Научная статья на тему 'Повышение результативности работы с проблемной задолженностью'

Повышение результативности работы с проблемной задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТОРСКИЕ АГЕНТСТВА / DEBT COLLECTION AGENCIES / ЗАЁМЩИКИ / BORROWERS / ОТДЕЛЫ ВЗЫСКАНИЯ / CREDIT RECOVERY DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коркушко Марина Владимировна

В статье анализируются направления совершенствования российской практики, касающейся работы отделов взыскания в банках, а также взаимодействия банков с коллекторскими компаниями. Автором приводятся примеры из международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers approaches aimed at developing Russian practice, concerning performance of credit recovery departments in banks as well as interaction between banks and collection companies. Author provided examples from international experience.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности работы с проблемной задолженностью»

нова Т.А., Уваров С.А. «Попутный нефтяной газ в Росии: «Сжигать нельзя, перерабатывать!» Аналитический доклад об экономических и экологических издержках сжигания попутного нефтяного газа в России. - М. Всемирный фонд дикой природы(WWF), 2013. - 88 с.

З.Леушева Е.Л., Моренов В.А. Система комплексного снабжения нефтегазопромыслов с использованием нефтяного газа в качестве энергоносителя. - ж. Нефтяное хозяй-

ство, 2015, № 4, с. 96 - 100.

4.Охрана окружающей среды в России. Статистический сборник./ Росстат. - М., 2014.

5.Российский статистический ежегодник. Статистический сборник /Росстат. www.gks.ru (при ссылке указывается год выхода сборника, при необходимости указывается номер таблицы).

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Коркушко Марина Владимировна

аспирантка кафедры «Банки и банковский менеджмент», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются направления совершенствования российской практики, касающейся работы отделов взыскания в банках, а также взаимодействия банков с коллекторскими компаниями. Автором приводятся примеры из международного опыта.

ABSTRACT

The article considers approaches aimed at developing Russian practice, concerning performance of credit recovery departments in banks as well as interaction between banks and collection companies. Author provided examples from international experience.

Ключевые слова: Коллекторские агентства, заёмщики, отделы взыскания

Keywords: Debt collection agencies, borrowers, credit recovery departments

Кредитование за период с 2007г. по 2016г. выросло более чем в 5 раз, что обуславливает повышенное внимание к деятельности банков, касающейся взаимодействия с клиентами и управления проблемной задолженностью [1]. Однако уже сейчас можно говорить, что, несмотря на рост кредитования, эффективность работы подразделений, отвечающих за реструктуризацию и взыскание задолженности, весьма сомнительна.

Правила работы служб взыскания в банках отсутствуют, всё ограничивается лишь документами, предусмотренными уставом каждой кредитной организации. Это касается не только правил взаимодействия с должником, но и проверки их соблюдения, а также поведения сотрудников в отношении заёмщиков. В рамках большой организации жалобы заёмщиков на сотрудников могут просто не дойти до соответствующих руководителей отделов либо может оказаться, что такое поведение ими поощряется. Нарушение правил корректной работы с должниками ведёт к отказу клиента взаимодействовать и к передаче дела в суд.

Очень часто в банках отсутствует налаженное взаимодействие подразделений. Вместо того чтобы получить помощь по всем интересующим его вопросам после звонка из службы взыскания, заёмщик вынужден долгое время ждать ответа на свой запрос, совершать звонки повторно, общаться с разными подразделениями. Причина нередко в том, что внутренняя структура банка везде различна, и часто должники теряют время на выяснение организационных вопросов, пока их задолженность растёт и, возможно, без их ведома передаётся в коллекторское агентство.

Особую важность в сложившихся условиях приобретает взаимодействие со службой взыскания подразделения, отвечающего за реструктуризацию. Многие банки предоставили руководителям отдела взыскания право оперативно принимать решения по заявлениям на реструктуризацию само-

стоятельно либо по согласованию с комитетом по проблемным ссудам. Время на принятие решения при этом должно уменьшаться, а результативность — расти. То же самое касается взаимодействия коллекторского агентства с банком по вопросам изменения графика погашения долга.

Представляется, что превентивной мерой по предупреждению образования просроченной задолженности может выступать установление ЦБ правил взаимодействия заёмщика и банка в ситуации, когда заёмщик обнаруживает, что не может совершать платежи по кредиту. Особое отражение в этих правилах должны найти:

- временные интервалы, в течение которых рассматривается заявление на реструктуризацию;

- наказание банка за несоблюдение указанных интервалов. В качестве наказания может выступать гарантиро-ванность проведения реструктуризации на первоначально предложенных условиях заёмщика, отражённых в заявке на реструктуризацию.

Следует отметить, что не только в России нет законодательного регулирования внутренних банковских практик взыскания долгов. Мировой опыт коллекторской деятельности насчитывает десятки лет, но по-прежнему не было введено ни одной нормы, относящейся к внутреннему взысканию. Так, в США работники отдела взыскания не относятся к коллекторам, если не занимаются взысканием долгов для других организаций на основании взаимного соглашения, и это не является их основным бизнесом [3, C.25]. Следовательно, нормы и правила взаимодействия с заёмщиками, применяемые коллекторскими агентствами на них не распространяются. Но в последнее время все больше внимания уделяется законодательному ужесточению норм и правил работы коллекторов в США. Так, на под обсуждение попал вопрос внесения поправок в законодательство о коллекторах [Fair Debt Collections Practices Act] для регулирования

работы отделов взыскания в банках. Если эта тема стала краеугольной в передовых странах с развитой коллектор-ской деятельностью, значит, и в России необходимо обратить повышенное внимание на эту проблему.

Безусловно, кредитные организации находятся под надзором Центрального Банка. Однако, не проводится никаких проверок работы служб взыскания, хотя, как известно, недобросовестные действия банков легче обнаружить.

Несмотря на отсутствие правовой базы для работы отделов взыскания в кредитных организациях, во многих странах постоянно анализируется и совершенствуется практика работы с коллекторскими агентствами. Причём происходит это не только на уровне банков, но и на уровне государственных органов.

В 2013г. Федеральное Агентство США по контролю и регулированию банковской деятельности [Office of the Comptroller of the Currency] - выделило самый передовой опыт банков по продаже портфеля долгов коллекторам. Вот примеры некоторых рекомендаций [4, с.7-8]:

- Создание комитета по надзору с целью мониторинга коллекторского агентства. Это поможет выработать согласованную схему управления всеми долгами клиентов в пределах банка;

- Использование системы показателей для оценки коллекторского агентства. Таким образом определяется законодательный и репутационный риск покупателя долга1, принимаются во внимание жалобы клиентов, судебные разбирательства и прочее.

- Ограничение перепродажи долга коллекторским агентством в дальнейшем другим коллекторским агентствам в соответствии с договором.

- Поддержка информационных систем по управлению качеством. В этом случае составляется соответствующая внутрибанковская отчётность, в которой будут отслеживаться цены и объёмы продаж долгов, случаи перекупки и др.

- Поддержка документального и бухгалтерского учёта долгов. Это предполагает уверенность в полноте предоставляемой информации о долгах перед их продажей.

- Использование ограничительной стратегии в отношении судебных разбирательств. Выбор коллекторских агентств, поддерживающих эту стратегию, или использующих эту же стратегию при выборе дальнейших покупателей долга и др.

Можно заметить, что в США большое внимание уделяется репутационным рискам. Однако, причины этого внимания кроются в недостаточно тщательном отборе банками и коллекторскими агентствами компаний для сотрудничества

Отдельного комментария заслуживает ограничение перепродажи долга в дальнейшем. Это позволяет банку контролировать практику взыскания, используемую конечным звеном в цепочке работы с долгом и в случае судебных разбирательств подтвердить законную силу произошедшей передачи долгов.

Безусловно, внедрение этих процедур потребует расходов от кредитной организации, однако, следует учесть, тот факт, что в США большинство продаж портфелей сосредоточено в 19 крупнейших банковских организациях, среди которых 5 производят в среднем 82% продаж долгов в год. Каждый год этими 19 банковскими группами продаётся око-

ло 37 млрд.$ [3, C.25]. В этой связи целесообразно внедрение повышенного контроля за процедурой продажи долгов в крупных структурах.

В России 63% всей просроченной задолженности физических лиц и 80% задолженности юридических лиц сосредоточено в первых 20 банках по размеру активов на 2014г. [2]. Поэтому Центральный Банк должен уделять не меньшее внимание вопросу взаимодействия коллекторских организаций и банков. Если закона о коллекторской деятельности до сих пор не принято, это не означает, что Центральный банк не должен контролировать взаимодействие с коллекторами со стороны банка.

Так, до сих пор не определены принципы работы с коллекторами среди кредитных организаций, необходимые процедуры при выборе коллектора, не выделены рекомендации по разработке каждым банком политики взаимодействия с агентствами, а также выбора подразделений за этой отвечающих. В текущей ситуации в России с каждым годом увеличивается портфель продаваемых коллекторам долгов, и очевидно, что тщательного отбора покупателя долга практически не проводится. Коллекторское агентство не отождествляется с самим банком, однако, может испортить впечатление от работы с ним. В соответствии с российской практикой, заёмщик не будет отказываться от кредитов, а может лишь прекратить сотрудничество с конкретным банком. Однако в дальнейшем он не застрахован при пропуске платежей другого банка столкнуться с ситуацией подобных злоупотреблений со стороны уже другого коллекторского агентства. В результате в отсутствие тщательного отбора коллекторских агентств банками, страдают не только заёмщики, но и работа всей отрасли. Многочисленные судебные тяжбы, отказы заёмщиков сотрудничать, нарушения прав граждан осложняют работу отрасли.

На наш взгляд, выбор надёжного агентства по сбору долгов является первостепенной обязанностью банка перед заёмщиками. Это связано с фактом отсутствием у заёмщика возможности самостоятельного выбора коллекторского агентства. Следовательно, ответственность за злоупотребления коллекторов должна ложится на банк.

Банковская система нуждается в стандартах качества, касающихся не только деятельности служб взыскания в банках, но также и взаимодействия отделов взыскания в коллекторскими агентствами. Эффективность работы с проблемными кредитами повысится лишь в том случае, если банки начнут совершенствовать работу с заёмщиками через собственные отделы взыскания или путём выбора надёжного коллекторского агентства.

Список литературы:

1. Данные об объёмах кредитов, депозитов и прочих размещённых средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям.// Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения : 21.04.16)

2. Отдельные показатели деятельности кредитных организаций (по группам кредитных организаций, ранжированных по величине активов)// Центральный банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения : 21.04.16)

3. Other Consumer Protection Laws and Regulations.

1 в США долги заёмщиков могут быть куплены специальными компаниями, которые потом либо перепродают, либо сдают долги на аутсорсинг коллекторским агентствам по выгодной для себя цене.

Comptroller's Handbook. // Comptroller of the Currency Administrator of National Banks. 2009. P.25. - URL: http://www. occ.treas.gov/publications/publications-by-type/comptrollers-handbook/other.pdf (дата обращения: 21.04.16)

4. Statement of the Office of the Comptroller of the Currency-Provided to the Subcommittee on Financial Institutions

and Consumer Protection Senate Committee on Banking, Housing, and Urban Affairs-"Shining a Light on the Consumer Debt Industry //-Comptroller of the Currency Administrator of National Banks. 2013. Pp.2, 7-8. URL: http://www.occ.toas. gov/news-issuances/congressional-testimony/2013/pub-test-2013-116-oral.pdf (дата обращения: 21.04.16)

ECONOMIC ASSESSMENT OF PRODUCING LIQUID FUELS FROM

COAL

Kuzmina Tatiana Ivanovna

Doctor of Economics, Professor of Business management department, Moscow State University of Mechanical Engineering, Moscow

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ИЗ

УГЛЕЙ

Кузьмина Татьяна Ивановна

Доктор экон. наук, профессор кафедры управления предприятием, Московский государственный машиностроительный университет, г. Москва,

АННОТАЦИЯ

В статье обоснована актуальность рассмотрения альтернативных источников сырья для производства жидкого топлива для транспорта и других энергетических установок. Дана экономическая оценка производства жидкого топлива из углей. Результаты оценки свидетельствуют о целесообразности использования углей в качестве сырья для производства жидкого топлива.

ABSTRACT

The article justifies the urgency of consideration of alternative sources of raw materials for production of liquid fuel for transport and other power facilities. The economic evaluation of the production of liquid fuels from coal is given as well. The evaluation results indicate the feasibility of using coal as raw material for production of liquid fuels.

Ключевые слова: Экономическая оценка, уголь, жидкое топливо из углей.

Keywords: Economic evaluation, coal, liquid fuel from coal.

Continued growth of demand for liquid fuel is mainly caused by development of all means of transport for which it is required and will be having no alternative for a long time to go. Some types of liquid fuels are also used by power plants producing heat and electricity.

Traditional raw material for these fuels is oil. In the long term, due to the relative scarcity of oil reserves in Russia and its significant supply to foreign markets, provision our country with motor fuel based on oil refining may become problematic. In this regard, a problem of increasing liquid fuel resources grows currently important. Firstly, it is necessary to increase the coefficient of light oil recovery from crude oil.

Liquid fuel resources can also be increased by involvement of non-traditional sources of raw materials. In Russia oil shale, tar sands, and various grades of coal can be used as such sources. Based on the balance reserves of these raw materials, the construction of industrial enterprises seems to be possible.

The largest source of raw material for production of synthetic liquid fuel is black and brown coal, reserves of which is 202 205 million tons in Russia. The experts recognize the Kansk-Achinsk brown coal as first-ranking raw material; a power facility of any capacity may be constructed for a long-term operation on their basis. For these coals a new technology of liquid fuels production have been developed, based on the method of hydrogenation.

Production of synthetic liquid fuels from coal on an industrial scale enjoyed relatively extensive development before World War II. Thus, in Germany there was a whole industry, which consisted of sixteen plants, including twelve of them produced

fuel on the basis of direct coal liquefaction by hydrogenation, and four - by coal gasification and gas synthesis. In 1944, these plants produced 5 million tons of motor fuel.

In the Soviet Union during the Great Patriotic War and the postwar period 3 coal devolatilization plants were commissioned in Cheremkhovo, Leninsk-Kuznetsky and Angrsk, where liquid fuels were produced by hydrogenation of tar obtained by devolatilization of coals of Cheremkhovo and Kuznetsk.

Industrial enterprises built in USSR, as well as in other countries, were intended mainly to produce synthetic liquid fuel that would meet the requirements of the motor park and able to compete with similar products from petroleum in the context of economic indicators. For domestic plants the task set was impossible to complete either in terms of the qualitative characteristics of the fuel obtained, or in the field of economics of production.

Currently, in RSA there is an enterprise producing liquid fuels and chemicals from coal, in which the technology is based on a combination of two methods: coal gasification and gas synthesis into liquid products according to Fischer-Tropsch method. The first phase of this enterprise (Sasol-1) with capacity of 0.4 million tons of liquid products was introduced in 1955; the second (Sasol-2) with capacity of 2 million tons - in 1981; and the third (Sasol-3) with the same volume of production (2 million tons) - in 1983. This company uses more than 30 million tons of lignite per year and ensures more than half of the country's demand for liquid fuels.

The Russian organizations of the Ministry of Energy (FFI,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.