DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.178 Даурова Ф.Ю.1, Макеева М.К.2, Кодзаева З.С.3, Тараки Ф.4, Томаева Д.И.5
1ORCID: 0000-0003-0085-1051, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии Российского университета дружбы народов;
2ORCID: 0000-0002-4230-629X, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры терапевтической стоматологии Российского университета дружбы народов;
3ORCID: 0000-0002-4422-6170, ассистент кафедры терапевтической стоматологии
Российского университета дружбы народов; 4ORCID: 0000-0002-5585-421Х, аспирант, Российский университет дружбы народов 5ORCID: 0000-0001-8771-2438, аспирант, Российский университет дружбы народов ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГИГИЕНЫ ВЗРОСЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ
ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИНСТРУКТАЖА
Аннотация
Цель: оценить эффективность проведения индивидуального инструктажа по гигиене полости рта у взрослых.
Материалы и методы: 14 пациентов (8 мужчин и 6 женщин) в возрасте 22-46 лет были разделены на две группы. В группе 1 пациенты получили устные объяснения относительно правильной чистки зубов, а в группе 2 был проведен инструктаж по гигиене полости рта с применением демонстрационной модели челюстей и зубной щетки. Индекс мягкого зубного налета Силенсс-Лоэ (SLI) и индекс Мюллемана (MI) оценивали до исследования и спустя 3 недели. Всем пациентам проводилась профессиональная гигиена полости рта в первое посещение после индексной оценки.
Результаты: в начале исследования уровень гигиены пациентов в обеих группах отмечался от среднего до плохого (среднее значение индексов в группе 1 SLI=1,3±0,7, MI=1,5±0,7, в группе 2 SLI=1,4±0,7, MI=1,5±0,8). Через 3 недели в группе 1 произошло статистически достоверное снижение индексов (SLI=0,5±0,7, MI=0,5±0,8; p<0,05), в группе 2 произошло небольшое снижение индексов, статистической достоверности получено не было (SLI=1,2±0,8, MI=1,0±0,8; p>0,05).
Вывод: Проведение индивидуального инструктажа с применением демонстрационных моделей эффективно для улучшения гигиены полости рта у взрослых.
Ключевые слова: гигиенический инструктаж, индивидуальная гигиена полости рта.
Daurova F.Yu.1, Makeeva M.K.2, Kodzaeva Z.S.3, Tomaeva D.I.4, Taraki F.5
1ORCID: 0000-0003-0085-1051, MD, Professor, Head of Department of Operative Dentistry, Russian University of People Friendship 2ORCID: 0000-0002-4230-629X, PhD, Senior Teacher, Department of Operative Dentistry, Russian University of People Friendship 3ORCID: 0000-0002-4422-6170, Assistant, Department of Operative Dentistry, Russian University of People Friendship 4ORCID: 0000-0002-5585-421Х, Postgraduate student, Russian University of People Friendship 5ORCID: 0000-0001-8771-2438, Postgraduate student, Russian University of People Friendship INCREASING OF ORAL HYGIENE LEVEL IN ADULTS BY THE ORAL HYGIENE INSTRUCTIONS
Abstract
Aim: The objective was to assess effectiveness of oral hygiene instruction for adults.
Materials and methods: A total of 14 male and female patients aged 22-46 years were assigned into two groups: group 1 was given oral individual instruction; group 2 was given group oral hygiene instruction with demonstration of tooth brushing technique on jaw models. On the baseline two parameters were evaluated: (1) the Silness-Loe index (SLI), (2) Muhlemann periodontal bleeding index (MI). All participants had professional tooth cleaning at the end of the baseline examination. The final evaluation was conducted 3 weeks later.
Results: All patients showed a poor oral health status at the beginning of the study (mean scores in Group 1 SLI=1.3±0.7, Ml=1.5±0.7; in Group 2 SLI=1.4±0.7, Ml=1.5±0.8). After three weeks in Group 1 indices decreased statistically significant (SLI=0.5±0.7, Ml=0.5±0.8; p<0.05), in Group 2 indices decreased a little bit without statistical significance (SLI=1.2±0.8, Ml=1.0±0.8; p>0.05).
Conclusion: This study demonstrated that oral hygiene instruction with demonstration of tooth brushing technique on jaw models have beneficial effects for improving oral hygiene status in adults.
Keywords: oral hygiene instructions, individual oral hygiene.
Данные различных исследований показывают, что многие пациенты не умеют правильно чистить зубы [1]. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда в сознании пациентов вопрос гигиены полости рта ставится на последнее место. Как правило, такие пациенты полагают, что здоровье зубов зависит от экологии, наследственности, питания, витаминов, стрессов и других значимых, но все же второстепенных факторов [2,8]. А между тем доказано, что главная роль в патогенезе кариеса зубов и болезней пародонта отводится микроорганизмам [3,4,7]. Колонизация бактерий на поверхности твердых тканей зуба является ведущим фактором, вызывающим кариес зубов и болезней пародонта. Интенсивность кариеса и воспалительных заболеваний пародонта находится в прямой зависимости от количества и распределения налёта на зубах [4,9]. Существует динамичное равновесие между резидентной микрофлорой и организмом хозяина в здоровом состоянии, а заболевание - есть следствие нарушения этой хрупкой взаимосвязи. Патологический процесс связан с высоким содержанием тех видов, которые в норме составляют лишь малую часть микробной флоры полости рта. Необходимо поддерживать зубной налет на уровне, совместимом со здоровьем для поддержания гомеостаза микроорганизмов, нарушение которого ведет к повышению риска развития заболеваний [8,9]. Отсутствие надлежащей гигиены ведет к увеличению толщины налета, что, при значительных
изменениях в полости рта, может повлиять на конкурентноспособность различных видов бактерий, входящих в состав биоплёнки. Быстрое размножение и рост микроорганизмов, наиболее приспособленных к выживанию в изменившихся условиях, таким образом, приводит к нарушению гомеостаза [10].
Зубной налет в основном накапливается в труднодоступных для качественного очищения местах, а именно они в наибольшей степени подвержены заболеваниям. В первую очередь речь идет о фиссурах, контактных поверхностях и пришеечной области [3,5].
Профилактика образования зубного налета может быть эффективной при условии тщательного выполнения гигиенических мероприятий, о чем необходимо информировать пациентов.
К сожалению, в режиме постоянной нехватки времени просветительским беседам и мотивации на стоматологическом приеме не уделяют достаточно внимания, поэтому инструктаж гигиены проводится недостаточно часто. А между тем он необходим по следующим причинам:
1. Как известно, умение правильно чистить зубы не является врожденной способностью человека, а требует обучения и тренировки. Наиболее эффективно прививать полезные навыки в детском возрасте, особенно это касается привычки чистить зубы, ведь, как известно, первый постоянный зуб прорезается в полость рта в возрасте 6 лет [5], а сохранять постоянные зубы предстоит на протяжении всей жизни.
2. Состояние полости рта может измениться (появляются ортопедические конструкции различной сложности, в том числе на имплантатах), и тогда привычная методика чистки уже не будет обеспечивать адекватной гигиены, это требует изменения подхода к чистке зубов.
3. С возрастом возможно появление какого-либо заболевания, которое может иметь влияние на состояние полости рта (сахарный диабет, повышающий риск развития пародонтита или усугубляющий уже имеющийся; прием антидепрессантов, вызывающих ксеростомию как побочный эффект); и требовать повышенного внимания к вопросу гигиены.
Многим пациентам приходится учиться чистить зубы уже во взрослом возрасте либо потому, что многие годы до этого они чистили зубы неправильно, либо потому что состояния здоровья и/или полости рта поменялось. Всем пациентам необходимо проводить гигиенический инструктаж.
В нашей работе приняли участие 14 пациентов (8 мужчин и 6 женщин) в возрасте 22-46 лет, их подразделили на 2 группы. В исследование включали пациентов, которые были записаны на утренние часы, условием участия была утренняя чистка зубов после завтрака и отсутствие перекусов по дороге в клинику на прием. В группе 1 пациентам провели устный инструктаж о том, как правильно чистить зубы, а в группе 2 был проведен инструктаж с применением демонстрационных моделей челюстей и зубной щетки. Наиболее объективным и широко освященным в литературе способом определения гигиенического состояния полости рта является индексная оценка [6]. Индекс мягкого зубного налета Силнесс-Лоэ (Silness & Loe, 1962) (SLI) и индекс Мюллемана (Muhlemann, 1971) (MI) в модификации Коуэлл (L.Cowell,1975) оценивали до исследования и спустя 3 недели. Всем пациентам проводилась профессиональная гигиена полости рта в первое посещение после индексной оценки.
Инструктаж с применением моделей проводился следующим образом: демонстрация чистки зубов на модели, окрашивание поверхностей зубов красителем налета и демонстрация результатов окраски пациенту через зеркало, самостоятельная чистка зубов согласно полученным инструкциям и повторное окрашивание поверхностей зубов с демонстрацией результатов пациенту.
Самостоятельная чистка зубов проводилась только зубной щеткой и пастой, без применения средств для очищения межзубных промежутков.
Клинический пример
На фото представлен пациент Р., 25 лет из группы 2. Пациент Р. согласился принять участие в нашем исследовании, поэтому, по условиям исследования явился на прием в утренние часы, почистил зубы после завтрака и не принимал никакую пищу по дороге в клинику. Ему провели инструктаж индивидуальной гигиены полости рта с применением демонстрационной модели и зубной щетки, затем провели окрашивание зубного налета красителем (Рис. 1), после чего пациент осмотрел окрашенные области в зеркало.
а
в
Рис. 1 (а-в) - Пациент Р. (25 лет, группа 2) сразу после окрашивания. На вестибулярных и оральных поверхностях зубов верхней и нижней челюсти визуализируется окрашенный мягких зубной налет. Далее пациент почистил зубы с учетом правил, которые выслушал в ходе инструктажа. Первым результаты чистки (Рис.2) осматривал врач-стоматолог, после чего с помощью зеркала обратил внимание пациента на те области,
в которых окрашенный зубной налет остался неочищенным.
а
б
в
Рис. 2 (а-в) - Пациент Р. После гигиенического инструктажа с применением моделей и самостоятельной чистки зубов. Окрашенный налет остался в области зубов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4.
Небольшое количество зубного налета визуализировалось с язычной стороны, а также в области межзубных промежутков передних зубов нижней челюсти. Это было связано с их скученным положением и невозможностью качественного очищения без применения дополнительных средств (флоссов, ершиков и т.д.), что объяснили пациенту. Кроме того, было обнаружено небольшое количество налета с язычной стороны моляров и премоляров верхней и нижней челюсти справа в пришеечной области.
б
Рис. 3 (а,б) - Пациент Р., небольшое количество окрашенного налета визуализируется в области зубов
1.4, 1.5, 1.6, 4.4, 4.5, 4.6.
Результаты
В начале исследования уровень гигиены пациентов в обеих группах отмечался от среднего до плохого (таб. 1). Через 3 недели в группе 1 произошло статистически достоверное снижение индексов, в группе 2 произошло небольшое снижение индексов, статистической достоверности получено не было.
Таблица 1 - Динамика изменения индексов Силнесс-Лое и Мюллемана
Срок, индекс,--' ' Группа До начала исследования Через 3 недели
вы1 мг БЫ Ш
Групп;! 1 ],3±0,7* 1.5±0,7** 0,5±0,7* 0;5±0,8**
Групп;! 2 1,4±0,7 1.5±0.8 1,2 ±0,8 1,0±0,8
Индекс Силнесс-Лое 2Индекс Мюллемана
* Достоверные значение между индексами Силнесс-Лое, р<0,05 ** Достоверные значение между индексами Мюллемана, р<0,05
При работе с пациентами мы отмечали, что имеет значение не только техника и продолжительность чистки зубов, но и правша или левша пациент. Пациенты-правши обычно начинают чистку с левой стороны челюсти и чистят эту сторону более тщательно, так как им это удобнее, а правую сторону очищают хуже. У левшей наблюдается обратная ситуация. Следует обратить внимание пациента на этот факт, так как обычно это происходит на подсознательном уровне и человек не замечает разницы.
Обсуждение
Исследованиями эффективностью гигиенического инструктажа занимались многие клиницисты. Так, в работе Ziebolz D. и соавт. (2009), проведенной с участием 104 пациентов, показана одинаковая эффективность индивидуального обучения, а также обучения в группе [10]. Arunakul M. и соавт. (2015) провели исследование с участием 75 пациентов с нарушением зрения и показали, что обучение гигиене полости рта дает значительный эффект (индекс налета и кровоточивости снижаются, уменьшается количество S.mutans в слюне), однако наиболее эффективно сочетание инструктажа и применение ополаскивателя с фторидом натрия [11]. Levin L. показали, что при обучении чистке зубов детей эффективным является подход индивидуального обучения гигиене под присмотром инструктора и с участием родителей [12].
Данные нашего исследования подтверждают утверждения вышеуказанных авторов. Проведение инструктажа улучшает уровень гигиены полости рта пациентов, демонстрация хороших результатов в зеркало на стоматологическом приеме является хорошей мотивацией для того, чтобы пациент продолжал придерживаться правильной техники чистки зубов в дальнейшем. Исходя из наших наблюдений при проведении инструктажа следует учитывать правша пациент или левша. По нашим наблюдениям хороший эффект получается, если рекомендовать пациенту начинать чистить зубы с «неудобной» для него стороны (правшам - с правой, левшам - с левой), в таком случае усилия распределяются более равномерно и очищение поверхностей всех зубов происходит более качественно.
Литература
1. Авдеенко О.Е., Макеева И.М. Особенности стоматологического статуса у членов организованных коллективов и профессиональных сообществ // Стоматология. - 2016. - Т.9. - №1. - С. 63-66.
2. Макеева И.М., Полякова М.А., Хон Я.А. Оценка стоматологического статуса юношеских спортивных хоккейных команд // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - Т.4. - №12. - С.1323-1324.
3. Леус П.А. Профилактическая коммунальная стоматология. - М.:Медицинская книга, 2008. - 444 с.
4. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие. - М.: Поли Медиа Пресс, 2001. - 216 с.
5. Проффит У.Р. Современная ортодонтия; перевод с англ.; под ред. чл.-кор. РАМН, проф. Л.С.Персина. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 560 с.
6. Бабина К.С., Макеева И.М. Воспроизводимость индексов гигиены полости рта // Фарматека. - 2013. - №S4. -C.11-13.
7. Грудянов А.И. Заболевания пародонта. - М.:Медицинское информационное агентство, 2009. - 336 с.: ил.
8. Dorfer C., von Bethlenfalvy E.R., Kugel B., Pioch T. Cleaning efficacy of a manual toothbrush with tapered filaments // Oral Health Prev Dent. - 2003. - №1. - S.111-118.
9. Zimmer S., Ozturk M., Barthel C.R., Bizhang M., Jordan RA. Cleaning efficacy and soft tissue trauma after use of manual toothbrushes with different bristle stiffness // J Periodontol. - 2011. - №2. - S.267-271.
10. Ziebolz D., Herz A., Brunner E., Hornecker E., Mausberg R.F. Individual versus group oral hygiene instruction for adults // Oral Health Prev Dent. - 2009. - №7(1). - S.93-99.
11. Arunakul M., Asvanund Y., Tantakul A., Mitrakul K., Srisatjaluk R., Vongsavan K. Effectiveness of an oral hygiene education program combined with fluoride mouth rinse among visually impaired students in Bangkok, Thailand // Southeast Asian J Trop Med Public Health. - 2015. - №46(2). - S.354-359.
12. Levin L., Bilder L., Borisov O. Improving oral hygiene skills among children undergoing treatment at the haemato-oncology department - an interventional program // Int Dent J. - 2015. - №65(4). - S.211-215.