на 20 апреля 2008 года). — Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008. — 205 с.
4. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности : Федеральный закон № 10-ФЗ от 12 января 1996 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/10105872/ (дата обращения: 11.12.2010).
БАРАНОВ Юрий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и организация труда».
ПОЛЯНСКАЯ Светлана Геннадьевна, аспирантка кафедры «Экономика и организация труда».
Адрес для переписки: e-mail: yvbaranov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.03.2011 г.
© Ю. В. Баранов, С. Г. Полянская
УДК 338 48(075) м. А. ГРИЦАЙ
О. В. ЛУКИНА
Омский государственный институт сервиса
ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ
МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)_______________
В статье обоснована значимость реализации концепции маркетинга туристских территорий при разработке региональных целевых программ в условиях инновационного кластерного подхода к развитию внутреннего и въездного туризма. Проведен анализ деятельности региональных органов власти по формированию и продвижению туристских ресурсов. Обоснована необходимость формирования автотуристского кластера на территории Омской области и дифференциации туристского продукта территории.
Ключевые слова: маркетинг туристских территорий, кластерный подход, целевая программа, маркетинговый аудит, автотуристский кластер, туристский продукт территории.
Развитие инфраструктуры отдыха и туризма, обеспечение качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России на правительственном уровне признаны важнейшими инструментами улучшения качества жизни российских граждан как основного направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. В связи с чем Правительством Российской Федерации 02.08.2011 г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», а органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано придерживаться положений Программы при разработке региональных целевых программ на отмеченный временной период. Инновационным в данной целевой программе является кластерный подход и признание важности сельского и автомобильного туризма, в частности в Сибирском федеральном округе.
Кластерный подход предполагает сосредоточе-
ние на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1]. Таким образом, предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений туризма и сопутствующих услуг при обеспечении взаимосвязи мероприятий Программы. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков [1].
Структурообразующими функциональными элементами Программы являются туристско-рекреационные и автотуристские кластеры, в рамках которых на отдельных территориях регионов, форми-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
рующих в совокупности перспективные туристские направления Российской Федерации, будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики.
Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности — коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
Автотуристские кластеры объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Элементы сети автотуристских кластеров планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов — историко-культурным центрам, природным заповедникам и другим туристско-ориентированным местам и объектам показа.
Каждый из планируемых для создания в рамках Программы туристско-рекреационных и автоту-ристских кластеров представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере. Создание запланированных туристских кластеров характеризуется комплексным подходом, в рамках которого планируется строительство коллективных средств размещения и организации досуга, отвечающих мировым стандартам, на базе современной обеспечивающей инфраструктуры.
Однако программа предусматривает развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. В частности, в Сибирском федеральном округе программой охвачены Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Республика Бурятия и Иркутская область. Так, в Алтайском крае Программой предусмотрено создание туристско-рекреационного кластера «Белокуриха», авто-туристского кластера «Золотые ворота», в Республике Бурятия — создание туристско-рекреационного кластера «Подлеморье», автотуристких кластеров «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина», в Республике Алтай и Республике Тыва предусмотрена поддержка проектов создания туристских кластеров, а Иркутская область признана перспективным регионом, претендующим на поддержку проектов создания туристских кластеров. Поддержка проектов будет осуществляться на конкурсной основе. Таким образом, возрастет роль маркетинга туристских территорий в республиках, областях, автономных округах Сибирского федерального округа, напрямую охваченных Программой или признанных перспективными регионами.
В перспективных регионах, имеющих высокий туристский потенциал и проявляющих наибольшую
активность в подготовке инвестиционных проектов, обоснованный маркетинг туристских территорий принесёт не только экономический, социальный, бюджетный, имиджевый эффекты, но и повысит долю бюджета в финансировании мероприятий и проектов.
Территориальный маркетинг — деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания, изменения мнений, намерений и/или поведения субъектов к данной территории.
Основоположник концепции территориального маркетинга Ф. Котлер указывает, что территориальный маркетинг является успешным, когда основные целевые аудитории (жители и бизнес) удовлетворены своим регионом и когда регион соответствует ожиданиям и потребностям посетителей и инвесторов [2].
Поскольку это философия управления территорией, способствующая её социально-экономическому развитию, основным актором, движущей силой территориального маркетинга являются органы власти, а условием успешной его реализации является консенсус трёх основных групп — власти, бизнеса и населения, поскольку их стратегические интересы могут существенно отличаться.
Реализация концепции маркетинга туристских территорий предполагает прохождение ряда последовательных этапов, что обеспечит системность и комплексность реализуемых региональных программ развития туризма:
1. Маркетинговый аудит — этап, предполагающий детальный анализ внешней макросреды (включая стратегии, концепции и программы социально-экономического развития и развития туризма), микросреды (посетители, соседствущие территории-конкуренты), внутренней среды (население, бизнес, туристские ресурсы, имидж туристской территории; туристский продукт).
Существующий туристский продукт территории включает в себя три уровня: основной продукт, сопутствующий продукт, дополнительный продукт. Основной продукт — то, зачем турист посещает де-стинацию, и что дестинация может ему предложить [3, с. 28]. Сопутствующий продукт — то, что обеспечивает потребление основного продукта, но не имеет самостоятельной ценности для туриста. К таким элементам относится туристская инфраструктура [3, с. 29]. Дополнительный продукт — то, что не создается специально для туристов, но потребляется ими, так как на определённое время они становятся частью территорий (освещенность улиц, система безопасности и т. п.). Такие элементы становятся интегрированной частью продукта, поскольку турист воспринимает территорию целиком.
2.Постановка целей и задач туристского маркетинга.
3. Формирование туристского продукта территории (основного, сопутствующего и дополнительного). Следует отметить, что концепция «продукта территории» в полной мере соответствует инновационному кластерному подходу в развитии туризма.
4. Формирование структуры бренда туристской территории.
5. Позиционирование и основное маркетинговое сообщение.
6. План мероприятий.
7. Бюджет.
8. Оценка эффективности (в том числе имиджевой) с использованием индикаторов и показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения.
Применительно к реализуемой Программе раз-
вития внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 — 2018 годы) «правильный» маркетинг туристских территорий позволит регионам, не охваченным программой на начальном этапе, решить следующие задачи:
1. Разработать перечень взаимосвязанных инвестиционных проектов в рамках создания турист-ко-рекреационного и/или автотуристкого кластера (укрупнённого инвестиционного проекта).
2. Определить перечень инвестиционных проектов, направленных на создание обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов (объекты канализационной сети и очистные сооружения, транспортная и инженерная инфраструктуры, сети электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопровод, водопровод и др.).
3. Объединить взаимосвязанные инвестиционные проекты по отдельным объектам капитального строительства в укрупненном инвестиционном проекте для повышения гибкости и оперативности управления ходом реализации запланированных мероприятий.
4. Оценить интегральную эффективность укрупненного инвестиционного проекта и обосновать перспективность туристской территории (туристско-рекреационный потенциал территории и перспективы развития различных видов туризма).
5. Принять участие в конкурсном отборе перспективных инвестиционных проектов для получения финансовой поддержки, предусмотренной на втором этапе реализации Программы (2015 — 2018 годы).
Анализ Программы показал, что ряд регионов обделён финансированием из Федерального бюджета. На наш взгляд, такой подход вынуждает подобные регионы рассчитывать на свои силы, что повышает значимость концепции маркетинга данных туристских территорий. В республиках, областях, автономных округах Сибирского федерального округа, не охваченных программой, маркетинг территорий позволит эффективно реализовать принципы кластерного подхода при разработке региональных целевых программ на 2011—2018 годы, обеспечит логическую, технологическую и функциональную взаимосвязь мероприятий программы, повысит эффективность использования финансовых ресурсов.
В настоящее время следует отметить активную деятельность региональных структур власти по формированию и продвижению туристских ресурсов. Разрабатываются региональные концепции и программы. Так, в Омской области, разработана и внедряется ведомственная целевая программа «Развитие туризма в Омской области на 2011 — 2013 годы» [4]. Как утверждают разработчики, реализация программных мероприятий позволит создать основу для более динамичного развития туристской отрасли, главным образом, въездного и внутреннего туризма. Анализ ведомственной целевой программы показал, что разработчики выделяют следующие задачи: создание и продвижение туристического бренда Омской области; разработка и реализация системы мероприятий по продвижению туристских ресурсов Омской области и формированию предложений в сфере туризма и отдыха для жителей Омской области, других субъектов РФ и иностранных граждан; стимулирование развития малого и среднего бизнеса в туристской отрасли. В результате реализации ведомственной целевой программы ожидается получение следующих результатов: расширение спектра предложений в сфере туризма, повышение качества и увеличение объема туристско-экскурсионных услуг на территории Омской области; созда-
ние благоприятных условий для отдыха населения Омской области, гостей из других регионов России и иностранных граждан; повышение инвестиционной привлекательности туристской отрасли Омской области. Немало усилий по развитию туризма предпринимает Министерство по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области. Например, вызывают интерес разработки по развитию туризма малых поселений — сектора туристской индустрии, ориентированного на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов аграрной местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта. При разработке региональных программ в будущем следует усилить взаимосвязь отдельных мероприятий и проектов с ориентацией на объявленные приоритеты государственной политики, что обеспечит комплексность процесса развития и продвижения туристских территорий. Также следует развивать маркетинговый аудит Омской области как туристской территории и, как следствие, узкоспециализированной продуктовой стратегии в сфере создания туристского продукта территории.
В Программе отмечается, что сетевое построение автотуристских кластеров создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов и обеспечит единый высокий стандарт услуг. Это означает, что на территориях, которые не охвачены Программой, также целесообразно развивать инфраструктуру для автотуристов, поскольку они нуждаются в качественном сервисе на всем протяжении своего путешествия на транзитных территориях, а не только в тех регионах, которые охвачены Программой. Омская область не входит в список областей, охваченных Программой, однако является транзитной территорией, имеющей развитую сеть автодорог. Автопутешествия в последние времена стали пользоваться у россиян большей популярностью. Ярким примером тенденции роста внутреннего турпото-ка является Республика Алтай. Значительная часть турпотока следует по автомобильным дорогам через Омскую область. Следует также отметить, что автомобилистов с каждым днем становится все больше, активно развивается деятельность международных и российских транспортных компаний, поэтому повышается значимость автотуристской инфраструктуры, которую необходимо формировать и совершенствовать с учетом постоянно возрастающих запросов клиентов к качеству предоставляемых услуг.
Территорию Омской области пересекают следующие федеральные автомобильные трассы:
— М — 51: «Байкал». Начинается от Челябинска и следует через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы (протяженность по Омской области — 317 км);
— М — 38 «Омск — Черлак» — граница с Республикой Казахстан (протяженность — 178 км);
— 1Р 402 «Тюмень — Ялуторовск — Ишим— Омск», (протяженность 234 км). Причем, 1Р 402 «Тю-мень—Омск» является единственной транспортной артерией, соединяющей европейскую часть России с Дальним Востоком.
Исследования трасс М — 51, 1Р 402 и объездной дороги в районе поселка «Зеленое поле» показали, что развитие придорожной инфраструктуры явно не успевает за уровнем автомобилизации. Можно выделить две основные группы объектов придорожного сервиса. К первым относятся объекты, входящие в комплекс самой автомобильной дороги: ава-рийно-вызовная связь, площадки кратковременной
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
стоянки автомобилей, водоисточники, автопавильоны. Как правило, их строительство осуществляется за счет общих средств, предусмотренных на дорожные работы. Вторая группа — платные объекты сервиса: мотели, кемпинги, автозаправочные стоянки, станции технического обслуживания, платные паркинги и так далее. Строительство и расширение предприятий второй группы придорожной инфраструктуры определяется не нормативами, а спросом и предложением.
Рассмотрим объекты индустрии гостеприимства для автотуристов Омской области — мотели. На трассе М-51 можно выделить следующие, наиболее значимые, предприятия: мотель «Три медведя», трактир «Восход», мотель «Омич». На трассе 1Р 402 — мотель «Транссиб-Комфорт», мотель «Уют». На объездной дороге — мотель «Еврозона».
Мотель «ТрансСиб-Комфорт» расположен на 591 км автодороги Тюмень — Омск, размещается в двухэтажном кирпичном здании с цокольным этажом. В мотеле 23 номера, оборудованных современной мебелью, телевизорами, телефонами, в каждом номере есть душевая кабина, фен. На первом этаже находится кафе на 24 посадочных места, кабинеты управляющего, бухгалтера, рабочее место охранника. В цокольном этаже здания размещаются: комната отдыха, бильярдная, санузел, бытовые помещения. Рядом с мотелем охраняемая платная стоянка и автозаправка. Мотель «Уют» расположен на трассе Тюмень — Омск на 439 км. В мотеле 16 номеров. Душ и баня находятся в другом помещении. В мотеле есть туалет с умывальником на первом этаже. Есть кафе, охраняемая стоянка, автомагазин, шиномонтаж, магазин дорожных мелочей. Мотель «Парус» строится и находится на трассе Тюмень—Омск на 437 км и расположен всего в двух километрах от мотеля «Уют». В мотеле «Парус» 25 номеров — 19 двухместных и 6 номеров одноместных. На два номера небольшой холл и один совмещенный с душем туалет. Есть кафе — зона с кухонным оборудованием и залом для клиентов. На территории большая автомобильная стоянка, неподалёку располагается автозаправка. В 15 км от Омска по трассе Омск-Ново-сибирск расположен мотель в народе называемый «Три медведя». Одноэтажное длинное строение, похожее на вагон, имеет 10 двухместных номеров. Один душ, туалет. Если туристы путешествуют с ребенком, раскладушка предоставляется бесплатно. Следует отметить, что в мотеле чисто. Рядом более внушительное здание кафе «Татьяна» - два зала и буфет. Стоянка для автомобилей — это некое пространство вокруг мотеля и кафе, охраняемое сторожем. Есть заправка. Чуть дальше мотель «Восход». Но на придорожном рекламном щите крупно написано «Трактир». На первом этаже хорошее кафе с новым современным оборудованием и очень разнообразным меню. Кафе внутри отделано натуральным деревом, мебель массивная, тоже из натурального дерева, напоминающее «охотничий домик». На втором этаже гостиничные номера — 6 двухместных номеров. Удобства (туалет, душ) на этаже. Дополнительные услуги — стирка, глажка. Охраняемая платная стоянка (охрана, видеонаблюдение), автозаправка, шиномонтаж. Наиболее значимым объектом на трассе Омск-Новосибирск (78 км от Омска) является мотель «Омич». Он сильно отличается от других мотелей Омской области. Это современный комплекс придорожного сервиса, отвечающий всем основным требованиям. В гостинице 37 номеров, которые располагается в двух корпусах. Разные кор-
пуса гостиницы предлагают номера наиболее востребованных форматов, что позволяет подобрать оптимальный вариант размещения для каждого гостя. В каждом номере душ, туалет, фен. В мотеле есть сауна. На первом этаже кафе и банкетный зал. Широкий спектр дополнительных услуг, включая интернет и подзарядку сотовых телефонов. На территории магазин с широким ассортиментом бытовых и продовольственных товаров. Большой автомагазин, банкомат и терминал для оплаты бытовых услуг. Автозаправка, охраняемая платная автостоянка для всех видов грузового и автомобильного транспорта и что очень важно — станция технического обслуживания автомобилей, фактически единственная на трассе от Омска до границы Новосибирской области. Мотель «Зеленое поле» расположен на подъезде к городу Омску (поселок «Зеленое поле») на объездной дороге. Десять номеров расположены в двух небольших корпусах. Удобства находятся на этаже. В мотеле четыре трехместных номера. Баня с небольшим бассейном, кафе и банкетный зал, бильярдная. Имеется охраняемая автостоянка.
Успешное развитие придорожной инфраструктуры требует серьезного маркетингового исследования, в основе которого лежит правильное определение нужд клиентов. Клиенты мотелей — это очень разнородный контингент, объединенный одним обстоятельством — наличием автотранспортного средства. С целью выявления основных групп клиентов мотеля в рамках научно-исследовательской работы преподавателями и студентами института сервиса было проведено маркетинговое исследование потребителей на базе мотеля «Транссиб-Комфорт». Объем выборки — 100 человек.
Результатом проведенного маркетингового исследования стало выделение однородных групп клиентов, описание портрета потребителей услуг придорожного сервиса, что подтвердило необходимость создания автотуристского кластера на территории Омской области и совершенствования туристского продукта территории. В результате исследования выяснилось, что клиентов мотеля «Транссиб-Ком-форт» условно можно разделить на три группы: «транзит», автотуристы, командированные.
Целевая группа «транзит» — это водители, основной вид деятельности которых составляет вождение грузовых автомобилей, транспортирующих грузы на дальние расстояния (дальнобойщики). В нашем исследовании это только мужчины, в основном в возрасте от 20 до 39 лет (45%). 31% из них достаточно часто ездят по трассе Тюмень — Омск. Информацию о мотеле они получили от «друзей» (20%), интернет-сайтов (47%) и «другое» (33%), что относится к личным средствам связи — оперативной радиосвязи в диапазоне частот 27 МГц. Во время общения водители-дальнобойщики обмениваются оперативной информацией о происшествиях и дорожной обстановке, качестве и ценах на услуги автосервисов, стоянок и магазинов, о возможности и необходимости оказания экстренной или технической помощи. 51% опрошенных воспользовались только услугами питания, 39% — «услугами на этаже». Термин «услугами на этаже» объединяет пользование платным туалетом, душем, сауной без проживания в мотеле. И только 10% воспользовались услугами проживания — это объясняется высокой ценой на койко-место для водителей дальних рейсов. 65% водителей считают цены на услуги мотеля «не по карману». В основном все водители спят в машинах и оплачивают только стоянку.
Целевая группа «командировка». К этой группе относится охрана для сопровождения грузового транспорта, автомобилисты, цель которых деловая поездка. В эту группу вошло 20 человек (20%). В основном это мужчины в возрасте от 20 до 39 лет (53%), более старшего возраста — 31%, женщины — 16%. Более трети опрошенных имеют значительный опыт поездок в командировки на автомобиле (34% — часто, 16% периодически). Клиенты этой группы в большей степени пользуются услугами питания (50%) и проживания (31%). Услугами питания пользуются в основном те, кто едет в деловые командировки, например, в Тюмень (возможность добраться без ночевки). Для получения информации о мотеле они пользуются всеми источниками: друзья (22%), СМИ (19%), форумы (59%). Специальное исследование по уровню доходов опрашиваемых не проводилось, но можно предположить что группа «командировка» относится к более высоко оплачиваемой категории, поэтому и отношение к ценам у них иное в сравнении с предыдущей группой. Цена устраивает — 84%, а сервис— 88% опрошенных.
Целевая группа «автопутешествие» — составляет 35% из общего числа опрошенных. К этой целевой группе относятся туристы, путешествующие независимо. Очень многие едут семьями, с детьми. У этой группы более завышенные требования к сервису — 53%. 26% не согласны с ценой на предоставление услуг такого качества. Информацию о мотеле они получают в основном из общения на форумах «путешественников» — 58%. Клиенты этой группы в отличие от двух других, как правило, места проживания бронируют — 32% из этой группы воспользовались услугами проживания. Респонденты отмечали, что путешествуя на автомобиле, на своем продолжительном пути зачастую невозможно решить элементарные проблемы: оплатить услуги мобильной связи, снять деньги по банковской карточке, получить медицинскую и техническую помощь при аварии, наконец, после долгого пути отдохнуть в гостинице с хорошим сервисом и соответствующей ценовой категорией. Именно это обстоятельство вынуждает автопутешественников останавливаться в городских гостиницах.
Анализ пользователей услуг придорожного сервиса по географическому признаку показывает, что с севера и северо-западного направления наибольшее количество прибытий из Тюменской области и Екатеринбурга (23% и 13%). С восточного направления — это Кемеровская область, Алтайский край, Красноярск. Значительный процент прибытий и из Казахстана (12%).
Нами был сделан следующий вывод: Омская область обладает достаточным потенциалом для развития не только сельского, но и автомобильного туризма, что должно найти отражение в региональной программе развития туризма, а формирование ав-тотуристких кластеров может стать приоритетным в формировании продуктовой туристкой стратегии региона.
Таким образом, для дальнейшего развития туризма в Омской области необходимо в полной мере реализовать концепцию маркетинга туристских территорий, придерживаясь рассмотренной ранее последовательности действий, что позволит сформировать туристский продукт территории, учитывающий результаты маркетингового аудита, приоритеты государственной туристской политики, эффективно реализовать принципы кластерного подхода при разработке региональных целевых программ, обеспечит логическую, технологическую и функциональную взаимосвязь мероприятий программы, повысит эффективность использования финансовых ресурсов.
Библиографический список
1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www. admin-smolensk.ru (дата обращения: 04.09.2011).
2. Kotler, P. Marketing places / Р. Kotler. — N.Y. : Free press, 1993. - 367 p.
3. Кирьянова, Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских де-стинаций : учеб. пособие / Л. Г. Кирьянова / Ин-т истории, междунар. и социальных исслед. Ольборгского ун-та. — Томск : Издательство ТПУ, 2010. — 268 с.
4. Туристический портал Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.оmsk-turinfo.ru (дата обращения: 04.09.2011).
ГРИЦАИ Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гостиничное дело».
Адрес для переписки: e-mail: grihome@mail.ru ЛУКИНА Ольга Викторовна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Гостиничное дело». Адрес для переписки: e-mail: lookina@list.ru
Статья поступила в редакцию 27.10.2011 г.
© М. А. Грицай, О. В. Лукина
Книжная полка
ББК 65.01/Т19
Тарасевич, Л. С. Макроэкономика : учеб. для вузов по экон. специальностям для бакалавров / Л. С. Та-расевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - М. : Юрайт, 2012. -686 с. - ISBN 978-5-9916-1494-8.
Книга является восьмым изданием первого российского учебника «Макроэкономика». Учебник содержит систематизированное и взаимосвязанное изложение макроэкономических проблем и современных методов их научного анализа. Рассмотрены возможности применения современных результатов макроэкономических исследований в качестве теоретической основы стабилизационной политики государства. В книгу включен сборник задач с их решениями. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ