ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Санталова М.С., Соклакова И.В., Горлов В.В., Кубланов А.М.
САНТАЛОВА Марианна Сергеевна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
СОКЛАКОВА Ирина Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, ЧОУ ВО «Академия управления и производства», Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ГОРЛОВ Виктор Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансового менеджмента РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, профессор кафедры государственных и муниципальных закупок Московского государственного университета управления Правительства Москвы, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
КУБЛАНОВ Алексей Михайлович - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры», Воронеж, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается опыт отдельных стран (Канады, США, Швеции, Финляндии, Франции, Великобритании) в повышении результативности управления социальным качеством жизни населения в сфере жилищно-коммунального комплекса (ЖКК); делается вывод, что в России необходимо изменить систему управления ЖКК и оценку эффективности управления. Выявлено, что опыт США ориентирован на результативные достижения в данной сфере; опыт Великобритании позволяет выделить постоянно обновляемые «стандарты наибольшей ценности общественных услуг»; опыт Швеции предлагает к использованию модели управления ЖКК, взаимодействующие с органами власти; в Финляндии ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) - это бизнес.
В исследовании предложены принципы оценки результативности деятельности управленцев, принимающих важные для населения решения в сфере ЖКХ, изучается не только экономическая, но и социальная эффективность услуг ЖКХ в управлении. Рекомендуется применять процессный подход оценки результативности управления ЖКК (системное, экспертное, расчетное оценивание), модель «скидки», модель «амортизации», внедрить единую систему оценки управления ЖКХ в целом по стране с учетом зарубежного опыта. Экспертную оценку результативности управления в ЖКХ необходимо поручить общественным организациям, работающим без вмешательства государственных, муниципальных органов власти, например, собственникам жилья или людям, имеющим жилье в найме, что позволит создать конкурентную среду на рынке жилищно-коммунальных услуг, расширит выбор для потребителей данной услуги, повысит эффективность управленческого труда в данной сфере.
Ключевые слова: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК); показатели результативности управленческой деятельности; «стандарты наибольшей ценности общественных услуг», модель «скидки», модель «амортизации», социальное качество жизни, жилищно-коммунальные услуги.
Для цитирования: Санталова М.С., Соклакова И.В., Горлов В.В., КублановА.М. Повышение результативности управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: зарубежный опыт // Экономические системы. 2020. Том 13. № 4 (51). С. 223-229. DOI 10.29030/2309-2076-202013-4-223-229.
Проблемами управления ЖКК ученые и практики занимаются на протяжении длительного периода времени. В данной статье, опираясь на зарубежную методологию, разработанную и представленную практиками, проведена оценка управления данной составляющей социального качества жизни в экономически развитых странах, разработаны рекомендации для России.
Во всем мире полезной практикой считается установление систем показателей результативности управленческой активности органов власти. Например, за рубежом в последние годы особое внимание уделяется повышению востребованности социальных услуг и их экономической результативности [1].
В Канаде местные органы власти внедрили муниципальную программу оценки предоставляемых услуг с учетом потребностей населения. Оценка проводится на основании данных о таких услугах, как: водоснабжение, водоотведение, утилизация твердых отходов, землепользование, управление, дорожные работы, общественный транспорт, пожарная служба и полиция по шкале из 35 баллов. Как видим, часть этих услуг относится к системе ЖКХ. Этот так называемый стандартный набор показателей, с помощью которого создан системный информационный ресурс, позволяет органам власти обмениваться опытом, проблемами и возможностями их управленческого решения. Созданный механизм оценки удовлетворенности населения предоставляемыми социальными услугами можно назвать механизмом социального качества, и с его помощью активизировать работу органов власти с населением [2].
В США применяются стандарты, разработанные Ассоциацией государственных финансистов, которые носят рекомендательный характер, но применяются повсеместно [3]. Они направлены на использование установленных показателей для всех услуг общественного сектора в стране (социальное качество жизни). Разработанные и применяемые индикаторы результативности деятельности органов власти используются для составления отчетов о произведенных услугах, достижениях, реализованных в программах деятельности и ориентированных на цели, задачи и приоритеты работы департаментов, в том числе и в сфере ЖКХ.
Франция придерживается строгих правил исполнения бюджета и ведения финансового учета в социальных организациях, которые обязаны публиковать результаты своей финансовой деятельности ежегодно. Такой вид государственного мониторинга подкрепляется отчетами о финансовых результатах перед населением, если муниципалитет управляет более чем десятью тысячами людей.
Информация о финансовых показателях позволяет провести сравнение результативности работы региональных и муниципальных органов власти.
В Великобритании действуют стандарты предоставляемых социальных услуг, т. е. социального качества жизни. Они применимы для ежедневного управления и определения их содержания. Так называемые стандарты наибольшей ценности общественных услуг редактируются ежегодно. С помощью регулярных аудиторских проверок определяется, насколько оказываемые общественные услуги соответствуют нуждам населения, насколько они социально и экономически эффективны, соответствует ли их качество определенным уровню и спросу [4].
Как видим, комплексной основы оценки управленческого труда в сфере ЖКХ в Англии не существует, так как решаются в основном всплываемые ежегодно проблемы качества предоставляемых общественных услуг.
Кроме того, данные подходы к управлению общественными услугами не позволяют учитывать многие факторы, имеющие важное значение в современной российской действительности, такие как оптимизация механизмов финансовых отношений между муниципалитетами и предприятиями ЖКХ, социальная направленность жилищно-коммунальной сферы и др.
Социальное качество услуг ЖКХ должно перманентно модернизироваться, так как изменяется потребительская среда и обновляются вкусы потребителей [5]. В развитых странах управление ЖКХ выделяется в самостоятельный вид деятельности в связи с тем, что данный вид управления направлен на повышение социального качества ЖКХ. Рынок ЖКХ наполнен предложениями по управлению данной сферой социальных услуг, а также постоянно обновляемым их ассортиментом [6]. Фактически у собственников жилья существует большой выбор, которого в России нет. В стране практически не обновляются инструменты управления, услуги компаний, которые работают на рынке ЖКХ.
В Швеции контроль качества ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) осуществляют союзы и ассоциации, имеющие отделения на уровне регионов и муниципалитетов. В данной стране применяют одну из двух распространенных моделей управления ЖКУ - модель «скидки» или модель «амортизации». В основе первой модели - право выбора ассортимента услуг, при этом пакет услуг имеет разную цену. Модель «амортизации» - экономное расходование коммунальных ресурсов на выбор потребителя услуг.
Как видим, модели управления ЖКХ в Швеции достаточно просты в применении, но являются инструментом более эффективного социального управления.
В Финляндии мониторинг ЖКУ проводят корпорации, в которые входят сами жильцы. Из них около 50 тыс. предпринимателей и управляют, и эксплуатируют жилое имущество. Отчет о финансовом состоянии жилищно-коммунального фонда формируется ежегодно. Такой подход к управлению сферой ЖКХ Финляндии эффективно обеспечивает социальное качество жизни населения.
Фактически это бизнес, но принципы функционирования данной сферы социальных услуг отличаются от российских сокращением расходов, экономией всех видов ресурсов и перманентным внедрением инноваций [7].
У собственников жилья существует право выбора во всем ассортименте предлагаемых услуг. Муниципалитеты мониторят данное право жильцов постоянно.
В большинстве западных стран жильцы объединяются в кондоминиумы и жилищные кооперативы (США и Канада); союзы и ассоциации (Швеция); акционерные общества (Финляндия).
Именно функциональные обязанности, а также индикаторы деловой активности позволяют определять единичное (частное), обобщенное и интегральное качество управления жилищно-коммунальной сферой.
Отдельные ученые [8] процесс определения социального качества жилищно-коммунальных услуг разделяют на такие подвиды:
1) оценка в системе;
2) экспертиза;
3) расчет степени качества отдельных жилищно-коммунальных услуг;
4) проверка каждого вида услуги.
Исходя из проведенного исследования зарубежного опыта управления ЖКК, можно выделить следующие принципы оценки результативности деятельности управленцев, принимающих важные для населения решения для России:
• умение работать в команде;
• снижение платы за услуги;
• учет деловой активности, коммерческой деятельности предприятий и структур ЖКХ;
• инновационность в системе управления;
• разнообразие пакетных услуг;
• акции, бонусы, скидки;
• объединение в союзы,ассоциации;
• социально-экономическая целесообразность предоставления разнообразных услуг ЖКХ;
• право выбора и контроль;
• мониторинг выбора;
• экономическая и социальная эффективность услуг ЖКХ в управлении.
Методика оценки социальных показателей качества ЖКУ должна быть понятной и прозрачной, а также простой в применении [9]. В этих целях предлагаем процессный подход (системное, экспертное, расчетное оценивание), который включает:
1. Модели «скидки», «амортизации», т. е. модернизацию системы управления ЖКУ, контролируемую в динамике, изменение подхода к управлению и оценке его эффективности.
2. Рейтинговую систему оценки результативности управления ЖКУ по индикаторам, которые разработаны в стране, с добавлением модели управления, расширения ассортимента пакетных услуг на рынке ЖКУ.
3. Внедрение единой инновационной системы оценки управления ЖКХ в целом по стране с учетом зарубежного опыта.
Необходимо проводить системное и расчетное оценивание по единой методике. Экспертную оценку результативности управления в ЖКХ необходимо поручить общественным организациям, работающим без вмешательства государственных, муниципальных органов власти. Ими могут быть собственники жилья или люди, имеющие жилье в найме. При этом оплату их труда целесообразно возложить на те компании, которым необходима общественная экспертиза.
Все это позволит создать реальную конкурентную среду на рынке ЖКХ, расширит выбор для потребителей данной услуги, повысит эффективность управленческого труда в данной сфере.
Источники
1. Инновационный менеджмент в российском бизнесе: Монография / А.В. Борщева [и др.]. М., 2019.
2. Разработка инструментария обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем при реализации стратегий инновационного развития: Коллективная монография / Е.В. Дмитриева [и др.]; под общ. ред. Т.О. Толстых. Воронеж, 2012. Ч. 2.
3. Зарубежный опыт управления многоквартирными домами. URL. http://maxpark.com/ community/4701/content/ 3451982 (дата обращения: 20.01.2018).
4. Косарев К.Э., Санталова М.С. Проблематика развития современного общества и его качество жизни // European Social Science Journal. 2015. № 1-2. С. 75-79.
5. Косарев К.Э., Санталова М.С. Оценка качества жизни населения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2016. № 1 (57). С. 119-125.
6. Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг как основная цель комплексной модернизации сферы ЖКХ // Политематический сетевой электронный научный электронный журнал КубГАУ. 2017. № 02 (126). С. 91-108.
7. Оценка функциональных элементов управления государственными финансами / А.З. Намитулина [и др.] // Вестник университета. 2020. № 10. С. 138-144.
8. Santalova M.S., KublanovA.M. Innovative activity and social quality of life in the regions of Russia // Social Science and Humanity. 2016. № 3. С. 109-113.
9. Features of the social institution management / V.I. Surat [et al.] // Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow: Series «Lecture Notes in Networks and Systems». 2020. С. 892-906.
IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: FOREIGN EXPERIENCE
Santalova M.S., Soklakova I.V., Gorlov V.V., Kublanov A.M.
SANTALOVA Marianna Sergeevna - doctor of economic sciences, professor, professor of the Department of economics and management, CHOU VO Academy of management and production, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
SOKLAKOVA Irina Vladimirovna - Ph.D. in economic sciences, associate professor, head of the Department of economics and management, CHOU VO Academy of management and production, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
GORLOV Viktor Vladimirovich - doctor of economic sciences, associate professor, professor of the Department of financial management of Gubkin Russian state University of oil and gas, professor of the Department of state and municipal procurement of the Moscow state University of management of the government of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
KUBLANOV Aleksej Mihajlovich - Ph.D. in pedagogic sciences, Federal state budgetary educational institution of higher education «Voronezh state Institute of physical culture», Voronezh, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the experience of selected countries (Canada, USA, Sweden, Finland, France, great Britain) in the management of social indicators of quality of life in the housing utility complex (HUC); the conclusion is that in Russia it is necessary to change the control system for the FCC and the evaluation of management effectiveness. It is revealed that. the US experience is focused on effective achievements in this area; the UK experience allows us to highlight the constantly updated " standards of the greatest value of public services"; the Swedish experience suggests using models of housing and communal services management that interact with the authorities. It was revealed that in Finland housing and communal services (housing and utilities) is a business.
In the research the principles of assessing the performance of managers taking important public decisions in the housing sector, examines not only economic but also social efficiency of housing services in the office. It is proposed to apply the process approach the efficiency of the management of HMO (system, expert, calculation and estimation), the model «discounts», model «depreciation», to introduce a unified system of assessment of housing management in the whole country, taking into account international experience. Expert evaluation of management efficiency in housing should be charged to public organizations, operating without the intervention of the state, municipal authorities, for example, homeowners or people with housing in hiring, which will create a competitive environment in the market of housing and communal services will lead to greater choice for consumers and improve the efficiency of managerial labor in this field.
Keywords: housing and communal complex (HCC); indicators of management performance, "standards of the highest value of public services", model "discounts", model "depreciation", social quality of life, housing and communal services.
For citation: Santalova M.S., Soklakova I.V., Gorlov V.V., Kublanov A.M. Improving the effectiveness of management in the field of housing and communal services: foreign experience. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 4 (51). P. 223-229. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-4-223-229.
References
1. Innovative management in Russian business: Monograph / A.V. Borshcheva [et al.]. M., 2019.
2. Development of tools for ensuring the competitiveness of socio-economic systems in the implementation of innovative development strategies: Collective monograph / E.V. Dmitrieva [et al.]; ed. by T.O. Tolstykh. Voronezh, 2012. Part 2.
3. Foreign experience in managing apartment buildings. URL: http://maxpark.com/ community/4701/content/ 3451982 (accessed: 20.01.2018).
4. Kosarev K.E., Santalova M.S. Problems of development of modern society and its quality of life. European journal of social Sciences. 2015. No. 1-2. P. 75-79.
5. Kosarev K.E., Santalova M.S. Assessment of the quality of life of the population. Bulletin of the Belgorod University of cooperation, Economics and law. 2016. No. 1 (57). P. 119-125.
6. Larin S.N., Khrustalev E.Yu. Improving the quality of housing and communal services as the main goal of comprehensive modernization of the housing and utilities sector. Polythematic network electronic scientific electronic journal of Kubgau. 2017. No. 02 (126). P. 91-108.
7. Evaluation of functional elements of public Finance management / A.Z. Namitulina [et al.]. Bulletin of the University. 2020. No. 10. P. 138-144.
8. Santalova M.S., Kublanov A.M. Innovative activity and social quality of life in the regions of Russia. Sociology and humanity. 2016. No. 3. P. 109-113.
9. Features of social institutions management / V.I. Surat [et al.]. Scientific and technical revolution: yesterday, today and tomorrow: Series «Lecture notes in networks and systems». 2020. P. 892-906.