СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО
УДК 316.342.6 Щ||| Б01 10.18522/2227-8656.2024.5.3
ЕЭЫ дярохн
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ
Л. Н. Вдовиченко*
* Российский государственный гуманитарныйуниверситет, Москва, Россия
Цель исследования - определить роль навыков политического консультирования в подготовке будущих социологов.
Методологическая база исследования. В методологии исследования автор статьи исходил из системного анализа политики в целях политического консультирования.
Результаты исследования. Приобретение навыков политического консультирования позволяет социологам не только проводить системный анализ политических проблем, но и на основе полученных данных предлагать рекомендации по их решению.
Перспективы исследования направлены на совершенствование навыков политического консультирования в социологическом образовании в условиях цифрового общества.
Ключевые слова: политическая социология, системный анализ политических процессов, сферы и основные направления политического консультирования, расширение навыков политического консультирования в цифровом обществе
Научная статья
INCREASING THE ROLE OF POLITICAL CONSULTING
IN THE TRAINING OF FUTURE SOCIOLOGISTS
LarisaN. Vdovichenko*
* Russian State Universityfor the Humanities,
Moscow, Russia
Objective of the study is to determine the role of political consulting skills in the training of future sociologists.
The methodological basis of the research. In the research methodology, the author of the article based his work on a system analysis of policy for the purposes of political consulting.
The results of the study. Acquiring political consulting skills allows sociologists not only to conduct a system analysis of political problems, but also, based on the data obtained, to offer recommendations for solving them.
Prospects of the study are aimed at improving the skills of political consulting in sociological education in the context of a digital society.
Keywords: political sociology, system analysis of political processes, areas and main directions of political consulting, expanding the skills of political consulting in a digital society
© Вдовиченко Л.Н., 2024
Введение
Направления и задачи подготовки будущих социологов в XXI веке существенно расширяются. Это происходит, во-первых, за счет диверсификации мест работы. Помимо традиционных направлений работы в центрах изучения общественного мнения, научно-исследовательских и образовательных учреждениях, социологических службах на предприятиях, социологов стали чаще приглашать на работу в государственные органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, партии и общественные движения, в бизнес-структуры, средства массовой информации и другие организации.
Во-вторых, возрастают требования работодателей к своим потенциальным кадрам, получившим социологическое образование. Сейчас работодатели предъявляют к социологам гораздо более высокие требования, чем раньше: широкий кругозор, знание проблем отраслей, в которых им предстоит работать, наличие у них навыков, позволяющих анализировать, прогнозировать и оценивать проблемные ситуации и директивные документы. Работодателям нужны социологи, умеющие готовить проекты решений, программ, оценивать эффективность и последствия политики в различных областях политической практики. Социологи должны быть подготовлены в таких важных сферах, как РЯ (связи с общественностью) и ОЯ (отношения с государственными органами) для обеспечения деятельности и консультационной работы в органах власти, структурах бизнеса и социальных коммуникаций.
Повышение значимости навыков экспертного анализа и политического консультирования в современной системе управления
Сегодня во многих странах социологи, обладающие навыками политического консультирования, ценятся выше и зарабатывают больше, чем обычные социологи, проводящие традиционные эмпирические исследования. Такие специалисты более востребованы и на рынке труда. Эти тенденции очевидны и в России. Такие тренды выявляются на основе анализа последних образовательных и профессиональных стандартов социологов нового поколения, а также опросов работодателей, выражающих свои требования к потенциальным работникам, получающим социологическое образование в высших учебных заведениях. На XIV международной Грушинской социологической конференции, прошедшей в 2024 году, в которой принимали участие многие работодатели, ими высказывались эти возрастающие запросы к объему знаний и навыков выпускников-социологов, чтобы они соответствовали новым вызовам. Поэтому важно исследовать новые условия подготовки социологов с учетом задач политического консультирования в современном цифровом обществе.
Включение политического консалтинга в систему подготовки будущих социологов расширяет возможности их трудоустройства и повышает их
практическую роль в обеспечении общественных, в том числе политических процессов в обществе. И это в настоящее время востребовано властью. Неслучайно, в соответствии с недавними Указами Президента России, в составе Президентской администрации появилось пять новых управлений, в том числе Управление по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов1. Главой этого Управления назначен известный сотрудник Администрации Президента РФ Александр Дмитриевич Харичев.
Расширяются и консультативные функции Экспертного управления Администрации Президента РФ. Главой Экспертного управления назначен опытный специалист доктор наук Денис Владимирович Агафонов, который до этого был заместителем начальника Управления Президента по внешней политике. В 2010-2015 годах он также участвовал в программе «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров»2.
Экспертное управление Администрации Президента РФ занимается «экс-пертно-аналитическим обеспечением конституционных полномочий» Президента, готовит необходимые ему и руководителю Администрации Президента России экспертные заключения и аналитические доклады3.
Социологи могут внести и в мониторинг, и в экспертизу социально-экономических и политических процессов квалифицированный вклад специалистов, освоивших новые методы политического анализа и консалтинга. Тем более это касается разработки рекомендаций по развитию социально-политической сферы. Приобретение навыков политического консалтинга в перспективе может открыть дополнительные возможности для их профессионального использования в государственном и частном секторах.
История возникновения политического консультирования
Специалисты, изучающие историю возникновения политического консультирования с использованием социологических методов (зарубежные исследователи Р. Фриденберг, Д. Ниммо, Л. Сабато, Дж. Наполитан и др.), датируют его формирование в качестве практической профессиональной деятельности на основе специфической методической базы и организационных структур прошлым веком (Nimmo, 1970).
В частности, основатель Американской ассоциации политических консультантов Джозеф Наполитан считает, что до начала 60-х годов XX века
1 Указ Президента РФ от 12 июня 2024 г. № 482 «О некоторых вопросах Администрации Президента Российской Федерации. Проект положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам мониторинга и анализа социальных проектов». - URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/50751 (датаобращения: 27.07.2024).
2 Указ Президента РФ от 18 июля 2024 г. № 603 «О начальнике Экспертного управления Президента Российской Федерации». - URL: https://publication.pravo.gov.ru// document/0001202407180017 (дата обращения: 27.07.2024).
3 Подразделения Администрации Президента. - URL: http//www.kremlin.ru/structure/ administration/departments (дата обращения: 27.07.2024).
в этой области на постоянной основе работало небольшое количество профессионалов. Но политический консалтинг еще не превратился в специальное направление, своего рода индустрию с крупными бюджетами и профессией для большого числа специалистов. Таким образом, за рубежом политическое консультирование стало активно развиваться уже после 60-х годов прошлого века (Napolitan, 1972).
В России это направление стало формироваться со второй половины 1990-х годов и стимулироваться созданием специальных организационных структур и рабочих мест. В 1993 году известный российский специалист и практик Е. Н. Минченко основал агентство «New Image», специализирующееся на политическом консалтинге. В 2009 году он возглавил коммуникационный холдинг «Minchenko consulting», который стал одним из активных центров политического консалтинга, проводящим научные исследования и готовящим практические доклады по различным проблемам политических процессов (Минченко, 2017).
22 марта 2014 года в Москве на первом Конгрессе российских политических консультантов было объявлено о создании Российской Ассоциации политических консультантов (РАПК) - профессионального объединения независимых экспертов, работающих в области политического консультирования. Членами ассоциации стали профессионалы из 45 регионов страны, представляющие широкий спектр политических профессий. 19 августа 2015 года Ассоциация была официально зарегистрирована Минюстом города Москва. Одной из основных задач, провозглашенных организацией, было сделать сферу политического консалтинга открытой и прозрачной для российского гражданского общества.
Таким образом, политическое консультирование для отечественной социологии стало новым научным и практическим направлением. Но при этом, естественно, возник вопрос о подготовке кадров для этого направления (Дегтярев, 2004). Конечно, на первом этапе превращения этого направления в источник финансирования и создания рабочих мест туда стали привлекаться специалисты различных уже действующих профессий: политологи, социологи широкого профиля, специалисты по связям с общественностью, психологи и т. п. Но для политического анализа, прогнозирования и консультирования в условиях цифрового общества этого оказывается недостаточно.
Повышение значимости приобретения навыков политического консультирования в социологическом образовании
Требуется более широкое междисциплинарное образование, готовящее специалистов, которые могут выполнять не только традиционные функции сбора данных социологическими методами, но и отвечать на потребности разработки проектов решений, проводить социально-политическую экспертизу, определять вероятность реализации и последствий осуществления раз-
личных проектов решений и программ. Это повышает роль подготовки опытных политических консультантов в социологическом образовании.
Будущие политические консультанты в процессе их образования должны овладеть множеством относительно новых навыков (Вдовиченко, 2021. С. 28-31). Во-первых, уметь осуществлять экспертную, аналитическую и консультационную деятельность в сфере политики в условиях цифрового общества. Во-вторых, применять различные виды и формы политического консультирования при постановке проектных, прогнозных, организационно-управленческих и других задач. В-третьих, применять логику и методы политического консультирования для решения конкретных социально-политических проблем. В-четвертых, осуществлять практическое взаимодействие с государственными учреждениями, общественными организациями и средствами массовой информации в целях политического консультирования этих организаций в условиях избирательных и других важных общественно-политических кампаний, а также в процессе разработки новых проектов и программ. В-пятых, быть готовым к преподавательской деятельности в сфере высшего образования по проблемам политического консультирования.
Для того чтобы подготовить специалистов политического консультирования в сфере высшего социологического образования, необходимо в соответствующих дисциплинах раскрывать сущность и прикладной характер политических процессов, обучать не только традиционным социологическим методикам и техникам, но и современным информационным технологиям работы с большими базами данных (Big Data), использовать социологический инструментарий для практических консультаций в этой области.
Впервые термин Big Data был введен в научный оборот в 2008 году профессором Школы информации Беркли Клиффордом Линчем. Этим термином он обозначил резкий рост мировых объемов информации. К. Линч ввел понятийный аппарат и обозначил проблематику, связанную с использованием этих возрастающих потоков информации в процессе политического консультирования. Будущим политическим консультантам важно овладеть технологиями работы с Big Data в различных сферах жизнедеятельности общества.
В государственном управлении технологии Big Data используются для анализа данных о гражданах в целях улучшения государственных услуг, предсказания социальных и экономических трендов.
Специалисты и организации, работающие в области социальных медиа, применяют большие базы данных для анализа источников и персонализации информационного контента его пользователей, а также обеспечения различных информационных, в том числе политических кампаний.
В научных исследованиях технологии Big Data используются для обработки и анализа больших объемов данных в различных социальных процессах и других областях жизнедеятельности общества. Для того, чтобы приоб-
рести опыт применения этих технологий, обучающиеся должны в процессе их образования проводить самостоятельную научно-исследовательскую работу и представлять ее результаты в письменной форме (курсовых, статей), а также докладов на научных конференциях, материалов для участия в коллективных проектах и т. п.
Навыки, получаемые в научно-исследовательской работе, будущие политические консультанты должны закреплять в ходе прохождения производственных практик в различных организациях их возможной будущей работы.
Приобретая опыт применения новых технологий, в том числе получив необходимые навыки использования Big Data, будущие политические консультанты смогут работать в вышеперечисленных областях и организациях, заинтересованных в политическом консультировании. Таким образом, важной инновацией формирования кадров для политического консалтинга является синергетическое объединение теоретической и практической подготовки современных специалистов, способных отвечать на новые вызовы и предлагать креативные проекты социально-политических решений.
Теоретико-методологическая база политического консультирования и новые сферы его применения
Теоретико-методологическая база для осуществления политического консультирования первоначально закладывалась еще с прошлого века. К ее составляющим можно отнести следующие подходы: рациональная концепция власти и политического поведения (М. Вебер); структурно-функциональный подход (Э. Дюргейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Ф. Лазарсфельд); теория структурализма применительно к исследованию политической сферы (М. Дюверже, А. Турен, П. Бурдьё); сравнительный подход (Г. Алмонд, С. Верба); теория рационального выбора (Г. Беккер, Дж. Коулмен); теории политических систем (Г. Алмонд, Д. Истон, К. Дойч, И. Валлерстайн, Д. Ро-стоу и др.); социологические концепции политического процесса (И. Бентам, А. Бентли, Д. Трумэн); теории политических коммуникаций (Ю. Хабермас, К. Дойч, Р.-Ж. Шварценберг); теории социального конфликта (П. Сорокин, М. Вебер, Р. Дарендорф, Л. Козер); теории международных отношений (Г. Моргентау, У Кеннан, К. Райт); теории международных конфликтов и войн (Р. Арон, Д. Истон, Д. Фрай); системный подход к анализу политических, в том числе международных отношений (М. Каплан, X. Алкер, А. Этциони) и другие подходы (Клингеман, 2008).
Вместе с тем в XXI веке в политической сфере, являющейся важной частью современного общества, усиливаются новые тренды, одним из которых является возрастающее значение социальных аспектов политики, повышение роли человека в политических отношениях как внутри стран, так и в международных отношениях, резкое увеличение информационных коммуникаций и связанная с этим тенденция все большей виртуализации политической сфе-
ры. Это требует развития адекватных подходов к осознанию этих новых процессов и явлений для более эффективного политического консалтинга. Тем более что сферы возможного применения политического консалтинга тоже расширяются. Наряду с традиционными областями, в которых он использовался в предыдущие десятилетия, появляются и новые задачи, которые ставятся перед политическими консультантами.
К традиционным сферам их деятельности относятся исследования отношения людей к деятельности различных государственных институтов (законодательных, исполнительных), местных органов власти, на основе которых разрабатываются рекомендации для повышения их эффективности. Опытных, зарекомендовавших себя консультантов могут подключать к процессу разработки проектов решений и различных государственных программ. Не случайно на государственной службе предусмотрены должности консультантов и советников.
Исследование предвыборных кампаний уже превратилось в одно из активно развивающихся направлений политического консалтинга. Его целью является не просто мониторинг предвыборных кампаний, но и разработка рекомендаций по их организации, а также по тактике участвующих в них кандидатов. Политические консультанты также исследуют участие граждан, обладающих избирательным правом, в выборах (дистанционное и путем голосования на избирательных участках), то есть их электоральное поведение. Это является для политических консультантов необходимым материалом для выработки рекомендаций для последующих кампаний. Но даже в этом традиционном направлении появляются новые аспекты, требующие умения работать и интерпретировать Big Data, которые возникают при подведении итогов выборов, особенно федеральных, региональных и в городах-миллионниках.
Политические консультанты стали активно востребованы не только в государственных институтах, но и в общественных организациях (партиях и общественных движениях), уже действующих и тех, которые проходят процесс институционализации (Симонов, 2002). Они могут помочь этим новым негосударственным участникам политических процессов определить социально-политический профиль организации, найти ее место в уже существующем политическом пространстве, определить социальную базу, структуру взаимоотношений с другими участниками, подготовить проект устава, программы и других основополагающих документов, в которых должны быть сформулированы цели и основные направления деятельности организации, принципы ее формирования и функционирования, идейные императивы и т. п. Помощь политических консультантов нужна и для перевода деятельности организации в практическую плоскость PR-кампании по расширению ее известности и влияния путем проведения публичных мероприятий.
В последние годы резко возросла потребность в специалистах, обладающих навыками политического консультирования в информационных отраслях, особенно для работы с Интернетом, включая не только деятельность официальных сайтов, но и социальные сети. В них активизировалась борьба за влияние на сознание людей с использованием современных цифровых технологий. Исследования показывают, что традиционные методы, такие как блокировка нежелательных аккаунтов и запрещение определенных ресурсов, могут не достигать поставленных целей, а наоборот способствовать росту популярности тех, против которых они направлены (Безлуцкая, Сытник, 2024. С. 123). Поэтому здесь требуется более тонкая работа политических консультантов, которые смогут глубже анализировать конкретный информационный контент и предлагать новые технологии для решения поставленных задач.
Важной сферой, которую политический консалтинг должен по-новому анализировать и разрабатывать рекомендации, являются межнациональные отношения. Ситуация в них в XXI веке существенно изменилась. После распада СССР значительная часть русских и русскоязычных граждан оказалась в зарубежных странах. В некоторых из этих государств отношение к нашим соотечественникам стало ухудшаться, а их гражданские права нарушаться. Обострение этой ситуации в последние годы требует более глубокого политического анализа и консультирования, в том числе по проблемам защиты наших соотечественников и их прав за рубежом (Вдовиченко, 2019. С. 54-55).
С другой стороны, в Россию за прошедшие десятилетия приехали многие представители зарубежных стран, некоторые из которых стали создавать свои диаспоры. Естественно, необходимо не только анализировать отношения российских граждан с представителями других национальностей и диаспор, но и консультировать власти как обеспечить межнациональное согласие между ними, не допустить дестабилизации общей обстановки из-за возникающих бытовых, экономических и социальных противоречий, а также других причин, которые могут способствовать межнациональной розни и ксенофобии.
В последние годы возросла актуальность этой задачи в связи с увеличением миграционных потоков (не только внутренней, но особенно внешней миграции) из зарубежных стран людей, приезжающих на временную работу, а также на постоянное жительство в Россию.
К этим темам добавляется выявление причин межнациональных конфликтов за рубежом, их развития и способов урегулирования; исследование национальных движений, их лидеров и идеологии, влияния средств массовой информации на состояние межнациональных отношений.
Все это выходит на комплексную задачу разработки современной национальной политики, ее более эффективных методов и средств. В этом тоже могут быть задействованы опытные консультанты, знающие эту проблематику.
Можно назвать другие темы и проблемы, которыми могли бы заниматься политические консультанты. Но для этого необходимо готовить новые, более компетентные кадры в системе высшего образования и целенаправленно вводить соответствующие программы политического консультирования, в которые должны быть включены дисциплины, отвечающие современным вызовам и проблемам.
Заключение
Включение политического консультирования в программу подготовки будущих социологов позволит на современном уровне вести аналитическую и экспертную работу, лучше прогнозировать и разрабатывать рекомендации по решению наиболее сложных проблем современной политики.
Особенности методического инструментария социологических исследований позволяют применять его для конкретных задач анализа и прогнозирования политических отношений, но именно расширение и углубление навыков политического консультирования в условиях цифрового общества может повысить возможности специалистов в процессе подготовки рекомендаций для наиболее оптимальных решений политических вопросов с точки зрения применяемых средств, затрат и последствий для российского общества.
Список источников
Вдовиченко Л. Н. Политический консалтинг / Л. Н. Вдовиченко. - Москва: Издательство РГГУ, 2021. - 190 с. - ISBN 978-5-72813055-0.
Вдовиченко Л. Н. Социологическое сопровождение внешней политики / Л. Н. Вдовиченко. - Москва: Издательство РГГУ 2019. -97 с. - ISBN 078-5-7281-3055-0.
Безлуцкая М. М. Игровое пространство «информационного беспорядка». Новые инструменты влияния в цифровой дипломатии / М. М. Безлуцкая, А. Н. Сытник // Россия в глобальном мире. - 2024. - № 4. -С. 122-136.
Дегтярев А. А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления развития / А. А. Дегтярев // Полис. Политические исследования. - 2004. -№ 1. - С. 154-168. - EDN HSODFR.
Клингеманн X. Д. Сравнительный анализ развития политической науки в Западной Европе / X. Д. Клингеманн // Полис. По-
References
Vdovichenko L. N. Political consulting. Moskva: Izdatel'stvo RGGU = Moscow: Publishing house of the Russian State University fortheHumanities. 2021; 190 (InRuss.).
Vdovichenko L. N. Sociological support of foreign policy. Moskva: Izdatel'stvo RGGU = Moscow: Publishing house of the Russian State University for the Humanities. 2019. 97 (In Russ.).
BezlutskayaM. M., SytnikA. N. Game space of "information disorder". New instruments of influence in digital diplomacy. Rossiya v global'nom mire = Russia in the global world. 2024; 4: 122-136 (InRuss.).
Degtyarev A. A. Political analysis as an applied discipline: subject field and directions of development. Polis = Polis. 2004; 4: 18-39 (InRuss.).
Klingemann H. D. Comparative analysis of the development of political science in Western Europe. Polis = Polis. 2008; 3: 97-117 (InRuss.).
MinchenkoE.N. Today, thevoteris dominated by the request for a "new authenticity". Novye
литические исследования. - 2008. - № 3. -
C. 97-117. - EDN JUQCXJ.
Минченко E. H. Сегодня у избирателя доминирует запрос на «новую подлинность» / Е. Н. Минченко // Новые известия. -13.03.2017. - URL: http://newizv.ru/ interview/13-03-2017/evgeniy-minchenko-segodnya-u-izbiratelya-dominiruet-zapros-na-novuyu-podlinnost (дата обращения: 27.07.2024).
Симонов К. В. Политический анализ: учебное пособие / К. В. Симонов. - Москва: Логос, 2002. - 152 с.
Napolitan D. The Election Game and Haw to Win It / D. Napolitan. - New York: Doubleday, 1972. - P. 12.
Nimmo D. The Political Persuaders: The Techniques of Modern Election Campaigns /
D. Nimmo. - New York: Prentice-Hall, 1970. - P. 8.
Izvestia. = New Izvestia. Available from: http:// newizv.ru/interview/13-03-2017/evgeniy-minchenko-segodnya-u-izbiratelya-dominiruet-zapros-na-novuyu-podlinnost [Accessed: 27 July 2024] (InRuss.).
Simonov K. V. Political Analysis: Textbook. Moscow: Logos Publ. 2002; 152 (InRuss.).
Napolitan D. The Election Game and Haw to Win It. New York: Doubleday. 1972; 12.
Nimmo D. The Political Persuaders: The Techniques of Modern Election Campaigns. New York: Prentice-Hall. 1970; 8.
Для цитирования: Вдовиченко Л. Н. Повышение роли политического консультирования в подготовке будущих социологов // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. -№ 5 (69). - С. 67-76. DOI 10.18522/2227-8656.2024.5.3 EDN QRPDXH
История статьи:
Поступила в редакцию - 30.08.2024 Одобрена после рецензирования -18.09.2024
Принята к публикации - 20.09.2024
Сведения об авторе
Лариса Николаевна Вдовиченко
Доктор социологических наук, профессор кафедры политической социологии и социальных технологий Российского государственного гуманитарного университета;
член Совета по внешней и оборонной политике (СВОП);
член Президиума Российской Ассоциации политических наук (РАПН) БРШ-код: 3122-6044 АиШогГО: 286695
Information about author
Larisa N. Vdovichenko
Doctor of Sociological Sciences, Professor of the Department ofPolitical Sociology and Social Technologies, Russian State University for the Humanities; Member of the Council on Foreign and Defense Policy (SVOP); Member of the Presidium of the Russian Association ofPolitical Sciences (RAPS) [email protected]