Научная статья на тему 'Повышение производительности обработки кредитных заявок'

Повышение производительности обработки кредитных заявок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / КРЕДИТНАЯ ЗАЯВКА / AUTOMATION / BUSINESS-PROCESS / PERFORMANCE / LOAN APPLICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудаев А. В., Каплина А. С.

Предлагается автоматизировать банковский бизнес-процесс обработки кредитных заявок, проверки платежеспособности и выдачи кредита заемщику с целью повышения производительности данного бизнес-процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE RISE IN PROCESS OF LOAN CHECKING

The main idea of this article is to demonstrate that automation of a banking business-process (process of loan checking, in particular), increases the performance of this process gradually.

Текст научной работы на тему «Повышение производительности обработки кредитных заявок»

Кредитная организация, Банк, Оператор РНиП

Платежный агент

-Запрос на экспорт каталога услуг------------►

М------------Подтверждение выгрузки начислений-

М--------Подтверждение загрузки факта оплаты-

Рис. 1. - Участники взаимодействия кредитных организаций через РНиП

Стоит упомянуть об универсальности взаимодействия. Разрабатываемое решение позволит осуществлять информационное взаимодействие с любыми информационными системами банка [3 - 8] с использованием универсального адаптера. Обмен сообщениями с адаптерами может осуществляться как через web-сервис, так и с использованием подключения к базе данных, таких как, например, Oracle или Microsoft SQL.

Литература

1. Департамент информационных технологий Москвы. URL: http://dit.mos.ru/. (дата обращения: 21.11.2014).

2. «Неофлекс». Официальный сайт URL: http://www.neoflex.ru/. (дата обращения: 21.11.2014).

3. Минаков В. Ф., Корчагин Д. Н., Король А. С., Галстян А. Ш., Азаров И. В. Оптимизация автоматизированных систем межбанковских расчетов // Финансы и кредит. - 2006. - № 20 (224). - С. 17-21.

4. Артемьев А. В., Минаков В. Ф., Макарчук Т. А. Управление обучением персонала коммерческого банка: Эффекты. Синергия // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2013. - № 3. - С. 11-15.

5. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 181-185.

6. Барабанова М. И., Воробьев В. П., Минаков В. Ф. Экономико-математическая модель динамики дохода отрасли связи России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. - № 4 (82). - С. 24-28.

7. Лобанов О. С., Минаков В. Ф., Артемьев А. В. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 67-68.

8. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 69-70.

References

1. Departament informacionnyh tehnologij Moskvy. URL: http://dit.mos.ru/. (data obrashhenija: 21.11.2014).

2. «Neofleks». Oficial'nyj sajt URL: http://www.neoflex.ru/. (data obrashhenija: 21.11.2014).

3. Minakov V. F., Korchagin D. N., Korol' A. S., Galstjan A. Sh., Azarov I. V. Optimizacija avtomatizirovannyh sistem mezhbankovskih raschetov // Finansy i kredit. - 2006. - № 20 (224). - S. 17-21.

4. Artem'ev A. V., Minakov V. F., Makarchuk T. A. Upravlenie obucheniem personala kommercheskogo banka: Jeffekty. Sinergija // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2013. - № 3. - S. 11-15.

5. Minakov V. F., Lobanov O. S. Koncepcija oblachnogo informacionnogo prostranstva ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti regiona // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 3. - S. 181-185.

6. Barabanova M. I., Vorob'ev V. P., Minakov V. F. Jekonomiko-matematicheskaja model' dinamiki dohoda otrasli svjazi Rossii // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i finansov. - 2013. - № 4 (82). - S. 24-28.

7. Lobanov O. S., Minakov V. F., Artem'ev A. V. Oblachnye tehnologii v ispolnitel'nyh organah gosudarstvennoj vlasti Sankt-Peterburga // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 6768.

8. Minakov V. F., Minakova T. E. Informacionnoe obshhestvo i problemy prikladnoj informatiki // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 69-70.

Кудаев А.В. \ Каплина А.С. 2

1 Студент, 2 студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОБРАБОТКИ КРЕДИТНЫХ ЗАЯВОК

Аннотация

Предлагается автоматизировать банковский бизнес-процесс обработки кредитных заявок, проверки платежеспособности и выдачи кредита заемщику с целью повышения производительности данного бизнес-процесса.

Ключевые слова: автоматизация, бизнес-процесс, производительность, кредитная заявка.

Передача информации об уплате услуги и/или оплате начислений

-Запрос на импорт факта оплаты-----------------►

Адаптер на стороне клиента ИС КО, банка, платежного агента- Web- сервисы РНиП

Получение информации о начислениях и реквизитов услуг

-Запрос на экспорт начислений------------►

Адаптер на стороне клиента ИС КО, банка, платежного агента- Web- сервисы РНиП

Адаптер на стороне клиента ИС КО, банка, платежного агента- Web- сервисы РНиП

М----------Подтверждение выгрузки каталога услуг

Получение данных каталога услуг участников-поставщиков

31

Kudaev A.V. \ Kaplina A.S. 2

'Student, 2student, St. Petersburg State University of economics PERFORMANCE RISE IN PROCESS OF LOAN CHECKING

Abstract

The main idea of this article is to demonstrate that automation of a banking business-process (process of loan checking, in particular), increases the performance of this process gradually.

Keywords: automation, business-process, performance, loan application.

Коммерческие банки в последние годы пытаются выжить под давлением жесткой конкуренции, санкций и новых требований лицензирования. Банки привлекают заемщиков в основном путем изменения процентных ставок и сроков кредита. Однако, повышение производительности обработки заявок на кредит как способ привлечения заемщиков актуален как никогда. Обработка кредитных заявок производится в трех подразделениях банка: Front office, Back office, экономической безопасности (ДЭБ). Данный бизнес-процесс описан в таблице 1 (задачи выполняются последовательно).

Таблица 1 - Бизнес-процесс «Обработка кредитных распоряжений»

Подразделение Неделимый процесс

Back office Запрос на обработку кредитного распоряжения в НБКИ

Проверка платежеспособности: расчет з/п за последние 6 месяцев

Ввод заявки в базу данных

ДЭБ Разбиение распоряжений на две категории, в зависимости от суммы кредита

1-я категория: требует выезд для уточнения данных по кредиту (сумма превысила утвержденную банком отметку)

2-я категория: требует произвести звонок для уточнения данных по кредиту (сумма ниже утвержденной банком отметки)

Занесение результатов в базу данных

Front office Ожидание распоряжения в электронной очереди

Проверка и прием необходимых документов

Редактирование распоряжения БД

Предоставление заемщику полной информации по кредиту

Согласование даты выдачи кредита

Back office Составление кредитного досье

Перечисление денежных средств на текущий счет

Бизнес-процесс, описанный в таблице 1, длится в среднем от 5 до 7 дней. Чтобы повысить производительность обработки заявок, имеет смысл автоматизировать неделимые процессы, приведенные в таблице 1. Для оценки адекватности предлагаемых преобразований автоматизируем [1-4] задачи бизнес-процесса «Обработка кредитных распоряжений» без включения процессов подразделения Front office и сравним преобразованные задачи с таблицей 1. Результат автоматизации последовательных неделимых процессов продемонстрирован на рис. 1 (нотация BPMN, продукт BizAgi).

Теперь сравним производительность процессов, приведенных в таблице 1, с производительностью автоматизированных процессов рис. i.

Рис. 1 - Автоматизированный процесс обработки кредитных заявок

32

После поступления кредитных распоряжений работникам Back office теперь не требуется вручную отправлять запрос в НБКИ - автоматизированная система осуществляет это сама. Далее, система помечает кредитные распоряжения, определяя их либо в первую, либо во вторую категорию. В противном случае, сотрудники ДЭБа будут вынуждены сами распределить распоряжения по категориям, как было продемонстрировано в таблице 1. После этого система по формуле проверяет платежеспособность заемщика и либо формирует отказ в кредите, либо заносит распоряжение в базу данных, если эти процессы не автоматизировать, то проверять платежеспособность и вносить изменения в базу данных будут сотрудники Back office вручную. Сравним производительность процессов в таблице 2.

Таблица 2. Сравнение производительности бизнес-процессов

Количество кредитных заявок 30 кредитных заявок формируют 30 кредитных распоряжений

Бизнес-процесс Три сотрудника Back office последовательно обрабатывают по 10 распоряжений каждый. Обработка одного распоряжения занимает 30-40 минут. 30 (распр.) * 30 до 40(мин) = от 15 до 20 часов

Автоматизированный бизнес-процесс Одна автоматизированная система обрабатывает 30 распоряжений. Обработка одного распоряжения занимает 21 минуту. Более того, система может отправить запрос на обработку по второму распоряжению в НБКИ, не получив результаты обработки первого распоряжения. Тем не менее, предположим, что система получает задание на обработку раз в 21 минуту. Тогда: 30 (распр.) * 21(мин) = 10,5 часов (максимум)

Литература

1. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2014. - № 21 (1). - P. 190-196.

2. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 181-185.

3. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 69-70.

4. Лобанов О. С., Минаков В. Ф., Артемьев А. В. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 67-68.

References

1. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2014. - № 21 (1). - P. 190-196.

2. Minakov V. F., Lobanov O. S. Koncepcija oblachnogo informacionnogo prostranstva ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti regiona // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 3. - S. 181-185.

3. Minakov V. F., Minakova T. E. Informacionnoe obshhestvo i problemy prikladnoj informatiki // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 69-70.

4. Lobanov O. S., Minakov V. F., Artem'ev A. V. Oblachnye tehnologii v ispolnitel'nyh organah gosudarstvennoj vlasti Sankt-Peterburga // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 6768.

Карпов А.В.1, Мазикова Е.В.2

Магистрант1; кандидат экономических наук, доцент2, Тюменский Государственный Университет РОЛЬ СИСТЕМЫ КРУПНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье раскрыто определение роли систем крупных электронных платежей в режиме реального времени для экономики.

Ключевые слова: клиринг, электронные платежи, реальное время, экономика.

Karpov A.V.1, Mazikova E.V.2

Undergraduates1; candidate economic sciences, Associate Professor2, Tyumen State University ROLE OF MAJOR ELECTRONIC PAYMENTS IN REAL TIME FOR ECONOMY

Abstract

In the article the definition of the role of the major electronic payment systems in real time for the economy.

Keywords: clearing, electronic payments, real time, the economy

Электронные платежи - это строго регламентированный процесс работы со счетами, который обеспечивается и контролируется специализированным банковским программным обеспечением.

Этот процесс не имеет никакого отношения к перемещению реальных денежных масс, а только лишь отражает на счетах финансовых и иных организаций обязательства, по которым они должны выплатить определенные суммы или получают денежные средства. Ввод и вывод реальных денежных средств осуществляется с помощью банковских структур, а деньги, лежащие на счетах, это всего лишь цифры, которыми и оперируют с помощью системы электронных платежей и специализированного программного обеспечения.

Электронные деньги особенно полезны и удобны при осуществлении массовых платежей небольших сумм. Например, при платежах в транспорте, кинотеатрах, клубах, оплате коммунальных услуг, оплате различных штрафов, расчётах в интернете и т. д. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к получателю быстро.

Электронные деньги корректнее всего сравнивать с наличными деньгами, так как обращение безналичных денег обязательно персонифицировано, и известны реквизиты обеих сторон. В случае расчётов электронными деньгами достаточно знать реквизиты получателя денег.

Электронные деньги имеют следующие преимущества перед наличными деньгами:

- превосходная делимость и объединяемость — при проведении платежа не возникает необходимость в сдаче;

- высокая портативность — величина суммы не связана с габаритными или весовыми размерами денег, как в случае с наличными деньгами;

- очень низкая стоимость эмиссии электронных денег — не надо чеканить монеты и печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т. д.;

- не нужно физически пересчитывать деньги, эта функция переносится на инструмент хранения или платёжный инструмент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.