УДК 7.033.1 ББК 85.143(2)
появление образа христа эммаиумла в малых куполах пятиглавых успенских соборов xvi-xvii вв.
Бережная Марина Сергеевна,
старший преподаватель, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ул. Мясницкая, д. 21, г. Москва, Россия, 101000, e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена появлению образа Христа Эммануила в росписи малых куполов пятиглавых Успенских соборов XVI-XVII вв. Прослеживается становление самостоятельной композиции Христа Эммануила и причины, по которым произошло включение данной композиции в систему купольной росписи пятиглавых храмов.
Ключевые слова
Пятиглавые храмы, купольные изображения, Христос Эммануил, кафедральные храмы, монументальная живопись XVII века.
Возникновение и развитие иконографической композиции Христа Эммануила в монументальной живописи были темой многих профессиональных исследователей истории искусств, являясь неотъемлемой частью в изучении художественного наследия русской культуры. Особый интерес к изучению этой композиции стал формироваться, когда изображение приобрело самостоятельное значение, не являясь «дополнением» к образу Богородицы или другим более сложным композициям1. Из наиболее известных работ можно отметить труды следующих авторов Л. А. Успенского, Ф. И. Буслаева, В. Н. Лазарева, А. М. Лидова, В. Джурича и др.
В основе этой ранней иконографии лежал образ Иисуса Христа, где Спаситель представлен в виде младенца или отрока, именуемый «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии, в словах пророчества Исайи (Ис. 7:14) и означает «с нами Бог». Основанием для этого типа изображения Спасителя послужили слова пророка
1 Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001. С. 224.
Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).
Первые изображения Христа Эммануила были известны на византийских монетах со времён императора Цимисхия (X в.). Спаситель изображался в «кресщатом нимбе», окружённый надписью «Эммануил».
Образ Спасителя Эммануила относится к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы. Изначально изображения Христа Эммануила входили в более сложные композиции. Это могли быть иконы Богоматери типа Оранты, Знамения, иконы Собора Архангелов Михаила или Гавриила2.
Самостоятельное значение приобретает этот иконографический тип в ранних домонгольских оглавных, так называемых «ангельских деису-сах», где Христос Эммануил изображён с предстоящими ангелами. Подобные композиции использовали для низких алтарных преград, когда
2 Лидов А. М. Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999. С. 98.
57
58
высоких иконостасов на Руси ещё не было. Такой деисус конца XII в. находится в экспозиции Третьяковской галереи3.
Наиболее ранние монументальные изображения Спаса Эммануила встречаются в византийских храмах с VI в., например, в апсиде церкви Сан-Витале в Равенне (VI в.)4.
Среди известных византийских памятников Македонии, в купольных композициях которых находятся самостоятельные изображения Христа Эммануила, можно отметить церковь в монастыре в честь Божией Матери Елеусы (Милостивой) в с. Велюса (1080 г.), храм Богоматери Привлепты в Охриде (1294-1295 гг.), церковь Св. Пантелеймона в Нерези. Особое внимание обращает на себя церковь Св. Пантелеймона
3 Языкова И. К. Богословие иконы: учебное пособие. М., 1995. С. 212.
4 Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы // Северный паломник. М., 2006.
С. 15.
в Нерези, где в пяти куполах храма представлены различные иконографические типы Христа: Пантократор (дважды), Эммануил, Христос-Священник и Ветхий Деньми. Возможно, данная композиция изображает все ипостаси, представляющие Бога.
Монументальные изображения Спаса Эммануила на Руси появились в новгородских храмах с XIII в., одно из них сохранилось в церкви Спаса Преображения и входит в состав композиции Богоматери Знамение, размещённой на южном фасаде церкви. Руки Христа слегка приподняты к рукам Богоматери в благословляющем жесте5.
Творчество работавших в Новгороде приезжих и собственных мастеров отличалось не только большим разнообразием художественных манер и качественных уровней, но также принадлежностью к разным пластам православной бо-
5 Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976. С. 206.
Христос Эммануил.
Фреска купола церкви св. Пантелеймона в Нерези, 1164 г.
Христос Эммануил. Фреска юго-западного купола Успенского собора в Троице-Сергиевой Лавре, XVII в.
Христос Эммануил. Фреска в куполе храма Богородицы Елеусы в с. Велюсе, 1080 г.
Христос Эммануил. Фреска на своде в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово, 1490 г.
гословскои традиции, которые отразились в том или ином ансамбле росписей. Для новгородских живописцев это был новый этап интенсивного освоения опыта изысканной византийской культуры. Одновременно это был важный этап самостоятельного творчества, результаты которого стали заметны уже в некоторых произведениях конца XIV в., предвещавших мощный расцвет новгородской школы живописи следующего столетия.
К ранним монументальным изображениям Христа Эммануила можно отнести фрески в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово (1502 г.), в которых Дионисий изображает благословляющего Христа Эммануила на парусах.
Среди многочисленных трудов по исследованию фресок с образом Христа Эммануила, вопрос о появлении самостоятельной композиции этого изображения в подкупольном пространстве древнерусских храмов затрагивался
59
Христос Эммануил. Фреска северо-западного купола Христос Эммануил. Фреска юго-западного купола Софийского собора в Вологде, XVII в. Успенского собора Ростова, XVII в.
60
исследователями только в описании росписей или оставался совсем без внимания. Было ли случайным появление изображения Христа Эммануила в одном из малых куполов пятиглавых храмах XV-XVII вв. или это было обусловлено особой программой?
Процесс формирования единой купольной системы фресок в соборах начинается с XVI столетия. В результате масштабного строительства пятиглавых кафедральных Успенских соборов возник вопрос о декорировании малых куполов, которые возводились с самостоятельным под-купольным пространством. Этот процесс происходил в непосредственном взаимодействии искусства Москвы и крупных художественных центров, одним из которых по-прежнему оставался Новгород. Местные иконописцы, призванные для работы в столицу, привнесли в традиции московской живописи новые иконографические изводы и образные решения. В число купольных композиций включается и образ Христа Эммануила. Одно из первых, дошедших до нас древнерусских купольных изображений Христа Эммануила, находится в одном из малых куполов Успенского собора Московского Кремля.
Образ Христа Эммануила важен в среде иконографических тем своим скрытым смыслом, который можно понять лишь в контексте бого-
словской темы. Возможно, изображение Христа Эммануила имеет символико-иконографи-ческое значение, символически трактующее Евхаристию6.
Хотя ранние изображения Христа Эммануила относятся ко послеиконоборческому времени, вероятно, сам принцип изображения Младенца Христа как Истинного Бога, т.е. не младенца по сути, а уже отрока, отмеченного печатью духовной зрелости и даже мудрости, был вызван необходимостью дать православный ответ на ересь Нестория (первая треть V в.). Несториане отрицали Божественную природу Иисуса Христа до Его Крещения.
В XI-XII вв. в византийской храмовой иконографии была предпринята реформа, предназначенная для усиления связи иконных образов с таинством Евхаристии. На такие действия в свою очередь повлияла Великая Схизма 1054 г., призванная создать зримый образ истинного ве-роучения7. Именно с этого времени получают распространение в храмовой росписи разные типы иконографии Христа. Художники Древней Руси, чутко реагировавшие на все нововведения в византийской иконографии, стремились пере-
6 Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. С. 56.
7 Лидов А. М. Мир Святых образов в Византии и на
Руси. М., 2013. С. 193.
нять и приспособить всё воспринимаемое к потребностям религиозного просвещения широких кругов населения. Особенно ярко выражается эта тема в купольных изображениях многоглавых храмов с XVI в., где в единую купольную композицию включены: образ Христа Спасителя, образ Христа Эммануила, образ Спаса Нерукотворного, образ Знамения (Христос Эммануил в медальоне), Отечества. Такая система купольной росписи выполнена в Успенском соборе Московского Кремля и была образцом для создания дальнейших росписей. Эта богословская идея раскрыта в трактате Дионисия Ареопагита «О божественных именах»: «Потому и в священных богоявлениях при мистических озарениях Бог изображается как Седой и как юный: старец означает, что Он — Древний и Сущий "от начала
до конца", юноша же, что он не стареет; и оба показывают, что он проходит сквозь всё от начала до конца»8.
Купольная композиция с изображением Христа Эммануила представляет собой образ воплощённого Бога первого пришествия Христа, связанный с пророчеством Исаии, в то время как Пантократор являет собой образ Христа второго пришествия, явившегося, чтобы служить литургию и вершить суд9. Позже образ Христа Эммануила повторяется в декорации малых куполов Успенского собора Новодевичьего монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, Ростова, Вологды и др.
8 Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. С. 294-295.
9 Фельми Карл Христиан. Иконы Христа. М., 2007.
С. 36.
Список литературы
1. Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976.
2. Джурич В. Византийские фрески. М., 2000.
3. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994.
4. Лидов А. М. Византийские иконы Синая. Москва-Афины, 1999.
5. Лидов А. М. Мир Святых образов в Византии и на Руси. М., 2013.
6. Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.
7. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001.
8. Фельми Карл Христиан. Иконы Христа. М., 2007.
9. Языкова И. К. Богословие иконы: учебное пособие. М., 1995.
THE APPEARANCE OF THE IMAGE OF CHRIST EMMANUEL IN THE SMALL DOMES OF FIVE-DOMED USPENSKY CATHEDRALS XVI-XVII CENTURY
Berezhnaya Marina Sergeevna,
Teacher,
Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture I. Glazynov, Myasnitskaya Str. 21, 101000 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
The article is dedicated to the question of the appearance of the Christ Emmanuel image in the paintings of small domes of five-domed Uspensky Cathedrals XVI-XVII centuries. The article traces the building up of the independent composition of Christ Emmanuel and the reasons why this composition was included in the system of dome painting of five-domed churches.
Keywords
Five-domed churches, Christ Emmanuel, domical images, cathedral churches, monumental painting of the XVII century.
61