Научная статья на тему 'Повышение уровня учебной мотивации студентов'

Повышение уровня учебной мотивации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6069
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Татьяна Николаевна

В статье дано определение понятия «мотивация». Перечислены причины низкой мотивации. Обсуждаются вопросы, связанные с повышением уровня учебной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня учебной мотивации студентов»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Новикова Т.Н.

Новикова Татьяна Николаевна - преподаватель кожных и венерических болезней, Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тайшетский медицинский техникум, г. Тайшет

Аннотация: в статье дано определение понятия «мотивация». Перечислены причины низкой мотивации. Обсуждаются вопросы, связанные с повышением уровня учебной мотивации студентов.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, студент, способы мотивации, психологические методы мотивации, организация учебного процесса, контроль и оценка знаний студентов.

Актуальность темы

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают всё более новые требования к организации и качеству профессионального образования [8].

Молодёжь с формирующимися взглядами на мир и высокой чувствительностью к социальным процессам является важной социальной группой, от которой зависит инновационное развитие, как отдельного региона, так и страны в целом. Молодые люди воспринимаются как важный ценностный потенциал развития общества, поэтому многие учёные сегодня проводят исследования различных аспектов данной темы [1].

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. В ходе социализации в современном быстроменяющемся обществе к человеку предъявляются повышенные требования в плане активности, самостоятельности при планировании своего будущего, в том числе профессионального. Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс. Мотивы выбора профессии являются одними из важнейших факторов, определяющих успешность адаптации к вузу, обучения, формирования профессионального самосознания, выбора направления дальнейшего образования и построения карьеры.

Мотивационная структура личности представляет собой иерархию, высший уровень которой занимают ценности. В.А. Ядов указывает, что система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях её социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей [4, с. 55].

Современный выпускник должен обладать профессиональными знаниями, умениями, навыками. Их получение - сложный и трудоёмкий процесс, требующий от студентов больших физических и моральных усилий. Для того чтобы студент мог влиться в этот процесс, качественно и уверенно проходить его этап за этапом, ему необходима мотивация. Основной задачей преподавателя является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направления, это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения.

Основные причины обращения к проблеме мотивации студентов к обучению заключаются в следующем:

1. Неудовлетворённость работодателей уровнем подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений.

2. Пассивность некоторой части студентов в ходе учебных занятий и во время внеурочной деятельности по изучаемому предмету.

3. Противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, получаемых на занятиях [7].

Пути решения проблемы

Рассмотрим некоторые методы повышения мотивации у студентов.

Для удобства восприятия они объединены в группы.

Психологические (социальные) методы мотивации

1. Процесс мотивирования студентов преподавателем

Студент - это не школьник, которому можно сказать «так надо», студенту необходимо объяснить, каким образом знания ему пригодятся в будущем.

Он приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности [5].

2. Связка студент-преподаватель

Учебная деятельность по своей природе предоставляет возможность человеку удовлетворить изначально ему присущие потребности в познании, достижении и саморазвитии [2]. Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится.

Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдалённо связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации - укреплять уверенность в собственных силах студента [5]. В процессе обучения, студенты охотнее сотрудничают с тем преподавателем, который больше им доверяет.

3. Уважение к студентам

Каждый человек стремится быть ценным, значимым, проявляя усилия и демонстрируя, что он что-то знает, умеет, может. Потребность личности

в уважении может удовлетворяться множеством разнообразных способов [3, с. 60]. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д. Карнеги советует: «...не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него» [5].

4. Заинтересовать их

Дейл Карнеги утверждает: «... на свете есть только один способ побудить людей что -то сделать — заставить человека захотеть это сделать».

Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на занятиях, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путём комплексного применения известных им способов решения и т.д. [5].

5. Мотивация личным примером

Интерес студента к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога [5]. Многочисленные исследования в этой области доказывают, что характер и индивидуальные особенности преподавателя принимаются во внимание при формировании учащимся мнения о предмете в целом.

Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьёзно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими [5].

6. Сдерживание своих обещаний

Нельзя обманывать студентов. Если обещали показать фильм или презентацию, провести интересный тест или сводить на экскурсию в одно из отделений медицинской организации, то необходимо реализовать намеченные цели.

7. Формирование положительного отношения к профессии

Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода - профессиональное самоопределение. Есть студенты, которые до конца не определились с выбором профессии, поэтому необходимо подбадривать и одобрять их выбор, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах в сфере медицины.

8. Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе

Задача преподавателя не просто организовать учебный процесс, но и регулировать, упорядочивать возникающие коммуникации в этом сложном процессе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон - залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Крик и прилюдное порицание только снизят авторитет, делая преподавателя несдержанным и беспомощным в глазах аудитории.

9. Предоставление максимальной свободы студентам

Конечно, тут свобода понимается в специфическом смысле. Можно предложить группе возможность разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников. Возможно, мы потом выберем другую форму проверки знаний студентов, объясняя, что именно она будет наиболее эффективной и показательной, но студенты почувствуют своё участие, свою сопричастность к организации учебной деятельности. Дэвид Макклелланд, в своей теории мотивации (середина ХХ века) утверждает, что у человека три потребности: успеха, власти, причастности. Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание - это повышает мотивацию.

10. Отмечать успехи студентов, хвалить публично, демонстрировать достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы)

Современная психология отмечает тот факт, что преподаватели мало хвалят студентов. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая.

11. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам

Интерес преподавателя к студентам может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий, рассмотрение различных ситуационных задач - всё это важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между преподавателем и студентом [5].

Организация учебного процесса [6]

1. Чётко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации

Студенты, «привыкшие» к преподавателю, к его требованиям, будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на занятии. Самоорганизация преподавателя сформирует о нём положительное мнение со стороны студентов.

2. Сообщение целей занятия

Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации. Можно даже построить процесс сообщения целей методом «от противного», т.е.

89

«отвлекаясь и невнимательно слушая сегодня, Вы никогда не узнаете, что...». Данный способ привлекает внимание даже самых непоседливых студентов.

3. Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний

Сообщению целей может предшествовать какой-то рассказ или жизненная история,

главная цель которой, конечно же, замотивировать, т.е. объяснить студентам: где они полученные знания смогут применить на практике.

Так называемая «связь теории с жизнью» повышает интерес и внимание студентов.

4. Не читать лекцию с учебника и не сидеть всё время за столом

Опять же психологи доказали, что человек с большей успешностью воспринимает разговорную речь, живой эмоциональный рассказ, беседу. Преподаватель, уткнувшийся в книгу, не только не может следить за реакцией аудитории на свои слова, но и производит впечатление несобранного, незнающего, растерянного человека. Находящийся постоянно за собственным столом, преподаватель, отгораживается этим столом от студентов. Создаётся визуальный и психологический барьер. Оптимальным будет перемещение преподавателя по аудитории во время объяснения темы, возможна попутная проверка успешности работы студентов (написание конспекта, составление таблиц). Раскладывая во время объяснения наглядный материал, желательно проходить между рядами, уделяя внимание студентам. При ответе у доски докладчика, можно присесть на свободное место за парту, став частью слушающей аудитории.

5. Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности

Статистка говорит о том, что произвольное внимание в таком возрасте аудитория может удерживать в течение 30-40 минут. Потом, в силу эмоциональных и психологических особенностей студент начинает отвлекаться. Задача преподавателя, не дожидаясь момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал.

6. Использование современных методов обучения (проектный, проблемный, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и другие)

Разнообразие форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.

7. Дифференцированная система заданий позволяет каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий

Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Преподаватель видит, как студенты оценивают собственную подготовку.

8. Посильные учебные задачи

Задания для практических, лабораторных и самостоятельных работ должны быть соизмеримыми со знаниями студентов и посильными для выполнения. Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно равна уровню знаний аудитории или немножечко выше, чтобы дать возможность студентам анализировать и искать информацию самостоятельно.

9. Чёткое и однозначное объяснение домашнего задания

Очень часто домашнее задание не выполняется только потому, что при выдаче оно не сопровождается подробным пояснением о его выполнении. Студент, не понявший задание, считает самым простым выходом - не выполнить его. Предельно ясная формулировка задания и объяснение его практической значимости повышают мотивацию к его выполнению.

10. Опоздавшие вызываются к доске или остаются дежурить

Студенты, входящие в аудиторию после звонка, привлекают внимание аудитории и отвлекают, сбивают преподавателя. Эффективным методом борьбы с нарушителями является выдача им задания или ответ у доски.

90

В качестве альтернативного варианта «наказания» можно привлечь опаздывающих к уборке кабинета.

11. Нарушающие дисциплину готовят доклады

Неуёмное желание студентов поговорить во время занятий можно «поощрить», направив их энергию в позитивное русло. Такие студенты записывают себе темы докладов по текущей или будущей теме, получая уникальную возможность рассказать о чём-либо всей аудитории.

12. Использование учебных фильмов, презентаций в процессе обучения, обучение рассказами, беседами

Система образования в целом ориентируется на среднего студента, несмотря на то, что в аудитории есть и аудиалы, и визуалы. Одни студенты лучше усваивают материал, представленный в форме рассказа или беседы. Другие - хорошо воспринимают таблицы, схемы, графики, учебные фильмы и презентации.

13. Организация олимпиад, конкурсов, викторин, деловых игр

Применить полученные компетенции на практике и получить одобрение не только преподавателя, но ещё и независимого жюри, получить знаки внимания и отличия, заявить о себе и выделиться - факторы, обеспечивающие нашу потребность в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании.

14. Отвечать на вопросы студентов

Преподаватель, который может дать немедленный ответ на возникающие вопросы, тем самым показывает уровень своей профессиональной компетенции. Конечно, допускаются ситуации, когда точный верный ответ дать затруднительно. В этом случае надо записать вопрос и обязательно к нему вернуться в следующий раз, ведь студент, задающий вопрос, так проявляет свою заинтересованность в освоении учебного материала, что очень ценно.

Контроль и оценка знаний [6]

1. Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя

Чрезвычайно важен систематический контроль знаний студентов. Система СПО подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных. Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний студентов для поддержания мотивации.

2. Доводить до сведения студентов критерии оценки их деятельности

Ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание - все формы деятельности студентов подвергают оценке. Важным моментом является - объяснение студентам критериев оценки их работ. Это позволит добиться справедливости в системе поощрения и наказания.

3. Обязательная защита практических работ для тех студентов, которые не были на занятии

Для студентов, не присутствующих в момент написания практической работы, ввести дополнительную «сложность»: работу надо не только написать, но и защитить (индивидуальная беседа по теме с преподавателем).

4. «Метод закрытой доски»

Возможен ответ студента у доски таким образом, чтобы аудитория не видела результаты труда отвечающего. Словарный диктант на знание понятийного аппарата дисциплины или какое-либо другое задание, аудитория делает работу в тетрадях, а потом сверяет с вариантом на доске, производит оценивание и разбор ошибок.

5. Разбирать ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ

Хорошая привычка преподавателя - подробно останавливаться на распространённых

ошибках студентов, обсуждать недочёты и совместными усилиями находить верные решения.

6. Привлечение студентов к созданию учебных пособий, к организации учебной деятельности

Хорошо и отлично успевающим студентам можно выдавать индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации по какому-либо вопросу. Студенты с

91

удовольствием разбираются в новых понятиях, составляют таблицы и даже презентации на выбранные темы. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию.

7. Организация проверки студентами работ своих одногруппников

После написания самостоятельной работы можно предложить аудитории обменяться работами и самим проверить их, поставить оценку. Доверие повышает мотивацию.

8. Предоставление студентам возможности оценивать ответы одногруппников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступления у доски можно предложить оценить аудитории. В этом случае все будут внимательно слушать ответ, чтоб вынести свой вердикт.

9. Информирование студентов о результатах их деятельности

Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обученности, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.

10. Публичность успешности каждого студента

В курсе каждого преподавателя есть обязательные к выполнению практические работы. Без них студент не допускается до сдачи зачёта или итогового экзамена. На стенде в кабинете можно разместить таблицу, в которой указать фамилии студентов и количество работ (с оценками), которые они выполнили. Доступность результатов каждого для всеобщего обозрения мотивирует студентов.

В заключение можно отметить, что практическое применение методов мотивирования оказывает положительное воздействие на уровень успешности студентов в системе СПО. Это можно отнести лишь к тем студентам, которые осознанно выбрали профессию и учебное заведение. Ведь многие студенты на занятия ходят только потому, что их заставляют родители. Заинтересовать студента, который поступил в техникум ради отсрочки, по просьбе родителей или по какой-либо другой причине, очень трудно. Поэтому преподавателям необходимо активизировать свою работу по вовлечению студентов в учебный процесс, и пробудить у них интерес к получаемой специальности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что монотонная подача учебного материала, однообразные задания, отсутствие оценки, недоброжелательное, предвзятое отношение преподавателя к студентам, необоснованные требования, придирчивость, насмешки, угрозы, упрёки - замедляют формирование учебной мотивации студента или приводят к полной её утрате. А потеря мотивации представляет собой серьёзное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться к выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него.

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности [8]. И такими мотивами являются практические занятия, прохождение практики на базе медицинской организации. Именно в эти моменты студенты намного больше узнают о выбранной ими профессии, у них формируется мотивация, и появляется стимул к дальнейшему теоретическому обучению. Они начинают понимать, что могут применить полученные знания не только на практических занятиях, но и в жизни. Именно мотивация побуждает студента преодолевать по ходу учёбы различные трудности.

Для привлечения студента к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его и подготовить к этой деятельности, а уже в дальнейшем руководить и направлять его деятельность. Для реализации творческого потенциала студентов, повышения интереса к профессии, необходимо проведение на базе учебного заведения мастер -классов, профессиональных конкурсов различного уровня, конференций профессиональной направленности.

Список литературы

1 Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. № 3 (11);

2 Гордеева Т.О. Базовые типы мотивационной деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2014. № 3. С. 63-78.

3 Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т.О. Гордеева, В.В. Гижицкий, О.А. Сычев, Т.К. Гавриченкова // Психологический журнал, 2016. Т. 37. № 2. С. 57-68.

4 Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

5 Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] / Н.В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 160-163.

6 Абраменков А.В. Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках истории. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: infourok/ru/ (дата обращения: 15.12.2017).

7 Аманжолова А.Е. «Проблемы и пути повышения учебной мотивации студентов». Алматинский государственный колледж новых технологий. [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: infourok/ru./ (дата обращения: 15.12.2017).

8 Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению. [Электронный ресурс]. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования», 2014. № 6. Режим доступа: https://stience-educatюaru/ru/artideMew?id=15617/ (дата обращения: 11.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.