Научная статья на тему 'Позднесоветское общество в социологии Юрия Левады 1970-х годов'

Позднесоветское общество в социологии Юрия Левады 1970-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дубин Борис Владимирович

The paper is dedicated to theoretical articles by Yu.Levada of 1974-1984 years and some of his later works as patterns of sociological analysis of the Soviet society and culture of «the seventies», one of the most significant formative periods for the Soviet society as a system. The author distinguishes the following key issues in Levada's analysis: social morphology of the Soviet society (first of all, peculiarities of relationship center periphery, the phenomenon of provincialism); reproductive system of post-Soviet society and failures in reproduction of the Soviet regime in 1930-s 1940-s; game structures of social action and their borders (the phenomenon of ceremonial behavior); the phenomena of single and short-time turning-point (the notion of «avalanche») and the forms of adaptation to them («routinization» of emergency); resources of partial, adaptive, imitative reconstruction of the former system (anthropological construction «the Soviet man», the phenomenon of «ersatz elites»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Late Soviet Society in Yury Levada's Sociology of the 1970-s

The paper is dedicated to theoretical articles by Yu.Levada of 1974-1984 years and some of his later works as patterns of sociological analysis of the Soviet society and culture of «the seventies», one of the most significant formative periods for the Soviet society as a system. The author distinguishes the following key issues in Levada's analysis: social morphology of the Soviet society (first of all, peculiarities of relationship center periphery, the phenomenon of provincialism); reproductive system of post-Soviet society and failures in reproduction of the Soviet regime in 1930-s 1940-s; game structures of social action and their borders (the phenomenon of ceremonial behavior); the phenomena of single and short-time turning-point (the notion of «avalanche») and the forms of adaptation to them («routinization» of emergency); resources of partial, adaptive, imitative reconstruction of the former system (anthropological construction «the Soviet man», the phenomenon of «ersatz elites»).

Текст научной работы на тему «Позднесоветское общество в социологии Юрия Левады 1970-х годов»

ИЗ НЕДАВНЕЙ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Борис ДУБИН

Позднесоветское общество в социологии Юрия Левады 1970-х годов

1

Статья развивает основные тезисы выступления на конференции «Разномыслие в СССР и России (1945—2008)»1 и ставит двойную задачу. Во-первых, я собираюсь коротко и в основных чертах охарактеризовать социологический замысел Ю.А. Левады, как он был сформулирован в его статьях середины 1970-х — середины 1980-х гг., т. е. актуализировать его в качестве значимого компонента эпохи, сегодня уже отошедшей в прошлое, для многих малознакомое и даже чуждое2. Но, во-вторых, мне хотелось бы по свежим следам отозваться на проблематику названной конференции и выступления докладчиков в ее первый день. Иными словами, условные 70-е гг. (по Леваде, это 1968—1985 гг. с выделением подпериода между началом выпуска неподцензурной «Хроники текущих событий» в 1974-м и высылкой А.И. Солженицына из СССР в 1982-м) будут выступать далее и хронологическим этапом работы Левады-теоретика, и одновременно предметом его анализа, для которого он вырабатывал тогда теоре-

1 Она была организована 15-16 мая 2009 г. Европейским университетом в Санкт-Петербурге совместно с Благотворительным фондом имени Д.С. Лихачева, Центром независимых социологических исследований и Научно-информационным центром «Мемориал». Стимулом для выступлений и дискуссии участников стала книга Б.М. Фирсова «Разномыслие в СССР. 1940-1960-е годы: История, теория и практики» (СПб.: Изд-во ЕУ СПб; Европейский дом, 2008). Более подробно о конференции см.: http://www.eu.spb.ru/index.php?option=com_content&t ask=view&id=1126&Itemid=0

2 В более развернутом виде экспликацию теоретических идей Лева-

ды см. в работах: Гудков Л. Социология Юрия Левады (опыт систематизации) // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 4.; Шалин Д. Феноменологические основы теоретической практики: биокритические заметки о Ю.А. Леваде // Цит. изд. 2008. № 4.

тическую рамку и ряд ключевых понятий. Из вопросов же, дебатировавшихся ораторами на конференции, я выделю три, как мне кажется, главных, они были сквозными для многих выступлений, если не для всех. Это:

— границы и формы разномыслия на поздней фазе существования советского общества (собственно 1970-е — первая половина 1980-х гг.);

— факторы, приведшие к развалу СССР в начале 1990-х;

— причины того, что реформы не пошли дальше, а оказались прерваны к середине и во второй половине 1990-х.

Дальше я попытаюсь до некоторой степени ответить на эти вопросы хотя бы кратко, причем ответить как бы «словами Левады»: развивая его идеи, выдвинутые на протяжении последнего советского десятилетия и, отчасти, подхваченные и углубленные в нескольких работах более поздних лет3.

2

В ретроспективной левадинской характеристике 70-х гг. как эпохи «подтачивания

3 Прежде всего, я буду опираться здесь на работы Левады 19701980-х гг. по смысловой структуре социального действия, печатавшиеся в 1974-1984 гг., как правило, в малодоступных изданиях и позднее включенные в его книгу «Статьи по социологии» (М., 1993), а также статьи «Рубежи и рамки семидесятых: Размышления соучастника» (Неприкосновенный запас. 1998. № 2. С. 72-78) и «Юрий Буртин: Человек и время» (Новое литературное обозрение. 2001. № 48. С. 90-92). Последним, впрочем, предшествовали построенные на близком историческом материале и тоже важные для моей темы работы «Сталинские альтернативы» (В сб.: Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989. С. 448-459) и «Секрет нестабильности самой стабильной эпохи» (в сб.: Погружение в трясину. (Анатомия застоя). М.: Прогресс, 1991. С. 15-30, в соавторстве с Т. Ноткиной и В. Шейнисом).

монолита» советского общества сталинской эпохи — иногда Левада говорил о «разрушении концепции монолита» и, замечу, не раз подчеркивал «вынужденный, а потому основательный» для всех участников характер этого процесса — я хотел бы для начала обратить внимание на несколько моментов. Они, среди прочего, определяли формы и пределы тогдашнего «разномыслия», которое в первую очередь практиковалось достаточно узкими кругами интеллигенции, образованного слоя и, естественно, в заметно меньшей мере, — массой населения, прежде всего городского (напомню, что во второй половине 1960-х гг. среднее образование стало в СССР всеобщей нормой, а большинство населения — жителями городов того или иного уровня и типа). Вот эти моменты:

— по преимуществу пассивный и реактивный характер сосуществования интеллигенции и массы с властью: «Никакого единого и тем более организованного "движения" сопротивления режиму или официальной идеологии не существовало»1;

— соглашение интеллигенции с властью в той или иной степени в разных случаях, «лукавая сделка» сторон (см.: Там же. С. 72; Левада, отмечу, был далек от какой бы то ни было идеализации образа и роли интеллигентского слоя2), что выразилось, среди прочего, в ментальной конструкции советского двоемыслия, и подтачивавшего «монолит», но и парадоксальным образом его консервировавшего, растягивавшего процесс распада, поскольку оно по преимуществу дистанцировало от сложившегося официального порядка, но вместе с тем блокировало выработку продуманных ему альтернатив, реально ограничивало инако- и разномыслие;

1 Левада Ю. Рубежи и рамки семидесятых // Указ. соч. С. 76.

2 «Реальное историческое существование русской интеллигенции ограничено примерно рамками 60-х годов XIX века - 20-х годов ХХ века», - писал Левада; позднейший период ее существования он называл «фантомным» (Статьи по социологии. С. 157). При этом роль образованных слоев в советском и постсоветском обществе была предметом сквозного интереса Левады, начиная со статьи «Интеллигенция» в известном «словаре нового мышления» «50/50» (М.: Прогресс, 1989; вошла в упомянутую книгу «Статьи по социологии. С. 156-158) и работы «Проблема интеллигенции в современной России» (Куда идет Россия?.. Альтернативы общественного развития. М.: Интерпракс, 1994. С. 208-214) до статьи «Элитарные структуры в советской и постсоветской ситуации», ставшей для автора последней; опубликована в альманахе «Вторая навигация» (Запорожье: Дикое поле, 2007.Вып. 7. С. 96-114), а затем в кн.: Гудков Л, Дубин Б., Левада Ю. Проблема «элиты» в современной России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007.

— преобладание со всех «сторон» — и во власти, и среди ее критиков, и у интеллигенции, и у массы — логики наличной ситуации, поглощенность «текущим моментом» при малой заинтересованности последствиями предпринимаемых шагов, невнимании к общим перспективам (расчет только на короткое время, вне координат будущего и глубинной перспективы исторического прошлого, учета его символической значимости);

— феномен заложничества как своеобразного механизма упрощенной, вырожденной, негативной социальной связи, «сила» которого состояло именно в простоте и чье действие (негативное!) в конечном счете также способствовало разрушению упомянутого «монолита»; Леваду, в частности, интересовало действие заложнического механизма на мышление и поведение интеллигенции, в особенности — в периоды «подписантства» и в связи с теми или иными отклонениями единиц от соглашательского стандарта большинства;

— ориентация интеллигенции на ценности, дистанцировавшие и отличавшие «своих», «нас» от «них», «власти», а не на обобщенные программы, которые могли бы объединять многих, — в конечном счете, направленность прежде всего на деструкцию сложившегося порядка и, в сравнении с этим, слабость конструктивных планов, идей и соображений (см.: Там же. С. 77—78).

Как мне кажется, в теоретико-социологических работах Левады середины 1970 — середины 1980-х гг. можно видеть своего рода аналитическую контрпрограмму по отношению к перечисленным выше моментам по преимуществу адаптивной поведенческой тактики советской интеллигенции и массы в целом. Но не только к ним. Данные работы Левады были — по условиям и возможностям времени — скрыто и открыто полемичны, причем спор в любом случае шел по принципиальным вопросам. Главными мысленными оппонентами Левады при этом выступает марксизм (в частности, упрощающий экономизм в понимании индивидуального действия и коллективного поведения), структурализм в его трактовке культуры как системы, бихевиоризм (атомизация и психологизация социального действия по образцу «стимул — реакция»), символический интеракционизм с его пониманием общества как системы обменов, отечественная этнография в ее опять-таки упрощенческих представлениях о «материальной» и «духовной» культуре. Соответственно, в этой полемике важнейшую концептуальную

нагрузку получают у Левады именно понятия «культура», «символ», «игра» (символических и игровых структур социального действия)1.

Предварительно обобщая, можно сказать, что основными проблемами (проблемными планами) аналитической проработки Левады, его социологического замысла или программы становятся теоретические лакуны и дефициты тогдашней социологической теории, в том числе отечественной2. А именно такие (выстраиваю их в хронологической последовательности авторских разработок):

— понятие «культура» (символические структуры действия);

— специфически сложный (предельный) тип социального действия (игра);

— специфически упрощенный тип общества (мобилизационное общество, несущее на себе наследственные черты экстраординарного, насильственного социального перелома, долгое время не принимающее поэтому ценностного порядка повседневности, а пытающееся вместо этого институционализировать «чрезвычайные» общественные состояния, поставить «эксцесс» на службу власти и ее планам);

— специфические типы социального процесса («понижающая адаптация», с одной стороны, «аваланш» и следующая за ним «рутини-зация чрезвычайности», с другой);

— специфический антропологический тип («советский человек»);

— понятие «эрзац-элит» или «назначенных быть элитой» в условиях советской и постсоветской России, коррелятивное с более ранней категорией «наведенной харизмы» правителя в советских условиях.

3

Основные узлы проблематики, вокруг которых концентрируется мысль Левады в указанное десятилетие, относятся к основополагающим аспектам советской модели общества, условиям ее воспроизводства, внутренним ограничениям эффективности и факторам нестабильности

1 Из более поздних работ Левады сюда относятся статьи «Индикаторы и парадигмы культуры в общественном мнении» (включена в кн.: От мнений к пониманию. М.: МШПИ, 2000. С. 305-322) и «Люди и символы» (вошла в кн.: Ищем человека. М.: Новое изд-во, 2006. С. 187-201). Подробнее об этой проблематике см.: Дубин Б. От традиции к игре: Культура в социологическом проекте Юрия Левады // Новое литературное обозрение. 2007. № 5.

2 Отмечу одну особенность его теоретической работы - особое внимание к сложным формам взаимодействия и открытым смысловым структурам, а с другой стороны, к «вырожденным» «простым» случаям и разновидностям замкнутого, изолированного действия.

(дестабилизации). Попробую схематизировать и систематизировать хотя бы некоторые из них.

1. Социальная организация советского общества. В работах первой половины и середины 1970-х гг. Левада аналитически реконструирует морфологическую структуру российского и советского общества в рамках концепции урбанизации как многомерного, долго- и разновременного, даже разнонаправленного социокультурного процесса. Он описывает российский (советский) социум как специфический, централизованноиерархический тип центропериферийных отношений. Символические (интегративные) функции системы и соответствующие сверхзна-чимые образцы коллективной идентификации сосредоточены при этом в центре (столице), нормативные (нормозадающие) иерархизиро-ваны по оси безальтернативной и внеконкурентной власти, которая выступает и основой социальной стратификации, периферии же

— а она составляет преобладающую часть страны — отводится чисто исполнительская роль и функция ресурса (человеческого и др.). При этом отношения между центром и периферией, реализация поступающих из центра культурных образцов опосредуется социальным и модальным барьером, «преодоление которого требует снижения уровня реализации образца»3. «Вырожденным случаем» описанного структурного принципа (а подобные упрощенные варианты чрезвычайно интересовали Леваду как теоретика сложного, символически опосредованного действия) выступает «иерархия, сведенная к одной ступени — когда центральная структура непосредственно соотнесена с периферией и задает последней весь объем ее (значимой) деятельности»4.

Такая система построена по принципу матричного воспроизводства — упрощенного

3 Левада Ю. Статьи по социологии. М., 1993. С. 43.

4 Там же. Другой вариант развития социальной морфологии в ходе процессов урбанизации и модернизации представляют открытые развитые общества, например, американское. Инструментальные функции здесь разнесены по группам и институтам, нормативные общедоступны («...все "окраины" равноудалены от функционального центра» Указ. соч. С. 44). Функции центра при этом символически представлены «вертикальным» строением культурного текста - многослойной культурной записи сложной и динамичной социальной морфологии (см.: Указ. соч.). Важно, что они представлены и могут быть репрезентированы исключительно символически, - это отсылает к иному, более сложному типу регуляции поведения через как бы невидимые физически, но высоко значимые санкционирующие символы и фигуры (таков, скажем, призрак отца Гамлета, еще один пример, используемый Левадой - см.: Указ. соч. С. 59).

дублирования центральных, структурообразующих форм и функций (прежде всего — отношений власти) «на местах» и на любых уровнях социума. Речь идет не просто о ситуативном «ухудшении», «халтуре», поведении «сачка», плохом исполнении образца в процессах его восприятия и воспроизводства на периферии социума, хотя, конечно же, и о них. Левада описывает здесь функциональный механизм торможения как работающий узел репродуктивной системы советского общества, неизбежную по мере перехода к периферии социума, можно сказать, запрограммированную трансформацию символических образцов и нормативных значений в инструментальные, подлежащие исполнению, и наоборот — говорит о символизации и даже наделении сверхзначимостью тех значений и действий («планов», «плановых показателей»), которые ориентированы на исполнение центральной «программы», достижение поставленной цели. Другая сторона описываемого механизма — опять-таки неизбежная, запрограммированная, системная провинциа-лизация центра. В качестве примера подобной провинциализации можно, в частности, назвать постоянное подтягивание в центр социума периферийного «человеческого материала» с соответствующими стереотипными установками и представлениями. Следствие этого — возникновение и разрастание в советских условиях полу- и квазигородских (поселковых, слободских) форм поселения, повседневного взаимодействия, а также выработка и межличностная, в основе своей — устная, некодифицированная и принципиально не рационализируемая трансляция его смысловых образцов.

Подобная жесткость социального устройства требует его поддержания столь же жесткими репрессивными средствами и ведет к гигантской «отбраковке» людей и групп, чьи инициативы, даже само существование хотя бы в потенции представляют альтернативу или угрозу системе. Наряду с этим в исторической перспективе подобное устройство буквально через одно поколение влечет за собой, с одной стороны, формирование компенсаторных механизмов всеобщей коррупции, «черного рынка», «второй культуры» и т. п., а с другой — приводит к росту претензий на власть и самостоятельность со стороны различных групп социальной периферии, в частности, национальной номенклатуры и интеллигенции. Названные явления проявляются, по меньшей мере, с конца 1960 — начала 1970-х гг., что вызывает ответную реакцию властей («хлопковые» и другие процессы,

борьба с «подпольным» бизнесом, шаги по уничтожению диссидентства, принудительная высылка и разрешение на эмиграцию), но и заметные сдвиги в идеологии, смягчение прямого социального контроля (отказ от программного утопизма и ориентации на будущее, отход от изоляционизма периода «холодной войны», концепция международной «разрядки», риторика «новой исторической общности людей» и др.). Тем не менее к концу 1980-х эта подспудная «бомба», можно сказать, взрывается — таков один из факторов распада СССР. Напомню, однако, что ни одна из существовавших на тот момент в стране социальных и политических сил, движений, партий не была инициатором или активным исполнителем развала советского государства, но ни одна из них открыто, сознательно и сколько-нибудь последовательно не выступила на его защиту.

2. Репродукция советского режима 19301940-х гг. Теоретический интерес Левады к репродуктивной системе общества, способности системы воспроизводить свою организацию во времени, механизмам такого воспроизводства проявляется в конце 1970-х гг., на самом пике «застойных» лет. При этом Левада аналитически противопоставляет инструментальную «программу опыта», направленную на достижение цели и оптимизацию средств такого достижения (расчет, выбор вариантов, минимизацию издержек и т. д.), и ценностно-нормативную «программу культуры», ориентированную на поддержание структуры и образца действия как смыслового целого1. Подавление импульсов к оптимизации социальной системы, ориентаций на повышение ее качества ведет, в конечном счете, к сбою ее воспроизводства. Но и десимволизация социального действия, утрата его символической значимости, а значит, редуцирование программы культуры до всего лишь оперативной ориентировки в текущем дне и до чисто реактивной адаптации к его нуждам разрушает общество как систему.

При этом, с одной стороны, возникает и увеличивается разрыв между разными уровнями, подсистемами, группами, поколенческими когортами общества, нарастает его фрагменти-рованность. В частности это выражается в разложении правящей элиты, особенно ее верхушки. Но не только. Характерно, например, что уже среди «младших братьев» того «поколения Октября», о котором говорилось в нескольких

1 См.: Левада Ю. Указ. соч. С. 52-54.

выступлениях на конференции, выделились молодые офицеры Великой Отечественной, создавшие «лейтенантскую прозу», которая на протяжении 1960 — начала 1970-х гг. противостояла официальной картине триумфального шествия советской армии во главе с партийными вождями и при поддержке всего народа, что, конечно же, играло свою роль в подтачивании государственного «монолита», но в еще большей мере

— меняло общественную атмосферу. Тогдашняя «городская», «деревенская», историческая проза «шестидесятников», их искусство (театр, кино), литературная критика и публицистика действовали в том же направлении. Неподцензурная «вторая» культура (поэзия, живопись, музыка, эссеистика) имела, конечно, заметно меньшую распространенность и действовала уже другими образно-символическими средствами (концептуализм в поэзии и живописи, театр абсурда и др.), другой логикой аргументации (религиозная публицистика и культурологическая эссеи-стика), но по-своему работала на деструкцию смысловых оснований официально советской, «монолитной» картины мира.

С другой стороны, функционирование общества, узлов и блоков системы (институтов), которые не связаны с реальным целедостиже-нием и лишены возможностей оптимизации, вырождается в церемониал, повторение простого и привычного, его демонстрацию и принятие в качестве знака «стабильности», точнее, имитирующего стабильность. Социальной ценой такого упрощения становится постепенная примитивизация или даже деградация системы — потеря стимулов к активности «снизу», потеря управляемости «сверху». Такова вторая «бомба», условно говоря, подложенная под советский режим.

3. Игровые структуры действия. Левада разрабатывал понятие игры в полемике, с одной стороны, с представлением об «экономическом человеке» и допущением о его полностью калькулируемом, исключительно рациональном поведении, а с другой — со структурализмом, его категориями «модели», «моделирующей системы», «бинарных оппозиций». Могу предположить, что его в этот период (первая половина 1980-х гг.) теоретически занимала сама возможность, основания и принципиальные формы коллективной самоорганизации. Поэтому, вероятно, его и заинтересовал, казалось бы, предельный, едва ли не маргинальный для социолога тип замкнутого действия — форма социальности «из ничего», организованной исклю-

чительно по собственным условным правилам при отсутствии (выключении) любого внешнего контекста, нормативных систем, социальных авторитетов1. Примерами более сложных форм игры для Левады выступало искусство (поэзия, театр); более простой формой — спорт. Левада подчеркивал (опять-таки в полемике со структурализмом, а также с концепцией социальных ролей, моделью «социологического человека» у Ральфа Дарендорфа, «драматургической перспективой» в социологии), что игра не модель. Она не имеет функциональной значимости вне самой себя, не представляет образца для какой бы то ни было неигровой деятельности2, хотя неигровая деятельность может принимать характер игры — например, имитировать игру, перенимать ее модальность или отдельные элементы.

Как вырожденный случай игры Левада трактовал политический церемониал, «ритуал, лишившийся своих "вертикальных" функ-ций»3, — демонстрацию фигур безальтернативной политической власти вне социальных связей и исторического контекста, без предъявления коллективных целей и программ их достижения, а исключительно в качестве фокуса воображаемой интеграции с ними ближайших кругов и большинства населения. Смыслом действия здесь становится его граница, которая как бы вносится в центр4. Составляя смысловое средоточие действия (взаимодействия), она воспроизводит и поддерживает ситуацию социального раскола, разрыва социальности, поскольку отделяет «нас» от «них» и задает предельно простой образец иерархической системы, изолированной от внешнего мира и разнообразных фигур «значимых других». В этом качестве она может лишь имитироваться, мультиплицироваться по социально-пространственной гори-

1 В частной беседе он говорил, что хотел показать работу социальных механизмов, взяв для примера, как Марсель Мосс в «Опыте о даре», один и достаточно частный случай, а получилось, как и у Мосса, принципиальное описание целой сложной системы взаимодействия, причем в идеально-чистом виде, когда участники свободны от инструментального достижения целей и преследования собственных частных интересов, но также и от воздействия каких бы то ни было внешних сил со стороны фигур власти, инстанций авторитета и проч.

2 «Самодостаточность игровых структур не позволяет считать их символами какой-то иной реальности», - отмечал Левада (Статьи по социологии. С. 103).

3 Там же.

4 Или иначе: символ, символический посредник не отсылает к другому, ценностно более высокому плану действия, например, не приобщает к глубинам истории или к сфере культуры, а сам превращается в «границу действия», - ситуация, которую Левада описывает как «вырожденную» (см.: Указ. соч. С. 70).

зонтали («в регионах», «на местах») и в границах других сообществ (например, в семье или школе).

В этих категориях Левада описывает, в частности, характер власти, тип социума и поведение массового человека в России начала 2000-х гг.1 Ретроспективно можно было бы сказать, что такова еще одна «бомба», которая угрожала если не распадом, то обессмысливанием, семантической делегитимацией советского режима. Напомню, что статья об игровых структурах была опубликована автором в 1984 г., о людях и символах — в 2001-м. Полтора десятилетия между двумя этими датами стали для советского общества временем крупномасштабных и разноплановых перемен.

4

Формы и границы социально-политических, экономических, культурных и других изменений конца 1980-х — начала 1990-х гг. были заданы, как писал Левада, «слабостями "формообразующего" периода 70-х»2. Ресурсом частичного восстановления, репродукции, «повторения» прежней системы в новых рамках, новой внутренней и внешней обстановке стала сформировавшаяся за советский период конструкция массового человека и социально, культурно, исторически связанные с нею особенности так называемых «элит» советского и российского общества. В качестве наиболее общих моментов, направленных как будто бы на установление, укрепление или хотя бы временное поддержание, частичный «ремонт» советского режима, но парадоксальным образом подтачивавших его «монолитность» и приведших к распаду СССР, я бы, обобщая соображения Левады, назвал теперь следующее:

— стремление государства к тотальному контролю над институциональной структурой общества, в пределе — полное поглощение общества государством, в действительности всегда остававшееся частичным;

— стремление государства к централизованному контролю над системами воспроизводства общества (семья, школа, культура и искусство, массмедиа), которые все более, хотя никогда не целиком, ориентируются на повторение признанных и утвержденных образцов;

— как следствие указанного — дефектность механизмов целеполагания и целедостижения в рамках сложившейся системы, а потому и от-

1 Левада Ю. Люди и символы // Указ. соч. С. 188-191.

2 Левада Ю. Рубежи и рамки семидесятых // Указ. соч. С. 78.

сутствие механизмов ее усовершенствования (изоляционистская идея исключительности советского строя и советского человека стала терять значимость даже для первого поколения людей, выросших в СССР, поскольку не могла заменить функциональную дифференциацию общества, реальное соревнование и солидарность, разнообразие траекторий продвижения и форм вознаграждения);

— отсутствие механизмов корректировки, устранения системных дефицитов и дефектов сложившегося социально-политического порядка; кроме сугубо временных мер, сама распространенность которых на всех этапах истории советского общества указывает, впрочем, на их систематический, функциональный характер, в роли таких механизмов-заместителей на разных этапах и на разных уровнях советского социума выступают различные формы «ручного управления» («телефонное право», подбор кадров «под начальника» по линии родства, землячества и другим аскриптивным признакам), конструкция сверхвласти без ответственности (роль вождя и его спасительного персонального вмешательства), установление экстраординарного порядка, отменяющего действие любых норм, включая правовые; централизованное введение того или иного варианта «особого положения» приводит в действие, в частности, механизмы массовой социальной отбраковки населения, практику тех или иных «чисток», вывод из публичной жизни целых категорий, классов, слоев, народов и т. п.;

— разрастание — по мере частичного смягчения репрессивного характера режима — форм социального взаимодействия, сосуществующих с официальным порядком, использующих его институциональные структуры, но не легитимированных его нормами в открытом виде (блат, знакомства, «подпольные производства», черный и серый рынок, сам- и тамиздат, вторая культура и др).

Совокупное действие перечисленных моментов (их перечень может быть уточнен и продолжен) все больше ведет к разложению «элит», пассивности масс и общей неуправляемости системы. Этот никем не программированный и крайне плохо контролируемый процесс накоплений системных напряжений, дефицитов и дефектов может рано или поздно перерасти в общий срыв, одновременный распад всех узлов системы или, по крайней мере, разрыв связей между этими узлами.

Однако следует еще раз подчеркнуть: исполнение того либо другого действия как

«плохого» или «бессмысленного», признание тех или иных решений «временными», а каких-то шагов «неудовлетворительными», «половинчатыми» и проч. в данном случае нисколько не означает их дисквалификацию, осуждение, отвержение участниками. Оно не ведет к улучшению деятельности или смене ее «программы». Такое поведение подтачивает действие системы, но вместе с тем, как уже говорилось, отсрочивает ее распад. Система не имеет стимулов к движению, она не в состоянии развиваться, но вполне может существовать, длить привычное существование. Это значит, что система внутренне, функционально не дифференцирована и при этом для нее нет «значимого другого» вовне (у нее нет ни внутренних, ни внешних «других», что, собственно, и выражается метафорой монолита). В таком случае допустимо предположить, что «плохие», «слабые», гибридные» либо «кентаврические» социальные образования — это нормальные, обычные для системы описываемого типа режимы работы. Напротив, какие-то иные формы, направленные на усовершенствование или изменение действия, его программы, воспринимаются участниками как ненормальные («Тебе что, больше всех надо?») и при их почему-то возникновении будут так или иначе пресекаться, причем как «сверху», властью, так и «снизу», массой. Здесь опять-таки действует негативный механизм социальной отбраковки, коллективного заложничества.

Рано или поздно накопление подобных системных дефектов при отсутствии альтернатив, перспективы, выбора вариантов приводит к единовременному спазматическому срыву, как бы полному обрушению системы. «Застой» сменяется «обвалом» («аваланшем», по выражению Левады1), т. е. опять-таки чрезвычайной ситуацией, отменяющей или, по крайней мере, значительно ослабляющей действие прежних норм. На публичной сцене появляется некоторые количество «новых людей», кандидатов в элиту из прежнего «запаса» или «подполья». Возникают некоторые новые формы отношений — гражданских, религиозных, культурных, но прежде всего — экономических, в куда меньшей степени — политических. Усилия тех либо иных подгрупп правящей «элиты» развить и использовать этот момент относительного разнообразия для более или менее глубокого реформирования системы заставляют в ответ, для самозащиты активизироваться ее несущие,

1 «.Извечная дилемма российских перемен: "застой" или "обвал", -третьего пути не дано.» - ЛевадаЮ. Рубежи и рамки семидесятых // Указ. соч. С. 78.

наиболее консервативные элементы (иерархические структуры политической власти, корпоративную солидарность «силовиков», прежде всего — спецслужб). Последние в утверждении своего господства опираются теперь не на мобилизационную энергию большинства (масс), а на их — поддерживаемую большинством огосударствленных медиа — отстраненность от политики, социальную апатию и эскапизм, желание с наименьшими усилиями и утратами адаптироваться к ситуации и не потерять хотя бы того, что есть («Лишь бы не было хуже» — не лучше, а именно не хуже, т. е. без подключения и максимизации собственной активности).

Иными словами, «плохое», «слабое» состояние «человеческого материала» — не случайность и не побочный эффект, оно показывает свою функциональность в процессах пассивного выживания, принудительной адаптации. Больше того, важнейшим ресурсом частичного восстановления, воспроизводства прежней системы за временными и пространственными рамками СССР при ее попытке уже в постсоветских условиях приспособиться к относительно изменившемуся внутреннему состоянию (новые претенденты на элитные позиции) и внешнему окружению (глобальный мировой порядок) выступает именно антропологическая конструкция «советского человека», сохраняемые им стандарты коллективного самопонимания, социального общежития, политической культуры2.

5

Таким образом, можно говорить о хронологической и собственно теоретической логике развития исследовательских интересов Левады на протяжении десятилетий его социологической работы. Обобщенно и условно я бы представил ее так: от морфологии советского и российского общества («пространственновременные структуры действия») он переходил к условиям и механизмам его воспроизводства («репродуктивная система»), границам действия этих механизмов («игра», «церемониал»), а далее — к феноменам кратковременного перелома («аваланша»), формам привыкания к нему («рутинизация чрезвычайности») и ресурсам частичного, адаптивного восстановления прежнего («советский человек», «эрзац-элиты»).

2 Подробнее об этом см.: Гудков Л. «Советский человек» в социологии Юрия Левады // Общественные науки и современность. 2007. № 6; Он же. Условия воспроизводства «советского человека» // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.