства.

Таким образом, Декрет СНК от 12 июля 1920 г. и постановление СТО от 18 мая 1921 г. сыграли важную роль в совершенствовании деятельности пожарной охраны, поскольку позволили не только сохранить имущество пожарных команд, но и на государственном уровне укомплектовать их за счет других ведомств.

В результате проведенной работы в 1923-1924 гг. в 41 губернском городе насчитывалось 243 пожарных формирования общей численностью 11 031 человек, из которых 2820 -добровольцы. В 207 уездных городах насчитывалось 370 пожарных формирований, общей численностью - 9878 человек, из них 2295 - добровольцы. В среднем профессиональная пожарная команда в губернском городе насчитывала 82 человека, а в уездном - 26 человек [1, с. 132]. При этом в БССР имелось 350 добровольных дружин численностью около 11 000 человек и 24 профессиональные пожарные команды численностью 420 человек. На вооружении имелось 205 повозок и 216 лошадей, 750 бочек, 13 автомобилей, 695 пожарных рукавов, 756 ручных насосов, 12 механических лестниц, 17 гидропультов и 7703 единицы мелкого пожарного инвентаря [2, с. 96].

Следует отметить, что в этот период в деятельности органов пожарной охраны БССР имелся ряд серьезных упущений, а именно: отсутствовал противопожарный надзор, наблюдался упадок предупредительных противопожарных мер, а также игнорирование гражданами элементарных строительных правил. С целью повышения уровня пожарной безопасности и оказания помощи пострадавшим на пожарах было принято решение о создании Всебе-лорусского пожарного общества. НКВД БССР утвердил его устав 12 декабря 1924 г., а 25 января 1925 г. оно приступило к своей работе. Однако учитывая дублирование функций ряда других ведомств, 15 ноября 1929 г. НКВД БССР принял решение «О ликвидации Всебело-русского пожарного общества» и о передаче его имущества в НКВД БССР [2, с. 101].

ВЦИК и СНК РСФСР 18 июня 1927 г. утвердили Положение «Об органах государственного пожарного надзора в РСФСР», которое стало одним из основных документов в области пожарного дела. С принятием Положения законодательно утверждалась централизация руководства пожарной охраной, а также закреплялись функции государственного пожарного надзора. В соответствии с Положением руководство пожарной охраной на территории РСФСР закреплялось за НКВД РСФСР и НКВД автономных республик. Таким образом, руководство пожарной охраной на территории Беларуси перешло в ведение НКВД БССР, кроме того, пожарная инспекция была выведена из состава коммунальных органов и стала самостоятельным структурным подразделением НКВД.

Одним из главных направлений деятельности пожарной охраны в этот период являлось последовательное усиление профилактической работы и повышение боеспособности пожарных команд. С этой целью предпринимались определенные шаги. Так, 30 января 1930 г. принят Закон «О службе в пожарных организациях», в мае этого же года НКВД РСФСР издал Единый нормативный устав для добровольных пожарных организаций. В результате проведенной работы к началу первой пятилетки в СССР насчитывалось более 400 городских пожарных команд. Кроме этого, нормативно закреплялось, что в городах с насе-

лением свыше 25 тыс. человек пожарные должны иметь на вооружении не менее двух автонасосов, а города с населением 10-15 тыс. человек - автонасос и мотопомпу, в рабочих поселках - мотопомпу [1, с. 135].

В конце 1930 г. НКВД РСФСР прекратил свою деятельность. В приказе НКВД РСФСР № 337 «О ликвидации наркомата» говорилось, что Главное управление коммунального хозяйства и Управление милиции с их полным штатом выделяются из состава НКВД и передаются в непосредственное подчинение Совету народных комиссаров РСФСР. Постановлением ВЦИК РСФСР и СНК от 20 июля 1931 г. был образован Народный комиссариат коммунального хозяйства (далее - НККХ), в ведение которого передали пожарное дело, а центральный пожарный отдел НКВД был преобразован в Центральное управление пожарной охраны НККХ [1, с. 136]. Данный шаг привел к снижению заработной платы пожарных, как следствие, к массовому оттоку их в другие ведомства. Высокая текучесть кадров и низкая укомплектованность резко снизили боеготовность пожарных команд. Это вынудило руководство страны приступить к созданию военизированной пожарной охраны на крупных промышленных предприятиях и стратегически важных объектах.

В 1934 г. произошли важные для пожарной охраны реорганизационные изменения. Так, 17 июля 1934 г. Декретом ЦИК СССР восстанавливается НКВД СССР, в структуру которого вновь входит Главное управление пожарной охраны [4]. В рамках реализации положений Декрета ЦИК БССР издает постановление об организации НКВД БССР, на который в том числе возлагались задачи:

государственного надзора за противопожарной охраной на территории БССР; надзора за состоянием всех частей ведомственной пожарной охраны и оперативное управление добровольными организациями пожарной охраны;

непосредственное руководство всеми частями городской пожарной охраны и ВПО. Для того чтобы обеспечить единое централизованное управление, 19 июля этого же года в составе НКВД БССР приказом № 001 был организован Отдел пожарной охраны, которому в непосредственное руководство 29 августа 1934 г. были переданы все расположенные на территории республики части военизированной пожарной охраны (Могилевской фабрики искусственного волокна, БелГРЭС, Минской ТЭЦ, Осниторфа, Колодищанской радиостанции) [2, с. 103].

К концу 1930-х гг. завершился переход с конной тяги с ручными насосами, баграми на автомобильную. В БССР, помимо автонасосов и автоцистерн, начали появляться первые автомобили специальных служб. Это позволило повысить боеспособность пожарных подразделений. С целью укрепления пожарной охраны городов и местечек в сентябре 1935 г. в районных центрах были ликвидированы добровольные пожарные общества, а их имущество передавалось городским пожарным командам, поселковым или объектовым добровольным пожарным дружинам.

Не оставались без внимания в этот период и вопросы пожарного надзора. ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1936 г. принял Положение о Государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране. Положение определило цели, задачи, полномочия, численность и источники содержания пожарной охраны, функции и права государственного пожарного надзора, а также возложило на него общее руководство добровольными пожарными дружинами в сельской местности.

22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут немецкая авиация начала наносить удары по городам Беларуси, Украины и Прибалтики [5, с. 21]. Однако вероломное нападение Германии не застало подразделения пожарной охраны врасплох. Поднятые по тревоге, они уже с первых часов войны приступили к тушению пожаров. Например, уже 22 июня под непрекращающимся огнем противника пожарные Бреста ликвидировали пожары на лесопильном заводе по ул. Воронянского и в жилых домах по ул. Ильинской [2, с. 114].

В первые дни войны столица БССР также подверглась массированным бомбардировкам. Применение противником зажигательных бомб привело к возникновению большого количества пожаров во всех частях Минска. Несмотря на регулярные авианалеты, гарнизон пожарной охраны города в количестве 400 человек и 17 автоходов, ликвидировал возникающие пожары. Пять дней продолжалась борьба за спасение города от огня, и только ночью 26 июня 1941 г., получив приказ, личный состав с имеющейся техникой и последними подразделениями Красной армии отступил из столицы в направлении Витебска и Могилева. При защите Витебска бойцы пожарной охраны на протяжении 10 дней мужественно ликвидировали пожары в городе. Так, только на фабрике «Ким» ликвидировано более 50 пожаров, а в городе и на аэродроме более сотни возгораний [2, с. 116].

В то же время в условиях быстрой оккупации территории Беларуси многие пожарные продолжали борьбу с врагом, вступив в партизанские или истребительные отряды. Так, при окружении немецкими войсками Бобруйска весь личный состав пожарной команды вошел в состав истребительного отряда, на базе которого в сентябре 1941 г. был создан партизанский отряд под руководством Ф.И. Павловского. В составе отряда под руководством младшего командира пожарной охраны была сформирована группа разведчиков, состоявшая из бойцов пожарной охраны. За три года данная группа взорвала 10 железнодорожных мостов, 6 составов с живой силой и техникой врага, а также около 50 автомашин [2, с. 120]. Помимо этого, в ряды партизан влились пожарные из Слонима, Могилева, Гомеля, Осиповичей и других городов.

Лишь во второй половине июля 1941 г. по решению Главного управления пожарной охраны НКВД СССР оставшиеся силы пожарной охраны НКВД БССР в количестве 238 бойцов и командиров под руководством начальника УПО БССР А.З. Казаченко с 18 специальными и 3 грузовыми автомобилями были направлены в распоряжение ГУПО Москвы. Прибыв в Москву 22 июля 1941 г., бойцы белорусской пожарной охраны вошли в состав Московского гарнизона пожарной охраны, где составили основу Белорусского пожарного полка1.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов:

во-первых, с установлением Советской власти придается новый виток развитию пожарной охраны, это позволило не только сохранить имеющиеся подразделения пожарной охраны, но и увеличить их количество, обеспечив при этом повышение их боеспособности;

во-вторых, в конце 1920-х гг. в составе пожарной охраны сформированы органы государственного пожарного надзора, что дало пожарной охране возможность не только ликвидировать пожары, но и осуществлять надзор за соблюдением мер пожарной безопасности, а следовательно, влиять на обстановку с пожарами;

в-третьих, к середине 1930-х гг. пожарная охрана окончательно вошла в состав НКВД. В результате чего было обеспечено единое централизованное управление подразделениями пожарной охраны и их материально-техническим обеспечением;

в-четвертых, с началом Великой Отечественной войны подразделения пожарной охраны уже с первых дней агрессии ликвидировали пожары, возникающие в результате авиаударов, а по мере оккупации территории БССР переходили в ряды партизанских и истребительных отрядов, где продолжали борьбу с врагом.

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана становится полноценной государственной службой, которая в централизованном порядке обеспечива-

1 Белорусские пожарные в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.by/glavnoe/198867/. - Дата доступа: 05.04.2021.

лась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Это позволило с первых дней войны обеспечить ведение эффективной борьбы пожарами, возникающими в результате ведения боевых действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, В.А. История пожарной охраны. Философско-методологические проблемы пожарной безопасности: учебник / В.А. Абрамов, В.С. Сметанин; под общ. ред. проф. В.А. Абрамова. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. - 526 с.

2. Тетерник, А.В. Страницы истории пожарной службы Беларуси / А.В. Тетерник, В.И. Яковчук. -Минск: Технология, 2013. - 192 с.

3. Сенчук, О.Л. Становление и эволюция пожарного дела в 20-е годы XX века в РСФСР [Электронный ресурс] / О.Л. Сенчук // Известия алтайского государственного университета. - 2009. -№ 4-1 (64). - Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/stanovleшe-i-evolyutsiya-pozhamogo-dela-v-20-e-gg-xx-v-na-territorii-rsfsr. - Дата доступа: 11.04.2021.

4. Назин, В.В. История пожарной охраны России / В.В. Назин - СПб., 2003. - 430 с.

5. Чельцов, Б.Ф. Зарождение и развитие противовоздушной обороны страны [Электронный ресурс] / Б.Ф. Чельцов // Военно-исторический журнал. - 2004. - С. 18-27. - Режим доступа: http://8oapvo.net/images/photos/articles/literatura/publicistika/chelcov-zarozhdenie-i-razvitie-pvo-strany/chelcov-vij-2004-12.pdf. - Дата доступа: 08.04.2021.

Пожарная охрана Беларуси в межвоенный период и в начале Великой Отечественной войны

Fire protection service of Belarus in the interwar period and at the beginning of the Great Patriotic War

Хроколов Виталий Александрович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра управления защитой от чрезвычайных ситуаций, старший преподаватель

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь Email: xrva@tut.by ORCID: 0000-0002-6577-4061

Vitaliy A. Khrokolov

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Emergency Management, Senior Lecturer

Address: Mashinostroiteley str., 25,

220ii8, Minsk, Belarus Email: xrva@tut.by ORCID: 0000-0002-6577-406!

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-4.514

FIRE PROTECTION SERVICE OF BELARUS IN THE INTERWAR PERIOD AND AT THE BEGINNING OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Khrokolov V.A.

Purpose. Analysis of the state of the fire brigade in the interwar period and at the beginning of the Great Patriotic War.

Methods. General scientific research methods: analysis and synthesis, comparison and generalization.

Findings. The stages of development of fire protection in the period 1917-1941 were specified, measures taken by the country's leadership to increase the efficiency of fire protection in the interwar period were specified, the actions of fire protection in the initial stage of the Great Patriotic War on the territory of the BSSR were considered.

Application field of research. The results can be used in the course of training specialists in the field of protection against emergencies, as well as to familiarize with the activities of the fire brigade in the period of 1917-1941.

Keywords: fire protection, fire, firefighting equipment, firefighting, paramilitary fire protection, state fire control, war.

(The date of submitting: April 22, 2021) REFERENCES

1. Abramov V.A., Smetanin V.S. Istoriya pozharnoy okhrany. Filosofsko-metodologicheskiye problemy pozharnoy bezopasnosti [The history of the fire department. Philosophical and methodological problems offire safety]: textbook. Moscow: State Fire Academy of EMERCOM of Russia, 2005. 526 p. (rus)

2. Teternik A.V., Yakovchuk V.I. Stranitsy istorii pozharnoy sluzhby Belarusi [Pages of the History of the Fire Service of Belarus]. Minsk: Tekhnologiya, 2013. 192 p. (rus)

3. Senchuk O.L. Stanovleniye i evolyutsiya pozharnogo dela v 20 gody XX veka v RSFSR [Formation and evolution of fire fighting in the 20 of the XX century in the RSFSR]. Izvestiya of Altai State University, 2009. No. 4-1 (64). Pp. 189-193. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-evolyutsiya-pozharnogo-dela-v-20-e-gg-xx-v-na-territorii-rsfsr (accessed: April 11, 2021) (rus)

4. Nazin V.V. Istoriya pozharnoy okhrany Rossii [History of the fire protection of Russia]. SPb., 2003. (rus)

5. Cheltsov B.F. Zarozhdeniye i razvitiye protivovozdushnoy oborony strany [The origin and development of the country's air defense]. Military History Journal, 2004. No. 12. Pp. 18-27. available at: http://8oapvo.net/images/photos/articles/literatura/publicistika/chelcov-zarozhdenie-i-razvitie-pvo-strany/chelcov-vij-2004-12.pdf (accessed: April 08, 2021). (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.