Научная статья на тему 'ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА / ТРЕНАЖЕР ПАРАШЮТИСТА-ДЕСАНТНИКА / ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАСС / AIRBORNE SIMULATOR OF A PARACHUTIST-COMMANDO / AIRBORNE TRAINING / MULTIFUNCTION CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богза Кирилл Анатольевич, Торба Александр Викторович, Ершов Вячеслав Сергеевич

В данной статье описывается вариант применения инновационных средств обучения воздушно-десантной подготовке (тренажер парашютиста-десантника) курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в целях повышения качества и эффективности процесса обучения с одновременным снижением материальных и финансовых затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богза Кирилл Анатольевич, Торба Александр Викторович, Ершов Вячеслав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE EFFICIECY WHILE SAVING MONEY THE METHOD OF APPLICATION OF INNOVATIVE MEANS OF TRAINING AIRBORNE TRAINING CADETS INSTITUTES OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the use of innovative means of training airborne training (paratrooper simulator) cadets of educational institutions of higher education of the Ministry of defense of the Russian Federation in order to improve the quality and efficiency of the learning process while reducing material and financial costs.

Текст научной работы на тему «ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

]=ТГГ ilfi

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

К.А. БОГЗА, К.А. BOGZA,

A. В. ТОРБА, A.V. TORBA,

B.C. ЕРШОВ V.S. ERSHOV

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ

INCREASE EFFICIECY WHILE SAVING MONEY

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE METHOD OF APPLICATION OF INNOVATIVE MEANS OF TRAINING AIRBORNE TRAINING CADETS INSTITUTES OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Сведения об авторах: Богза Кирилл Анатольевич — начальник кафедры военно-специальной подготовки Военного института физической культуры, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: bogza2005@yandex.ru);

Торба Александр Викторович — доцент кафедры военно-специальной подготовки Военного института физической культуры, полковник запаса (г. Санкт-Петербург. E-mail: 1113vdv@mail.ru);

Ершов Вячеслав Сергеевич — преподаватель кафедры военно-специальной подготовки Военного института физической культуры, майор (г. Санкт-Петербург. E-mail: v.ershoff2009@yandex.ru).

Аннотация. В данной статье описывается вариант применения инновационных средств обучения воздушно-десантной подготовке (тренажер парашютиста-десантника) курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в целях повышения качества и эффективности процесса обучения с одновременным снижением материальных и финансовых затрат.

Ключевые слова: воздушно-десантные войска, тренажер парашютиста-десантника, воздушно-десантная подготовка, многофункциональный класс.

Information about the authors: Kirill Bogza —head of the Department of military special training of the Military Institute of physical culture, Colonel, candidate of military Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: bogza2005@yandex.ru);

Alexander Torba —associate Professor of the Department of military special training of the Military Institute of physical culture, Colonel of the reserve (St. Petersburg. E-mail: 1113vdv@mail.ru);

Vyacheslav Ershov — teacher of the Department of military special training of the Military Institute of physical culture, major (St. Petersburg. E-mail: v.ershoff2009@yandex.ru).

Summary. The article describes the use of innovative means of training airborne training (paratrooper simulator) cadets of educational institutions of higher education of the Ministry of defense of the Russian Federation in order to improve the quality and efficiency of the learning process while reducing material and financial costs.

Keywords: airborne simulator of a parachutist-commando, airborne training, multifunction class.

Ш Ш Занятия спортом тренируют не только здоровье человека, С С нои его характер. А спортивные достижения добавляют ^^ уверенности в себе».

Программа боевой подготовки Воздушно-десантных войск предусматривает изучение воздушно-десантной подготовки в качестве ведущего (основного) предмета обучения. Одновременно с этим, в соответствии с Руководством по воздушно-десантной подготовке 2017 года (РВДП-2017), она является и видом технического обеспечения войск (см. схему 1).

Кроме того, воздушно-десантная подготовка является предметом боевой подготовки не только Воздушно-десантных войск, но и войск специального назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, разведывательных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии и других ведомств Российской Федерации.

Согласно Военному энциклопедическому словарю 2007 года, Воздушно-десантная подготовка — это обучение личного состава Воздушно-десантных войск десантированию и выполнению боевых задач в тылу противника.

Для кандидатов, поступающих в вузы Министерства обороны Российской Федерации, в кото-

рых предусмотрено совершение личным составом прыжков с парашютом, кроме медицинского, профессионального, психологического отбора, целесообразно дополнительно организовывать проверку их готовности к совершению прыжка на тренажере парашютиста-десантника (ТПД) с введенными простейшими условиями прыжка с парашютом, а также прохождение барокамеры. Специалисты воздушно-десантной подготовки оценят действия кандидата и дадут необходимые рекомендации по допуску кандидата к дальнейшему поступлению в вуз.

Совершению первого прыжка с парашютом молодыми десантниками должны предшествовать: прохождение ими наземной отработки элементов прыжка на снарядах воздушно-десантного комплекса, индивидуальный тренажерный урок с использованием ТПД для отработки элементов прыжка.

Платон, древнегреческий философ

Первое групповое упражнение с обучающимися на ТПД проводится в многофункциональном классе воздушно-десантной подготовки, позволяющем разместить в нем личный состав с предметами боевой выкладки. На этом занятии необходимо изучить все предметы боевого снаряжения десантника, нормы боевой выкладки, определяемые специальностью личного состава подразделения, и изучить ТПД.

Данное занятие следует начать с ознакомления курсантов с назначением, оборудованием многофункционального класса воздушно-десантной подготовки и с ТПД, требованиями безопасности при работе с ним. Во время ознакомления обучающихся со снарядами целесообразно последовательно рассказать им о правилах совершения прыжка и каждое действие парашютиста показать с помощью ранее подготовленных

Воздушно-десантная подготовка

Техническое обеспечение

Предмет боевой подготовки в Возду шно-десантных

поисках

Учебная днсцнплпна в обр а *ов ател ьных учрежден 11 ях МО РФ

Предмет подготовки в других войсках н ведомствах

Высшие военно-учебные *а ведения

Средние военно-учебные 'доведения

Высшее образование

Среднее профессиональное образов а I

Схема 7. Структура воздушно-десантной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации

j 1И afli фДЕ

командиров отделений (инструкторов). Основная часть занятия должна быть построена так, чтобы соблюдалась последовательность действий при совершении прыжка. Во время занятия необходимо следить за соблюдением требований безопасности.

Изучение порядка и правил совершения прыжка с парашютом проводится по принципу «от простого к сложному». Основными методическими приемами могут быть: образцовый показ действий лично руководителем занятия или заранее подготовленными курсантами; тренировка обучающихся в выполнении приема сначала по разделениям, а затем в целом.

Оборудование многофункционального класса воздушно-десантной подготовки должно обеспечивать всестороннюю отработку правил и действий десантника, начиная с надевания парашютов на аэродроме и далее от действий десантника в самолете до его приземления (приводнения).

«

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

Командиру необходимо непрерывное образование себя

науками с помощью чтения».

A.B. Суворов

В комплекс занятий в многофункциональном классе воздушно-десантной подготовки на ТПД входят:

• подготовка десантников на аэродроме;

• правила отделения десантников от самолета (вертолета);

• правила раскрытия парашюта;

• действия десантников при снижении;

• правила пользования запасным парашютом;

• приземление (приводнение) на парашюте.

В многофункциональном классе воздушно-десантной подготовки с ТПД (см. схему 2) должны быть предусмотрены рабочая площадка для надевания макетов парашютов (учебное место № 1) и площадка, куда они затем выходят с обозначением контрольных линий проверки

(учебное место № 2). Это позволит с первых же занятий приучать парашютистов-десантников к строгому соблюдению дисциплины и порядка на аэродроме при подготовке к прыжку.

Перед началом занятия руководитель обязан проверить исправность ТПД. Во время занятий руководитель и обучающиеся должны постоянно помнить о требованиях безопасности при отработке действий на ТПД (см. фото 1) и неукоснительно их выполнять.

Цель данного занятия — закрепить знания и навыки обучающихся в подготовке парашюта, оружия и снаряжения к прыжку; ознакомить личный состав с правилами выполнения прыжка, дать обучающимся первоначальные навыки в выполнении всех действий при совершении прыжка с парашютом.

А*

IIIIIIII |

Учебное место №3 ^ Тренажёры парашютиста-десантника*

IIIIEIII

L

--♦

Учебное место № 2

23,84 Mi

Линии проверки

Учебное место №4

Учебное место №

шт

гарт подготовки десантников

37,28 н*

а действии при отделении

Схема 2. Многофункциональный класс воздушно-десантной подготовки с ТПД

Для качественного проведения занятия необходимо иметь на каждого обучающегося макет парашюта, оружие и снаряжение. Макеты парашютов должны иметь исправную подвесную систему и звено ручного раскрытия. Учебные вопросы занятия:

1. Подготовка оружия и снаряжения к прыжку.

2. Подгонка подвесной системы и надевание макетов парашютов на личный состав.

3. Изготовка парашютиста к прыжку, отсчет времени стабилизированного снижения, выдергивание кольца звена ручного раскрытия.

4. Отделение парашютиста от самолета (вертолета).

5. Действия парашютиста после отделения от самолета (вертолета).

6. Действия парашютиста при приземлении.

В ходе занятия руководитель и его помощники должны внимательно наблюдать за действиями обучающихся и помогать им в выполнении того или иного элемента подготовки снаряжения и парашюта к прыжку, а в конце выполнения каждого показанного элемента руководитель должен проконтролировать правильность его выполнения и помочь обучающимся устранить выявленные ошибки и недостатки.

После подгонки подвесной системы руководитель напоминает порядок надевания парашютов, обращая внимание обучающихся на то, что парашют надевается десантником с помощью товарища. Рекомендуется учить личный состав надевать парашют в определенной последовательности. Это позволит значительно сэкономить время подготовки десантников к прыжку.

Учебный вопрос «Действия парашютиста при отделении от самолета (вертолета)» отрабатывается на ТПД. Вначале руководитель занятия объясняет порядок построения и движения корабельных групп к самолету (вертолету). Затем учебная группа, поделенная

]=Т1Т тгит

Фото I Тренажер парашютиста-десантника

на корабельные группы, выдвигается к ТПД.

Руководитель занятия доводит и показывает на мониторе обучающимся:

• сигналы для изготовки и совершения прыжка;

• когда, кем и как производится зацепление карабинов камер стабилизирующих систем за удлинители в самолете (вертолете);

• действия десантников по командам выпускающего;

• правила изготовки к прыжку и движения по самолету (вертолету);

• правила отделения парашютистов от самолета (вертолета).

Затем заранее подготовленные командиры отделений (инструкторы) практически показывают действия парашютистов по командам «Приготовиться» и «Пошел», а руководитель занятия комментирует их действия.

После показа правил отделения руководитель дает возможность ка-

ждому обучающемуся несколько раз выполнить показанный прием. Для этого командир отделения разводит корабельную группу по ТПД, раздает шлема виртуальной реальности, после чего обучающиеся приступают к тренировке. Руководитель занятия в ходе тренировки внимательно наблюдает за действиями каждого обучающегося на мониторе, подмечает его ошибки и дает указания об устранении недостатков при последующих прыжках из виртуального самолета (вертолета) на ТПД.

При отработке учебного вопроса «Действия парашютистов в воздухе после отделения от самолета (вертолета)» должны быть отработаны следующие элементы:

• осмотр купола;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развороты на свободных концах подвесной системы;

• действия по предотвращению схождения с другим парашютистом;

• изготовка к приземлению;

J 1И afli фДЕ

Фото 2. Плановые прыжки

• раскрытие запасного парашюта;

• действия в особых случаях (при приводнении и приземлении на препятствия).

Вначале действия парашютиста разучиваются по элементам, а затем — в целом. Прежде чем приступить к тренировке, руководитель на заранее подготовленных сержантах (инструкторах) показывает порядок действий парашютиста после отделения от самолета (вертолета) и раскрытия парашюта.

После этого руководитель занятия показывает видео и знакомит обучающихся с правилами применения запасного парашюта при полном и частичном отказе основного.

Закончив объяснение, руководитель занятия переходит к тренировке обучающихся. Тренировка проводится под контролем руководителя занятия при помощи просмотра действий обучающегося на мониторе и с помощью программы

контроля на компьютере. В процессе тренировки руководитель занятия знакомит обучающихся с техникой управления куполом. Он рассказывает, что должен предпринять парашютист для предотвращения схождения в воздухе с другим парашютистом, что должны сделать парашютисты в случае снижения одного десантника над куполом другого.

Не рекомендуется на первом занятии подробно рассказывать обучающимся о действиях парашютиста в особых случаях: при снижении на воду, на препятствия, ночью и т.п. Правила таких прыжков следует отрабатывать на последующих занятиях, когда начинающие парашютисты научатся выполнять основные действия десантников в воздухе.

Убедившись, что обучающиеся выполняют приемы правильно, руководитель занятия переходит к тренировке в целом. Трениров-

ку следует начинать с повторения правил изготовки к прыжку, отсчета времени и выдергивания звена ручного раскрытия.

По команде виртуального выпускающего и светового и звукового сигнала «Приготовиться» обучающиеся изготавливаются. По команде «Пошел» обучающиеся отделяются от самолета (вертолета), принимают положение стабилизированного снижения, отсчитывают время и выдергивают звено ручного раскрытия. Далее руководитель занятия дает вводную на раскрытие запасного парашюта в случаях частичного или полного отказа основного парашюта. После этого следует дать несколько вводных по действиям парашютиста для предотвращения схождения с другим парашютистом. Далее руководитель занятия следит за действиями обучающихся, и, когда до земли остается 100—150 м, обучающиеся должны приготовиться к приземлению. Потренировав обучающихся в принятии правильного положения тела и ног для приземления в сочетании с разворотом, руководитель переходит к тренировке приемов при приземлении на лес и другие препятствия. Комплексная тренировка заканчивается отработкой действий при приводнении.

Всего за занятие обучающиеся должны совершить не менее трех прыжков с использованием ТПД.

По окончании занятия проводится его краткий разбор, во время которого руководитель подводит итоги, указывает недостатки в действиях парашютистов. В завершение он делает распечатку результатов компьютера и определяет оценку за занятие каждому обучающемуся, дает обучающимся задание для самостоятельной работы.

Важное место при достижении учебных целей имеет фиксация элементов проводимых занятий с помощью видео, имеющегося в ТПД, для чего каждое занятие необходимо готовить на высоком техническом и соответствующем эстетическом уровне с соблюдением аккуратно-

го внешнего вида и установленной однообразной формы одежды обучающихся.

Занятия на ТПД являются заключительным этапом подготовки молодых десантников, после чего они получают допуск к совершению первого прыжка с парашютом. Поэтому будет целесообразным по окончании занятия показ учебного фильма по прыжковой тематике. Все обучающиеся, полностью прошедшие программу наземной подготовки, сдают зачеты комиссии в многофункциональном классе на ТПД. К прыжку допускается личный состав, усвоивший все разделы наземной подготовки с оценкой не ниже «хорошо». С лицами, получившими оценку ниже «хорошо», проводятся дополнительные занятия и повторные зачеты.

Длительные перерывы между периодами совершения военнослужащими Воздушно-десантных войск (других воинских формирований, где предусмотрены парашютные прыжки) прыжков с парашютом оказывают отрицательное влияние на морально-волевое самочувствие и самообладание обучающихся.

Прыжки с парашютом после длительного перерыва каждый раз совершенно по-новому вызывают очаг возбуждения и тревоги, который воспринимается военнослужащими чаще всего как сигнал «опасности прыжков». Такой сигнал вызывает у обучающихся беспокойство, страх, а иногда

и негативное состояние психики. Все это в совокупности нарушает психологическую устойчивость десантников, пагубно влияет на их прыжково-волевое поведение. Опыт военной службы в Воздушно-десантных войсках (других воинских формированиях, где предусмотрены парашютные прыжки) убедительно доказывает, что длительные перерывы в совершении прыжков с парашютом в десантной практике недопустимы.

Тренажер парашютиста-десантника способствует уменьшению отрицательного влияния на морально-волевое самообладание обучающихся и укреплению их уверенности в своих умениях и навыках при десантировании с людскими десантными парашютными системами в любых условиях обстановки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по воздушно-десантной подготовке (РВДП-2017).— М.: в/ч 25953,2008.228 с.

2. Программа боевой подготовки парашютно-десантных подразделений Воздушно-десантных войск: книга вторая.— М.: Воениздат, 2014.159 с.

3. Гайдаренко, ОЛ. Повышения эффективности воздушно-десантной подготовки курсантов военных вузов РФ: дис.... канд. пед. наук.— М., 2009.206 с.

4. Ситников, КВ. Воздушно-десантная подготовка. Часть I [Текст]:

учебник / И. В. Ситников.— Рязань: РВВДКУ, 2015.401 с.

5. Сборник нормативов по боевой подготовке Воздушно-десантных войск [Текст]. Книга 1.— М., 2012. 378 с.

6. Гримак, Л. П. Психологическая подготовка парашютиста [Текст]. 2-е издание, исправленное и дополненное / Л. П. Гримак.— М.: ДОСААФ, 1971.165 с.

7. Ситников, И.В. Воздушно-десантная подготовка [Текст]: учеб. пособие. Воздушно-десантный комплекс воинской части / И. В. Ситников. — Рязань: РВВДКУ, 2008. 165 с.

8. Мордакин, Б.Ю. Основные направления совершенствования воздушно-десантной подготовки. Статья. Основные результаты научных исследований докторантов, адъюнктов и соискателей академии.— М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2015.

9. Военный энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 2007. с. 832.

10. Пашута, В. Л., Торба, А. В. Методика обучения воздушно-десантной подготовке курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации с использованием перспективных средств обучения. Статья /Научный рецензируемый журнал «Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур». № 4. — СПб.: ВИФК, 2016.130 с.

flH3AL/|

Фабрика Специальных часов << Восток-Дизайн >>

Разработчик и производитель наградной и пр^зентационно-сувекТфной продукции для профессиональных праздников и памятных дат еденной истории Отечества Официальный поставщик Министерства Обороны РФ

Хпн-дХ

Группа Компаний

• медали

• дипломы и грамоты

• магниты и значки

• вымпелы www sh0p-vd.ru e-nnail: ¡nfo@vostok-design.com orgkom^man.ru

• сувениры 109383 г Москва, Кузнечный тупик, д. 1A +7 (495) 696-09-46; +7 (495) 950-56-57/58/59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.