Научная статья на тему 'Повышение собираемости имущественных налогов при интенсификации привлечения пользователей интернетсервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц"'

Повышение собираемости имущественных налогов при интенсификации привлечения пользователей интернетсервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6706
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов М.А., Скрябина Н.М., Алексеева А.А.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с повышением собираемости имущественных налогов и повышением налоговых доходов муниципальных и региональных бюджетов налогоплательщиками. Развитие электронных сервисов и цифровых каналов обмена информацией позволяет предоставлять налогоплательщикам интерактивные услуги на самом высоком уровне. Весьма важной задачей является информирование и привлечение населения к активному использованию электронных сервисов. Для решения этой задачи проведен анализ социальных особенностей налогоплательщиков, выделены и обоснованы категории лиц, подключение которых к электронным сервисам приведет к своевременному получению налоговых уведомлений и уплате имущественных налогов в установленные законодательством сроки. В работе предложены меры, основанные на систематическом привлечении новых пользователей интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Определены категории налогоплательщиков, подключение которых возможно осуществлять в массовом порядке, и предложены способы организации проведения подобных мероприятий. Описаны результаты работ в соответствии с предлагаемыми мерами на примере деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение собираемости имущественных налогов при интенсификации привлечения пользователей интернетсервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц"»

Повышение собираемости имущественных налогов при интенсификации привлечения пользователей интернет-сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»

Осипов Михаил Анатольевич,

доктор экономических наук, руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия), yosip@yandex.ru

Скрябина Наталья Михайловна,

заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия), u14@r14.nalog.ru

Алексеева Алена Алексеевна,

начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия), u14@r14.nalog.ru

В статье рассматриваются проблемы, связанные с повышением собираемости имущественных налогов и повышением налоговых доходов муниципальных и региональных бюджетов налогоплательщиками. Развитие электронных сервисов и цифровых каналов обмена информацией позволяет предоставлять налогоплательщикам интерактивные услуги на самом высоком уровне. Весьма важной задачей является информирование и привлечение населения к активному использованию электронных сервисов. Для решения этой задачи проведен анализ социальных особенностей налогоплательщиков, выделены и обоснованы категории лиц, подключение которых к электронным сервисам приведет к своевременному получению налоговых уведомлений и уплате имущественных налогов в установленные законодательством сроки. В работе предложены меры, основанные на систематическом привлечении новых пользователей интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Определены категории налогоплательщиков, подключение которых возможно осуществлять в массовом порядке, и предложены способы организации проведения подобных мероприятий. Описаны результаты работ в соответствии с предлагаемыми мерами на примере деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: интернет-сервис, налогоплательщик, личный кабинет, физическое лицо, государственные услуги.

Имущественные налоги являются одним из самых стабильных налоговых доходов бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. Налоговая база имущественных налогов в отличие от налога на прибыль организаций и НДС не зависит от колебания конъюнктурных рынков и стабильности финансово-экономической ситуации в регионе.

В структуре налоговых доходов бюджетов по Республике Саха (Якутия) удельный вес имущественных налогов возрос с 10% в 2010 году до 13 % в 2016 году (рис. 1).

Налогоплательщики физические лица уплачивают три вида имущественных налогов: налог на имущество физических и земельный налог, уплачиваемые в муниципальные бюджеты и транспортный налог, зачисляемый в республиканский бюджет.

За последние пять лет в Республике Саха (Якутия) отмечается рост поступлений имущественных налогов физических лиц (рис. 2). Одним из факторов роста является мероприятия налогового администрирования, в том числе создание условий для налогоплательщиков по своевременному и комфортному исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов.

В целях наиболее полного информирования налогоплательщиков и повышения качества предоставления им государственных услуг ФНС России на официальном сайте ведомства www.nalog.ru представлено 49 электронных сервисов, благодаря которым реализуется принцип экстерриториальности обслуживания, то есть доступности государственных услуг независимо от места жительства или регистрации налогоплательщика, его фактического нахождения. Ключевые сервисы сайта - личные кабинеты для всех категорий налогоплательщиков: физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Для населения самым популярным сервисом является «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее - ЛК ФЛ), который позволяет налогоплательщику:

- получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, сведения о которых имеются в информационных ресурсах налоговых органах и по которым начислены налоги; о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;

- контролировать состояние расчетов с бюджетом;

- получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей;

- оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки - партнеры ФНС России.

- скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц по форме № 3-НДФЛ, заполнять декларацию по форме № 3-НДФЛ в режиме онлайн, направлять в налоговую инспекцию декларацию по форме № 3-НДФЛ в электронном виде, подписанную электронной подписью налогоплательщика;

- отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме № 3-НДФЛ;

- обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

За 4 года функционирования сервиса число пользователей превысило 25 млн.

человек, что составляет около 30% всех плательщиков имущественных налогов. В 2016 году с его помощью было проведено налоговых платежей на сумму более 60 млрд. рублей.

О £

ю

5

V

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Физические лица уплачивают транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество физических лиц на основании присланных им налоговым органом уведомлений. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база и срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налогов возникает у граждан не ранее даты получения налогового уведомления, которое должно быть направлено налоговыми органами не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налога. В некоторых случаях возможны проблемы с почтовой доставкой письма. Республика Саха (Якутия) самый большой по площади регион России, большинство населенных пунктов относятся к труднодоступным. Несмотря на положительную динамику сокращения времени доставки отделениями ФГУП «Почта России» в регионе, проблема доставки налоговых уведомлений остается самой актуальной. При этом налоговое уведомление, направленное гражданину заказным письмом, считается полученным по истечении шести рабочих дней от даты отправки письма. В данных условиях удобным средством для своевременного получения налогового уведомления является интернет - сервис ЛК ФЛ.

Главным достоинством ЛК ФЛ является возможность для налогоплательщиков максимально сэкономить свои время и финансы, сведя к минимуму личные визиты в налоговые органы. В этой связи ФНС России на постоянной основе проводится работа по повышению качества электронного взаимодействия с налогоплательщиками, расширения спектра интерактивных услуг, а также массовая информационно-разъяснительная работа по подключению населения к ЛК ФЛ.

Разъяснительная работа ведется при проведении любых информационно-просветительских мероприятий: радио, телевидение, печатные и электронные СМИ, встречи со студентами и школьниками, выездные семинары-презентации на крупных предприятиях и так далее.

Управлением ФНС России по Республике Саха (Якутия) подключено к сервису ЛК ФЛ 237,8 тысяч граждан республики, что составляет 21,6% от общей численности физических лиц, состоящих на учете с присвоением ИНН (Рисунок 3). В целом по Российской Федерации данный показатель составил 15,5%. По данному показателю Управление занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе и 11 место в России.

Рис. 1. Структура налоговых доходов в бюджетную систему по Республике Саха (Якутия) за 2010, 2016 годы, в %

900 500 700 600 500 400 300 200 100 О

141

132

49 52

39 471 475

Я -

128 »4 233

2012

2013

I Налог на имущество

2014

IТранспортный налог

2015

2016

I Земельный налог

Рис. 2. Динамика поступления имущественных налогов физических лиц по Республике Саха (Якутия), млн. руб.

Кояччэтии пояьэонятетек Л К

<2015

¡2014

12015

12016 Я 2017

Рис. 3. Динамика подключения налогоплательщиков Республики Саха (Якутия) к интернет-сервису «Личный кабинет для налогоплательщика физического лица», тыс. чел.

В 2016 году через ЛК ФЛ в налоговые органы Республики Саха (Якутия) было направлено более 11,5 тысяч обращений граждан, в том числе содержащие уточнения по объектам налогообложения.

Сегодня на первый план выходит постоянное совершенствование оказываемых налогоплательщикам услуг. Критерием оценки является доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов. По получении ответа на свое обращение налогоплательщики имеют воз-

можность оценить качество ответа непосредственно из Личного кабинета. По состоянию на 1 октября 2017 года доля налогоплательщиков положительно оценивших работу налоговых органов республики составила 92,17%.

Однако в целях увеличения численности активных пользователей ЛК ФЛ важно определить категории налогоплательщиков, которые наиболее заинтересованы в получении актуальной и достоверной информации, представленной в ЛК ФЛ, в том числе об объектах имущества, находящегося в собственности, сум-

мах начисленных налогов и имеющейся задолженности, а также заинтересованных в постоянном получении электронных услуг ФНС России.

В соответствии с Федеральными законами от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные и муниципальные служащие обязаны ежегодно декларировать доходы, расходы, имущество и обязательства имущественного характера. При этом, законодательством предусмотрено представление такого документа в отношении как самого государственного или муниципального служащего, так и в отношении супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка. Представление недостоверных сведений влечет за собой проведение служебных проверок, привлечение к дисциплинарной и иной ответственности. Оперативно получить актуальную и достоверную информацию, отражаемой в справке о доходах, можно используя сведения, имеющиеся в ЛК ФЛ.

В этой связи, налоговым органам республики необходимо установлено тесное взаимодействие с кадровыми службами региональных органов государственной исполнительной власти, а также органами местного самоуправления, проводятся презентационные семинары для государственных и муниципальных служащих с демонстрацией работы с ЛК ФЛ, одновременно предлагается возможность централизованной подачи заявлений к подключению к ЛК ФЛ.

Наиболее активными пользователем Интернета считается молодое поколение. Потенциальными налогоплательщиками являются студенты высших и средних специальных учебных заведений. В связи с условиями выплаты материнского капитала при обязательном установлении общей долевой собственности на приобретаемое недвижимое имущество на всех детей, растет доля собственников и налогоплательщиков - детей и студентов в республике. Во взаимодействии с руководством учебных заведений проводятся работы по привлечению студентов к использованию интерактивных сервисов ФНС России.

Так, Управлением ФНС России по Республике Саха (Якутия) достигнута договоренность о подключении к ЛК ФЛ профессорско-преподавательского состава и студентов с руководством самого крупного ВУЗа региона - Северо-Восточного

федерального университета им. М.К. Ам-мосова. В настоящее время общая численность студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, составляет 16023 человека, кроме того, обучение проходят 594 аспиранта и 674 студентов, получающих среднее специальное образование. Учебный процесс в СВФУ, включая его филиалы, обеспечивается составом научно-педагогических работников, общая численность которых составляет 1765 человек.

На рост подключения к ЛК ФЛ влияет также возможность получить с помощью сервиса усиленную неквалифицированную электронную подпись. Правовой основой для ее реализации послужило вступление в силу 1 июля 2015 года изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 г. №347-ФЗ. Соответственно, расширился перечень документов, которые с помощью ЛК ФЛ налогоплательщик может направить в налоговый орган и получить от него. Это, прежде всего, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложениями.

В последние годы как в целом в Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия) наблюдается значительный рост показателя ввода жилья. Так, в 2016 году в Республике Саха (Якутия) было сдано 605,1 тысяч квадратных метров жилья, что на 10,8% больше чем в 2015 году. Всего за год в республике было построено 2674 жилых дома (9404 квартир), из которых 2493 дома было возведено индивидуальными застройщиками. Динамика показателя ввода жилья за 5 последних лет стабильно указывает на прирост, в среднем, на 10-13% в год. Ежегодно собственниками нового жилья становятся порядка 12 тысяч семей. Положительная динамика обусловлена, прежде всего, доступностью для населения ипотечных кредитов.

Приобретая жилье, физические лица получают право на получение имущественного налогового вычета как по самому жилью непосредственно, так и по процентам, уплаченным кредитным организациям за использование ипотечного кредита. Соответственно, возникает необходимость ежегодного предоставления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ.

Для наиболее полного охвата данной категории налогоплательщиков установлено взаимодействие с кредитными организациями по оказанию содействия в

проведении разъяснительной работы в подключении клиентов банка к ЛК ФЛ, в части выдачи им информационных писем (памяток по использованию ЛК ФЛ, форм заявлений на регистрацию в ЛК ФЛ и т.д.).

Услуга онлайн-оплаты текущих платежей и задолженности по налогам из года в год становится более востребованной среди налогоплательщиков. Список банков-партнеров, принимающих налоги через ЛК ФЛ, ежегодно расширяется, и в настоящее время их количество составляет 34 банка.

В числе банков-партнеров с марта 2015 года услуги онлайн-оплаты имущественных налогов через ЛК ФЛ предоставляет региональный банк Республики Саха (Якутия) АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО. Большинство бюджетных организаций республики начисляют заработную плату своим сотрудникам на банковские карты указанного банка. Кроме того, на карты банка перечисляются пенсии и стипендии учебных заведений республики. Количество держателей карт составляет более 130 тысяч физических лиц.

Данный вид оплаты налогов особенно актуален для налогоплательщиков отдаленных арктических и северных территорий Российской Федерации, где, как правило, отсутствуют подразделения Сбербанка России и Почты России. Привлечение налогоплательщиков к подключению к ЛК ФЛ, в дальнейшем, значительно сократит почтовые расходы для налоговых органов на направление единых налоговых уведомлений и требований об уплате налогов физическим лицам.

Подведя итог, необходимо отметить, что развитие электронных сервисов и цифровых каналов обмена информацией позволяет предоставлять налогоплательщикам интерактивные услуги на самом высоком уровне. Весьма важной задачей является информирование и привлечение населения к активному использованию электронных сервисов. Для решения этой задачи проведен анализ социальных особенностей налогоплательщиков, выделены и обоснованы те категории лиц, подключение к ЛК ФЛ которых приведет к своевременному получению налоговых уведомлений и уплате имущественных налогов в установленные законодательством сроки. Особенно необходима систематическая работа с молодежью для создания у населения устойчивой культуры электронного взаимодействия с налоговыми органами и налоговой дисциплины.

О £

ю

I

V

2 а

8

Литература

1. Данные ФНС России по статистике пользователей Личного кабинета / Режим доступа https://Www.nalog.ru/rn14/ news/activities_fts/6758138/

2. Отчет о результатах самообследования ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» за 2016 г / Режим доступа http://www.s-vfu.ru/universitet/information/

3. Сахастат: в 2016 году в Якутии введено 605 тысяч кв. метров жилья / Режим доступа http://www.yktimes.ru/новости/ sahastat-v-2016-godu-v-yakutii-vvedeno-605-tyisyach-kv-metrov-zhilya/

4. Грицкова О.Ю. Первые итоги внедрения интерактивных сервисов «Личный кабинет налогоплательщика»/О.Ю. Гриц-кова//Налоговая политика и практика научно-информационное издание -2016 - №1 (157) январь 2016 - С.36-38.

5. Орлова Е.Ю. Перспективы предоставления государственных услуг ФНС России в электронном виде/Е.Ю. Орло-ва//Совершенствование налогового администрирования путем развития информационных технологий - тезисы докладов научно-практической конференции - 2015 - С.112-116.

Increasing the collection of property taxes in the intensification of attracting users of the Internet service of the Federal Tax Service of Russia «Personal account of a taxpayer for individuals»

Osipov M.A., Skryabin N.M., Alexeeva A.A.

Federal tax service of Russia in the Republic of Sakha (Yakutia)

The article discusses the problems associated with an increase in the collection of property taxes and increase in tax revenues of municipal and regional budgets and taxpayers. The development of e-services and digital channels of information exchange allows us to offer the taxpayers interactive services at the highest level. Very important task is to inform and involve the public to use electronic services. To solve this problem, the analysis of the social characteristics of taxpayers, and highlighted the categories of persons whose connection to the electronic services will lead to the timely receipt of tax notices and payment of property taxes in terms established by legislation. Proposed measures based on systematic involvement of new users of the Internet service «Personal area of the taxpayer for individuals». Defined categories of taxpayers, the connection of which it is possible to carry out in droves, and the ways of organizing of such events. Describes the results of work in accordance with the proposed

measures on the example of the activity of Management of Federal tax service of Russia in the Republic of Sakha (Yakutia). Keywords: Internet service, a taxpayer, a personal account, an individual, government services. References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Data of the Federal Tax Service of Russia on the

statistics of users of the Personal Cabinet / Access Mode https://www.nalog.ru/rn14/ news/activities_fts/6758138/

2. Report on the results of self-examination of the

FSAOU HPE «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov «for 2016 g / Access mode http://www.s-vfu.ru/universitet/ information/

3. Sakhastat: in 2016 in Yakutia introduced 605

thousand square meters. meters of housing / Access mode http://www.yktimes.ru/news/ sahastat-v-2016-godu-v-yakutii-vvedeno-605-tyisyach-kv-metrov-zhilya/

4. Gritskova O.Yu. The first results of the

introduction of interactive services «Personal account of the taxpayer» / O.Yu. Gritskova // Tax Policy and Practice scientific and information publication - 2016 - №1 (157) January 2016 -P.36-38.

5. Orlova E.Yu. Prospects for the provision of public

services of the Federal Tax Service of Russia in electronic form / E.Yu. Orlova // Perfection of tax administration by development of information technologies - theses of reports of scientific and practical conference - 2015 -P.112-116.

00

СЭ

СЧ

£

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.