ДИРЕКТОРСКИИКЛУБ6
УдК 663.4
I Повышение рентабельности работы пивоваренного завода
А. Пилипенко
Руководитель департамента продаж и маркетинга компании ООО «РИФИНГ»
Ключевые слова: бутилированная вода; квас; пивоваренный завод; рентабельность; себестоимость.
Keywords: brewery; profitability; cost price; bottled water; kvass.
Последние два года для пивоваренной отрасли стали «черной полосой». На законодательном уровне пивоваров обязали покупать лицензию, подняли акцизы, приравняли пиво к водке. Все это негативно влияет как на существующих игроков пивного рынка, так и на инвестиционную привлекательность пивной отрасли в виде создания новых пивных производств. Рынок затаился. Кто-то принял решение оставить пивной бизнес. Другие просто ждут и пытаются приспособиться к сложившимся условиям.
В такой ситуации жестко встает вопрос о рентабельности бизнеса. В настоящее время средняя себестоимость 1 л пива с учетом акциза составляет 35 руб. с НДС (используем финский светлый солод типа «Pilsner», хмель немецкий гранулированный сорт «Перле 90», дрожжи «Fermentis»). Для малых и средних пивоваренных заводов основной рынок сбыта состоял из мелкорозничных точек продаж «живого пива». За счет невысокой отпускной цены и качества продукта они «держали» потребителя и обеспечивали свою рентабельность благодаря объему реализации. Теперь же этот сегмент рынка будет закрыт. Возникает исконно русский вопрос — что делать? Вопрос «кто виноват?» — обсуждать не будем. Ответ очевиден. Так вот, есть несколько выходов:
1) приспособиться к требованиям ФЗ-171 и налаживать отношения с местными торговыми точками, отвечающими требованиям данного закона, или открывать свои;
2) пробовать продажи через крупные
торговые сети на местном уровне;
3) уходить в сегмент HoReCa;
4) диверсифицировать свою продуктовую линейку.
Первый способ будут использовать все. Второй способ тернист и труден — не каждый пройдет его до конца. Третий способ — привлекателен и хорош для крупных городов с развитой системой HoReCa. Четвертый наиболее привлекателен в сложившейся ситуации. На самом деле, конечно, необходимо использовать все четыре возможности для повышения рентабельности бизнеса.
Более подробно остановлюсь на расширении продуктовой линейки предприятия. Что можно выпускать на пивзаводе помимо самого пива?
Первое — бутилированную воду. От 0,5- до пятилитровых бутылей. Система водоподготовки уже есть, остается купить оборудование по выдуву, розливу и этикетировке (можно б/у). Рынок бутилированной воды развивается и пускает новых игроков. Дальше можно поиграть со вкусом воды (провести купажирование), сделать ее газированной (добавить карбонизатор).
Второе — это наладить производство кваса. Для производства кваса применяется то же самое оборудование пивзавода, на котором варят и пиво. Например, при производстве кваса из ККС (концентрат квасного сусла) в качестве сироповарочного котла можно использовать существующий заторно-сусловарочный аппарат. Водогрейная емкость у вас есть. В качестве емкости для хранения сиропа подойдет любая с наличием паровой рубашки. Для процессов брожения,
охлаждения, выдержки, осветления и купажирования кваса прекрасно подойдут ЦКТ (цилиндроконические танки) и бродильные емкости для пива со сферическими днищами. Таким образом, вы можете с самыми минимальными затратами начать выпуск кваса. Кстати, для приготовления кваса можно использовать пивные дрожжи, с какими вы привыкли работать.
Для принятия решения о начале производства кваса вам следует решить следующие вопросы:
1) изучить местный рынок кваса, оценить объем спроса;
2) на основе анализа рынка определиться с объемами производства и видом тары (кеги, ПЭТ, форфасы, бочки);
3) составить план модернизации производства (дополнительные емкости, увеличение мощности холодильного отделения, расширение С1Р и т. д.).
Чем привлекателен выпуск кваса:
1) себестоимость кваса из ККС составляет от 6 до 8 руб. на 1л с НДС;
2) сроки — квас готов к розливу через 3 дня (в отличие от пива, где цикл составляет от 20 до 60 дней);
3) у потребителя стал возрождаться интерес к «живому» квасу, спрос на квас стал стремительно расти;
4) в настоящее время рынок кваса демонстрирует ежегодный стабильный рост. Динамика роста в ближайшие годы составит 20-30% в год. Это характерно для быстрорастущего рынка. Для сравнения: пивная отрасль за последние кризисные годы вообще показывала отрицательные результаты. Интерес к квасу проявили и традиционные крупные производители пива (завод им. Степана Разина, «Балтика», «Очаково» и т. д.) — на сегодняшний день большинство пивоваренных компаний в своих планах по развитию предприятия имеют пункт по выпуску кваса. Это и понятно, так как квас — продукт, в разы более рентабельный, чем пиво. Однако здесь следует учесть четко выраженную сезонность кваса. Хотя крупные пивобезалкогольные холдинги уже начинают формировать всесезонную культуру потребления кваса (в этом они немало помогают малым и средним производителям кваса).
На квас ФЗ-171 пока не распространяется. Действуйте. Меняйтесь. Приглашаем вас занять свое место на рынке кваса! &
4 ПИВО и НАПИТКИ 5 • 2012