Научная статья на тему 'Повышенная общественная опасность как один из элементов криминологической характеристики контрабанды наркотиков'

Повышенная общественная опасность как один из элементов криминологической характеристики контрабанды наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышенная общественная опасность как один из элементов криминологической характеристики контрабанды наркотиков»

Ставицкий Антон Александрович

специалист правового отдела администрации Адлерского района,

г. Сочи

Повышенная общественная

опасность как один из элементов криминологической характеристики контрабанды наркотиков

П

оследняя треть XX столетия представляет собой один из переломных периодов мировой истории, кардинально преображающих сложившуюся за последние два века экономическую, социальную, политическую систему мирового сообщества, открывающую новые возможности, но и несущую новые угрозы, в том числе и криминального характера. Как и все социальные процессы, радикально трансформирующие общество, глобализация заряжена противоречивыми тенденциями. Ее позитивными результатами являются формирование единого информационного поля, транскультурное взаимодействие, ускорение многих экономических процессов, развитие системы международного и межгосударственного взаимодействия по вопросам решения глобальных проблем современности.

Среди негативных явлений стоит называть деформацию и частичное ограничение государственного суверенитета, углубление и закрепление экономического неравенства между различными государствами, фактический выход транснациональных корпораций за рамки социального

контроля, девальвацию национальных нравственно-правовых ценностей и идеалов.

Таким образом, эти факторы, в совокупности с региональными особенностями, остаются определяющими по отношению к характеру и остроте наркоситуации на таможенных границах России. Анализ ее общего развития в Российской Федерации за последние годы убедительно свидетельствует о том, что наркобизнес продолжает захватывать прочные позиции в сфере теневой экономики, оказывая разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества. Глобальная наркоинтервенция становится серьезным препятствием на пути прогрессивных процессов в сфере международной политики и торгово-экономических отношений мирового сообщества. Сегодня с высокой степенью уверенности можно говорить, что на рынке наркоторговли в России сложилась целая индустрия, одной из составляющих которой является система нелегальной доставки наркотиков на ее территорию.

Вопрос о формах проявления организованной преступности неоднократно становился предметом особых дискуссий и в российской, и в зарубежной криминологической литературе1. Не вступая в полемику, отметим, что, обобщая ма-

1 Boeden G. Erscheinungsformen und polizeiliche Bekflmpfungsm^glichkeiten der organisierten Kriminalilgt // Organisierte Kriminalitflt. Heidelberg, 1999; Global Report On Crime and Justice. N.Y, 1999; Oliviero M.B., Simmons A. Global Civil Society and Corporate Responsibility. London, 2002.

териалы различных публикаций, можно выделить самые разнообразные формы деятельности организованных преступных сообществ, среди которых доминируют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и экономическая преступность, опосредующая к тому же другие виды преступной деятельности.

Но, несмотря на интенсивность обсуждения вопросов определения и идентификации организованной преступности, достичь общности подходов в целом не удалось. Результатом является то, что в настоящее время в законодательстве целого ряда стран Запада не существует комплексного закрепленного определения организованной преступности. В Германии идут дискуссии о включении данного понятия в закон о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, однако в итоге законодательный орган предпочел сослаться на перечень уголовных деяний, который с учетом особых признаков должен оправдать введение тайного сыска или другого особого розыскного инструмента1. Вместе с тем, отсутствие юридического определения отчасти сказывается на ожесточенной дискуссии о наличии и последствиях организованной преступности в той или иной стране. Таким образом, по-видимому, согласованное употребление понятия организованной преступности в практике правоохранительных органов, в политике и СМИ позволяет и далее скрывать различия оценки в отношении существования, последствий и характера и вытекающих из этого подходов борьбы с нею.

В настоящее время сложилось несколько наиболее влиятельных центров транснациональной организованной преступности, стремящихся к контролю преступного бизнеса далеко за пределами своих регионов: колумбийские наркокартели, китайские триады и итальянская мафия, в значительной мере выступающая системообразующим элементом системы организованной преступности в США и Европе.

Доходы от наркобизнеса распределяются между его участниками (производителями, торговцами, перевозчиками, посредниками) крайне неравномерно. В Латинской Америке несколько лет назад доходы производителей коки — плантаторов и крестьян — составляли от 6 тыс. до 13 тыс. долларов США в год с гектара плантации; в настоящее время в связи с увеличением используемых площадей они упали до 3-4 тыс. долла-

ров США с гектара. Тем не менее, крестьяне предпочитают выращивать коку, поскольку она приносит им больший доход, чем другие сельскохозяйственные культуры. Азиатские производители получают 1-1,6 тыс. долларов США с гектара маковых плантаций, хотя героин в 10 раз рентабельнее кокаина. Валовые доходы от торговли наркотиками огромны, а руководители наркобизнеса входят в число самых богатых людей в мире. Состояние каждого из четырех руководителей Медельинского картеля оценивается в 1,5-2 млрд. долларов США. Вместе с тем, наркобизнес несет и определенные потери: по оценкам, власти конфискуют и изымают из оборота 5-10% наркотиков2.

Спрос на наркотики формируется на мировом уровне, а предложение — на региональном.

Спрос на наркотики имеет тенденцию к росту и в настоящее время более или менее эластичен. На объем предложения влияют изменения вкусов потребителей и меры, направленные на борьбу с их распространением. При этом предложение всегда приспосабливается к любым изменениям спроса. Для международного рынка наркотиков характерно сочетание определенных форм интервенционизма и дерегулирования. С одной стороны, большинство правительств стремятся ограничить распространение наркотиков с помощью репрессивных мер, с другой — наркобизнес характеризуется определенным либерализмом, поскольку в нем не существует ни контроля качества на уровне производства, ни торговых норм на стадии распределения. Несмотря на отсутствие централизованной ценовой политики, реальная цена наркотиков (без учета инфляции) остается стабильной, а иногда даже понижается. Однако положение может измениться под воздействием роста производственных мощностей как в странах-производителях природных наркотиков, так и в промышленно развитых странах, изготавливающих их синтетические аналоги. Как и в условиях регулируемого рынка, его перенасыщение может привести к «накоплению» и «придерживанию» товара с целью предотвращения нежелательного падения цен3.

Так, колумбийские наркодельцы стимулировали культивирование мака в Боливии и Перу, бесплатно раздавая крестьянам его семена. В Колумбии были созданы лаборатории по производству героина. Ответом правительства страны

1 Organisierte Kriminalitflt. Mit dem Rechtsstaat in die Offensive. Stuttgart, 2004. S. 63-65.

2 Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой. М., 1999. С. 6-9.

3 Третьяков В.И. Легализация доходов транснациональной преступности и пути противодействия ей в условиях глобализации. Краснодар, 2002. С. 81.

_____________________________________________________200

явилось частичное уничтожение плантаций мака в основном с воздуха (в среднем по 5 тыс. га в год). В производстве кокаина и героина используются как отечественные, так и импортные прекурсоры из США, Европы, Китая, а также Бразилии и других латиноамериканских стран. Были созданы тайные аэродромы и взлетно-посадочные площадки, приобретены легкие самолеты, катера и суда, которые с переменным успехом доставляют кокаин в Центральную Америку и Мексику, Венесуэлу и на острова Вест-Индии, а также в Бразилию, откуда они поступают в США, Европу и - в меньшей мере - в Африку, и оттуда, частично, в Европу. В пределах Южной Америки используются и пути, проложенные по суше. Следует отметить также использование для контрабанды наркотиков пассажирских самолетов, судов, железных дорог и автотранспорта1.

В результате в последнее десятилетие резко возросло влияние производителей и торговцев наркотиками в Афганистане, через страны СНГ поставляющими свой «товар» в страны Западной Европы. В этот процесс активно включились чеченские боевики. В связи с фактическим образованием при поддержке НАТО албанского государства в Косово резко возрос вес в мировой «наркоэкономике» албанских сепаратистов. Их лагеря и базы традиционно расположены там, где наркотики производятся и складируются.

Наряду с этим на Балканах формируется новый центр распространения наркотиков, с которым российская организованная преступность также связана. С «базовых» точек в Косово героин, гашиш и марихуана поставляются через югославский город Ниш в Димитровград и Софию (Болгария). Через Ниш потоки наркотиков идут в направлении Куманово (Македония), в Салоники (Греция). Из Косово контрабандисты переправляют героин и другие тяжелые наркотики в Венгрию, через польский порт Гданьск - в Скандинавские страны. В США албанцы доставляют наркотики, используя терминалы европейских портов - Роттердама, Гамбурга и Ганновера2.

Возникновение преступного анклава непосредственно в Западной Европе, в Косово, который тесно связан с наркоторговлей и имеет устойчивые многосторонние взаимоотношения с преступными «наркогосударствами» исламского мира (в первую очередь с Афганистаном и Чечней) позволяет говорить о возникновении на ру-

беже XXI в. качественно нового этапа развития международной организованной преступности. Этот этап характеризуется организованной и жестко контролируемой международной координацией деятельности транснациональных преступных корпораций. Важным звеном сложившейся новой системы организации международной преступности является ось Афганистан - Северный Кавказ - Косово. В результате Россия оказалась прочно включенной в систему организованной международной преступности3. Говоря о быстром развитии наркоторговли с участием организованной преступности России, не следует забывать, что сама Россия представляет собой развивающийся рынок и при этом привлекает к себе интерес международных «наркобаронов».

Следовательно, контрабанда наркотиков как явление обладает достаточно высокой степенью общественной опасности. Измерить ее тем сложнее, что потерпевших по уголовным делам зачастую не существует. Контрабанда в основной своей массе посягает на права и законные интересы не конкретных личностей, а на общественные и государственные интересы, косвенно распространяется на неограниченный круг лиц.

В части 1 ст. 2 УК РФ перечислены те основные объекты, которым преступления наносят или могут нанести вред. Таковы права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества. Очевидно, что к объектам, которым контрабанда наркотиков наносит или способна нанести вред, относятся почти все из перечисленных в ст. 2 УК РФ. Особо важно отметить посягательство на социальную и государственную безопасность.

Распространению наркотиков в Российской Федерации способствует сложная социально-экономическая ситуация, процесс поляризации доходов различных социальных групп, а также проблемы, связанные с материально-техническим и финансовым обеспечением охраны границы и правоохранительной деятельности.

Совокупность нескольких устойчивых и тесно взаимосвязанных факторов по-прежнему определяет общие тенденции развития наркоситуации на границах Российской Федерации.

1 См.: Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой. М., 1999.

2 Подробнее см.: Третьяков В.И. Указ. соч.

3 Подробнее см.: Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой. М., 1999; Транснациональный наркобизнес: новая глобальная угроза. М., 2002; Тимофеев Л.М. Наркобизнес. М., 2003.

201

Во-первых, это огромное пространство страны с самой протяженной в мире государственной границей.

Во-вторых, это единая транспортная система, соединяющая территории сопредельных стран постсоветского пространства, характеризующаяся не только общей шириной железнодорожной колеи, но и сохранившимися тесными взаимовыгодными торгово-экономическими отношениями этих стран.

В-третьих, сама Россия рассматривается наркоторговцами как огромный, перспективный и не в полной мере освоенный рынок.

В-четвертых, географическое положение России характеризуется наличием приграничных и не слишком отдаленных стран, производство наркотиков в которых достигло значительных масштабов. Соответственно, территория страны используется и в целях сбыта и в целях транзита для перевозки наркотиков в третьи страны.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы, в совокупности с региональными особенностями, остаются определяющими по отношению к характеру и остроте наркоситуации на таможенных границах России. Анализ ее общего развития в Российской Федерации за последние годы убедительно свидетельствует о том, что наркобизнес продолжает захватывать прочные позиции в сфере теневой экономики, оказывая разрушительное воздействие на социальные и нравственные устои общества.

Сравнительный анализ задержаний контрабанды наркотиков на таможенной границе России свидетельствует о том, что с начала века, а особенно с 2003 г., активность наркогруппировок по переброске на территорию страны крупных партий героина и других сильнодействующих наркотиков опиатной группы и синтетического происхождения значительно возросла. В 2003 г. таможенными органами Российской Федерации пресечено 1117 попыток контрабанды наркотиков, в 2004 г. - 1459. За 2005 г. в ходе таможенного контроля и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных самостоятельно и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, пресечено 1407 попыток контрабанды наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 6061 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявлено более 13 т химических веществ - прекурсоров, в 2006 г. пресечено 1242 попытки кон-

трабанды, изъято более 7287 кг наркотических средств1.

В структуре изъятых из незаконного оборота наркотиков произошли значительные изменения в сторону увеличения массы изъятых из незаконного оборота высокоактивных наркотиков, таких, как героин, опий и кокаин. Подобная тенденция в полной мере соответствует общим процессам изменения видовой структуры рынка наркотиков в Российской Федерации, отмеченной за последние годы. Так, только масса задержанного в 2004 г. героина превысила показатели 2002 г. более чем в четыре раза, а по отношению к 2003 г. возросла примерно на 40%. В 2006 г. выявлено и задержано около 880 кг героина, более 27 кг опия, и более 21 кг кокаина.

Из приведенной ниже диаграммы можно увидеть, как выглядит ситуация с количеством задержаний контрабанды наркотиков по годам.

Количество фактов задержаний контрабанды наркотиков в период с 1992 по 2006 год

1992 19931994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Таким образом, можно констатировать, что наркоситуация на рубеже веков наносит значительный ущерб национальным интересам государства и общества. Тенденция на увеличение количества сильнодействующих наркотиков подтверждается, помимо снижения общей массы задержанного, увеличением его стоимости.

Преступность, связанная с незаконным наркооборотом, в настоящее время приобрела ряд характерных особенностей по сравнению с предшествующим периодом: установлен жесткий контроль, а в ряде случае и монополия, транснациональных преступных организаций на деятельность по производству, транспортировке, распространению наркотиков; резко снижается вероятность решения проблемы наркотизма в рамках отдельного государства; возросла степень латентности преступлений в сфере наркооборота; осу-

1 Здесь и далее - статистическая информация из Обзора деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой наркотиков в 2006 г. «Таможня и наркотики» // Федеральная таможенная служба. Главное управление по борьбе с контрабандой. М., 2007.

_____________________________________________202

ществляется координация деятельности организаций криминального наркобизнеса и международного терроризма; идет целенаправленное формирование «наркокультуры» населения с использованием всех возможностей современного информационного общества.

Основным направлением совершенствования организации и деятельности российских правоохранительных органов в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков, по нашему убеждению, должна стать дальнейшая специализация этой сферы в системе их функциональной деятельности, ориентированность указанных органов на постоянную и планомерную работу по стабилизации наркоситуации в стране.

В связи со значительным масштабом контрабанды наркотиков, осуществляемой преступными группировками с межрегиональными и международными связями, возникает необходимость в наращивании усилий правоохранительных ор-

ганов и совершенствовании форм и методов организации перекрытия каналов проникновения наркотиков в страну из-за рубежа. Особенно актуальной представляется задача по укреплению государственных границ с центрально-азиатскими республиками, ужесточение контроля над миграцией из этих государств.

Анализ имеющейся информации показывает, что контрабандой наркотиков занимаются глубоко законспирированные, хорошо оснащенные технически, имеющие большие финансовые возможности и связи с представителями властных структур коррумпированные организованные преступные группы. Данный вид правонарушений характеризуется, в первую очередь, чрезвычайно высоким уровнем латентности. Контрабандисты изыскивают новые, все более изощренные формы и методы противоправной деятельности. Все это свидетельствует о повышенной общественной опасности контрабанды наркотиков.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.