Научная статья на тему 'ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология развития критического мышления / методический приём / стадия вызова / стадия осмысления / рефлексия / critical thinking development technology / methodical technique / challenge stage / comprehension stage / reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкина Ирина Анатольевна

В настоящей статье представлены методические приёмы использования элементов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, способствующие развитию у обучающихся навыков работы с информацией, повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE INTEREST IN LEARNING. USING ELEMENTS OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGY IN HISTORY AND SOCIAL STUDIES LESSONS

This article presents methodological techniques for using elements of technology for the development of critical thinking in history and social studies lessons, contributing to the development of students' information skills, increasing interest in both the material being studied and the learning process itself.

Текст научной работы на тему «ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

НАУКА И МЕТОДИКА

И.А. КУРОЧКИНА I.A. KUROCHKINA

ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К ОБУЧЕНИЮ

INCREASE INTEREST IN LEARNING

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

USING ELEMENTS OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGY IN HISTORY AND SOCIAL STUDIES LESSONS

Сведения об авторе: Курочкина Ирина Анатольевна - преподаватель отдельной дисциплины (история, обществознание и география) ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (г. Тверь. E-mail: tv-svu@mil.ru).

Аннотация. В настоящей статье представлены методические приёмы использования элементов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания, способствующие развитию у обучающихся навыков работы с информацией, повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, методический приём, стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.

Information about the author: Irina Kurochkina - Teacher of a Separate Discipline «History, social studies and geography» of Tver Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Tver. E-mail: tv-svu@mil.ru).

Summary. This article presents methodological techniques for using elements of technology for the development of critical thinking in history and social studies lessons, contributing to the development of students' information skills, increasing interest in both the material being studied and the learning process itself.

Keywords: critical thinking development technology, methodical technique, challenge stage, comprehension stage, reflection.

Щ

ШI

Написано много книг об уроке.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

Урок интересен тогда, когда он современен. Современный урок истории - это такой урок, на котором обучающиеся проявляют не только познавательную, но и социальную активность.

Интерес ребёнка к истории пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, немногим подросткам удаётся сохранить этот настрой до конца школьных лет.

Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры... Непонимание обучающимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников.

Ни для кого не секрет, что обучающиеся при традиционной подаче материала усваивают 10% всего материала.

Помочь обучающимся можно, применяя активные методы обучения, современные педаго-

гические технологии. Неслучайно они сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса, помогают активизировать учебный процесс, побуждают суворовцев к творческому участию в нём.

Я остановлюсь на использовании технологии развития критического мышления на своих уроках.

Данная технология включает три стадии:

I. Стадия вызова (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации). Позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме или проблеме, побу-

«-СС-Р- -»

"¡МПШив

дить ученика к активной работе на уроке.

II. Стадия осмысления содержания (получение новой информации). Позволяет получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.

III. Стадия рефлексии (размышления, именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний). Позволяет целостно осмыслить, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого из обучающихся собственное отношение к изучаемому.

На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Каждый приём направлен на раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках.

Урок истории в 5 классе по теме «Ассирийская держава».

I. На стадии вызова суворовцам предлагается, используя финикийский алфавит, определить название государства, о котором пойдёт речь на уроке.

Они не только определили название государства - Ассирия, но и назвали государство, в котором был придуман алфавит, состоящий только из согласных.

Далее суворовцы сами сформулировали тему урока. Однако тема урока не просто «Ассирийское государство», а «Ассирийская держава». Поэтому преподаватель предлагает вспомнить, кто из обучающихся уже слышал слово держава. Когда? При каких обстоятельствах? Суворовцы ответили на этот вопрос, определили значение этого слова (большое и сильное государство) и даже привели строчку из Гимна Российской Федерации: «Россия - священная наша держава».

II. На стадии осмысления суворовцы работают в группах с раз-

личными источниками информации (документы, атлас, учебник, иллюстративный материал, видеофрагмент), представляя географов, экономистов, военных историков. Выполняют задания, фиксируют ключевые тезисы в тетрадь. Обсуждают результаты работы. Делают выводы.

На данном уроке использую широко применяемый способ

продуцирования новых идей для решения практических проблем - методический приём «мозговой штурм» (мозговая атака, брейнсторминг).

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее тре-

127

бование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Суворовцам предлагается следующая учебная задача: «В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук. Предположите, почему железных изделий так мало?»

Использование метода мозгового штурма в образовательном процессе способствует творческому усвоению суворовцами учебного материала и позволяет:

• связать теоретические знания с практикой;

• активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых;

• формировать опыт коллективной мыслительной деятельности;

• развивать способности концентрировать внимание и мыслитель-

Кластер

ные усилия на решении актуальной задачи.

Одним из методов развития критического мышления является составление кластера, который позволяет обучающимся размышлять, даёт доступ к собственным знаниям, а также развивает память и пространственное мышление. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом.

На уроке суворовцы, определяя преимущества железа, составили кластер.

Развитию критического мышления способствуют работа с лентой времени (суворовцы определяли, сколько лет прошло, как пала Ассирийская держава) и логические задания. Суворовцам предлагалось определить значение Ассирии в мировом историческом процессе и ответить на вопрос: «Зачем человеку, живущему в XXI веке, знания об Ассирийской державе?»

III. На стадии рефлексии суворовцы выполняли различные задания:

1) отгадывали загадку: «Подобрать слово будет несложно:

Как назвать государство можно,

Что великим и сильным считается

И от тех, что слабей, отличается?»

(Держава)

2) определяли, можно ли Ассирию назвать державой, и находили два аргумента, подтверждающие их точку зрения;

3) «распутывали» «историческую чехарду»: на ЗМАЕГ-панели необходимо было соотнести ответы с понятиями и событиями;

4) писали синквейн - методический приём, который позволяет подвести итог по изученному учебному материалу. Со словом «Ассирия» суворовцы предложили несколько вариантов, но был выбран лучший:

Ассирия Могучая, жестокая Воевала, убивала, пленяла Но оставила культурное наследие - библиотеку Великая.

Рассмотрим реализацию элементов технологии развития критического мышления на примере урока обществознания «Глобальные проблемы современности».

I. На стадии вызова суворовцы составили синквейн с термином «проблема» и определили проблемы, которые волнуют их, выпускников 11 класса:

• продолжение образования -85%;

• отношения с родителями -69%;

• отношения со сверстниками -51%;

Понятия и события Ответы

Государство севернее Вавилона 612 год до н.э.

«Логовище льва» Ассирия

Ассирийский царь Ниневия

Войско всадников Ашшурбанапал

Год захвата и падения Ниневии Конница

Соотношение ответов с понятиями и событиями

Историческая чехарда

lllllllt lull Н ЦчЛьГИШ №№М

] L* у„ччр« 1 и) piteи И*РНД™»-* . ftut :v> Ii i

чгЧщТ>РН1Н|? .Ц.И1Ч— - _ _ _ _ "/T^ntttpw

у -rS3usiTHiij

[кКкищшит- .

Гчя 1ЛКРА1П ц разреши КИЯеШт^ — -Т*КсРЕПППП

• сдача выпускных экзаменов -63%;

• проведение свободного времени - 87%;

• материальная проблема - 83%;

• другое - 41%.

Но это частные проблемы, есть проблемы, которые волнуют всё человечество. Это глобальные проблемы.

Таким образом был осуществлён переход к изучению нового материала. Суворовцы самостоятельно определили не только тему урока, но и круг изучаемых вопросов.

II. На стадии осмысления суворовцы вспомнили определение и признаки глобальных проблем современности, определили их причины.

Вспомнив сферы общественной жизни, определили виды глобальных проблем современности.

Изучением глобальных проблем современности занимается Римский клуб - международная неправительственная организация. На уроке суворовцы выступили в роли членов этой организации и, используя материалы электронной образовательной среды (документы, фотографии, видеоресурсы), охарактеризовали глобальные проблемы современности и предложили пути их решения.

III. На стадии рефлексии суворовцам была предложена работа с картой - лоцией. Они должны были определить, какие символы относятся к глобальным проблемам в политической, экономической, социальной сферах общественной жизни.

Урок проводился во взводах социально-экономического профиля, большинство суворовцев которых сдают экзамен по обществознанию, поэтому на стадии рефлексии им было предложено выполнить задания из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

Задание 1. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1. Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2. Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3. Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4. Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5. Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Задание 2. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах.

2. Деятельность международных правительственных организаций,

направленная на борьбу с терроризмом.

3. Предоставление торговых льгот для стран с сырьевым характером экспорта.

4. Сокращение расходов на преодоление безграмотности.

5. Разработка программ поставок оружия.

6. Ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Задание 3. «На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому___(А)

и соответственно по уровню____

(Б) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа_(В), с другой - большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким.

Экономика__(Г) основывается

на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Население отсталых и среднеразвитых стран составляет____

(Д). Население планеты составляет

Признаки глобальных проблем

К9 [ljtiLHOKipFLMÜ. OfilUtHEEpORlliE Ч JIM К Ю

!k'LHiU.MHIlL'L I I- nCOFIOmW VCp Mi' III Vt'l[МЕШII1IH1

ЩЩ Kwai глСм; hi<i н .1Л|М1П ер

hul\MKhllHEI, [УМЛСШ1Я EtpofarU IJMUVCIIIimtniWn yill.TNJHEI HtfJC стран IE lljpun™

Виды ГПС

■ Н|КЧци>Ш1 h-ftllMi и MNJH ■ Мдолупррсош^Л - Cmf - IÖT ■ L1 l'K СКЯЛ

1

-.4I.UJIU.I tu "KiL

1 k'^ÍLK У' lH ¡

■ ^pirrac ■фвпитестп

уже 7 миллиардов. Общая тенденция современного развития такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества____(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков:

1) развитые страны;

2) меньшинство;

3) отсталые страны;

4) подавляющее большинство;

5) сокращается;

6) уровень;

7) благосостояние;

8) разрыв;

9) развитие.

Задание 4. Рост населения в развивающихся странах со всей

остротой поставил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Задание 5. Мы знаем, что однозначно ответить на вопрос: «Можно ли решить ГПС?» нельзя. Есть три возможных прогноза:

• пессимистический прогноз, предсказывающий ресурсный, экологический, продовольственный кризисы;

• оптимистический прогноз, считающий, что имеется доста-

точное количество неосвоенных сырьевых ресурсов и военные расходы будут сокращены, а мир на Земле станет реальностью;

• нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно сказать с определённостью о дальнейшем развитии человечества.

Суворовцам было предложено выразить своё отношение к решению глобальных проблем путём голосования с помощью пультов системы «ActiveInspire».

Таким образом, использование элементов технологии развития критического мышления способствует развитию у обучающихся навыков работы с информацией посредством работы с письменными и литературными источниками, повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, мотивации к исследовательской деятельности, формированию творческой активности, навыков осмысленного усвоения материала учебных программ и его обобщения.

Нельзя не согласиться с великим писателем Л. Н. Толстым в том, что «знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить.- М.: Про-Пресс, 2014.

2. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.

3. Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить критически.-СПб.: Альянс «Дельта», 2013.

4. Заир-Бек, С. И. Критическое мышление / http://altai. fio. ru/p rojects/grou p3/potok67/site/ thechnology. htm.

5. Технология развития критического мышления, как метод активного обучения https://nsportal. ru/shkola/ obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ library/2016/07/12/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo

6. Шакирова, Д. М. Критическое мышление.- Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. https://teachers-skills. ru/storage/files/2/07izd. pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.