Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалилов Александр Викторович, Шевелева Анастасия Юрьевна, Мартыновский Владислав Иванович, Иванов Дмитрий Анатольевич

Приоритетной задачей физического воспитания в вузах является формирование у молодежи устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой, различными видами спорта, а также развитие физических способностей студентов. В качестве элективных дисциплин по физической культуре и спорту предлагаются секционные занятия по различным видам спорта, в т.ч. и рукопашному бою. Однако, на сегодняшний день, в научно-методических разработках, касающихся тематики занятий рукопашным боем со студентами в рамках секционных занятий, недостаточный акцент сделан на повышение эффективности их технико-тактической подготовки. Цель исследования - разработать подходы к повышению эффективности техникотактической подготовки студентов-единоборцев на занятиях по физическому воспитанию в рамках элективных курсов. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского государственного социального университета в 2020-2021 учебном году. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 19-20 лет. Учебно-тренировочные занятия (УТЗ) по рукопашному бою в ходе эксперимента основывались на следующих моделях технико-тактических комбинаций: со сменой секторов поражения; с действием на реагирование противника; с повторными ударами. Результаты исследования. Занятия по рукопашному бою позволили повысить эффективность технико-тактической подготовки студентов-единоборцев. Разница между показателями итогового тестирования студентов ЭГ и КГ статистически значима (p<0,05). У студентов ЭГ показатели технико-тактической подготовленности в ходе эксперимента улучшились более чем в 2 раза по сравнению со студентами КГ. Выводы. Разработанные комплексы УТЗ рукопашного боя ориентированы на повышение уровня технико-тактической и физической подготовленности студентов-единоборцев, способствуют развитию скоростно-силовых качеств и силовой выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жалилов Александр Викторович, Шевелева Анастасия Юрьевна, Мартыновский Владислав Иванович, Иванов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF HAND-TOHAND STUDENTS-FIGHTERS ’ TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING AT THE PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The priority task of physical education at the universities is the formation of the stable need among young people for constant and systematic physical education, various sports, as well as the development of students' physical abilities. As elective disciplines in physical culture and sports, the sectional classes in various sports are offered, including hand-to-hand combat. However, to date, in the scientific and methodological developments concerning the topics of hand-to-hand fighting with the students in the framework of sectional classes, insufficient emphasis is placed on increasing the effectiveness of their technical and tactical training. The purpose of the research is to develop approaches to improving the efficiency of technical and tactical training of the martial arts students in physical education classes within the framework of elective courses. Research methods: the theoretical analysis of the scientific and methodological literature; the pedagogical testing; the pedagogical experiment; the methods of mathematical statistics. Organization of the study. The research was carried out on the basis of the Russian State Social University in the academic year 2020-2021. Students aged 19-20 years old took part in the pedagogical experiment. Educational and Training Sessions (ETS) in hand-to-hand combat during the experiment were based on the following models of the technical and tactical combinations: with the change in the sectors of defeat; with the action on the reaction of the enemy; with repeated blows. Research results. Lessons in hand-to-hand combat made it possible to increase the effectiveness of the technical and tactical training of martial arts students. The difference between the indicators of the final testing of students from the EG and the CG is statistically significant (p <0.05). The indicators of technical-tactical readiness among the students from the EG during the experiment improved more than 2 times in comparison with the students from the CG. Conclusions. The developed complexes of hand-to-hand combat ETS are focused on increasing the level of technical-tactical and physical readiness of martial arts students, contribute to the development of speed-strength qualities and strength endurance.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

УДК 796.89

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ

Александр Викторович Жалилов, кандидат педагогических наук, Анастасия Юрьевна Шевелева, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет; Владислав Иванович Мартыновский, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет); Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-

педагогический университет

Аннотация

Приоритетной задачей физического воспитания в вузах является формирование у молодежи устойчивой потребности в постоянных и систематических занятиях физической культурой, различными видами спорта, а также развитие физических способностей студентов. В качестве элективных дисциплин по физической культуре и спорту предлагаются секционные занятия по различным видам спорта, в т.ч. и рукопашному бою. Однако, на сегодняшний день, в научно-методических разработках, касающихся тематики занятий рукопашным боем со студентами в рамках секционных занятий, недостаточный акцент сделан на повышение эффективности их технико-тактической подготовки. Цель исследования - разработать подходы к повышению эффективности технико-тактической подготовки студентов-единоборцев на занятиях по физическому воспитанию в рамках элективных курсов. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Организация исследования. Проведение исследования осуществлялось на базе Российского государственного социального университета в 2020-2021 учебном году. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 19-20 лет. Учебно-тренировочные занятия (УТЗ) по рукопашному бою в ходе эксперимента основывались на следующих моделях технико-тактических комбинаций: со сменой секторов поражения; с действием на реагирование противника; с повторными ударами. Результаты исследования. Занятия по рукопашному бою позволили повысить эффективность технико-тактической подготовки студентов-единоборцев. Разница между показателями итогового тестирования студентов ЭГ и КГ статистически значима (p<0,05). У студентов ЭГ показатели технико-тактической подготовленности в ходе эксперимента улучшились более чем в 2 раза по сравнению со студентами КГ. Выводы. Разработанные комплексы УТЗ рукопашного боя ориентированы на повышение уровня технико-тактической и физической подготовленности студентов-единоборцев, способствуют развитию скоростно-силовых качеств и силовой выносливости.

Ключевые слова: рукопашный бой, физическая подготовка студентов, физическое воспитание, развитие физических качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p123-128

INCREASING THE LEVEL OF HAND-TO-HAND STUDENTS-FIGHTERS' TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING AT THE PHYSICAL EDUCATION

CLASSES

Alexander Viktorovich Zhalilov, the candidate of pedagogical sciences, Russian State Social University, Moscow; Anastasiya Yurievna Sheveleva, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow; Vladislav Ivanovich Martynovsky, the senior teacher, Samara National Research University; Dmitry Anatolievich Ivanov, the teacher, Moscow State University of

Psychology and Education, Moscow

Abstract

The priority task of physical education at the universities is the formation of the stable need among young people for constant and systematic physical education, various sports, as well as the development of students' physical abilities. As elective disciplines in physical culture and sports, the sectional classes in

various sports are offered, including hand-to-hand combat. However, to date, in the scientific and methodological developments concerning the topics of hand-to-hand fighting with the students in the framework of sectional classes, insufficient emphasis is placed on increasing the effectiveness of their technical and tactical training. The purpose of the research is to develop approaches to improving the efficiency of technical and tactical training of the martial arts students in physical education classes within the framework of elective courses. Research methods: the theoretical analysis of the scientific and methodological literature; the pedagogical testing; the pedagogical experiment; the methods of mathematical statistics. Organization of the study. The research was carried out on the basis of the Russian State Social University in the academic year 2020-2021. Students aged 19-20 years old took part in the pedagogical experiment. Educational and Training Sessions (ETS) in hand-to-hand combat during the experiment were based on the following models of the technical and tactical combinations: with the change in the sectors of defeat; with the action on the reaction of the enemy; with repeated blows. Research results. Lessons in hand-to-hand combat made it possible to increase the effectiveness of the technical and tactical training of martial arts students. The difference between the indicators of the final testing of students from the EG and the CG is statistically significant (p <0.05). The indicators of technical-tactical readiness among the students from the EG during the experiment improved more than 2 times in comparison with the students from the CG. Conclusions. The developed complexes of hand-to-hand combat ETS are focused on increasing the level of technical-tactical and physical readiness of martial arts students, contribute to the development of speed-strength qualities and strength endurance.

Keywords: hand-to-hand combat, physical training of students, physical education, development of physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе организации учебных занятий элективных курсов по физическому воспитанию в вузах большой популярностью у студентов пользуются секции по прикладным видам спорта, так как проблема индивидуальной самозащиты человека в условиях современного мегаполиса становится чрезвычайно актуальной [2 ,4, 6].

Рукопашный бой - это «комплексная система самозащиты, техника которой представляет собой синтез наиболее эффективных ударов руками и ногами, бросков, болевых воздействий, удушений, а также использования любых подручных предметов в качестве оружия защиты и нападения» [1, 7, 8].

В настоящее время назрела необходимость дать новое направление технико-тактической подготовке студентов на секционных занятиях рукопашным боем в рамках физического воспитания в вузе. Необходимо предусмотреть такое построение тренировочных программ, при котором индивидуальные особенности студента будут отвечать условиям, предъявляемым ситуациям рукопашного боя и способствовать наиболее полному проявлению его двигательных способностей [3, 6, 9]. Актуальность исследования обусловлена тем, что в тактической подготовке сочетаются задачи ближайшие и перспективные, образовательные и воспитательные, обще-подготовительные и специально-подготовительные. Решение их составляет одну из основных сторон физической подготовки студента-единоборца и наряду с этим входит в практическое содержание спортивной тренировки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на протяжении 5 месяцев, где студенты в возрасте 19-20 лет, занимались рукопашным боем в рамках элективных курсов с применением тренировочного комплекса.

Студенты, участвующие в педагогическом эксперименте, были разделены на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) - по 10 человек в каждой. Студенты КГ занимались по стандартной методике элективного курса по рукопашному бою, не выходя за рамки научно-методических рекомендаций для вузов. Студенты ЭГ занимались по стандартной методике с применением тренировочного комплекса по совершенствованию технико-тактических комбинаций в рукопашном бое. Занятия в обеих группах

проводились 3 раза в неделю.

Статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных, осуществлялась посредством методов математической статистики с обработкой Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам исходного тестирования установлено, что степень подготовленности студентов-единоборцев рукопашного боя КГ и ЭГ была практически равнозначной и статистически незначимой (р > 0,05).

Для совершенствования технико-тактических комбинаций приемов в рукопашном бое у студентов-единоборцев к каждой модели технико-тактической комбинации были разработаны комплексы упражнений с учетом специфики выполнения каждой комбинации (таблицы 1-4), которые отрабатываются без партнера и с партнером (с помощью боксерских лап, подушки).

Успех в комбинациях с изменением секторов поражения достигается за счет неожиданного изменения количества ударов в комбинации, их ритма и силы, проведение акцентированных ударов, изменение количества секторов поражения. Все эти действия происходят обязательно при изменении секторов поражения противника (таблица 1).

Таблица 1 - Комплекс упражнений для совершенствования комбинаций с изменением секторов поражения с применением специальных технических средств (СТС)_

СТС 1 Задания

Без партнера

Боксерский мешок Выполнение серий ударов по сигналу: 1. В сектор - быстрая смена сектора поражения; 2. Выполнение отдельного удара в серии с акцентом на силу (скорость, точность); 3. Увеличение ритма нанесения ударов (2 раунда по 1 мин, 3 ускорения по 10 с); 4. Увеличение силы нанесения ударов (2 раунда по 1 мин., 4 акценты по 5 с) 5. Увеличение количества ударов в серии

С партнером

Боксерская подушка с партнером 1. Выполнение серий ударов в движении, при натиске соперника с подушкой - защита и встречная контратака серией ударов со сменой секторов поражения, при отступлении - атака серией ударов со сменой секторов поражения (2-4 серии) 2. Выполнение серий ударов в движении, атака серией ударов со сменой секторов поражения

Боксерские лапы Выполнение серий ударов по лапам: 1. Студент с лапой заранее оговаривает первый удар в серии, а также очередность последующих ударов и сектор поражения благодаря определенной фиксации и разворота лапы 2. По сигналу соперника (открытие сектора поражения) нанесение акцентированного удара в раскрытый сектор Атака соперника с лапой: 3. защита и встречная контратака серией ударов с последующим акцентированным ударом в свободный сектор; 4. защита и встречная контратака серией ударов с последующим акцентированным ударом в свободный сектор (1 атака 2-3 серии; 3-4 серии)

Характерной особенностью комбинаций с действием на реагирование противника является возможность вызова у противника рефлекторных и условно-рефлекторных реакций с помощью паузы, взаимообмена, замедление удара, провоцирование (ложные атакующие действия, угрозы). С помощью ложных атакующих действий, угроз, взаимообмена студенты могли отменять защитные действия противника или, наоборот, вызвать необходимые защитные действия (таблица 2).

Таблица 2 - Комплекс упражнений для совершенствования комбинаций с действием на реагирования противника_

СТС Задания

Без партнера

Выполнение серий ударов:

Боксерский 1. Перед зеркалом с имитацией ложной атаки (паузы, микропаузы, замедление удара, угрозы):

мешок перед серией; в середине серии; перед последним ударом; перед серией и перед последним

ударом

2. С использованием ложной атаки (паузы, микропаузы, замедление удара, угрозы): перед серией; в середине серии; перед последним ударом; перед серией и перед последним ударом Выполнение серий ударов по сигналу: 3. Ложная атака и последующая контратака серией ударов со сменой сектора поражения; 4. Пауза (микропауза) и последующая контратака серией ударов; 5. Замедленное выполнение удара с последующей контратакой серией ударов; 6. Выполнение заданий 1-3 с увеличением ритма во время атаки 7. Выполнение заданий 2, 3, 5 с увеличением серий при атаке (2-4 серии)

С партнером

Боксерская подушка с партнером 1. Выполнение серий ударов перед зеркалом с имитацией ложной атаки (паузы, микропаузы, замедление удара, угрозы): перед серией; в середине серии; перед последним ударом; перед серией и перед последним ударом 2. Выполнение серий ударов с использованием ложной атаки (паузы, микропаузы, замедление удара, угрозы): перед серией; в середине серии; перед последним ударом; перед серией и перед последним ударом Выполнение серий ударов по сигналу: 3. ложная атака и последующая контратака серией ударов со сменой сектора поражения 4. Удовлетворительное выполнение серий ударов по сигналу - пауза (микропауза) и последующая контратака серией ударов 5. Выполнение заданий 1-3 с увеличением ритма во время атаки 6. Удовлетворительное выполнение серий ударов по сигналу - замедленное выполнение удара с последующей контратакой серией ударов 7. Выполнение заданий 2, 3, 5 с увеличением серий при атаке (2-4 серии)

Боксерские лапы 1. Выполнение серий ударов в движении, при натиске соперника с подушкой - защита и встречная контратака серией ударов с имитацией ложной атаки (паузы, микропаузы, замедление удара) перед последним ударом, при отступлении - атака серией ударов с имитацией ложных действий (паузы, микропаузы, замедление удара): перед серией; в середине серии; перед последним ударом; перед серией и перед последним ударом (1 атака 2-3 серии; 3-4 серии) 2. Выполнение серий ударов в движении, атака серией ударов с имитацией ложных действий (паузы, микропаузы, замедление удара, угрозы): в середине серии; перед последним ударом Выполнение серий ударов по лапам: 3. провоцирование на защитное действие соперника с лапами с помощью ложных атакующих действий и контратака в раскрытый сектор; 4. с помощью ложной атаки отмена защитного действия соперника с лапой и контратака в раскрытый сектор; 5. с помощью паузы, микропаузы и замедления удара вызов запоздалой реакции в защитных действиях соперника с лапой и контратака в раскрытый сектор. 6. Атака соперника с лапой - защита и встречная контратака 2-4 серии ударов с имитацией ложной атаки (паузы, микропаузы, замедление удара) перед последним ударом

Успех в комбинациях с повторными ударами обеспечен благодаря неожиданному изменению количества ударов в комбинации, их ритма и силы, проведению акцентированных повторных ударов, изменению количества секторов поражения противника. Взаимообмен ударами с повторами в определенные сектора поражения позволяет наносить неожиданные акцентированные удары. Повторные удары проводят с целью подготовки акцентированного удара, остановки атаки противника, чтобы сохранить дальнюю дистанцию, для активизации действий с определенной целью и др. (таблица 3). Таблица 3 - Комплекс упражнений для совершенствования комбинаций с повторными ударными действиями

СТС | Задания

Без партнера

Боксерский мешок Выполнение серий ударов по сигналу: 1. Нанесение повторного удара в серии с акцентом на скорость (силу); 2. Нанесение повторного удара со сменой сектора поражения; 3. увеличение количества ударов в серии с акцентом на повторный конечный удар; 4. Нанесение серии повторных акцентированных ударов с увеличением ритма их нанесения

С партнером

Боксерская подушка с 1. Выполнение серий ударов в движении, при натиске соперника с подушкой - защита и встречная контратака серией ударов с акцентированным повторным конечным ударом, при

партнером отступлении - атака серией ударов с повторными ударами перед серией; внутри серии; перед последним ударом; перед серией и перед последним ударом (1 атака 2-3 серии; 3-4 серии) 2. Выполнение серий ударов в движении, атака серией ударов с повторными ударами внутри серии; перед последним ударом (1 атака 2-3 серии; 3-4 серии)

Боксерские лапы Выполнение серий ударов по сигналу соперника (открытие сектора поражения): 1. нанесения повторного удара в раскрытый сектор с акцентом на скорость (силу); 2. нанесение серии повторных ударов в раскрытый сектор с акцентом на скорость (силу) 3. Атака соперника с лапой - защита и встречная атака повторными ударами и контратака серией ударов 4. Атака соперника с лапой - защита и встречная контратака серией ударов с повторным акцентированным конечным ударом

Рассмотрим сравнение показателей подготовленности студентов КГ и ЭГ до и после проведения педагогического эксперимента (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнение показателей подготовленности студентов ЭГ (п = 10) и КГ (п = 10)

Показатель Группа Период эксперимента

исходный итоговый

Х о Дот, % Р Х о Дот, % Р

Нанесение руками прямых ударов по боксерскому мешку за 8 с, кол-во раз КГ 17,6 2,2 -1,7 >0,05 19,2 1,3 54,2 <0,05

ЭГ 17,3 2,0 29,6 1,5

Нанесение ударов ногами по боксерскому мешку за 8 с, кол-во раз КГ 10,6 1,3 2,8 >0,05 11,5 1,1 32,2 <0,05

ЭГ 10,9 1,2 15,2 1,1

Подвороты на бросок за 15 с, кол-во раз КГ 8,9 0,9 -8,4 >0,05 9,3 1,0 34,4 <0,05

ЭГ 8,6 1,0 12,5 0,9

Броски манекена за 15 с, кол-во раз КГ 3,6 0,8 -5,6 >0,05 4,1 0,6 29,3 <0,05

ЭГ 3,4 0,8 5,3 0,8

После проведенного педагогического эксперимента была отмечена положительная достоверная динамика по всем показателям специальной физической подготовленности студентов-единоборцев. Максимальный относительный прирост между ЭГ и КГ на конечном этапе эксперимента зафиксирован в тесте на частоту и скорость нанесения руками прямых ударов по боксерскому мешку - 54,2% ( р < 0,05).

ВЫВОДЫ

Разработанный тренировочный комплекс по совершенствованию технико-тактических комбинаций в рукопашном бое способствует развитию физических качеств студентов-единоборцев, повышению их общей и специальной физической подготовленности, а также активно воздействует на техническую составляющую занятий рукопашным боем, реализуемых в ходе физического воспитания в высшем учебном заведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахарев, Ю. А. Развитие скоростно-силовых способностей у спортсменов-рукопашников на учебно-тренировочном этапе подготовки / Ю.А. Бахарев, В.Г. Кузьмин, С.Б. Панкратов, А.М. Морозов // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1 (69). - С. 96-98.

2. Горшков, А.Г. Элективные курсы по физической культуре и спорту: учебник (Бакалавриат) / А.Г. Горшков, А.Л. Волобуев, М.В. Еремин. - Москва: КНОРУС, 2021. - 318 с.

3. Карпов, В.Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 9-11.

4. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

5. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - N0. 10 (164). - С. 43-52.

6. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения техники двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 61-63.

7. Новиков, В.А. Реализация метода сопряженного воздействия на учебно-тренировочном процессе по рукопашному бою среди курсантов и студентов высших учебных заведений на этапе совершенствования спортивного мастерства / В.А. Новиков, С.С. Ссорин, А.Т. Пайгильдин // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры. сборник материалов научно-методической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 233-237.

8. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучкова, В.И. Ша-рагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - No. 12 (154). - С. 167-172.

9. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

REFERENCES

1. Bakharev, Yu.A., Kuzmin, V.G., Pankratov, S.B. and Morozov, A.M. (2019), "Development of high-speed and power abilities in athletes of hand-to-hand fighting at the educational and training stage of preparation", Physical culture and health, Vol. 69, No. 1, pp. 96-98.

2. Gorshkov, A.G., Volobuev, A.L. and Eremin, M.V. (2021), Elective courses of physical culture and sport, Publishing house "KNORUS".

3. Karpov, V.Yu. and Golov, V.A. (2008), "Children and youth sport in development of physical culture of the studying youth", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 9-11.

4. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", The Sochi State University Bulletin, Vol. 8, No. 2, pp. 161-169.

5. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

6. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

7. Novikov, V.A., Sorin, S.S. and Paygildin, A.T. (2019), "Implementation of the method of conjugate influence on the educational and training process in hand-to-hand combat among cadets and students of higher educational institutions at the stage of improving sportsmanship", Modern tendencies of education development: competencies, technologies, staff, Materials of science and methodical conference, Cheboksary, pp.233-237.

8. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

9. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2021

УДК 378.1

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В представленной статье уделено внимание роли огневой подготовки в системе формирования личности офицера российской армии. Практическая значимость исследования заключается в воспитательной составляющей дисциплины, которая признана формировать профессионально важ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.