Научная статья на тему 'ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ШКОЛА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭДВАРДА УОТТСА'

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ШКОЛА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭДВАРДА УОТТСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная традиция / школа / поздняя античность / монография / статья / Ранняя Византия / Intellectual tradition / school / late antiquity / monograph / article / Early Byzantium

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Денисова Ирина Викторовна, Болгова Анна Михайловна

В работе рассматриваются основные направления научных исследований современного американского антиковеда и византолога Эдварда Джея Уоттса в области позднеантичной интеллектуальной традиции и школы. Представлен анализ монографий ученого, среди которых «Город и школа в позднеантичных Афинах и Александрии» (2006), Э. Уоттса «Бунт в Александрии: традиции и групповая динамика в позднеантичных языческом и христианском сообществах» (2010), Уоттса «Последнее языческое поколение» (2015), «Гипатия: жизнь и легенда древнего философа» (2017), «Республика смертных: как Рим впал в тиранию» (2018), «Вечный упадок и падение Рима: история опасной идеи» (2021). Отметим, что в шести его монографиях предстаёт также цельный образ позднеантичной интеллектуальной традиции на фоне христианизации империи. Исследование позволило сделать вывод о том, что Э. Уоттс в настоящее время является ведущим специалистом по истории высшей школы Восточного Средиземноморья IV–VI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATE ANTIQUE INTELLECTUAL TRADITION AND SCHOOL IN THE STUDIES OF EDWARD WATTS

The paper examines the main directions of scientific research of the modern American antiquity scholar and byzantologist Edward Jay Watts in the field of late Antique intellectual tradition and school. The analysis of the scientist's monographs, including “City and School in late Antique Athens and Alexandria” (2006), “Revolt in Alexandria: Traditions and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities” (2010), “The Last Pagan Generation” (2015), “Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher” (2017), “Republic of Mortals: how Rome Fell into Tyranny” (2018), “The Eternal Decline and Fall of Rome: The Story of a Dangerous Idea” (2021), is presented. It should be noted that in his six monographs there is also a whole image of the late Antique intellectual tradition against the background of the Christianization of the empire. The study led to the conclusion that E. Watts is currently a leading specialist in the history of the Eastern Mediterranean Higher School of the IV–VI centuries.

Текст научной работы на тему «ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ШКОЛА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭДВАРДА УОТТСА»

УДК 930:001(3X045) И.В. Денисова, А.М. Болгова

ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ШКОЛА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭДВАРДА УОТТСА

В работе рассматриваются основные направления научных исследований современного американского антико-веда и византолога Эдварда Джея Уоттса в области позднеантичной интеллектуальной традиции и школы. Представлен анализ монографий ученого, среди которых «Город и школа в позднеантичных Афинах и Александрии» (2006), Э. Уоттса «Бунт в Александрии: традиции и групповая динамика в позднеантичных языческом и христианском сообществах» (2010), Уоттса «Последнее языческое поколение» (2015), «Гипатия: жизнь и легенда древнего философа» (2017), «Республика смертных: как Рим впал в тиранию» (2018), «Вечный упадок и падение Рима: история опасной идеи» (2021). Отметим, что в шести его монографиях предстаёт также цельный образ позднеантичной интеллектуальной традиции на фоне христианизации империи. Исследование позволило сделать вывод о том, что Э. Уоттс в настоящее время является ведущим специалистом по истории высшей школы Восточного Средиземноморья IV-VI вв.

Ключевые слова: интеллектуальная традиция, школа, поздняя античность, монография, статья, Ранняя Византия. DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-1-13-21

В историографии и массовом сознании существует достаточно распространенный стереотип о том, что в ранневизантийский период почти все жители империи были грамотными, но где и как они учились - практически неизвестно. Действительно, специальных источников такого рода не сохранилось, однако, если попытаться извлечь информацию о школе, образовании и воспитании из огромного корпуса позднеантичных (ранневизантийских) сочинений, то получится достаточно репрезентативная картина относительно «высшей школы».

Именно школа стала важнейшим звеном культурного континуитета между античностью и средневековьем. К сожалению, отечественная историография делает лишь первые шаги в изучении этого важнейшего феномена [1, с. 206-217].

В зарубежной же науке место одного из ведущих специалистов-историков, изучающих в различных аспектах высшую школу, интеллектуальную традицию и академическую жизнь, является Эдвард Джей Уоттс.

Он родился в 1975 г. и начал свою научную работу еще в студенческие годы, когда учился в Университете Брауна. Сосредоточившись на классической истории и религиоведении, Уоттс проявил четко выраженную склонность к научной работе и после получения степени бакалавра Уоттс продолжил работу над диссертацией PhD по истории в Йельском университете, получив степень в 2002 г. Уже в тот период тематика исследований молодого ученого сосредоточилась на наиболее перспективном и активно изучаемом периоде античности - позднеантичном.

С 2002 по 2012 гг. Уоттс в течение десяти лет преподавал в Университете Индианы, где сложились основные направления его исследований. Ныне профессор Эдвард Уоттс преподает в Калифорнийском университете в Сан-Диего, являясь одним из ведущих ученых департамента (факультета) истории. Он читает курсы по византийской истории, римской истории, позднеантичному христианству и язычеству, римской нумизматике и истории средневекового Средиземноморья. Э. Уоттс - заведующий кафедрой византийской истории имени Алкивиадиса Вассилиадиса.

Его исследовательские интересы сосредоточены на интеллектуальной и религиозной истории поздней античности в Восточном Средиземноморье и ранней Византийской империи от Второй софистики до императора Ираклия.

Помимо работы на кафедре, Уоттс также является ведущим научным сотрудником Центра эллинских исследований университета Сан-Диего, а в 2014-2016 гг. был содиректором Центра.

Являясь активным популяризатором науки, Уоттс ведет канал на YouTube "Rome's Eternal Decline", на котором размещены его видеоролики, лекции и другие материалы, посвященные поздне-античной и ранневизантийской истории.

На сегодняшний день Уоттс является автором шести монографий, ряда глав в коллективных исследованиях и нескольких десятков аналитических статей.

1. Его первая монография «Город и школа в позднеантичных Афинах и Александрии» (2006) [13] подробно исследует академическую жизнь, интеллектуальную традицию и высшую школу в двух ведущих центрах поздней античности - Афинах и Александрии со II по VI вв. Не разделяя монографию на две отдельные части и сохраняя единый дискурс, автор все же рассматривает эти два центра по отдельности, последовательно.

Начиная с основ и традиций академической жизни поздней античности, автор спускается в «Век благоденствия», II столетие, так как именно в это время формируется императорское законодательство относительно кафедр преподавателей высших школ в городах империи, а также складываются общеимперские традиции академической жизни.

Следует отметить, что в целом автор сосредотачивает свое внимание именно на позднеантич-ных интеллектуалах, язычниках, и специально не рассматривает христианскую интеллектуальную традицию.

В конечном итоге основные темы монографии сводятся к тому, как последние языческие высшие школы империи, прежде всего, Афинская философская школа неоплатонизма и Александрийская философская школа, реагировали на вызов христианизирующегося общества. Это приводит к показу данного процесса как бы извне, со стороны, что, несомненно, является авторской концепцией, однако, при этом не показан сложный синтез и взаимопроникновение позднеантичной и христианской интеллектуальных традиций.

По мнению Уоттса, в Афинах школа Прокла пользовалась поддержкой местного городского языческого сообщества, прежде всего, сенаторской знати, благодаря чему еще в первой трети VI в. она существовала как вполне языческая, включая открытые (на территории школы) языческие религиозные практики в духе ямвлихова неоплатонизма. Это привело к закрытию школы Юстинианом, причем автор обращает особое внимание на то, что это не был репрессивный акт, школа лишь была лишена традиционного финансирования. Это для нее оказалось роковым и непреодолимым препятствием.

В Александрии сложилась иная ситуация. Мегаполис имел гораздо более влиятельную церковную организацию, патриархат, но, вместе с тем, и значительно большее количество интеллектуалов и школ. Расклад взаимодействующих сил привел к тому, что около середины 480-х гг. монофиситский патриарх Петр Монг заключил соглашение с руководителем философской школы Аммонием об установлении контроля церкви над школой при сохранении содержания преподаваемой философии. Кроме того, в этой школе не практиковались языческие культы и ритуалы, что сделало данный компромисс историческим для процесса культурного континуитета между античностью и средневековьем.

Уоттс основывает свое сочинение на позднеантичных трудах, которые являются важнейшими источниками именно по интеллектуальной и академической истории периода и до недавнего времени не были освоены отечественной историографией. Это «Философская история» («Жизнь Исидора») Дамаския и «Жизнь Севира» Захарии Схоластика.

Автор в своей работе касается биографий целого ряда важнейших персон в контексте рассматриваемой темы - от Герода Аттика, Оригена, Гимерия, императора Юлиана до Прокла, Дамаския, Гипатии, Иоанна Филопона, Олимпиодора Младшего, а также основных исторических событий вокруг изучаемых городов, таких как разграбление Афин герулами, подъем арианства, разгром Серапе-ума и др.

По Э. Уоттсу, христианизирующийся высший класс позднеантичного мира использовал гибкую систему различных способов давления для нейтрализации языческих (религиозных) элементов системы традиционного образования, сохранив ее основы и сделав доступным их усвоение.

Книга в целом прозвучала новаторски, внесла большой вклад в показ сферы образования и школ как важнейшего звена культурного континуитета и заслуженно получила награду от Классической ассоциации Среднего Запада и Юга США в 2007 г.

2. Во второй монографии Э. Уоттса «Бунт в Александрии: традиции и групповая динамика в позднеантичных языческом и христианском сообществах» (2010) [24] автор использовал, помимо греческих, коптские и сирийские источники для реконструкции александрийского бунта, вспыхнувшего в 486 г. Труд получил почетную награду "PROSE Award 2010" в области классики и древней истории.

Это новаторское исследование использует один хорошо задокументированный факт насилия в школьной и интеллектуальной среде в качестве отправной точки для широкого изучения идей и взаимодействий языческих философов, христианских аскетов и епископов с IV по начало VII вв.

Уже в первой монографии этот эпизод получил определенное освещение (на основе сообщения Захарии Схоластика» в «Жизни Севира») в контексте достижения исторического компромисса между церковью и философской школой. Теперь этот эпизод стал центральным в новой монографии для показа более глубинных исторических процессов в контексте внутренней эволюции и взаимоотношений двух основных общин позднеантичной Александрии - язычников и христиан (конечно, с учетом внутренних конфессиональных разделений указанных сообществ).

Эдвард Уоттс реконструирует бунт, вспыхнувший в Александрии в 486 г., когда группа студентов-язычников напала на юношу-христианина Паралия, публично оскорбившего учителей языческих студентов. Студенты-язычники, христиане, связанные с местным монастырем, и александрийские церковные лидеры - все они представили инцидент в разном свете, и каждая группа пыталась с помощью этой интерпретации повлиять на последующие события.

Отметим, что Уоттс, опираясь на источники, показывает, как исторические традиции и представления об общем историческом прошлом сформировали взаимодействие и поведение этих сообществ в данной конкретной ситуации.

Уоттс переключает внимание на внутреннюю жизнь данных сообществ, персонифицирует историю через поведение отдельных представителей общин в рассматриваемой ситуации, чтобы прояснить сущность и ход более широких процессов, прежде всего, христианизации империи, и, таким образом, позволяет микроистории прояснить ход макроистории. Также заслуживает интереса попытка ученого подчеркнуть роль устного предания, устной истории, которая позднее находила отражение в письменных источниках. Таким образом, налицо стремление к обновлению методологического арсенала в области классической истории, где до недавнего времени подобные инновации не были распространены в силу глубокого научного традиционализма.

3. Третья монография Уоттса «Последнее языческое поколение» (2015) [30] вышла через пять лет после предыдущей и предлагает историю поколения людей, родившихся в 310-х гг., в которой прослеживается опыт их жизни во время драматических религиозных и политических изменений середины и второй половины IV в.

Автор был удостоен премии "Phi Alpha Theta" за лучшую научную книгу 2015 г.

Книга состоит из 10 глав:

1. Выросшие в городах богов.

2. Образование в эпоху воображения.

3. Система.

4. Движение вверх в эпоху неопределенности.

5. Апогей.

6. Новый Паннонский Орден.

7. Христианская молодежная культура в 360-х и 370-х гг.

8. Епископы, бюрократы и аристократы при Грациане, Валентиниане II и Феодосии.

9. Старость в империи молодых людей.

10. Наследие поколения.

Монография «Последнее языческое поколение» построена иным образом по сравнению с первыми двумя. Книга представляет собой действительно описание жизни поколений в тех исторических реалиях, в которых ему довелось жить. Поскольку IV столетие является веком радикальных перемен, охватывающих хронологический промежуток длиной как раз в человеческую жизнь, методологический подход, избранный Уоттсом, представляется новаторским и сосредоточен именно на динамике изменений, а не на традиционном описании биографий, как, например, классическая книга Пьера Шувена [4].

Автор рассматривает последнее языческое поколение именно как общность в столкновении с новым христианским, более молодым поколением, ибо и Императоры, издававшие антиязыческие законы, имперские чиновники, которым было поручено их претворение в жизнь, и люди, повинные в религиозном насилии, были почти исключительно молодыми людьми, взгляды и действия которых резко отличались от взглядов и действий предыдущего поколения, которые не разделяли ни интереса более младших к оформлению четко определенной религиозной идентичности, ни их склонности к насильственным конфликтам.

При этом Уоттс пытается исследовать, почему «последнее языческое поколение» [30], порожденное старыми традициями и старым миром, в котором всем казалось, что религиозные обряды

предков будут продолжаться так же, как и в течение последней тысячи лет, оказалось неспособным предвидеть и предотвратить изменения, которые произвело христианство, поддерживаемое империей, и не смогли или не пожелали им сопротивляться.

В рецензиях на эту монографию она часто характеризуется как «увлекательное и провокационное чтение» [30]. С этим трудно не согласиться, так как христиане в целом предстают в книге как деструктивная сила, разрушающая старый мир, в котором мирно жили несколько идеализируемые «последние язычники» [30].

Конечно, сама постановка проблемы, угол зрения на нее и «человеческий», персонифицированный взгляд являются новаторскими. Именно в этом столетии мы можем найти ключ к пониманию всей последующей христианской цивилизации. Однако, оценки Уоттса, конечно же, не бесспорны. Вместе с тем, книга заставляет задуматься о глобальном историческом процессе, о периодах слома цивилизации «в человеческом измерении». Ведь подобная эпоха ныне переживается и нами.

4. В своей четвертой монографии «Гипатия: жизнь и легенда древнего философа» (2017) [20] Э. Уоттс закономерно сосредотачивает внимание на ключевой фигуре позднеантичного перелома, логично продолжая тему предыдущей своей книги. Жизнь и особенно смерть Гипатии стали символом драматических религиозных и социальных изменений в начале V в., завершивших конец старых и наступление новых времен в интеллектуальной традиции.

Фигура Гипатии, несомненно, носит идеологическую печать. Пример едва ли не единственной «языческой мученицы» всегда привлекал внимание всех оппонентов христианства - от просветителей XVIII века до представителей советской атеистической науки. В этой связи новое (и не единственное [4]) обращение к данной персоне становится трендом современной западной либеральной науки в ее критике христианства в целом и «тоталитарной церкви», в частности, а также в борьбе за гендерное равенство.

Гипатия - одна из самых известных интеллектуалов древности. Она обычно упоминается как жертва религиозной нетерпимости, чья смерть символизировала конец классического мира. Но Гипатия была яркой личностью еще до того, как стала символом. Ее большие способности в математике и философии изменили интеллектуальную жизнь Александрии. Ее талант учителя позволил ей собрать круг преданных учеников.

Эта монография, несомненно, является важным дополнением к исследованиям по Гипатии, не в последнюю очередь, потому, что почти четверть века не проводилось нового монографического исследования после книги Е. Дзельской.

Возможно, одним из наиболее значительных достижений этого исследования является то, что убийство Гипатии рассматривается не как преднамеренное громкое нападение, как это часто утверждается, а скорее косвенное (и в большой мере бессмысленное) событие, как проявление типичного и традиционного для Александрии уличного насилия. В этом плане выводы Уоттса сближаются с позицией Кристофера Хааса [6], исследовавшего как раз данный круг проблем.

Помимо жизни Гипатии, эта книга также примечательна тем, что рисует подробную картину позднеантичной Александрии и показывает, как много информации о древней фигуре может быть извлечено из косвенных свидетельств, так как развернутых источников по истории Гипатии мы не имеем.

В книге содержится довольно много сравнений с современной историей и популярной культурой, хотя почти исключительно американской, что делает книгу доступной для широкого круга зрителей, а не только специалистов. Но это является и минусом книги, размывающим ее научный характер и интерес для мирового читателя.

С большим личным интересом и образцовой ученостью Уоттс оживил в данной книге яркий мир космополитической Александрии, в которой сосуществовали самые разные элементы и который сделал возможными достижения Гипатии, а также привел ее к неожиданной и шокирующей смерти.

5. Тема следующей монографии Уоттса может показаться, на первый взгляд, неожиданной: «Республика смертных: как Рим впал в тиранию» (2018) [23]. Историк предлагает новую историю падения Римской Республики, которая объясняет, почему Рим «обменял свободу на автократию».

Эта тема могла возникнуть у ученого под влиянием его наблюдений за современным историческим процессом и в контексте его собственных политических предпочтений.

В любом случае, эта монография выходит за рамки основной тематики исследователя - поздне-античной интеллектуальной традиции и школы. Но с предыдущей книгой ее роднить тема уличного насилия, стихийного политического процесса, в который вовлечены отдельные личности, интеллектуалы.

Гибель Римской республики, по мнению Уоттса, не была неизбежной. В своей монографии он показывает, что традиционный Рим умер, потому что ему было позволено это сделать, так как политический процесс вышел из-под контроля, и массы личностей, которые предполагали, что их порядок будет длиться вечно, в итоге разрушили его.

6. Шестая книга Э. Уоттса «Вечный упадок и падение Рима: история опасной идеи» (2021) [29] значительно отличается от предыдущих как по хронологии, так и по ярким аллюзиям к современности (анти-Трампизм). Видимо, идеи предыдущей книги, помноженные на современную политическую практику США, вызвали к жизни данное сочинение в силу активной позиции Уоттса по отношению к современной общественно-политической жизни.

Уоттс утверждает, что на протяжении более 2000 лет, начиная с римской истории, те, кто хотел править Римом, и последующие лидеры, вдохновленные их примером, заявляли, что они и только они могут восстановить былую славу своего общества и снова сделать его великим. Они оставили после себя миллионы жертв. Упадок Рима был постоянным источником дискуссий на протяжении многих столетий. Римские пророки упадка, в конце концов, оказались правы - факт, который делает их заклинания еще более сильными. И если это случилось тогда, то может случиться и сейчас.

Книга «Вечный упадок и падение Рима: история опасной идеи» [29] рассказывает истории людей, которые построили свою политическую и литературную карьеру на обещаниях возрождения Рима, а также о жертвах, которые нужно принести для этого.

Каждая глава предлагает исторический контекст, необходимый для понимания момента или серии моментов, когда использовались идеи римского упадка и восстановления, чтобы захватить власть и переделать мир вокруг себя. История начинается во времена Римской республики сразу после 200 г. до н. э. Она проходит далее через империю Августа и его преемников, прослеживает потерю римлянами большей части Западной Европы в V в., а затем следует византийской истории, которая проходит через Восточную империю до ее падения в 1453 г.

В двух последних главах рассматриваются идеи упадка и возрождения Рима с XV в. до наших дней. Если Рим иллюстрирует глубокую опасность риторики упадка, то он также демонстрирует потенциал риторики, которая фокусируется на совместном восстановлении - это тема, которая очень актуальна для мира сегодня.

Таким образом, хотя все монографии Уоттса охватывают широкий круг тем истории греческого и римского мира, автор имеет одну основную тему, на которой он постоянно сосредотачивается: это изменение, трансформация. «Мне особенно интересно наблюдать за изменениями и понимать, как люди понимают изменения - не когда они оглядываются на них, а когда они переживают их», - сказал Уоттс в интервью университетской газете.

Помимо монографий, Уоттс был соавтором и соредактором пяти других коллективных изданий [3; 5; 7-9], посвященных проблемам истории и культуры поздней античности.

Также Э. Уоттс является автором нескольких десятков статей по различным темам, начиная от Древней академии IV в. до н. э. и заканчивая отношениями между устной речью и текстуальностью в ранневизантийский период до середины IX в.

Особый интерес вызывают статьи о студентах поздней античности. Повседневная студенческая жизнь от прибытия новичка в Афины и его посвящение в студенты до проблем жизни студенческих сообществ, землячеств и микрогрупп, рассмотрены в ряде важных работ [26; 32; 35].

Афинская школа до и после выхода первой монографии Уоттса продолжает находиться среди приоритетных аспектов его научного творчества [11; 22; 38].

Неоплатонизм в целом как основная позднеантичная философская традиция неизменно привлекает внимание ученого [10; 14; 16; 17; 31; 36; 37].

Отметим, что образовательные аспекты также не покидают список научных работ Уоттса [12; 25; 27].

Гипатия продолжает оставаться одной из излюбленных персон поздней античности, к истории которой Уоттс неоднократно обращается [18; 19; 21; 34].

Гессий Иатрософист из Петры (конец V - начало VI вв.), адресат писем Энея Газского, привлек внимание Эдварда Уоттса как одна из персон, на примере жизни которой можно сделать важные наблюдения за интеллектуальной жизнью Ранней Византии [28], как и сама эпистолография Энея Газского [33]. В связи с Энеем, Уоттс рассматривает и наследие Захарии Схоластика [15; 39].

В целом, несмотря на некоторый отход от позднеантичной проблематики в последних монографиях и увлечение современным политическим процессом, Эдвард Уоттс на протяжении первой четверти XXI столетия смело может быть назван ведущим исследователем в области истории интеллектуальной традиции и высшей школы переходной эпохи от античности к Византии.

Освоение его идей в нашей историографии и полемика с ними могут стать плодотворным источником для дальнейшего изучения переходных исторических процессов, истории высших школ как важного звена культурного континуитета.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болгова, А. М. К истории высшего образования в Ранней Византии: общие направления и тенденции // Классическая и византийская традиция. 2017. Белгород: [б. и.], 2017. С. 206-217.

2. Chuvin, Pierre. A Chronicle of the Last Pagans. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990. 188 р.

3. Collected Epistolography in Late Antiquity. A Critical Introduction and Reference Guide / Eds. E. Watts, B. Storin, C. Sogno. Berkeley: University of California Press Press, 2017. - 488 p.

4. Dzelska, M. Hypatia of Alexandria. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1995. 176 p.

5. From the Tetrarchs to the Theodosians: Essays on Later Roman History and Culture, 284-450 CE / Eds. E. Watts,

C. Sogno, S. McGill. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 332 p.

6. Haas, Ch. Alexandria in Late Antiquity. Topography and Social Conflict. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1997. 494 p.

7. Handbook to Late Antique Literature / Eds. E. Watts, S. McGill. Wiley-Blackwell, 2018. 704 p.

8. Introduction: Freedom of Speech and Self-Censorship in Late Antiquity // Revue Belge de Philologie et d'Histoire, vol. 92. 2014. P. 157-166.

9. Shifting Cultural Frontiers in Late Antiquity / Eds. E. Watts, D. Brakke, D. Deliyannis. Ashgate: Routledge, 2012. 304 p.

10. Watts, E. An Alexandrian Christian Response to Fifth-century Neoplatonic Influence // The Philosopher and Society in Late Antiquity: Essays in Honour of Peter Brown / ed. Andrew Smith. Swansea: The Classical Press of Wales, 2005. Р. 215-229.

11. Watts, E. Athens between East and West: Athenian Elite Self-Presentation and the Durability of Traditional Cult in Late Antiquity // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 57. 2017. Р. 191-213.

12. Watts, E. Athens, Educational Reform and Philosophy // Athens II: Athens in Late Antiquity / eds. I. Tanaseanu-Döbler, L. von Alvensleben. - Tübingen: Mohr Siebeck, 2020. Р. 247-258.

13. Watts, E. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley: University of California Press, 2006. 304 р.

14. Watts, E. Constantinopolitan Lycians at the turn of the fifth century: The Career of Patricius, the Father of Proclus // Proclus and His Legacy / eds. Danielle Layne, David Butorac. - Berlin: W. De Gruyter, 2016. Р. 137-143.

15. Watts, E. Creating the Ascetic and Sophistic Mélange: Zacharias Scholasticus and the intellectual influence of Aeneas of Gaza and John Rufus // Aram. 18-9. 2006-7. Р. 153-164.

16. Watts, E. Damascius' Isidore: A Perfectly Imperfect Philosophical Exemplar // Byzantina et Slavica Cracoviensia. 7. 2014. Р. 159-168.

17. Watts, E. Doctrine, Anecdote, and Action: Reconsidering the Social History of the Last Platonists (c. 430 — c. 550 CE) // Classical Philology. 106. 2011. Р. 226-244.

18. Watts, E. Hypatia and her Eighteenth-Century Reception // The Context and Legacy of Hypatia of Alexandria / eds.

D. LaValle, A. Petkas. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. Р. 193-207.

19. Watts, E. Hypatia in the Letter Collection of Synesius // The Fifth Century: Age of Transformation / eds. J.W. Drijvers, N. Lenski. Bari: Edipuglia, 2019. Р. 287-295.

20. Watts, E. Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher. Oxford: Oxford University Press, 2017. 224 р.

21. Watts, E. Hypatia's Sisters: Female Philosophers in the Fourth and Fifth Centuries // Within the Circle of Ancient Ideas and Virtues. Studies in honor of Professor Maria Dzielska. Cracow: Historia Iagellonica, 2014. Р. 243-250.

22. Watts, E. Justinian, Malalas, and the End of Athenian Philosophical Teaching in A.D. 529 // Journal of Roman Studies. 94. 2004. Р. 168-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Watts, E. Mortal Republic: How Rome Fell into Tyranny. Basic Books, 2018. 352 р.

24. Watts, E. Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley: University of California Press, 2010. 312 р.

25. Watts, E. Speaking, Thinking, and Socializing: Education in Late Antiquity // The Oxford Handbook of Late Antiquity / ed. S. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2012. Р. 467-486.

26. Watts, E. Student Travel to Intellectual Centers: What Was the Attraction? // Travel, Communication and Geography in Late Antiquity. Aldershot; Burlington, VT: Ashgate, 2004. P. 13-23.

27. Watts, E. Teaching the New Classics: Bible and Biography in a Pachomian Monastery // Education and Religion in Late Antique Christianity / eds. P. Gemeinhardt, L. Van Hoof, P. Van Nuffelen. London: Routledge, 2016. Р. 47-58.

28. Watts, E. The Enduring Legacy of the Iatrosophist Gessius // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 49. 2009. P. 113-133.

29. Watts, E. The Eternal Decline and Fall of Rome: The History of a Dangerous Idea. Oxford: Oxford University Press, 2021. 340 р.

30. Watts, E. The Final Pagan Generation. Berkeley: University of California Press, 2015. - 347 р.

31. Watts, E. The Late Ancient Philosophical Scene // A History of Mind and Body in Late Antiquity / ed. A. Marmo-doro. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. - Р. 12-29.

32. Watts, E. The Late Antique Student's Perspective on Educational Life // New England Classical Journal. 27.2. 2000. P. 73-78.

33. Watts, E. The Letter Collection of Aeneas of Gaza // Late Antique Epistolography / eds. C. Sogno, E. Watts. -Berkeley: University of California Press, 2016. Р. 384-393.

34. Watts, E. The Murder of Hypatia: Acceptable or Unacceptable Violence // Violence in Antiquity / ed. H.A. Drake. Ashgate Publ. Ltd., 2006. Р. 333-342.

35. Watts, E. The Student Self in Late Antiquity // Religion and the Self in Antiquity. - Indianapolis: Indiana Universiry Press, 2005. P. 234-241.

36. Watts, E. Three Generations of Christian Philosophical Biography // From the Tetrarchs to the Theodosians: Essays on Later Roman History and Culture, 284-450 CE / eds. S. McGill, C. Sogno, E. Watts. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. Р. 117-133.

37. Watts, E. Translating the Personal Aspect of Late Platonism in the Commentary Tradition // Translation and Chris-tianization - Origins of the Latin and Syriac Commentary Tradition / J. Watt, J. Lossl. Ashgate Publ. Ltd., 2011. -Р. 137-151.

38. Watts, E. Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Simplicius, and the Return from Persia // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 45. 2005. - Р. 285-315.

39. Watts, E. Winning the Intracommunal Dialogues: Zacharias Scholasticus' Life of Severus // Journal of Early Christian Studies. 13.4. 2005. - Р. 437-465.

Поступила в редакцию 23.08.2023

Денисова Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории E-mail: [email protected]

Болгова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры всеобщей истории E-mail: [email protected]

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» 308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85

I.V. Denisova, A.M. Bolgova

LATE ANTIQUE INTELLECTUAL TRADITION AND SCHOOL IN THE STUDIES OF EDWARD WATTS

DOI: 10.35634/2412-9534-2024-34-1-13-21

The paper examines the main directions of scientific research of the modern American antiquity scholar and byzantolo-gist Edward Jay Watts in the field of late Antique intellectual tradition and school. The analysis of the scientist's monographs, including "City and School in late Antique Athens and Alexandria" (2006), "Revolt in Alexandria: Traditions and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities" (2010), "The Last Pagan Generation" (2015), "Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher" (2017), "Republic of Mortals: how Rome Fell into Tyranny" (2018), "The Eternal Decline and Fall of Rome: The Story of a Dangerous Idea" (2021), is presented. It should be noted that in his six monographs there is also a whole image of the late Antique intellectual tradition against the background of the Christianization of the empire. The study led to the conclusion that E. Watts is currently a leading specialist in the history of the Eastern Mediterranean Higher School of the IV-VI centuries.

Keywords: Intellectual tradition, school, late antiquity, monograph, article, Early Byzantium.

REFERENCES

1. Bolgova A. M. K istorii vysshego obrazovaniya v Rannej Vizantii: obshchie napravleniya i tendencii [On the History of Higher Education in Early Byzantium: General Directions and Trends]. Klassicheskaya i vizantijskaya tradiciya. 2017 [Classical and Byzantine Tradition. 2017]. Belgorod, [n. a.], 2017, pp. 206-217. (In Russian).

2. Chuvin, Pierre. A Chronicle of the Last Pagans. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990. 188 p.

3. Collected Epistolography in Late Antiquity. A Critical Introduction and Reference Guide / Eds. E. Watts, B. Storin, C. Sogno. Berkeley: University of California Press Press, 2017. 488 p.

4. DzelskaM. Hypatia of Alexandria. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1995. 176 p.

5. From the Tetrarchs to the Theodosians: Essays on Later Roman History and Culture, 284-450 CE / Eds. E. Watts,

C. Sogno, S. McGill. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 332 p.

6. Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity. Topography and Social Conflict. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 1997, 494 p.

7. Handbook to Late Antique Literature / Eds. E. Watts, S. McGill. Wiley-Blackwell, 2018. 704 p.

8. Introduction: Freedom of Speech and Self-Censorship in Late Antiquity // Revue Belge de Philologie et d'Histoire, vol. 92. 2014. P. 157-166.

9. Shifting Cultural Frontiers in Late Antiquity / Eds. E. Watts, D. Brakke, D. Deliyannis. Ashgate: Routledge, 2012. 304 p.

10. Watts E. An Alexandrian Christian Response to Fifth-century Neoplatonic Influence // The Philosopher and Society in Late Antiquity: Essays in Honour of Peter Brown / ed. Andrew Smith. Swansea: The Classical Press of Wales, 2005. P. 215-229.

11. Watts E. Athens between East and West: Athenian Elite Self-Presentation and the Durability of Traditional Cult in Late Antiquity // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 57. 2017. P. 191-213.

12. Watts E. Athens, Educational Reform and Philosophy // Athens II: Athens in Late Antiquity / eds. I. Tanaseanu-Döbler, L. von Alvensleben. Tübingen: Mohr Siebeck, 2020. P. 247-258.

13. Watts E. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley: University of California Press, 2006. 304 p.

14. Watts E. Constantinopolitan Lycians at the turn of the fifth century: The Career of Patricius, the Father of Proclus // Proclus and His Legacy / eds. Danielle Layne, David Butorac. Berlin: W. De Gruyter, 2016. P. 137-143.

15. Watts E. Creating the Ascetic and Sophistic Mélange: Zacharias Scholasticus and the intellectual influence of Aeneas of Gaza and John Rufus // Aram. 18-9. 2006-7. P. 153-164.

16. Watts E. Damascius' Isidore: A Perfectly Imperfect Philosophical Exemplar // Byzantina et Slavica Cracoviensia. 7. 2014. P. 159-168.

17. Watts E. Doctrine, Anecdote, and Action: Reconsidering the Social History of the Last Platonists (c. 430 — c. 550 CE) // Classical Philology. 106. 2011. P. 226-244.

18. Watts E. Hypatia and her Eighteenth-Century Reception // The Context and Legacy of Hypatia of Alexandria / eds.

D. LaValle, A. Petkas. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. P. 193-207.

19. Watts E. Hypatia in the Letter Collection of Synesius // The Fifth Century: Age of Transformation / eds. J.W. Drijvers, N. Lenski. Bari: Edipuglia, 2019. P. 287-295.

20. Watts E. Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher. Oxford: Oxford University Press, 2017. 224 p.

21. Watts E. Hypatia's Sisters: Female Philosophers in the Fourth and Fifth Centuries // Within the Circle of Ancient Ideas and Virtues. Studies in honor of Professor Maria Dzielska. Cracow: Historia Iagellonica, 2014. P. 243-250.

22. Watts E. Justinian, Malalas, and the End of Athenian Philosophical Teaching in A.D. 529 // Journal of Roman Studies. 94. 2004. P. 168-182.

23. Watts E. Mortal Republic: How Rome Fell into Tyranny. Basic Books, 2018. 352 p.

24. Watts E. Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley: University of California Press, 2010. 312 p.

25. Watts E. Speaking, Thinking, and Socializing: Education in Late Antiquity // The Oxford Handbook of Late Antiquity / ed. S. Johnson. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 467-486.

26. Watts E. Student Travel to Intellectual Centers: What Was the Attraction? // Travel, Communication and Geography in Late Antiquity. Aldershot; Burlington, VT: Ashgate, 2004. P. 13-23.

27. Watts E. Teaching the New Classics: Bible and Biography in a Pachomian Monastery // Education and Religion in Late Antique Christianity / eds. P. Gemeinhardt, L. Van Hoof, P. Van Nuffelen. London: Routledge, 2016. P. 47-58.

28. Watts E. The Enduring Legacy of the Iatrosophist Gessius // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 49. 2009. P. 113-133.

29. Watts E. The Eternal Decline and Fall of Rome: The History of a Dangerous Idea. Oxford: Oxford University Press, 2021. 340 p.

30. Watts E. The Final Pagan Generation. Berkeley: University of California Press, 2015. 347 p.

31. Watts E. The Late Ancient Philosophical Scene // A History of Mind and Body in Late Antiquity / ed. A. Marmo-doro. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. P. 12-29.

32. Watts E. The Late Antique Student's Perspective on Educational Life // New England Classical Journal. 27.2. 2000. P. 73-78.

33. Watts E. The Letter Collection of Aeneas of Gaza // Late Antique Epistolography / eds. C. Sogno, E. Watts. Berkeley: University of California Press, 2016. P. 384-393.

34. Watts E. The Murder of Hypatia: Acceptable or Unacceptable Violence // Violence in Antiquity / ed. H.A. Drake. Ashgate Publ. Ltd., 2006. P. 333-342.

35. Watts E. The Student Self in Late Antiquity // Religion and the Self in Antiquity. Indianapolis: Indiana University Press, 2005. P. 234-241.

36. Watts E. Three Generations of Christian Philosophical Biography // From the Tetrarchs to the Theodosians: Essays on Later Roman History and Culture, 284-450 CE / eds. S. McGill, C. Sogno, E. Watts. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 117-133.

37. Watts E. Translating the Personal Aspect of Late Platonism in the Commentary Tradition // Translation and Chris-tianization - Origins of the Latin and Syriac Commentary Tradition / J. Watt, J. Lossl. Ashgate Publ. Ltd., 2011. P. 137-151.

38. Watts E. Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Simplicius, and the Return from Persia // Greek, Roman, and Byzantine Studies. 45. 2005. P. 285-315.

39. Watts E. Winning the Intracommunal Dialogues: Zacharias Scholasticus' Life of Severus // Journal of Early Christian Studies. 13.4. 2005. P. 437-465.

Received 23.08.2023

Denisova I.V., Candidate of History, Associate Professor of the Department of World History E-mail: [email protected]

Bolgova A.M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of World History E-mail: [email protected]

Belgorod State National Research University Pobedy st., 85, Belgorod, Russia, 308015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.