Научная статья на тему 'Эдвард Уоттс и современные исследования позднеантичного образования'

Эдвард Уоттс и современные исследования позднеантичного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
HYPOTHEKAI
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ведешкин Михаил Александрович

В статье рассматриваются этапы научной биографии Эдварда Дж. Уоттса — одного из выдающихся современных исследователей Поздней Античности. Представлен критический обзор четырех монографий автора, дана характеристика его научных трудов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDWARD WATTS AND MODERN RESEARCH IN LATE ANTIQUITY EDUCATION

The article discusses the stages of the scientific biography of Edward J. Watts — one of the outstanding modern researchers of Late Antiquity. We also present a critical review of his first four books as well as an overall description of his scientific works.

Текст научной работы на тему «Эдвард Уоттс и современные исследования позднеантичного образования»

ПЕРЕВОДЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И КОММЕНТАРИИ К НИМ

ЭДВАРД УОТТС И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗДНЕАНТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ*

М.А. ВЕДЕШКИН

В статье рассматриваются этапы научной биографии Эдварда Дж. Уоттса — одного из выдающихся современных исследователей Поздней Античности. Представлен критический обзор четырех монографий автора, дана характеристика его научных трудов.

Имя Эдварда Уоттса хорошо известно всем исследователям, изучающим образование и культуру Поздней Античности. Начало его научной карьеры связано с одним из самых престижных частных учебных заведений США — Брауновским университетом (г. Провиденс штата Род-Айленд). В 1997 г. он получил диплом бакалавра по классической филологии и культуре Античности и Средних веков magna cum laude и поступил в аспирантуру Йельско-го университета, обучение в которой завершилось успешной защитой диссертации в 2002 г. В том же году Э. Уоттс был принят в штат Университета Индианы. С 2012 г. ученый работает в Калифорнийском университете в Сан-Диего, где возглавляет Центр эллинистических исследований.

Первая монография Э. Уоттса «City and School in Late Antique Athens and Alexandria», представлявшая собой значительно расши-

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, в рамках проекта (№№ 19-013-00004) «Эволюция пространства образования и пространства знания в Поздней Античности».

hypothekai

2019. Вып. 3. С. 301-305

УДК 37.01

hypothekai

2019. Issue 3. P. 301-305

DOI: 10.32880/2587-7127-2018-3-3-301-305

ренную и переработанную диссертацию, увидела свет в 2006 г.1. В этом труде историк изучил развитие позднеантичных риторических и философских школ в контексте социально-политической и религиозной Римской империи III-VI вв. Объектом исследования Э. Уоттс избрал школы двух крупнейших образовательных центров этого периода — Афин и Александрии. Особо пристальное внимание автор обратил на разрешение вопроса о причинах, определивших кардинальные различия в судьбах училищ столицы Египта и «города богини философов». В то время как Афинская академия была закрыта в 529 г. при самых драматичных обстоятельствах, александрийская школа Аммония и Олимпиодора Младшего сравнительно благополучно просуществовала вплоть до начала VII в. Как убедительно показал Э. Уоттс, причины несчастий афинской и успехов александрийской школы происходят из противоположного отношения их преподавателей к происходившим в окружающем мире изменениям. По мнению исследователя, пожертвовав религиозной составляющей своего куррикулума, александрийские неоплатоники сумели к концу V в. выработать принципы мирного сосуществования с местными христианами и тем самым сохранить свое учение. Преподаватели афинской Академии, напротив, продолжали свысока смотреть на христианскую общину своего города и упорно игнорировать уже давно свершившийся факт обращения империи в христианство. В итоге интеллектуальная заносчивость и религиозный консерватизм нескольких поколений схолархов подписали смертный приговор школе. В своем исследовании Э. Уоттс не только представил скрупулезный анализ социальной, религиозной и интеллектуальной атмосферы двух важнейших городов академического мира Римской империи, но и подробно осветил множество аспектов академического мира Поздней Античности. Исследование молодого ученого было по достоинству оценено научным сообществом2 и заслужило высокие оценки таких авторитетных ученых, как К. Крибиор и Й. Дийкстра3.

1 Watts (2006).

2 В 2007 г. «Ассоциация филологов-классиков Среднего Запада и Юга» присудила монографии почетную и престижную награду в категории «Выдающаяся публикация».

3 Cribiore (2007). P. 408-412; Dijkstra (2010). P. 212-214.

302

М.А. Ведешкин. ЭДВАРД УОТТС И СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Через четыре года, в 2010 г. исследователь выпустил новую книгу — «Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities»4. В определенном смысле вторая монография являлась продолжением и развитием идей предыдущей работы — объектом изучения вновь стала система позднеантичного образования. Вместе с тем кардинально изменилась методологическая основа исследования — если первая книга была аналитическим нарративом, охватывавшим четыре столетия, то в новой монографии Э. Уоттс обратился к микроистории, а именно к конфликту учившегося у александрийского философа Гораполлона юноши Паралия со своими однокашниками в 485 г. Как было показано автором, это, казалось бы, малозначительное происшествие, повлекло за собой цепь событий, оказавших огромное влияние на дальнейшую судьбу философских школ Афин и Александрии, Александрийского патриархата и позднеантичной литературы (инцидент стал отправной точкой для написания двух важнейших тестов: «Жития Севера» Захарии Мити-ленского и «Жизни Исидора» Дамаския Схоларха). Новая книга Э. Уоттса также была отмечена наградами5 и благожелательными рецензиями специалистов, в том числе одного из признанных патриархов современного антиковедения — Т.Д. Барнса6.

Третья монография Э. Уоттса — «The Final Pagan Generation»7 вышла в 2015 г. В ней речь идет о последнем поколении элиты империи, рожденном до религиозного переворота Константина, в лице четырех ее ярчайших представителей: бурдигальского поэта Авзо-ния, антиохийского ритора Либания, римского аристократа Веттия Агория Претекстата и константинопольского философа Фемистия. Прослеживая жизненный путь каждого из них (образование, карьерный рост, личную жизнь, отношение с окружением и власть имущими), историк делает обобщающие выводы о характере политических и религиозных преобразований, которое римское общество переживало в IV в. Несмотря на то, что книга была хорошо принята

4 Watts E.J. (2010).

5 В год своего издания монография получила награду «2010 PROSE Award Honorable Mention in Classics and Ancient History».

6 Nuffelen (2010); Cribiore (2011). P. 1178-1178; Barnes (2012). P. 86-87.

7 Watts (2014).

303

критикой8, некоторые рецензенты поднимали вопрос о том, насколько герои повествования Э. Уоттса могут представлять весь правящий класс империи9. В частности, отмечалось, что в монографии были рассмотрены лишь представители сильного пола10.

Критика была услышана. Уже в 2017 г. доктор Уоттс опубликовал новую книгу, посвященную, пожалуй, самой известной женщине эпохи Поздней Античности — Гипатии Александрийской11. Малочисленность, фрагментарность и тенденциозность источников, освещающих жизнь этой женщины-философа, делают любую попытку составить ее биографию трудной задачей. Э. Уоттс с ней, несомненно, справился. В своей работе он не только осветил жизнь, учение и трагическую гибель Гипатии, но и с большим исследовательским мастерством воссоздал ту противоречивую атмосферу идейных исканий и религиозного противостояния, которая царила в столице Египта на рубеже IV и V столетий.

Помимо упомянутых выше работ, доктор Уоттс написал несколько десятков статей, посвященных самым разным аспектам позднеантичной культуры, науки и образования. В настоящем выпуске журнала публикуется перевод главы, которую он написал для одного из наиболее авторитетных справочных изданий по Поздней Античности — «The Oxford Handbook of Late Antiquity».

БИБЛИОГРАФИЯ И ЕЕ СОКРАЩЕНИЯ

Banchich (2010). — Banchich T.M. Edward J. Watts, The Final Pagan Generation. Transformation of the Classical Heritage, 53 // Bryn Mawr Classical Review. 31.05.2010. — http://bmcr.brynmawr.edu/2015/2015-05-31.html (2019).

Barnes (2012). — Barnes T.D. Review of Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. [The Transformation of the Classical Heritage, 46.] // The Catholic Historical Review. 98. 2012. P. 86-87.

8 Francis (2015). P. 638-639.

9 Banchich (2015).

10 Harries (2016). P. 304.

11 Watts (2017).

304

M.A. BedeWKUU. ЭAВАРfl YOTTC H COBPEMEHHME HCCHE^OBAHRH.

Cribiore (2007). — Cribiore R. Review of City and School in Late Antique Athens and Alexandria, by Edward Watts // Classical Philology. 102. 2007. P. 408-412.

Cribiore (2011). — Cribiore R. Review of Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities // The American Historical Review. 116. 2011. P. 1178-1178.

Dijkstra (2010). — Dijkstra J.H.F. Review of City and School in Late Antique Athens and Alexandria. // Phoenix. 64. 2010. P. 212-214.

Francis (2015). — Francis J.A. The Final Pagan Generation by Edward J. Watts // Journal of Early Christian Studies. 23. 2015. P. 638-639.

Harries (2016). — Harries J. Edward J. Watts. The Final Pagan Generation // The American Historical Review. 121. 2016. P. 303-304.

Nuffelen (2010). — Nuffelen P.V. Review of: Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. The Transformation of the Classical Heritage 46 // Biyn Mawr Classical Review. 13.10.2010. — http://bmcr.brynmawr.edu/2010/2010-10-13.html (2019).

Watts (2006). — Watts E. City and school in late antique Athens and Alexandria. Berkeley: University of California Press, 2006.

Watts (2017). — Watts E.J. Hypatia: The Life and Legend of an Ancient Philosopher. New York, NY: Oxford University Press, 2017.

Watts (2010). — Watts E.J. Riot in Alexandria: Tradition and Group Dynamics in Late Antique Pagan and Christian Communities. Berkeley: University of California Press, 2010.

Watts (2015). — Watts E.J. The Final Pagan Generation. Oakland, California: University of California Press, 2015.

Michael A. Vedeshkin

EDWARD WATTS AND MODERN RESEARCH IN LATE ANTIQUITY EDUCATION

The article discusses the stages of the scientific biography of Edward J. Watts — one of the outstanding modern researchers of Late Antiquity. We also present a critical review of his first four books as well as an overall description of his scientific works.

305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.