Научная статья на тему 'Повышение урожайности и валового сбора основных сельскохозяйственных культур, обоснование оптимального уровня производства минеральных удобрений и добычи фосфатного сырья в Мурманской области'

Повышение урожайности и валового сбора основных сельскохозяйственных культур, обоснование оптимального уровня производства минеральных удобрений и добычи фосфатного сырья в Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение урожайности и валового сбора основных сельскохозяйственных культур, обоснование оптимального уровня производства минеральных удобрений и добычи фосфатного сырья в Мурманской области»

СЕМИНАР 19

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ

МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

"НЕДЕЛЯ: ГОРНЯКА

^ А.Д. Маслов, 2000

УДК 338.9 А.Д. Маслов

ПОВЫШЕНИЕ УРОЖАЙНОСТИ И ВАЛОВОГО СБОРА ОСНОВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ ПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ И ДОБЫЧИ ФОСФАТНОГО СЫРЬЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В

настоящем докладе мы хотим в очередной раз привлечь внимание государственных и общественных структур к состоянию дел, сложившихся в отрасли добычи фосфатного сырья на Кольском полуострове для производства минеральных удобрений и обеспечения ими сельхозпроизводителя. Без последнего, мы считаем, невозможно устойчивое и достаточное обеспечение населения продукцией отечественного сельхозпроизводства и, прежде всего, продуктами питания. Это одна из важнейших задач государства, которая в последние 7-10 лет решается неудовлетворительно, хотя страна располагает для ее решения огромными возможностями, которые используются крайне плохо.

Такая ситуация не позволяет остаться в стороне ученым и поэтому Горный институт КНЦ РАН, связанный с проблемами Хибин десятилетиями, первым принялся за решение новых задач, возникших в последние годы.

Реальным основным источником фосфорсодержащего сырья для производства минеральных удобрений в России по-прежнему остаются хибинские апатит-нефелиновые руды. Однако, начиная с 1991 года, выпуск апатитового концентрата на ОАО «Апатит» резко сократился. Также снижается выпуск концентрата и на втором предприятии - АО «Ковдор-

ский ГОК». Соответственно уменьшается уровень производства минеральных удобрений и внесения их в почву, который значительно ниже, чем в Западной Европе, США, Китае и других странах. Сохранение такой ситуации в недалеком будущем приведет к дальнейшему истощению угодий и снижению урожайности и производства сельхозкультур, увеличению закупок продуктов питания за рубежом, что весьма проблематично при отсутствии валютных средств.

Практически были утеряны многие мировые рынки сбыта апатитового концентрата, который всегда считался непревзойденным сырьем для производства удобрений. С разрывом многолетних связей между производителями апатитового концентрата и его потребителями не была разработана цельная концепция дальнейшей эксплуатации уникальных месторождений и связанное с этим направление в стабильном обеспечении сельского хозяйства удобрениями в соответствии с нормативами.

Общая цель настоящей работы -обоснование оптимального уровня производства фосфорсодержащих минеральных удобрений и добычи фосфатного сырья в Мурманской области, прямо связанных с повышением урожайности основных сельскохозяйственных культур и обеспечением населения России продуктами питания собственного производства.

Реализация проекта должна привести к разработке научных основ одной из главных составляющих долгосрочной аграрной политики России и созданию соответствующего комплекса практических мер инженерного, экономического и организационного характера, обеспечения в необходимых объемах сельского хозяйства страны минеральными удобрениями на текущие годы и на ближайшую перспективу, стимулированию их использования производителями агропродукции для повышения плодородия почв и обеспечения населения России продовольствием собственного производства.

Настоящая программа отличается от предыдущих, которые привели к ничем не обоснованному интенсивному извлечению из недр Хибин апатита, их быстрому истощению, тем, что она базируется на научно обоснованной «достаточ-ности» добычи руды и объемов выпуска минеральных удобрений, исходя из нормативов сельхозпроиз-водства для обеспечения стабильных урожаев сельхозпродукции. Поэтому вся работа была начата с обоснования потребности сельского хозяйства России в фосфорсодержащих удобрениях. Затем исследованы технические возможности и требуемые инвестиции для производства апатитового концентрата на ОАО «Апатит» и АО «Ковдорский ГОК». И, наконец, нужно было оценить мощности заводов-переработчиков апатитового концентрата в удобрения, по полученным данным сделать выводы и внести практические предложения.

К выполнению программы были привлечены еще две организации, занимавшие ведущее место в своей области - Центральный институт агрохимического обслуживания Минсель-хоза (ЦИНАО, А.М. Артюшин, Е.Н. Ефремов) и Научно-

исследовательский институт удобрений и инсектофунгицидов (НИУИФ, П.В. Классон, Ю.А. Забелешинский).

Программа по-прежнему остается весьма актуальной, имеет большое народохозяйственное значение и при полной ее реализации позволит:

• обоснованно планировать уровень производства минеральных удобрений для удовлетворения потребностей сельского хозяйства в соответствие с возможностями госбюджета в новых

условиях производственных и экономических связей производителей;

• рационально использовать основную сырьевую базу России для производства фосфорсодержащих удобрений;

• сохранить запасы уникальных минеральных ресурсов на длительную перспективу;

• сократить потери фосфора на пути от рудника до конечного потребителя

- до растения;

• планомерно реализовать экологические мероприятия в зоне действия промышленных предприятий и сократить их отрицательное воздействие на окружающую среду;

• решать вопросы социального развития предприятий и территорий, на которых они расположены.

В настоящей работе использованы многочисленные материалы, накопившиеся за многие годы исследований и практики промышленных и сельскохозяйственных предприятий, проанализированы результаты их деятельности за последние 5-7 лет, дана оценка сложившейся ситуации в стране в области производства и использования минеральных удобрений и возможные последствия от резкого снижения внесения их в почву. В подготовке материалов, кроме институтов, принимали участие ОАО «Апатит» и ОАО «Ковдорс-кий ГОК», заводы по производству удобрений. Программа была рассмотрена и одобрена администрациями Мурманской области, городов Кировска и Апатиты, ОАО «Апатит», институтами ГоИ КНЦ РАН, ЦИНАО и НИУИФ, Госкомитетом РФ по химической и нефтехимической промышленности, Комитетами по аграрной и экономической политике, науке и промышленности Госдумы, банком «МЕНАТЕП», Минсельхозом РФ, Бюро отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук РАН.

Материалы доклада, доложенные на научно-практичес-ком семинаре «Проблемы перехода России к устойчивому развитию» (29 ноября - 1 декабря 1995 г., Москва), организованном Аналитическим Управлением Президента РФ и Российской АН, переработаны и доложены данными последних лет, были опубликованы частично в ряде центральных, областных и местных газет.

Лишь основные выводы и предложения.

Ниже приведены:

Основные выводы

1. Главными причинами, которые привели к расстройству финансового состояния и остановили процесс воспроизводства добычи минерального сырья и минеральных удобрений, внесения их в почву, приостановили работы по повышению их плодородия, снизили урожайность основных сельскохозяйственных культур, привели к потере значительных площадей сельхозугодий и пастбищ, уменьшению потребления населением основных продуктов питания, нарушению медико-биологических требований и санитарных норм качеств продовольственного сырья и пищевых продуктов, являются несовершенства кредитной, ценовой, налоговой, экспортноимпортной политики и др.

2. За три года с 1991 по 1994 г. производство апатитового концентрата на ОАО «Апатит» сократилось с 20 до 6.5 млн. т или более, чем в три раза.

Реальное потребление фосфорсодержащих удобрений в 1985 году достигало 4018 тыс. тонн Р2О5, что соответствовало внесению на 1 га пашни 30.5 кг Р2О5. Уже в 1992 году потребление фосфорных удобрений сократилось в 2 раза и достигло 2200 тыс. тонн Р2О5. В 1993 году внесение фосфорсодержащих удобрений сократилось до недопустимо низкого уровня в 850 тыс. тонн (700 тыс. тонн фосфорных удобрений и 150 тыс. тонн фосфоритной муки), или 4.5 кг/га пашни, что соответствует уровню 1970 года. В последующие годы в ряде целых регионов фосудобрения совсем не вносились.

3. В 1993 году вынос фосфора с урожаем зерновых культур (40-45 % от суммарного выноса с основной и побочной продукцией земледелия) достиг 1000 тыс. тонн Р2О5, то есть превысил общий объем применения фосфора. Происходит явная деградация почвы. С 1991 по 1993 гг. площадь сельхозугодий уменьшилась на 3.8, а пашни - на 2.3 миллиона гектаров.

4. Уже в 1994 году спад производства сельхозпродукции по сравнению со среднегодовым уровнем в 19861990 годах составляет 45-50 %. На начало 1994 года, по сравнению с 1990 годом, в основном из-за недос-

татка кормов, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 23 % (уровень 1970 года), свиней - на 35 %, овец и коз - оказалось на уровне 1952 года. Прогнозируется снижение производства зерновых культур. Вдвое уменьшится, по сравнению с 1986-1990 годами, потребление мяса, молока, животного и растительного масел, сахара, рыбы; дефицит белка в продуктах питания составит 35-40 %, витаминов - 50-60 %. Этот прогноз на текущие годы не может измениться к лучшему, так как сбор зерна в 1998 году был небывало низким - всего 60 млн тонн.

5. Ежегодная потребность сельского хозяйства России в фосфорсодержащих удобрениях на 1995-2000 годы составляет 5388 тыс. тонн Р2О5 (без учета потерь в процессе добычи руды и производства минудобрений, транспортировки и внесении в почву, которые составляют 19.5 % от общего объема, а также без учета экспорта) и требует, в пересчете на хибинский апатитовый концентрат 13.825 млн тонн в год.

С учетом объемов апатитового концентрата ОАО «Ковдор-ский ГОК» (1.167 млн тонн в 1993 году), а также при условии получения и освоения инвестиций для развития производства до 10 млн тонн, дефицит по концентрату может быть сведен до 1.5 млн тонн или до 0.5-0.6 млн тонн Р2О5. Этот показатель хотя и не покрывает минимальную потребность России в минеральном сырье, но значительно улучшает сложившуюся обстановку на сегодняшний день.

6. Без инвестиций в ОАО «Апатит» в ближайшие годы уровень добычи руды и производства апатитового концентрата мог бы снизится с 6.06.5 млн тонн в 1994 году до 4 млн тонн в 2000 году (или до 1.55 млн тонн Р2О5), что привело бы практически к полной остановке предприятия и утрате единственной реальной сырьевой базы для производства фосфорсодержащих минеральных удобрений, потере всей отрасли удобрений с непредсказуемыми социальными и экономическими последствиями.

7. Стабилизация и сохранение производства апатитового концентрата ОАО «Апатит» на уровне 6.5 млн тонн в год, а также увеличение его объемов до 10 млн тонн, требует зна-

чительных инвестиций, и, прежде всего, в развитие рудной базы, обновление автомобильного и железнодорожного транспорта, реконструкцию передела обогащения руд на АНОФ-2, энергосистемы предприятия, в социальную сферу. Благодаря большим резервам производственных мощностей и изменению экономической обстановки ОАО «Апатит» увеличено производство апатитового концентрата до 8 млн тонн в 1998 году, а также разработало программу «Оптимальное развитие ОАО «Апатит» до 2005 года». Предусматривается выход на мощность производства в 9 млн тонн концентрата в 2003 году, а капитальные вложения до 2005 года составят около 300 млн долларов США.

8. Заводы-производители России сохранили основные мощности по производству минудобрений и могут перерабатывать около 12 млн тонн апатитового концентрата, хотя этого и недостаточно для полного удовлетворения потребностей сельского хозяйства в фосфорсодержащих удобрениях.

Мощности заводов загружены лишь на 50-60 %, а многие практически не работают, что негативно сказывается на себестоимости готовой продукции, увеличивает удельные затраты, снижает рентабельность предприятий и соответственно приводит к росту цен на удобрения. Использование установленных мощностей даже на 90 % (показано на примере двух крупнейших предприятий): позволило бы снизить себестоимость производства аммофоса на АО «Воскресенские минудобрения» на 25 %, а на Череповецком АО «Аммофос» на 14 % и при неизменных ценах на сырье и ТЭР, а также на собственную готовую продукцию, достигнуть уровня рентабельности 35 % и 61 % соответственно.

9. Рост стоимости удобрений и, как следствие, низкий уровень заявок на них сельского хозяйства, обусловлен не только малой степенью использования мощностей. Он произошел на фоне роста цен на сырьевые, энергетические ресурсы, транспорт, технику и др., усугубляется малой долей прибыли (или вообще отсутствием таковой), остающейся в распоряжении предприятий после выплаты всех налогов и оплаты непомерных банковских кредитов. Предприятия не

имеют средств для технического развития, обновления, реконструкции.

Были нарушены нормальные технологические, производственные и экономические связи между производителями минерального сырья и его потребителями. Еще недавно стало совершенно абсурдным правилом рассчитываться с МПС своей продукцией. В результате железная дорога превращается в «производителя» и диктует свои условия в отношениях между смежными предприятиями.

При повышении цен на энергоресурсы, которые составляют 30 % себестоимости конечного продукта, себестоимость, например, аммофоса возрастает тоже на 30 % и даже при полной загрузке мощностей на заводах и сохранении оптовых цен на аммофос на уровне мая 1994 года рентабельность на АО «Воскресенс-кие минудобрения» снизится с 35 % до 2.9 %, а на Череповецком АО «Аммофос»

- с 61 % до 23.5 %.

10. Минеральные удобрения России обладают прекрасным качеством, что подтверждается их большим спросом за рубежом, а их эффективность весьма высока. Дополнительный доход от реализации прибавки урожая (5 тонн зерна на 1 тонну питательных веществ) составляет 25-30 % от стоимости реализованного зерна (при закупочной цене 200 тыс. руб./т)1. Однако весь указанный дополнительный доход от 300 до 500 тысяч рублей на 1 тонну удобрений перекрывается учетной ставкой банковского кредита, которая расходуется на закупку удобрений. При высокой учетной ставке кредита стоимость удобрений для потребителя увеличивается в 1.5-2.0 раза, что не позволяет производить его покупку и внесение в почву.

Не всегда становится выгодным для заводов и экспорт удобрений, еще недавно приносивший целой отрасли страны немалые валютные средства, из-за того, что, выручка, полученная за рубежом, не покрывает издержки на их производство и реализацию.

11. Сложившаяся система хозяйственных и экономических отношений, отказ от государственного контроля, существенной поддержки и регулирования в системе АПК, имеющей стратегическое значение для обеспечения самостоятельности лю-

бого государства, привела к обратному действию и результату.

По существующим мировым меркам государство, которое переходит рубеж импорта основных видов питания населения в 15-17 %, начинает терять свою независимость. Россия же давно перешагнула этот порог; в последние годы в среднем по стране он составил 50 %, а в больших городах (Москва. Санкт-Петербург и др.) приблизился к 70-80 %.

Россия, переживая глубочайший экономический кризис, отсутствие собственных бюджетных средств даже на самые минимальные социальные нужды вместе с этим стала крупнейшим инвестором производителей продовольствия за рубежом, приведя собственное сельское хозяйство и весь АПК вместе с многочисленными программами типа «Продоволь-ствие...», «Плодородие... » к окончательному развалу.

12. Без принятия безотлагательных, срочных действенных мер на высшем государственном уровне в ближайшее время Россия может окончательно оказаться в условиях, когда стремительными темпами начнет происходить процесс безвозвратной утраты главного, основного национального богатства страны - земли.

Анализ состояния сырьевой базы, предприятий по производству минеральных удобрений показывает, что пока они не полностью утратили свой потенциал, и при целенаправленной инвестиционной политике и реализации соответствующих программ в состоянии восстановить, хотя и не в

'Цены 1994 года

полном объеме, производственные мощности, достаточные на ближайшие три года лишь приостановить спад сельхозпроизводства и деградацию земель, а в последующем начать наращивать внесение минеральных удобрений.

Предложения

Настоящие предложения основаны на анализе обстановки, сложившейся на горнодобывающих и химических предприятиях по производству минеральных фосфорсодержащих удобрений, а также в различных секторах сельскохозяйственного производства на 1993-1994 годы и направлены на восстановление отрасли минудобре-ний и обеспечение сельского хозяйст-

ва туками. Учитывая, что за последующие 5-6 лет глубоких преобразований и коренного перелома к улучшению ситуации в АПК в государстве не произошло, а зависимость от импорта продуктов питания еще более увеличилась, наши предложения не потеряли своей актуальности и лишь несколько переработаны.

1. Разработать новую кредитно-

финансовую сбалансированную схему производственных и экономических отношений для общей цепи с учетом интересов всех ее звеньев, которыми являются: горнодобывающие ком-

плексы, заводы по переработке апатита и производству минеральных удобрений, сельхозпроизводители, транспортники. Энергетики, банковские структуры.

2. Разработать механизм действия предлагаемой схемы на основе взаимной экономической заинтересованности всех звеньев. В отличие от прежних и ныне существующих производственных и экономических отношений в рамках агропромышленного комплекса страны особая роль отводится потребителю минудобрений, то есть производителю сельскохозяйственной продукции, на которого должны работать все звенья общей технологической схемы.

3. Создать аграрно-промыш-ленно-транспортно-финансовую группу Агро-горхимтрансфин; в будущем возможно образование транснациональных объединений.

При детальной разработке предложений, изложенных в п.п. 1, 2, 3 в 1999 году, должны быть учтены, в частности, меры по стимулированию отечественных производителей и их защите от негативного влияния мирового рынка сельхозпродуктов, полное использование огромных возможностей собственных сельхозпроизводителей; необходимо направить минудобрения и валютные средства на удовлетворение, прежде всего, собственных нужд, иначе говоря, пересмотреть экспортно-импортную политику.

Особое внимание должно быть обращено на разработку механизмов финансирования, формирования цен на продукцию сельского хозяйства и средств производства с учетом рентабельности, налогообложение, страхование, разработку новых подходов в государственной поддержке сельского

хозяйства на принципах целевого финансирования и др.

4. Поскольку государственная поддержка сельского хозяйства требует очень больших затрат, тесное участие АПК в группе может рассматриваться в стратегическом плане при разработке структурной перестройки народного хозяйства. На первом же этапе предлагается создать финансово-промышленную группу, основными участниками которой могут быть: ОАО «Апатит» и заводы минудобре-ний, но вместе с этими предприятиями должны быть привлечены транспортники, энергетики, поставщики основных видов материальнотехнических ресурсов, необходимых для производства концентрата и его переработки. Весьма важным является тот факт, что в число акционеров ОАО «Апатит» вошла такая крупная финансовая структура, как банк «Менатеп». Кроме того, создание ФПГ активно поддерживается Правительством и Президентом. Образованные в соответствии с Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 5 декабря 1993 года, № 2096 экспериментальные группы: «Уральс-кие заводы» (Уд-мурдия), воронежский «Сокол», «Рус-хим» (Москва), за короткий отрезок времени получили хорошие результаты. Что касается зарубежного опыта передовых стран, то эти, новые для нас структуры, там давно превратились в основу общехозяйственного устройства.

Президентским Указом утверждено Положение о ФПГ и порядке их создания и предписано министерствам и ведомствам РФ, субъектам Федерации оказывать необходимую помощь и содействие в этом большом государственном деле. С тех пор созданы десятки ФПГ, многие из которых успешно работают.

Объединение материальных и финансовых ресурсов участников ФПГ дает целый ряд выгод и преимуществ каждому из них по сравнению с раздельной их работой. Вот некоторые из этих преимуществ:

• повышение конкурентоспособности и эффективности производств, создание рациональных технологических и кооперационных связей, увеличение экспортного потенциала, ускорение научно-технического прогресса;

• обеспечение реальных механизмов самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств и реконструкции действующих;

• снижение предельных затрат внутри ФПГ приведет к снижению непомерно высоких цен на минудобрения, сделает их более доступными для сельского хозяйства, что, в свою очередь, увеличит объемы производства у горняков и химиков, энергетиков и транспортников и, в конечном итоге, увеличивает прибыль для всех участников группы;

• непосредственный характер общения внутри ФПГ положительно скажется на ценообразовании, которое сегодня превратилось в фактор нестабильности в обществе. Единый ассоциативный интерес сведет к нулю ценовые «накрутки» на продукцию, которая проходит по единой технологической цепи между предприятиями-участниками ФПГ. Рост цен перестанет провоцироваться на внутригрупповом уровне взаимоотношений членов объединения;

• проще решается проблема взаимной задолженности предприятий -членов группы, вводится практика льготного кредитования внутри группы за счет совершенствования партнерских отношений, становится преобладающим долгосрочное гарантированное самокредитование в структуре инвестирования производства;

• в условиях ФПГ снижается вероятность нарастающей угрозы разорения отдельных предприятий;

• ФПГ будет находиться в приоритетной сфере государственной экономики, в частности, в решении одной из главных задач - обеспечение населения продуктами питания и товарами народного потребления;

• обеспечение поставок продукции для важнейших государственных нужд, стабильность поставок;

• продукция ФПГ (минераль-ные удобрения) имеет огромный спрос как в России, так и за ее пределами, обеспечивает устойчивые рынки сбыта. ФПГ может выступать как солидный конкурент на международных рынках и обеспечить приток инвалютных средств;

• ОАО «Апатит» становится производителем минудобрений - конечной продукции, чего в свое время сделано

не было, а химзаводы получают собственную сырьевую базу;

• перспективной является деятельность ФПГ в решении социальных проблем ее участников (жилищное строительство, коммунальное хозяйство, занятость населения, оплата труда и др.), экологических проблем (экологической безопасности). Улучшается взаимодействие с регионами, в которых находятся участники группы;

• заявочная инициатива исходит на добровольных началах от непосредственных членов конгломерационного объединения, возможен выход участников из состава ФПГ по каким-либо собственным соображениям.

31 января 1995 года совещание ОАО «Апатит» и Горного института КНЦ РАН рассмотрело представленные материалы по Программе и предложения и приняло совместное решение:

1. Считать работу по созданию ФПГ с участием ОАО «Апатит» и указанных выше структур одной из главных первоочередных задач, которую необходимо выполнить к концу 1 полугодия 1995 года.

2. Просить Государственные Комитеты Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, по промышленной политике и по управлению государственным имуществом рассмотреть и одобрить это решение и оказать помощь в разработке проекта ФПГ и его реализации в 3 квартале 1995 года.

10 марта 1995 года Председателем Роскомхимнефтепрома утвержден

персональный состав инициативной группы по созданию транснациональной финансово-промышленной группы на базе предприятий-производи-телей и переработчиков апатитового концентрата, в которую был включен Горный институт КНЦ РАН, а 16 марта 1995 им же утвержден план-график оргтехмероприятий инициативной группы по созданию ФПГ со сроками исполнения и ответственными лицами.

К середине года инициативной группой был выполнен большой объем работ по подготовке основных документов для принятия правительственного решения о создании ФПГ. Так, подготовлены: Концепция образования ФПГ, обоснование ее организационно-правового статуса, межправительственные соглашения между Россией, Украиной и Белоруссией, подписаны учредительный договор между участниками ФПГ и устав, подобраны инвестиционные проекты на предприятиях, начата разработка ТЭО, установлены деловые контакты для решения вопросов с Мингосиму-ществом РФ, Минэкономики, Минфином и другими ведомствами.

Если создание ФПГ, как показано выше, направлено на решение ряда проблем в отношениях между горными предприятиями и заводами-произво-дителями минудобрений, то связь, прежде всего экономическая, этих предприятий с потребителем минудобрений - сельхозпроизводителями до конца не обработана и требу-

ет принятия решений на общегосударственном уровне.

К таким решениям следует отнести:

• перевод минерального сырья и удобрений в разряд стратегического, объемы производства и потребления которого должны находиться под контролем государства исходя из потребности сельского хозяйства;

• государственную поддержку сельхозпроизводителей, в частности, через закупку (полную или частичную) для них минеральных удобрений;

• как видно из приведенных данных о внесении удобрений в почву, госпро-грамма «Плодоро-дие... » полностью сорвана и сейчас необходима уже срочная разработка новой программы, которую скорее надо было бы назвать «Программой спасения» сельхозугодий, земли.

При создании Управляющей компанией «Роспром» в ноябре 1996 года консорциума «Агро-финпром» был использован ряд наших выводов и предложений по обеспечению сельхозпроизводителей фосфорными

удобрениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительные результаты

ожидаются от Межрегионального совещания производителей и потребителей минудобрений, которое состоялось в Москве по инициативе губернатора Мурманской области Ю.А. Евдокимова, а также от возданной в конце декабря 1998 года Кольской Ассоциации горнопромышленников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.