УДК 94(495)
DOI 10.52575/2687-0967-2022-49-2-283-291 Оригинальное исследование
К истории изучения афинского неоплатонизма в современной историографии
Денисова И.В.
о
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: [email protected]
Аннотация. В истории позднеантичной мысли и интеллектуальной традиции особое место занимают Афины как интеллектуальная и образовательная метрополия. Афинские высшие школы и интеллектуалы стали главным оплотом позднеантичной традиции, в том числе с использованием языческих религиозных практик в ямвлиховской версии неоплатонизма. Это сделало Афины оплотом язычества до конца 1-й трети VI века. В современной зарубежной историографии (с 1990-х гг.) наблюдается пристальный интерес к позднеантичным интеллектуалам, в частности к афинским. За последнюю четверть века вышли несколько монографий и ряд аналитических статей. В целом большинство ученых ныне признает важную роль афинских философов ранневизантийского времени в процессе культурного континуитета. С другой стороны, афинский ямвлиховский неоплатонизм ко 2-й пол. VI в. сошел с исторической сцены, уступив место более компромиссному александрийскому.
Ключевые слова: Ранняя Византия, неоплатонизм, Афины, интеллектуалы, философия
Для цитирования: Денисова И.В. 2022. К истории изучения афинского неоплатонизма в современной историографии. Via in tempore. История. Политология. 49 (2): 283-291. DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-2-283-291
To the history of the study of athenian neoplatonism in modern historiography
Irina V. Denisova o
Belgorod National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod 308015, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. In the history of Late Antique thought and intellectual tradition, Athens occupies a special place as an intellectual and educational capital. The Athenian higher schools and intellectuals became the main stronghold of the Late Antique tradition, including the use of pagan religious practices in the Iamblichus version of Neoplatonism. This made Athens a stronghold of paganism until the end of the first third of the 6th century A. D. In modern foreign historiography, there is a keen interest in Late Antique intellectuals, in particular, in Athenian ones. Over the past quarter of a century, several monographs and a number of analytical articles have been published. In general, most scholars now recognize the important role of the Athenian philosophers of the early Byzantine period in the process of cultural continuity. On the other hand, the Athenian Iamblichus' Neo-Platonism to the second half of 6th century A. D. descended from the historical scene, giving way to a more compromise Alexandrian.
Keywords: Early Byzantium, Neoplatonism, Athens, intellectuals, philosophy
For citation: Denisova I.V. 2022. To the history of the study of athenian neoplatonism in modern historiography. Via in tempore. History and political science. 49 (2): 283-291 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2022-49-2-283-291
Введение
В последние десятилетия в историографии растет понимание того, что позднеантич-ная интеллектуальная традиция является одним из важнейших звеньев культурного континуитета между античностью и средневековьем в Восточном Средиземноморье. Особенно пристальное внимание привлекли к себе афинские философы-неоплатоники, активно действовавшие до середины VI в. Несмотря на то, что они были непосредственно связаны с языческими религиозными практиками в контексте деятельности высших философских школ, их обширное наследие завершает многовековое развитие античной мысли и представляет особый интерес для изучения не только философами, но и историками.
Объект и методы исследования
Объектом исследования является афинский неоплатонизм на основании комплексного анализа различных публикаций в современной историографии в контексте интеллектуальной традиции поздней античности. В процессе научного исследования проблемы использован историко-сравнительный метод. На основе сравнительного анализа мы смогли выявить общее и особенное в тенденциях в изучении афинского неоплатонизма в современных исследованиях. Историко-сравнительный метод позволил доказать, что большинство исследователей отмечают важность афинских философов в ранневизантийский период в процессе культурного континуитета рассматриваемого периода. Кроме того, просо-пографический подход позволил сконцентрировать внимание на истории изучения идей и деятельности отдельных интеллектуалов позднеантичных Афин или связанных с традицией афинского неоплатонизма.
Результаты и их обсуждение
Современная историография уделяет пристальное внимание афинскому неоплатонизму как одной из главных неоплатонических школ позднеантичного мира, откуда исходила львиная доля новых идей и доктрин, а вершиной стала философия знаменитого философа Прокла Диадоха.
Современные исследователи затрагивают самые различные аспекты истории неоплатонической школы в Афинах, в том числе в фундаментальных исследованиях, представленных в публикациях источников, монографиях и статьях.
Публикации источников. Интерес к Афинской школе в поздней античности подогревается и стимулируется новыми публикациями источников. В 1999 г. вышел новый вариант реконструкции оригинального текста и английский перевод на основе данных византийского словаря «Суда» трактата «Философская история, или Жизнь Исидора» афинского неоплатоника конца V - 1-й трети VI вв. Дамаския, где он подробно описывает как интеллектуальные круги 2-й половины V в., так и состояние Афинской школы на тот период. Этот текст подготовила греческая исследовательница Полимния Афанассиади, заложив фундамент для системного изучения процессов в Афинской школе 2-й половины V в. [Ath-anassiadi, 1999].
В 2000 г. английский исследователь Марк Эдвардс подготовил хрестоматийный сборник «Неоплатонические святые: жизни Плотина и Прокла глазами их студентов» [Edwards, 2000], который содержит английские новые комментированные переводы позд-неантичных биографий неоплатоников: «Жизнь Плотина» Порфирия, статья о Марине Неаполитанском из византийского словаря «Суда», «Прокл, или О счастье» Марина. В ка-
честве приложения сборник содержит хронологическую таблицу дат жизни Плотина по Порфирию, индексы Порфирия и Марина, а также карты мира неоплатоников и позднеан-тичных Афин времен Прокла.
Кроме того, в 1997 г. под редакцией финского ученого Э. Сиронена был издан сборник позднеантичных и ранневизантийских надписей Аттики и Афин на языках оригинала, в том числе отражающих культурную и научную жизнь региона, включая неоплатонизм [Sironen, 1997].
Монографии. Важная коллективная монография «Пост-герульские Афины: аспекты жизни и культуры в Афинах, 267-529 гг.» вышла в Финляндии под редакцией П. Кастрена [Castrén, 1994a]. Она содержит 5 эссе различных историков об этом периоде, в том числе об Афинской неоплатонической школе: общие аспекты жизни в позднеантичных Афинах осветил сам П. Кастрен [Castrén, 1994b]; Э. Сиронен исследовал вопросы жизни и управления позднеантичной Аттики в целом [Sironen, 1994]; Ю. Бурман рассмотрела жизнь и биографию императрицы Афинаиды-Евдокии [Burman, 1994], происходившей из семьи афинских философов; А. Каривьери исследовала проблему существования библиотеки Адриана в Афинах в это время [Karivieri, 1994b], а также проблемы местонахождения «дома Прокла» в Афинах [Karivieri, 1994a]; Г. Хэлльстрём рассмотрел закрытие Афинской неоплатонической школы в 529 г. [Hallstrom, 1994].
Также изучаются отдельные персоналии позднеантичных интеллектуалов Афин. Роберт Дж. Пенелла (Нью-Йорк) подготовил монографию о жизни и деятельности афинских философов и софистов по данным позднеантичного автора IV-V вв. Евнапия Сардского [Penella, 1990]. Монография разделена на 4 большие тематические части, включающие в общей сложности 16 глав. Часть I «Евнапий Сардский - человек и писатель» посвящена реконструкции жизни и деятельности самого Евнапия, а также структуру его трактата «Жизни философов и софистов» (5 глав). Часть II «Философы» изучает упоминаемых у Евнапия философов: Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Сопатра, Евстафия, Сосипатру, Антонина, Эдесия и его учеников (3 главы). Часть III «Софисты» исследует упоминаемых у Евнапия софистов и иатрософистов (философствующих медиков): Юлиана, Проэресия, Орибасия и других (3 главы). Часть IV «Римский порядок и эллинизм в «Жизнях» выявляет всех упоминаемых Евнапием государственных лиц - как императоров, так и чиновников в Афинах, в том числе философа Фемистия; там же содержится анализ отношений христианства и язычества в контексте классического прошлого в христианской империи (5 глав).
В 1990 г. в Оксфорде вышла книга Энтони Ллойда «Анатомия неоплатонизма» [Lloyd, 1990]. В семи главах этой работы, построенной по проблемному принципу, освещаются отдельные темы, среди которых важное место занимает имя Прокла как ведущего представителя Афинской школы неоплатонизма.
Большой вклад в изучение Афинской школы вносит современный американский исследователь Эдвард Уоттс. В 2006 г. он издал глубокую монографию «Город и школа в позднеантичных Афинах и Александрии» [Watts, 2006], где изучает деятельность двух крупнейших образовательных центров поздней античности в IV-VI вв. в сравнительном контексте. Монография состоит из 10 глав. Афинские школы рассматриваются в первых 4-х главах. Глава 1 посвящена общему очерку академической жизни в Римской империи, глава 2 - афинскому образованию со II по IV вв., в главе 3 рассматривается деятельность афинских риторов Проэресия и Гимерия, а глава 4 касается философских школ в Афинах в V веке. Э. Уоттс также подготовил ряд важных статей по изучению афинского неоплатонизма, затрагивая проблемы закрытия философской школы в Афинах в VI в. [Watts, 2004], а также эмиграции афинских философов этого времени в Персию [Watts, 2005].
Комплексную монографию по истории Афин от II до VI вв. подготовил в 2006 г. итальянский исследователь Марко Ди Бранко - «Город философов: история Афин от Марка Аврелия до Юстиниана» [Di Branco, 2006]. Эта работа состоит из 5 больших тематических глав: глава 1 «Город софистов: риторика и политика в Афинах со II по IV вв.» охватывает
проблематику афинской интеллектуальной жизни по трактатам авторов этого периода: Фи-лострата, Лукиана, Евнапия, анонимного автора «Полного описания Вселенной и народов». Глава 2 «Между Амфионом и Ахиллом: реальность и мифология об обороне Афин с III по IV вв.» посвящена варварским нападениям на Афины герулов, готов, а также различным языческим практикам и культам, развиваемым в целях защиты города. Глава 3 «Сады Афин: император Юлиан и афинская утопия» затрагивает вопросы развития риторических школ в Афинах в IV в. и императорского покровительства афинским наукам в этот период. Глава 4 «Город философов: философия и политика. Афины от Плутарха до Дамаския», собственно, изучает историю философских школ Афин в V веке; она представляет для нас особый интерес. Глава 5 «Quid ergo Athenis et Hierosolymus?: язычники и христиане в Афинах от св. Павла до Юстиниана» исследует проблемы утверждения христианства в городе и развития христианской Церкви различными политическими деятелями.
Значимые аспекты культуры и религии позднеантичных Афин затрагивает американский исследователь Энтони Калделлис в монографии «Христианский Парфенон. Классицизм и паломничество в византийских Афинах» [Kaldellis, 2009]. Эта монография охватывает период от классической античной эпохи до 1204 г. и подчинения Афин крестоносцам. Позднеантичному периоду Афин посвящены Глава 1 «Обращение Парфенона», которая разделена на 7 подразделов, а также Глава 2 «От студентов к паломникам в средневековых Афинах (532-848 гг.), включающая 4 подраздела. В главе 1 рассматриваются вопросы функционирования Парфенона в древности в качестве языческого храма, а затем его превращение в христианскую церковь в ходе развития христианства в Афинах. В главе 2 дается характеристика упадка римской власти в Афинах и Греции в VI в., проблемы «тёмных веков» и кризиса античной культуры в городе, а также функционирования Парфенона в качестве христианского религиозного центра в это время. В данной монографии затрагиваются важные вопросы образовательной жизни в Афинах, в частности связи неоплатоников с языческими религиозными практиками.
В коллективной монографии под редакцией вышеупомянутого М. Эдвардса и С. Свайна «Приближаясь к поздней античности: трансформация от ранней к поздней империи» исследуются различные аспекты культурной жизни империи, в том числе поздне-античная философия. В частности, афинские софисты и философы затрагиваются в разделах Дж. Диллона [Dillon, 2004] и С. Свайна [Swain, 2004].
Крупнейшим исследователем позднеантичного неоплатонизма является ирландский историк Д. Дж. О'Меара. Существенной для современной историографии является его работа «Платонополис: платоническая политическая философия в поздней античности» [O'Meara, 2003]. Она разделена на Введение и три большие части, включающие 14 глав. Во Введении содержится две главы: 1. «Две функции политической философии», 2. «Философы-неоплатоники во времени, пространстве и социальном контексте». Здесь рассматриваются теоретические проблемы неоплатонизма относительно политического аспекта, а также история философии, в том числе Афинской неоплатонической школы, в контексте развития всех школ неоплатонизма в целом. Часть I «Реконструкция неоплатонической политической теории: обожествление души» содержит главы 3, 4, 5, 6. В третьей главе изучается проблема обожествления в древнегреческих философских школах, в четвертой главе представлена шкала добродетелей по Плотину и Порфирию, пятая глава рассматривает шкалу наук у разных неоплатоников по этому вопросу, а шестая глава посвящена непосредственно куррикулуму, то есть учебной программе, которую изучали в философских школах в данном контексте. Часть II «Реконструкция неоплатонической политической теории: обожествление государства» содержит главы 7, 8, 9, 10, 11. В седьмой главе изучается образ правителя-философа в учениях неоплатоников; восьмая глава рассматривает их отношение к законодательной власти в философском государстве; в девятой главе рассмотрено отношение к судебной ветви власти; десятая глава посвящена политическим функциям религии, в контексте чего представлены религиозные реформы императора
Юлиана, а также отношение к теургии со стороны неоплатоников; в одиннадцатой главе изучаются проблемы ограничения политических действий в неоплатонизме. Часть III «Платонополис в христианстве и исламе» содержит главы 12, 13, 14 и освещает рецепцию платонической мысли в этих авраамических религиях. В 12-й главе затрагивается вопрос о влиянии неоплатонизма на политические взгляды Евсевия Кесарийского и Блаженного Августина; тринадцатая глава посвящена рецепции неоплатонизма в христианских политических сочинениях VI в. - псевдо-Дионисия Ареопагита и анонимного трактата «О политической науке»; в четырнадцатой главе рассматривается рецепция неоплатонических политических идей в арабских сочинениях, в частности в «Идеальном государстве» Аль-Фараби. В целом данная монография даёт системный срез позднеантичного неоплатонизма, в том числе Афинской школы.
Большое значение имеет работа С. Раппе «Читая неоплатонизм: недискурсивное мышление в текстах Плотина, Прокла и Дамаския» [Rappe, 2000], где делается попытка проследить основные тенденции развития неоплатонизма от III до VI в. в непрерывном контексте через основных его представителей, в том числе из Афинской школы. Монография разделена на две большие части: 1. «Язык «Эннеид»», 2. «Текст и традиция в неоплатонизме», содержа в целом 10 глав. Кроме того, есть Введение, посвященное объяснению особенностей неоплатонической традиции в поздней античности (Глава 1). Главы 2-5 первой части посвящены рассмотрению вопросов семантики «Эннеид» - ключевого произведения Плотина. Главы 6-10 второй части затрагивают такие аспекты развития неоплатонизма, как пифагорейская нумерология, орфика, теургия, их влияние на труды Прокла Диадоха и Да-маския. Последнее имеет прямое отношение к истории афинского неоплатонизма.
Чешский исследователь Радек Члуп (Хлюп) посвятил отдельную монографию одному из наиболее известных философов-неоплатоников поздней античности, Проклу Диадо-ху, - «Прокл: введение» [Chlup, 2012]. Данная книга содержит 10 глав, разделенных на подразделы, составленных по различным отраслям философии, характерным для поздней античности. В главе 1 «Исторический фон» (3 подраздела) исследуется общая ситуация развития неоплатонизма, начиная от Плотина и заканчивая Проклом. В главе 2 «Метафизика Прокла» (4 подраздела) рассматриваются вопросы Единого как Блага, а также различных уровней неоплатонического бытия от умопостигаемого до материи. В главе 3 «Политеистическая теология Прокла» (3 подраздела) исследуются генады как некие промежуточные божества между Единым и умопостигаемой материей, а также их уровни и цепочки по Проклу. В главе 4 «Эпистемология» (5 подразделов) изучаются вопросы соотношения интеллекта и души у человека. В главе 5 «Пути объединения» (2 подраздела) рассмотрена проблема взаимосвязи Единого и человеческой души, а также феномен теургии в философии Прокла. В главе 6 «Вдохновленная поэзия и её символы» (2 подраздела) изучается отношение Прокла к мифам, поэзии и философии, через которые выражается божественная воля, и, соответственно, рассматриваются способы её экзегезы. Глава 7 «Зло и теодицея» (7 подразделов) посвящена соотношению добра и зла в мире и человеческой душе, а также исследуются вопросы перехода добра в зло, необходимости существования зла, божественного наказания за зло. В главе 8 «Этика» (2 подраздела) исследуются добродетели у Прокла и его отношение к активной и созерцательной деятельности. Глава 9 «Мировоззрение» (2 подраздела) является концептуальной, где чешский историк философии утверждает, что основой всей позднеантичной философии является мировоззрение того или иного философа, а сама философская доктрина служит лишь его обрамлением. Последняя глава 10 «Эпилог: наследие Прокла» посвящена рецепции взглядов Прокла в дальнейший период и его влияние на современную науку. В целом работа достаточно системно описывает все направления деятельности Прокла, пытаясь на его примере дать полную картину развития неоплатонизма в поздней античности, однако подвергается определенной критике со стороны исследователей за некоторую поверхностность суждений, в частности в описании доктринальных положений неоплатонизма [Месяц, 2015].
Еще одной важной современной работой по истории неоплатонизма является монография американского исследователя Г. Шоу «Теургия и душа: неоплатонизм Ямвлиха» [Shaw, 1995]. Она состоит из 4 больших разделов, которые поделены на 21 отдельную главу, затрагивая различные аспекты отношения души и тела в доктрине Ямвлиха, оказавшего значимое влияние и на афинский неоплатонизм. В разделе 1 «Материя и воплощение» рассматривается сам феномен материи, ее положение в неоплатонической иерархии и связь с телом. Раздел 2 «Природа воплощенной души» стремится выявить основные аспекты сущности души у Ямвлиха, ее бессмертие, восхождение к высшим сферам и нисхождение в тело, связи с Единым. Раздел 3 «Литургия космоса» посвящен космическому мироустройству и божествам, проблемам космической гармонии и связи с космосом путем теургических ритуалов со стороны людей. Раздел 4 «К универсальному платонизму» посвящен вопросу попыток религиозного оформления и популяризации неоплатонизма среди широких слоев населения как культа, а также исследованию того, почему неоплатонизм так и остался «религией элит».
В 2019 г. в Оксфорде вышла глубокая монография Дмитрия Никулина «Неоплатонизм в поздней античности» [Nilulin, 2019]. Она состоит из двух больших частей: 1. Плотин», 2. Прокл, где автор сопоставляет философские концепции основоположника и завершителя неоплатонической традиции в поздней античности по различным аспектам их онтологии: единства и множества, умопостигаемого и материи, памяти и припоминания, значения чисел, добра и зла и т. п. У каждого из них автор выделяет свои особенности, которые отражают те изменения, которые происходили в ходе исторического развития неоплатонической мысли в IV-V вв. На данный момент эта книга является последним новейшим исследованием с наиболее глубоким погружением в исторический контекст.
Помимо собственно монографий следует отметить защищенную в 2003 г. диссертацию немецкого ученого А. Брайтенбаха ««Истинно золотые Афины»: противостояние греческих отцов Церкви с метрополией древней языческой культуры», которая посвящена отношению св. Григория Назианзина к Афинам, где он проходил обучение вместе со св. Василием Великим [Breitenbach, 2003]. Частично в работе затронуты аспекты истории неоплатонизма.
Статьи. Помимо монографий отдельные проблемы изучались в аналитических статьях.
Статья историка М. Луца в иерусалимском сборнике «Греция и Рим в Эрец-Исраэль» посвящена деятельности афинского философа-неоплатоника конца V в. Марина Неаполитанского, являвшегося палестинским самаритянином по происхождению [Luz, 1990].
Американский исследователь Уоррен Тредголд рассмотрел деятельность афинских школ в начале V в. глазами историка этой эпохи Олимпиодора Фиванского [Treadgold, 2004].
Датский ученый С. Рубензон посвятил свою статью пребыванию «великих каппадо-кийцев», Отцов Церкви, св. Григория Богослова и св. Василия Великого в Афинах в IV веке [Rubenson, 2006].
Статья Д. Де Фореста посвящена такому интересному явлению, как насилие в жизни высших (в том числе философских) школ, а также студенческая инициация в Афинах, в том числе в неоплатонической школе. Он сравнивает студенческую инициацию с Элев-синскими мистериями, а также отмечает сходство студенческих драк с борьбой партий цирковых фракций (димов). Интересно, что религиозный контекст инициаций практически уходил из сознания студентов-современников, которые даже не понимали этого значения [De Forest, 2011].
Заключение
Таким образом, тематика истории афинского неоплатонизма интенсивно изучается в современной историографии по самым различным аспектам. Это связано с изданием новых и переизданием уже известных исторических источников, где описывается жизнь и
культура позднеантичных Афин. Соответственно, вырастает и интерес к этой теме, в настоящее время появилось довольно много изданий. Спектр исследований касается как структуры и организации Афинской философской школы, проблем её противостояния с христианством и падения в VI в., так и деятельности отдельных афинских интеллектуалов, изучения сущности неоплатонических доктрин афинских философов.
Особо нужно указать, что динамика исследований в современное время по вышеуказанной проблематике связана не только с традиционной англо-американской историографией, но и с различными другими историографическими школами Европы: вопросы позд-неантичного афинского неоплатонизма затрагиваются в работах итальянских, немецких, чешских, финских, датских, греческих, израильских исследователей.
Афинская школа неоплатонизма являлась важнейшей в истории позднеантичной философии, так что данная тема не теряет свою актуальность, а перспективы изучения данной проблемы весьма обширны.
Список литературы
Месяц С.В. 2015. Метафизика Прокла: между мировоззрением и языковой игрой. Размышления
над книгой Радека Члупа. В: Философский журнал, 8 (1): 7-22. Athanassiadi P. (ed.). 1999. Damascius. The Philosophical History. Athenai, Apameia, 403. Breitenbach A. 2003. Das «wahrhaft goldene Athen»: Die Auseinandersetzung griechischer Kirchenväter
mit der Metropole heidnisch-antiker Kultur. Berlin/Vienna, Philo, 352. Burman Ju. 1994. The Athenian Empress Eudocia. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture
in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 63-87. Caldellis A. 2009. The Christian Parthenon. Clasicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. Cambridge, UP, 252.
Castren P. (ed.). 1994a. Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529.
Helsinki, Finnish Institute Athenai, 228. Castren P. 1994b. General Aspects of Life in Post-Herulian Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of
Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 1-14. Chlup R. 2012. Proclus: An Introduction. Cambridge, UP, 328.
De Forest D. 2011. Between Mysteries and Factions: Initiation Rituals, Student Groups, and Violence in the Schools of Late Antique Athens. In: Journal of Late Antiquity. Volume 4, Number 2: 315-342. Di Branco M. 2006. La citta dei filosofi: storia di Atene da Marco Aurelio a Giustiniano. Firenze, Olschki, 304.
Dillon J. 2004. Philosophy as a profession in Late Antiquity. In: Approaching Late Antiquity: The
Transformation from Early to Late Empire. Oxford, OUP: 401-418. Edwards M. (ed.). 2000. Neoplatonic Saints: The Lives of Plotinus and Proclus by their Students. Liverpool, UP, 152.
Hällström G. 1994. The Closing of the Neoplatonic School in A. D. 529: An Additional Aspect. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 140-160.
Karivieri A. 1994a. The 'House of Proclus' on the Southern Slope of the Acropolis: A Contribution. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 115-139. Karivieri A. 1994b. The So-Called Library of Hadrian and the Tetraconch Church in Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 88-114.
Lloyd A.C. 1990. The Anatomy of Heoplatonism. Oxford, Clarendon Press, 200.
Luz M. 1990. Marinus: An Eretz-Israel Neoplatonist in Athens. In: Greece and Rome in Eretz-Israel.
Jerusalem, Yad Izhak Ben-Zvi: 92-104. Nikulin D. 2019. Neoplatonism in Late Antiquity. Oxford, UP, 272.
O'Meara D.J. 2003. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford, Clarendon Press, 250.
Penella R.J. 1990. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD: Studies in Eunapius of Sardis. Leeds, Francis Cairns, 165.
Rappe S. 2000. Reading Neoplatonism. Non-discursive Thinking in the Texts of Plotinus, Proclus, and Damascius. Oxford, UP, 266.
Rubenson S. 2006. The Cappadocians on the Areopagus. In: Gregory of Nazianzus: Images and Reflections. Copenhagen, Museum Tusculanum Press: 113-132.
Shaw G. 1995. Theurgy and the soul: the neoplatonism of Iamblichus. Pennsylvania, Pennsilvania University Park, 268.
Sironen E. (ed.). 1997. The Late Roman and Early Byzantine Inscriptions of Athens and Attica. Helsinki, Hakapaino, 463.
Sironen E. 1994. Life and Administration of Late Roman Attica in the Light of Public Inscriptions. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 15-62.
Swain S. 2004. Sophists and Emperors: the Case of Libanius. In: Approaching Late Antiquity: The Transformation from Early to Late Empire. Oxford, OUP: 355-400.
Treadgold W. 2004. The Diplomatic Career and Historical Work of Olympiodorus of Thebes. In: The International History Review. 26 (4): 709-733.
Watts E.J. 2004. Justinian, Malalas and the End of Athenian Philosophical Teaching in A. D. 529. In: Journal of Roman Studies, 94: 168-182.
Watts E.J. 2005. Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Sim-plicius, and the Return from Persia. In: Greek Roman and Byzantine Studies. 45-3: 285-315.
Watts E.J. 2006. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley - Los Angeles, University of California Press, 304.
References
Mesyac S.V. 2015. Metafizika Prokla: mezhdu mirovozzreniem i yazykovoj igroj. Razmyshleniya nad knigoj Radeka Chlupa [Proclus's metaphysics: between worldview and language game. Reflections on Radek Chlup's book]. In: Filosofskij zhurnal [Philosophical Journal], 8 (1): 7-22 (in Russian).
Athanassiadi P. (ed.). 1999. Damascius. The Philosophical History. Athenai, Apameia, 403.
Breitenbach A. 2003. Das «wahrhaft goldene Athen»: Die Auseinandersetzung griechischer Kirchenväter mit der Metropole heidnisch-antiker Kultur. Berlin/Vienna, Philo, 352.
Burman Ju. 1994. The Athenian Empress Eudocia. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 63-87.
Caldellis A. 2009. The Christian Parthenon. Clasicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. Cambridge, UP, 252.
Castren P. (ed.). 1994a. Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai, 228.
Castren P. 1994b. General Aspects of Life in Post-Herulian Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 1-14.
Chlup R. 2012. Proclus: An Introduction. Cambridge, UP, 328.
De Forest D. 2011. Between Mysteries and Factions: Initiation Rituals, Student Groups, and Violence in the Schools of Late Antique Athens. In: Journal of Late Antiquity. Volume 4, Number 2: 315-342.
Di Branco M. 2006. La citta dei filosofi: storia di Atene da Marco Aurelio a Giustiniano. Firenze, Olschki, 304.
Dillon J. 2004. Philosophy as a profession in Late Antiquity. In: Approaching Late Antiquity: The Transformation from Early to Late Empire. Oxford, OUP: 401-418.
Edwards M. (ed.). 2000. Neoplatonic Saints: The Lives of Plotinus and Proclus by their Students. Liverpool, UP, 152.
Hällström G. 1994. The Closing of the Neoplatonic School in A. D. 529: An Additional Aspect. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 140-160.
Karivieri A. 1994a. The 'House of Proclus' on the Southern Slope of the Acropolis: A Contribution. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 115-139.
Karivieri A. 1994b. The So-Called Library of Hadrian and the Tetraconch Church in Athens. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 88-114.
Lloyd A.C. 1990. The Anatomy of Heoplatonism. Oxford, Clarendon Press, 200.
Luz M. 1990. Marinus: An Eretz-Israel Neoplatonist in Athens. In: Greece and Rome in Eretz-Israel.
Jerusalem, Yad Izhak Ben-Zvi: 92-104. Nikulin D. 2019. Neoplatonism in Late Antiquity. Oxford, UP, 272.
O'Meara D.J. 2003. Platonopolis. Platonic Political Philosophy in Late Antiquity. Oxford, Clarendon Press, 250.
Penella R.J. 1990. Greek Philosophers and Sophists in the Fourth Century AD: Studies in Eunapius of
Sardis. Leeds, Francis Cairns, 165. Rappe S. 2000. Reading Neoplatonism. Non-discursive Thinking in the Texts of Plotinus, Proclus, and
Damascius. Oxford, UP, 266. Rubenson S. 2006. The Cappadocians on the Areopagus. In: Gregory of Nazianzus: Images and
Reflections. Copenhagen, Museum Tusculanum Press: 113-132. Shaw G. 1995. Theurgy and the soul: the neoplatonism of Iamblichus. Pennsylvania, Pennsilvania University Park, 268.
Sironen E. (ed.). 1997. The Late Roman and Early Byzantine Inscriptions of Athens and Attica. Helsinki, Hakapaino, 463.
Sironen E. 1994. Life and Administration of Late Roman Attica in the Light of Public Inscriptions. In: Post-Herulian Athens: Aspects of Life and Culture in Athens, A. D. 267-529. Helsinki, Finnish Institute Athenai: 15-62.
Swain S. 2004. Sophists and Emperors: the Case of Libanius. In: Approaching Late Antiquity: The
Transformation from Early to Late Empire. Oxford, OUP: 355-400. Treadgold W. 2004. The Diplomatic Career and Historical Work of Olympiodorus of Thebes. In: The
International History Review. 26 (4): 709-733. Watts E.J. 2004. Justinian, Malalas and the End of Athenian Philosophical Teaching in A. D. 529. In:
Journal of Roman Studies, 94: 168-182. Watts E.J. 2005. Where to Live the Philosophical Life in the Sixth Century? Damascius, Sim-plicius, and
the Return from Persia. In: Greek Roman and Byzantine Studies. 45-3: 285-315. Watts E.J. 2006. City and School in Late Antique Athens and Alexandria. Berkeley - Los Angeles, University of California Press, 304.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 21.12.2021 Received 21.12.2022
Поступила после рецензирования 28.02.2022 Revised 28.02.2022
Принята к публикации 28.02.2022 Accepted 28.02.2022
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Денисова Ирина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, директор музея истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород, Россия
(ЖСШ: 0000-0002-6612-4191
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Irina V. Denisova, Candidate of Historical Sciences, Director of History Museum of Belgorod National Research University, Belgorod, Russia