Научная статья на тему 'Повышение ставки ндс и её влияние на покупателя'

Повышение ставки ндс и её влияние на покупателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НAЛOГOВЫЙ ВЫЧEТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ПРОДАВЕЦ ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Галина Николаевна

В статье рассматривается самая актуальная проблема повышение НДС с 18% до 20%. Всем известно, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. Это прежде всего ускорение роста цен, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднимать цены на товары, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание цен на все эти товары, работы, услуги, и бизнес ожидает потеря спроса на их товары, работы и услуги. Статья будет интересна экономистам в области налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VAT RATE INCREASE AND ITS IMPACT ON THE BUYER

The article considers the most urgent problem the increase in VAT from 18% to 20%. It is generally known that the VAT is included in the price of the goods, the work of the service or in the tariff. This primarily accelerates the growth of prices, as the VAT is paid by all consumers. Increasing the VAT from 18% to 20% (by +2 percentage points) will make business to skyrocket prices for goods, works and services, since no one wants to lose their profits. The consumers confronted with high prices will reduce the demand. The article is of interest to economists in the field of taxation.

Текст научной работы на тему «Повышение ставки ндс и её влияние на покупателя»

УДК 336.221

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-142-150

повышение ставки ндс и её влияние на покупателя

Семенова Г. Н.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация Московский государственный областной университет 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается самая актуальная проблема - повышение НДС с 18% до 20%. Всем известно, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. Это прежде всего ускорение роста цен, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднимать цены на товары, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание цен на все эти товары, работы, услуги, и бизнес ожидает потеря спроса на их товары, работы и услуги. Статья будет интересна экономистам в области налогообложения.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговый вычет, налоговая нагрузка, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель, природные ресурсы, нефтегазовые доходы.

THE vat rate increase and its impact on THE buyer

G. Semenova

Plekhanov Russian University of Economics

36, Stremyanniy In, Moscow, 117997, Russian Federation

Moscow Region State University

24, Vera Voloshina st., Mytishchi, Moscow Region,141014, Russian Federation

Abstract. The article considers the most urgent problem - the increase in VAT from 18% to 20%. It is generally known that the VAT is included in the price of the goods, the work of the service or in the tariff. This primarily accelerates the growth of prices, as the VAT is paid by all consumers. Increasing the VAT from 18% to 20% (by +2 percentage points) will make business to skyrocket prices for goods, works and services, since no one wants to lose their profits. The consumers confronted with high prices will reduce the demand. The article is of interest to economists in the field of taxation.

Key words: value added tax, tax deductible, tax burden, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer, natural resources, oil and gas revenues.

© CC BY Семенова Г. Н., 2018.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный федеральный налог. Косвенность налога на добавленную стоимость (НДС) заключается в том, что на сумму реализуемых покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) продавец начисляет налог (НДС) по соответствующей ставке 10% - льготной или 18% - общей. Можно сказать, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. В начале девяностых годов НДС ввели в России. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в 1992-1993 гг. ставка была установлена 28% и льготная 21,88%, с 1994 по 2003 гг. ставка - 20% и 10% соответственно, а с 2004 по 2018 гг. 18% - общая ставка, 10% - льготная, а для экспортеров - 0% [2, ст. 164].

НДС обязательный к уплате на всей территории России, т. к. является федеральным налогом, поэтому он автоматически перекладывается на потребителей-покупателей, от этого зависит конечная цена в розничной торговле. Производитель товара, работы, услуги, что-либо приобретая, покупает с НДС, и это называется внутренним или входным НДС и ввозным, подлежащим уплате при ввозе товара на территорию России. Это два вида налога на добавленную стоимость.

Продавец уплачивает в бюджет сумму НДС, поступившую от покупателя. Эта сумма определяется им как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям (по бухгалтерскому учёту это счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам») и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций (по бухгалтерскому учёту это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям») [8, с. 43]. Существуют категории налогоплательщиков, уплачивающих НДС, - это организации, индивидуальные предприниматели и экспортеры, которые перемещают товары через таможенную границу.

Можно на основании ст. 145 НК РФ [2] работать и без НДС, т. е. получить освобождение. Это организации и индивидуальные предприниматели, которые имеют маленькую выручку, за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки без учёта НДС не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие на специальных налоговых режимах, как, например, на Упрощённой системе налогообложения (УСН), на Едином налоге на вменённый доход (ЕНВД), на Едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН), Патентной системе налогообложения (ПСН), не являются налогоплательщиками НДС [2, ст. 145].

Существуют операции, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации: реализация товаров (работ, услуг); передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд при исчислении налога на прибыль организаций, расходы на которые не принимаются к вычету; для собственного потребления выполнение строительно-монтажных работ; ввоз товаров на территорию РФ [2, ст. 146].

V143;

Существует также большой перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения, как, например, передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, продажа земельных участков (долей в них); передача на безвозмездной основе или в безвозмездное пользование основных средств органам государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Сейчас в России действуют три ставки: 0%, 10%, 18%. Нулевую ставку по НДС могут применять индивидуальные предприниматели и организации, реализующие товары на экспорт, а также при оказании услуг по международной перевозке.

Льготная ставка 10% действует для продовольственных товаров первой необходимости, как, например: хлеб, молоко, масло, сахар, соль, мука, детское и диабетическое питание, овощи (включая картофель) и т. д.; товаров для детей, как, например: обувь, кроватки, пеналы, школьные тетради, дневники, подгузники и т. д.; книжной продукции, связанной с наукой, культурой, образованием; лекарства, медицинские изделия; услуги по внутренним воздушным перевозкам грузов и пассажиров.

Но есть ещё ставка НДС по отдельным операциям, которая определяется расчётным методом как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10:110 х 100% или 18:118 х 100%). Существует следующий порядок расчёта НДС, подлежащего уплате в бюджет. Сначала рассчитывается сумма НДС, исчисленная от реализации:

НДС (сч 68) = Налоговая база х Налоговую ставку (10% или 18%)

Стоимость товаров, работ и услуг с учётом акцизов (без учёта НДС) по НДС является налоговой базой по НДС, которая определяется на одну из следующих дат (которая наступила первой): оплата товаров (частичная оплата в счёт будущих поставок - авансовые платежи) или дата отгрузки товаров (выполнения работ или оказания услуг).

Как только продавец отгрузил товар или получил авансы, он должен дополнительно к своей цене (себестоимость + прибыль) добавить НДС 18% или 10% в зависимости от произведённого вида товара, работы, услуги [5, с. 23].

Но есть ещё и входной НДС или налоговый вычет, когда продавец приобрёл для производства товара, работы, услуги и оплатил его, имея при этом счёт-фактуру, где указан и выделен НДС.

Другими словами, можно определить, что входным НДС или налоговым вычетом называется сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная покупателем при приобретении товаров (работ и услуг).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается следующим образом [6, с. 25]:

НДС (сч. 68) = НДС (сч. 68) - Входной НДС (сч. 19)

VHV

Ежеквартально НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет. НДС за прошедший месяц уплачивается поэтапно, тремя частями в течение трёх последующих месяцев. Срок уплаты налога не позднее 25 числа каждого месяца.

А куда тратятся деньги от поступлений налоговых платежей и сборов? Прежде всего на субсидии и льготы; на социальные цели - пособия, помощь малоимущим; армию и безопасность; спорт и программы господдержки; медицину и образование; поддержку сельского хозяйства; реабилитацию инвалидов; защиту окружающей среды; ЖКХ и т. д. Но денег в бюджете недостаточно на выполнение нового "майского указа" Владимира Путина, который поручил к 2024 г. повысить качество автомобильных дорог и безопасность инфраструктуры, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также заняться развитием "цифровой экономики". Этим и вызвано неизбежное повышение НДС с 18% до 20%, которое приведёт к росту цен [3, с. 59]. Федеральный закон о повышении ставки НДС с 1 января 2019 г. уже принят (Ф3-303 от 03.08.2018).

Анализируя доходы федерального бюджета в общей сумме администриру-емых ФНС России, можно сделать вывод, что самые основные поступления -это поступления от налога на добычу полезных ископаемых, которые составили 49%, НДС - 32%, налог на прибыль организаций - 8%. Конечно же, основные постдтшенияостаютсоотнефтегсзотыхдоходов (НДПИ), т. е. мы продаём природные ресурсы [1]. В январе-июне 2018 г. в федеральный бюджет поступило 5 492,6 млрд. руб., что на 22,2% больше, чем в январе-июне 2017 г. - это отражено на рис. 1.

2017 год 2018 год

Рис. 1. Поступления в федеральный бюджет в январе-июне 2018 г.

На рис. 2 приведена структура поступлений налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-июне 2018 г. по сравнению с предыдушем периодом [1].

зы

НДПИ

43%

НДПИ

49%

Акцизы

4 496

млрд.рублей

5 493

млрд. рублей

4% Другие налоги

Налог на прибыль

Другие налоги

Налог на прибыль

Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации в январе-июне

2017-2018 гг.

Как видно изрис. 2, вфедеральный бюджетпоступило на 997,0 млрд. руб. больше по сравнению с предыдущим периодом.

На рис. 3 приведена динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в январе-июне 2018 г. [1].

НДПИ ■

НДС

Основной

Основной

+ 11,6%

+37,0%

Основной

Налог на прибыль +27,3%

Акцизы

-4,7%

Рис. 3. Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-июне 2018 г.

Повышениена2%-этоогромный оборот и большаянагрузка набизнес. Как известно, с 1 января каждого года увеличиваются ставки акцизов, например на автомобильный бензин ставка (на 01.01.2018 - 11 239 руб. за 1 т, на 01.07.2018 -11 892 руб. за 1 т, на 2019 г - 12 314 руб. за 1 т, на 01.01.2020 - 12 752 руб. за 1 т), на дизельное топливо (на 01.01.2018 - 7 665 руб. за 1 т, на 01.07.2018 - 8 258 руб. за 1 т, на 2019 г. - 8 258 руб. за 1 т, на 01.01.2020 - 8 258 руб.) [2]. Это приводит к сильному удорожанию товаров, работ, услуг и грузоперевозок в России.

vi4^

«Есть каскадный эффект, в цепочке до конечной розницы участвует больше звеньев: производитель, импортер, оптовик, каждый хочет подстраховаться и может поднять цены выше 2%. В итоге рост цен может оказаться больше», - прогнозирует Мария Евневич, член совета директоров Б1У-сети "Максидом" [7].

Рентабельность, например, в розничной торговле низкая, и трудно найти ресурс для компенсации роста НДС, но никто не захочет понизить свою прибыль. Прогнозируется, что с увеличением налоговой нагрузки бизнесу не на что будет развиваться, не будет также инвестиций в Российскую экономику. С повышением ставки НДС до 20% из России будет уходить иностранный капитал, НДС 18% это оптимальный налог, являвшийся преимуществом России. Бизнес против повышения НДС, малые предприятия в России работают без НДС, по специальным налоговым режимам (ЕНВД, УСН) [4, с. 30].

На социально значимые товары НДС не повышается. Как, например, в цене лекарств, продуктов, детской одежды и обуви останется прежняя ставка 10% НДС. Облагаются также НДС по ставке 10%: мясо, макароны, рыба, мука, крупы, молоко, масло, овощи, сахар и другие продукты. Подорожают только дорогие товары, например, мотоциклы, автомобили, у них больше наценка в абсолютном выражении, и повышение НДС будет заметнее. Но всё равно многие семьи повышение НДС затронет.

Все мы являемся покупателями-потребителями и, приобретая товар, работу, услугу, мы будем платить на 2% больше, что скажется на семейном бюджете. По расчётам Министра финансов РФ Антона Силуанова, дополнительные доходы от повышения ставки НДС составят более 600 млрд. руб. ежегодно. Какой НДС в других странах? В любой стране считают НДС налогом также на потребление, сделать высокие ставки могут только те страны, где высокий уровень доходов населения. В Евросоюзе НДС считается в диапазоне 20-23%, как видно из табл. 1.

Таблица 1

Ставки НДС в странах Евросоюза, в %

Великобритания

Австриия Болгария Франция Бельгия Испания Нидерланды Литва Латвиия Италиия Польша Португалия Финляндия Даниия Швеция Норвегия Венгрия

20 20 20 20 21 21 21 21 21 22 23 23 24 25 25 25 27

В табл. 2 показан в ряде стран самый низкий НДС.

V14у

Таблица 2

Ставки в странах с низким НДС, в %

стров Джерси Панама Сингапур Малайзия Таиланд Япония Швейцария Парагвай Эквадор

о

3 5 5 5 7 7 8 10 12

Для Сингапура, Японии, Южной Кореи, Швейцарии высокий НДС, включённый в стоимость продукции, это проигрыш в международной конкурентной борьбе. Для некоторых стран НДС мало что значит, и нет смысла его повышать. Страны с неразвитыми производственными процессами могут позволить низкий НДС, как, например, Эквадор, Парагвай (10%) или финансовые офшоры, такие как остров Джерси, Панама.

В заключение хочется выделить, что ожидается ускорение роста цен на 0,8-1 процентный пункт, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден будет поднять цены на товары, услуги, которые облагались по ставке 18%, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей ждёт подорожание на все эти товары, работы услуги, а бизнес - потеря спроса на их товары и услуги. Прежде всего повышение НДС затронет несырьевой сектор экономики: строительство, машиностроение, электроэнергетику.

Статья поступила в редакцию: 26.09.2018 г.

литература

1. Налоговая аналитика [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба России: [сайт]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 17.09.2018).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (актуал. ред. от 03.08.2018 с изм., вступ. в силу с 03.09.2018) [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ: [сайт]. URL: http:// kodeks.systecs.ru/nk_rf (дата обращения: 17.11.2017).

3. Семенова Г. Н. Изменение налогового законодательства и его влиние на финансовое состояние предприятий // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 1. № 6. С. 58-61.

4. Семенова Г. Н. Малый бизнес и система оптимизации налогообложения // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ, Москва, январь 2017 г. Москва: ИИУ МГОУ 2017. С. 28-31.

V14V

5. Семенова Г. Н. Налоги и развитие малого бизнеса в России // Перспективы развития предпринимательства в России: сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры экономики и предпринимательства Института экономики, управления и права МГОУ Москва, январь 2017 г.. М.: ИИУ МГОУ, 2017. С. 21-28.

6. Семенова Г. Н. Small business and management of taxes // Роль бухгалтерского учёта и налогообложения в финансовом развитии бизнеса: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в формате телемоста молодых учёных РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва (Россия), Улан-Батор (Монголия), 19 октября 2017 г. / под общ. ред. О. Н. Васильевой. М., 2017. С. 23-26.

7. Тирская М., Домброва Е., Никифоров П., Бурковская Н. Уход в тень, каскадное повышение цен: бизнесмены прогнозируют последствия роста НДС до 20% // Dp.ru. URL: https://www.dp.ru/a/2018/06/14/V_Rossii_povishajut_NDS_do (дата обращения: 17.11.2018).

8. Чайковская Л. А., Михеев М. В. НДС и его возмещение в заявительном порядке // Аудитор. 2017. Т. 3. № 12. С. 42-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

references

1. [Tax Analyst]. In: Federal'naya Nalogovaya Sluzhba Rossii [The Federal Tax Service of the Russian Federation]. Available At:Https://Analytic.Nalog.Ru/Portal/Index.Ru-Ru.Htm (Accessed:17.09.2018).

2. [The Tax Code of the Russian Federation (The Latest Edition dated 03.08.2018 with amendments enforced on 03.09.2018].In: Kodeksy I Zakony Rf [Codes and Laws of the Russian Federation]. Available At:Http://Kodeks.Systecs.Ru/Nk_Rf (Accessed:17.11.2017).

3. Semenova G. N. [Changes in tax legislation and its influence on the financial condition of

enterprises]. In: Ekonomika I Upravlenie: Problemy, Resheniya [Economics and Management: Problems, Solutions], 2017, Vol. 1, No. 6, Pp. 58-61.

4. Semenova G. N. [Small Business and the System of Tax Optimization]. In: Perspektivy Razvitiya Predprinimatel'stva У Rossii: Sbornik Nauchnykh Trudov Prepodavatelei, Aspirantov I Studentov Kafedry Ekonomiki I Predprinimatel'stva Instituta Ekonomiki, Upravleniya I Prava Mgou, Moskva, Yanvar' 2017 G. [Prospects for Entrepreneurship Development in Russia: a Collection of Research Papers of Lecturers, Graduate and Undergraduate Students at the Department of Economics and Entrepreneurship, at the Institute of Economics, Management and Law of Moscow Region State University. Moscow, January 2017]. Moscow, MRSU Publ., 2017. Pp. 28-31.

5. Semenova G. N. [Taxes and Small Business Development in Russia]. In: Perspektivy Razvitiya

Predprinimatel'stva У Rossii: Sbornik Nauchnykh Trudov Prepodavatelei, Aspirantov I Studentov Kafedry Ekonomiki I Predprinimatel'stva Instituta Ekonomiki, Upravleniya I Prava Mgou, Moskva, Yanvar' 2017 G. [Prospects for Entrepreneurship Development in Russia: a Collection of Research Papers of Lecturers, Graduate and Undergraduate Students at the Department of Economics and Entrepreneurship, at the Institute of Economics, Management and Law of Moscow Region State University. Moscow, January 2017]. Moscow, MRSU Publ., 2017, pp. 21-28.

6. Semenova G. N. [Small Business and Management of Taxes]. In: Rol' Bukhgalterskogo

Ucheta I Nalogooblozheniya У Finansovom Razvitii Biznesa: Sbornik Nauchnykh Trudov Po Materialam Mezhdunarodnoi Nauchno-Prakticheskoi Konferentsii У Formate Telemosta Molodykh Uchenykh Reu Im. G.y. Plekhanova, Moskva (Rossiya), Ulan-Bator (Mongoliya), 19 Oktyabrya 2017 G. [The Role of Accounting and Taxation in Financial Development of Business. a Collection of Research Papers Based on the Proceedings of the International

V149;

Theoretical and Practical Teleconference of Young Scientists of Plekhanov Russian University Of Economics, Moscow (Russia) and Ulan Bator (Mongolia), October, 19, 2017]. Moscow, 2017, pp. 23-26.

7. Tirskaya M., Dombrova E., Nikiforov P., Burkovskaya N. [A Sneak in the Shade, a Cascading

Price Increase: Businesses Predict the Impact of the VAT Increase up to 20%]. In: Dp.Ru. Available At:Https://Www.Dp.Ru/A/2018/06/14/V_Rossii_Povishajut_Nds_Do (Accessed: 17.11.2018).

8. Chaikovskaya L. A., Mikheev M. V. [The Declared VAT Refund]. In: Auditor [Auditor], 2017,

Vol. 3, No. 12, Pp. 42-46.

информация об авторе

Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: Sg6457@mail.ru

information about the author

Galina N. Semenova- PhD in Economics, associate professor, associate professor at the Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics; associate professor at the Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: Sg6457@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Семенова Г. Н. Повышение ставки НДС и её влияние на покупателя // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 142-150. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-142-150

FOR CITATION

Semenova G.N. The Vat Rate Increase and its Impact on the Buyer. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 4, pp. 142-150. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-4-142-150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.