После поступления кредитных распоряжений работникам Back office теперь не требуется вручную отправлять запрос в НБКИ - автоматизированная система осуществляет это сама. Далее, система помечает кредитные распоряжения, определяя их либо в первую, либо во вторую категорию. В противном случае, сотрудники ДЭБа будут вынуждены сами распределить распоряжения по категориям, как было продемонстрировано в таблице 1. После этого система по формуле проверяет платежеспособность заемщика и либо формирует отказ в кредите, либо заносит распоряжение в базу данных, если эти процессы не автоматизировать, то проверять платежеспособность и вносить изменения в базу данных будут сотрудники Back office вручную. Сравним производительность процессов в таблице 2.
Таблица 2. Сравнение производительности бизнес-процессов
Количество кредитных заявок 30 кредитных заявок формируют 30 кредитных распоряжений
Бизнес-процесс Три сотрудника Back office последовательно обрабатывают по 10 распоряжений каждый. Обработка одного распоряжения занимает 30-40 минут. 30 (распр.) * 30 до 40(мин) = от 15 до 20 часов
Автоматизированный бизнес-процесс Одна автоматизированная система обрабатывает 30 распоряжений. Обработка одного распоряжения занимает 21 минуту. Более того, система может отправить запрос на обработку по второму распоряжению в НБКИ, не получив результаты обработки первого распоряжения. Тем не менее, предположим, что система получает задание на обработку раз в 21 минуту. Тогда: 30 (распр.) * 21(мин) = 10,5 часов (максимум)
Литература
1. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2014. - № 21 (1). - P. 190-196.
2. Минаков В. Ф., Лобанов О. С. Концепция облачного информационного пространства исполнительных органов государственной власти региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С. 181-185.
3. Минаков В. Ф., Минакова Т. Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 69-70.
4. Лобанов О. С., Минаков В. Ф., Артемьев А. В. Облачные технологии в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - С. 67-68.
References
1. Minakov V. F., Ilyina O. P., Lobanov O. S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2014. - № 21 (1). - P. 190-196.
2. Minakov V. F., Lobanov O. S. Koncepcija oblachnogo informacionnogo prostranstva ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti regiona // Jekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2014. - № 3. - S. 181-185.
3. Minakov V. F., Minakova T. E. Informacionnoe obshhestvo i problemy prikladnoj informatiki // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 69-70.
4. Lobanov O. S., Minakov V. F., Artem'ev A. V. Oblachnye tehnologii v ispolnitel'nyh organah gosudarstvennoj vlasti Sankt-Peterburga // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies. - 2014. - № 1-1 (20). - S. 6768.
Карпов А.В.1, Мазикова Е.В.2
Магистрант1; кандидат экономических наук, доцент2, Тюменский Государственный Университет РОЛЬ СИСТЕМЫ КРУПНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ
ЭКОНОМИКИ
Аннотация
В статье раскрыто определение роли систем крупных электронных платежей в режиме реального времени для экономики.
Ключевые слова: клиринг, электронные платежи, реальное время, экономика.
Karpov A.V.1, Mazikova E.V.2
Undergraduates1; candidate economic sciences, Associate Professor2, Tyumen State University ROLE OF MAJOR ELECTRONIC PAYMENTS IN REAL TIME FOR ECONOMY
Abstract
In the article the definition of the role of the major electronic payment systems in real time for the economy.
Keywords: clearing, electronic payments, real time, the economy
Электронные платежи - это строго регламентированный процесс работы со счетами, который обеспечивается и контролируется специализированным банковским программным обеспечением.
Этот процесс не имеет никакого отношения к перемещению реальных денежных масс, а только лишь отражает на счетах финансовых и иных организаций обязательства, по которым они должны выплатить определенные суммы или получают денежные средства. Ввод и вывод реальных денежных средств осуществляется с помощью банковских структур, а деньги, лежащие на счетах, это всего лишь цифры, которыми и оперируют с помощью системы электронных платежей и специализированного программного обеспечения.
Электронные деньги особенно полезны и удобны при осуществлении массовых платежей небольших сумм. Например, при платежах в транспорте, кинотеатрах, клубах, оплате коммунальных услуг, оплате различных штрафов, расчётах в интернете и т. д. Процесс платежа электронными деньгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу, деньги переходят от плательщика к получателю быстро.
Электронные деньги корректнее всего сравнивать с наличными деньгами, так как обращение безналичных денег обязательно персонифицировано, и известны реквизиты обеих сторон. В случае расчётов электронными деньгами достаточно знать реквизиты получателя денег.
Электронные деньги имеют следующие преимущества перед наличными деньгами:
- превосходная делимость и объединяемость — при проведении платежа не возникает необходимость в сдаче;
- высокая портативность — величина суммы не связана с габаритными или весовыми размерами денег, как в случае с наличными деньгами;
- очень низкая стоимость эмиссии электронных денег — не надо чеканить монеты и печатать банкноты, использовать металлы, бумагу, краски и т. д.;
- не нужно физически пересчитывать деньги, эта функция переносится на инструмент хранения или платёжный инструмент;
33
- проще, чем в случае с наличными деньгами, организовать физическую охрану электронных денег;
- момент платежа фиксируется электронными системами, воздействие человеческого фактора снижается;
- при платеже через фискализированное эквайринговое устройство торговцу невозможно укрыть средства от налогообложения;
- электронные деньги не нужно пересчитывать, упаковывать, перевозить и организовывать специальные хранилища;
- идеальная сохраняемость — электронные деньги не теряют своих качеств с течением времени;
- идеальная качественная однородность — отдельные экземпляры электронных денег не обладают уникальными свойствами (как, например, царапины на монетах);
- безопасность — защищённость от хищения, подделки, изменения номинала и т. п., обеспечивается криптографическими и электронными средствами [1].
В России, функции по построению подобной системы, возложены на Центральный Банк, как по причине относительной неразвитости банковского и финансового сектора, за небольшими исключениями (Сбербанк России, ВнешТоргБанк), лишенного сильных игроков, способных осознавать все возникающие риски и могущих построить под своей эгидой действенную клиринговую систему, так и в силу причин стратегического характера, требований защиты государственных интересов.
Экономико-политическая ситуация в России необходимо требует максимально возможной близкой интеграции расположенных на огромных по площади территориях экономических субъектов. Наличие возможности оперативно проводить расчеты с организациями, месторасположением отстоящих на многие тысячи километров, позволит национальной экономике функционировать как единое целое, уменьшит риски попадания отдельных ее секторов, как функциональных, так и региональных, под внешний контроль.
Определяющим фактором экономической состоятельности государства является устойчивость национальной валюты, ее привлекательность на мировых финансовых рынках в качестве резервной валюты. Низкие издержки на операции по расчетам в рублях, четкий и безупречный клиринг, развитые механизмы конвертации, повышают статус валюты страны и увеличивают ее привлекательность в качестве валюты расчетов при экспортно-импортных операциях.
Развитая система межбанковских электронных расчетов позволит банкам, нуждающимся в заемных средствах, получать своевременный доступ к кредитным ресурсам других банков - участников системы, развитость инфраструктуры электронных расчетов позволит осуществить выбор наиболее подходящей к текущему моменту схемы кредитования, условий займа, улучшить конкурентную среду на рынке межбанковского кредитования. Это же поможет банкам более рачительно распоряжаться привлеченными ресурсами, снизить объемы "лежащих без дела" высоколиквидных активов [2].
Возможной также функцией системы платежей в реальном времени может стать и противодействие рискам, порождаемым экономикой, с помощью заложенных в ней механизмов контроля и борьбы, способности к надежной изоляции возникающих проблемных ситуаций, препятствующей распространению негативных явлений по всей тесно связанной финансовой системе страны.
Создание национальной системы крупных электронных платежей обязательно привнесет в экономическую систему государства необходимость следования стандартам эффективности и рациональности осуществления экономических операций, оздоровит конкурентную среду, как в банковском секторе, так и в других отраслях экономики - промышленности, сфере услуг.
Литература
1. Годовой отчет Центрального Банка Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс] / http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psRF (Дата обращения 17.11.2014).
2. Мазикова Е.В., Налобин И.В. Проблемы аккумуляции сбережений населения во вклады коммерческих банков Российской Федерации в современных условиях // Проблемы устойчивого развития Российских регионов: материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - Тюмень. С. 98-100.
References
1. Godovoj otchet Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii za 2014 god [Jelektronnyj resurs] / http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psRF (Data obrashhenija 17.11.2014).
2. Mazikova E.V., Nalobin I.V. Problemy akkumuljacii sberezhenij naselenija vo vklady kommercheskih bankov Rossijskoj Federacii v sovremennyh uslovijah // Problemy ustojchivogo razvitija Rossijskih regionov: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Tjumen'. S. 98-100.
Кокорин A.O.
Руководитель программы “Климат и энергетика”, кандидат физико-математических наук, WWF России ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Аннотация
Проведено исследование экономических и экологических факторов, которые подразделяются на старые, которые действовали, когда у страны были обязательства по выбросам парниковых газов по Киотскому протоколу, и на новые, определяемые принципами нового соглашения ООН по проблеме изменения климата и действиями ведущих стран. Сравнительный анализ с другими странами BRICS показал, что такие факторы Киото как международная торговля квотами и сильные обязательства по выбросам сейчас не важны, их повторная активизация возможна через 10-15 лет. Важнейшим фактором остается повышение энергоэффективности. Рассмотрен широкий спектр новых факторов, среди которых адаптация к изменениям климата, отчетность по выбросам на уровне предприятий, цена углерода для долгосрочных бизнес-планов, национальные и локальные действия по углеродному регулированию. Россия идет по тому же пути климатической политики, что и другие страны BRICS, но в силу топливной направленности экономики отстает от них, временной лаг оценивается как 5-10 лет. Для ВИЭ временной лаг будет существовать еще многие годы. Другие факторы уже имеют предпосылки сокращения отставания. Реализация предпосылок требует инноваций, в частности, регулирования выбросов СО2 как инструмента внедрения новых технологий; а также мер адаптации.
Ключевые слова: Климатическая политика, выбросы СО2, экономические инструменты, энергоэффективность, адаптация к изменениям климата.
Kokorin A.O.
Head of the Climate and Energy Program, Ph. D in Physics and Mathematics WWF Russia ECONOMIC AND ENVIRONMENTAL FACTORS BEHIND RUSSIA’S CLIMATE POLICY DEVELOPMENT
Abstract
This research explores economic and environmental factors, which include old drivers that were in force when Russia had greenhouse gas emissions commitments under the Kyoto Protocol, and new factors that are determined by the principles of the new UN climate change agreement and activities of the leading economies. A comparative analysis with other BRICS countries has shown that Kyoto factors, such as international emissions trading or strong emission reduction commitments, are not important at the moment, their re-activation is possible in 10-15 years. However, energy efficiency remains a most important factor. A large variety of new factors have been explored, including adaptation to climate change, emissions reporting by enterprises, carbon pricing for long-term business plans, national and local carbon regulation. Russia is going by the same road in climate policy, as the other BRICS countries, yet is lagging behind due to its energy-oriented
34