ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.034 : 37.035.6 (470)
И. В. Абрашина, Е. В. Попова, М. А. Солдатова
Повышение уровня духовно-нравственного воспитания как приоритетная задача преодоления внутренних угроз национальной безопасности России
В нашем исследовании рассматриваются вопросы, связанные с национальной безопасностью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Выявляется связь внутренних угроз национальной безопасности с низким уровнем духовно-нравственного воспитания, являющимся в свою очередь одним из компонентов внутренних угроз. Анализируются возможности средств воспитания, приоритетные направления государственной политики в сфере образования, обозначаются новые подходы и оптимальные модели в решении существующей проблемы. В предлагаемой статье выдвигаются текущие и перспективные задачи по преодолению внутренних угроз национальной безопасности посредством повышения уровня духовно-нравственного воспитания путем модернизации подходов к решению воспитательной задачи на всех ступенях образования.
The issues related to the national safety according to the decree of the President of the Russian Federation No. 683 of 31 December 2015 "On the national safety strategy of the Russian Federation" are discussed in our research. The connection of internal threats of the national safety with the low level of the spiritual and moral education which is one of the component of internal threats is revealed. The possibilities of means of education and the priority areas of the government policy in education are analyzed. The new approaches and the optimal models of solving the existing problem are determined. In proposed article the current and forward-looking goals of overcoming the internal threats of the national safety are put forward. The solution of these goals is the increase level of the spiritual and moral education by modernizing approaches to solving educational problems at all education levels.
Ключевые слова: национальная безопасность, внутренние угрозы национальной безопасности, духовно-нравственное воспитание, народная педагогика, образовательные программы, воспитательная задача.
Key words: the national safety, the internal threats of the national safety, the spiritual and moral education, the folk pedagogy, the educational programmes, the educational goal.
© Абрашина И. В., Попова Е. В., Солдатова М. А., 2018
168
Понятие «национальная безопасность» подразумевает состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие.
Основные положения системы обеспечения национальной безопасности России представлены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 [7].
Угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Исходя из тезисов статьи Президента РФ В. В. Путина «Россия и меняющийся мир» [3] угрозы национальной безопасности следует разделить на внешние и внутренние.
К внешним угрозам относятся:
1. Стремление США к единоличному господству.
2. Совершенствование ОМП и средств его доставки.
3. Военные конфликты вблизи границ РФ.
4. Международный терроризм.
5. Неурегулированность вопросов пребывания войск на территории государств ближнего зарубежья.
6. Нерешенность территориальных проблем.
7. Миграция беженцев.
Внутренние угрозы безопасности населению и территории появляются не только вследствие природных, техногенных и стихийных катастроф, но и в результате деятельности человека.
К основным из них относятся:
1. Экономический кризис.
2. Крупномасштабные ЧС природного, техногенного, экологического характера.
3. Коррупция, организованная преступность.
4. Терроризм.
5. Демографическая напряженность.
6. Информационное противоборство.
7. Компьютеризация общества (хакерские атаки).
8. Незаконное распространение наркотиков.
9. Низкое духовно-нравственное воспитание. [3]
Анализируя содержание внутренних угроз, просматривается явная зависимость большинства от стоящей в конце списка, а именно от низкого духовно-нравственного воспитания. Отсутствие этого аспекта влечет за собой, на наш взгляд, последующие проблемы, начиная от
коррупции и организованной преступности и заканчивая незаконным распространением наркотиков.
Основой духовно-нравственного воспитания выступает формирование базисной культуры личности, сформированной посредством изучения классической литературы, родного языка, религиозной культуры, истории своего народа. Именно отсюда, по словам Митрополита Кирилла «произрастает система... национальных ценностей, которые формируют личность и общество» [2, с. 181].
Только носители яркого и сильного духовного и культурного самосознания способны сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а значит и нравственную систему ценностей [4]. Изучение основ религиозной культуры по выбору из традиционных конфессий смогло бы сыграть свою роль в воспитании, о чем не раз говорили педагоги прошлого и современности.
К.Д. Ушинский, представляя идеалом совершенства христианство, видел в нем высшую цель всякого воспитания: «Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью» [4]. Именно на основы религиозной культуры, связанной с национальным культурным базисом, опирается, по мнению Патриарха Кирилла, система национальных ценностей, формирующих личность и общество. Нравственность - единственный способ выживания человеческой цивилизации. [6] «Никакая правовая культура, никакое мощное правовое поле и развитое законодательство не способны регулировать человеческое поведение ежечасно - лишь голос совести» [2, с. 185].
Нравственное воспитание должно присутствовать на всех ступенях образовательного процесса, особенно в школе, в период формирования личности и создания представления о добре и зле. Причем «разные мировоззренческие группы должны иметь возможность получать его в духе своих убеждений. Православные - в православном духе, мусульмане - в исламском, неверующие - в духе светской этики и так далее.
Вместе с тем в стране, культурный код которой сформирован Православием, подрастающие граждане не могут не иметь базовых представлений о православной культуре» [2, с. 228]. К.Д. Ушинский утверждал, что для каждого человека основу знаний должны составлять помимо умения читать, писать и считать - знания основ своей религии и знание своей Родины» [5].
Исходя из сказанного выше, следует, что в разработке новых подходов и оптимальных моделей в решении вопросов обеспечения национальной безопасности приоритетным направлением выступает именно повышение духовно-нравственного воспитания, без которого становится невозможным укрепление внутреннего единства общества,
обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранения других дестабилизирующих факторов.
Представленные выводы переводят решение вопросов внутренних угроз национальной безопасности в область педагогической проблемы. Следовательно, государственная политика в сфере образования и воспитания должна быть сосредоточена на решении этой задачи в первую очередь.
В формировании духовно-нравственного воспитания в соответствии с национальными традициям могут выступать, в том числе, и средства народной педагогики, подробно рассмотренные в ранее опубликованных трудах [1]. Однако, несмотря на доказанную эффективность, рекомендаций по включению их в образовательные программы на сегодняшний день нет.
Следовательно, ввиду серьезности поставленного вопроса, в котором речь идет о национальной безопасности, необходим более продуктивный контроль государства за качеством и содержанием образовательных программ в целях преодоления существующих угроз.
Таким образом, можно выделить несколько приоритетных задач, решение которых возможно потребует концептуальных изменений в образовании:
1. Внести в образовательные программы, независимо от направления, вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания. Причем решение данных задач должно проводиться на каждом из занятий, пусть и в минимальном объеме.
2. Качественно улучшить преподавание дисциплин, изучающих отечественную историю, классическую литературу, вопросы, связанные с религиозным воспитанием, родной язык.
3. Включить в региональный компонент образования преподавание основ религиозной культуры на всех ступенях образования.
4. Вовлечь во внеурочную деятельность, связанную с духовно-нравственным воспитанием как можно большее число обучающихся.
5. Создать условия, при которых мероприятия, связанные с духовно-нравственным воспитанием станут приоритетными, по сравнению с другими видами деятельности.
6. Проводить подготовку специалистов и бакалавров педагогических специальностей таким образом, чтобы каждый из выпускающихся понимал важность решения, прежде всего, воспитательной задачи.
7. Разработать программы курсов повышения квалификации по совершенствованию навыков в решении воспитательных задач педагогов образовательных учреждений.
8. Создать научно-методическую базу, обоснованно регламентирующую необходимость и возможность решения воспитательных задач.
В заключение следует отметить, что до момента решения обозначенной проблемы на государственном уровне даже при изменении некоторых деталей образовательного процесса на местах можно существенно повлиять, на наш взгляд, на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, а значит преодолеть и угрозы национальной безопасности России.
Список литературы
1. Абрашина И. В. Русские народные подвижные игры как средство воспитания нравственного поведения в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук. - СП., 2005. - 211 с.
2. Велько А. В. Быть верным Богу: книга бесед со Святейшим Патриархом Кириллом / сост. А. В. Велько. - 2-е изд. - Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2010. - 591 с.
3. Путин В. В. Россия и меняющийся мир. Московские новости. 27.02.2012.
4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. - М.: Педагогика, 1974. - С. 51.
5. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2. Проблемы русской школы. - М.: Педагогика, 1974. - С. 207.
6. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/595733.html
7. URL: http://www.government.ru/docs/
Статья поступила: 16.11.2018. Принята к печати: 11.12.2018